Пед идеи песталоцци. Педагогическая система И. Г. Песталоцци. Цель воспитания - истинная человечность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

На тему: "Вклад И.Г. Песталоцци в развитие

и становление педагогической мысли"

Выполнил: ст. гр. ДГ-К7-1

Коновалов С.Г.

Проверила: Карчевская Н.В.

г. Стаханов, 2008


Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).

Педагогическая концепция.

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци.

Сущность и основные положения элементарного образования И.Г. Песталоцци.

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци.

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни.


1. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

И.Г. Песталоцци – швейцарский педагог. Родился в Цюрихе в семье глазного врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. Образование он получил обычное для того времени: сначала окончил начальную школу на немецком языке, потом – традиционную латинскую школу и школу повышенного типа, готовившую к получению высшего образования; гуманитарную коллегию, нечто вроде старших классов гимназии, после чего учился в высшей школе, Коллегиум Каролинум, где готовились протестантские теологи и проповедники, уйдя с последнего теологического курса. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему помочь. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци просветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Ж. -Ж. Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве. Поиск практических путей вывода простых людей из жалкого состояния Песталоцци видел в изменении характера воспитания детей, которое должно обеспечивать им единство нравственного, умственного и физического развития, а также подготовку к производительному труду через активное участие в нем.

Чтобы стать ближе к народу, он решил заняться юриспруденцией, но потом становится агрономом. Чтение "Эмиля" Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. Закончив университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. Там он собирался провести в жизнь некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось выдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его опыты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение Песталоцци. В это время он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра и воспитания.

Благодаря поддержке местной общины и добрых людей Песталоцци собрал у себя около 50 детей, которым он самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой – ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали у Песталоцци приличную одежду, родители уводили детей и забирали себе деньги, которые зарабатывали дети. Песталоцци закрыл школу, на её содержание у него не хватало средств. В 1780 г. Песталоцци написал небольшое сочинение под названием "Досуги отшельника", представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нём Песталоцци излагает свои взгляды, которые будет развивать впоследствии. Большой успех имели "Лингард и Гертруда, книга для народа" (1781). Это рассказ о том, как простая, умная и уважаемая в своей деревне крестьянка, умело воспитывая своих детей убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: "заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия" можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

К старости Песталоцци пришлось вернуться к своей педагогической деятельности. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Песталоцци, предоставило ему полуразрушенные войной зданий монастыря Урсулинок в Станце. Песталоцци снова собрал вокруг себя детей, оставшихся после войны без присмотра. Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Песталоцци был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали помощниками Песталоцци. Педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть школу.

Некоторое время спустя Песталоцци удалось открыть школу в Бургдорфе, которая была впоследствии переведена в Ивердон. Там известность Песталоцци достигает своей вершины. В Бургдорфе и Ивердоне появлялось много людей, желавших воочию убедиться в целесообразности приемов Песталоцци. Император Александр I также интересовался деятельностью Песталоцци, виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво. Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились, Песталоцци вынужден был покинуть основанное им заведение и вскоре умер в своем поместье Нейгоф.

2. Педагогическая концепция

И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивали К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев.

Это был народник в лучшем значении слова. Песталоцци горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И.Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей работы в Нейгофе Песталоцци пишет: "Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе".

В "Учреждении для бедных" (Нейгоф) Песталоцци давал сиротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ремесла. Труд, по его мнению, развивает физические силы, ум, нравственность. По существу, опыт "Учреждения для бедных" – это попытка соединить обучение с производительным трудом.

Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага.

Любовь к детям со стороны воспитателя – важнейшее средство воспитания. Дети друг с другом и с воспитателем объединяются совместной жизнью и деятельностью в дружную семью. Воспитательное воздействие личности педагога имеет первостепенное значение.

Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге "Как Гертруда учит своих детей". Основой воспитания должна быть природа человека. Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им природе стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические силы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания. Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога – содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений.

Обучение, по мнению Песталоцци, должно быть развивающим. В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять "физико-механических" законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению, – а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определенный значок. Поэтому основой всякого усвоения, а, следовательно, и обучения, надо считать форму, число и слово. Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название. Учебный предмет – средство развития способностей (в противоположность приобретению знаний). Всестороннему развитию ребенка соответствует развитие силы знания (умственное воспитание), силы умения (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает умственные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять.

На этих рассуждениях строит последовательную методику элементарного преподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикой. Песталоцци дает очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счету и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием всякой здравой педагогики. Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путем, как и знания – путем наглядности.

