Анализ научно методической литературы определение. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы

Изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, рукописей, архивных материалов, материалов на магнитных и других носителях, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружения пробелов, неясностей в разработке выбранной для изучения проблемы. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать уже разработанные концепции, установленные факты, накопленный педагогический опыт, четко очертить грани предмета исследования.

Работа над литературой начинается с составления библиографии - списка подлежащих изучению произведений, их перечня, научного описания, приведения необходимых указателей. Библиография обычно включает в себя книги, учебники, учебные и учебно-методические пособия, журналы, статьи в сборниках научных и методических трудов, тезисов докладов на различного уровня конференциях, монографии, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций и др.

Для того чтобы охватить основную литературу по избранному направлению исследования при работе в библиотеке используются два наиболее распространенных вида каталогов (составленных в определенном порядке перечня литературных источников): систематический и алфавитный. В первом литература расположена по проблемам или наукам, во втором - по алфавиту (фамилии автора или названию коллективной монографии, учебника или учебного пособия). Наряду с этими источниками, можно обратиться к справочно-библиографическим указателям, электронным библиотечным каталогам, информации о выходящей литературе и рецензиях на нее, а также к справочному и библиографическому аппарату книг, имеющихся в распоряжении самого исследователя.

Сведения о литературе выписываются обычно на четко и правильно заполненные карточки (стандартный размер 7,5х12,5 см), либо они могут быть скомпонованы в отдельный файл и храниться в памяти компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры; название и год издания; издательство, том, выпуск и номер издания. Если требуется использовать отдельные цитаты, то и страницы, на которых они приведены. Полезно указать и библиографический шифр издания.

Первичное ознакомление с литературой и другими источниками должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно сначала ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание источника. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием; выборочное изучение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление с аннотированием и т. д.

Для аналитической работы система записей иная - здесь интересующие исследователя положения, методики, тезисы, идеи записываются на отдельных листах, имеющих соответствующие графы: название источника, основное понятие или проблема, цитируемое положение или определение с указанием страницы, собственные комментарии цитируемого и др. То же самое можно сделать, используя для этого отдельный файл (файлы) в компьютере.

Результаты этой работы систематизируются в соответствии со структурой научного труда. При изучении литературы особое внимание необходимо обращать на основные понятия, которые будут использоваться в исследовании. Они должны быть четкими и однозначными.

Результаты работы с литературой по каждому изучаемому вопросу желательно оформить в виде тематических обзоров, рефератов, рецензий и других источников, в которых излагаются основные интересующие исследователя научные положения. При этом важно вскрыть существующие противоречия в подходах к изучаемой проблеме, выявить совпадающие и несовпадающие точки зрения на предмет исследования, разработанные положения, существующие в них неясные и дискуссионные вопросы. Следует выделить, что нового автор каждой работы вносит в исследование проблемы, какие оригинальные подходы и решения он предлагает, в чем их научная новизна, теоретическая и практическая значимость. На этом же этапе целесообразно высказать и зафиксировать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам.

Часто при анализе изучаемой проблемы приходится привлекать наряду с печатными материалами материалы рукописные. Это диссертационные работы по теме исследования, описание о содержании которых дается в специальных авторефератах, а также отчеты о научно-исследовательских работах. Наряду с ними могут широко использоваться материалы исторических и текущих архивов, в которых содержатся отчеты, протоколы заседаний, акты проверок, стенограммы выступлений, доклады и сообщения по вопросам исследуемой проблемы за определенные исторические этапы развития системы образования. Источниками фактических материалов служит разнообразная текущая документация учебных учреждений (планы работ, отчетно-учетная документация, приказы и распоряжения руководителей, журналы контрольных проверок и т. д.).

При изучении любых материалов, касающихся предмета исследования, важно четко определить цели и в соответствии с ними выделить показатели для сбора данных, выбрать способы их оформления (таблицы, графика, тематические обзоры и выборки и т. д.).

Изучение литературы и различного рода источников продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание уже изученных книг и документов, стимулируют внимание к вопросам, на которые ранее не было обращено должного внимания, позволяют рефлексировать аналитическую деятельность самого исследователя. Основательная документальная база научной работы - важное условие ее объективности и глубины.

Любая квалификационная работа, независимо от ее характера (экспериментальная или реферативная), начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должны начинаться еще в процессе выбора темы ВКР) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме работы неизбежно должен присутствовать в качестве составной части вашей выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом исследования в реферативных работах.

В результате, по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме:

Ее постановку,

Историю,

Степень разработанности,

Применяемые методы исследования и т.д.

Необходимо помнить, что исследовательская работа - это прежде всего обобщение уже имеющейся информации .

Приступая к отбору и изучению литературных источников, Вы попадаете в безбрежное море информации, в котором не сложно и захлебнуться. Что делать?

Можно посоветовать "зацепиться" за монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить "цепная реакция" развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг ваших представлений о публикациях по теме ВКР. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам ("Теория и практика физической культуры", "Физическая культура в школе", "Вестник спортивной науки" и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей Вас физкультурной отрасли. Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и Вы получите неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике вашей работы.

