Формирование познавательной активности младших школьников. Проблема познавательной активности и самостоятельности школьников Проблема исследования развития познавательной активности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема формирования познавательной активности младших школьников в условиях современного образовательного процесса

Блягоз Н.Ш.

Трушников В.В.

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

В настоящее время в российской действительности уже не актуален человек, владеющий определенным багажом знаний, умений и навыков. Обществу необходима личность, умеющая работать на результат, способная к определенным социально значимым достижениям, особую актуальность приобретает развитие креативной социальной активности личности, ее умения оперативно и рационально перерабатывать информацию, находить нестандартные способы решения проблем. Решение этой задачи связано с формированием познавательной активности индивида в системе образования, начиная с младшего школьного возраста. Степень ее решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования, потому что в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, ответственности, самокритичности, силы воли. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Идея развития познавательной активности, познавательных способностей детей как залога успешности обучения были заложены в глубокой древности и анализировались Аристотелем, Сократом и др. Дальнейшее развитие проблема получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, в работах К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского.

Основы современного понимания природы активности человека заложены в работах М.Я. Басова, который рассматривает его как «деятеля в окружающей среде». Л.С. Выготский исследовал активность индивида сквозь призму исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности человека как специфической формы его активности. Р.С. Немов вводит понятие об «активности в сверхнормативной деятельности личности» . В наше время различные аспекты этой проблемы нашли отражение в трудах ученых 70-80х годов: Ш.А. Амонашвили, К.В. Бардина, И.Л. Баскаковой, B.C. Библера, М.Р. Битяновой, Д.Б. Богоявленской, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, С.А. Изюмовой, И.А. Кузьмичевой и др.

Проблема формирования познавательной активности возникла давно и до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательной активности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Познавательная активность - это сложное психолого-педагогическое явление. В словаре «Профессиональное образование» С.М. Вишнякова познавательная активность определяется как качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты . Анализ определений понятия «познавательная активность» (Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспарова, Е.С. Рапацевича и др.) позволил нам определить познавательную активность как свойство личности школьника, представляющее собой синтез его познавательных потребностей (познавательных мотивов) и познавательных возможностей (системы знаний и способов действия) и определяющее качество учебно-познавательной деятельности. Такой подход позволяет отметить родовую принадлежность познавательной активности как психолого-педагогического явления (личностное качество при условии ее устойчивости), ее сложную структуру (единство мотивационного, содержательного и процессуального компонентов) и основную функцию (повышение качества учебной деятельности).

Личность формируется в деятельности и понятие «познавательная активность» раскрывается через понятие «познавательная деятельность» - один из видов деятельности, заключающаяся в усвоении знаний, приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике.

Следует отметить, что ведущую роль в развитии младшего школьника играет учебная деятельность. Активность, проявляемая в учебной деятельности и направленная на познание окружающей действительности, называется познавательной. «Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося конечный результат которого заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом», -пишет Е.Коротаева . Можар Е.Н. предлагает учителю с целью развития у детей познавательной активности:

создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

использовать большой арсенал средств, для поддержания интереса к предмету;

концентрировать внимание на главном в учебном материале;

направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

избегать перегрузки учащихся;

принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

дифференцировать объем домашних заданий;

контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности .

Создать условия для развития личности ребенка - значит, сделать обучение субъектным. Условия субъектного обучения определяются автором как:

установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защита, умение слушать и слышать партнера готовность взглянуть на предмет общения с позиции партнера;

открытость знания, его неоднозначность, неабсолютность, личностное понимание;

проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу;

наличие смыслопоисковых операций: совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели;

самооценка собственной деятельности по достижению результата .

Познавательная активность учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что любая информация педагога, должна быть доступна, понятна и интересна детям, подобрана с учётом уровня развития детей и их способностей. Познавательная активность возникает, если информация:

заставляет задуматься;

подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;

является основой для формирования понятий, законов, правил;

нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;

ориентирована на использование в практической деятельности .

Не менее важную роль в формировании познавательной активности играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс учебной деятельности. Формирование познавательной активности происходит успешно, если процесс деятельности:

вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса:

сопровождается мыслями: «додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;

нацеливает на разрешение противоречий;

заставляет посмотреть на явление с другой стороны;

ориентирует на применение знаний в новых условиях;

включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи;

развивает воображение, смекалку, логику;

предполагает элементы исследования .

Активизация познавательной деятельности также предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания, которого можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Прежде всего, учитель с помощью различных приемов и упражнений стимулирует, активизирует каждый из этапов познания (реже - один или несколько). При этом педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность каждого школьника, и того, кто занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию. Соответственно, педагогическая тактика и стратегия учителя в разных случаях должна быть разной. Так, если учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, а включается в деятельность только под давлением педагога, то тактика учителя в данном случае должна быть основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Основным приемом, помогающим наладить отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, добрый ласковый тон и т.п.). При работе с такой категорией младших школьников учителю следует не ждать немедленного включения в работу, не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не перебивать во время ответа, задавая вопросы. Знать, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.