Необходимость максимального упрощения приемов начального обучения реализовалась в теории элементарного обучения. "Метод" Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения – наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственный опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности. Простейшие, исходные для изучения элементы – форма, число, слово. Обучение состояло в последовательном выполнении упражнений по наблюдению за предметами, определению их признаков, формы, меры, словесных обозначений.

3. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци

В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.

Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825). Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. Эти воспитательно-образовательные учреждения приобрели международное признание. Многие известные ученые, учителя различных европейских стран приезжали знакомиться с опытом работы этих школ.

Педагогические идеи, наблюдения и выводы из своей педагогической работы в Нейгофе и Станце И.Г. Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях, как "Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи" (1777), "Лингард и Гертруда" (1781–1787), "Письмо к другу о пребывании в Станце" (1799), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Лебединая песня" (1826). В результате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том, что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанников.

4. Сущность и основные положения элементарного образования И.Г. Песталоцци

В последующие годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование "ума, сердца и руки". Сущность своего метода И.Г. Песталоцци изложил в ряде сочинений: "Метод. Памятная записка Песталоцци" (1800), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода" (1802), "Что дает метод уму и сердцу" (1806), "Памятная записка о семинарии в Кантоне Во" (1806) и др.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.

И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Рассматривая гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания И.Г. Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую "совокупную силу", благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработку такого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г. Песталоцци усматривал основу саморазвития.

Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об "элементарном образовании", которые он обобщенно именовал как "метод". Метод элементарного образования – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:

· ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

· многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

· активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Само название "элементарное образование" подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.

И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.

Исходным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередко принимало и у самого И.Г. Песталоцци, и у его последователей односторонний, формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци". Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX–XX вв.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели – воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников – вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.

Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была идея природосообразности воспитания. Вслед за Ж. -Ж. Руссо он призывает в процессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строить воспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в нем духовных и физических сил.

5. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци

И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г. Песталоцци считал необходимым расширить содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основе наглядности и развития активности и сознательности детей.

Посвятив всю свою жизнь педагогике, живя зачастую впроголодь и отдавая последние скудные средства на основание воспитательно-образовательных учреждений, И.Г. Песталоцци свято верил и творил, следуя выдвинутой им идее: сущность подлинного воспитания, единого для всех людей – в воспитании истинной человечности.

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци в том, что он заложил научные основы методики начального обучения. Его теория элементарного образования и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годы стали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. На первое место Песталоцци ставил изучение родного языка, затем – развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующие методики.

Выдвинутые педагогом положения о развитии самодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудом навсегда вошли в арсенал демократической научной педагогики. Его требование строить отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви и доброжелательности стало центральной идеей гуманистической педагогики.

Песталоцци намного опередил свое время в познании законов воспитания и развития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основной принцип – жизнь образует.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо называл И.Г. Песталоцци первым народным учителем и отцом новейшей педагогики.


6. Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни

И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. В современной России одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.

Научный и практический интерес к изучению наследия И.Г. Песталоцци в Европейских странах не ослабевает на протяжении уже двух столетий. В современной Швейцарии осуществляет свою деятельность Институт исследований истории воспитания и образования – "Песталоццианум", который изучает педагогическое наследие И.Г. Песталоцци. "Песталоццианум" занимается подготовкой полного собрания сочинений и корреспонденции швейцарского педагога. На сегодняшний день оно насчитывает 43 тома (29 томов сочинений и 14 томов писем), и процесс его подготовки продолжается.

В то же время, как отмечает французский исследователь М. Сетар, несмотря на то, что имя И.Г. Песталоцци очень часто упоминается европейскими исследователями, "его работы читают очень редко, а его деятельность и наследие все еще чрезвычайно малоизвестны".

В России и Советском Союзе изучение наследия И.Г. Песталоцци также вызывало интерес, однако количество работ, посвященных жизни и деятельности швейцарского педагога, было не столь велико, как в Европе. В то же время в период с 40-х до начала 90-х годов XX века наследие И.Г. Песталоцци рассматривалось достаточно односторонне. Как отмечала В.А. Ротенберг, перед исследователями-марксистами стояла ответственная задача: опровергнуть концепции буржуазных ученых, восстановив "историческую правду о Песталоцци, оградив его наследие от ненаучной, тенденциозной трактовки, которая по существу сводится к его фальсификации". Следует констатировать практически полное отсутствие отечественных диссертационных исследований, направленных на изучение и анализ наследия И.Г. Песталоцци. По данным Н.И. Загузова, на сегодняшний день имеется лишь одна докторская диссертация В.А. Ротенберг "И.Г. Песталоцци, его деятельность и педагогическая теория" (1965 г), представленная в виде научного доклада об опубликованных работах. Кандидатских диссертаций не выявлено.