Изучение и анализ документальных и архивных материалов

Разносторонняя деятельность в сфере физической культуры находит свое отражение в различных документах: планах и дневниках тренировок, протоколах и отчетах соревнований, учебных планах и программах, журналах учета успеваемости и посещаемости, личных делах и медицинских карточках, статистических данных и т.п. В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости.

Так, анализ дневников тренировки спортсменов и тренеров дает возможность с различной степенью достоверности выявить преимущественную направленность учебно-тренировочного процесса, комплекс используемых средств тренировки и восстановления, систему их применения, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, специфику соревновательной деятельности, а также вскрыть индивидуальные особенности подготовки, динамику спортивных результатов и ее взаимосвязь с проделанной работой.

Сравнительный анализ опыта работы нескольких тренеров или спортсменов дает возможность выявить специфические закономерности, характерные для данного учебно-тренировочного процесса, определить наиболее прогрессивные направления в работе.

Использование архивных материалов позволяет на основе ретроспективного анализа изучить эволюцию методик физического воспитания и спортивной тренировки, прочих явлений, представляющих интерес для исследователя. Другими методами исследования подобного эффекта достичь не представляется возможным. Кроме того, работа в архиве является важным звеном многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.

1. Анализ научно-методической литературы

На всех этапах работы проводился теоретический анализ научно-методической литературы. Он заключался в изучении отечественной, зарубежной научно-методической и специальной литературы по теме дипломного исследования, что необходимо для разработки методологического аппарата работы. На основе анализа формулировалась актуальность актуальность и цель исследования, проводилась постановка задач, подбор методов педагогического эксперимента. Кроме специальной литературы по футболу нами использовалось литература по анатомии, физиологии, психологии, которая позволяла наиболее корректно организовать учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе.

Контрольное тестирование проводилось в начале, в середине и по окончании педагогического эксперимента. Его результаты заносились в спец –карточку протокол.

Определения уровня развития ловкости

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей:

Для определения уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста были использованы следующие контрольные упражнения:

1) бег «змейкой»

2) челночный бег 3 х10 м;

Перечисленные выше тесты по определению ловкости и координационных способностей, по нашему мнению позволяют наиболее достоверно определить уровень развития ловкости у детей младшего школьного возраста

Педагогическое наблюдение

Проводилось до начала педагогического эксперимента и в процессе его проведения. Объектом наблюдения которое проводилось до эксперимента является содержание учебных занятий т.е. характер используемых упражнений и особенностей методики их применения. В ходе эксперимента объектом наблюдения была методика применения специальных упражнений, и подвижных игр направленных.на развитие ловкости у детей младшего школьного возраста.

3.Педагогический эксперимент

Организация и проведение эксперимента

В процессе первого этапа (сентябрь- 2009- декабрь 2010) состоялось практическое знакомство с проблемой развития ловкости. Проводился анализ отечественной и зарубежной литературы по развитию ловкости и координационных способностей детей младшего школьного возраста: определялись исходные позиции и направление исследования. Обосновывался методологический аппарат исследования, выбирались методы контроля и разрабатывался ход проведения педагогического эксперимента.

Второй этап педагогического эксперимента будет проводиться на базе школы, в классах начальной школы.

В эксперименте примут участие мальчики и девочки 9-10 лет. Методом по парного отбора будет отобрано две группы: экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек). Уровень физической и подготовленности групп был с некоторой отличительностью в сторону экспериментальной группы. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по три академических часа. На комплекс специальных упражнений отводилось по 15 минут времени на каждом уроке физкультуры. В начале педагогического эксперимента …….. будет проведено предварительное тестирование, которое включает в себя 4 контрольных норматива.

1) бег «змейкой»

2) челночный бег 3 х10 м;

3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта;

4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

1.Тест "снайпер" для определения точности метания. (Лях В.И. 1987 г.)


Чем включение в тренировку многократных пробежек на 20-50 ярдов с ускорениями (число ускорений примерно соответствовало среднему количеству ускорений, выполняемых футболистами за каждую игру). Глава 2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов 2.1 Характерные черты ловкости волейболистов Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми...

Опережающего удара. Эти задачи не только требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера, но и предусматривают, по нашему мнению, поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей организма. Такие резервы заложены в развитии и совершенствовании комплекса двигательных координаций, среди которых ведущую роль играют ловкость, точность...

И высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении ряда заболеваний. ...

Был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы: 1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Подвижные игры с мячом как средство развития ручной ловкости старших дошкольников. Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников. С детьми проводились занятия...

Страница 1

Данный метод применялся с целью выявления основных подходов к решению исследуемой научной проблемы. По разрабатываемой теме изучались источники отечественных авторов: учебно-методические пособия, периодическая литература и другие материалы.

Анализ научно-методической литературы осуществлялся как на доэкспериментальном этапе исследования, так и в процессе экспериментальной работы, решая соответствующие каждому этапу задачи. На начальной стадии исследования анализ литературы проводился с целью изучения исследуемой проблемы, её разработанности и степени практического освоения. Он способствовал обоснованию актуальности темы исследования, формированию гипотезы, постановке задач, выбору адекватных методов исследования.

Всего было использовано в работе 40 литературных источников. Материалы из них непосредственно отражены в данной работе.

Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные.

Наблюдение проводилось в естественных условиях и было невключенным. Объектом наблюдения явился процесс формирования двигательных умений и навыков у детей среднего школьного возраста.

