Зрительные нагрузки для дошкольников с нарушением зрения. Эффективные формы взаимодействия педагогического, медицинского персонала и родителей в условиях специализированного (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением зрения: Метод

Как правильно рассадить детей с нарушениями зрения в группе?

1 ряд — дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4);

2 ряд — дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6);

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если у ребенка окклюзия правого глаза, то — слева, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 — 3 ряд, а с парезами глазных мышц — по центру в зависимости от остроты зрения.

Что такое окклюзия глаза?

Окклюзия (закрывание одного из глаз) – основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.

Цель окклюзии при амблиопии — заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.

Какова наполняемость специальных групп для детей с амблиопией и косоглазием?

Наполняемость специальных групп для детей с нарушениями зрения определена в статье 268 п.10 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Для детей с амблиопией в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников; для детей с косоглазием в возрасте до трех лет – 6 воспитанников, а в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников.

Кто такой тифлопедагог?

Тифлопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения с учётом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.

В соответствии с Учебным планом специального дошкольногоо учреждения для детей с нарушениями зрения проводит коррекционные занятия по “Развитию зрительного восприятия”, “Социально- бытовой ориентировке”, “Пространственной ориентировке и мобильности”, “Развитию познавательной деятельности”, индивидуальную коррекионную работу.

Консультирует родителей и педагогов по вопросам создания специальных условий воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, подбору наглядного материала, игровых пособий с учётом патологии зрения, внедрению электронных средств обучения в образовательный процесс для детей с нарушениями зрения.

Что такое амблиопия? Особенности организвции образовательного процесса при амблиопии в условиях специального дошкольного учреждения и дома?

АМБЛИОПИЯ.

Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;

— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;

— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, рассматривание картинок;

— использовать трафареты, контурные изображения.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное включение в образовательный процесс артикуляционной гимнастики или её элементов поможет:

— улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество их выполнения.

Как происходит становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушениями зрения от 2 до 3 лет?
ОТВЕТ

Становление зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 2 до 3 лет) происходит следующим образом:

2 года — рисует отдельные метки и круговые линии;

— строит башню из 8-9 кубиков.

2 года 2 месяца — находит требуемую картинку в знакомой книге;

— выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?

2 года 4 месяца — среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый;

— раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета.

2 года 6 месяцев — складывает разрезную картинку аз двух частей;

2 года 8 месяцев — раскладывает предметы по величине (большой — маленький) в две разные коробочки;

— подбирает парные картинки (по цвету, реальным действиям, фотографиям).

2 года 9 месяцев — показывает названные действия на картинках.

3 года — среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его характерной части;

— складывает разрезную картинку из четырех частей;

— рисует точки, прямые и закругленные линии.

Что такое миопия? Особенности организации образовательного процесса при миопии в специальном дошкольном учреждении и дома?

Миопия (близорукость)

Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).

— обязательно хорошее освещение;

Нельзя низко наклоняться, беречь спину;

Исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);

Необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);

Ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);

Освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк;

— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;

— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;

— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.

Что такое гиперметропия? Особенности организации образовательного процесса при гиперметропии в специальном дошкольном учреждении и дома?

Гиперметропия (дальнозоркость). Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).

— возможны физические нагрузки;

— легче смотреть вдаль;

— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;

— трудно работать в тетради — чаще у доски.

Что такое астигматизм? Особенности организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении и дома?

АСТИГМАТИЗМ. Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.

Дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.

ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:

Использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;

— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;

— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой- все роняют, ручки и другие принадлежности.

Что такое косоглазие? Особенности организации образовательного процесса при косоглазии в специальном дошкольном учреждении и дома?

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).

Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси. При косоглазии:

— снижаются зрительные функции,

Отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),

Замедляется скорость, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,

— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

Работать на приподнятой поверхности (подставка);

Необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;

При списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.

— работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;

— т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;

— развивать слуховое внимание.

Что такое нистагм? Особенности организации образовательного процесса при нистагме в специальном дошкольном учреждении и дома?

НИСТАГМ. Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.

— т.к. нарушена функция взора. недопустимо списывание с доски;

— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;

При чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку;

— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;

— в учебниках и тетрадях должны быть закладки;

— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.

Что такое глаукома? Особенности организации образовательного процесса при глаукоме в специальном дошкольном учреждении и дома?

ГЛАУКОМА. Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.

— недопустим резкий эмоциональный всплеск;

недопустимо

— переутомление,

— длительное пребывание в темном помещении,

— резко менять температуру окружающей среды,

— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),

— место ученика в передней половине помещения,

— освещенность рабочей поверхности-500 лк.,

— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),

(упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),

— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,

— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,

— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,

— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.

Что такое катаракта? Особенности организации образовательного процесса при катаракте в специальном дошкольном учреждении и дома?

КАТАРАКТА. Помутнение хрусталика.

Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).

— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;

— сидеть в классе во второй половине класса;

— отдых) 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий);

— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);

— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.

Как можно провести зрительную гимнастику в домашних условиях?

В домашних условиях можно провести следующие комплексы:

1. Движения глаз в горизонтальном направлении: направо — налево.

2. Движения глазного яблока в вертикальном направлении: вверх- вниз.

3. Круговые движения глаз: по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Интенсивные движения: зажмурить глаза – открыть (в быстром темпе).

5. Движения глаз по воображаемой линии по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой воображаемой линии перевести глаза вверх

(повторить, но в обратном порядке).

6. Сведение движения глаз к переносице, но предварительно приложить на переносицу указательный палец и посмотреть на него- глаза легко «сводятся».

7. Часто поморгать глазами.

8. РАБОТА ГЛАЗ НА «РАССТОЯНИЕ».

— Подойти к окну,

— Внимательно посмотреть на близкую. Хорошо видимую деталь: ветку дерева,растущего за окном, на царапину на стекле(можно наклеить на стекло крохотный кружок из цветной бумаги)

— Дать команду: « Сосредоточить, направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 6 РАЗ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Где можно узнать последние новости развития специального образования в Республике Беларусь?

Обращаем внимание, что на сайте www.asabliva.by функционирует asablivый форум, где пользователи сайта имеют возможность обсуждать актуальные темы, анализировать волнующие их события, задавать вопросы и получать на них ответы, а также самим отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. В случае необходимости к специалистам отдела специального образования

Министерства образования Республики Беларусь можно обратиться в рубрике «Обратная связь».