В ряде отечественных и зарубежных исследований И.Г. Песталоцци рассматривался как идеолог организации подготовки народных учителей, воспитателей детских учреждений (Поляк Ф., 1909; Ге Ф., 1912; Крупская Н.К., 1917; Монро П., 1923; Пинкевич А.П., 1933; Кларин В.М., 1989; Сетар М., 1996; Блинов В.М., 2001 и др.). Вместе с тем анализ историко-педагогической литературы позволил установить, что проблема подготовки воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци не нашла достаточного отражения и научного анализа как в зарубежных, так и в отечественных работах. В связи с этим была определена проблема исследования: каковы особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально – педагогическом наследии И.Г. Песталоцци?

Объект исследования – социально-педагогическое наследие И.Г. Песталоцци.

Предмет исследования – подготовка воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци.

Цель исследования: выявить сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений в социально – педагогическом наследии И.Г. Песталоцци и возможности использования опыта швейцарского педагога в современных российских условиях.

Источниковой базой исследования послужили труды И.Г. Песталоцци (художественные произведения, дневники, письма, отчеты, автобиографические произведения) на немецком и русском языках; мемуары учеников и коллег И.Г. Песталоцци; работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные анализу наследия И.Г. Песталоцци; труды педагогов-классиков; работы отечественных и зарубежных авторов по истории и теории педагогики и социальной педагогики; энциклопедии и биографические справочники.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М, 2000.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века /Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. – М., 2001.

5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцции И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1987.

6. Лещинский В.И. Лаврикова Г.В. Заварзина Л.Э. Образование: история и современность. – Воронеж, 1999.

7. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.

8. Пинкевич А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. – М., 1927.

9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.


Становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце 19 в. она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами). 2.2. Этапы становления педагогической психологии. Первый этап – с середины 17 в. и до конца 19 в. – описательная стадия (в рамках...

Реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании и обучении в политическую полемику. Развитие педагогической мысли в западных странах. В XIX веке завершается формирование класси­ческой педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. ...

Основ, диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения их с обр. стандартами. 9)разработка психол. основ. Дальнейшего совершенствования обр. процесса. На всех уровнях обр. системы. В педагогической психологии используются те же методы, что и в других ветвях психологической науки. Главными методами явля­ются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - один из методов сбора данных путем прямого...

Формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой...

Великий педагог и реформатор образования Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) основал несколько учебных заведений в Швейцарии и написал множество педагогических произведений, решительно изменивших принципы обучения. Его девиз - образование для головы, рук и сердца. Песталоцци видел, как с раннего возраста детей из бедных семей принуждали к труду на заводе, и мало кто из них посещал школу. Под влиянием трудов Ж.-Ж. Руссо он решил через педагогическую деятельность добиваться социальной справедливости, свободы и счастья народа. Открытое им в 1774 г. «Учреждение для бедных в Нойхофе» он вынужден был закрыть в 1780 г. в результате финансового краха, который обрек его семью на бедность.

Песталоцци издал четыре тома повестей «Лингард и Гертруда» (1781, 1783, 1785, 1787) с описанием жизни Гертруды - матери, которая обучает своих детей. Когда в 1798 г. в Швейцарии отменили крепостное право, Песталоцци составил проект школы, ибо после вторжения французской армии (1798) многие дети лишились дома и семьи.

Правительство Швейцарии создало приют и пригласило Песталоцци возглавить вновь созданный детский дом в Станце (1799). Застав детей в ужасном состоянии, он стал исполнять работы мастера, слуги, отца, опекуна, сиделки и учителя. С учетом предыдущего опыта в детском доме сочеталось обучение и ремесло, однако, педагог больше не надеялся на продукты детского труда как возможного источник дохода. Любые работы Песталоцци рассматривал лишь как способ обучения физической ловкости, повышения трудовых навыков и формирования дружеских отношений воспитанников, развития внимания, наблюдательности и памяти. Старания достигли цели - ему удалось добиться очевидного благополучия детей, однако вскоре детский дом закрыли. Песталоцци получил назначение преподавателем в школу г. Бургдорфа с небольшим жалованием и квартирой. Вскоре Песталоцци перевелся в другую школу, где обучал детей от пяти до 18-летнего возраста. Песталоцци решил открыть в Бургдорфе «образовательное учреждение для детей средних классов» (1800), к нему присоединились два педагога, они систематизировали его методы обучения.

