Формы, методы и приемы социально-педагогической деятельности с проблемной семьей. Социально-педагогическая деятельность Формы работы социального педагога в образовательном учреждении

Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод в общенаучном смысле - это способ построения и обоснования системы философского и научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности .

Формы и методы - это средства содействия социальному становлению личности в конкретных условиях её жизнедеятельности .

В основе методологического знания лежит учение о методе как способе реализации практической деятельности. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Рассматривая вопрос о методах и формах работы социального педагога в органах социальной защиты надо прежде рассмотреть методы и формы социальной работы. Существует множество классификаций методов и форм социальной работы. Рассмотрим методы социальной работы как области научного знания. Была создана классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию выделяется:

1.Всеобщий (или философский) метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В науке принято делить два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент. Под наблюдением в социальной работе понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на основе фиксации проявлений их поведения. Эксперимент является ведущий методом, который направлен на выявление причинно-следственных зависимостей.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой .

Понятие «технология» - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов.

Социальная технология- совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения. Признаками социальной технологии являются: наличие стратегической программы, непрерывность контакта с клиентом социальной работы.



В работе социального педагога можно особо выделить четыре основные группы технологий: собственно социальной работы, социально-психологические, социально-медицинские и социально-педагогические. Рассмотрим технологии собственно социальной работы:

1.Социальная диагностика- комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических действий.

2.Социальная адаптация- система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям.

3.Социальная профилактика- совокупность государственных, социально-медицинских и организационно-воспитателъных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения.

4.Социальный контроль- механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно-правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе. 5.Социальная опека (патронаж) - особая форма государственной защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом.

6.Социальная реабилитация - процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

7.Социальное обеспечение - система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

8.Социальная терапия - целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

9.Социальное консультирование - технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций .

Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т. п.) и социально-гуманитарного направления (социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумулирует множество конкретных методов и техник.

Существует также классификация методов социальной работы, с точки зрения практической деятельности, но, к сожалению, представляет собой сложную и пока мало разработанную проблему. Классификация методов профессиональной деятельности - важный компонент научной организации социальной работы. Именно профессиональные цели и способы их достижения придают социальной работе статус самостоятельной профессии. Однако описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления.

В отечественной специальной литературе существуют разные подходы к описанию методов профессиональной деятельности социальных работников. В одном из первых учебных пособий по социальной работе предлагаются следующие методы социальной работы (П. Д. Павленок, 1997).

1.Социологические методы выполняют функцию первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта.

2. Педагогические методы социальной работы: методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

3.Психологические методы: методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

Очевидно, что в этой классификации социальная работа, лишенная собственных средств деятельности, растворяется в различных аспектах социальной, психологической или педагогической практики.

Также можно рассмотреть зарубежную классификацию, где идёт разделение на:

1.Индивидуальная социальная работа- метод и направление социальной работы, связанное с оказанием помощи индивидам и семьям в решении психологических, межличностных, социальных и экономических проблем путем личного взаимодействия с ними.

2.Социальная работа с группой - метод социальной работы с малой группой с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих или пре­дотвращения ожидаемых проблем в психосоциальном функционировании ее членов.

3.Социальная работа с сообществом (общиной) - метод и направление социальной работы, посредством которого индивиды, группы и организации вовлекаются в целенаправленные спланированные действия для решения социальных проблем .

Социальный характер деятельности обязательно выдвигает необходимость рассмотрения практической формы деятельности. Действительно, вне социальности своих форм деятельность человека не смогла бы быть целенаправленной и преобразующей активностью, поскольку оказались бы невозможными языковое взаимодействие, кодирование, хранение и передача информации от человека к человеку, из поколения в поколение.

К. Маркс подчеркивал особую генетическую роль труда, на фундаменте и в процессе которого развиваются все формы общественного бытия и отношений людей. Труд выступает содержательной основой всех форм отношения человека к окружающему миру, всех форм его деятельностной активности.

Сама деятельность, являясь специфической формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедино два ее аспекта: субстанциональный (деятельность как основание социальной субстанции) и реляционный (деятельность как специфическое человеческое ценностное отношение к миру, другим людям).