Какие учебные издания используются при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения?

Для использования в образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения используется:

— Программа Выхаванне і навучанне дашкольнікаў з парушэннямі зроку / Н.В. Акуліч, Н.М. Грыгор’ева. – Мінск: НМЦэнтр, 1997.

— Развитие зрительного восприятия Григорьева, Н.М. Формирование наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения. Минск: Мастацкая літаратура, 2000 г.

При отсутствии в действующих программах для специальных дошкольных учреждений материала к образовательным областям, определяемым учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, рекомендуется использование учебной программы дошкольного образования и учебных наглядных пособий для учреждений дошкольного образования.

Как в домашних условиях сформировать культурно — гигиенических навыки у детей с нарушением зрения?
ОТВЕТ

У детей с нарушением зрения формирование культурно — гигиенических навыков имеет своеобразие. Методической основой их формирования являются совместные действия ребенка и взрослого. Существуют две группы действий:

— Выполнение

Показ. Взрослый кладет руки ребенка на свои и медленно выполняет действие. Затем, взрослый берет руки ребенка в свои и вынуждает его выполнять какие-то действия. Для того, чтобы простимулировать активность ребенка, взрослый сознательно замедляет движение своих рук. Ребенок испытывает неудобство и скорее сам стремится закончить действие.

Общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

зрительную работу желательно проводить в вертикальной плоскости (важно для детей с расходящимся косоглазием, миопией),

детям с миопией противопоказана работа на различимость мелких деталей (т.е. предъявляемый материал должен быть крупнее обычного),

лучше использовать объемные детали,

время непрерывной нагрузки должно быть ограничено.

Офтальмологические требования при работе с наглядностью:

изображение без лишних деталей, не должно быть слишком большим;

контур желателен (иногда рельефный);

цвет чистый, естественный, яркий;

дидактику и наглядность желательно

предъявлять на контрастном фоне (оранжевый, желтый, зеленый цвета).

Зрительные нагрузки

Совместно с врачом-офтальмологом определяется индивидуальная зрительная нагрузка. Учитываются следующие факторы:

зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания,острота зрения (цель – повысить остроту зрения

детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии),возраст ребенка,этап лечения.

Перечень зрительных нагрузок для детей 5

Острота зрения

Фиксация

Характер зрения

Вид косоглазия Зрительная нагру зка

Характеристика

учебно –

наглядных

учитываемые во

кол-во занятий в

время занятий

со зрительной

продолжи-

нагрузкой:

тельность

Отличительные

особенности

нагрузки

Нецентральная

устойчивая

Не учитывается

Не учитывается № 3

Преимущественно

оранжевый, красный, зеленый и их оттенки

Преимущественно до 2 см

Разнообразные

Утро и вечер

Центральная и нецентральная Центральная неустойчивая

Не учитывается

Монокулярное, монокулярно –

альтернирующее, одновременное

Не учитывается

Сходящееся

Расходящееся

Разнообразные

Разнообразные

Преимущественно

объемные

Полдень и близко

к полудню

Занятия на

Упражнения

Упражнения

локализацию

на расслабление

на усиление

конвергенции

аккомодации

Центральная

Одновременное,

бинокулярное,

неустойчивое

№ 7

№ 5

№ 5

№ 5

№ 5

Упражнения на стереоприборах,

стереоскопического типа, решетка для читающих

Разнообразные

Нанизывание бус (1-1,5 см – до 0,5)

Обведение по контуру (без мелкой

косоглазия)

преимуществе

деталировки)

нно объемные

Обведение по точкам

Обведение через кальку

Занятия в

Лабиринт

любое время

Закрашивание

до 2 раз в день

Вырезывание по контуру (без мелкой

по 20 минут.

деталировки)

Обведение по трафарету (внешний трафарет)

Раскрашивание

Ниткография

Штриховка Шнурование (по образцу) Разрезные картинки

Выкладывание по контуру мелкими предметами Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной

Игры стереоскопического характера (настольный футбол, хоккей, баскетбол, удочка и т.п.)

Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание Составление орнамента Работа с конструктором

Развитие цветового восприятия

Младшая группа: различение и называние основных цветов спектра, соотнесение сенсорных эталонов с цветом реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Соедини шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», «Найди все красные предметы».

Средняя группа: закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Цветной коврик», «Собери цветы», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет», «Нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Оденем куклу».

Развитие цветового восприятия

Старшая группа: развивать умение отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов; узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире; создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений; замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д.

Подготовительная группа: знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов; различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов; создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое».

«Цветные человечки»

«Цветные столбики» («Составь узор», «Подбери по образцу», «Чем отличаются», «Построй и опиши, назови цвета по порядку», «Кто скорее соберет цветной узор»)

Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе?