Для учёта психологических особенностей конкретных школьников (сила-слабость нервной системы, подвижности нервных процессов, чувствительность, эмоциональная лабильность, реактивности) использовались 2 теста: двигательная экспресс-методика Е.П. Ильина и бланковый тест ЧХТ (черты характера и темперамента).

Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент. Он представлял собой своеобразный комплекс методов исследования, обеспечивавший объективную доказательную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы.

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях государственного учреждения МОСШ №20 г. Щекино Тульской области длительностью 3 месяца. Он использовался для определения правильности выдвинутого предположения гипотезы.

В качестве контингента испытуемых были выбраны группы школьников МОСШ №20 г. Щекино Тульской области в количестве 40 человек. 20 человек были выбраны в качестве экспериментальной группы и 20 человек в качестве контрольной группы.

По своему характеру педагогический эксперимент был параллельным.

Результаты педагогического эксперимента и других проведённых исследований представлены в третьей главе.

Все фактические материалы исследования были обработаны методами математической статистики для последующего анализа полученных результатов.

В ходе обработки определялись: средние арифметические величины (М), стандартное отклонение (d),

стандартная ошибка средней арифметической (m). При определении уровня достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента, т.к. он вполне адекватен всем аспектам исследований. Результаты вычислений оформлены в выпускной квалификационной работе в виде таблиц.

Статистическая обработка полученных данных проводилась на РС AMD – 3000 по стандартной программе.

Исследование проводились в 2006–2007 гг., в ходе которого поставленные задачи решались поэтапно.

На первом этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, вырабатывалась гипотеза, были определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, подобраны методы исследования. В рамках первого этапа был проведён подбор тестов по определению свойств нервной системы учащихся.

На втором этапе продолжалось изучение литературных источников по теме исследования. Проводился формирующий эксперимент. В нем приняли участие школьники 12–13 лет. Было сформировано 2 группы: контрольная (20 человек) и экспериментальная (20 человек). Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Школьники контрольной и экспериментальной группы занимались по комплексной программе по физическому воспитанию учащихся 1–11 классов 2004 г. (В.И. Лях, А.А. Зданевич). И в контрольной, и в экспериментальной группах уроки ФК проводились 2 раза в неделю по 1 академическому часу под руководством учителя одной квалификации в МОСШ №20 г. Щекино Тульской области.

Анализ научно-методической литературы. Подготовка дипломной работы, как и любая научно-исследовательская работа, немысли­ма без изучения специальной литературы. Необходимо помнить, что исследовательская работа - это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинать­ся еще в процессе выбора темы дипломной работы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы иссле­дования и т. д. Особую направленность эта работа приобретает после


выбора темы и установления конкретных задач исследования. Вме­сте с тем квалифицированный анализ литературных источников требует от студента знания определенных правил их поиска, со­ответствующей методики изучения и конспектирования.

Основными хранилищами научно-технической информации яв­ляются библиотеки нашей страны. Поэтому студентам для осуще­ствления успешного поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки. Большую помощь для це­ленаправленной работы в этом плане могут оказать соответствую­щие каталоги, которые подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический и предметный. Каждый из них имеет конкретное назначение, служит для ответа только на соответству­ющие запросы и оформляется согласно ГОСТу.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указа­нием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и от­чества автора. Литература, опубликованная на языке, использую­щем латинскую графику, как правило, располагается в этих ката­логах после всех изданий на русском языке.

Наряду с алфавитными широко распространены системати­ческие каталоги. Описания произведений в них даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических катало­гов строятся в порядке от общего к частному, который закреп­ляется специальными индексами - сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале пе­речни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, по­зволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек. Алфавитное расположение тут играет подчиненную роль, зачастую уступая место хронологическому порядку - пря­мому или обратному.

В ряде крупных научных и технических библиотек создаются предметные каталоги. Они отражают более частные вопросы и груп­пируют описания литературы под наименованием предметов в ал­фавитном порядке.

Кроме рассмотренных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых биб­лиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При рабо­те с литературой следует учесть, что материалы журналов и сбор­ников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно.



Для успешного поиска в библиотеке необходимой литературы надо запомнить следующее:

2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки - об­ратитесь к систематическому каталогу.

3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специально­му вопросу (предмету) - обратитесь к предметному каталогу.

4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания - об­ратитесь к систематическим или предметным карточкам журналь­ных и газетных статей.

Данные о литературном фонде других библиотек нашей стра­ны, а также сведения о зарубежных изданиях можно получить путем обращения к различным библиографическим пособиям, собран­ным в справочно-библиографических отделах библиотек. Поиск литературы может продолжаться и в процессе ознакомления с ис­точниками на основе изучения списков использованной литера­туры, обычно приводимой в конце книги. При подборе интересу­ющей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направ­ленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию). Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться биб­лиографическим описанием источника на специальных каталож­ных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возни­кает потребность в повторных просмотрах тех или иных источни­ков, а также необходимостью создать личную картотеку, постро­енную по определенному тематическому признаку. Все библио­графические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам. На карточках, оформляемых на библиотечные книги, необходимо обязательно указывать шиф­ры, под которыми эти книги значатся в библиотеке. Наличие шифра помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный ис­точник.