Песталоцци создал педагогический труд «Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей» (1801) , чем привлек внимание широкого круга читателей, книга оказала глубокое влияние теорию и практику образования. Она состоит из 14 писем, в которых описан педагогический опыт и ситуация в Бургдорфе. Письма содержат его размышления и обобщают опыт обучения, а также рассказывают о физическом, нравственном и религиозном воспитании. Песталоцци разработал уникальную концепцию развивающего обучения и продемонстрировал комплекс психолого-педагогических упражнений по эффективному образованию детей. Большой успех книги вызвал всеобщий интерес, многие педагоги приезжали со всех уголков Швейцарии и Германии, чтобы познакомиться со школой в Бургдорфе. Школа росла, но Песталоцци чувствовал неудовлетворенность деятельностью, он обращался к швейцарскому правительству, чтобы получить возможность просвещать бедных, в ответ ему прислали двух уполномоченных расследовать его работу. Получив благоприятный отзыв, правительство решило превратить школу Песталоцци в национальное учреждение. Сотрудники стали получать фиксированную зарплату, и были изданы учебники Песталоцци и его сотрудников (1803).

В 1804 г. новое швейцарское правительство потребовало здание школы для своих чиновников, а Песталоцци переселили в старый монастырь в сельской местности. Его деятельность в институте Ивердон оказалась самой длительной из всех его начинаний. Для обучения у Песталоцци правительства многих стран направляли педагогов, чтобы затем реализовать подобную систему в своих собственных государствах. Молодой Ф. Фребель работал учителем в Ивердоне (1808-1810) и писал, что педагогика Песталоцци стала делом его жизни. В Ивердоне получали образование учащиеся любого возраста, здесь преподавали немецкий, французский, латинский и греческий языки, географию, естественную историю, литературу, историю, арифметику, геометрию, геодезию, рисование и пенис. Песталоцци подчеркивал, что каждый аспект жизни ребенка способствует формированию личности, разработанные им методы обучения были ориентированы на ребенка и его индивидуальные способности и восприятие . Песталоцци в Ивердоне преподавал латинский, иврит и греческий, его гуманный подход способствовал развитию методики преподавания языка, он учитывал функции родного языка в преподавании древних языков. Кроме этого, Песталоцци разработал режим физических нагрузок и активного отдыха, связанный с общим, нравственным и интеллектуальным воспитанием, что отражало идеал автономии человеческой личности. Философия образования Песталоцци основана на концепции гуманного жизнечувствия и исходящей из доброго начала природы человеческой личности: реальное образование способно развивать ребенка умственно, физически и морально, он призывал развивать «голову, руки и сердце». Цель Песталоцци - образование, способное сделать человечество счастливым. Интерпретируя детство как естественное состояние, в котором потребности и способности находятся в равновесии, он не верил, что это состояние можно сохранить в жизни отдельного человека, оно возникает только в момент рождения, и человек становится «испорченным». Идеальная система образования может помочь человеку воссоздать себя, развивать в нем мораль. Песталоцци утверждал, что «обстоятельства делают человека» , однако он обнаружил, что человек имеет внутри себя силы, способные по собственной воле оказывать влияние на обстоятельства. Эта внутренняя сила сугубо индивидуальна и независима от природных и социальных условий, достижение человеком нравственности зависит от двух условий: политика и образование. Концепция воспитания Песталоцци строится на следущих принципах:

I) главный фактор - интересы и потребности ребенка; 2) педоцентриче- ский подход к обучению; 3) активное участие ребенка в учебном процессе; 4) свобода ребенка, основанная на его естественном развитии, самодисциплине; 5) использование непосредственного опыта и природных объектов в преподавании; 6) использование чувственного восприятия учащихся в обучении; 7) сотрудничество между школой и домом и между родителями и учителями; 8) важность разностороннего образования; 9) систематизация предметов обучения; 10) межпредметный характер обучения;

II) важность соответствия между методикой и содержанием образования; 12) власть основана на любви, а не страхе. Песталоцци верил в способность каждого человека к познанию и в право каждого человека на образование, а обязанность общества - предоставить это право на практике. Его деятельность привела к становлению в Европе концепции демократического, доступного для всех образования.

Песталоцци сократил учебный процесс, создал программы на основе естественного развития личности растущего ребенка. Используя идею Руссо о нриродосообразном воспитании детей, он отверг формализм в обучении чтению и катехизису, ввел преподавание, основанное на наблюдении, экспериментах и рассуждениях. Чувственное впечатление стало его девизом, он пытался организовать и психологизировать образовательный процесс путем приведения его в соответствие с естественным развитием ребенка. С этой целью он тщательно изучал детей, разработал методы исследования, проводил эксперименты и наблюдения. Считал, что работа учителя состоит в том, чтобы помочь природе в обеспечении естественного и гармоничного развития всех способностей ребенка. Единственно верный путь развития образования - направлять и стимулировать самостоятельную деятельность ребенка в процессе обучения. Образование должно соблюдать правильный ход развития ребенка и быть последовательным, чтобы каждый этап процесса вырастал из предыдущего и переходил в следующие стадии. Для достижения этих целей образование должно быть всесторонним и гармоничным; ребенку следует предоставить свободу в обучении; обучение должно быть не словесным, а метод - в основном аналитическим; изучение реальных объектов должно предшествовать символам и словам; организация и корреляция уроков должны проходить под контролем учителя.

