Периодизация истории древней греции таблица. Основные этапы развития древней греции. Важнейшие общественно-религиозные празднества

История Европы с древнейших времён до конца XV века Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции

История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные образования на острове Крит. Окончание истории Древней Греции во II– I вв. до н. э. Это период, когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья захватил Рим, и они стали частью Римской средиземноморской державы.

В тридцативековом существовании Древней Греции выделяются несколько ключевых моментов. Первый связан с возникновением раннеклассовых обществ и ранних государственных образований II тысячелетия до н. э. Это – история Крита и Ахейской Греции. Второй – с формированием и расцветом полисов как независимых городов-государств, а так же созданием высокой культуры. Это период XI– IV вв. до н. э. Наконец, третий, самый короткий, это – завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Обобщая, можно предложить следующую схему.

Крито-микенский период: XXX – XII вв. до н.э.

Он включает:

Минойский (эгейский) – XXX-XV вв. до н.э. и Микенский (ахейский) – XV-XII вв. до н.э.

Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.);

Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.);

Классический период (V – IV вв. до н.э.);

Эллинистический период (конец IV – I вв. до н.э.)

автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Периодизация европейской истории в соответствии с материалом орудий труда Человек появился на просторах Европы примерно 2 миллиона лет тому назад. По письменным источникам можно узнать историю человека в Европе лишь за последние 3 тысячи лет. Остальные страницы

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Истоки римской государственности. Периодизация истории Древнего Рима Римская держава, сокрушившая эллинистические государства в I в. до н. э., которые были наследниками Древней Греции и великих восточных культур, имела куда менее продолжительную историю. Но

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Понятие средневековья и его периодизация В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки

автора Андреев Юрий Викторович

Глава I. Источники по истории Древней Греции В распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика,

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава II. Историография истории Древней Греции

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в. В конце XVIII - первой половине XIX в. история Древней Греции приобретает важное значение в европейской исторической науке. Этому способствовало несколько обстоятельств. Одно из них - достижения классической филологии и

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 1 Источники по истории Древней Греции ФАКТ И ИСТОЧНИК Всякая историческая наука изучает свой предмет, исследуя исторические факты. Факт – отправная точка научного исследования, стремящегося восстановить исторические реалии прошлого. Исторические факты

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 2 Основные этапы изучения истории Древней Греции СТАНОВЛЕНИЕ АНТИКОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ Изучение истории Древнего мира было начато еще историками Древней Греции и Древнего Рима. Начало этому положили знаменитый ученый V в. до н. э. Геродот, основатель исторической

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Культура Древней Греции Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Глава 10. Государство в Древней Греции

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Дипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

2.5. Религия Древней Греции Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились

Древняя Греция.

Древняя Греция – страна на юге Балканского полуострова и прилегающих к нему островах. Древняя Греция считается колыбелью современной цивилизации Европы. Природа бросала древним грекам свой вызов: рельеф страны очень неровный, в Греции много гор, а между ними находятся немногочисленные плодородные равнины; практически нет крупных рек, береговая линия очень изрезана, много мысов и заливов. Путешествовать в Греции можно в основном по морю, морской путь зачастую был более лёгким, чем сухопутный. Греция стала морской цивилизацией. В Греции всегда не хватало пахотной земли, главными сельскохозяйственными культурами были оливки и виноград; однако ощущалась нехватка хлеба. Из-за этой нехватки греки вынуждены были начать колонизацию. Колония – поселение людей за пределами их родины. Великая греческая колонизация началась в VI веке до н. э (некоторые колонии греков существовали намного раньше).

Основные направления колонизации.

1. Западный берег полуострова Малая Азия. Важнейшими греческими колониями здесь были Эфес, Милеет и Галикарнас. Отсюда в Грецию завозили хлеб и лошадей.

2. Остров Сицилия был важнейшей житницей Греции. Крупнейшей греческой колонией здесь были города Мессина и Сиракузы.

3. Северный берег Чёрного моря. Важнейшими колониями здесь были Херсонес (в Крыму) и Ольвия (у впадения в море Днепра). Причерноморье поставляло в Грецию хлеб и рабов.

Отдельные колонии греков проявлялись и на других берегах Средиземного моря (например, Мессалия – Марсель на юге современной Франции) до Геркулесовых столбов (так греки называли Гибралтарский пролив.

В обмен на товары из колоний греки поставляли туда вино, оливковое масло, а также многочисленные ремесленные изделия многие из которых были настоящими шедеврами в своей области. Таким образом, главными занятиями древних греков было ремесло и торговля, а не земледелие, как в большинстве цивилизаций Древнего Востока. Природа и занятия древних греков формировали своеобразный менталитет (совокупность духовных особенностей, характерных для людей разных национальностей, культур, образов жизни). Главными качествами, ценившимися среди сынов Эллады, были: индивидуализм (на Востоке – коллективизм), соревновательность и предприимчивость. Каждый человек был ценен сам по себе, а не как часть коллектива ему подобных. Воплощением соревновательного духа, присущего Древним рекам стали Олимпийские игры. Первые такие общегреческие соревнования прошли в 773 г. до н.э. и с тех пор повторялись каждые 4 года до конца II века нашей эры. По олимпиадам греки вели своё летоисчисление. Менталитет греков породил их своеобразное политическое устройство. Гражданскую общину – полис .

Периодизация истории Греции.

1. Крито-микенский период. XV-XIII в.в. до н.э. Высокоразвитая цивилизация существовала на юге материковой Греции и на о. Крит. Важнейшими памятниками этой эпохи являются: раскопки на месте Древних Микен, где найдены Львиные ворота и золотая маска Микенского царя (Агамемнона). Остатки дворца в критском городе Кносс. Этот дворец имеет очень сложную планировку. Учёные полагают, что он был прообразом мифического жилища Минотавра. Эта цивилизация погибла по неизвестным причинам, возможно от природного катаклизма. Подвиги героев этого периода описаны в поэмах Гомера.

2. Гомеровский период. XIII-IX в.в. до н.э. Цивилизация значительно уступала предшественнице. Орудия труда были более примитивные и грубые, Но жили эпические поэты сказители – аэды, одним из которых был слепей Гомер автор «Илиады», которая рассказывает о первых 9 годах осады Трои и «Одиссеи» повествующий о её взятии и о возвращении героев домой. Троя (Илин) многие столетия считалась легендарным городом – выдумкой Гомера, Но на рубеже XIX-XX веков археолог энтузиаст Шлимман следуя указаниям Гомера, содержащимся в поэмах отыскал на Эгейском побережье современной Турции остатки древнего города, погибшего в XIII в. до н.э. в результате пожара.

3. Архаический период. IX-VI в. до н.э. Гомеровская цивилизация погибла в результате вторжения в ахейскую Грецию племён дорийцев с севера. Упадок сменился подъёмом и к концу периода в Греции появилось большинство будущих полисов, возникли архитектурные ордеры, из празднеств посвященных богу Дионису возник театр.

4. Классический период VI – кон. IV в до н.э.. Был достигнут наивысший расцвет культуры античной Греции. Появились классические полисы. Строились прекраснейшие храмы, создавались статуи, ставшие образцом для подражания в бедующем. Наивысшего расцвета достигла греческая философия. Начали закладываться основы культурных ценностей современной цивилизации Европы.