Изучение литературы необходимо для более четкого представ­ления методологии исследования и определения общих теорети­ческих позиций, а также выявления степени научной разработан­ности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специаль­ных работах по данному вопросу, отражающих результаты соот­ветствующих исследований. Студент при этом узнает, какие сто­роны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концеп­ции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определяет область своего исследования. Кроме того, проработанная по теме литература служит основой для написания главы дипломной работы «Анализ литературных источников по теме исследования», которая предшествует изложению собствен­но теоретического материала.

Анализ документальных и архивных материалов. Другим мето­дом сбора фактических данных является изучение педагогической


документации и архивных материалов: планов и дневников тре­нировок, протоколов соревнований, руководящих материалов и сводных отчетов спортивных организаций, материалов инспекти­рования, учебных планов и программ, журйалов учета успеваемо­сти и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, стати­стических материалов и т. п. В этих документах фиксируются мно­гие объективные данные, помогающие установить ряд характери­стик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д.

Большинство необходимых документов сконцентрировано в го­сударственных архивах. В нашей стране имеются центральные ар­хивы федерального значения, республиканские, краевые и обла­стные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологиче­ский принцип либо структурные подразделения учреждения-фон-дообразователя. Допуск исследователей в архивы и порядок рабо­ты в них регулируются специальными правилами, общим для ко­торых является обязательное представление просьбы научного или учебного заведения разрешить конкретному лицу работу в опре­деленном архиве по соответствующей теме и плану, подписанно­му исследователем. При отборе документов в архиве следует преж­де всего ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: свод­ным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; ка­талогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы кото­рого необходимы для работы, составляется заявка по форме, име­ющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нуж­но внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходи­мость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выпи­сывать полностью, одновременно указывая название фонда, но­мер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фак­тов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

Работа в архиве - важное звено многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организаци­ей, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемле­мой частью общенаучной подготовки студентов.

Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение как ме­тод исследования представляет собой целенаправленное восприя­тие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта цель


Проведения педагогического наблюдения - изучение разнообраз­ных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из кото­рых можно отнести следующее:

задачи обучения и воспитания;

средства физического воспитания, их место в занятиях;

методы обучения и воспитания;

поведение занимающихся и преподавателя, тренера;

характер и величина тренировочной нагрузки;

некоторые элементы техники выполнения движений;

тактические действия;

величина пространственных, временных и силовых характери­стик;

количественная сторона процесса: количество бросков в бас­кетболе, количество падений со снарядов у гимнастов и т. д.

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спорт­смены, тренеры и преподаватели, различные классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовлен­ности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного воз­раста и пола, а также условия занятий (в зале или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного про­цесса) и т.д.

Содержание каждого наблюдения определяется задачами ис­следования, для решения которых собираются конкретные фак­ты, например: построение тренировочного цикла, объем нагруз­ки, интенсивность занятий, порядок использования специальных подготовительных и подводящих упражнений и т. п. В школе со­держанием наблюдения могут быть методы обучения и воспита­ния, построение урока для различных контингентов занимающих­ся, формы и характер различных внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся и т. д. В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки и др.

Виды педагогических наблюдений. В методике проведения педа­гогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. Несмотря на то что какой-либо общепринятой клас­сификации не существует, отдельные авторы пытаются сгруппи­ровать их по ряду признаков. Например, с одной стороны, удобно объединить наблюдения по типу связи исследователя с объектом изучения и выделить непосредственные, опосредованные, откры­тые и скрытые наблюдения. Для группировки, с другой стороны, может служить признак времени и пространства, в связи с чем можно выделить наблюдения непрерывные и дискретные (преры­вистые), монографические и узкоспециальные.

Непосредственным считается такое наблюдение, когда исследо­ватель сам выступает наблюдателем происходящего педагогическо-


го явления. При этом он может быть или в роли свидетеля, т. е. нейтрального лица по отношению к педагогическому процессу, или его участником или руководителем, организатором этого процесса. В первом случае исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях. Он - лишь свидетель происходящего. Такое наблюдение наиболее доступно и чаще всего применяется на практике. Однако, несмотря на несложность наблюдения с пози- " ции нейтрального лица, обнаруживается одно существенное об­стоятельство, сказывающееся на достоверности полученных дан­ных. Опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних, к фактам наблюде­ния за их занятиями. Но следует заметить, что частые посещения занятий посторонними становятся для занимающихся делом при­вычным, и они на это все меньше реагируют. Что же касается учи­теля, тренера, то влияние постороннего на его работу зависит от того, кто и с какой целью присутствует на занятиях. Поэтому здесь немаловажную роль играют психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе, вызвать доброжелательное от­ношение к присутствию на его занятиях.

Весьма интересны наблюдения, проводимые изнутри, т. е. в слу­чае, когда исследователь из пассивного наблюдателя превращает­ся в непосредственного участника учебно-тренировочного про­цесса с одинаковыми для всех занимающихся правами, испыты­вая на себе все то, что происходит с ними. Правда, возможности проведения подобных наблюдений в области физического воспи­тания и спорта более ограниченны, так как требуют от исследова­теля определенной физической и технической подготовленности, соответствия его возраста возрасту испытуемых и т. п. Зачастую в практике проведения научно-исследовательских работ исследова­тель сам выступает в роли преподавателя, тренера в группах, где проводится наблюдение. Такая позиция создает наиболее благо­приятные возможности для наблюдений. Положение руководите­ля, организатора позволяет управлять учебно-тренировочным про­цессом, направлять его ход по намеченному плану, преднамерен­но создавать необходимые ситуации.

