Формирование навыков учебной деятельности в дошкольном образовательном учреждении к начальной школе. Учебная деятельность дошкольников умение взаимодействовать со сверстниками

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Морозова Ирина Михайловна

старший воспитатель,

МБДОУ ДСКВ №24 п. Советский,

МО Ейский район

2. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. На практике в образовательном процессе часто ценятся такие качества как умение действовать по образцу, послушание, принятие чужого мнения. Данное противоречие заставляет ещё раз осознать, что п реемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

3. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития его умственных способностей.

Перед воспитателем детского сада, а далее и учителем начальной школы стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.

4. Теоретические обоснования : ФГОС ДОУ

Деятельностный и личностный подходы

ФГОС начальной школы

Системно-деятельностный подход

Содержательную преемственность можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра - как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

5. 6. Вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей, задач и принципов согласованность представлена, то на уровне методов, средств и форм она часто отсутствует.

7. (Результаты освоения программы) Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, т.к. специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, что обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ставят требования, которые должно выполнить предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги первой ступени образования.

Отличительной особенностью ФГОС начальной школы является его деятельностный характер , ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия это - «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д.

8. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Задача педагогов: внимательно познакомиться с формами и методами работы в образовательных учреждениях, это поможет первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий , которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

9. Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

Развитие любознательности;

Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

10. В ближайшей перспективе необходима разработка гибкой системы методической работы в образовательных учреждениях (и в школе и в детском саду), способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях предшкольного и начального образования. Главный недостаток в осуществлении данной деятельности на практике - недостаточная системность её организации и низкий уровень мотивации педагогических работников образовательных учреждений в её осуществлении.

11. Для работы по реализации преемственности в развитии личностных, метапредметных и предметных компетенций дошкольников и школьников следует выделить следующие параметры:

1. Преемственность в целях и содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания

детей.

Какие же это направления?

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

12. Через все перечисленные выше направления четко прослеживается:

методическая работа;

работа с детьми;

работа с родителями.

13. Поделимся опытом сотрудничества с МБОУ СОШ №17 п. Советский Методическая работа может включать в себя изучение методов и форм организации образовательного процесса через:

взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, так с 23 по 27 ноября детский сад принял участие в предметной методической неделе с открытым показом организованной образовательной деятельности: Формирование элементарных математических представлений и Развитие речи, с приглашением учителя начальных классов МБОУ СОШ №17 п.Советский Пархоменко Анны Анатольевны . Интересно было наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием считали, решали задачки, выделяли звуки в словах, делили их на слоги, составляли предложения, тексты. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и конечно понравиться будущему учителю.

Организуется участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах, совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной

школы на базе образовательных учреждений;

14. Работа с детьми может заключаться в:

организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

Важным взаимодействием между детским садом и школой является посещение занятий школы будущего первоклассника детьми и воспитателями подготовительных групп. После занятий педагоги имеют возможность совместно с учителями обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, позаимствовать положительный опыт педагогов, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Приходят в гости ученики школы с показом перед ребятами сказок, переделанных на новый лад.

Встречаются ребята не только с развлекательной программой, но и познавательной - такой как «Литературная викторина».

Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ. Дети раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях . У них появляется желание пойти в школу, стать учениками 1 ого класса. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники проявляют заботу о младших товарищах, а это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

15. Важным направление работы между детским садом и начальной школой является работа с родителями. В детском садике организованы уголки для родителей с советами для будущих первоклассников. Проходят совместные родительские собрания.

Также работа с родителями предполагает:

    круглые столы, дискуссионные встречи,

    консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    анкетирование, тестирование родителей;

16. В заключении хочется сказать, что только такая заинтересованность обеих сторон позволяет по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, делает для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Положительный результат взаимодействия ощутили наши учителя первых классов.