Представительство Башкирского Государственного университета

Отделение психологии и педагогики

Р Е Ф Е Р А Т

тема: «Педагогическая деятельность и теория

элементарного образования»

И. Г. Песталоцци

Выполнила:

Велькова

Ольга Александровна

Проверил:

П Л А Н

1. Жизнь и педагогическая деятельность Песталоцци.

2. Основные положения педагогической теории.

3. Основы дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования.

4. Создание частных методик начального обучения.

5. Значения педагогической теории Песталоцци.


ЛИТЕРАТУРА

1. В.З. Смирнов. История педагогики. Просвещение. 1965 г.

2. М.В. Макаревич, И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Хрестоматия по истории педагогики. Издательство «Высшая школа». Минск. 1971 г.

3. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. Педагогическое наследие. Москва. «Педагогика» 1987 г.


Жизнь и педагогическая деятельность

Песталоцци.

Швейцария - родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим стану помогать крестьянам».

Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе, Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания,

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой, Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок, На собраниях этого кружка обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо, Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован,

Арест не охладил Песталоцци; он по-прежнему стремился помочь народу, крестьянству. Жизнь крестьян справедливо представлялась ему исключительно тяжелой. Для того, чтобы помочь крестьянам, Песталоцци изучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу: открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его мысли, приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать. Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Песталоцци не мог, конечно, вступить на путь эксплуатации детского труда. Средств у Песталоцци не хватило, и в 1780 году вынужден был закрыть свой приют. 18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда». Этот роман имел большой успех, так как в нем автор хотел показать, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства.

Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать детей,

Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе ясно выражена идеализация помещика. Но основное содержание романа отражало чаяния не только Песталоцци. Мечты о возможном улучшении жизни трудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина».

Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция (1798), Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5- 10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Песталоцци сообщает, что «многие поступали с закоренелой чесоткой, многие с проломленными головами или в лохмотьях, худые, как скелеты, желтые, с оскаленными зубами и в то же время со страхом в глазах; некоторые были наглы, с привычками попрошайничества; другие подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестокосердны и робки.

Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное с производительным трудом. Всего себя отдал Песталоцци этим детям. «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была моей пищей, их питье- моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они. Я спал вместе с ними: вечером в постели я беседовал с ними и учил их, пока они не засыпали, - они сами так хотели». Песталоцци не обучал своих детей ни морали, ни религии, пример самого Песталоцци являлся для школьников образцом.

Однако деятельность Песталоцци в Станце продолжалась несколько месяцев. В связи с военными действиями помещение приюта было использовано для лазарета и приют был закрыт. Это было тяжелым ударом для него.

Вскоре Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале 19 века вышли в свет сочинения Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе».

После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом в Ифертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своего института; это было большое учебное заведение.Песталоцци становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей.

Песталоцци не удовлетворен теперь своей деятельностью. Он чувствует, что стоит уже далеко от народа, много дальше, чем раньше. Усталость и неудовлетворенность- все это, вместе взятое, тяжело отразилось как на здоровье, так и на его деятельности.

В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Песталоцци написал свое последнее произведение - «Лебединую песнь». В 1827 году, 82 лет от роду, Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот ву Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя.»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПЕСТАЛОЦЦИ

Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.

Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.

Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.

Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей - трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.

Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци.

В школе дети по мысли Песталоцци («Лингард и Гертруда») проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы «согревать и развивать ум детей» ибо цель, которую он себе ставил, - воспитание человека, а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами». Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.

Однако такое «практическое» трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной подготовки. Ясно, что такое сочетание общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.

Основа дидактики Песталоцци.

Теория элементарного образования.

Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что «сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные.» Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу - найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать - крестьянка могла бы обучать своих детей. В основе всякого знания, по мнению Песталоцци, лежат элементы. Каждый человек, по его мнению, когда он хочет выяснить что - либо непонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1) Сколько у него предметов перед глазами? 2) Какой они имеют вид, какова их форма? 3) Как они называются? «Число, форма и слово, по выражению Песталоцци; элементарные средства всякого обучения». В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу - счет, а слову - речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество - способность мыслить.

Такова по убеждению Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной школе.