Несмотря на ряд положительных сторон в проведении непос­редственных наблюдений, у исследователя не всегда бывают воз­можности для сбора достаточно большого фактического материа­ла. Поэтому материал личных наблюдений в данном случае до­полняется, корректируется опосредованными (косвенными) на­блюдениями, к проведению которых привлекаются другие лица (студенты, преподаватели, ученики и др.). Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести. Как непосредственное, так и опосредованное наблюдение по форме может быть открытым или скрытым.

Открытыми считаются такие наблюдения, при которых зани­мающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюде­ние. При проведении же скрытого наблюдения все обстоит наобо­рот, т.е. предполагается, что ни занимающиеся, ни преподава­тель об этом не знают. По этой причине скрытое наблюдение, с точки зрения получения более достоверных фактов, имеет боль­шее преимущество, так как поведение занимающихся и препода­вателя в данном случае остается естественным. Одним из основ­ных условий организации скрытого наблюдения является одно­сторонность, т. е. исследователь видит и слышит испытуемых, а они его нет. С этой целью, например, используются подсобные комнаты или балконы, с которых можно незаметно наблюдать за ходом занятий в спортивном зале. За уроком физической культу­ры на спортплощадке, во дворе можно наблюдать из окна школь­ного помещения. При проведении скрытого наблюдения с успе­хом можно использовать и технические средства, такие как фото-и видеокамеры, скрытую звукозапись и т. п.

По времени проведения любые наблюдения могут подразде­ляться на непрерывные и дискретные. Наблюдение считается не­прерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т. е. если просматриваются его начало, развитие и завершение. Так, например, на протяжении нескольких занятий можно проследщъ за ходом разучивания какого-либо гимнастического элемента от этапа ознакомления до овладения учениками данным элементом и вскрыть при этом методику обучения. Можно, например, про­наблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиг-рах. По длительности такие наблюдения могут оказаться самыми различными: продолжаться в течение нескольких секунд, минут или даже месяцев, а может, и лет. Продолжительность наблюде­ний в этом случае зависит от задач исследований и от того педаго­гического явления, за которым ведется наблюдение. Однако вести непрерывное наблюдение становится невозможно, когда его пред­метом является процесс, границы начала и завершения которого значительно удалены во времени. За такими процессами целесо­образнее проводить дискретное наблюдение. Оно характеризуется тем, что в процессе его проведения изучается не все педагогиче­ское явление в целом, а лишь его главные этапы. Несмотря на то что в данном случае не удается проследить за динамикой, рисун­ком непрерывного процесса, увидеть многие его детали, общий ход развития явления, его характер, знание начальных и конеч­ных признаков позволяют понять общую закономерность.

В зависимости от поставленных задач наблюдением может быть охвачено сразу несколько в разной степени взаимосвязанных яв­лений, составляющих в сумме одно из определяющих направле­ний или минимум, когда вычленяется одно из таких явлений в его собственных границах. В первом случае можно говорить о мо-


нографическом, а во втором - об узкоспециальном наблюдении. При монографическом наблюдении предоставляется возможность про­следить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной исследуемый про­цесс. Поэтому такие наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых, а стало быть, и наблюдателей. Практика показывает, что многоканальное воспри- " ятие одновременно протекающих явлений вносит существенную поправку в их научную оценку. Такие наблюдения могут приме­няться в изучении как долговременных, так и кратковременных педагогических явлений (например, обычный анализ урока груп­пой студентов, где каждый из них ведет наблюдение за опреде­ленным явлением). К узкоспециальному наблюдению обращают­ся с целью познания сущности явления, его качественной струк­турной характеристики. Такое наблюдение создает возможности для более глубокого, хотя и локального изучения педагогического явления, поэтому оно более доступно для индивидуальных иссле­дований. Однако при оценке результатов этих наблюдений не надо забывать о связи изучаемых явлений с другими, не рассматривать их изолированно.

Организация наблюдений. Методика наблюдения, его построе­ние, отбор соответствующих видов, содержание, техника прове­дения зависят от многих обстоятельств и главным образом от су­щества и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач исследования, от характера объекта, подлежащего наблю­дению, от условий, в которых находятся предмет изучения и ис­следователь, от оснащенности вспомогательными средствами, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение и от коли­чества участников исследовательской работы, наконец, от места наблюдения среди других методов в проводимом исследовании. Когда учтены все перечисленные обстоятельства, продуманы оче­видные и вероятные возможности этого метода, отобраны соот­ветствующие виды для проведения собственных исследований, со­ставляется план наблюдений. В плане необходимо предусмотреть задачи, выделить объекты и содержание наблюдения, определить методику анализа собранного материала, примерную продолжи­тельность и время проведения наблюдений.