Дети хорошо усваивают программу, потому что сформированы элементарные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснение учителя; действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Уровень их подготовки соответствует предъявленным к первоклассникам требованиям, дети благополучно проходят адаптационный период при начале обучения в школе. Самое главное у них появляются мотивы обучения: отношение к учёбе, как к важному общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебными предметам.

Спасибо за внимание!

Консультация

«Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»

(для воспитателей, родителей (законных представителей))

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

апрель 2016 года

«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,

что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В. А. Сухомлинский)

Эти слова очень актуальны и в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу - это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным. В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Сегодня ФГОС ДО определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести такое интегративное качество, как Универсальные предпосылки учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации:

Взаимодействие - общение, обмен информацией, получение знаний;

Кооперация - умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу;

Условие интериоризации - способность речевого отображения (описания, объяснения) воспитанником в содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности - прежде всего в форме громкой социализированной речи;

Морально-этические качества - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.

Личностные универсальные учебные действия - это развитие учебных и познавательных мотивов:

Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

Формирование мотивации и рефлексивного отношения учащегося или воспитанника к обучению;

Организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;

Развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно-конкретной дифференцированной самооценки; предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодоступных выборов при обучении, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия и созданием условий для сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом);

Обеспечение успешности в обучении за счёт доступности научных понятий;

Положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий обучаемого ребёнка через адекватную систему оценивания педагогом системы его знаний;

Стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;

Формирование адекватных реакций учеников на неуспех и построение усилий в преодолении трудностей.

Регулятивные универсальные учебные действия - это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, самооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Сохранять цель;

Действовать по образцу и заданному правилу;

Видеть указанную ошибку и исправлять ее;

Контролировать свою деятельности; ?понимает оценку взрослого и сверстника;

Умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

Целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения);

Формирование основ оптимистического восприятия мира.

Познавательные универсальные учебные действия - это владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрастным требованиям.

Можно сделать вывод, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования ещё в дошкольном возрасте.

Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста? Это НОД - непрерывная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.

1. ИКТ и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров. Интерактивные игры.

2. Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ребёнку гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц (интерактивные доски).

3. Интеллектуальные игры разминки (вопросы, стихи на активизацию внимания и развитие логики). Н-р, разминка «Мальчики и девочки» (задаются вопросы на тему «Кто что должен делать? "

4. Игры на внимание " Кто что делает?", «Что перепутал художник»

5. Метод мнемотехники для разучивания стихов, составления описательных рассказов.

6. Метод коллажа.

Коллаж - это учебное пособие, задача которого связать все картинки единой тематике между собой. Коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. Все изображённые символы ребёнок должен связать в единый рассказ. В данной методике можно изготовить эстетическое учебное пособие в виде фотоальбома или мультимедийнной презентации.

Вот такой рассказ дети могут составить используя коллаж об Африке. Африка, самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды - это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают Оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное

7. Блоки Дьеныша направлены на развитие логики, мышления. Данные блоки можно изготовить самостоятельно, заменив деревянные блоки картонными геометрическими фигурами.

8. Метод ТРИЗ и РТВ

ТРИЗ – педагогика - это теория решения изобретательских задач.

РТВ – развитие творческого воображения.

Игра «Теремок»

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)

«Волшебная ромашка»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

«Тучка»

Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам и качеству; местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам, по роду деятельности и т. д.

Игровое действие : группа детей сидит за столом, ведущий (один из детей) говорит: «Тучка в небе загрустила

И ребяток попросила:

«Поиграйте вы со мной, очень скучно мне одной».

Дети: «Тучка, тучка, не зевай, с кем захочешь поиграй, расскажи нам, с каким предметом ты хочешь поиграть, какой он?».

Например , тучка (примерное описание объектов при помощи капелек - имён-признаков) Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться. Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир. Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

Название мультика

Какие УУД можем найти

Что полезное «транслирует» мультик

Белый Бим черное ухо

личностные универсальные (сотрудничество в поиске нужной информации, отслеживание действий партнера), коммуникативные универсальные (умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, развитая рефлексия)

Преданность, дружба, забота, развитие и проявление эмпатии.