Форма деятельности состоит в том, чтобы решать проблемы конкретного предмета, исходя из тех целей, которые поставлены учредителями, руководителями и др. В этом смысле любая деятельность человека имеет свои форму , предмет и цель.

Форма деятельности организации (независимо от предмета и цели деятельности, постулированных в уставе ее учредителями) системным анализом рассматривается как процесс решения проблем . В социально-педагогической деятельности можно выделить несколько этапов процесса достижения цели: диагностика, консультирование, профилактика, поддержка, сопровождение, коррекция, реабилитация, проектирование, посредничество, медико-психолого-педагогический консилиум и в качестве обобщающего этапа – помощь личности в реализации педагогического потенциала социума. На этих основаниях применительно к социально-педагогической деятельности можно выделить следующие формы деятельности : социально-педагогическая помощь, социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическая реабилитация, социально-педагогическое проектирование, посредничество между личностью и потенциалом социума, социально-педагогический мониторинг, медико-психолого-педагогический консилиум.

В реальном бытии общества все перечисленные формы деятельности тесно переплетаются, дополняют друг друга и в целом формируют единую целостную систему человеческой жизни. Все определяется тем, к какому типу относится та или иная форма деятельности. В формах деятельности выделяют три типа: формы производства; формы общения и формы сознания. Среди форм производства выделяются: формы технологий, формы организации и формы экономики. Применительно к социально-педагогической деятельности следует выделить следующие формы организации . социально-педагогическая помощь, социально-педагогический мониторинг, медико-психолого-педагогический консилиум; формы технологии". социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическое проектирование; социально-педагогический мониторинг; формы общения: социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое посредничество; формы производства : социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое сопровождение; социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическая реабилитация.

Одни из форм занимают лидирующее положение, другие относятся к числу дополнительных. Так, в социально-педагогической деятельности лидирующее положение занимает социально-педагогическая помощь, медико-психолого-педагогический консилиум, которые могут подчинять другие формы социально-педагогической деятельности, устанавливать последовательность их включения в процесс реализации целей социально-педагогической деятельности, направленной на развитие или восстановление социальной активности личности.

Формы деятельности возникают и исчезают исторически. Между разными формами деятельности могут быть разные соотношения – например, одна может включать в себя другую (содержать внутри как один из своих элементов). Две формы социально-педагогической деятельности могут быть частями третьей: если мы, с одной стороны, осуществляем социально-педагогическую профилактику, а с другой – социально-педагогическое сопровождение, то эти две формы деятельности окажутся частями третьей – социально-педагогической помощи, проявляющейся как их всеобъемлющая.

Одна из форм деятельности может превратить другую в свой предмет и наоборот. Например, социально-педагогическое консультирование может превратить социально-педагогическую диагностику в предмет своего воздействия.

Одна форма деятельности может выступать как идеал для другой формы деятельности и одновременно превращаться в предмет третьей формы деятельности. Например, социально-педагогическая поддержка личности в сложной для нее социальной ситуации может перерасти в социально-педагогическое сопровождение, превращаясь в конечном счете в социально-педагогическую помощь личности при разрешении проблемы, затянувшейся на неопределенное время. Формы деятельности могут содержаться друг в друге (социально-педагогическая диагностика в определенных условиях является атрибутом социально-педагогического консультирования, первым его этапом в процессе разрешения проблемы клиента). Формы деятельности могут быть частями целого. Они могут находиться в отношениях дополнительности и т.д. Рассмотрим основные формы социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая помощь – это форма социально-педагогической деятельности, включающая комплекс многопрофильных мер педагогического, психологического, правового, медико-социального и культурно-досугового характера, направленных на использование ресурсов и возможностей социума в интересах жизнеспособности детей и взрослых в процессе их социализации с целью качественного изменения их личности и развития способности самостоятельно решать собственные проблемы, а также оказывать помощь другим людям, оказавшимся в подобной ситуации.