Другая категория детей - ситуативно-активная, проявляет интерес и активность лишь в определенных ситуациях, например, когда им интересно содержание урока или учитель применяет необычные приемы преподавания, что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, но при затруднениях также легко могут потерять интерес. Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися заключается в подкреплении их активного состояния в учебной деятельности процессе всей работы. Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, поэтому для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки, таблицы. При этом они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом). Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема не только при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А, испытав чувство успеха однажды, он захочет его повторить и для этого приложит определенные интеллектуально-волевые усилия.

Следующая категория учащихся - с активным отношением к познавательной деятельности. Эти дети систематически выполняют домашние задания, активно включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Главное достоинство этих учащихся - стабильность и постоянство. Но и эти учащиеся, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога, ибо порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с более слабыми учениками. Они постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить не за что-то «сверхурочное», а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала. Основными приемами, стимулирующими данных учащихся, являются все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», или «мозговой штурм», ролевые ситуации». Этих школьников можно подключать к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, предоставляя роль «эксперта», - считает Е.Коротаева. .

Среди младших школьников, есть, несомненно, обладающие творческим типом познавательной активности, с нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Именно эта категория детей часто создает проблемы в учебной деятельности. Деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается, прежде всего, в развитии у школьников потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут как отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, так и специальные творческие уроки, КВНы, спортклубы и т.д. Работая с детьми творческого типа, педагог должен помнить о равноправии: каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение.

Таким образом, познавательная активность - это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием субъективных и объективных факторов. Независимо от типа учебной активности все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или нет, а значит, в последствии стать креативной социально активной личностью.

познавательный обучение креативный личность

Литература

1. Можар, Е.Н. Учебно-познавательная активность школьников как воспитание учащейся и студенческой молодёжи (К 85-летию со дня рождения): материалы респ. науч. практ. конф. (Гомель, 23-24 июня 2005г). В 2 ч. Ч.I / Редкол.: Ф.В.Кадол, В.П.Горленко и др.; Министерство обр. РБ, ГГУ им. Ф.Скарины. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скарины, 2005. - С.165-168.

2. Профессиональное образование: словарь / Сост. С.М.Вишнякова. - Москва: НОВБ, 1999. - 535 с.

3. Коротаева, Е. Уровни познавательной активности / Е.Коротаева // Народное образование. - 1995. - № 10. - С. 156-160.

4. Братченя, Л.В. Развитие познавательных интересов учащихся / Л.В.Братченя // Развитие системы обучения и воспитания одарённых учащихся: материалы респ. науч. практ. конф., 25 ноября 2005г / редкол.: С.А.Гуцанович и др. - Минск: НИО, 2005. - С. 200-203.

5. Коротаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е.Коротаева // Директор школы. - 2000. - № 9. - С. 75-80.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность понятия "познавательная активность" в психолого-педагогической литературе. Структурно-функциональная схема формирования познавательной активности. Особенности и средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2010

    Методы использования мультимедийных презентаций. Диагностические мероприятия по определению познавательной активности младших школьников. Разработка урока с использованием мультимедийных презентаций, направленного на развитие познавательных качеств.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2010

    Понятие "познавательная активность" в психолого-педагогической литературе. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности познавательной активности.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2013

    Развитие познавательной активности младшего школьника как научно-педагогическая проблема. Влияние некоторых психических процессов, способы, методы и приемы, роль уроков информатики, условия, способствующие развитию познавательной активности школьников.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2009

    дипломная работа , добавлен 14.12.2014

    Проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста. Особенности познавательной активности у детей с задержкой психического развития. Занятия по ознакомлению детей с окружающим как средство развития познавательной активности.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Информатизация образования как одно из приоритетных направлений информатизации общества. Анализ проблем развития познавательной активности школьников. Особенности влияния информационных технологий на развитие познавательной активности младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Особенности психического развития и формирования математических знаний, умений, навыков у младших школьников с трудностями в обучении. Методы и средства стимулирования познавательной активности младших школьников, условия эффективности их использования.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2012

    Психолого-педагогические основы формирования познавательных способностей в ходе обучения грамоте у младших школьников посредством дидактической игры. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2015

    Эмоционально-значимое содержание познавательной деятельности дошкольников. Способы формирования представлений об окружающем мире у детей. Методы организации наблюдений за природой в развитии познавательной активности детей в образовательном процессе.