личностные универсальные (положительные нравственные качества, адекватная оценка других, навыки конструктивного взаимодействия),

коммуникативные универсальные (сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор)

Дружба. Забота о других, развитие и проявление эмпатии.

Как обезьянки обедали

личностные универсальные (приспособление к изменяющейся ситуации, ответственность за поведение и действие других и себя, умение внести коррективы в план и способ действия в случае необходимости), познавательные универсальные (использование передовых технологий, осознание и применение того, что усвоено и подлежит усвоению, решение проблемы в ходе групповой деятельности), коммуникативные универсальные (интегрирование в группу сверстников)

Необходимость планирования действий, развитие регулятивной функции у детей, важность применения разных приемов воспитания.

Личностные УУД:

1.Помните, что каждый ребенок это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждения, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2.В жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества и умения.

3.Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Используйте рекомендации педагога-психолога.

4.Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует и развивает личность будущего гражданина общества, а учитель, который учит своему предмету.

Познавательные УУД:

  1. Если вы хотите, чтобы дети усвоили изучаемый материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала (применение на практике)).
  2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, новые технологии в обучении, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний.
  3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает заученный текст, а тот, кто умеет применять полученные знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД :

  1. Научите ребенка высказывать свои мысли, не боясь ошибиться. Во время его ответа на вопрос, если ребёнок затрудняется продолжить свой рассказ, задавайте ему наводящие вопросы.
  2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения нового материала.

Пауль Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития учебных навыков у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 16.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

деятельность

привлекать

приносить

удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные

интересы,

выражающие

осознанное

направленность

личности,

стимулируют

психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к

деятельности

мобилизуются

внутренние

учитывать

организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом

деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти

качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-

дошкольника.

необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание.

Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные

интереса

восхищения

формальными,

обучение

способствовать

развитию

пытливого

творческого.

обучению возникает и развивается при следующих условиях:

возможность

самостоятельного

открытия

ребенком

решения проблемных задач;

разнообразие

деятельности

(однообразный

материал

усвоения быстро вызывают у детей скуку);

Понимание необходимости и важности учебного материала;

Связь нового материала с усвоенным ранее;

Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком

легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

Яркость и эмоциональность учебного материала;

Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей

воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается

на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре

учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой

овладевают

научно - теоретическими

понятиями,

способами

выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия.

Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная

деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок

может получать и вне ее - в игре, труде.

Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими

действий

предпосылкой

является

овладение

дошкольниками

способами

действий,

способамы, которые

обеспечивают решение практических или познавательных заданий..

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка

Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. Если дети

точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются от него образ действий для

решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач

нужно сначала усвоить общий способ действий.

Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный

поиск способов выполнения практических и познавательных задач. Дети дошкольного

возраста

выделяют

практический

результат

действия,

усваивают.

практических

сознание

переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники

начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря

которому получают новые знания. Такое осознание стимулирует формирование у них

познавательных

действий,

соответственно,

формирование

Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в

условиях.

подобные,

тождественные

производят

определенные обобщения, на основании которых переносять содержимое образа в новые

Обучение,

направленное

формирование

способов

конкретно-

практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия

новой задачи, самостоятельно находить способы его решенй. Еще одной предпосылкой

успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа

выполнения своих действий. Учебная деятельность, происходящяя на основе образца

действий, без сопоставления выполнения ребенком действия с образцом (без контроля),

лишается

основного

компонента.

свидетельствуют

результаты

психолого-

педагогических

исследований,

подготовку

деятельности

начинать

формирования умений контролировать и оценивать свои действия. Такие действия у детей

дошкольного возраста формируются стихийно. Дети, воспринимая и анализируя оценки,

которыми

взрослые

характеризуют

критерии,

сравнивают

старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия,

оценивать свои знания и умения. У них формируются навыки самоконтроля и самооценки

в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения

учебной деятельностью.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля,

связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы

действий.