1.Ребенка с плохим зрением чаще всего можно научить избегать препятствий в классе и школьных коридорах. Постоянный или приходящий преподаватель должен предупредить вас заранее о проблемах, которые могут возникать в определенных местах (например, на лестницах, открытых детских площадках или в плохо освещенных местах).
2.Постоянный или приходящий преподаватель должен ознакомить полностью слепого ребенка или ребенка с тяжелыми зрительными нарушениями с классной комнатой и окружающей местностью. Такой преподаватель должен также проинструктировать ученика о том, как самостоятельно входить и выходить из класса.
3.Иногда слабовидящий ребенок может сам изъявить желание (если это необходимо) использовать зрячего поводыря. Для легкого и безопасного движения, ребенок должен твердо обхватить руку поводыря повыше локтя (маленький ребенок, идущий с взрослым, может держать запястье взрослого) так, чтобы большой палец находился на внешней поверхности руки поводыря, а остальные пальцы держали ее снизу. Как у ребенка, так и у поводыря верхние части рук должны быть прижаты к телу таким образом, чтобы ребенок автоматически находился на пол шага сзади от поводыря. В узких проходах идущие договариваются заранее - рука поводыря может быть либо близко прижата к телу, либо отведена назад так, чтобы ребенок знал, что ему надо находиться непосредственно позади поводыря. При этом также важны устные реплики; например, поводырь должен сообщить ребенку о том, вниз или вверх ведут лестницы и обочины тротуара. По мере того, как ребенок и поводырь привыкают друг к другу, полная остановка поводыря, например, может обозначать для ребенка изменение уровня поверхности. Однако, во всяком случае, даже приближаясь к наклонной поверхности или к любому изменению ее уровня, поводырь должен всегда идти перпендикулярно и никогда под углом. Поводырь поднимается или спускается первым, а ребенок следует за ним на расстоянии одного шага.
Постоянный или приходящий преподаватель должны продемонстрировать вам основные методы поводыря, а специалисты по ориентации и передвижению (ОП) помогут обучить дополнительным методам. Для некоторых слабовидящих детей при передвижении бывает достаточно зрительного сигнала, поэтому, когда вы идете, они самостоятельно могут следовать за вами. Многие дети будут легко передвигаться по школе с места на место, как только они ознакомятся с окружающей средой.
4. Для безопасности слабовидящего ребенка, так же как всех остальных детей, двери шкафов должны быть, или полностью закрыты или полностью открыты. Слабовидящему ребенку нужно также говорить о любых изменениях положения мебели в классной комнате.
5.Постоянный или приходящий преподаватель, посоветовавшись с вами, родителями и другими людьми, вовлеченными в работу со слабовидящим ребенком, может дать рекомендацию воспользоваться услугами преподавателя по Пространственной Ориентировке. Этот преподаватель научит детей использовать все свои чувства восприятия для определения и понимания структуры окружающей среды, чтобы они могли передвигаться с места на место безопасно, эффективно и самостоятельно. Преподавание навыков зависит от уровня развития понятий ребенка и умения самостоятельно передвигаться. Например, ребенка нельзя учить ездить на автобусах, пока он не научится самостоятельно переходить улицу. Преподаватель по Пространственной Ориентировке поможет обучить ребенка ориентироваться в новых классных комнатах и маршрутах, даст ему инструкции по использованию длинной трости и других приспособлений для передвижения таких, как осязательные и слуховые карты, компас и электронные устройства для передвижения. Он же может порекомендовать участие в программе, которая научит ребенка использовать собаку-поводыря. Эти хорошо обученные животные обычно используются учениками средней школы, которые уже овладели навыками пользования длинной тростью при различных условиях передвижения, например, в толпе, на эскалаторе, в лифте, автобусе и поезде.

Преподаватель по Пространственной Ориентировке может научить ученика пользоваться одним или несколькими устройствами, перечисленными ниже:

Длинная трость может быть представлена множеством разновидностей. Трости бывают цельными или разборными, а также имеются различные специальные трости. Одни из них имеют высокоинтенсивный световой отражатель, который особенно полезен при ограниченной видимости так, чтобы слепой человек мог быть замечен автомобилистом на расстоянии. Другие, лазерные трости, воспроизводят осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы указывать на препятствия на уровне головы, середины тела или на уровне земли. Специальные трости – это дорогие и сложные устройства для передвижения, поэтому они вряд ли большинство детей могут ими воспользоваться.

Датчик передвижения, Полярон, и Сенсорный датчик 6 - это устройства, которые можно держать в руке или носить на голове или шее. Эти устройства обеспечивают осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы сообщать о препятствиях в окружающей обстановке.

Оптические устройства такие, как телескопические линзы, назначаются глазным специалистом, и правила их использования включаются в инструкции по ОП. Преподаватель по ОП может научить слабовидящего ученика использовать оптическое устройство для чтения надписей на улицах, на автобусах, номеров домов, и поможет развить другие навыки такие, как определение или отслеживание объекта и расположение ориентира.

Какие специальные устройства должен использовать слабовидящий ребенок?
Некоторым слабовидящим детям требуются лишь некоторые определенные адаптивные материалы, в то время как другим может понадобиться использование комбинации нескольких устройств. Такие устройства, в целом, подразделяются на оптические, неоптические и электронные.

Специальные упражнения для глаз

1. В положении стоя - смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на

палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек.,

опустить руку. Повторить 10-12 раз.

2. В положении стоя - вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой

руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не

начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

3. В положении стоя - расположить палец правой руки по средней линии лица на

расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек.,

убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое

проделать с пальцем левой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на

конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз.

4. В положении стоя - отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец

полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за

пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним.

Повторить 10-12 раз.

5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку.

6. Упражнения с обручем - вращая его в руке. Смотреть на кисть.

7. И.п. - стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть

направо, затем налево, не отводя взгляда.

8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

Повторить 6-8 раз.

9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки;

моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном

состоянии.

10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в

течение 1 мин.

11. И.п. - сидя. "Пальминг". Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10

секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд.

12. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко,

через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

13. И.п. - стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя

глазами).

14. И.п. - стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала.

15. И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. "Ножницы" -

окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать.

16. И.п. - то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок.

17. И.п. - то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх-кнутри.

18. И.п. - то же. Круговые движения ногой.

19. И.п. - лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки

соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в и.п. Смотреть на мяч.

20. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку

вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть

на мяч. При поднимании руки -вдох, при опускании - выдох.

21. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми

руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки.

22. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной

руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время

маха - выдох.

23. И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Мах ногой с

касанием носком мяча. Смотреть на носок. Во время маха выдох.

24. И.п. - лежа на спине, руки вперед. Окрестные движения руками, опуская и

поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки.

25. И.п. - лежа на спине, в правой руке теннисный мяч. Выполнять круговые

движения, смотреть на мяч. Менять направление движения.

26. И.п. - лежа. Перемещение взгляда при закрытых глазах. Закройте глаза,

расслабьте брови. Медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем -

вправо. Старайтесь не щуриться.

Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы

1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч.

4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на

мяч.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя

руками. Следить за движением мяча.

7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом.

9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а

затем поймать его, следить за мячом.

Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз - голову не

поворачивать, движения глаз выполнять медленно.

Комплекс упражнений для развития устойчивости к утомлению

1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с.

Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению

кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению

кровообращения.

3 . И.п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - поставить палец руки

по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на

конец пальца и смотреть него 3-5с, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. - сидя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - перевести взгляд на

кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность

продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И.п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями

пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает

кровообращение.

6. И.п. - стоя. 1 - отвести правую руку в сторону, 2-4 - медленно передвигать

палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за

пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального

действия и совершенствуем их координацию.

7. И.п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2-4 медленно пере двигать палец

полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за

пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального

действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 -

спустя 1-2 с. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает

циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И.п. - сидя, голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и

вправо, 2 - производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые

движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 -

проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые

движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных

движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6

раз

Режимзрительныхнагрузок

    чередование работы глаз с их отдыхом;

    целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;

    создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения;

    Подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения, прежде всего в процессе построения адекватных зрительных образов при удержании их в поле видения в заданный временной отрезок и др.