Нельзя не отметить, что Песталоцци разграничивает развитие мышления и накопления знаний. Он считал, важной задачей школы пробуждение духовных сил и способностей, развитие способностей мыслить, т.е. формальное образование. Он указывает, что нужно интенсивно обогащаться представлениями». Это положение Песталоцци сыграло огромную роль в борьбе против догматизма и схоластики, за активные методы обучения и воспитания в школе.

Однако теория элементарного образования Песталоцци не сводится к одной лишь дидактической проблеме. Идея элементарного образования в понимании Песталоцци может быть еще истолкована как природосообразное развитие умственных, нравственных и физических сил ребенка.

Создание частных методик

начального обучения.

Поставив перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, а следовательно и организацию для них «народной школы», Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения.

В основу разработки методики преподавателя родного языка Песталоцци положил принцип развития речи ребенка. Песталоцци отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время, так как везде еще господствовал буквошагательный метод.

Песталоцци дает целый ряд указаний по увеличению слов запаса у детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и сообщению элементарных сведений по естествознанию, географии и истории.

Путем сложных упражнений Песталоцци стремился добиться положительных результатов: развивать в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама эта мысль о положительном значений таких занятий верна, однако практическому их выполнению были присущи элементы формализма.

Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий - элементов букв. Эти упражнения широко применяются в школе и по настоящее время. Обучение письму Песталоцци предлагал связывать с измерением предметов и рисованием, а так же и с развитием речи. Особенно большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.

Для обучения измерений Песталоцци рекомендует брать квадрат, его стороны и производить деление квадрата на части, различные геометрические фигуры, связывая обучение измерению с развитием речи ребенка. Результаты измерений ребенок зарисовывает; эти упражнения в свою очередь являются основой для письма. Возражая против метода обучения арифметике, основанного на заучивании наизусть правил Песталоцци в своей методике первоначального обучения счету предложил иной метод «изучение чисел» - формировать понятия о числе, начиная с элемента каждого целого числа - единицы. На основе наглядных представлений ребенка он обучает действиям сначала с единицей. После того как дети усвоили все это, он предлагает усложнить счет, первоначально оперируя единицей и числами первого десятка, образующимися из единицы. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого. На основе этой идеи Песталоцци его последователи ввели в школьную практику так называемый арифметический ящик, широко используемый в школе и в настоящее время.

Песталоцци дал ряд указаний и по преподаванию географии. От близкого к далекому, на основе непосредственных наблюдений окружающей местности Песталоцци ведет учащихся к восприятию более сложных географических представлений. Он рекомендует лепить рельефы местности из глины и лишь за тем переходить к карте. Начиная ознакомление с местностью со школьного участка земли и рельефа родной деревни, при изучении которых ученики получают элементарные географические представления, Песталоцци затем постепенно расширял их, и учащиеся получали представления о всей земле.

Таким образом, Песталоцци наметил сравнительно широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические указания к ее практическому осуществлению.


ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПЕСТАЛОЦЦИ

Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Он видел страдания крестьянства и стремился ему всемерно помочь через школу и просвещение. Революционного из создавшегося положения он не искал. Его окрыляли, вызывали у него стремления ближе подойти к народу идеи некоторых французских просветителей, в особенности Руссо.

Песталоцци отдал всего себя делу воспитания детей, он создал теорию элементарного обучения, которая способствовала развитию в 19 веке народных школ в Европе, начал разработку частных методик, и они нашли широкое применение в начальной школе. Однако элементы формализма заложенные в педагогической теории Песталоцци и развитые его учениками, оказали и некоторое отрицательное влияние на народную школу.

Взгляды Песталоцци были исторически ограничены: он не мог понять и не понимал классового характера воспитания в классовом обществе и в то же время по своему изо всех сил стремился помочь трудовому народу. «Песталоцци мечтал о такой школе, которая удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималось ими и была в значительной мере созданием их собственных рук», - писала Н.К. Крупская.

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих — 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нейхофе» (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25).

Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781-87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».

В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений — вначале в семье, затем в школе.

Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал великим открытием. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.

Книги (5)

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 1

Первый том включает сочинения Песталоцци, относящиеся к 1774 — 1790 гг.

В него входит «Дневник Песталоцци о воспитании его сына», статьи и материалы, освещающие нейрофский опыт соединения обучения с производительным трудом детей и общественно-литературную деятельность Песталоцци после закрытия «Учреждения для бедных». Кроме того, в этом томе дается роман «Лингард и Гертруда», а также письма Песталоцци к домашнему учителю Петерсену, относящиеся к 1782 — 1784 гг.

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 2

Второй том, охватывающий 1791 — 1804 гг., содержит материалы, отражающие отношение Песталоцци к французской буржуазной революции, а также его деятельность в условиях подготовки швейцарской буржуазной революции и возникшей в 1798 г. Гельветической республики.