Говоря о содержании и структуре социально-педагогической помощи, следует отметить первичность и значимость этой формы социально-педагогической деятельности в практике специалиста, суть предназначения которого заключается в предоставлении помощи человеку, нуждающемуся во внешнем вмешательстве в его жизнедеятельность, в его проблемы, наконец, в его судьбу. Помощь по предоставлению клиенту необходимых ресурсов и возможностей социума специалист может осуществлять различными формами социально-педагогической деятельности: с помощью социально-педагогической диагностики, социально-педагогического просвещения, социально-педагогической поддержки, социально-педагогического сопровождения и т.д.

На практике нередко допускают отождествление или подмену социально-педагогической помощи любой другой формой социально-педагогической деятельности. Поэтому при рассмотрении любой из форм социально-педагогической деятельности часто возникает вопрос: "В каком соотношении находятся социально-педагогическая помощь и, например, социально-педагогическая профилактика?" В широком смысле всякая форма социально-педагогической деятельности выступает прежде всего в виде социально-педагогической помощи: будь то социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая поддержка или социально-педагогическое сопровождение. В узком смысле социально-педагогическая помощь имеет различное содержание, определяемое характером и сложностью имеющейся проблемы клиента. Поэтому социально-педагогическая помощь не всегда включает полный перечень других форм социально-педагогической деятельности. Например, в зависимости от запущенности проблемы клиента социально-педагогическая помощь подростку с признаками алкогольной зависимости может включать, а может и не включать такие формы, как социально-педагогическое сопровождение или социально-педагогическую реабилитацию, заменяя их более простыми формами социально-педагогической деятельности, такими как социально-педагогическая поддержка и социально-педагогическая коррекция.

В силу того, что социально-педагогическая деятельность относится к роду педагогической деятельности, она решает проблему помощи через социальное обучение, социальное воспитание и социальное развитие, используя весь арсенал педагогических средств, форм и методов достижения конечного результата.

Именно поэтому результатом социально-педагогической деятельности, а следовательно, и оказываемой помощи является качественное изменение личности в виде появления социальной активности личности как личностного качества.

Социально-педагогическая диагностика – это форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой процедуру сбора информации о состоянии педагогического (образовательного) потенциала социума всеми доступными методами (способами) ее получения, обработки и обобщения. Цели социально-педагогической диагностики достигаются применением трех групп методов: методов сбора педагогической информации – социологических, психологических; методов обработки данных – математических; методов обобщения и проверки полученных выводов – собственно социально-педагогических. Социально-педагогическая диагностика не может проводиться ради получения информации о социуме вообще. Она проводится в рамках и интересах конкретного вида, формы или направления социально-педагогической деятельности и изначально является обеспечивающим средством для построения программы использования образовательного потенциала социума для разрешения проблем личности.

Это своего рода реализация заказа на получение социально-педагогической информации, на основе которой осуществляется организация конкретных мер обучающего, воспитательного или развивающего характера. Результатом социально-педагогической диагностики является характеристика педагогического (образовательного) потенциала социума, всех его составляющих: обучающего потенциала, воспитательного потенциала и развивающего потенциала, а также форм его существования, значимости для решения целей социально-педагогической деятельности и доступности для специалистов и самой личности. Как форма социально-педагогической деятельности социально-педагогическая диагностика, вся ее структура нацелена на конечный ее результат – социальную активность личности, а следовательно, она находит не просто информацию о потенциале социума, а информацию о тех ее составляющих, которые могут быть задействованы для формирования, развития или совершенствования социальной активности личности.

Социально-педагогическое консультирование – это форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой процедуру доведения до личности, обратившейся к специалисту, значимой для ее информации о наличии и состоянии необходимого фрагмента педагогического (образовательного) потенциала социума, условиях доступности и формах его реализации в интересах разрешения проблем личности. Являясь составной частью социально-педагогической деятельности, оно ориентируется на се конечную цель – качественное изменение самой личности, т.е. развитие у нее социальной активности. На это нацелены все усилия специалиста социально-педагогического консультирования. Таким образом, социально-педагогическое консультирование носит активный характер.

