Понятие представление в психологической науке. Различные представления о предмете психологии. Наблюдение как метод психологического исследования

Что такое представление в психологии. Понятие представления в психологии. Два типа представлений в психологии человека. Представление памяти и представление воображения.Что такое представление и какую роль процесс имеет для психологии человека? Для начала, следует разобраться, как мы узнаем об окружающем мире? Как с самого раннего возраста получаем сведения о предметах и образах? С малых лет в мозг поступают данные по средствам восприятия и ощущений, которые передаются органами чувств: глазами, ушами, по средствам тактильного контакта и прочее.

Например, когда мы слышим рассказы о далеких странах или красивых местах, видим различные фотографии, прикасаемся к чему-либо, мы в голове воспроизводим остальные характеристики (внешний вид, состав, условия). Все, что хотя бы раз мы увидели или услышали, никуда не девается и не исчезает , вся информация и образы остаются в памяти навсегда.

Любое восприятие обеспечивается мышлением, письменностью, памятью и др., за счет чего формируется представление .

Это всего лишь начало психологических процессов восприятия окружающего мира, которые происходят в мозге человека. Самым важным аспектом является момент, когда услышанные данные или запомнившиеся картинки, начинают «всплывать» в голове человека специально или непреднамеренно.

Такие образы, которые мы вспоминаем, называются последовательными и в квалификационных психологических кругах получили название — «представление ». Именно благодаря восприятию предметов, объектов, которое имело место когда-то в прошлом, пусть даже мимолетно, обусловлено само преставление.

Два типа представлений

Представление в психологии характеризуется двумя основными процессами:

  • Память;
  • Воображение.

Итак, представление памяти , основывается на полученной в прошлом информации, в реальности. Таким образом, для того чтобы запустить процесс восприятия памяти необходимо чтобы человек действительно увидел или услышал когда-либо данные, которые сейчас вспомнил.А есть другое представление. Оно происходит по средствам воображения – это совершенно другое дело.

Человеческий мозг устроен так, что может некоторые детали объекта или предмета просто додумать самостоятельно, получив хотя бы минимум информации. Представление воображения позволяет отобразить то, чего никогда не видел, к примеру, не многие бывали в тропиках, зато практически все видели фотографии, и на основании этого человеческое воображение вполне способно задействовать воображение и достаточно реалистично сформировать представление о них.

Собственно чем больше человек видит, слышит, читает, чем больше он интересуется, тем более реалистичные картинки в дальнейшем может создать воображение.

При этом стоит понимать, что такая активность благотворна не только для воображения, но еще и для остальных психологических процессов, участвующих в познавательной деятельности. Например, для памяти, интеллекта, творческих способностей.

Развивайте и тренируйте способность представлять — это один из трех фундаментальных основ здорового интеллекта!

Данная статья входит в цикл статей о памяти.

Часть первая [Вы прочитали её выше] Что такое представление в психологии

Часть вторая

Существует различные способы классификации представлений (Рис. 7.3).

По ведущим анализаторы (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе , и .

Большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе – то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе , и данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Ссылки

http://www.no-stress.ru

Литература

Щербатых Ю.В. Общая психология». – СПб: Питер, 2008.

Реалии современного мира и развитие научно - технического прогресса требуют от человека оригинальных, нестандартных решений, поскольку способность оперировать пространственными образами рассматривается как профессионально-важное качество, необходимое для осуществления самых разнообразных видов деятельности. Исследование вторичных образов (представлений) стали актуальны для эргономики, психологии труда, инженерной психологии и имеют огромное значение для решения теоретических и прикладных проблем психологической науки.

На сегодняшний день среди ученых не существует единства в терминологии по проблеме представления и рассматривается рядом авторов как процесс (Теплов Б.М., Ломов Б.Ф.), как продукт (Беккер Л.М., Ананьев Б.Г.), как уровень психического отражения (Беккер Л.М.), как модель (Ричардсон А., Гордон Р.), что существенно затрудняет изучение представления в теоретическом плане. Необходимо заметить, что существуют и методические трудности в изучении представлений, которые вызваны, во-первых, в связи с отсутствием наличного, непосредственно - действующего объекта раздражителя, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления, а во-вторых, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта, что делает представление трудно поддающейся фиксированию «летучей» структурой.

В связи с этим исследование вторичных образов несоизмеримо отстает от изучения первичных образов. Л.М. Беккер писал по этому поводу следующее: «Здесь очень мало «устоявшегося» эмпирического материала, а имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрознены».