Симптомы зрительного утомления, которое является следствием напряженных зрительных нагрузок

(по Ю.А. Утехину)

    общая усталость;

    головные боли;

    снижение внимания;

    падение работоспособности;

    потеря функциональных характеристик;

    возникновение и прогрессирование близорукости.

Временной регламент выполнения домашнего задания нормальновидящими учащимися

    для учащихся 1-2х классов – 1,5-2 часа;

    для учащихся 3-4х классов – 2 часа;

    для учащихся старших классов – 3-4х часа.

    Для детей с нарушением зрения необходимо делать через каждые 30-40 минут занятий перерыв на 10 минут со сменой положения тела

Допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки

    Средние и старшие классы

    Слабовидящие учащиеся - зрительная нагрузка не более 15 минут;

    Слепые с остаточным зрением - 5-7 минут

Требования к тетрадям

    Тетради подбираются с хорошо различимыми (достаточный контраст и без смещения) клеточным или линейным полем.

    Бумага белая, но не глянцевая.

    Тетради без косой линейки.

Раздаточный и демонстрационный материал

    Недопустимо использование ламинированных, глянцевых поверхностей, обернутых в скотч иллюстративных материалов.

    Следует учитывать цветовое соотношение фона и объекта (контраст).

Расположение пособий для рассматривания

    на горизонтальной плоскости (плоскость стола) работают дети с расходящимся косоглазием;

    в вертикальной плоскости (на подставке) – дети со сходящимся косоглазием.

Рассаживание детей в классе

    с левой стороны от себя педагог сажает детей с рабочим левымглазом (окклюзия правого глаза), соответственно с правой стороны – детей с рабочим правым глазом.

    Детей имеющих центральную скотомусажать на левый или правый ряды в зависимости от того, с какой стороны больше сохранено поле зрения.

    С тоннельным зрением – на средний ряд. Парта в зависимости от остроты зрения.

    Детей со светобоязнью– на дальний от окнаряд.

Устранение препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света:

    необходимо содержать в чистоте оконные стекла, регулярно (один раз в неделю) моя или протирая стекла влажным способом с внутренней стороны; не менее трех раз с наружи. Источником загрязнения окон может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения;

    не ставить на подоконники комнатные растения, наглядные пособия, крупные предметы;

    Ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна, наиболее ценную для проникновения света;

В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов

Классификация:

1.Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.

2.Объемные наглядные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела).

3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).

4. Изобразительныенаглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа, кино и видеоматериалы, плакаты).

5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

6.Символические наглядные пособия (исторические, географические, биологические карты).

7.Рельефные наглядные пособия (включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом).

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным . Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с ним одного ребенка.

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала.

Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту, в магазин и т.д.).

Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий (например, последовательность смены времен года, взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.).

Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее, однако хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е. информацию, адекватную для них по значению зрительной. (7).

При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы.

Лишь после тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже - при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии - узнавать их даже на некотором расстоянии.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и т.д.).

При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определенные требования:

1.Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;

2.Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;

3.Предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.

К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках для ознакомления детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка - у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

К изобразительной наглядности также предъявляется ряд требований. При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Б.К.Тупоногов ссылается в своей работе на данные исследований В.П.Жохова и др., в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения объектов. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 это - не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 -–не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2- не менее 3 мм.(12).

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, тесно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией (9).

Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью, как правило, не отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстративных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и т.д. Многие из них могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией, но при условии их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.

Очень немного, но выпускается изобразительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. Например, была издана серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор-Л.И.Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них.

Педагогам, работающим с детьми, имеющими патологию зрения, приходится пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих детей. В этом случае изобразительную наглядность необходимо адаптировать.

Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее:

1.Четкое выделение общего контура изображения.

2.Усиление цветового контраста изображения.

3.Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.

4.Уменьшение количества второстепенных деталей.

5.В многоплановых сюжетных изображениях - выделение переднего, среднего и заднего планов.

Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. Для этого используется прием созданий аппликации из предметных изображений.

При изготовлении демонстрационной иллюстративной наглядности необходимо учитывать: а) смысловое содержание и четкость изображения, т.к. от этого зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

б) возраст детей, на которых рассчитана эта наглядность, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т.е. эта наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам; в) особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура; г) точно передать строение предмета, пространственное расположение его частей их пропорциональное соотношение; д) правильно передать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала c ледует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает.(3,9,11).

Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.(10).

К подбору для демонстрации детям слайдов, диа, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях.

Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.(5).

Символическая наглядность, которой пользуются в работе с детьми, имеющими зрительную патологию, должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей при условии ее адаптации (см. адаптацию изобразительной иллюстративной наглядности). В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупненными четко выделенными изображениями материков, растительного и животного мира. Эти карты (без адаптации) успешно применяются в обучении детей с нарушением зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рельефная наглядность рассчитана на ее восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением). Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Изготавливается рельефная наглядность в инфомационно-полиграфическом комплексе «Логос» ВОС.

Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций(4,6).

В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном и в плоскопечатном (черно-белом или цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.

Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приемам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.

Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед демонстрацией наглядности педагог формулирует задачи данного занятия, дает детям установку, нацеливая их на внимательное восприятие, говорит, на что следует обратить особое внимание.

Во время демонстрации сюжетной картины сначала раскрывают детям ее общее содержание, лишь после переходят к детальному изучению. Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в этом сюжете к второстепенному, дополняющему главное. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале обращают внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на дальнем (если это картина с многоплановым изображением). Следует учитывать то, что при низкой остроте зрения (например, 0,08-0,2) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.

Перед демонстрацией слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов детям дают предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируют содержание предъявляемых материалов.

Во время работы детей с наглядностью педагог направляет и корригирует их восприятие: зрительное - в случаях использования изобразительной и графической наглядности, символической, зрительно-осязательное (в случаях использования рельефной наглядности всех видов) или полисенсорное – в случаях работы с предметной наглядностью.

После ознакомления с демонстрируемой наглядностью педагог задает вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные детьми представления, подводит их к самостоятельным выводам и обобщениям.

