Баллы при аттестации учителей на первую категорию. Как считать баллы при аттестации педагогических работников? За что и как начисляются баллы для получения категории

на первую категорию. Первый раз – очно, второй – заочно. В этой заметке мой субъективный взгляд на аттестацию педагогических работников.

На мой взгляд, большинство преподавателей выбирает заочную форму прохождения аттестации. При такой форме педагог составляет аналитическую справку и лист самооценки. В аналитической справке – полностью анализирует свою деятельность, описывает результаты, свои цели и методы обучения и т.д.

Заполнение листа самооценки профессиональной компетенции подразумевает заполнение шаблонной таблицы с различными критериями. Аттестационная комиссия присваивает значениям этих критериев определенное количество баллов, которые суммируются. И именно эта сумма баллов позволяет комиссии принять решение о соответствии педработника той или иной квалификационной категории.

В чем преимущества современного способа аттестации? Плюсы я вижу именно в заочном способе. Преподаватель без отрыва от производства заполняет соответствующие документы и отправляет их в аттестационную комиссию. Чаще всего при наличии ошибок в документации или недостаточного количества баллов, бумаги вернут на доработку, никто не будет сразу же фиксировать неудачную попытку. Ведь, если комиссия посчитает, что преподаватель не соответствует заявленной категории, то в следующий раз повторно аттестоваться можно не ранее чем через два года.

При очном способе педагог также составляет лист самооценки, но аналитическую справку не делает, а выступает перед комиссией с презентацией. Если по ходу доклада у членов комиссии возникают вопросы, они их задают и в итоге приходят к решению: соответствует педагог категории или нет.

Сколько нужно баллов для первой и высшей категории?

Для преподавателей НПО установлены следующие пороговые значения баллов:

  • свыше 96 баллов – первая квалификационная категория;
  • свыше 120 баллов – высшая категория.

Легко ли набрать нужное количество баллов?

Необходимое количество баллов набрать достаточно сложно. Приведу несколько конкретных примеров.

Критерий «прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки по информационным технологиям (за 5 лет)». Баллы: есть удостоверение – 1 балл, свидетельство или диплом – 2 балла.

Видите нестыковку? Свидетельство приравнено к диплому. Преподаватель информатики нашего учебного заведения для аттестации по этому критерию хотела приложить диплом о высшем образовании, но сказали – нельзя, ведь диплом был получен более пяти лет назад. А что надо? Удостоверение или свидетельство! Человек преподает информатику и у него требуют прохождение курсов по информационным технологиям. Другими словами, она пять лет обучалась в ВУЗе и это не подходит для аттестации, а пройдет курсы в 30 часов и получит один балл…

Также хотелось бы сказать по поводу грамот и дипломов за различные заслуги. За грамоту областного уровня присуждается 3 балла, а за победу в конкурсе областного уровня – 4 балла.

Но вот беда, если педагог за один учебный год участвовал в нескольких различных конкурсах и занял призовые места, то засчитываться при аттестации будет только одна грамота.

Побеждайте хоть десять раз в году, засчитают только одну победу. Отсюда получается наиболее оптимальный алгоритм получения наград – по одной в год. Просто участие в конкурсах профессионального мастерства нигде не засчитывается!

Например, под моим руководством два обучающихся заняли призовые места на одном конкурсе. Засчитали только одну грамоту. Баллы, конечно, за подготовку победителя соревнований приличнее – 5 баллов, но мог бы получить и 10.

Где брать баллы?

Больше баллов можно набрать в разделе «Продуктивность». За последние три года баллы выставляются по отдельности за каждый год. Если средняя отметка по предмету соответствует областному показателю – 3 балла, если выше – 6 баллов. Если ваши обучающиеся за последние три года имели среднюю отметку выше областной, то вам присудят сразу 18 баллов.

И вот здесь, как мне кажется, каждый преподаватель стремиться превзойти среднеобластной показатель. Соответственно, и сам показатель с каждым годом становится все выше и выше…

На этом пока остановлюсь, но я уверен, что к проблемам аттестации еще вернусь.

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! А ну ка признавайтесь, у кого на носу аттестация, и вы мечетесь, зарабатывая баллы, в чем только не принимая участие ради высоких результатов. Вполне знакомая ситуация, тоже когда-то опомнилась, когда уже петух клюнул. Но теперь стала умнее, и вас научу, как сделать так, чтобы аттестация на первую категорию прошла в удовольствие, а не вытянула из вас последние силы.