Таким образом, исследование представления являются актуальной и вместе с тем полностью не решенной проблемой.

Изучением проблемы представления занимались как отечественные (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов, Б.М. Петухов, А.А.Гостев и многие другие), так и зарубежные ученые (Р.Н.Шепард, Р.Гордон, Ф.Кликс и др.).

Рассматривая теоретические подходы к определению представления, необходимо отметить, что очень долгое время в зарубежной психологии не было ясности ни в том, что такое представление, ни в том с какими психическими образованиями связано представление (память, воображение, или мышление).

Анализ литературы, посвященной изучению проблемы представления, показал, что существуют разные подходы к определению этого понятия.

Представление рассматривается как комплексные, «объективные» душевны образы (В.Вундт), как вторичный объективирующий образ (О. Кульпе, Н. Ах), как элемент памяти (А.Врешнер), как психологический механизм процесса мышления (АВаллон), как вторичный образ предмета и явления (А.А.Го- стев), как посредник в диалектическом переходе от ощущения к мысли (Б.Г.Ананьев, Л.М. Веккер), как структура, схема (У.Найсер) и др.

По мнению Б.Г.Ананьева, В.А.Ганзена, А.А.Гостева представления это многомерная, многоуровневая система, что подчеркивает их полифункциональность. Полифункциональность представлений предполагает тесную взаимосвязь различных её элементов: представления памяти, представления воображения, пространственные представления и представления времени, где пространственный компонент может являться системообразующим фактором, определяющим особенности функционирования этой структуры.

Изучение индивидуально-психологических характеристик представлений, в зарубежной психологии (А.Ричардсон, Р.Гордон, Шиан, Д. Маркс) в качестве основных характеристик представлений, выделяются яркость-четкость и контролируемость. В отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.М.Веккер, А.А.Гостев) - наглядность, яркость, фрагментарность, обобщенность неустойчивость, динамичность. Современный взгляд на этот психологический феномен (Б.М. Петухов, И.Н. Натальина) выявивший существование трех основных индивидуально-психологических характеристик — яркость-четкость, живость, контролируемость.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ, позволил установить, что представление это психологический феномен - сложное, многоуровневое психическое образование. Так же мы пришли к выводу, что нет единого подхода к трактовке понятия представления в содержательном аспекте, что представления могут быть рассмотрены с разных точек зрения.

Далее мы рассмотрим некоторые результаты нашего исследования по проблеме структуры представления. Исследование проводилось на базе инновационного учебного заведения лицея ИГУ г. Иркутск и МОУ СОШ №20 п. Линевое - Озеро Читинской области. В исследовании приняли участие 60 учащихся в возрасте от 13 до 16 лет.

Системный анализ представлений учащихся предполагал изучение структуры представлений и взаимосвязи между её компонентами. На основание теоретического анализа были выделены компоненты структуры представления как полифункционального образования (мнемический, пространственный, временной и имажитивный), а затем на основе эмпирического исследования корреляционный анализ связей между этими компонентами. Таблица I отражает взаимосвязи между компонентами в структуре представления.

Компоненты структуры Имажитивный компонент Мнемический компонент Временной компонент Пространственный компонент
Мнемический компонент г =0.50 1 г = 0.25 р?0,05 г = 0.64 р?0.001
Имажитивный компонент 1 г = 0.50 г = 0.60 г = 0.57
Временной компонент г = 0.60 г = 0.25 р?0.05 1 г = 0.32 р?0.05
Пространственный г = 0.57 г = 0.64 г = 0.32 1
компонент р?0.001 р?0.001 р?0.05

Анализ таблицы позволяет, говорит о наличии значимой связи:

  • между мнемическим и имажитивным компонентами структуры представления (С.50); подростки, имеющие хорошие способности к представлению по памяти, успешны в создании представлений воображения.
  • между мнемическим и пространственными компонентами структуры представления (0.64); подростки, обладающие хорошими способностями к представлению по памяти, обладают хорошими способностями создания пространственных представлений.
  • между мнемическим и временным компонентами структуры представления (0.25); подростки, обладающие хорошими способностями представлению по памяти, обладают хорошим представлением о времени.
  • между имажитивным и пространственным компонентами структуры представления (0.57); подростки, имеющие высокий уровень к созданию представлений воображения, обладают высоким уровнем пространственных представлений.
  • между имажитивным и временным компонентами структуры представления (0.60); подростки, имеющие высокий уровень представления воображения, обладают высоким уровнем представления о времени.
  • между временным и пространственным компонентами структуры представления (0.32); подростки, обладающие хорошим уровнем представления о времени, успешны в создании пространственных представлений.