информационный общество школьник

Проблема развития познавательной активности младших школьников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Познавательная активность как педагогическое явление -- это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, познавательная активность - это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны - познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

Следовательно, определяя познавательную активность, мы должны иметь представление, о каком виде или о какой стороне познавательной активности идет речь. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в самостоятельную активность, в процесс самообразования. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

В психологических и педагогических трудах 50 - 70 годов определения понятия «познавательная активность» прежде всего, характеризуют позицию учащегося в познавательной деятельности.

Проблема изучения познавательной активности в ряде исследований рассматривалась в контексте творчества. В частности важнейшие закономерности в развитии ученика установлены Л.В. Занковым. Отличительные черты системы Л.В. Занкова является направленность на высокое общее развитие школьников; высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстры темп прохождения учебного материала; резкое повышение удельного веса теоретических знаний. Л.В. Занков подчеркивал, что неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные однообразные повторения, по-видимому, не могут способствовать интенсивному развитию школьников. Изменения должны быть в углублении учебного материала, в большем объеме теоретического анализа, обобщения, развивающих теоретическое мышление ученика. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание материала .

И.Ф. Харламов познавательную активность трактовал как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» . В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и существенных положений. Уже в младшем школьном возрасте полезно приучать ребят самостоятельно выделять само существенное в объяснении учителя и формировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего, не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит много стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относится новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к рассмотрению сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений.

Г. И. Щукина рассматривала познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности». Автор трансформировала элементы характеристики мыслительной деятельности, названные И. Ф. Харламовым, виды активного отношения к учению, перечисленные А. К. Марковой, личностное отношение ученика к происходящему, выделенное И. С. Якиманской, в качественно новое терминологическое понятие «ценное и сложное личностное образование школьника». Источником познавательной активности является познавательный интерес. Интерес - это активное эмоционально-познавательное отношение человека к чему-либо. Познавательный интерес активизирует все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности. Черты познавательной активности - самопроизвольное включение в деятельность, поисковый характер деятельности, инициатива в отборе содержания и способов деятельности, активность в принятии условий, побуждающих заниматься познавательной деятельностью. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» - все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которых лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания .

А.К. Маркова под проявлениями познавательной активности понимала «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...»/39, с.48/. К видам познавательных мотивов относятся: широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний) мотивы и мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Организация обучения как фасилитации, то есть облегчения, способствования, стимулирования, активизации развития учащихся, неизбежно связана с предоставлением им большей свободы и ответственности, с актцентированием внутренних и произвольно контролируемых факторов успешности учения, ощущений и переживаний личностной причинности в деятельности, с общей гуманизацией межличностного общения в школе.

М.Д. Виноградова и И.Б. Первин считали что, в развитии познавательной активности играет важную роль коллективная познавательная деятельность. Ее различные формы стимулируют творчество, фантазию, воображение, познавательную активность и самостоятельность. Школьника необходимо учить работать в коллективе. Каждый ученик должен владеть навыками делового общения, уметь оказывать помощь и принимать ее. Не менее важно создать в классе атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, внимания и чуткости друг к другу, тогда каждый ученик будет иметь положительное отношение к учению и активно участвовать в нем .

Е.Н. Кабанова-Меллер в развитии познавательной активности особо рассматривает систему формирования обобщенных приемов учебной работы, которые, как справедливо считает автор, является важными компонентами эффективной учебной деятельности учащихся. Приемы познавательной деятельности - это способы умственной работы, обеспечивающие овладение знаниями, умениям и навыками, их самостоятельное применение и активное преобразование. Использование системы средств активизации познавательной деятельности учащихся, от осознания цели деятельности на этапе формирования познавательного мотива до творческого использования умений в самостоятельных работах продуктивного характера, способствует формированию обобщенных учебных умений .

З.И. Калмыкова ведущим условием в развитии познавательной активности считала проблемное обучение. Принцип проблемности, с его направленностью на открытие новых знаний, является ведущим принципом развивающего обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения системы задач - проблем, протекающего под общим руководством учителя. Проблемны только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск еще неизвестных школьнику закономерностей, способов действия, правил. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися «открытие» приносит им эмоциональное удовлетворение .

В 70-80-ые годы в научные исследования познавательной активности широкий вклад внесла И. С. Якиманская . Не всякое обучение, по ее мнению, имеет подлинно развивающий эффект, хотя и не исключает познавательной активности учащихся. Познавательная активность только тогда является важнейшим источником умственного развития, когда она становиться самоактивностью. Формирование этой самоактивности - важнейшая задача развивающего обучения. И.С. Якиманская отмечала, что «умственная активность» определяется личным, пристрастным «отношением ученика к усваиваемым знаниям», подобное отношение характеризует субъектную позицию. Ученик не только объект, но и субъект обучения. Он не просто ассимилирует требования учителя, а внутренне их адаптирует, избирательно на них реагирует, активно их усваивает, перерабатывает с учетом своего личного опыта, уровня интеллектуального развития. При этом она пользовалась термином «умственная», а не «познавательная» активность, но рассматривала их как синонимичные.