5. Эллинистический период. Начало ему положили завоевательные походы Александра Македонского. Некоторые учёные считают началом этого периода битву при Херонее, когда объединенное войско полисов Греции было разбито армией македонского царя Филиппа II (337 год до н.э). В период эллинизма культура Греции распространилась далеко на восток, но в неё проникало всё больше элементов культуры востока. Учёные спорят и о времени окончания данного периода. Большинство из них считают, что период закончился в нач. II в до н.э., когда сама Греция попала в зависимость от Древнего Рима. Однако некоторые учёные считают окончанием периода сер. I в до н.э., когда римляне покорили последнее эллинистическое государство средиземноморья – Египет Птолемеев.

Полисы Греции.

Полисы – гражданские общины и города – государства Древней Греции. В период расцвета полисного строя в Греции их насчитывалось более 200. Самые большие полисы Греции (Лаконика, полис на о. Крит) составляли несколько сот квадратных километров. Самый маленький по площади полис – Коринф занимал лишь 2 квадратных километра, но располагался на перешейке, который отделял Среднюю Грецию от полуострова Пеллопонесс. Граждане плиса чаще всего составляли общину его равноправных членов. Гражданство влекло за собой как права:

1. участие в народном собрании и управлении полисом;

2. владение на территории полиса землёй и иной собственностью;

так и обязанности:

1. служба в армии;

2. материальное участие зажиточных граждан в финансировании мероприятий полиса.

Демократические Афины.

Одним из центров Древней Греции был Афинский полис. Он находился в области Аттика на скалистом мысе в средней Греции.

Начало процессу демократизации Афинского плиса положили в VI в до н.э. законы, изданные при архонте Драконте . Законы эти были очень жестокими (с точки зрения наказаний), но признавали главный тезис демократии – равенство граждан перед законом и судом. В начале V в до н.э. архонт Солон издал новый свод законов Афин. Законы Солона запрещали обращение в рабство граждан Афин за долги, и даже изъятие за долги у них земельных участков . Наконец своего расцвета Афинская демократия достигла при архонте Перикле (конец V в до н.э). Перикл ввёл в Афинах плату за исполнение административных должностей, тем самым он сделал их доступными не только для представителей знати, но и для всех простых граждан города.

Главным органом непосредственной демократии в Афинах было народное собрание. Оно собиралось на центральной площади Афинского акрополя и по названию этой площади именовалось агорой . Формально принимать участие в нём могло всё взрослое мужское несение Афинского полиса. Однако афинская демократия имела ряд заметных ограничений:

1. Правами гражданства не пользовались женщины. Они могли передавать право гражданства своим детям, но в управлении не участвовали. Это происходило потому, что женщины не носили оружия и не могли служить в армии, то есть выполнять важнейшую обязанность гражданина.

2. Правами гражданства не пользовались свободные не граждане – метеки. Они могли быть очень состоятельными людьми, но не могли владеть земельной собственностью на территории полиса и не участвовали в агоре.

3. Жители Афин имели преимущество по отношению к остальным жителям Аттики. Заседания агоры начинались рано утром (с первыми лучами солнца) и только Афиняне могли спокойно попасть к началу вовремя.

4. Естественно гражданами не являлись многочисленные афинские рабы, которые не считались даже людьми, а лишь говорящими орудиями.

На агоре принимались важнейшие решения политики Афин: объявлялась война, заключался мир, выбирались важнейшие должностные лица полиса:

Коллегия архонтов – главных должностных лиц полиса - ареопаг;

Коллегия стратегов – военачальников, они даже в период расцвета демократии избирались только из состоятельных граждан полиса. В случае поражения они отвечали перед полисом своим имуществом.

Заседатели суда присяжных - гэллеи .

Важнейшим механизмом поддержания демократии в Афинах был остракизм (от греч. «острокас» - черепок). Если кому-то из граждан казалось, что поведение другого гражданина направлено на получение чрезмерной личной власти (против демократии) начиналась процедура остракизма. Граждане голосовали про помощи разноцветных черепков. Если обвинение поддерживало большинство участников агоры, то обвиняемый изгонялся из города на 10 лет, однако собственность его сохранялась за своим прежним владельцем.

Главным достоинством гражданина было умение чётко и аргументировано отстаивать свою точку зрения, например, в народном собрании или перед судом присяжных. Постепенно среди афинян выделилась специальная прослойка красноречивых граждан – демагогов, которые за деньги защищали интересы своих сограждан во время различных заседаний.

Со времен Перикла исполнение выборных должностей и даже участие в народном собрании стало оплачиваться, со временем это вызвало застой в политической системе Афин, так как вело к росту иждивенческих отношений, исполнение гражданских обязанностей стало рассматриваться некоторыми гражданами как род профессиональной деятельности.

Олигархическая Спарта.

Спартанский полис (область Лаконика ) находился на юге полуострова Пеллопонесс в долине одной из самых больших рек Греции – Эврота. Ещё в глубокой древности воинственные спартанцы покорили соседнюю область Мессению и превратили её население в полурабов – илотов, которые принадлежали всему спартанскому полису, занимались земледелием и обеспечивали спартанцев материальными благами.

Законы Спартанского полиса были приняты ещё в глубокой древности, а их авторство приписывается легендарному законодателю – Ликургу.

Сами спартанцы единственным занятием достойным свободного человека считали войну. Вся их жизнь была подчинена подготовке к ней. Слабых младенцев не способных в будущем стать хорошими воинами умерщвляли, сбрасывая со скалы. Мальчиков в 5-6 лет забирали из семьи и воспитывали в специальных военных лагерях , где им прививали волю, выносливость, умение владеть любым оружием с 10 лет к физическим упражнениям присоединялись занятия философией, математикой, игра на музыкальных инструментах. Когда у мальчика начинала расти борода, он становился полноправным членом спартанской общины. Все спартанцы были отличными войнами, они хорошо сражались, как в одиночку, так и в строю тяжелых пехотинцев – гоплитов. Во время греко-персидских войн спартанский царь Леонид во главе с горсткой воинов (300 человек) долго сдерживал огромную армию персидского царя, которая в сотни раз превосходила спартанцев численно в Фермопильском ущелье. Девочек воспитывали, делая упор на занятия, позволявшие в перспективе стать хорошей женой и матерью. Всем имуществом спартанцы владели коллективно. Питались в общих столовых. Что бы избежать имущественного расслоения спартанцев, деньгами в полисе были большие железные слитки , пригодные для изготовления оружия. Если спартанец мужчина не погибал в многочисленных сражениях и доживал до старости, он становился членом герусии – совета старейшин, который принимал решения об управлении полисом. Рядовые спартанцы лишь одобряли решения герусии звоном оружия или отвергали их криками. Для командования войском в Спарте было2 наследственных царя , их быт ничем ни отличался от быта рядовых спартанцев. В случае войны один из царей (как правило, более талантливый) выступал во главе армии в поход, а другой, во главе с ветеранами организовывал оборону полиса. Спартанцы должны были беспрекословно повиноваться приказам царя. В случае ослушания провинившегося ждала немедленная смертная казнь. В мирное время цари никаких привилегий перед остальными гражданами полиса не имели. Кроме спартанцев и илотов в Спарте существовал ещё один тип не граждан – периэки , они занимались ремеслом и торговлей и были полностью лишены права влиять на политику полиса и владеть в нём землёй, которая являлась коллективной собственностью общины спартанцев.


Похожая информация.


Вопросы по истории ДМ

1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока.

2. Периодизация истории Древней Греции.

3. Историческая география Древней Греции.

4. Письменные источники по истории Древней Греции.

5. Минойская цивилизация на Крите.

6. Микенская Греция.

7. Троянская война.

8. «Тёмные века» в истории Греции.

9. Греческая мифология: основные сюжеты.

10. Поэмы Гомера.

11. Великая греческая колонизация.

12. Спарта как тип полиса.