Для регистрации результатов наблюдений могут использовать­ся самые разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступ­ным можно считать протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках. Техника записи при этом тоже может быть различной. Это и обычное словесное описание наблю­даемого явления, и графическая запись с использованием услов­ных обозначений и систем схематических изображений физиче­ских упражнений и, наконец, стенографирование. Весьма удоб-

ным и эффективным вариантом ведения протокола наблюдения можно считать сочетание одного из письменных способов с запи­сью на магнитную ленту или просто наговаривание, комментиро­вание в микрофон без письменной записи. Особенно ценен такой способ тогда, когда неудобно вести записи от руки или в случае, когда процесс очень скоротечен и нежелательно отвлекаться, так как любое отвлечение может привести к пропуску интересующего момента или всего явления. Например, наблюдение за ходом со­ревнований по гимнастике с целью анализа групп трудностей.

Для ведения записей наблюдений за спортивными мероприя­тиями, которые могут проводиться в самых различных условиях, больше всего подходят портативные магнитофоны, имеющие микрофоны с дистанционным управлением. Магнитофонная за­пись незаменима также и при записи хода учебно-тренировочных занятий, когда делается фонограмма занятия (запись различных команд учителя, распоряжений, объяснение техники и методики обучения физическим упражнениям и т.п.). Материал такой за­писи служит отличным дополнением к данным визуального на­блюдения. Его преимущество состоит еще и в том, что имеется возможность многократно воспроизводить записанное для деталь­ного анализа. Такую запись можно делать открытым способом или вести скрытую запись, которая может дать очень ценные ма­териалы.

Объективная регистрация фактов, событий, лиц, обстановки, движений и т. п. возможна и с помощью фотографии. Значительно больший материал дает видеосъемка процесса наблюдения. Поло­жительными сторонами видеосъемки являются следующие:

возможность зафиксировать движение в естественных услови­ях (на соревнованиях, на тренировочном занятии) и с разных сторон;

возможность точно и многократно воспроизводить, а с помо­щью современных компьютеров и специальных технологий под­вергать биомеханическому анализу зафиксированные движения. Та­ким образом расширяется возможность наблюдения и прослежи­вания всех деталей движения;

возможность широко использовать опыт ведущих спортсменов, сравнения вариантов техники и т. п.

Наблюдение, проводимое с использованием специальных при­боров и технических средств, позволяет также более точно и объек­тивно определять пространственные и временные параметры и усилия при выполнении физических упражнений. Усилия при этом могут определяться с помощью динамометров и динамографов различной конструкции, основанных на принципах сжатия или растяжения пружин, датчиков. Пространственные параметры: ве­личина разбега, длина шага, длина и высота прыжка, амплитуда движений в суставах и т. д. - определяются с помощью линейки,


сантиметровой ленты, рулетки, измерительной планки, гонио­метров, различных градуированных экранов и т.д. Временные пара­метры - время пробегания определенного расстояния, длитель­ность отдельных фаз движений, частота движений и т. п. - учиты­ваются с помощью секундомеров, хронометров, электронных счет­чиков с точностью до 0,0001 доли с и более. Для успешного осу­ществления любого наблюдения необходимо предварительно оп- . робовать методику его проведения. С этой целью до основных на­блюдений можно провести так называемые разведывательные на­блюдения, во время которых надо отработать технику записи и методику регистрации данных. Большую пользу такие пробные на­блюдения приносят в тех случаях, когда предполагается примене­ние технических средств.

Несмотря на ряд положительных сторон и возможностей мето­да педагогических наблюдений, можно говорить и об известной его ограниченности, так как во многих случаях ему доступны лишь внешние проявления процесса. Мы можем, например, видеть дей­ствия учителя или тренера, ответные действия занимающихся, проследить за системой отношений и расстановкой лиц в той или иной ситуации, но в то же время не можем с помощью наблюде­ния раскрыть мотивы деятельности, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, величину испытываемого интеллектуального и физического напряжения, не говоря уже о познании существенных связей, вскрыть которые посредством лишь наблюдения нельзя. Однако следует отметить, что применение со­ответствующих приборов и технических средств значительно рас­ширяет применение этого метода, позволяет видеть и слышать то, что прежде было недоступно исследователю. Поэтому при ис­пользовании в методике проведения наблюдений все более совре­менных регистрирующих устройств диапазон применения и зна­чение этого метода в исследованиях в области физического вос­питания и спорта станут более широкими и весомыми.

Беседа, интервью и анкетирование. В исследованиях, проводи­мых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по педагогике, психологии и социологии, широ­кой известностью пользуются методы, которые в наиболее общем смысле слова можно назвать опросом . В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить беседу, ин­тервью и анкетирование.

Беседа применяется как самостоятельный метод или как до­полнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Как и наблюдение, она проводится по заранее наме­ченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседни­ка. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники

не должны догадываться об истинных целях исследования. Для бе­седы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Поэтому бла­гоприятной обстановкой является привычная и естественная сре­да: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т. п. Готовясь к беседе, нужно определить также способ фиксирования ее резуль­татов. Можно, например, для этой цели использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проана­лизировать текст беседы и выявить необходимые признаки изуча­емого явления, получить новые факты. Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагоги­ческой и особенно психологической подготовки, уровня его тео­ретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от лич­ной привлекательности.