На наш взгляд, эти понятия необходимо развести, так как термин «умственная активность» характеризует скорее определенный уровень владения мыслительными операциями и является результатом познавательной деятельности. Что же касается «познавательной активности», то она не является завершенной и включает в себя сам процесс овладения знаниями.

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И. Шамовой: «Активность в учении... не просто деятельностное состояние школьника, а... качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» . Данное определение представляется наиболее полным, так как в нем отражены не только психологические аспекты познавательной активности (деятельностное состояние, качество этой деятельности), но и социальные (личность ученика и его отношение к содержанию и характеру деятельности), а также названы средства, способные активизировать познавательную деятельность: интерес, развитие мотивационной сферы, волевых качеств (стремление мобилизировать свои нравственно-волевые усилия) и конкретный адресат приложения этих усилий (достижение учебно-познавательной цели).

Т.И. Шамова не сводит познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматривает ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за отптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Активизация познавательной деятельности, или познавательная активность, как понимают ее педагоги и психологи, предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания и развития.

Подлинные возможности развивающего обучения и его влияния на познавательную активность раскрыл В.В. Давыдов .Эффективность развивающего обучения и воспитания обнаруживается тогда, когда их содержание, как средство организации воспроизводящей деятельности ребенка, соответствует ее психологическим особенностям, а также тем способностям, которые формируются на ее основе.

Структура развивающего обучения включает такие компоненты, как учебно-познавательные потребности, мотивы, учебная задача, соответствующие действия и операции.

Интересы выступают как психологические предпосылки возникновения у ребенка потребности в усвоении теоретических знаний. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит ее конкретизация в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий, то есть познавательной активности. Реализация такого способа усвоения предполагает особую активизацию познавательной деятельности. В ее основе лежит преобразование учебного материала, ознакомление ученика с происхождением знания, путем выделения наиболее фундаментальных, основных понятий.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности, учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа разнообразны. В настоящее время накоплен обширный фонд знаний (подходов) к активизации познавательной деятельности учащихся.

Остановимся на наиболее значимых из них.

1. Деятельностный подход, в основе которого лежит теория деятельности. Главный ее постулат гласит: личность формируется в деятельности.

Для учителей, организующих процесс обучения, важно знать структуру деятельности. Ее основные компоненты: мотивы, цель, задачи, содержание, средства, формы, методы и приемы, результат. Это значит, что учитель многообразными средствами должен воздействовать на эмоционально-мотивационную, умственную, практическую сферу личности учеников.

Педагогам также важно знать основные виды деятельности, в которые включаются школьники: учебно-познавательная, социальная, трудовая, игровая, эстетическая, спортивно-оздоровительная. Очень важно взаимосвязывать эти виды деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход на идеях гуманистической психологии и педагогике. В условиях личностно ориентированного обучения учитель в большой мере - организатор познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Личностно-ориентированноеобучение достигается в настоящее время вариантными программами, дифференцированными методами, творческими домашними заданиями, внеучебными формами организации деятельности учащихся.

3. Исследовательский подход к процессу обучения связан с предыдущим. Именно его реализация обеспечивает продуктивную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, развивает умственные способности, готовит к самообразованию. Для привлечения школьников к исследовательскому поиску используются различные эвристические методы: поисковая беседа, самостоятельный вывод правил, формул, понятий, решение нестандартных задач, наблюдения и опыты.

Проблемное обучение - важнейшее средство исследовательско-поисковой познавательной деятельности. Современные исследования педагогов психологов по проблемному обучению убедительно доказывают, что познавательная деятельность учащихся в решении поисковых исследовательских задач иная, чем в решении задач стандартизированных.

Весь смысл проблемного обучения состоит в создании особых ситуаций в учебном процессе, когда ученик не может оставаться безучастным, не может ориентироваться только на то решение, которое указано учителем. В проблемной ситуации обнажаются противоречия между имеющимися знаниями ученика и поставленной перед ним задачей, между задачей, которую предстоит решить, и способами решения, которыми он владеет.

М.И. Махмутов. в своей монографии по проблемному обучению отмечает: «учебная проблема понимается нами как отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия»

4. Алгоритмизация обучения утверждает необходимость жестких предписаний при выполнении задач определенного типа. Алгоритмы учебных действий способствуют их организации, более легкому и быстрому их осуществлению, в силу чего познавательная деятельность становится ясной, более продуктивной.

С алгоритмизацией тесно связано программированное обучение, сущность его составляет предельно четкий и точный выбор информации, подаваемой учащимся небольшими дозами. В пределах пошагового движения устанавливается обратная связь, позволяющая сразу видеть, понята или решена задача.