13. Формирование полиса в Афинах (VIII-VI вв. до н.э.).

14. Реформы Солона.

15. Тирания Писистрата.

16. Реформы Клисфена.

17. Греко-персидские войны.

18. Афинская демократия в V в. до н.э.

19. Афинская морская держава в V в. до н.э.

20. Пелопоннесская война.

21. Кризис полиса в Греции IV в. до н.э.

22. Греческая культура архаического времени.

23. Греческая культура классического времени.

24. Возвышение Македонии.

25. Походы Александра.

26. Эллинизм и его проявления в экономике, политике, культуре.

27. Основные эллинистические государства.

28. Северное Причерноморье в классическую и эллинистическую эпоху.

29. Периодизация истории Рима.

30. Историческая география Рима, Италии и империи.

31. Письменные источники по римской истории.

32. Этруски и их культура.

33. Царский период истории Рима.

34. Ранняя Республика: борьба патрициев и плебеев.

35. Завоевание Римом Италии.

36. Вторая Пуническая война.

37. Завоевание Средиземноморья Римом во II в. до н.э.

38. Реформы братьев Гракхов.

39. Борьба оптиматов и популяров. Марий и Сулла.

40. Политическая борьба в Риме в I пол. I в. до н.э.

41. Завоевание Галлии Цезарем.

42. Восстание Спартака.

43. Борьба за власть и диктатура Цезаря.

44. Борьба Антония и Октавиана.

45. Принципат Августа.

46. Императоры из династии Тибериев-Юлиев.

47. Римские провинции в I-II вв. н.э. и их романизация.

48. «Золотой век» Римской империи во II в. н.э.

49. Римская культура времени гражданских войн.

50. Римская культура эпохи принципата.

51. Эпоха «солдатских императоров».

52. Реформы Диоклетиана-Константина.

53. Древняя христианская церковь. Принятие христианства в IV в.

54. Натиск германских племен на границы империи в IV-V вв.

55. Восточные провинции в IV-VI вв. Рождение Византии.

56. Падение Западной Римской империи.

57. Культура Поздней империи.

58. Античные традиции в культуре последующих эпох.

59 Восстание Спартака

1.Oсобенности античной цивилизации, ее отличия от цивилизаций Древнего Востока .

История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого - не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе. Хронологические рамки истории древней Греции - от конца III тысячелетия до н.э., времени образования первых государств на острове Крит, до 30 г. до н.э., когда последнее созданное греко-македонскими завоевателями царство - Египет - было покорено Римом (соответственно и все даты в книге - до нашей эры). История древней Греции традиционно делится на несколько эпох (исторических периодов). Примерно с 2200 до 1450 г. существовала минойская цивилизация на острове Крит. С ней соседствовала, а затем ее разрушила микенская цивилизация (около 1600 – 1150 гг.). После нее приходит упадок, наступают «темные века» (XI - IX вв.). Греция создает новый тип цивилизации, и самый первый перод ее развития – это архаическийпериодисторииГреции (VIII - VIвв.). Период расцвета древней Греции – это классический период ее истории (V - IVвв.). Наконец, в результате походов Александра Македонского греческая культура и цивилизация распространяются на Восток, и наступает последний период древнегреческой истории – эллинистический (IV - Iвв.).

Периодизация истории Древней Греции.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Основная территория древнегреческой цивилизации – Эгейский регион, т.е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. В XVIII-XVI вв. – Великая греческая колонизация, в ходе которой осваиваются о. Сицилия и Южная Италия. Этот регион будет называться Великая Греция. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге.

Этнический состав древнегреческого населения – этническая однородность. Область центрального региона Греции заселена греческой народностью. 4 племенные группы :

2) дорийцы

3) ионийцы

4) эолийцы.

История Древней Греции охватывает огромную историческую эпоху – от конца III тысячелетия до н. э. до конца I в. до н. э., т. е. свыше двух тысячелетий. За этот период в Эгеиде (бассейн Эгейского моря) произошел переход от бронзового века к железному и сменили друг друга две цивилизации.

В эпоху бронзового века на острове Крит и на территории Балканской Греции сложилась цивилизация, которая по двум основным центрам – в Эгейском море (Крит) и на материке (Микены) – получила название крито-микенской. Согласно археологической датировке, в истории Крита и Балканской Греции выделяются три периода.

Для истории Крита они называются минойскими (по имени его легендарного царя – Миноса):

1) раннеминойский период – ХХХ-ХХвв. до н.э. – заключительный этап существования родового строя, когда создавались условия для возникновения цивилизации;

2) среднеминойский период – ХХ-Х?Пвв. до н.э. – так называемый период «старых дворцов» – возникновение цивилизации на Крите;

3) позднеминойский период – ХVII-ХIV вв. до н. э. – время расцвета цивилизации на Крите вплоть до грандиозной катастрофы, после которой Крит был завоеван ахейцами, а минойское общество – уничтожено.

Периоды истории Балканской Греции называются элладскими:

1) раннеэлладский период– ХХХ-ХХГ вв. до н.э.– существование позднеродовой общины у автохтонного населения Балканского полуострова;

2) среднеэлладский период – ХХ-ХVII вв. до н. э. – заселение Балканского полуострова греками-ахейцами, которые находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений;

3) позднеэлладский период – ХVI-ХIIвв. до н. э. – возникновение у ахейцев микенской цивилизации бронзового века и ее гибель в результате дорийского нашествия.

После этого греческий мир вновь оказывается в первобытной эпохе, одновременно с началом железного века. В этих условиях зарождается новая античная цивилизация, центральным элементом которой становится социально-политический и экономический феномен – полис.

В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода:

1) гомеровский, или предполисный, период – ХГ-ГХ вв. до н. э. – эпоха существования родового строя;

2) архаический период – VIIГ-VIвв. до н. э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса; распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью;

3) классический период– ?-IVвв. до н.э.– расцвет античной цивилизации и греческого классического полиса;

4) эллинистический период – конец IV-Г в. до н. э. – покорение персидской державы Александром Македонским и слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира с цивилизациями Древнего Востока; завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией – на востоке.

После падения последнего эллинистического государства – царства Птолемеев в Египте – центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим, и история древнегреческого общества, ставшего составной частью древнеримской мировой державы, уже рассматривается в рамках истории Древнего Рима.

Пока существовала Древняя Греция, границы античного мира непрерывно расширялись. Колыбелью первой европейской цивилизации на рубеже III-II тысячелетий до н. э. стали острова Эгейского моря и юг Балканского полуострова. На материке первые очаги цивилизации на протяжении долгих веков оставались лишь островками в обширном море первобытного племенного мира. В конце II тысячелетия до н. э. греческие племена освоили весь бассейн Эгейского моря, плотно заселив и западное побережье Малой Азии. В архаическую эпоху греки вывели колонии на остров Сицилия и в Южную Италию, а также на побережье Испании и Галлии. Они создали ряд поселений на севере Африки и прочно обосновались в бассейне Черного моря. В эпоху эллинизма в результате победоносных походов Александра Македонского античная цивилизация распространилась на обширной территории от греческих колоний на побережье Испании до эллинистических царств на границе с Индией и от Северного Причерноморья до южных границ Египта. Но во все времена центром античной Греции оставались Балканская Греция и Эгеида.Затем начинается 300-летняя эпоха эллинизма (конец IV-конец I вв. до н.э.), которая берет начало от походов Александра Македонского и находит свое завершение в крушении мира эллинистических государств, подчинении западных территорий Риму и вхождением восточных территорий в состав Парфянского царства.

Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая при­надлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.