Для формирования у детей с нарушением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но методически грамотно преподнести ее. Необходимо учитывать, что зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно, имеет ряд особенностей, связанных с нарушением зрения (степенью его выраженности) у каждого ребенка. Так, процесс зрительного восприятия у детей данной категории протекает замедленно по сравнению с нормой. Дети с глубоким поражением зрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения. У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены. (1,2).

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия.

1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.

3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия (урока) эта наглядность некоторое время может оставаться в группе (классе).

5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

6.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Система упражнений для детей с нарушением зрения

в зависимости от зрительных нагрузок

(с учетом остроты зрения, возраста ребенка, характера зрительного диагноза и фиксации)

Первый этап .

Плеоптика (лечение амблиопии )

Острота зрения 0,)1 – 0,3. Косоглазие не учитывается. Величина объектов больше 2см. Цвет объектов оранжевый, красный, их оттенки. Форма предметов разнообразная. При косоглазии объемные предметы ребенок познает, в основном, путем осязания под контролем зрения (при данной остроте зрения). Время занятий – утро, полдень, вечер. С цветовыми объектами дети работают днем (около 12 часов дня). Ахроматические пособия даются утром и вечером. Продолжительность занятия разная, все упражнения выполняются в очках.

1 . Работа с предметными картинками.

Цель. Узнавание предметов, активизация фиксации взора, развитие внимания, памяти.

Методические указания. Вначале с ребенком рассматривают картинки. Выясняется, что ребенку известно. Затем предлагается рассмотреть две картинки: одну из тех, что он уже видел, а одну – новую. Предложить ребенку внимательно рассмотреть и вспомнить, видел ли он такой предмет. Если ребенок не узнает, помочь ему, подсказать название предмета, указать на его характерные признаки и назначение.

Закрепить название предмета и его узнавание в разных игровых ситуациях:

    Рассматривание картинок, лежащих на столе и нахождение среди них новой;

    Нахождение несколько одинаковых картинок;

    Нахождение пары – «Найди такую же»;

Продолжительность занятий 2-3 мин

Оборудование: картинки для рассматривания, четкие изображения на оранжевом, желтом фоне. Размеры изображаемых предметов больше 2,5 см.

2 . Работа с геометрическими фигурами.

Цель. Узнавание геометрических фигур, соответствие предметов по цвету, форме, развитие пространственной ориентации, зрительного внимания.

    Раскладывание фигур по форме (кружки с кружками, квадраты к квадратам и т.д)

    Сортировка геометрических фигур по цвету без учета формы: в одну коробочку складываются все фигуры желтого цвета, в другую все фигуры красного цвета.

3. Работа с цветной мозаикой.

    Сортировка мозаики по цвету (каждый цвет в отдельную коробочку)

    Выкладывание простейших узоров из мозаики (по образцу, затем без образца). Продолжительность занятий цветной мозаикой - 5-6 мин., с геометрическими фигурами – 3-4 мин.

4. Работа с предметными картинками, пирамидкой.

Цель. Активизация фиксации взора, восприятие на слух инструкции, развитие мышления, зрительного соотношения предметов по величине.

    Группировка предметов по цвету

    Группировка предметов по назначению

Продолжительность занятий 8-10 мин.

5. Работа с крупным калейдоскопом, монокулярным фильмоскопом, диаскопом.

Методические указания. Этими приборами нужно сначала научить ребенка пользоваться. Дети неправильно приставляют прибор к глазу, закрывают отверстие рукой, многим детям трудно сосредоточиться. Перед тем как ребенок будет смотреть, нужно его подготовить к тому, что он будет видеть, помочь ему правильно удерживать прибор. Если ребенок заинтересованно смотрит, рассказывает, что он видит – цель достигнута. Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.

Цель. Активизация фиксации взора, развитие устойчивого внимания, развитие речи, памяти.

6. Обведение контуров предметов карандашом.

Цель. Активизация фиксации взора, развитие соодружественных движений глаз и руки.

Методические указания. На листе бумаги нарисованы контуры предметов яркими фломастерами. Дети сверху обводят контуры карандашом.

возраст 3-4 г

Второй этап в лечении амблиопии. Период ортоптического лечения.

Острота зрения 0,4 и выше. Объекты меньше 2 см. Форма объектов разнообразная, преимущественно объемная. Цвет – желтый, зеленый, красный и их оттенки. Учитывается вид косоглазия. При сходящемся косоглазии проводятся упражнения на расслабление конвергенции и направление взора верх на близкое расстояние.

Игры и упражнения при сходящемся косоглазии.

Общие цели: развитие дивергенции, развитие внимания, развитие речи.

1. Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса в даль.

2. Работа с монокулярными фильмоскопами.

3. Работа с магнитным конструктором на подставке, под углом в 45.

Продолжительность занятий 3 – 4 мин.

4. Игра «Тир».

На картонный диск наносятся рисунки или приклеиваются картинки размером меньше 2см. С расстояния 2,5 см (в дальнейшем расстояние увеличивается) ребенок должен указкой показать названный предмет.

Цель. Развитие глазомера, дистантного восприятия, развитие речи.

5. Сортировка геометрических фигур по форме, цвету с использованием подставок.

Цель. Развитие навыков зрительного соотнесения предметов.

6. Выкладывание узора из цветных палочек с использованием подставок.

Цель. Развитие навыков пространственной ориентации, закрепление цветоразличения, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.

7. Нанизывание колец, бус на расстоянии так, чтобы взор был направлен вдаль.

8. Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Цель. Активизация фиксации взора, развитие мелкой моторики руки.

Игры на воздухе .

1. «Птички и автомобили». Дети со сходящимся косоглазием – автомобили.

Цель. Развитие дивергенции, развитие внимания.

2.»Найди свой цвет».

Цель. Развитие дивергенции, пространственной ориентировки, развитие внимания.

3. Игра «Поезд».

Цель. Развитие дивергенции, пространственной ориентировки, слухового внимания

4. Игра «Поймай бабочку» (птичку).

Методические указания. Педагог вращает палку длиной 1 – 1,5 м, на конце привязан шнур с картонной птичкой или бабочкой (ярко раскрашенной, длиной 15 см.) над головами детей на такой высоте, чтобы дети, подпрыгнув, могли ее поймать рукой. Подпрыгивают дети на обеих ногах и ловят обеими руками. Ловят, не сходя с места.

Цель. Развитие дивергенции, формирование прослеживающих функций глаза, развитие глазомера, развитие внимания.

5. Игра «Чего не стало».