Итак, вы уже заранее знаете, что рано или поздно вас ждет аттестация, но не особо усердствуете, чтобы заработать хотя бы какие-то грамоты и дипломы за участие в конкурсах, не делаете и других шагов, которые приведу вас к легкой сдаче аттестации. А напрасно. Ведь можно за 2-3 года особо не напрягаясь собрать себе такое портфолио, которое позволит беспрепятственно сдать все необходимые бумаги без необходимости проведения открытого занятия в ДОУ.

Портфолио педагога - это то, что должно пополняться непрерывно, причем, вы можете принимать участие только в том, что вам интересно, и что под силу. А если будете лениться, то в последние месяцы перед аттестацией придется браться за все подряд, и это уже будет напряжно. Времени на семью точно не останется, уж поверьте мне. Причем, не всегда методисты помогают с подготовкой необходимых документов, поэтому все справки также скорее всего придется составлять вам самостоятельно.


Требования к аттестации я озвучу несколько позже, а сейчас хочу остановить свое внимание на том, что же вы можете сделать сейчас, когда у вас осталось еще время до момента «Х».

Важные моменты подготовки

  1. Как я уже упоминала, как можно больше участий в разных конкурсах, которые вам под силу, как в качестве воспитателя, так и со своими воспитанниками. Однако если конкурсы - это не ваш конек, тогда выберите несколько самых достойных (всероссийского или областного уровня) и вложитесь в них по максимуму, чтобы был хороший результат (1,2 или 3 место).
  2. Постарайтесь опубликовать свои методические разработки занятий, сценарии мероприятий, какие-то свои мысли и выводы по поводу работы с детьми и их воспитанию. Где это можно сделать, я уже писала . Также можете попробовать опубликоваться в педагогических периодических изданиях своей области.
  3. Если есть возможность, возьмите наставничество над молодым педагогом, войдите в число членов жюри какого-либо конкурса или применяйте в своей работе современные технологии обучения и воспитания.
  4. Также можно поработать над своей программой, пока есть время. Переработать старые пункты, дополнить и расширить в соответствии с требованиями по ФГОС. Тема самообразования также должна быть актуальной.
  5. Если пришло время, нужно пройти курсы повышения квалификации. Вы это можете сделать как онлайн, так и в вашей организации, сделав заказ в соответствующие инстанции. Как правило, если таких педагогов несколько в учреждении, то Институт повышения квалификации может прислать к вам лекторов за соответствующую плату. А можно набрать необходимое количество часов путем просмотра вебинаров, если вам такой вариант нравится больше.

Интернет вам в помощь

Вот как раз участие в офлайн-вебинарах я и могу вам предложить и посоветовать. Пожалуй, представленные ниже темы будут очень полезны и актуальны, поэтому советую приобрести материалы как можно скорее, а прослушать вы их сможете в любое удобное для вас время.


В Интернет-магазине «УчМаг» можно купить офлайн-вебинары на следующие темы:

  • Афонькина Ю.А. Как воспитателю выстроить эффективную подготовку к аттестации: изучение и оценка компетенций воспитателя ДОО» .

Это пособие поможет воспитателю лучшим образом подготовиться к аттестации. Из него вы узнаете, как провести профессиональный самоанализ при составлении портфолио, познакомитесь с дорожными картами по разным направлениям работы воспитателя, да и в целом будете готовиться к этому важному событию с учетом современной компетентностной модели аттестации, что будет свидетельствовать о вашем высоком профессиональном уровне.

Аттестация уже на носу

Итак, я надеюсь, что вы послушные ученики, и все, что я описала выше, обязательно будет выполняться хотя бы по минимуму в течение всего рабочего периода, предшествующего аттестации. Тогда, когда придет время аттестовываться, вам нужно будет написать заявление, подготовить папку с вашими достижениями и необходимыми справками и ждать, когда ее нужно будет представить специальной комиссии.

Возможно, вам придется самостоятельно сделать несколько справок, например, об использовании современных образовательных технологий в своей работе или что-то другое. А может, вам повезет, и методист составит их сам.

Вот, впрочем и все, распечатываете дипломы, свидетельства, справки, складываете их в папку, и первая категория практически в ваших руках. Конечно, если после заполнения таблицы экспертного заключения у вас будет недостаточно баллов, нужно будет

  1. или пройти тест-мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности осуществляемого вида деятельности
  2. или провести учебное занятие или мероприятие

В большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы получить недостающие баллы.