Основным

условием

развития

является

специальные

обучения

приемам сравнения полученных результатов с заданным способом действий.

основными

предпосылками

деятельности

дошкольников

являются:

наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами

действий;

самостоятельное

нахождение

способов

выполнения

практических

познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные

компоненты

деятельности:

принятие

осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный

(мотивационный)

компонент;

побуждающие

дошкольников

овладеть

деятельностью (познавательные интересы)

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

В дошкольных учреждениях подготовка детей к учебной деятельности осуществляется

занятиях.

Основным

условием

развития

предпосылок

деятельности

является

специально

организованное

обучения

соответствующие ему методы и формы.

Поэтому объектом усвоения в дошкольном

учреждении должны быть не только знания и умения, но и способы и средства их

получения.

Усвоение детьми способов действий, направленных на познания предметов

окружающей действительности, зависит от предложенных педагогом путей.

познавательные

ставятся

изолированно

практических,

отдельно предлагаются практические задачи. Возможно также сочетание практических и

познавательных задач.

дошкольного

возраста,

показывают

исследования,

воспринимают

поданные им непосредственно задачи на усвоение общего способа действий (научиться

Обосновывая

необходимость

освоения

способов

действий,

раскрывая их смысл, нужно познавательные задачи сочетать с практическими. Дети легче

выделяют

осознают

являются

условием

достижения

понятных

практических целей. С усвоением новых способов действий можно приблизить эти задачи

так, чтобы способ действия был и средством достижения практической цели.

основе у детей возникает интерес к познанию неизвестного, решения не связанны е с

практическими целями, заданием.

Эффективнее усваиваются общие способы действий в проблемно-практических или

проблемно-игровых ситуациях, в которых практические (игровые) задачи выступает как

мыслительные,

перспективноые.

проблемно-практической

ситуации

предлагают

невозможно

усвоения

соответствующих

способов действий. После этого детям подробно объясняют и раскрывают все операции

способа, который они должны усвоить и применить при решении однотипных задач.

Существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отражены в период

дошкольного детства в форме представлений.

Способ их поиска часто приобретает

символическую, знаковую форму. В связи с этим особенную роль играют наглядные

модели, схемы, отражающие существенные связи и отношения предметов и используются

как средства обобщенного познания действительности.

Поэтому выполнение детьми

особых действий, которые моделируют в предметной или знаковой форме некоторые

отношения

реальных

объектов,

важнейших

полноценного усвоения ими обобщенных знаний.

опосредованного

изучения

объектов

является

моделирование,

помогает

отношение

равенства

неравенства.

В дошкольном учреждении эти отношения моделируются с помощью

разнообразных предметов: кружочков, квадратиков, фишек и т.д. Поскольку моделью

отношений дети обычно овладевают без подготовки, то они, как правило, воспринимают

ее не как модель, а как совокупность предметов.

Учитывая это, воспитатель должен

подвести

пониманию

моделирует,

деятельность.

Важно, например, помочь ребенку понять, что совокупность зеленых и

желтых кружочков выражает отношение реальных предметов по величине. В дошкольном

учреждении детей специально учат, что через кружочки и фишки можно моделировать

равенство или неравенство любых объектов. Во время учебы построения модели общий

восприниматься

усвоения

предметной

деятельностью,

деятельность

моделированию

будет иметься

проблемно-игровой или проблемно-практической ситуациях.

Постепенно дошкольники начинают понимать, что предметы-заменители моделируют

отношения

неравенства

равенства

группами

каких-либо

реальных

предметов. После этого можно переходить к установке этих отношений.

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Развитие детей в процессе обучения зависит от их обучаемости и психологической

готовности

обучению.