Методические указания. На веревке на расстоянии 3-4 шагов от детей на уровне поднятой руки ребенка привязаны или прикреплены скобами предметы. Дети их рассматривают, запоминают. Затем дети отворачиваются, а педагог снимает один, позже 2-3 предмета. Дети поворачиваются и отгадывают, какого предмета не стало.

Цель. Развитие дивергенции, зрительной памяти, внимания, закрепление цветоразличения.

Игры и упражнения при расходящейся косоглазии.

Общие цели. Усиление конвергенции, развитие внимания, речи.

1. Работа с калейдоскопом с направление тубуса вниз.

2. рассматривание картинок через диаскоп.

3. Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узоров.

Цель. Развитие зрительного соотношения предметов по цвету, развитие навыков пространственной ориентации.

4. Нанизывание колец.

5. Выкладывание узоров из цветных палочек.

Игры на воздухе.

1. Игра «Птички и автомобили». Дети с расходящимся косоглазием – «птички». В игру можно ввести усложнение – «птички» клюют зернышки. Дети присаживаются и стучат пальчиками по коленям.

Цель. Усиление конвергенции у детей с расходящимся косоглазием. Закрепление умение действовать по сигналу.

2. Игра «Поймай рыбку».

Методические указания. На палочке длиной 1 – 1,5 м за шнур привязана яркая картонная рыбка длиной 20см. Педагог вращает по кругу вокруг себя, а дети должны успеть ступить на рыбку (поймать ее)

Цель. Развитие конвергенции, глазомера, наблюдательности.

3. Игра «Принеси мяч».

Методические указания. Дети стоят на черте возле педагога. По команде «Раз, два, три - беги» педагог выбрасывает из корзины все мячи (по количеству детей). Дети догоняют мяч, бросают его обратно в корзину.

Цель. Усиление конвергенции, развитие зрительного и слухового внимания, умение согласовать свои действия с сигналом.

4. Игра «Что спрятано?»

Методические указания. На землю в центре круга педагог кладет несколько игрушек и предлагает детям посмотреть и запомнить. Затем дети поворачиваются спиной к центру и закрывают глаза. Педагог прячет 1-2 игрушки, затем подает команду повернуться и посмотреть, каких игрушек не стало.

Цель. Усиление конвергенции, развитие зрительной памяти, внимания.

Острота зрения 0,01 – 0,3. Вид косоглазия не учитывается. Величина объекта больше 2 см. Цвет объекта оранжевый, красный, желтый, зеленый и их оттенки. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 25 мин. Занятия проводятся 2 раза в день. 1,5 – 2 месяца проводится работа по развитию зрительного восприятия, глазодвигательного аппарата глаза, развитие цветоразличения, восприятию пространства с теми, кто нуждается. Затем эти занятия продолжают, но параллельно вводят упражнения по развитию остроты зрения у этих детей.

1. Рассматривание предметных картинок . Принцип проведения этой работы тот же, что и при проведении с детьми 3-4 лет, только используется большее количество картинок.

Продолжительность занятий 3-4 мин.

Цель. Активизации фиксации взора, развитие внимания, обогащение активного словаря.

2. Сортировка предметов по цвету, по форме, назначению.

Цель. Активизация фиксации взора, развитие зрительного соотнесения предметов по цвету, форме, развитие мышления.

    Геометрические фигуры

    Сортировка предметных картинок по цвету, форме, по назначению предметов. Например: «Отбери предметы, которые нужны повару, строителю, учителю.

    Сортировка природного материала по цвету, форме.

    «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Продолжительность занятий 10 – 15 мин

3. Рассматривание в крупный калейдоскоп . Продолжительность занятий определяется желанием ребенка.

4. Ира в лото с крупными картинками : домашние животные, предметный мир.

Продолжительность занятий 10 – 15 мин.

Цель. Активизация фиксации взора, умение сравнивать.

5. «Домино», «Какой цвет», «Цепочка » и др. (с яркими крупными картинками)

Цель. Активизация фиксации взора, обучение умению соотносить по цвету.

(для детей со сходящимся косоглазием в возрасте 5-7 лет)

Острота зрения 0,4 и выше. Правильная фиксация взора. Величина объектов меньше 2 см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.

1. Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса вверх – вдаль. Продолжительность занятий 3-4 мин. 2 раза в день.

2. Работа с монокулярными фильмоскопами . Продолжительность 4-5 мин. 2 раза в день.

Цель. Активизация фиксации взора.

3. Нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на леску.

Продолжительность занятий 5-7 мин. 2 раза в день.

Цель. Активизация фиксации взора, повышение остроты зрения, развитие мелкой моторики рук.

4. Вдевание нитки, лески, цветной проволки в ушко иглы. Игла сделана из картона, Диаметр ушка 0,4 см, длина иглы – 15 см.. Направление взора: вверх – вдаль. Продолжительность занятий 5 – 7 мин. 2 раза в день.

Цель. Те же, что в упражнении №3.

5. Шитье по картону.

Методические указания. На расстоянии 0,5 см пробиваются дырочки диаметром 0,3 см. Сначала леска или цветная проволка протягиваются по прямым линиям, затем по простым контурным изображениям, рисунки постепенно усложняются. Картинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук.

Цель. Повышение остроты зрения, активизация фиксации взора, развитие глазомера, мелкой моторики рук.

6. Шнуровка: протягивание шнура через отверстия, сделанные на пластмассовой или картонной пластинке.

Методические указания. Пластинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук так, чтобы взор был направлен вдаль.

Шнуровать можно двумя способами:

1. Так, чтобы шнурок все время попадал с лицевой стороны, тогда шнурок будет идти через края пластинки.

2. Ребенок пропускает шнурок один раз с лицевой, другой с изнаночной стороны, он может пальчиками другой руки наощупь находить дырочку.

Диаметр дырочек должен постепенно уменьшаться, количество дырочек на пластинке должно увеличиваться. Продолжительность занятий 19 -15 мин 2 раза в день.

Цели те же, что и в упр №5

7. «Лото», «Домино».

Методические указания. Для того, чтобы взор ребенка был направлен вдаль, использовать приспособления: для домино – металлическую доску, окрашенную в зеленый цвет, картинки – домино с подклеенными с обратной стороны Магнитками. Величина доски 40 на 30 см. На маленьких карточках лото тоже наклеены Магнитки. Металлические доски устанавливаются на подставке под углом 45. Продолжительность занятий 10-15 мин.