В свою очередь, социально-педагогическое консультирование – это еще и одна из разновидностей социально-педагогической помощи личности, нуждающейся в содействии в разрешении проблем ее социализации и во внешней помощи. В ходе социально-педагогического консультирования специалист предоставляет не только необходимую информацию, но и характеристику ресурсов и возможностей социума, предназначенных для разрешения проблем личности, а также информацию о целесообразных формах и методах их использования, о возможных для личности последствий и типичных ошибочных действиях при этом.

Социально-педагогическое консультирование не может проводиться ради получения личностью информации о социуме вообще. Оно проводится в рамках и интересах конкретного дела, ради разрешения конкретной проблемы и изначально является обеспечивающим средством для построения программы использования образовательного потенциала социума для разрешения проблем личности. Это своего рода предоставление социально-педагогической информации, на основе которой осуществляется организация конкретных мер обучающего, воспитательного или развивающего характера.

Результатом социально-педагогического консультирования является усвоение личностью характеристики педагогического (образовательного) потенциала социума, всех его составляющих: обучающего потенциала, воспитательного потенциала и развивающего потенциала, а также форм его существования, значимости для решения целей социально-педагогической деятельности и доступности для специалистов и самой личности. Как форма социально-педагогическое консультирование, вся его структура нацелена на конечный его результат – предоставление личности информации, форм и способов преобразования потенциала социума в социальную активность личности, а следовательно, она находит не просто информацию о потенциале социума, а информацию о тех ее составляющих, которые могут быть задействованы для формирования, развития или совершенствования социальной активности личности.

Социально-педагогическая поддержка как форма социально-педагогической деятельности отражает предоставление социумом своих значимых педагогических возможностей, ресурсов личности, оказавшейся в сложной социальной ситуации, с целью разрешения проблем путем реализации потенциальных возможностей и социума, и самой личности и способствует формированию социальной активности личности.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, нормальных и аномальных, стрессогенных, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

С этой точки зрения социально-педагогическая поддержка представляет одну из разновидностей социально-педагогической помощи.

В свою очередь, социально-педагогическая помощь сама является формой социально-педагогической деятельности, но более высокого порядка и включает комплекс многопрофильных мер педагогического, психологического, правового и медико-социального, культурно-досугового характера, направленных на использование ресурсов и возможностей социума в интересах жизнеспособности детей в процессе их социализации.

Понятие "социально-педагогическая поддержка", на наш взгляд, является производным от понятия "социальная помощь" и представляет одно из значимых явлений в педагогической науке.

Объектом социально-педагогической поддержки может быть ситуация, обязательно несущая в своем содержании какую-либо угрозу жизни, статусу, процессу деятельности или общения личности учащегося или его окружению, препятствующая нормальному развитию личности или реализации ею своих потребностей. Это может быть ситуация, предшествующая насилию различной этимологии, период угроз такого насилия или последующие после насилия состояния (постстрессовые состояния); нездоровые отношения со сверстниками, чреватые разборками или угрозами; натянутые отношения с учителем или любым взрослым, проявляющиеся в появлении эмоционального отторжения, в преследовании действий учащегося; ситуация непонимания действий взрослого или своих сверстников, сопровождающаяся нарушением нормальной структуры общения и угрозой потери или снижения своего статуса; ситуация потери целесообразности жизнедеятельности, пресуицидные настроения или действия; ситуация явной угрозы окружающим в любой форме или виде, выраженная любым способом или действиями и др.

Социально-педагогическое сопровождение – это форма социально-педагогической деятельности, отражающая совокупность субъект-объектных и субъект-субъектных продолжительных взаимодействий с целью разрешения проблем социализации личности, оказавшейся в хронически трудных социальных обстоятельствах, путем ее приобщения к тем или иным педагогическим ресурсам, возможностям социальных институтов, социальной деятельности, социальных отношений, составляющих основу социума, и способствующая формированию социальной активности личности.