Таким образом, при данном объеме выборке существуют значимые взаимосвязи между всеми компонентами структуры представления, поэтому изменение одного из компонентов структуры, приводит к согласованному изменению других компонентов. Значит можно говорить о том, что представление это сложное полифункциональное образование.

В дальнейшей своей работе мы изучим связь структуры представлений и Я-концепции у одаренных подростков.

Бронникова А.Ю.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., Наука, 2001.- 279 с.
  2. Веккер Л.М. Психические процессы. — Л: ЛГУ, 1976.- Т.2.С. 342.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 2000. — 685 с.
  4. Гостев А.А. Образная сфера человека. - М: Институт психологии РАН, 1992. - 194 с.
  5. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления//Вопросы психологии. - 1984.-№1.-С.114-1
  6. КорниловК.Н. Психология. - 2-еизд./КорниловК.Н., Теплов Б.М., ШварцЛ.М.-М., 1941.-172с.
  7. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. - 2-е изд., доп. и перераб., — СПб.: Питер, 2007,- 560 с.
  8. Песков В.П. Особенности структуры представлений и её формирование у детей школьного возраста: Автореф. дис. …канд. псих, наук - Иркутск: ИГПУ, 2005.

Психические образы являются продуктами психической деятельности, поэтому они содержат в себе особенности психологии человека, прояснение которой является задачей психологической науки и практики.

Психическая деятельность протекает в первую очередь как отражение и познание человеком объектов, с которыми он взаимодействует на практике. В результате мы получаем некоторые сведения об этих объектах, что позволяет нам взаимодействовать с ними со знанием дела. Психический образ содержит лишь те сведения об объекте, которые нам удалось запечатлеть через его ощущение и восприятие. В нем запечатлеваются не все свойства объекта, а только часть их, каким-то образом отобранных воспринимающим человеком, что и составляет загадку его психологии. Поэтому психический образ по отношению к объекту - это всего лишь наше представление о нем.

Психический образ - это то, что мы представляем себе об объекте. Поэтому психические образы - это образы-представления человека о существующих и несуществующих свойствах объектов, которые человек ощущает, воспринимает, вспоминает, мыслит, воображает.

Ощущения и восприятие предполагают непосредственный психофизический контакт с объектами отражения. В этом случае психический образ- представление содержит все признаки объекта, которые способны произвести психофизическое воздействие на органы чувств не ниже порогов чувствительности по интенсивности.

Образы-представления памяти, мышления и воображения возникают без обязательного психофизического контакта с объектом отражения. Они могут быть вызваны рефлексивной работой нашего сознания и являются переработанными представлениями.

И в том и в другом случае психические образы-представления обладают индивидуальным своеобразием, в котором запечатлено субъективное видение объективной реальности. Поэтому их называют субъективной психической реальностью.

Психические образы-представления в качестве субъективной психической реальности наполняют внутренний мир человеческого сознания. Этот мир идеален, так как не выражен в материальных формах и поэтому недоступен другим людям, кроме самого человека - субъекта психической деятельности.

В психических образах-представлениях человек воспроизводит для себя внешний мир, с которым постоянно находится во взаимодействии. Субъективные представления о внешнем мире соединяются и образуют целостную картину мира, в которой находится также представление человека о самом себе - образ «я».

Психическая деятельность, в результате которой возникают психические образы, протекает в виде познавательных психических процессов , к которым относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Следовательно, в науке речь может идти о соответствующих психических образах. Все они являются нашими представлениями о себе, других людях, вещах и предметах взаимодействия.

Разумеется, что психическое представление - это не сама вещь в ее натуральном и материальном виде, а всего лишь идеальная копия объекта в нашей психической деятельности. Можно сказать, что психическая деятельность создает копии объектов для самого человека. По этим копиям последний узнает натуральные объекты внешнего мира, определяет их пригодность для удовлетворения своих потребностей. В то же время психические образы (копии объектов) являются информацией к принятию человеком решений о своих действиях, поступках, поведении и деятельности.