Разновидностью беседы можно считать интервьюирование, пе­ренесенное в область педагогических исследований из социоло­гии. Интервью - это метод получения информации путем устных ответов респондентов. В отличие от беседы, где и респонденты, и исследователь выступают активными сторонниками, при интер­вьюировании вопросы, построенные в определенной последова­тельности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. В данном случае ответы могут записываться открыто по мере их получения от респондентов.

Наиболее распространенной формой опроса является анкети­рование, проведение которого предусматривает получение инфор­мации от респондентов путем письменного ответа на систему стан­дартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. В отличие от беседы в анкете существует жесткая логичес­кая конструкция. Для проведения анкетирования необязателен лич­ный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты мож­но рассылать и по почте или раздавать с помощью других лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно счи­тать возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых, все зависит от количества подготовленных бланков анкет. К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу мето­дами математической статистики. Структура и характер анкет оп­ределяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому основной трудностью в построении лю­бой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необ­ходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, крат­кими, ясными и объективными.


спортивная аэробика как вид спорта?» Однако многие исследова­тели считают, что на прямые вопросы респонденты отвечают не всегда охотно, особенно в тех случаях, когда личное мнение не соответствует общепринятому положению. Поэтому в таких слу­чаях более предпочтительными могут оказаться косвенные вопро­сы, когда получение необходимой информации осуществляется через серию косвенных, побочных вопросов. Например, выявить отношение респондента к спортивной аэробике в этом случае можно с помощью таких вопросов, как: «Согласны ли вы с утвер­ждениями, что спортивная аэробика является одним из популяр­ных видов спорта в нашей стране?» и т. п.

По форме представления ответов вопросы анкеты подразделя­ются на открытые и закрытые. Вопросы в анкете принято называть открытыми, если инструкция не ограничивает способа ответа на него, не определяются заранее ожидаемые варианты. И ответы респондентом могут быть даны в свободной форме. На­пример, с целью выяснения предпочтительного отношения к ка­кому-либо виду спорта может быть дано следующее задание: «На­зовите вид спорта, который вам нравится больше других». Такие задания позволяют получить ответы в наиболее естественной фор­ме, содержащие интересные и неожиданные факты, обоснование мотивов. Однако при подобных методах опроса зачастую ответы носят пространный характер, что, естественно, в некоторой сте­пени затрудняет последующую обработку полученных результа­тов. Более удобны в этом плане анкеты с закрытыми вопросами, в которых возможности выбора ограничиваются заранее определен­ным числом вариантов, предусмотренных составителем. При этом количество вариантов ответов может быть самым различным в за­висимости от характера вопроса и других факторов. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом, что респонденту необ­ходимо бывает ответить только «да» или «нет». Например, на воп­рос: «Желаете ли вы работать тренером после окончания факуль­тета?» - варианты ответов: 1. Да; 2. Нет. Отвечающий должен выб­рать соответствующий ответ.

Весьма интересны и вопросы, которые содержат набор отве­тов, позволяющих выразить интенсивность мнения респондента. Например: «Довольны ли вы тем, что для продолжения обучения выбрали педагогический факультет физической культуры?» Варианты ответов:

очень доволен;

безразличен;

недоволен;

очень недоволен. Нетрудно заметить, что приводимые ответы расположены по Убывающей, что позволяет отнести полученные результаты к по-

Рядковым измерениям и производить соответствующую статисти­ческую обработку.

В методике анкетирования могут использоваться также и ком­бинированные анкеты, в которых часть вопросов может быть от­крытого типа, часть - закрытого. В проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:

Опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое значение опроса;

Помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать до­полнительные данные и сведения;

Количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.

В исследованиях, проводимых студентами факультета, анкети­рование может быть направлено на изучение опыта учебно-вос­питательной работы учителей физической культуры, специалис­тов по физической культуре в детских садах, инструкторов по оз­доровительной работе или тренеров по видам спорта по самым различным вопросам: содержание и методы проведения занятий, методы и формы воспитательной работы с коллективом, наибо­лее трудные для освоения элементы и т. п.

Контрольные испытания. Успешное решение задач физического воспитания и спортивной тренировки во многом зависит от воз­можностей осуществления своевременного и правильного контро­ля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим в после­дние годы особенно широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нор­мативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям, тренерам и научным работникам определить со­стояние тренированности у занимающихся, уровень развития фи­зических качеств и других показателей, позволяет в конечном ито­ге судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. Ис­пользование контрольных нормативов и тестов в области физиче­ского воспитания и спорта может решить следующие задачи:

Выявить общую тренированность с помощью комплексных методов тестирования, которые включают оценку функциональ­ного состояния внутренних органов, антропометрические изме­рения, определение уровня развития психических и двигательных качеств;

Выявить специальную тренированность спортсмена с помо­щью комплексных методов тестирования, включающих оценку функционального состояния внутренних органов, определение уровня развития двигательных и психических качеств, а также степени овладения техническими и тактическими навыками;


Выявить динамику развития спортивных результатов в про­цессе тренировки (в том числе и многолетней);

Изучить систему планирования процесса тренировки;

Изучить методы отбора талантливых спортсменов;

Рационализировать существующие системы тренировки;

Воспитывать у спортсменов самостоятельность и сознатель­ность в упражнениях и самоконтроле;

Проверить теоретические положения на практике и подтвер­дить единство и совпадение положений теории и практики;

Установить контрольные нормативы для различных этапов и периодов учебно-тренировочного процесса;

Разработать контрольные нормативы по отдельным видам спорта и для спортсменов различного возраста, пола и квалифи­кации .