Социально-педагогическое сопровождение – это продолжительный, содержательный и длительный процесс, основными этапами которого являются:

  • – подготовительный этап, включающий социально-педагогическую диагностику потенциала социума и социальных потребностей, социальных способностей образования личности, сущность и сложность социально-педагогических проблем, а также информационный поиск методов, служб и специалистов, способных помочь решить проблему;
  • – этап выбора варианта социально-педагогической помощи, социально-педагогических технологий се оказания и путей решения проблемы;
  • – этап установления специалистом взаимодействия между личностью и потенциалом социума для реализации избранного варианта помощи;
  • – этап стимулирования личности по организации собственной образовательной деятельности, включающего три стадии: а) стадия оказания сопровождаемым первичной помощи в начале реализации плана действий; б) стадия активного участия личности в самореализации своих образовательных потребностей и в) стадия совершенствования собственного личностного опыта образования на основе потенциала социума;
  • – этап самостоятельной деятельности личности, самостоятельного решения собственных проблем и внесения корректив в собственную образовательную деятельность;
  • – контрольно-оценочный, или аналитический, этап, включающий оценку результатов социально-педагогического сопровождения, учет вновь возникших проблем и внесение корректив в его процесс.

В свою очередь, социально-педагогическое сопровождение может трансформироваться в другие формы социально-педагогической деятельности и проявляется как социально-педагогическая помощь, оказываемая специалистом личности в виде социально-педагогического просвещения, социально-педагогической консультации, социально-педагогической профилактики, социально-педагогической коррекции, социально-педагогической реабилитации.

Первоначальным этапом социально-педагогического сопровождения является социально-педагогическая поддержка, проявляющаяся в тех же формах, что и социально-педагогическое сопровождение, но осуществляемая в более сокращенные сроки, так как направлена на решение задач не длительного, хронического свойства, а ситуативных проблем.

Социально-педагогическая профилактика – это форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой комплекс упредительных социально значимых мер, стимулирующих педагогический потенциал социума и собственный потенциал личности на предупреждение трудной для нее социальной ситуации.

Субъектом социально-педагогической профилактики могут выступать как отдельный специалист, группа (коллектив сотрудников), так и сама личность, осуществляющая связь с потенциальными возможностями социума, выступающая в качестве посредника между личностью и ресурсами. В качестве средств социально-педагогической профилактики могут рассматриваться социальная деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума.

Нередко в практике социально-педагогической деятельности приводят аналогию между социально-педагогической профилактикой и социальнопедагогической помощью.

Всякая более продолжительная и последующая профилактика превращается в социально-педагогическую помощь как таковую. Вначале, у основания любой социально-педагогической профилактики находятся различные виды социально-педагогической помощи.

Социально-педагогическая профилактика имеет сложную операциональную структуру – это и форма профессиональной деятельности социального педагога, и процесс планирования и реализации упредительных социально значимых мер, стимулирующих собственный потенциал личности на предупреждение трудной для нее жизненной ситуации, установления результативного контакта личности с ресурсами и пользования ими, и сложная система взаимодействия субъектов и объектов социально-педагогической деятельности. Поэтому, как и любое социальное явление, социально-педагогическая профилактика может одновременно существовать, а следовательно, и рассматриваться как специфическая деятельность, как целостный процесс и как целенаправленная система взаимодействий. Представляется, что такой подход позволяет составить целостное представление о нем как о важнейшем механизме доступа личности к значимым ресурсам и возможностям социума для оказания ему помощи в трудной жизненной ситуации.

Социально-педагогическая профилактика как деятельность. В профессиональной практике специалистов социальной сферы социально-педагогическая профилактика чаще выступает как часть их деятельности. Такого рода деятельность отличается наличием вспомогательных целей, которые придают поддерживающим действиям специалиста социумный характер.

Цель социально-педагогической профилактики вытекает из цели социально-педагогической деятельности – формирование социальной активности личности, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.

Социально-педагогическая профилактика как процесс содействия клиенту в предотвращении или предупреждении трудной социальной ситуации. Эффективность этого процесса в значительной мере определяется содержанием социально-педагогических механизмов реализации необходимых ресурсов или возможностей социума. В случае ориентации на ресурсы социума социально-педагогическая профилактика, как и любой социальный процесс, имеет свою динамику, в которой наиболее четко выделяют этапы реализации педагогического потенциала социума в интересах личности.