Особенностью психических образов-представлений является их неполнота в воспроизводстве свойств и признаков натурального объекта. В них человек стремится запечатлеть наиболее существенные признаки объекта отражения. Но это не всегда и не всем субъектам познания удается. Отсюда возникают субъективные различия в образах-представлениях познаваемой реальности. Происходит это из-за индивидуальных особенностей нервно- психической организации человека и работы наших органов чувств, которые являются инструментами отражательно-познавательной деятельности субъекта.

Органы чувств постоянно находятся под воздействием биофизических и биохимических свойств объектов взаимодействия и преобразуют их в сигналы нервно-психического свойства, которые в результате аналитикосинтетической деятельности мозга трансформируются в образы-представления этих объектов. Образы-представления - это своего рода следы объектов взаимодействия, унесенные и сохраненные человеком благодаря его памяти.

Первоначально психические образы ощущений и восприятия возникают при непосредственном контакте органов чувств с натуральным объектом. В этом случае психический образ совпадает с объектом полностью по его пороговым свойствам. Он тождественен объекту настолько, насколько позволяет чувствительность (сензитивность) данного органа чувств. Например, чувствительность глаза одного человека позволяет ему различать больше оттенков цвета, чем это может сделать другой человек. Образ ощущения одного человека полнее образа ощущений второго, а зависит это от биохимической реакции в нервных окончаниях рецептора (в данном случае сетчатке глаза).

Однако при воспроизводстве следов этого воздействия в образах-представлениях человек не всегда может отобразить все реально ощущаемые оттенки цвета. Это возникает тогда, когда человек хочет выразить свойства объекта, воспринятые при реальном физическом контакте. Именно в этот момент мы переходим от психического образа натурального объекта к образам-представлениям о нем.

Образы-представления ощущения и восприятия возникают после и вне физического контакта органов чувств с натуральным объектом. При воспроизводстве их с помощью памяти происходит не только утрата некоторой информации об объекте, но и искажение ее за счет привнесения другой информации из прошлого перцептивного опыта. Следы прошлых ощущений и восприятия обнаруживают себя во вновь возникающих образах- представлениях. Этот феномен получил название «апперцепция ».

Образы-представления могут существовать во внутреннем мире человеческого сознания независимо от объектов, следы которых они представляют. Это позволяет «отвязаться» от неизменных форм материальных объектов и прооперировать их новыми образами-представлениями в идеальном пространстве психической реальности.

Новые образы-представления являются результатом нашего мышления и воображения. В этих процессах продолжается трансформация конкретночувственных образов-представлений, полученных от ощущений и восприятия натуральных объектов, в абстрактно-логические конструкты объектов мышления. Данные конструкты представляют собой знаково-понятийные формы и формулы, которыми мы заменяем натуральный вид объектов мышления и воображения. В этом существует опасность оторваться от реального содержания натуральных объектов настолько, что можно их потерять вовсе и остаться уже с ничего не значащими знаково-символическими суррогатами как материальной, так и психической реальности.

Между конкретно-чувственными и абстрактно-логическими образами- представлениями «курсируют» конкретно-логические образы-представления памяти, которые сохраняют конкретную информацию о натуральных объектах в знаковой форме логических понятий о них. Например, вы видите зеленый объект определенной формы с красным бочком, висящий на дереве, и запоминаете его, обозначив словом «яблоко». Это - конкретно-чувственное содержание, закодированное в логической форме слова-понятия «яблоко». Такое кодирование объектов взаимодействия в нашей памяти происходит по законам логической ассоциации на основе условно-рефлекторной деятельности нервной системы.

Далее в процессах мышления и воображения мы можем оперировать только понятиями об объектах по законам формальной, диалектической и трансцендентальной логики, создавая новые образы-представления о реальности, которая скрыта от конкретно-чувственного восприятия, но доступна логической проницательности нашего разума.

Психические образы-представления как отраженная реальность являются «вещью в себе», скрытой от постороннего наблюдения, и поэтому таинственны. Владельцем тайны является субъект психической деятельности, который раскрывает эту тайну в виртуальных и материальных формах выражения своего внутреннего мира. Это означает, что о психических образах мы узнаем по его воле, его желанию и в меру его способностей трансформировать их в формах выразительного поведения и деятельности. Только в этом случае психические образы как «вещи в себе» становятся «вещью для других».

Данные обстоятельства говорят о том, что психические образы в ранге представлений воспроизводят реальность внешнего мира по психологическим законам, которые включены во все процессы материального взаимодействия человека с миром вещей и людей.