Как же происходит подсчет баллов? По каждому критерию и его подразделу вы можете получить 0, 2, 3, 4 или 5 баллов. Некоторые критерии имеют дополнительный коэффициент, и тогда полученный результат увеличивается пропорционально этому коэффициенту, поэтому максимальный балл здесь может быть достаточно большой.


Этот пункт актуален для критерия, где подводится результат участия детей в конкурсах, а также при повышении квалификации в аспирантуре. В остальных случаях, как уже отмечалось выше, вы можете набрать 0 баллов или от 2 до 5 баллов.

Так, например, если взять такой критерий, как уровень ИКТ сформированности педагога, то он получает 0 баллов, если не владеет ИКТ и не используется в работе, 2 балла - при использовании ИКТ для подготовки к занятиям и ведения документации, 3 балла - то же, что и в прошлом пункте + использование ИКТ для обобщения, 4 балла - использование кроме всего прочего в аналитической и методической работе, а также наличие курсов ППК, 5 баллов - участие в работе Интернет-сообществ или наличие собственного блога (сайта).

Критерии в соответствии с ФГОС

Предлагаю вам перечень критериев, т.е. что именно нужно готовить к аттестации, остановлюсь на наиболее важных моментах, от которых будет зависеть ваш общий результат:

  1. У вас должна быть авторская образовательная программа, которая желательно чтобы была утверждена хотя бы на муниципальном уровне, либо на уровне региона, что еще лучше. Наличие адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ приветствуется и поощряется дополнительными баллами, а если она реализуется от 1 до 3 лет, то баллы повышаются за каждый год.
  2. Ваши воспитанники должны участвовать в различных конкурсах, фестивалях, выставках, турнирах и соревнованиях. Баллы даются за победы и призовые места, а также за участие в зависимости от статуса мероприятия. Чем выше статус - тем выше баллы. За призовые места применяется дополнительный коэффициент.
  3. Наличие хотя бы 5-летнего стажа работы в коллективе со званием «Образцовый детский коллектив» позволяет получить дополнительные 4 балла.
  4. Что касается повышения квалификации, то курсы продолжительностью 16 ч и более дают вам 3 балла (сюда же относятся и рекомендуемые мной вебинары, часы которых суммируются), при курсах от 48 часов и более - 4 балла, а курсы по профилю выше 108 ч - 5 баллов.
  5. Использование современных образовательных технологий и методов также очень важно. При использовании отдельных элементов в зависимости от уровня, вы получаете 2 или 3 балла, используя в системе и эффективно применяя - 4 балла, при наличии собственной системы приемов и методов - 5 баллов.
  6. Наличие целостного обобщенного опыта и его обобщение на уровне учреждения дает 2 балла, на муниципальном уровне - 3 балла, на региональном уровне - 4 балла, на всероссийском уровне - 5 баллов. Я думаю, что у каждого из вас есть свои наработки даже при небольшом стаже работы. Осталось это лишь грамотно оформить и защитить, либо провести мастер-класс, открытое занятие и т.д.
  7. Очень важна публикация методических материалов, как в онлайн ресурсах, так и в печатных изданиях, но об этом я уже говорила выше, не буду повторяться.
  8. Поощряется баллами и общественная деятельность педагога, в том числе профсоюзная и депутатская.
  9. Благодарности, грамоты, удостоверения, врученные педагогу за профессиональные достижения в межаттестационный период, также учитываются.
  10. Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства, авторских программ, методических разработок оцениваются в зависимости от уровня конкурса.
  11. Дополнительные 20 баллов можно получить за наличие ученой степени или ученого звания по профилю работы, а также за наличие государственных наград, почетных званий СССР, РФ или бывших республик СССР.
  12. И если баллов не хватает, тогда можно получить 4 или 5 баллов за проведение занятия или прохождение теста.

Вот так выглядит образец части оценочного листа.

Это важно знать

Ожидается, что уже в 2017 году педагоги, учителя и воспитатели будут проходить аттестационный процесс несколько иначе, будут введены новые правила и положения. И не факт, что они будут проще или легче имеющегося варианта. Поэтому, если у вас есть возможность и желание, не затягивайте с аттестацией. Даже если у вас есть первая категория, и уже прошло 2 года с момента ее получения, вполне можно пробовать себя на высшую, а не ждать еще 3 года.