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

Тесты для функционального исследования сердечно-сосуди­стой системы;

Антропометрические измерения для определения зависимо­сти спортивных достижений от телосложения;

Тесты для исследования двигательной работоспособности;

Тесты для исследования физических качеств;

Тесты для определения технических и тактических навы­ков;

Тесты для определения психологической и морально-воле­вой подготовленности .

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от многих факторов: от уровня развития методики тестирования в смежных науках (в спортивной медицине, психологии, педагоги­ке и др.); от возможности использования методики этих наук в физическом воспитании и спорте; от уровня развития методики тестирования в области физического воспитания и спорта; от ма­териальных возможностей; от технической оснащенности; от уров­ня теоретической обоснованности методов тестирования, а также от уровня подготовленности тренеров, преподавателей и научных работников, использующих эту методику.

Само собой разумеется, в исследовательских целях могут ис­пользоваться только точные и надежные нормативы и тесты.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов сле­дует руководствоваться следующими общими положениями:

Условия проведения тестирования должны быть одинаковы­ми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.);

Контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от их технической и физической подго­товленности;

В сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам;

Контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.);

Желательно, чтобы контрольные упражнения отличались про­стотой измерения и оценки, наглядностью результатов испыта­ний для исследуемых. Общей рекомендацией следует считать про­ведение контрольных испытаний в сроки, которые зависят от це­лей исследования и задач учебно-тренировочного процесса.

Экспертное оценивание. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гим­настических упражнений, артистизм в фигурном катании, уро­вень воспитанности личности и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспер­тов. Существует несколько способов проведения экспертных оце­нок. Наиболее простой способ экспертизы - ранжирование - определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения .

Хронометрирование. Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в от­дельных случаях оно может использоваться и как самостоятель­ный метод. Основное содержание хронометрирования - опреде­ление времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо дей­ствий. Графическое изображение распределения времени называ­ется хронографированием. В практике работы наибольшее распро­странение получило хронометрирование различных видов заня­тий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. С этой целью во время заня­тий фиксируются следующие виды деятельности:

выполнение физических упражнений;

слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений;

отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения уп­ражнения;

действия по организации занятий, упражнений;

Следует подчеркнуть, что такое распределение видов деятель­ности весьма условно. Например, перестроения перед выполне­нием очередного упражнения, переход от одного гимнастическо­го снаряда к другому могут не только носить организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи. Можно также допустить, что весь урок занимающиеся будут хо­дить и бегать (моторная плотность 100 %), но в то же время основ­ные задачи урока не будут решены.

Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо занимающегося. Для большей объек-


тивности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометри­рования записываются в специальных протоколах (приложение 4). Непосредственно на месте хронометрирования в протоколе запол­няются только первые три колонки: части урока; содержание заня­тия; время окончания деятельности. Остальные пять колонок (вы­полнение физических упражнений; слушание и наблюдение; отдых и ожидание; действия по организации и простои) заполняются после соответствующего расчета времени. Обработку результатов хро­нометрирования необходимо делать в следующем порядке. Вначале рассчитывается время по видам деятельности. Вычисление осуще­ствляется путем определения разности показаний секундомера, за­фиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и пока­заний секундомера с завершением последующей деятельности за­нимающегося. Эти данные разносятся в соответствующие графы. Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его ча­стей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности.

После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдель­ных частей. Для расчета моторной плотности занятия необходимо:

суммировать все числа графы 4 (выполнение физических уп­ражнений);

проставить полученные значения в формулу:

где МП - моторная плотность; Т фу - время выполнения физи­ческих упражнений; Г о6щ - общая продолжительность занятия или его части; время проведения всего урока принимается за 100 %;

определить показатель моторной плотности. Например, время, затраченное на выполнение физических упражнений на уроке физической культуры продолжительностью 45 мин, равняется 25 мин. Проставив известные значения в формулу, определим мо­торную плотность данного урока:

[

Аналогично рассчитывается моторная плотность по каждой от­ельной части урока. Для определения общей плотности урока сум-[ируются показатели граф 4, 5 и 7, кроме времени на отдых, жидание и простои (графы 6 и 8), после чего эти значения про-тавляются в следующую формулу:


где ОП - общая плотность; Т ш - время активной деятельности; Г о6щ - общая продолжительность занятия; время всего занятия также принимается за 100 %. Например, время, затраченное на выполнение физических упражнений, равно 25 мин; слушание и наблюдение - 8 мин; действия по организации - 7 мин. Тогда Т = 25 + 8 + 7 = 40. Проставив это значение в формулу, получим:

Следовательно, моторная плотность проведенного урока рав­няется 55,5 %, а общая - 88,9 %.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с приме­нением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведе­ние. Педагогическая наука широко использует эксперимент. Со­вершенствуется и получает дальнейшее развитие методика его про­ведения, приобретают новое содержание применяемые методы А Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей стали широко использоваться некоторые математические мето­ды, и прежде всего методы математической статистики и теории вероятностей }