1. Критская культура (конец III тыс. до н.э. - XVв. до н.э.). Наибольшими впечатляющими остатками этой цивилизации являются двор­цы, поэтому она называется также дворцовой. В конце XV в. до н.э. недалеко от Крита, на острове Тир, произошло грандиозное извержение вулкана, в ре­зультате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись ахейцы и захватили его.

2. Микенская культура (XV-XIII вв. до н.э.).

Ее центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины. В этот период ахейские племена ведут активную колонизацию, заселяют острова Родос и Кипр, соз­дают колонии на Сицилии, в Южной Италии и Малой Азии. Воспоминания о завоевательных походах ахейцев в Малую Азию сохранились в предании о Троянской войне, которая была увековечена Гомером в «Илиаде».

3. Вторжение дорийцев (конец XIII-XIIвв. до н.э.).

В конце XIII в. до н. э. ахейская цивилизация погибает в результате нашест­вия с севера греческих племен дорийцев, которые позднее расселились на территории материковой Греции.

4. «Темные века» (XI-IXвв. до н.э.).

Происходившие в это время события не вполне понятны. Основным источ­ником по истории этого периода являются поэмы Гомера, потому этот пе­риод называют еще гомеровским.

5. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).

В этот период складывался этническое самосознание греков на основе един­ства языка, религии, нравов, формируются полисы.

6. Классическая эпоха (V в. до н.э.).

Время расцвета древнегреческой культуры и искусства. В это время разви­ваются философия и живопись, возникают театры, возводятся великолепные храмы. Важнейшие политические события этой эпохи - греко-персидские войны (492, 490, 480-479 гг. до н.э. и 448 г. до н.э.) и Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Война между Афинским и Спартанским военными сою­зами формально закончилась победой спартанцев, но ослабила оба греческих государства. 7. Эпоха эллинизма (IVв. до н.э. - Vв. н.э.).

Данная эпоха начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчи­вается с захватом Рима варварами. Александр Македонский создал огромную империю, которая охватила весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда.

Во II в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента вхо­дила в состав Римского государства.

Древняя Греция — период в истории, который длился с III тысячелетия до н. э. доримского завоевания во II веке до н. э.. Сами греки до сих пор называют свою страну Элладой , а себя эллинами . Наименование «Греция» пришло к нам со времён древнего Рима . Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра,Олимпийских игр и т. д.

Греческая культура имела мощное влияние на Римскую империю, которая, в свою очередь, донесла свою культуру почти до каждого европейского народа. Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии, известные как Великая Греция, а также разбросанные греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей.

География Древней Греции

Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.

Карта, показывающая основные регионы материковой Древней Греции и прилегающие «варварские» земли.

На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), а на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пиндделилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида,Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке сАрголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова в восточной части Ионического моря. Балканская Греция в основном — гористая страна (её пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).


Природные условия

Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в древние времена львы), но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония, многие острова), а также серебра (Аттика, Фасос, Сифнос), меди (Эвбея), золота (Фессалия, Фасос, Сифнас), свинца (Кеос), белого мрамора (Аттика, Парос), темно-синей глины (Аттика)

Периодизация

В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

1. Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

Исчезновение микенской культуры в XII веке до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен, среди которых все ещё господствовал родовой строй. Порабощение дорийцами коренных жителей привело к упадку греческих городов и их культуры, в частности к потере раннегреческой письменности (так называемое критское письмо).

Полисный период

Греческие Тёмные века

История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера.

Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.

В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.

Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею. В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизацииостровов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония)- ионийцами, южные — дорийцами.

Архаическая Греция

Наступление железного века имело огромное значение — металл стал дешёвым и доступным, что способствовало постепенному росту хозяйственной самостоятельности отдельной семьи и ослаблению её зависимости от родовой организации. Отделение ремесел от земледелия обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города.

Поэтому в период VIII-VI веков до н. э. происходит становлениеполисов — разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединённых только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы.

Древнегреческая колонизация в IV в. до н. э.

На VII—VI века до н. э. приходится расцвет греческой колонизации в Средиземноморье и Северном Причерноморье. Только выходцы из Милета основали 70 колоний на побережье Чёрного моря. В то же время в самой Греции Дельфы с оракулом Аполлона и Олимпия с Храмом Зевса иОлимпийскими играми приобрели значение общегреческих религиозных центров наиболее почитаемых богов. Греческая торговля фактически стала международной, имея сбыт и на западных, и на восточных рынках. В Грецию ввозились рабы, сырье, предметы роскоши, а также продукты питания для все возрастающего населения полисов. У лидийцев в VII веке греки заимствовали чеканку монет.

Уже в VI веке до н. э. разворачивается борьба демоса против аристократии, в руках которой была сосредоточена земля. В Афинахархонт Солон ввел ряд реформ, в том числе отменил долговое рабство, что заложило основы афинской демократии. Однако сопротивление аристократии был настолько упорным, что обуздать его могло только оружие. Так в греческих городах сформировалась особая форма тирании , которая имела целью защиту крестьян и ремесленников: в Коринфе — тирания Кипсела и Периандра; в Афинах — тирания Писистрата и дальнейшие реформы Клисфена, на Самосе — тирания Поликрата, а также тирании городов Сикиона, Милета, Эфеса и т. д.

В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство, независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах. В то же время в олигархической Спарте, на Крите и в Аргосе сохранились определенные черты родового строя, а в общинах Этолии, Акарнании и Фокиде — натуральное хозяйство. На фоне такого многообразия и по политическим, и по экономическим показателям греческие города начинают соперничество, возникает Пелопоннесский союз, возглавляемый Спартой — военный союз городов Пелопоннеса для совместного ведения войн и подавления восстаний илотов.

Классическая Греция

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года

Классический период — время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришёлся на V—IV века до н. э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнахстали Древние Афины, которые стояли во главе Делосского союза среди полисов островов Эгейского моря, его западного, северного и восточного побережий. Своего максимального могущества и культурного расцвета Афины достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель, полководец, сторонник демократической партии Перикл, который 15 раз избирался стратегом. Этот период известен в историографии как «Золотой век Перикла», хотя он был относительно недолгим.

Перенос казны Делосского союза из Делоса в Афины, взимание платы — фороса — с союзников, ограничение свободной торговли на море, карательные экспедиции, клерухии — все это вызвало у союзников возмущение и желание освободиться от обязательств. Параллельно назревали и конфликты вне союза: экономическая борьба между Афинами и Коринфом в сфере торговли, со Спартой — за главенство в Греции. В 431 до н. э. началась самая масштабная война в истории Древней Греции — Пелопоннесская война , что закончилась сокрушительным поражением Афин, потерей владений и привилегий, а Спарта установила свою гегемонию.

Нарастал «кризис полиса»: рос внутриполисный антагонизм между бедными и богатыми; прославлялись метэки (чужеземцы в полисе), распространение рабства не давало возможности найти наемный труд, единственным средством существования оставалось ведение войны (поэтому нередко греческие наемники воевали и в армии персов). Частые междоусобные войны ещё более ослабляли полисы, они уже не были способны защитить своих граждан.

В конце концов 395 до н. э. вспыхнула Коринфская война, в результате которой Персия навязала грекам унизительный Анталкидов мир, за выполнением которого должна была следить Спарта. Таким образом, она становилась главным врагом, для борьбы со Спартой был создан Второй афинский морской союз. Хотя Фивы побеждают Спарту при Левктрах, попытка Афин навязать свою волю приводит к новой Союзнической войне, и союз распадается.