В 2017 году обязательная аттестация ждет всех, кто проходил ее 5 лет назад, а также тех, кто преждевременно изволит желание ее повысить. Работодатель не имеет права привлекать к переаттестации следующих работников (только по их желанию):

  • беременных женщин;
  • педагогов, имеющих квалификационную категорию менее 5 лет;
  • работники, которые трудятся с области образования не более 2 лет;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • не работающих более 4 месяцев в связи с болезнью.

Ну что же, на этом пока все. Думаю. Что дала вам много материала для размышлений. Если какие-то вопросы остались не раскрыты или непонятны, то не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях, разберемся вместе. Цели и задачи аттестации - это повышение профессионализма педагога, а также повышение его зарплаты, чего я вам и желаю! Делитесь с друзьями статьей в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога!


С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

У нас муниципальная школа со штатом 44 человека. Недавно мы узнали о новых правилах проведения аттестации для педагогического коллектива. Хотелось бы уточнить, в каких нормативных документах отображен порядок процедуры. Помимо этого подскажите, как считать баллы при аттестации педагогических работников по-новому. Какие именно показатели брать в расчет? После подачи заявления на аттестацию педагог лично должен заполнить таблицу, где указать критерии оценки его профессионализма?

Ответ

Аттестация педагогических работников отныне будет производиться по новому порядку - вся процедура проведения аттестации разъяснена в Приказе Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276.

После того как работник подал заявление на аттестацию, он обязан лично заполнить таблицу, где указаны все критерии оценки для повышения/подтверждения квалификации. Исходя из этих данных, комиссия и будет принимать решение о соответствии сотрудника занимаемой должности. К таким критериям относятся: подготовка призеров и победителей олимпиад, различных соревнований, конкурсов. Отнесены сюда и результаты подготовки учеников, например успешность прохождения ОГЭ и ЕГЭ, учитывается положительная или отрицательная динамика ученика. Все эти критерии будут оценены и баллы при аттестации педагогических работников будут суммированы по определенным показателям. Обратите внимание, что для каждой категории педагогов (профиль) устанавливаются свои балловые пороги для перехода в другую категорию,

Организация должна предоставить гарантии для работников при аттестации: возможность пройти аттестацию, лично присутствовать при вынесении решения по его кандидатуре, предоставлять сведения о своей профессиональной деятельности и т.д. Существуют и льготы при аттестации педагогических работников. Если, например, учитель имеет государственные награды, особые заслуги в сфере образования (методические разработки, печатные статьи и т.д.) - аттестация может пройти по упрощенной системе оценки критериев его соответствия занимаемой должности.

Как изменился порядок аттестации воспитателей ДОУ по новой системе?

Центр образовательного и научного консалтинга рассмотрел изменения, коснувшиеся процедуры аттестации основных категорий педагогических работников, а именно процедуры начисления баллов.

В первую очередь необходимо упомянуть, что мероприятия (конференции, выставки, профессиональные конкурсы, олимпиады и т.д.), в которых принимают участие педагоги теперь выделены во

Количество баллов, начисляемое за участие и предоставление педагогического опыта в данных мероприятиях по новой форме аттестации, значительно отличается между собой.

Всероссийский (федеральный) уровень

1.Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).

2.Всероссийский профессиональный конкурс «Учитель года».

3.Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года».

4.Всероссийский профессиональны конкурс «Сердце отдаю детям» (для работников дополнительного образования).

5.Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений «Воспитать человека» (только всероссийский уровень)

6.Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

7.Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мастер производственного обучения».

Международный уровень (конкурсы платные)

1.Международный конкурс «Учитель музыки ХХI века» имени Д.Б. Кабалевского».

2.Международный фестиваль музыки Д.Б. Кабалевского.

3.Международный конкурс педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры».

Перечень мероприятий для поддержки талантливой молодежи утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2013 г. N 1345. В данный перечень вошли ряд олимпиад, конкурсов, конференций, научных форумов для молодежи и т.д. Большинство конкурсных мероприятий имеют международный и федеральный статус.

Педагогов беспокоит вопрос: если конкурсы, конференции, форумы, в которых он принимал участие не входят в рекомендованный перечень, как будут начисляться баллы?

Начисление баллов при представлении педагогического опыта на данных мероприятиях также учитывается, но уже меньшим количеством баллов, чем раньше.

I. Воспитатель ДОУ

Квалификационная категория Минимальное количество баллов
Первая 690
Высшая 1520

По мероприятиям, организованным Центром образовательного и научного консалтинга.