Образы-представления в виртуальных формах связывают психическую и материальную реальность, превращая их из «вещей для себя» в «вещи для всех». В материальных формах образы-представления находят себя в качестве натуральных объектов. Виртуальные формы психических образов являются знаково-символическими заменителями психической реальности. В них представлена цепь ассоциаций, которая выводит нас на адекватное содержание образов-представлений. И в том и в другом случае человек выражает свои образы-представления так, как он на это способен. То, что он материализовал или выразил в виртуальной форме, - это его сущность и особенности его психологического потенциала.

Таким образом, наши психические представления, став «вещью для всех», находят себя в материальной реальности, доступной психологическому познанию и в науке, и в практике.

Каждый из познавательных психических процессов порождает свои специфические образы-представления, отличающиеся друг от друга мерой конкретности и абстрактности, полнотой и свернутостью, точностью и приблизительностью, постоянством и вариативностью и другими особенностями, которые еще не выяснены наукой. Рассмотрим некоторые из известных особенностей образов-представлений ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения как признаки психологии человека.

Глава 9. Представление

Краткое содержание

Определение представления и его основные характеристики. Представление как психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент. Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления.

Виды представлений. Классификация представлений по модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и др. Классификации представлений по содержанию и но степени обобщенности. Характеристики отдельных видов представлений.

Индивидуальные особенности представления и его развитие. Индивидуальные особенности представления: зрительный тип, слуховой тин, двигательный тип. Этапы формирования представлении у людей. Условия развития представлений.

Первичные образы памяти и персеверирующие образы. Общее понятие о первичных образах памяти. Общее понятие о персевсрирующих образах. Сходство и различие между образами памяти и персеверирующими образами .

9.1. Определение представления и его основные характеристики

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова - случайно или намеренно - вызван нами. Это явление получило название «представление».

Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были

Глава 9. Представление 235

в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов - способность к формированию слуховых представлений, у художников - зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный

236 Часть II. Психические процессы

характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Глава 9. Представление 237

Это интересно

Можно ли изучать представления !

Представление занимает особое место среди психических познавательных процессов. Л. М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами.

«Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигналь-ные мыслительные, или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже "специально человеческий" уровень психической информации.

Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта и является "сквозным" параметром всех психических процессов, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, т, е. в данный момент совершающегося отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность апперцепции, т. е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов" и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков».

Таким образом, представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, оно соединяет восприятие с мышлением. Однако следует отметить, что в настоящее время ведется очень мало исследований этого важного психического процесса. Почему?

«Исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями как в исходном пункте анализа - при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, определяющих организацию данной категории "первых сигналов". Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Помимо того, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию "летучей" структурой.

В связи с этим экспериментально-психологическое исследование вторичных образов, вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Здесь очень мало "устоявшегося" эмпирического материала, а имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрозненны».

Следовательно, можно сделать вывод о том, что исследования представлений являются актуальной и вместе с тем полностью не решенной проблемой. Например, весьма значимой проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.

По; Веккер Л. М. Психические процессы:

В 3-х т. Т. ». - Л.: Изд-во ЛГУ, >9/4.


Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

238 Часть II. Психические процессы

9.2. Виды представлений

В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений (рис. 9.1). Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их

Рис. 9.1. Классификация основных видов представлений

Глава 9. Представление 239

В этой главе мы прежде всего рассмотрим классификацию представлений, в основу которой положены ощущения.

Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. Например, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Причем эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях - бесцветными.

От чего зависит характер, или «качество», наших представлений? Характер наших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует для успешного овладения материалом «включения» воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво -интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.

Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным па каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.

240 Часть II. Психические процессы

Теплов Борис Михайлович (1896-1965) - известный отечественный психолог. В ранний период творчества провел цикл исследований в области восприятия и представления, а также мышления. В дальнейшем проводил исследования индивидуальных различий. Б. М. Теплов явился основателем научной школы дифференциальной психологии. Разработал концепцию способностей. Опираясь на учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, в результате реализации которой предложил теорию индивидуальных различий. В своих исследованиях уделял значительное внимание изучению проблем психологии искусства.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологнческими приборами. Если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо -двигательными (речевые представления).

Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слу-

Глава 9. Представление 241

ховые и двигательные речевые представления - качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Однако в этом случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зрительные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Вероятно, можно, но в этом случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределенным. Относительно ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.

Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, например когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в нашем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из нашего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, например проехать свою остановку. Поэтому при передвижении по конкретному маршруту пространственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.