Основу социально-педагогической профилактики как системы составляют: клиент с его проблемами (объект); специалист, выступающий в роли помощника, советчика, посредника (субъект); ресурсы и возможности социума, значимые для решения проблемы клиента; технологии их реализации в интересах клиента; совокупность критериев оценки эффективности социально-педагогической профилактики как системы и др.

Социально-педагогическая коррекция – это форма социально-педагогической деятельности по восстановлению, поддержанию у детей и взрослых утраченных социальных связей, отношений и функций, вызванных воздействием негативных факторов социума или социализации на основе использования педагогических ресурсов и возможностей социума.

В зависимости от субъекта воздействия социально-педагогическая коррекция может быть индивидуальной и групповой.

Социально-педагогическая коррекция предполагает изменение системы социальных ценностей, социальных потребностей и установок, представлений об окружающей социальной среде и о себе, своей деятельности как у отдельных членов группы, так и в малой социальной группе, формирование позитивного отношения к взаимодействию с педагогическим потенциалом социума.

Возможность получения социально-педагогической помощи, в свою очередь, ставит перед личностью и специалистом разноплановые задачи: во-первых, организационные (необходимо найти время и возможности для ее проведения); во-вторых, коммуникативные (участие в социально-педагогической коррекции (особенно в самом начале) с неизбежностью порождает чувство неудовлетворенности, необходимости, сопротивления и нежелания раскрывать некоторые стороны своей жизни и своего "Я"); в-третьих, интеллектуальные (вместо получения готовых советов личности приходится участвовать в обсуждениях, выполнять упражнения, задания и т.д.).

Социально-педагогическая реабилитация – это форма социально-педагогической деятельности, отражающая систему восстановительно-развивающих мер, направленных на устранение дезадаптационных проявлений в социальном опыте человека и на восстановление статуса индивида (социальной активности) в социальной и культурной среде на основе реализации педагогического потенциала социума.

Социально-педагогическая реабилитация – система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе использования педагогического потенциала социума.

При проведении социально-педагогической реабилитации необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, необходимо учитывать процессы, которые протекают в жизни человека параллельно в конкретный промежуток времени: социализация, воспитание, обучение, самовоспитание. Они, с одной стороны, не должны противоречить направленности реабилитационного процесса, а должны закреплять результаты, полученные в процессе реабилитации, расширять зону реабилитационных мероприятий, делать процесс реабилитации непрерывным, а с другой – сами реабилитационные мероприятия не должны нарушать устоявшиеся положительные процессы жизнедеятельности.

Перечисленная система действий в рамках социально-педагогической реабилитации не включает действия по восстановлению биологических функций организма, по восстановлению психологических процессов, действия по профессиональному обучению, действия по оказанию экономической и правовой помощи и т.п. Эти действия относятся к другим видам реабилитации: медицинской, психологической, профессиональной, экономической и др. Если рассматривать комплексно процесс реабилитации, то необходимо согласовывать действия между разными видами реабилитации с целью оптимизации проводимых мероприятий.

Социально-педагогическое проектирование – это форма социально-педагогической деятельности, проявляющаяся в конструировании индивидом, группой или организацией действий, направленных на изучение, реализацию и развитие педагогических возможностей социума в достижении социально значимой цели и способствующая формированию социальной активности личности.

Социально-педагогическое проектирование изучения педагогического потенциала социума проявляется в конструировании взаимосвязей, взаимозависимостей между субъектом изучения и педагогическим потенциалом социума с целью определения уровня развития его значимых составляющих.

Социально-педагогическое проектирование развития педагогического потенциала социума проявляется в конструировании взаимосвязей, взаимозависимостей между потенциальными ресурсами социума и возможными требованиями и целями социального обновления общества.

Социально-педагогическое проектирование реализации педагогического потенциала социума проявляется в конструировании взаимосвязей, взаимозависимостей между социумом и отдельной личностью или социальной группой с целью разрешения проблем их социализации.

В каждом конкретном случае социально-педагогическое проектирование включает реализацию соответствующих форм, методов и средств изучения, развития или реализации педагогического потенциала социума.

Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам социального обучения и социального воспитания, призванным содействовать выявлению и формированию профессиональной компетенции учащихся на основе реализации педагогического потенциала социума, в зависимости от их личных склонностей и интересов.

Социально-педагогическое проектирование существенно отличается от социально-педагогического моделирования и прогнозирования, которые стремятся строить модели социального развития в рамках самого проекта и вероятностные пути развития объекта на определенный временно́й период, исходя из потребностей той социальной среды, потенциал которой в первую очередь интересует самих проектантов.

Таким образом, социально-педагогическое проектирование – это меры по определению вариантов развития социально-педагогических явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению социальной деятельности, социальных отношений, присущих конкретным социальным институтам. Фактически проектировать означает заниматься перебором вариантов и схем будущего взаимодействия с социумом (выработкой механизма и форм реализации его педагогического потенциала).

Социально-педагогическое проектирование сложно по своей структуре и может подразделяться на виды: а) социально-педагогическое проектирование новых отношений: б) социально-педагогическое проектирование новых социальных институтов; в) социально-педагогическое проектирование новых видов социальной деятельности.

Социально-педагогическое посредничество – это форма социально-педагогической деятельности по разрешению проблем клиента на основе поиска педагогических ресурсов, возможностей социума, установления взаимодействия с ними и сопровождения до получения конечного результата, способствующая формированию социальной активности личности.

Посредничество представляется как многоуровневое, многофункциональное социально-педагогическое явление, как значимый атрибут социально-педагогической деятельности. Применительно к социально-педагогической работе оно имеет несколько интерпретаций и рассматривается как "содействие соглашению, сделке между сторонами" или как "прием специалиста, увязывающего предложения с возможностями", как "вмешательство в какое-нибудь дело с целью изменения хода его развития" и в то же время как "содействие в виде помощи, поддержки в какой-нибудь деятельности". Диапазон посредничества в социально-педагогической работе довольно широк: от предписывающих функций деятельности клиента, специалиста и социума, определяемых их правами, обязанностями и скрепленными нормативными правовыми актами или нормативно-распорядительными документами, до неформального взаимодействия. Значительная часть этих норм закреплена в положениях о деятельности социально-педагогических служб в виде функциональных обязанностей должностных лиц.

Свои специфические особенности имеют место и в других формах социально-педагогической деятельности, значимыми из которых являются:

  • социально-педагогическое просвещение это форма социально-педагогической деятельности, заключающаяся в широком распространении знаний, значимой информации о возможностях и ресурсах социума, необходимых для разрешения проблем личности или группы и успешной социализации детей, подростков и взрослых, и способствующая формированию социальной активности личности;
  • социально-педагогический мониторинг – это форма социально-педагогической деятельности, отражающая оценочные параметры воздействия педагогического потенциала социума по времени, пространству и движению при разрешении проблем социализации личности и способствующая формированию ее социальной активности;
  • медико-психолого-педагогический консилиум – это форма социально-педагогической деятельности, отражающая взаимодействие специалистов различного профиля в целях обсуждения результатов разносторонней диагностики социально дезадаптированного ребенка и выработку общей позиции относительно путей его социальной реабилитации и способствующая формированию социальной активности личности.

Формы социально-педагогической деятельности - это внешнее выражение организации взаимодействия социального педагога и клиента. Классификация форм организации социально-педагогической работы неоднозначна, их можно а характеризовать:

тринадцатый специфическими признаками:

Функциональность, которая указывает на такую??форму, которая обеспечит реализацию отдельных функций социально-педагогической деятельности (например, осуществление профилактики отдельных социальных ситуаций требует одних х форм, а реабилитационная работа - других)

Структурность, характеризуется специфическими правилами построения отдельных организационных форм;

Интегративность предполагает объединение различных форм социально-педагогической деятельности

2. По направлениям социально педагогической деятельности: - познавательно-развивающие; - художественно-эстетические, - спортивные; - трудовые

3. По количественному составу участников:

Индивидуальные (работа с отдельным человеком);

Групповые (работа с малой группой, семьей);

Массовые (работа с большим количеством людей - общиной);

4. По доминирующим средством воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные

5. По сложности построения: простые, сложные, комплексные

6. По характеру смыслового наполнения: информационные, практические, информационно-практические

7. За направлениями социально-педагогической деятельности: превентивные, реабилитационные, защитные и др.