В таблицах ниже зеленым и желтым цветом отмечены столбцы и количество баллов, которые могут быть начислены при участии в конференциях и конкурсах ЦОиНК (на примере экспертного заключения для воспитателя дошкольного образовательного учреждения 201 4) .

1. Олимпиады для дошкольников


п/п

Показатели

Подтверждающие документы

Количество баллов

(баллы суммируются)

0

10-40.

30-70

50-100

2.5.

Результаты творческой деятельности воспитанников: конкурсы, турниры, выставки, фестивали, спортивные мероприятия и др.
(см. Приложение 2)

Грамоты, дипломы или др.документы, подтверждающие победы, призовые места, а также участие в мероприятиях

Не
участвует

Уровень обр.орг.

Муницип. уровень

Региональн., зональн. ур.

победитель / призер

победитель / призер

победитель / призер

1-2 чел. - 20б.
3-7 чел. - 30б.
8 и более - 40б.

1-2 чел. - 50б.
3-7 чел. - 60б.
8 и более -
70б.

1-2 чел. - 80б.
3-7 чел. - 90б.
8 и более - 100б.

Участие - 10б.

Участие - 30б.

Участие - 50б.

2. Учет конференций


п/п

Показатели

Количество баллов

(баллы суммируются)

0

10-30

30-50

50-70

70-100

3.3.2.

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях (за исключением вопросов организационного характера) и др.

Не
участвует

Уровень обр.орг.

Муницип. уровень

Региональн., зональн.ур.

Федеральн. и междунар.ур.

1-2 выст- 10б.

1-2 выст- 30б.

1 выст. - 50б.

1 выст. - 70б.

3-7 выст- 20б.

3-7 выст- 40б.

2 выст. - 60б.

2 выст. - 80б.

8 и более - 30б.

8 и более - 50б.

3 и более - 70б .

3 выст.- 90б.

4 и более -100б

(см. Приложение 5)
Подтверждающие документы:
сертификаты, приказы, справки, программы конференций, семинаров и др.



3.Учет публикаций

3.3.4.

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *

Не
участвует

Уровень обр.орг.

Муницип. уровень

Региональн., зональн.ур.

Федеральн. уровень

1-2 публ.- 10б.

1-2 публ.- 30б.

1 публ. - 50б.

1 публ. - 70б.

3-7 публ.- 20б.

3-7 публ.- 40б.

2 публ. - 60б.

2 публ. - 80б.

(см. Приложение 5)
Подтвержд. документы: оригиналы публикаций или ксерокопии титул.листа печатного издания, интернет-публикации с отзывом (рецензией), ксерокопия страницы «содержание» сборника, в котором помещена публикация

8 и более - 30б.

8 и более - 50б.

3 и более - 70б .

3 публ. - 90б.

4 и более -100б

4. Учет профессиональных конкурсов


п/п

Показатели

Количество баллов

(баллы суммируются)

0

10-30

10-30

20-50

30-100

50-150

3. 3.10.

Участие в профессио-
нальных конкурсах *
(см. Приложение 5)

Не
участвует

Уровень обр.орг.

Муницип. уровень

Региональн. уровень

Федеральн. уровень

Примечание:
1. Конкурсы оцениваются в со-
ответствии с рекомендуемым перечнем.
2. Баллы за участие даются только при отсутствии победителей и призеров.

дистанционные

победитель/ призер

победитель/ призер

победитель/ призер

победитель/ призер

победитель/ призер

1 конкурс -20б

1 конкурс -20б

1 конкурс -30б

1 конкурс -50б

1 конк.- 100б

2 и более - 30б.

2 и более - 30б.

2 и более - 50б.

2 и более - 100

2 и более - 150

Подтвержд. документы:
грамоты, дипломы, выписки из приказов

участие - 10б.

участие - 10б.

участие - 20б.

участие - 30б.

участие - 50б.


5. Учет публикаций на сайтах (представление педагогического опыта)


п/п

Показатели

Количество баллов

(баллы суммируются)

0

10

20

20

10-200

3.3.5.

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте


Опыт
не
представ- лен

Опыт представлен на
сайте образо- вательной организации

Опыт представлен на различ. профессио- нальных сайтах

Опыт представлен на собственных странице/ блоге

Опыт представлен на собственном профессио- нальном сайте

(см. Приложение 5 и 6)
Подтверждающие документы:
материалы на сайте и их представление


Педагогам и воспитателям, не попавшим в качестве участников в конкурсы федерального и регионального уровня, входящим в рекомендованный перечень, Центр образовательного и научного консалтинга рад предложить участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.