5. Компьютеризация обучения. Использование компьютеров в качестве орудия познания человека увеличивает возможности накопления и применения знаний, создает условия для развития новых форм мыслительной деятельности, интенсифицирует процесс обучения.

На первом этапе компьютер выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания о работе этой машины, изучают языки программирования, усваивают навыки оператора. На втором этапе компьютер превращается в средство решения учебных задач.

Компьютер является не просто техническим устройством, дополняющим, например, наглядность в обучении, он предполагает соответствующее программное обеспечение

6. Одним из направлений активизации учения учащихся является коллективная познавательная деятельность. Коллективная познавательная деятельность - это совместная деятельность учащихся, которая организуется учителем таким образом, что учащиеся получают возможность при выполнением общего задания согласовать свои действия, распределить участки работы, уточнить функции, то есть создается атмосфера деловой зависимости, организуется общение друг с другом в связи с добыванием знаний, происходит обмен интеллектуальными ценностями.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Познавательная активность можно рассматривать как проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.

Поиск эффективных путей активизации познавательной деятельности школьников характерен и для педагогической практики. Учитель начальной школы Л.К. Осипова рассматривает проблемы понижения познавательной активности у первоклассников. Учеба - труд, и труд нелегкий.

Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Поэтому необходимо пробудить такие мотивы, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Результат - это изменение самого ученика, его развитие. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него занятие.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы» .

Познавательная активность, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления. Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению, инициативность, познавательная деятельность, поэтому процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся. Добиваться этого можно различными методами, приемами и формами обучения, которые мы и рассмотрим далее.

Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи? Учитель начальных классов Т.М. Головастикова утверждает, прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед, находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеб .

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.

Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей .

Но, как утверждает Л.Л. Тимофеева, далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный двигатель познавательной активности - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему может лежать через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Например, с целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации /66/.

Подлинная активность проявляется не только в адаптации ученика к обучающим воздействиям, сколько в их самостоятельном преобразовании на основе субъективного опыта, который у каждого уникален и неповторим. Эта активность проявляется не только в том, как ученик усваивает нормативно заданные образцы, но и в том, как он выражает свое избирательное отношение к предметным и социальным ценностям, заданному содержанию знаний, характеру их использования в своей теоретической и практической деятельности. Выражение этого отношения происходит в учебном диалоге. Диалог учителя нередко строится на признании того, что ученик не понимает, ошибается, не знает, хотя у ученика своя логика. Игнорирование этой логики приводит к тому, что ученик стремиться угадать, чего хочет от него учитель, и угодить ему, поскольку учитель «всегда прав». Чем старше становиться ученик, тем меньше задает вопросы, повторяя за учителем схемы, образцы действий. Несостоявшийся диалог превращается в скучный монолог учителя. Учителю необходимо учитывать это, ведь игнорирование субъективного опыта ученика приводит к искусственности, к отчуждению ученика от процесса познания и ведет к нежеланию учиться и потери интереса к знаниям. Таким образом, диалог также является важным средством активизации познавательной активности учащихся .

Другим условием формирования познавательной активности является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес, к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал .

Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по подготовке ученик может стать первым в игре, что существенно повлияет на его активность. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Изучение педагогического опыта учителей показывает, что чаще всего они обращаются к настольно-печатным и словесным играм - викторинам, тренажерам, лото, домино, кубикам и пятнашкам, шашкам, ребусам, головоломкам, загадкам, кроссвордам. Прежде всего, использование игр на уроках направленно на повторение и закрепление изученного материала.

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Поэтому для активизации познавательной деятельности часто используется проблемное обучение. Суть активизации познавательной активности младшего школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.

Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на активности школьников и их отношении к учению.

Учитель начальных классов М.А. Копылова для развития познавательной активности, прежде всего, предлагает использовать в учебном процессе ситуацию успеха. На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нем некоторое время сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение: во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Стремление к похвале и всеобщему одобрению вызывает активность и неподдельный интерес к самой работе; во-вторых, успех, вызванный на долю ученика. Производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу, поэтому весь класс включается в активную учебную деятельность .

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями, поэтому развитию познавательной активности также способствует применение на уроках новых информационных технологий, о которых будет изложено немного позже.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал:

Проблема развития познавательной активности является актуальной для педагогической теории и практики;

Несмотря на длительное изучение и разработку различных способов развития познавательной активности школьников (проблемное, развивающее, личностно-ориентированное обучение, активные методы и т.д.) возможности информационных технологий в данном процессе изучались недостаточно.


В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности личности. Преподавателю, работающему в образовании, необходимо свободно владеть инструментарием, позволяющим оценить познавательную активность обучаемых и способствовать ее развитию. Современная ориентация образования на воспитание творческой, активной личности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

Познавательная активность является важным качеством личности. Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обусловливающее эффективность учения и профессиональной деятельности. Познавательная активность является высшим проявлением общей активности.