Пространственные представления очень важны и в освоении ряда научных дисциплин. Так, для успешного овладения учебным материалом по физике, геометрии, географии ученик должен уметь оперировать пространственными представлениями. При этом надо различать плоские и трехмерные (стереометрические) пространственные представления. Многие люди достаточно хорошо оперируют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями.

242 Часть 11. Психические процессы

Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других - слуховые, а у третьих - двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:

лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей пред-


Глава 9. Представление 243

ставления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д. Так, талант известного русского композитора Римского-Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необычным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел картины природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. Поэтому его произведения отличаются необычайной музыкальной выразительностью и «живописностью».

Как мы уже отметили, все люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, например овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного. использования представлений определенного типа. Поэтому представления целесообразно развивать.

Сегодня нет данных, позволяющих однозначно указать время появления у детей первых представлений. Вполне возможно, что уже на первом году жизни представления, будучи еще тесно связанными с восприятием, начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. Однако ряд исследований показал, что первые воспоминания о событиях жизни у детей относятся к возрасту полутора лет. Поэтому можно говорить о появлении «свободных представлений» у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют существенную роль в жизни ребенка.

Речевые (слухо-двигательные) представления также достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы невозможен процесс овладения речью и наблюдающийся в этом возрасте быстрый рост словарного запаса ребенка. К этому же периоду относится появление первых музыкальных слуховых представлений, выражающихся в запоминании мелодий и в самостоятельном пении их.

Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ребенка-дошкольника. Большинство проводимых исследований показало, что дошкольник, как правило, мыслит наглядно, образами. Память в этом возрасте также в значительной степени строится на воспроизведении представлений, поэтому первые воспоминания у большинства людей носят характер картин, наглядных образов. Однако первые представления у детей достаточно бледны. Несмотря на то что представления более значимы для ребенка, чем для взрослого, у взрослого они более ярки. Это говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит развитие представлений.

Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. Например, если в эксперименте требуется сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд,


244 Часть II. Психические процессы

то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько тусклым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в результате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается вполне выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что наши представления развиваются в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определенного качества.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Например, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а иностранный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах у нас воспроизводятся в виде зрительных образов.

Тот факт, что представления формируются не иначе как на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого оперирования представлениями, ученику необходимо сформировать на основе соответствующих перцептивных образов представления определенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. Например, если вы предложите ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, если плохо знают карту.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. Поэтому основные усилия при формировании способности оперировать представлениями определенного вида должны быть прежде всего направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.

Глава 9. Представление 245

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы

Мы с вами познакомились с таким психическим процессом, как представление. Однако следует обратить внимание на то, что необходимо отличать представления от первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами. Давайте проделаем один эксперимент. В течение одной-двух секунд смотрите на какой-нибудь предмет - авторучку, настольную лампу, картину и т. д. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно ярче представить себе этот предмет. Вы сразу получите сравнительно яркий и живой образ, который начнет достаточно быстро затухать и скоро совсем исчезнет. Первичные образы памяти имеют определенные схожие характеристики с последовательными образами: 1) они следуют сразу за восприятием объекта; 2) их продолжительность очень невелика; 3) их яркость, живость и наглядность гораздо больше, чем у наглядных представлений; 4) они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения.

С другой стороны, они имеют отличающие их от последовательных образов черты, которые сближают их с подлинными представлениями. Сюда следует отнести следующие черты: 1) первичные образы памяти зависят от направленности внимания на соответствующий объект во время восприятия, - чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет первичный образ памяти, тогда как последовательный образ не зависит от направленности внимания во время восприятия;

2) чтобы получить яркий последовательный образ, надо сравнительно долго (15-20 с) смотреть на соответствующий объект, наиболее же яркие первичные образы памяти получаются после непродолжительного (одна-две секунды) времени восприятия.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как вы услышали какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью, и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.

246 Часть II. Психические процессы

Контрольные вопросы

1. Дайте определение представлению как познавательному психическому процессу.

2. Раскройте содержание основных характеристик представлений.

3. Какова роль представлений в регуляции поведения человека?

4. Какие вы знаете классификации представлений? Охарактеризуйте основные виды представлений.

5. В чем проявляются индивидуальные особенности представления?

6. В чем сходство и различия между первичными образами памяти и персевери-рующими образами?

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т.

Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.

3. Лиидсей П., НорманД. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. - М.: Мир, 1974.

4. Леонтьев А. II. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1. / Под ред. В. В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.