В период слабости греческих полисов начинает свое возвышение Македония. Царь Филипп II Македонский последовательно завоевывает Фессалию, Фокиду, Халкиду и Фракию. Антимакедонская коалиция, идеологом которой выступал Демосфен, потерпела сокрушительное поражение в битве при Херонее 338 до н. э. К 337 до н. э. был создан Коринфский союз греческих государств во главе с Македонией, везде были введены македонские гарнизоны и установлены олигархические режимы.

Эллинистическая Греция , Древняя Македония

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья — этап эллинизма — начинается с походов Александра Македонского (IV век до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла её культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах. В свою очередь, покоренные народы были носителями собственной древней культуры и сами влияли на античную культуру .

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Империя Александра распалась сразу после его смерти в 323 до н. э. Долгая борьба диадохов и их преемников — эпигонов — привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (крупнейшими из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и собственно Македония). Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, некоторый период — Спарта), которые продолжали оспаривать господство в Греции.

Фреска «Мозаика Александра», изображающая битву при Иссе: Александр Македонский на своем коне Буцефале

В большинстве государств при власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267-261 годы до н. э., названа в честь афинского полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став полностью зависимыми от Македонской монархии. Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Против неё боролись два новых мощных союза — Ахейский (восстановлен около 280 до н. э.) и Этолийский (создан около 320 до н. э.).

Ахейский союз охватывал большую часть Пелопоннеса (кроме Спарты, которая вошла в союз после 192 до н. э.) и крупнейшие города (Сикион, Коринф, Мегары). В Этолийский союз, кроме Этолии, входили районы Средней Греции (кроме Афин), южная Фессалия и некоторые другие города. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции привела к массовому разрушению городов, продаже греков в рабство, заселению центров новыми колонистами. Опустошали греческие города и пираты, которых использовали этоляне, продавая им в рабство жителей захваченных городов (из одной только Лаконики было продано до 50 тысяч человек). Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение средних слоев, рост бедноты, волнения которой становились обычным явлением (в Коринфе, Аргосе, Милете).

Римская Греция

После поражения, нанесенного римлянами Македонии в битве при Киноскефалах (197 до н. э.), римляне постоянно вмешивались во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. Летом 196 г. до н. э. римский полководец Тит Квинкций Фламинин провозгласил на Истмийских играх «свободу» греков, вера в которую на короткий срок сделала Рим популярным в Греции. С этого времени Греция постоянно находилась под римским влиянием.

Македония потеряла политическое значение, а в 148 году до н. э., после подавления восстания Андриска, была преобразована вместе с Илирией и Эпиром в римскую провинцию. Этолийский союз римляне распустили. В 146 до н. э. был разгромлен и Ахейский союз. Таким образом фактически вся Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи в 27 до н. э. Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом). С IV века нашей эры Греция составила ядро Восточной Римской империи — Византии .

Древнегреческая мифология , Древнегреческая религия

Афродита Книдская

Венера Милосская

Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Она начала складываться ещё в крито-микенский период. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи — земли и Урана — неба появились титаны, старшим был Океан, младшим — Кронос. По мифологии Кронос решил отомстить своему отцу за то, что он заточил его братьев циклопов в тартаре. Пока Уран спал, Кронос нанес ему тяжелый удар и стал царем всех богов. Дети Кроноса — боги во главе с Зевсом в жестокой схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром.

Гора Олимп считалась жилищем двенадцати верховных богов во главе с Зевсом. Громовержец Зевсстал царем богов и людей, Посейдон — морей, источников и вод, Аид — мрачного подземного царства.Гера — жена Зевса — была покровительницей брака и семьи, сестра Зевса — Деметра — богиней плодородия, другая сестра — Гестия — покровительницей дома. Любимая дочь Зевса Афинапочиталась как богиня военной мудрости и мудрости вообще, она покровительствовала знаниям и ремеслам.

Согласно мифу, Афина появилась из головы Зевса в полном боевом облачении — в шлеме и панцире. Богом войны был Арес. Гермес — сначала бог скотоводства и покровитель пастухов, позже почитался как вестник олимпийских богов, покровитель путешественников, купцов, бог торговли, изобретатель меры и пастушьей флейты. Артемида сначала была богиней плодородия и покровительницей животных и охоты, богиней Луны, позже она стала покровительницей женского целомудрия и рожениц. Аполлон — брат Артемиды, божество солнечного света, образования, медицины, искусства, что воплощается его спутницами — девятью музами. Ещё одна дочь Зевса — Афродита, что родилась из пены морской возле острова Кипр, богиня любви и красоты.

Из античных изображений Афродиты самые известные: Афродита Книдская работы Праксителя (IV век до н. э.) и Венера Милосская (II век до н. э.), которые находятся в парижском Лувре. Мужем Афродиты был бог-кузнец Гефест. Дионис — самый веселый среди богов, покровитель виноградарей и виноделов, ему посвящались особые празднества в конце сельскохозяйственного года — дионисии. Кроме олимпийских богов существовало множество других (преимущественно — местных, локальных) богов, которые имели свои функции.

Боги в представлении греков обладали человеческим обликом, человеческими желаниями, мыслями, чувствами, даже человеческими пороками и недостатками. Они строго наказывали тех, кто пытался приблизиться к ним по красоте, уму и могуществу. Особое место занимает миф о титане Прометее — защитнике людей от произвола богов. Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на вечные муки. Кроме мифов о богах существовали легенды о героях, самым любимым из которых был Геракл, который совершил двенадцать великих подвигов. Мифы и легенды о богах и героях складывались в целые циклы, ставшие в дальнейшем источником сюжетов для литературы, драматургии и скульптур.

Параллельно с мифологией развивалась культовая практика — жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя. Афина считалась покровительницею Афин. Олимпия была центром поклонения Зевсу, которому посвящались здесь спортивные Олимпийские соревнования. Место главного святилища Аполлона — Дельфы, где находился известный дельфийский оракул (оракул — место в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, или именно прорицания божества), как считали греки здесь находился отмеченный особым камнем центр Земли.

Человечные, проникнутые гармонией образы греческой мифологии, стали почвой для развития древнегреческого искусства. Мифология древних греков осуществила решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии. В эпохуВозрождения она была активно включена в европейский культурный процесс. До сих пор к ней не ослабевает и научный, и познавательный, и эстетический интерес.

Древнегреческая наука

Уже в древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний (что находились, как правило, в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки.

Непреходящее значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов — о происхождении Вселенной, о природе человека.

Традиция считает Фалеса первым греческим философом, астрономом и математиком. Он совершил дальние поездки для получения знаний. Его именем открывается перечень «семи мудрецов», ему приписывают много крылатых фраз: «Познай самого себя», «Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «Сильнее всего необходимость, потому что она имеет власть над всем», «Мудрее всего время, потому что оно все открывает». Первоосновой всего сущего Фалес считал воду — «умную и божественную». Фалес стоит у истоков в демифологизации мира: Зевса он считал мировым разумом, богов — действующими в мире силами. Фалес стал основателем стихийно-материалистической школы философии.

Наиболее видными представителями этой школы были Анаксимандр, который дал первое формулировки сохранения материи;Анаксимен, согласно учению которого все сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в неё возвращается;Демокрит, отстаивавший атомистическую («атомос» — неделимый) концепцию строения мира. В становлении диалектики огромную роль сыграл Гераклит, в постановке и глубокой разработке социально-этических проблем — Сократ. Его ученик Платон стал основоположником философской школы объективного идеализма, одним из крупнейших философов всех времен.