Активность - общая характеристика живых существ. Для человека активность всегда есть форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности, источник непрерывного развития в процессе онтогенеза.


Взгляды на природу активности изменялись в процессе развития самой психологической науки. Активность в своем становлении и развитии проходит ряд уровней, а познавательная активность относится к самому высокому, четвертому уровню (П.Я. Гальперин).


Проблему познавательной, или умственной, активности рассматривали в исследованиях Д. Б. Богоявленская, Д. Годовикова, Н. С. Лейтес, М. И. Лисина.


Понятие умственной активности используется Н. С. Лейтесом при раскрытии понятия одаренности. Н. С. Лейтес в своих работах делает вывод о качественном преобразовании умственной активности с возрастом.


В работах М. И. Лисиной познавательная активность рассматривается в контексте познавательной деятельности. Познавательную активность автор определяет как состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.


Большое значение и важное место среди исследований познавательной активности личности имеют работы Д. Б. Богоявленской. Результатом этих исследований стало раскрытие специфики познавательной активности обучаемых и ее содержательная характеристика.


Таким образом, все вышеупомянутые, а также некоторые другие авторы, занимавшиеся исследованием вопроса познавательной активности личности (Б. Г. Ананьев, Т. М. Землянухина, Т.А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие человека.


Целенаправленное развитие познавательной активности будущих специалистов - один из путей повышения уровня их подготовки. Познавательная активность выступает при этом как качество личности будущего специалиста и важное условие его самореализации.


В современных условиях основная цель образования состоит в формировании компетентной, социально активной творческой личности. Поэтому возникает необходимость в создании такой воспитательно-образовательной среды вуза, которая позволит студенту овладеть навыками самостоятельной активной деятельности. Причем характер обучения должен обеспечивать творческое развитие личности, а внедряемые в вузе методы обучения способствовать реализации на практике активной позиции студента.


Федорович Наталья Яковлевна

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать новые области и виды деятельности. В связи с этим проблема изучения и развития познавательной активности занимает особое место.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно - исследовательской деятельности, у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как больше нового. Исследованием этого вопроса занимались (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребёнка.

Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. считают, что развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель - это результативность деятельности в процессе получения знаний и выделение различных, культурных содержаний в ситуации. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребёнка, авторы исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С.Лейтес, В.Д. Небылицын).

А.И. Буулычева и Н.Е. Веракса выделили компоненты ситуации: внешние параметры ситуации и правила действия, закрепленные за ними. Эти параметры могут изменяться. Внешность ситуации может усложняться или упрощаться, так же как количество правил увеличиваться или уменьшаться. Возможность изменения количества параметров ситуации позволяет говорить об изменении количества возможных способов действия в ней. С увеличением числа внешних признаков возможности действия будут возрастать. Изменение параметров внешних признаков ситуации и правил, и возможных способов действий в ней, будут влиять на проявление познавательной активности, с повышением уровня сложности ситуации и увеличением количества внешних параметров ситуации, и возможных способов действия, проявляемая ребенком познавательная активность, будет возрастать. Ситуации с более высоким уровнем сложности, должны стимулировать проявление познавательной активности.

Ориентация современной системы образования на формирования творческой личности обусловила пристальное внимание исследователей к исходным моментам познания: познавательным потребностям, интересам, пытливости. Большое значение имеют исследования, результаты которых давали бы ключ к пониманию процессов, предшествующих постановке вопроса, познавательной задачи, проблемы.

По мнению А.М. Матюшкина эти процессы, обычно скрытые в индивидуальной деятельности, находят выражение в совместной деятельности, проявляясь как порождение проблемы, формулирование мыслительной задачи, обоснование решения. При этом развитие познавательной активности осуществляется не как обучение приемам решения задач, а как воспитание творческого мышления в условиях диалога и группового мышления. .

Наличие потребности во взаимодействии со сверстниками у дошкольников общеизвестно. Решение проблем познавательного развития связывается в основном с воздействиями взрослого. Эмоциональное отношение взрослого и формы общения с ним квалифицируется как сильнейший мотивационный фактор познания (М.И. Лисина, Д.Б. Годовикова, Е.О. Смирнова). Учитываются способы организации материала (Н.Н. Поддъяков) и усвоение нормативных средств познания (Л.А. Венгер).

По мнению Е.О. Смирновой в дошкольном возрасте растет интерес к действиям сверстника, его мнению, желаниям, настроениям, проявляется стремление к взаимоотношению и сопереживанию с ним. Дошкольный возраст - это период интенсивного интереса к сопоставлению различных, познавательных позиций по отношению к предмету деятельности. Формируется умение перестроить свои действия с учетом позиции партнера и обосновать необходимость этого (Е.В. Бодрова).