развивается

самостоятельность,

разнообразная

познавательная деятельность.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком

знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Основные

компоненты

обучаемости

обобщенность,

гибкость,

устойчивость

самостоятельность мыслительной деятельности, осознанность мышления (соотношение

практической

словесно-логической

особенности

мыслительная

деятельность детей, обусловливает темп их развития в процессе обучения.

В результате

использования

педагогически

психологически

мотивированно й

методики,

основанной

детского

творчества,

свободного

способов

действий, возникает явление не-обучаемости.

Овладение

дошкольниками

деятельностью

происходит

постепенно,

основании чего различают три уровня по степени развития этой деятельности (табл.)

Признаками первого уровня являются производительность и

целеустремленность всех

процессов познавательной деятельности, активное, заинтересованное отношение к учебе,

способность к контролю своих действий, оценка их результатов. На основе усвоенных

навыков дети могут решать доступные им практические и мыслительные задачи. Второй

уровень характеризуют неустойчивые признаки овладения детьми учебной деятельностью.

Признаки

третьего

свидетельствуют о

формирования

деятельности.

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

1 Слушают указания

2Руководствуются ими

с л у ч а е

непонимания

4Правильно

о ц е н и в а ю т

р а б о т у

п р а в и л ь н о

оценивают свою работу

Достигают

результатов

указания,

придерживаются их в работе

2Самоконтроль

неустойчивый,

осуществляется

других детей

3 Во время работы склонны к

подражанию другим детям

4 Результаты условные

указания,

будто не слышат

р у ко в од с т ву ю т с я

услышанными

указаниями

Нечувствительные

4 Результаты не достигают

Эти показатели безотносительные в возрастных параметров, они отражают развитие

процесса обучения и познавательной деятельности.

Формирование готовности к обучению также преодолевает несколько этапов, каждый из

характеризуется

усложнением

познавательного

повышением

требований к умственной деятельности детей, развитием их самостоятельности.

На начальном этапе находятся дети младшего дошкольного возраста, их умственная

деятельность еще не вполне осознана, ибо знание, умения и навыки они усваивают, однако

у них еще не сформирована потребность учиться.

Дети среднего дошкольного возраста готовы к усвоению знаний, их уже можно учить на

занятиях,

познавательные

непосредственно связана с общением, условиями их жизни и игровой деятельности. В

возрасте

обучение

обслуживает

практические

потребности

предпосылки для перехода на более высокий этап умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста заметен существенный прогресс в учебной

деятельности, способности к умственным и волевым усилиям. Об этом свидетельствуют

вопросы, которые они ставят, интерес к поиску связей и отношений между предметами и

явлениями.

Интеллектуальные

дошкольников

проявляются

безразличии

простым играм и игрушкам, в интересе к приобретению знаний и умений на перспективу,

повышении любознательности, требовательности к себе и к другим.

Учебная деятельность

старших дошкольников часто выделяется из других ее видов.

начинают

целенаправленно

усваивать

определенные

приобретают способность решать разнообразные и познавательные задачи. Это умение

является

важнейшим

критерием

успешности

деятельности

дошкольников

может сформироваться до завершения дошкольного детства.

В целом полноценное развитие учебной деятельности дошкольников обеспечивает их

психологическую готовность к школе и обучение в ней.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

процессе

совместной

деятельности,

взаимодействия

обмениваются

познавательной,

оценочной

информацией

(мыслями,

чувствами,

впечатлениями),

позволяет

согласованно

планировать,

реализовывать,

контролировать, корректировать свои действия, удовлетворять личностную потребность

друг в друге. В этом заключается суть общения - многопланового процесса, одного из

видов деятельности ребенка, благодаря которому он познает мир и себя в нем, приобретает

социальный опыт, развивается и утверждается как личность.