Фреска Афинская школа , Рафаэль Санти

Аристотель — самый знаменитый философ в истории человечества, в своем учении попытался соединить сильные стороны взглядов Демокрита и Платона , совершил огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени.

Отличительной чертой философских произведений эллинистического времени, когда разорвался довольно замкнутый мир греческих полисов, является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам. Философия Эпикура своей задачей видела освобождение человека от страха перед смертью и судьбой, он отрицал вмешательство богов в жизнь природы и человека, доказывал материальность души. Жизненным идеалом философской школы стоицизма были невозмутимость и спокойствие, которые должен сохранять человек в противовес изменяющемуся миру. Основной добродетелью стоики считали понимание (то есть знание того, что есть добро и зло), мужество и справедливость.

Историческая наука Древней Греции прежде всего ассоциируется с именем Геродота. Он много путешествовал: посетил Малую Азию, Древний Египет, Финикию, разные города балканской Греции, побережье Чёрного моря, где собирал, в частности, сведения о скифах. Главный труд Геродота — «История», которая посвящена важнейшему политическому событию греческой истории — греко-персидским войнам. Несмотря на то, что «История» не всегда отличается целостностью и полной научностью, факты, которые приводятся в ней, преимущественно достоверные. Именно Геродот дает первое в античной литературесистемное описание жизни и быта скифов.

Довольно рано стали обобщаться медицинские знания. Верховным покровителем медицины, богом-целителем считался один из олимпийских богов — Аполлон. Богом собственно медицины стал Асклепий, причем немало ученых сейчас считают, что у этого мифологического персонажа был исторический прообраз, реальный искусный врач. В Греции сложилось несколько научных медицинских школ, самые известные — Книдская (город Книд) и Косская (на острове Кос).

Представителем последней был Гиппократ, живший в классическую эпоху. Его рассуждения о причинах болезней, о четырёх темпераментах, о роли прогноза при лечении, о морально-этических требованиях к врачу осуществили большое влияние на дальнейшее развитие медицины.Клятва Гиппократа и сегодня является моральным кодексом врачей всего мира. Первый систематический учебник по анатомии животных составил Диокл. Крупными медицинскими центрами были города Великой Греции, наиболее ярким представителем которой был Филистион.

Эпохой успешного развития науки был эллинизм. Для этого этапа характерно успешное развитие многих новых научных центров, особенно в эллинистических государствах на Востоке. Синтезом накопленных к тому времени математических знаний можно считать труд Евклида, жившего в Александрии, «Элементы» (или «Начала»). Изложенные в нём постулаты и аксиомы,дедуктивный метод доказательств на протяжении веков служили основой геометрии. С именем Архимеда из Сиракуз на островеСицилия связано открытие одного из основных законов гидростатики, начало исчисления бесконечно больших и малых величин, ряд важных технических изобретений. Пергам стал центром изучения греческой филологии, здесь Дионисий Фракийский создал первую грамматику.

На основе трудов вавилонских ученых получила дальнейшее развитие астрономия. Так, например, Селевк Вавилонский пытался обосновать положение, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам. Походы Александра Македонского значительно расширили географические представления. Дикеарх составил карту мира. Эратосфен из Киренывычислил длину экватора Земли, получив результат, близкий к правильному (при этом ученый исходил из гипотезы о шарообразной форме Земли).

Изучались вулканические и метеорологические явления, были открыты муссоны и их практическое значение. Заметно продвинулось изучение человека. Герофил обнаружил нервы и установил их связь с мозгом, он же высказал предположение, что с мозгом связаны умственные способности человека. Эрасистрат изучал анатомию сердца, получили развитие исследования ветеринарной медицины, крупный вклад в фармакологию сделали Зопир и Филон Тарсийский.

Крупнейшим научным центром эллинистического мира были Александрийский мусейон и библиотека Александрии, которая насчитывала более полумиллиона книг. Сюда приезжали работать выдающиеся ученые, поэты, художники со всего Средиземноморья.

Образование

Гимназия (палестра) в Олимпии

В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Именно в полисах Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.

Существовали частные и государственные учебные заведения. На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В признанном центре просвещения — Афинах — с их демократическим республиканским строем оформилась следующая система обучения. Первые школьные законы были составлены древнегреческим поэтом и государственным деятелем Солоном.

В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от времени сдавать экзамены, чтобы подтвердить свое право учить других. Занятия в школах проводились только при дневном освещении. Если отец не отдавал сына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьный учитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения, которым будут обучать в гимназии. Среди афинских учителей проводились соревнования в декламации и различных видах атлетики.

После домашнего воспитания мальчики с семи лет начинали учиться в низшей школе, которая называлась дидаксалейон (от греческого «дидактикос» — обучающий). Здесь обучали грамоте, литературе, начиная с Гомера, музыке, арифметике, рисованию. Более углубленное изучение предметов с дополнением начал астрономии и философии продолжалось на втором уровне начальных училищ — грамматической школе (от 12 до 15 лет). Обучение физической культуре велось одновременно, в специальном комплексе — палестре. Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Но афиняне учили за государственные средства тех детей, родители которых погибли на поле боя, защищая Отечество.

Завершалось общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика, логика, география, а также в гимнастике. Гимнасиями ведало государство, для них строились монументальные здания. Состоятельные граждане считали за честь занять выборную должность руководителя гимнасии, несмотря на то, что она была связана с большими личными расходами. Гимназии были центрами интеллектуального жизни полиса, в Афинах их было несколько. При каждой гимназии обязательно существовала библиотека.

Наиболее прославилась Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем. После гимнасии можно было стать эфебом — учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху были военными, а в эллинистическую коренным образом изменились и стали гражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых.

В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартанца от 8 до 20 лет.

Учились в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девочки, но в Спарте ребёнка отрывали от семьи. Ребят, начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находился прен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основными элементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы, разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личным делом каждого спартанца.

Древнегреческая литература

Гесиод — первый известный древнегреческий поэт

Особое место в истории мировой цивилизации занимает древнегреческая художественная культура. Эллинское искусство достигло глубокой человечности образов, проникнуто ощущением гармонии мира и человека, что осознанно воплощает красоту природного бытия.

С мифологией, её сюжетами и образами связано очень раннее формирование древнегреческой литературной традиции. Развитие отдельных сфер культуры не всегда происходит равномерно. Так, в Древней Греции вершины поэтического творчества были достигнуты гораздо раньше, чем сложились классические наука, образование и искусство. Примерно в VIII веке до н. э. Гомернаписал свои эпические поэмы — «Илиаду» и «Одиссею».

Большинство ученых считает, что Гомер жил в Малой Азии и был рапсодом — так называли поэтов, которые выступали с декламацией своих стихов. О времени письменного оформления поэм мнения расходятся: одни считают, что первые записи были сделаны при жизни Гомера, другие — что это случилось позже — в VI веке до н. э. Обе версии соотносятся с историей греческой письменности. Алфавит (фонетическое письмо) было заимствовано греками у финикийцев как раз в VIII веке до н. э. Греки писали, как и финикийцы, справа налево, без знаков препинания и без гласных, а в VI веке до н. э. письмо приобрело уже привычный для нас вид.

Поэмы Гомера тесно связаны с народным героическим эпосом, посвященным Троянской войне, в котором переплелись и реальные исторические события (военный поход греков-ахейцев на Трою, которую они называли Илион), и фантастические сюжеты («Яблоко раздора» как причина войны, участие богов в конфликте, «Троянский конь»). Однако Гомер не переводит мифы, а создает художественные образы, рисует внутренний мир героев, столкновение характеров.