Психолого - педагогические исследования направления которых - это изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста (Г.С. Костюк, Н.Н. Поддъяков, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская), показывают, что продуктивность овладения знаниями и умственное развитие детей в целом выше, когда на лицо правильное психологически и педагогически целесообразное соединение активности педагога и детей.

Большинство пособий по дидактике принцип активности рассматривает параллельно с принципом сознательности. Что же такое познавательная активность.

В.Г. Нечаева, Л.Ф. Захаревич, М.М. Маневцева, Н.К. Постникова рассматривали познавательную активность с точки зрения познавательных интересов. В.А. Крутецкий с помощью математических способностей. Н.Н. Поддъяков, Е.В. Проскурова - развития мышления и Н.И.Непомнящая, Л.А. Вяткина, З.А. Грачева рассматривали с точки зрения умственной активности в целом. Однако проблему формирования познавательной активности дошкольников в процессе обучения их началам математики еще не решилась.

Рассматривая суть познавательной активности дошкольников, Т.И. Шамова показала, что задача педагогики состоит в максимальной активности детей в учении. Познавательную активность Т.И. Шамова рассматривала как цель деятельности, средство ее достижения и как результат.

В 50-е годы на основе Павловского учения психологи развернули изучение ориентировочно - исследовательской деятельности. Исследования А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева показали, что ориентировка в окружающем предшествует любой исполнительской деятельности ребёнка и определяет её эффективность.

В настоящее время исследования ведутся в русле изучения активности личности, и личности ребёнка в частности. Ученые Лейтес, Голубева, Кадыров, Богоявленская предложили ряд частных понятий активности: общей, психической, умственной и интеллектуальной.

Познавательная активность рассматривается в контексте с познавательной деятельностью и определяется как состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает её.

По мнению М.И. Лисиной познавательная активность - это термин обозначающий сферу явлений и относящихся к любознательности ребёнка.

Индикаторами познавательной активности служат особенности предметной деятельности детей - её скрытый период, интенсивность, длительность, операционально - технический уровень, а также качественные особенности: внутреннее целепологание, самостоятельная настойчивость в решение задач.

В русле концепции, разработанной А.В. Запорожцем и М.И. Лисиной (1974), в качестве важного фактора, обуславливающего развитие познавательной активности ребёнка, было выдвинуто общение детей со взрослыми. Влияние общения на развитие познавательной активности детей исследовали в отношении младшего (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова), дошкольного (Д.Б. Годовикова) возраста. В дошкольном возрасте общение со взрослыми даёт ребёнку образцы для подражания сложным видам ориентировки с использованием речи и закрепления социально одобряемых собственных приёмов познавательной деятельности. [ 51 ]

В дошкольном детстве закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребёнка. Оно проявляется в широте ума - в способности рассмотреть явление в многообразных связях и отношениях, в способности к обобщению.

По мнению В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой, умственное развитие - это процесс и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, познавательных способностях и так далее. [ 22 ]

Козлова С.А. и Т.А. Куликова изучали познавательную активность, как деятельность, в ходе которой ребёнок учится познавать, окружающий мир и проблему развития этой деятельности они видели в развитии мышления, внимания и речи. Результатом познавательной активности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, являются знания. Значит, одной из проблем развития познавательной активности является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. [ 26 ]

Интересные подходы к решению проблемы умственного развития есть в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.И. Непомнящей. Одна из линий этих исследований заключается в переводе детей с уровня дооператорного мышления на более высокий уровень конкретных операций.

Н.Н. Поддъяков большое внимание в своих трудах уделял проблеме перехода от познания внешних свойств и связей явлений к познанию внутренних скрытых от непосредственного восприятия связей и отношений, и влияние этого познания на перестройку мыслительной деятельности детей, формирования у них новых приёмов и способов овладения знаниями.

Предпосылка, физиологическая основа познавательной активности - это ориентировочный рефлекс: «Что такое ». Это предпосылка может развиваться в качество, именуемое познавательной активностью, только при определении благоприятных условиях. Главная задача педагогики в том чтобы создать такие условия. Сюда можно отнести развитие мотивов учебной деятельности, а так же знаний, умений и эмоционально - положительного фона учения.

На основе психолого - педагогической литературы и подходов к проблеме оптимизации познавательной активности дошкольников (Ю.К. Бабинский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова и др.) изучили некоторые особенности познавательной активности дошкольников и выявили в чем она проявляется. Наблюдения показали, что активность проявляется в умении видеть и самостоятельно ставить познавательную задачу:

  • - составлять план и отбирать способы решения задачи с использованием эффективных приемов;
  • - достигнуть результата.

По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность формируется в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями детей. Педагогически правильно организованная деятельность способствует ее формированию. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность влияет на качество этой деятельности. Активность выступает как средство и условие достижения цели.