Цель. Активизация фиксации взора, развитие мыслительных процессов, закрепление навыков зрительного соотнесения предметов.

8. Штриховка плоских шаблонов с использованием подставки.

Продолжительность 5 мин.

Цель. Активизация фиксации взора, развитие соодружественных движений глаз т руки.

9. Раскрашивание рисунков, укрепленных на доске на уровне глаз ребенка. Продолжительность 5 мин.

Цель. Активизация фиксации взора, различение цветов. Развитие мелкой моторики рук.

10. Рассматривание картинок на расстоянии. Описание картинок. Продолжительность занятий 3-4 мин.

11. Рассматривание картинок, предметов на вращающемся диске.

Методические указания. На диск (картонный или фанерный) наклеиваются предметы, либо картинки, размеры которых постепенно уменьшаются. Этот диск устанавливается на проигрыватель. Дети рассматривают картинки, называют их при вращении диска.

12. Игра. «Закорюка»

Методические указания. На расстоянии вытянутой руки каждый ребенок одним движением проводит линию на доске. В результате должен получиться какой– нибудь рисунок. Вначале на занятиях принимает участие педагог. Он должен своим штрихом вести ясность в рисунок, объяснить, что он видит. В свою очередь ребята рассказывают, что видят они.

Цель. Развитие воображения ребенка, зрительной памяти, развитие бинокулярного зрения., активизация фиксации взора.

13. Игра «Вакса – клякса»

Методические указания. Заранее на листе бумаги ставятся кляксы и высушиваются. Дети пытаются найти сходство с чем – либо и дорисовать недостающие детали.

Продолжительность 10 – 15 мин 2 раза в день.

14. перерисовывание рисунков через полупрозрачную бумагу (на аппарате с подсветкой).

Цель. Повышение остроты зрения, развитие соодружественных движений глаз и руки.

Игры на воздухе.

    Игры с мячом: подбрасывание мяча вверх и ловля его, бросание мяча друг другу

    Метание стрел – присосок

    Метание мешочков в цель (мешочки должны быть красного, желтого цветов)

    Игра «Набрось кольцо». На штыри, которые укреплены на подставке, набрасываются кольца, Подставка крепится на стене.

Цель. Развитие дивергенции, глазомера, развитие координации движений.

(возраст детей 5-7 лет, расходящееся косоглазие)

Острота зрения 0,4 и выше. Правильная фиксация взора. Величина объектов меньше 2см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.

Общие цели: усиление конвергенции, повышение остроты зрения.

1. Работа с мелкой мозаикой: сортировка по цвету, выкладывание узоров. Продолжительность занятий 3-4 мин 2 раза в день.

2. «Нанизывание бус» (диаметр отверстия постепенно уменьшается). Продолжительность занятий 4-5 мин 2 раза в день.

3. «Шнуровка . Взор ребенка должен быть направлен вниз. Диаметр дырочек уменьшается, а количество дырочек на планке – увеличивается.

4. «Обведение по контуру».

Назначается для развития и укрепления монокулярного и бинокулярного зрения.

Положение глаз правильное, величина объектов – самые мелкие. Время проведения занятий – по желанию детей. Количество занятий – 3-4 раза.

1. Сортировка мелких предметов по цвету, величине . Направление взора зависит от вида косоглазия.

2. Упражнения с разделителем полей зрения (РПЗ). При ранее имевшемся косоглазии упражнения на РПЗ проводят у окна, за которым открывается далекая перспектива. Ребенок смотрит сквозь цветные стекла на дальние предметы. Ребенок сидит на стуле так, чтобы его зрительные оси были направлены немного вверх. При имеющемся косоглазии (расходящемся) упражнения на РПЗ следует проводить на расстоянии 2 – 2,5 см. Ребенка усаживают так, чтобы зрительные оси были направлены несколько вниз. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы глаза у ребенка все время находились в симметричном положении.

Цель. Закрепление правильного положения глаз, закрепление понятий: высокий – низкий, далеко – близко.

3.Игры: забрасывание мяча в кольцо, рассматривание в бинокль, метание мяча, настольный баскетбол и волейбол.

4. Штриховка.

5.Обведение контура рисунка через прозрачную бумагу.

6. Упражнение с диаскопом

(развитие стереоскопического зрения)

Упражнения по развитию стереоскопического зрения можно проводить с детьми 3-4 лет, как только устанавливается правильное положение глаз, при нормальной фиксации и при остроте зрения не ниже),4, при нормальной подвижности глазных яблок.

Общие цели. Развитие стереоскопического зрения, закрепление правильной фиксации глаз.

1. «Надень кольцо» Продолжительность 5 мин.

2. «Попади в цель». Продолжительность 5 мин

3. «Забей гвозди».

Методические указания. На подставке размером 25 на 20см вертикально укреплен стержень с поперечной пленкой наверху длиной 25 см. На каждой планке подвешено по 3-4 колечка разного диаметра: от 0,5 до 1,5см. Ребенок палочкой длиной в 20см диаметром 0,3см должен попасть внутрь колечек.

4. Упражнение со стереотренером. Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями различного диаметра (до 3х см) и шарика диаметром до 0,8 см, прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа ручку прибора, ребенок раскачивает нитку с шариком так, чтобы попасть в каждое отверстие.

5. Упражнения с кольцебросами.

Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон с хоботом, заяц с поднятой лапой, гусь с вытянутой шеей, Буратино с длинным носом.

Набрасывается кольцо с расстояния 2-2,5 см. Длительность упражнений 5-8 мин 2 раза в день.