«Илиада» посвящена одному эпизоду последнего, десятого, года войны — гневу самого сильного и храбрейшего из греческих воинов Ахиллу, который обиделся на предводителя греков микенского царя Агамемнона. Ахилл отказывается принимать участие в битве, троянцы прорываются к кораблям, погибает лучший друг Ахилла — Патрокл. Ахилл меняет решение, вступает в поединок с главным защитником Трои сыном царя Приама Гектором и убивает его. Поражает сцена встречи Ахилла с Приамом, когда царь, целуя руки победителя, просит отдать ему тело сына для захоронения со всеми почестями.

«Одиссея» рассказывает о длинном, полном невероятных сказочных приключений возвращении домой одного из главных участников войны — царя острова Итака, хитроумного Одиссея. Греки не просто знали наизусть, много раз переписывали, любили гомеровские поэмы, а преклонялись перед ними. Их сделали основой воспитания и образования. Точную и образную оценку значения «Илиады» и «Одиссеи» дал средневековый византийский писатель Михаил Хониат в XIII веке писал: «Подобно тому, как, по словам Гомера, все реки и потоки берут свое начало в Океане, так всякое словесное искусство источник имеет в Гомере».

Гесиод продолжил эпическую традицию Гомера. В поэме «Теогония» он изложил мифологические представления о происхождении богов и устройстве мира. В «Трудах и днях» впервые ввел в эпическую поэму личные оценки, описание обстоятельств собственной жизни. В дальнейшем в Греции получила развитие лирическая поэзия. Известными стали имена поэтессы Сапфо (сапфическая строфа — особый стихотворный размер), Анакреонта (анакреонтика — лирика, воспевающая радость жизни и мирские наслаждения). Однако стихи этих и других древнегреческих авторов сохранились лишь фрагментарно.

Как самостоятельный жанр литературного творчества сложилась драматургия.

Древнегреческий театр

Театр в Эпидавре.

Возникновение древнегреческого театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса — дионисиями. Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого — «песнь козлов»). На историческое происхождение театра указывает обязательное участие в трагедиях хора, с которым сначала вступал в диалоги единственный актёр, позже количество актёров увеличилось до трех.

Совместившись с литературной традицией, театр в классическую эпоху из религиозных, народных представлений превратился в самостоятельный вид искусства. Театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников — Дионисий и Леней. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тысячи зрителей (театр Диониса в Афинах, лучше других сохранился амфитеатр в Эпидавре).

Городские власти находили хорега (человека, который обеспечивал финансирование), отбирали постановки и на свое усмотрение определяли порядок показа комедий и трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актёрами были исключительно мужчины, они играли в особых масках. Маски отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Постановщиком был сам поэт. После окончания спектаклей, продолжавшихся несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших и вручали призы в виде денежной премии драматургу и хорегу, лавровой ветви и памятника в честь хорега.

Наиболее прославленными драматургами были трагики Эсхил, Софокл и Эврипид. Эсхил написал 90 пьес, 13 раз он побеждал в драматических соревнованиях. Его историческая пьеса «Персы» прославляет победу греков в войне с захватчиками. Сам Эсхил принимал участие в крупнейших сражениях. Большинство древнегреческих пьес используют мифологические сюжеты, которые авторы вольно интерпретировали, выражая собственные взгляды. Эсхил в «Прометее прикованном» восхищается мужеством и свободолюбием титана. У Софокла появляется психологическая мотивировка поступков героев.

Например, в «Антигоне» главная героиня жертвует собой, но выполняет нравственное обязательство: вопреки запрету царя прячет погибшего брата. Именно в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: «в мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Большинство драматических произведений утрачены. Полностью сохранилось лишь семь пьес Эсхила, семь — Софокла (написано 123, из них 24 — победили на соревнованиях), чуть больше — 17 Эврипида.

Эврипид жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, что нарастала со стороны Македонии. Все это и отразилось на его творчестве («Медея», «Ипполит»), Аристотель называл Эврипида «самым трагическим среди поэтов». Мастером комедии заслуженно считался Аристофан («Облака», «Осы», «Лягушки»). Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались.

Музыка Древней Греции

Важное место в жизни эллинов занимала музыка. Образы музыкантов представлены в древнегреческой мифологии (Орфей, Пан, Марсий), изображения музыкантов сохранились на греческих вазах и в виде скульптур. В Греции существовали специальные коллегии (объединения) певцов, музыкантов, танцоров; музыка звучала во время торжеств, ритуалов, игр, сопровождала театральные действия. Музыкальный инструментарий был представлен струнными щипковыми (кифара, лира), а также духовыми инструментами (авлос, флейта Пана).

Древнегреческими мыслителями были изучены важнейшие акустические закономерности (Пифагор , Аристоксен), разработана детальная ладовая система и система нотации, вместе с тем значительное место в трудах философов уделено и музыкально-эстетическим и музыкально-этическим проблемам (Платон, Аристотель). Музыкальная культура древних греков предшествовала культовой музыке христианской Европы следующих веков (византийская музыка, григорианские песнопения) и в значительной мере определила дальнейшее развитие европейской музыки, дав большинству европейских языков также и сам термин — «музыка» (от муз).

Архитектура Древней Греции

Афинский акрополь

Парфенон

В условиях рабовладельческой демократии создается целостная среда городов-государств. Развивается система регулярного планирования города (Гипподамова система), с прямоугольной сеткой улиц, площадью — центром торговой и общественной жизни. Культовым и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя — возвышенной и укрепленной части города. Эллины выработали совершенно другой, чем в древневосточной цивилизации, тип храма — открытый, светлый, который прославлял человека, а не внушал трепет.

Характерно, что в архитектуре присутствует человеческое метрическое начало. Математический анализ пропорций древнегреческих храмов показал, что они соответствуют пропорциям человеческой фигуры. Классический греческий храм был прямоугольным в плане, со всех сторон окруженный колоннадой. Крыша была двускатной. Треугольные плоскости, образовавшиеся из фасадов — фронтоны — как правило, украшались скульптурными изображениями.

Греческую архитектуру отличает чистота и единство стиля. Было создано три основныхархитектурных ордера («ордер» — в переводе с греческого «порядок») — они различаются типами колонн и перекрытий, пропорциями, декоративным убранством. Дорический и ионический стили возникли в полисный период. Коринфский ордер — появляется в эпоху эллинизма.

Наиболее совершенным архитектурным ансамблем классической Греции был Афинский акрополь. Он был сооружен во второй половине V века до н. э. в период наибольшего могущества Древних Афин. Холм Акрополис, что возвышается на 150 м над уровнем моря, издавна был крепостью, а затем местом главных культовых сооружений. Однако во время персидского нападения все они подверглись разрушению. Перикл, что добился переноса в Афины казны Афинского морского союза, в который входили многие древнегреческие полисы, стал инициатором грандиозной реконструкции Акрополя. Работами руководил личный друг Перикла — выдающийся скульптор Фидий. Отличительная черта этого комплекса — чрезвычайная гармоничность, которая объясняется единством замысла и короткими для таких масштабов сроками строительства (примерно 40 лет).

Парадный вход в Акрополь — Пропилеи — возведён архитектором Мнесиклом. Позже перед ними на искусственно увеличенном выступе скалы был построен небольшой Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) — символ того, что богиня победы никогда не покинет город. Главный храм Акрополя — беломраморный Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Его архитекторы — Иктин и Калликрат — задумали и спроектировали строение настолько пропорциональное, что оно, выделяясь как безусловно самое величественное сооружение комплекса, при этом своими размерами не тяготеет над другими.