В этом томе помещены произведения, относящиеся ко времени пребывания Песталоцци в Станце и Бургдорфе. Публикуется одно из важнейших его сочинений — «Как Гертруда учит своих детей», а также ряд ранее не переводившихся на русский язык статей по теории обучения.

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 3

Третий том посвящен периоду 1805 — 1827 гг. и содержит работы, написаны Песталоцци за время существования Ивердонского института, а также в последние годы жизни в Нейгофе.

В этот том наряду с такими известными произведениями, как «Взгляды и опыты, касающиеся идеи элементарного образования», «Лебединая песня», включены некоторые, опубликованные за рубежом, работы Песталоцци, раскрывающие его взгляды на подготовку детей бедноты к деятельности в области «индустрии».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Иоганн Генрих Песталоцци и его педагогическая система

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)Один из крупнейших представителей мировой демократической педагогики второй половины 18-начала 19 веков.

И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе (Швейцария) в семье врача. Рано лишившись отца, он был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Песталоцци обладал очень мягким характером, был отзывчив к чужому горю.

Его прогрессивные педагогические взгляды прежде всего формировались под влиянием швейцарского общественно - демократического движения 60-х гг. 18в. и последующих событий, связанных с развитием буржуазной революции в Швейцарии. Чтение Руссо «Эмиля» оказало на Песталоцци особое влияние.

Педагогическая деятельность

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.

Поэтому в 1769 году Песталоцци купил небольшое имение. В нём он хотел организовать показательную ферму, чтобы научить окрестных крестьян правильно вести свое хозяйство. Но не получилось, вскоре он разорился из-за непрактичности.

Через 5 лет открыл на ферме «Учреждение для бедных, где занимался воспитанием детей, обучал их чтению, письму и счету. Также детей учили прясть и ткать. Песталоцци пытался соединить обучение детей с трудовым воспитанием. Вскоре он закрыл это учреждение из-за недостатка средств.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци пишет книги. В них он развивает свои идеи об улучшении жизни крестьян. Песталоцци видит решение проблемы в том, чтобы научить крестьян разумным методам ведения хозяйства и правильного воспитания детей.

Это улучшит их нравственное состояние и сделает их жизнь обеспеченной. Большой успех имел социально-педагогический роман в четырёх частях «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781).

С 1799 года Песталоцци работал в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с обычными тогда способами обучения.

Одна комиссия изучала его методику и в отчете написала: «Тайна успеха заключается в том, что тут стараются только помочь природе, и она является настоящею учительницей. При этом способе учитель как бы скрывается за ученьем...».

В 1805 году власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне, в котором он создал большой институт. Этот институт вскоре получил мировую известность.

В нём учились более 100 учащихся из состоятельных слоев населения из многих стран - из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других стран. Институт посещали сотни выдающихся людей того времени. Их восхищали достижения Песталоцци. Он стал гордостью Швейцарии.

Однако успех этого учебного заведения не очень радовал Песталоцци. Он стремился к тому, чтобы дети бедняков получали правильное воспитание и образование. Песталоцци считал, что каждого крестьянского ребенка можно обучить.

В 1825 году Песталоцци вернулся на свою ферму, где 50 лет назад он начал свою педагогическую деятельность. Ему было уже 80 лет. Здесь он написал свое последнее произведение -- «Лебединая песнь». Через два года он умер. На надгробном памятнике было написано:

«Все для других, ничего для себя».

Педагогические взгляды

Роль матери и семьи в деле воспитания Песталоцци придавал огромное значение.

Важное открытие Песталоцци: «лучшей средой воспитания является атмосфера семьи» (пришел к этому из свой практики воспитания сирот в приюте).

Чувство семейственности - природное чувство (родители всегда любят своих детей) => под действием родительской любви у ребенка формируется возвышенное, уважительное отношение к миру.

Когда ребенок растет вне любви, он искаженно воспринимает действительность; ребенок становится душевно черствым, бесчувственным, уподобляется животному.

Т.о, влияние семьи и семейственности - условие любого воспитания. Песталоцци против раннего отрыва ребенка от семьи, раннего помещения его в учебное заведение.

Семейное воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие всех природных данных ребенка.

Развитие физических сил,

Привитие трудовых навыков,

Воспитание любви к людям,

Развитие интереса к познанию окружающего мира

Цель воспитания - истинная человечность

Идеальный человек (тот, кто воплотил принцип истинной человечности) должен иметь:

1) развитый ум;

2) возвышенные чувства (благовоспитанность);

3) развитую способность к действию.

Обладающий только одной из этих особенностей не м.б. признан идеальным человек.