Комплекс игр и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л.А.Григорян и Л.И.Плаксиной

Младший дошкольный возраст

Острота зрения 0,04

    Раскрашивание крупных деталей рисунка (4см) в основные цвета (красный, оранжевый, зеленый)

    Наклеивание крупных аппликаций (4см)

    Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов

    Сборка строительных деталей, конструкторов крупных размеров

Острота зрения 0,05 - 0,1

    Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3см)

    Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу

    Выполнение аппликационных работ (2-3см)

    Плетение ковриков из полос шириной 2 см

    Работа с конструкторами

    Рассматривание рисунков крупных размеров

    Игры с мозаикой

Острота зрения 0,2 – 0,3

    Раскрашивание мелких деталей рисунка

    Аппликации менее 2см

    Плетение ковриков

    Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес)

  1. Лепка из пластилина на наглядной основе (овощи, фрукты)

    Нанизывание бус диаметром до 1см на леску

Острота зрения 0,4 и выше

    Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу

    Аппликации до 1см

    Плетение ковриков из полос менее 1см

    Конструирование из мелких деталей

    Обнаружение ошибок в рисунках с мелкими деталями (дом без трубы)

    Построение мелких рисунков из мозаики

    Лепка из пластилина мелких фигур

    Нанизывание на леску бус размером менее 1см

Старший дошкольный возраст

Острота зрении 0,04

    Раскрашивание крупных деталей, усложненных рисунков (животных)

    Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу

    Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков (ширина полос до 2 см)

    Лепка крупных животных из пластилина

    Работа с крупным строительным материалом

Острота зрения 0,05 – 0,1

    Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение контуров через тонкую бумагу

    Плетение ковриков шириной до 1,5 см

    Лепка из пластилина более мелких фигур

    Работа с пластмассовым конструктором

  1. Нанизывание бус основных цветов диаметром 1,5 см на леску

    Обнаружение различий в 2х крупных рисунках

Острота зрения 0,2 – 0,3

    Обведение мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и раскрашивание их не выходя за контуры. Рисование геометрических фигур

    Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1 см

    Лепка мелких фигур

    Работа с более мелким конструктором

  1. Нанизывание бус, чередуя цвет (диаметр бус до 1см)

    Обнаружение ошибок в рисунках

    Разгадка ребусов в детских журналах

Острота зрения 0,4 и выше

    Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание не выходя за контуры

    Составление орнамента из клеток

    Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см и менее

    Лепка мелких фигур

    Работа с мелким конструктором

Елена Дьяконова
Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения»

Консультация для логопедов , воспитателей , родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения »

Составила : Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор : Полякова Ирина Николаевна

I этап – плеоптика (лечение амблиопии)

Острота зрения – 0 ,01 – 0,3

Косоглазие – не учитывается

Величина предметов - более 2 см

Цвет - оранжевый, красный, зелёный и их оттенки

Форма – разнообразная

При косоглазии объём предмета ребёнок распознаёт в основном путём осязания под контролем зрения .

Время проведения занятий : утро, полдень, вечер. С цветовым объектом дети работают в 12 часов дня.

Работа с предметными картинками.

Сначала ребёнок рассматривает картинки, выясняется, что ему известно.

Затем предлагается рассмотреть 2 картинки : одна из них была предъявлена ранее, другая – новая.

Подсказать (если нужно) названия предметов.

Указать на их характерные признаки и назначение.

Закрепить название предмета, узнавание его в разных игровых ситуациях :

Рассматривание картинок на столе и нахождение новой

Нахождение нескольких одинаковых картинок

Нахождение пары («Найди такую же» )

Группировка предметов по цвету

Группировка предметов по назначению

Оборудование : картинки для рассматривания (чёткие изображения на оранжевом или жёлтом фоне) размером 2,5 см.

Работа с геометрическими фигурами

Группировка фигур по форме

Группировка фигур по цвету (без учёта формы)

Работа с цветной мозаикой

Сортировка по цвету по отдельным коробкам

Выкладывание узоров (по образцу и без него) 5 – 6 мин

С геометрической мозаикой – 3 – 4 мин

Цель : узнавание геометрических фигур, соотнесение по цвету и форме.

Работа с пирамидками

Продолжительность : 6 – 10 мин

Цель : активизация фиксации взора, восприятие на слух инструкции , развитие комбинаторного мышления, развитие умения зрительно соотносить предметы по величине.

Работа с мелкими предметами.

Укладывание в пластмассовые бутылочки фасоли, гороха, цветных палочек, семечек дыни, арбуза – 3 – 5 мин

Цель : активизация фиксации взора, развитие умения соотносить предметы по форме, величине, цвету, развитие мелкой моторики.

Работа по обведению контуров карандашом.

Контуры предметов прорисованы ярким фломастером, маркером.

Цель : активизация фиксации взора, формирование и развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики.

II этап – плеоптика (лечение амблиопии) c подключением

сестры – ортоптистки (офтальмолога)

Острота зрения – 0 ,4 и выше

Косоглазие – не учитывается

Величина предметов - менее 2 см

Цвет - оранжевый, жёлтый, красный, зелёный и их оттенки

Форма – разнообразная и объёмная

Время проведения занятий : утро, полдень, вечер.

Продолжительность : до 15 минут

При сходящемся косоглазии проводятся упражнения на расслабление конвергенции (на расслабление cхождения зрительных осей глаз ) и аккомодации.

При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации (на усиление способности ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза) и конвергенции, на сопровождение направленного взора вниз на близкое расстояние.

Игры и упражнения при сходящемся косоглазии

1. Рассматривание узоров калейдоскопа.

2. Работа с монокулярным фильмоскопом.

3. Работа с магнитным конструктором на подставке , под углом 45

Цель : развитие навыков пространственной ориентации.

4. Игра в тир. На картонном диске наклеены картинки 1,5 см. Для каждого ребёнка подбирается своё расстояние от мишени для метания трубочки с пластилиновым наконечником. Периодически расстояние увеличивается.

Цель : развитие глазомера, дистанционного восприятия , речи.

5. Группировка геометрических фигур по форме, цвету с использованием подставки.

6. выкладывание узоров из цветных полосок с использованием подставки.

Цель : развитие навыков пространственной ориентировки, закрепление цветоразличения, развитие конструктивного праксиса , памяти, мышления и мелкой моторики.

7. нанизывание колец, счётных косточек, бусин на леску на расстоянии. (так, чтобы взор был направлен вдаль)

8. Вдевание лески в модель на расстоянии.

9. Цель : активизация фиксации взора, развитие мелкой моторики.

Публикации по теме:

«Онтогенез формирования звукопроизношения у детей 5-7 летнего возраста» В онтогенезе на пятом году жизни большинство детей правильно произносят.

Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"I часть. Теоретическая.

Особенности работы с родителями детей с нарушением зрения Изучением особенностей развития детей с нарушение зрения занимается наука тифлопедагогика – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы.

Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Пескотерапия-как средство развития речи детей с нарушением зрения. Цель: Развитие связной речи, автоматизация и дифференциация звуков, расширение и обогащение словарного запаса,для развития фонематического.

Пескотерапия-как средство развития речи детей с нарушением зрения Цель: Развитие связной речи, автоматизация и дифференциация звуков, расширение и обогащение словарного запаса, для развития фонематического.