В старину в центре Акрополя на постаменте, в золотых доспехах, возвышалась грандиозная фигура Афины Паллады (Афины Воительницы) работы Фидия. Эрехтейон — храм, посвященный Посейдону, который в мифологии соперничал с Афиной за право покровительствовать городу. Знаменит в этом храме портик кариатид. Портиком называют открытую с одной стороны галерею, которая опирается на колонны, а в Эрехтейоне колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид. Римский историк Плутарх писал об сооружения Акрополя: « .. их вечная новизна спасла их от прикосновения времени».

Архитектура эллинистических полисов продолжала греческие традиции, но наравне с постройкой храмов больше внимания стало уделяться гражданскому строительству — архитектуре театров, гимназий, дворцов эллинистических правителей. Внутреннее и внешнее оформление зданий стало богаче и разнообразнее. К этому времени относится возведение таких прославленных «чудес света», как гробница царя Мавзола в Галикарнасе и Фаросский маяк на входе в Александрийскую гавань, храм Диониса в Теосе — творение Гермогена.

Изобразительное искусство

Дискобол , Мирон, Глиптотека, Мюнхен

Дорифор Поликлета Старшего

Скульптура была любимым видом искусства эллинов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях, ставились победителям Олимпийских игр и крупным драматургам. Овладение, очень постепенное, совершенством в этом виде искусства восходит к архаическим временам. Археологами найдены десятки очень похожих друг на друга архаичных статуй двух типов: куросы — статуи обнаженных юношей и коры — драпированные женские статуи. Эти фигуры выглядят ещё очень скованно, можно увидеть только попытки передать живое движение.

Шедевры скульптуры, которыми не устает восхищаться человечество, дала миру эпоха древнегреческой классики. Современниками были большие мастера Фидий, Мирон, Поликлет Старший. Фидия современники называли «творцом богов». Доныне его главные работы не дошли, судить о них можно только по восторженным описаниям и римским копиям. Статуя Зевса, облицованная золотом и слоновой костью, что находилась в главном храме Зевса в Олимпии, была справедливо причислена к современниками семи чудесам света. Он же создал выдающиеся барельефы и скульптуры Парфенона, в том числе главную статую — Афины Парфенос (Афина-девы).

Мирон достиг высот в стремлении передать в скульптурном изображении движение человека. В его знаменитом Дискоболе впервые в искусстве разрешена задача передачи момента перехода от одного движения к другому, преодолена статичность. В то же время, в соответствии с общим эстетическим идеалом, лицо атлета скульптор изображает абсолютно спокойным. Поликлету принадлежит цикл статуй спортсменов — победителей Олимпийских игр. Самая известная фигура — Дорифор (молодой человек с копьем). Поликлет теоретически обобщил опыт своего мастерства в трактате «Канон». Известнейшим творцом женских скульптурных образов был Пракситель. Его Афродита Книдская вызвала множество подражаний. Пропорциональность классических скульптур стала образцом для мастеров многих эпох.

Эпоха завоевания Александра Македонского, последующего краха его империи, полная страстей, взлетов и падений человеческих судеб целых государств, принесла новую атмосферу в искусство. Если сравнивать скульптуры эпохи эллинизма с предыдущим, классическим периодом, то их вид потерял невозмутимость, спокойствие. Художников (Апеллеса, Протогена и др.) начали интересовать душевные порывы, метание людей, их состояние в трагические моменты (например, скульптурная группа Лаокоона). Появляются скульптурные портреты, которые передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Скопаса (до нас сохранился скульптурный портрет Александра Македонского). Успехи науки расширили технические возможности искусства. Одно из «семи чудес света» — Колосс Родосский, что представлял собой бронзовую статую бога Солнца Гелиоса (высота колосса была около 35 м).

Живописные произведения (фрески, картины) время не сохранило, но об их уровне позволяет судить замечательная вазовая живопись. С совершенствованием керамической технологии рос её художественный уровень: для архаики характерен так называемый чернофигурный стиль изображения (рисовались тёмные фигуры на светлом фоне), который в классическую эпоху сменился краснофигурным, что сделал изображения более реалистичными.

Право Древней Греции

Греция не оставила записей права в трудах своих юристов; последних, в нашем или римском смысле, она совсем не знала.

Сведения о древнегреческом праве почерпаются поэтому только: 1) из отрывочных известий о нём у различных греческих писателей — известий далеко не равной цены и достоверности, и 2) из дошедших до нас надписей. Среди первых наиболее важны сочинения ораторов и между ними в особенности юридические речи Демосфена, сообщающие ряд фактов о современном ему состоянии древнегреческого права и его история, Исея, дающего ценные сведения преимущественно о наследственном праве, Лисия, Исократа и Эсхина.

Платон, Аристотель, Теофраст дают в своих сочинениях целую массу сведений о положительном праве Греции, которое, несомненно, коренным образом повлияло и на их философские представления о законах. За философами и моралистами следуют поэты (Гомер, Гесиод, Еврипид, Аристофан), историки (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий) и лексикографы, у которых, однако, в общем все-таки меньше сведений о праве, чем можно было бы ожидать. Главный недостаток этих сведений тот, что все они, за немногими исключениями, — не точная передача норм права, а их субъективный пересказ.

Города

Афинский Парфенон

В городах Древней Греции допускали роскошь только для общественных построек. Частные жилища были очень скромны и лишены даже самого незначительного комфорта. Очевидно, что люди почти не жили в домах и чаще всего ночевали вне дома, под портиками. Городские улицы, узкие и извилистые, загроможденные вдобавок выступами и балконами первых этажей, были почти недоступны для солнца.

Афины в особенности долго сохраняли самый жалкий внешний вид. Город был сожжен во время персидских войн, но его снова отстроили с той же небрежностью. Улицы по-прежнему имели случайное направление, а дома населенных кварталов оставались маленькими и неудобными. Чужеземцы отзывались об Афинах с презрением. Сам Демосфен смотрел с удивлением на бедные жилища Мильтиада, Аристида и Фемистокла. Но мало-помалу роскошь проникла и в частные жилища. Городская стена была отодвинута и разбиты новые кварталы.

Архитектор Гипподам Милетский произвел целый переворот в деле постройки городов. При своих работах в Пирее, Туриуме и на Родосе он старался располагать улицы по правильному плану и строить дома в одну линию. Платон ссылается на новые правила, направленные против собственников. В Афинах астиномы и ареопаг были обязаны наблюдать за исправным содержанием домов, заставлять чинить и возбуждать дела по поводу всяческих нарушений.

Почти все города — Афины и Мегара, Сцион и Потидея, Самос и Сарды — были окружены большими предместьями, где роскошь была наиболее заметна. Чтобы понять эту перемену, достаточно сравнить в Афинах старые кварталы Пникс и Ареопаг с новыми кварталами Керамиком и Дипилоном: место тесных трущоб заняли настоящие жилища. Но было трудно перестроить торговые улицы города и увеличить количество домов на них. Поэтому богатые предпочитали селиться за городом.

Фукидид и Исократ утверждают, что в их времена красивые жилища надо было искать вне городских стен. В IV веке Демосфен приходит в ужас от возраставшей роскоши частных домов. Однако главным образом этот новый вкус нашёл проявление в колониях, в заморских странах, и именно там эллинское жилище достигло своего апогея в V и IV веках, во дворцах тиранов и царей.

В богатых домах перед жилищем находился, как правило, забор, выходивший на улицу. Свободное пространство между этим забором и дверью служило проходом, или сенями, часто украшавшимися живописью, надписями, отвращающими от дома воров и злую судьбу, древними изображениями Гекаты, Гермеса и жертвенником Аполлона Эгейского.