Познавательная активность носит индивидуальный характер. У одних детей она выше, у других - ниже. Чтобы повысить познавательную активность всех детей, и каждого в отдельности нужен строгий отбор содержания учебного (познавательного) материала для каждого занятия, логическая связь между частями данного занятия, создание условий для самостоятельной работы и сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной (познавательной) деятельности на занятиях и вне занятий.

На каждом занятии, организуя познавательную деятельность, педагог стремится к тому, чтобы в индивидуальной работе у детей формировались умения анализировать, обобщать, доказывать. Важно создавать условия для проявления самостоятельности, творчества, предоставлять детям возможность проявлять инициативу, находить все способы решения познавательной задачи.

Анализ ряда работ (А.В. Запорожец, Г.И. Минская, В.В. Давыдова) позволили выделить два вида мыслительной деятельности. Первый вид мышления характеризуется направленностью на познание какого-либо объекта в том виде, как он дан, безотносительно к получению практического эффекта.

Второй вид мышления характеризуется направленностью на решение какой-либо задачи, состоящей в преобразовании объекта из наличного состояния в заданное. Данный вид мыслительной деятельности характеризуется своим специфическим мотивом - процесс познания ребенком объекта осуществляется ради получения таких знаний, которые необходимы для решения той или иной практической задачи, получения практического результата.

Между мыслительной и практической деятельностью детей в период дошкольного детства складываются взаимоотношения, которые изучались в работах Ж. Пиаже. В них так же изучалось влияние этих взаимодействий на развитие познавательной активности.

Познавательная активность ребёнка своеобразна и качественно отличается от познавательной активности взрослого человека.

Познавательная активность особо, как специфическая деятельность, она проявляется во всем многообразии действенного усвоения мира, вплетаясь в русло всех ведущих линий развития ребенка. Процесс, по мнению Л.Н. Павловой, связан с его сенсорным развитием и формированием основных движений. [ 41 ]

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проблема развития познавательной активности изучалась в работах многих педагогов и психологов, что позволило определить структуру и движущие силы развития познавательной активности, выделить направления работы по её совершенствованию.

Активность - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретений знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т. п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника - качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Учителя-новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, их последователи и другие опытные учителя практически доказывают, что только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Например, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.

Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации.

Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса.. Вся трудность противоречивость обучения в том и заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она зависит от учителя, от его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства.

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».

С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение И. Шамовой: «Активность в учении... не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели».

Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: они все характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность - ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие -> запоминание -> сохранение -> воспроизведение -> интерпретация полученных знаний. Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последовательных этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявиться и на каком-либо одном из этапов.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую и т.д.

Поэтому одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия, разность отражается в уровнях {степени) познавательной активности, выделяемых различными авторами.

Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поиско-исполнительскую и творческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают - думая, наблюдают - думая, читают - думая, выполняют практические задания - думая.

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным, и менее активным, пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующими потенциями, реализация которых зависит от творчества учителя, например от его умения, создавать на уроке проблемную ситуацию.

Вообще методы обучения сложны, многофакторны, переходят друг в друга, грани между ними относительны. Вот почему современная педагогика внутри каждой традиционной группы методой выделяет по степени познавательной активности учащихся две подгруппы (два варианта) методов: проблемно-поисковые и репродуктивные (объяснительно - иллюстративные). Зверев И.Д. и А.Н. Мягкова, характеризуя школьную лекцию, рассказ учителя, работу с экранными пособиями и раздаточным материалом по биологии, пишут, что эти методы «используются как в объяснительно - иллюстративном, так и в проблемном плане»

ТИ. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов.

Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предмета и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ. И в той, и в другой классификации речь идет об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему предлагается еще один подход к познавательной активности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением, ситуативно-активный как переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской активности в учебном процессе; и творческий, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника. Таким образом, познавательную активность можно охарактеризовать как личностное свойство , которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом, в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенности учащихся, развивающееся по определенным уровням (таблица 1.)

познавательный активность педагогический технология

Таблица 1 - Уровни познавательной активности учащихся

Основание для классификации

Методический подход (по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой)

Степень включенности учащегося в процесс обучения

Нулевая активность. Пассивность ученика, предпочитает режим давления со стороны педагога

Репродуктивно-подражательная активность. Опыт учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

Воспроизводящая активность. Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

Поисково-исполнительная деятельность. Ученик не просто принимает задачу, а сам отыскивает средства её выполнения

Интерпретирующая активность. Выявление смысла, стремление познать связь меду явлениями

Исполнительская активность. Наработки привычными приемами учебных действий обеспечивают быстрое восприятие уч. задачи и самостоятельность в ходе решения.

Творческая активность

Творческая активность

Творческая активность

Задачи м.б. поставлена самим школьником, избираются нестандартные пути решения

Попытка найти новый способ решения

Готовность ученика включится в нестандартную уч. ситуацию, поиск новых средств для решения задач.