Характерной особенностью общения является раскрытие субъективного мира одного

человека

деятельность

чрезвычайно

значение

ребенка, который начинает открывать для себя сложный и

разнообразный мир, ему

приходится искать ответы на многие вопросы, преодолевать различные проблемы, для

чего не хватает личных возможностей, что побуждает его все время апеллировать к

взрослым и ровесникам.

Особенности общения ребенка со взрослыми

Мотивы общения ребенка обусловлены его основными потребностями, прежде всего

потребностями в новых впечатлениях (познавательные), активной деятельности (деловые),

признании и поддержке (личностные)

Познавательные мотивы общения порожденные потребностью в новых впечатлениях,

что побуждает его обращаться с вопросами к взрослым.

Деловые мотивы общения возникают в процессе удовлетворения потребности ребенка в

активной деятельности, в результате осознания необходимости помощи взрослых.

Личностные мотивы составляют суть общения ребенка и взрослого.

В отличие от

познавательных и деловых, которые играют служебную роль и опосредствуют достижения

ребенком

отдаленных,

конечных

личностные

окончательно

удовлетворяются

взрослыми

является

решающих факторов ее.

Он не может жить и развиваться вне практичным и речевым

общением со взрослым.

Первые его специфически человеческие предметные действия

возникают в совместных действиях с взрослым.

В общении взрослый поддерживает и поощряет познавательную инициативу детей,

способствует

эмоциональному

привлечению

исследованию

окружающего

Положительный

взаимоотношений

взрослыми

повышает

окружающему миру, разнообразит приемы его обследования, активность и настойчивость

в решении задач.

психическое

развитие.

значимых

взрослых

человеком

дошкольника

является мама. С ней он чаще общается, делится впечатлениями, ее лучше слушается.

Свои капризы как своеобразный способ установления контактов с взрослыми дети чаще

адресуют

бабушкам.

Следующим

значимости

является

воспитатель

дошкольного

учреждения

общается

исследований, 52% воспитанников дошкольных учреждений предпочитают

общение с

мамой, 13% - с воспитателем, 10% -с отцом.

Общение со взрослыми является одним из основных факторов психического развития

ребенка, поскольку обеспечивает привлечение его к общественно-историческому опыту

человечества. Организация достаточного по количеству и адекватного по содержанию

общения является важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном

Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста. Информируют специалисты. Данный материал полезен как педагогам, так и родителям.

Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольника


К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.

Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.


Познавательные интересы формируются в процессе:

2.Познавательной активности ребёнка;

3.Усвоения материала в форме дидактической игры;

4.Понимания ребенком характера вопросов.


Именно познавательные интересы являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.


Умение учиться проявляется в навыках ребёнка:

1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);

3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;

4.Достигает результата;

5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.


Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:


Создавать условия ребенку для его активных действий;

Вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

Ставить вопросы проблемного характера;

Разнообразить учебную деятельность;

Показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);

Предлагать задания трудные, но посильные;

Планировать достижение результата, положительно оценивать;

Предлагать эмоциональный учебный материал.

Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.


Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.

Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:

а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;

б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);

в) контролирует себя в процессе выполнения задания;

г) достигает результата;

д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.


А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников

3 УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Ребенок слушает указания.


1. Слушают указания, руководствуются ими в работе.

В случае непонимания задают вопросы.

Правильно оценивают работу других.

Правильно оценивают свою работу.

Достигают нужных результатов.


2. Слушают указания, условно придерживаются их в работе.

Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей.

При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.

Результаты условны.


3. Слушают указания, но как бы, не слышат их.

Не руководствуются ими в работе. К оценке не чувствительны.

Результата не достигают.

Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника .

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

Структура учебной деятельности.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно

Учебную задачу

Учебные действия

Контроль

Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Становление элементов учебной деятельности.

Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых и направляет их на овладение знаний, умений.

Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.

Ахременкова И. З. учитель-дефектолог

Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых, умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.

формирование отдельных элементовучебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;

— дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;

— в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;

— детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;

— дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;

— важно привить детям стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.

Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.