Воспитание - «выделка каждого отдельного звена великой цепи, посредством которой образуется единое человечество». В понимании цели воспитания Песталоцци повторяет Канта; цель воспитания - создание истинной человечности, т.е. совершенствование человека.

Воспитать человек в изоляции невозможно, => следует совершенствовать все человечество. => Человек должен воспринимать все лучшее, что есть в человечестве, т.к. он его сын + человек должен отдавать все лучшее от себя человечеству, которое выступает отцом индивидуального человека. обучение воспитание природосообразность песталоцци

Принципы воспитания Песталоцци

Общий принцип, определяющий метод воспитания - «принцип согласия с природой» (природосообразности): всем людям по природе свойственно побуждение к самодеятельности и саморазвитию.

У Комениуса природа - внешняя среда, необходимость для существования человека.

У Песталоцци природа - внутренние психофизиологические силы человека, которым присуще побуждение к саморазвитию. Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к "высокой и простой сообразности с природой".

Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис "жизнь формирует".

Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что "обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства.

Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него".

Характеристики принципа природосообразности воспитания:

1. Самопроизвольность: образование должно происходить из собственных сил человека.

2. Метод воспитания должен демонстрировать общий закон саморазвития человеческого духа по законам природы человека.

3. Созерцание - не чувственное постижение, а обнаружение идеи, изначально заложенной в человеке (это деятельность рассудка, творящего и образующего мир). Человек должен приложить собственные усилия, чтобы открыть свою истинную природу и развить ее.

4. Равновесие сил. Принцип гармонического развития человеческих сил (ум, чувства и деятельное начало должны быть одинаково развиты).

5. Общественность. Воспитание возможно только в группе, в коллективе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Элементы -- своеобразные "кирпичики", из которых, по Песталоцци, складывается воспитание.

Теория включает в себя:

умственное образование , целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;

физическое и трудовое воспитание - всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками";

нравственное воспитание - всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.

Методы обучения Песталоцци

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков.

Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой -- это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами.

Отсюда -- необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Идея развивающего обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.

К.Д. Ушинский эту идею назвал "великим открытием Песталоцци". Трактовка идеи развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци до сих пор не утратила своей актуальности.

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога.

Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизненный путь В.А. Жуковского, формирование его личности, педагогическая деятельность. Значение поэта в истории России XIX века. Различия во взглядах Николая I и Жуковского на воспитание и образование. Программа воспитания юношества С.С. Уварова.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Краткая хронология жизни и деятельности М.В. Ломоносова - первого русского учёного-естествоиспытателя, энциклопедиста, химика и физика. Положение Ломоносова в Петербургской Академии Наук. Научные идеи и педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Роль домашнего воспитания в формировании личности. Процесс обучения в коллективных учреждениях-школах. Средняя ступень обучения в Древнем Риме, индивидуальный подход к каждому ученику в школах грамматики. Педагогическая мысль известных деятелей.

    реферат , добавлен 01.06.2016

    Восстание декабристов - начало истории организованного революционного движения в России. Педагогическая, просветительская и хозяйственная деятельность декабристов, как основополагающая методики взаимного обучения в России. Их суждения о восточной окраине.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Общие сведения о книге Л.Н. Гумилева "От Руси до России". Краткая характеристика главных моментов содержания книги. Изучение всего пути русского народа во время становления государственности. Анализ выводов, сделанных Львом Николаевичем Гумилевым.

    реферат , добавлен 16.05.2014

    Роль конфуцианства в образовании в Древнем Китае. Развитие просвещения, создание нового социалистического образования, повышение культурно-просветительского уровня народа. Педагогическая система Конфуция. Проблемы современного образования в Китае.

    реферат , добавлен 13.05.2017

    Книга как источник формирования просветительских взглядов будущих декабристов. Исследование места книги в жизни декабристов на каторге и в ссылке. Изучение деятельности декабристской организации "Союз благоденствия". Описания состава тюремной библиотеки.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    История открытия лицея в Царском Селе, его место в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Краткая биография основных лицеистских друзей Пушкина - И.И. Пущина, А.А. Дельвига и В.Л. Кюхельбекера, а также общая характеристика и анализ их "жизни после лицея".

    реферат , добавлен 04.10.2010

    Основные даты жизни и деятельности великого русского педагога, основоположника научной педагогики в России, демократа, патриота и писателя Дмитрия Константиновича Ушинского. Анализ работ и центральных идей педагогической теории и системы Ушинского.

    презентация , добавлен 22.02.2016

    Детство и годы учебы Макара Евсевьевича Евсевьева в Казанской учительской инородческой семинарии. Исследования ученого в области филологии. Деятельность по созданию и развитию национальной школы. Общественная, научная и педагогическая деятельность.