Формы социально-педагогической деятельности делятся на традиционные (беседы, викторины, диспуты, конкурсы, устные журналы, тематические вечера и т.д.) и нетрадиционные (молодежные"Интернет кафе", уличные игротеки, профилактические программы"Подросток-подростку","Ровесник-ровеснику"и т.д.)

Каждая организационная форма требует ее проектирования. Проект организационной формы - это пакет информационно-практических материалов и рекомендаций по ее организации и иллюстрации, времени, помещения, внешнего вида участников

Осуществление социально-педагогической деятельности происходит в открытой социально-педагогической системе и системе специализированных учреждений (см. таблица 1)

. Таблица 1

СФЕРЫ. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место работы

Учреждения социально-педагогической деятельности

Социально-педагогические службы образовательных учреждений

Дошкольные, общеобразовательные и профессиональные заведения, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома; специализированные общеобразовательные школы, высшие учебные заведения

Социальные службы

специализированных

заведений

Дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центры занятости, биржи труда, тюрьмы и и.

Социальные службы

организаций

и предприятий

Коммерческие структуры, общежития, творческие и общественные организации, различные фонды, банки, благотворительные организации

Муниципальные социальные службы

Социальные службы, социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы социальной защиты населения, отделения социальной помощи и др.

Службы культурной анимации

Подростковые клубы, дома культуры, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные общежития, игровые площадки, парки и др.

Валеологические службы

Психологические центры здоровья, профилактории, реабилитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления, медпункты и т.д.

Частная практика

Открытая социально-педагогическая система объединяет социальные, экономические, политические, культурные учреждения, которые способствуют социализации молодого поколения. Она носит многофункциональный характер, поддерживает с связи со всеми социальными институтами, работает на принципе консолидации, обеспечивает индивидуальное развитие и становление личности, защита прав и интересов различных категорий населения, формирует гром адянську мнению, обеспечивает культурно-образовательный уровень, реализующий через комплекс дел и мероприятий. К ней относятся семья, школа и высшие учебные заведения, окружающие люди, общественные, молодежные и де и объединения, специальные структуры и другие социализирующие институтти.

В зависимости от сфер деятельности специалиста можно определить такие направления социально-педагогической деятельности:

o социально-педагогическая деятельности с семьей (проблемной, верующими родителями, с семьей, в которой есть одаренные или больные дети);

o социально-педагогическая деятельности в системе школьного образования;

o социально-педагогическая деятельности в микрорайоне;

o социально-педагогическая деятельности в приютах;

o социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельности с трудными детьми, с детьми из"группы риска";

o социально-педагогическая деятельности в исправительных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельность как организация досуга

Каждое направление деятельности имеет соответствующую методику, которая осуществляется по определенному алгоритму, имеет свою стратегию и тактику и свое направление. Однако общим является логика диагностики клиента: изучить, чтобы знать;, знать, чтобы понять; понять, чтобы помочьи.

Общая концепция помощи заключается:

1) в выявлении причин деформации в развитии клиента, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах клиента;

2) разработки адекватной методики социально-педагогического процесса, который позволит нормальному развитию клиента

Организация помощи должна основываться на положениях. ООН: общей декларации прав человека и. Конвенции о правах ребенка. Успех помощи возможно при условии объединения всех субъектов в единую систему, ц центром которой должна стать социальная, психологическая, социально-правовая, психолого-медико-педагогическая служба.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Балашовский филиал Саратовского Государственного Университета

им. Н.Г. Чернышевского

Кафедра педагогики

“Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

Курсовая работа

Выполнила: гр. 921, факультет

социальной работы

О. Е. Кочеткова

наук: Е.В.Яфарова

Балашов 2005 г.


Введение. 2

Методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе. 4

1.1 Социально-педагогическая работа в школе. 4

1.2 Профессиональный статус социального педагога в школе. 18

Глава II 28

Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте. 28

2.1 Инструментария профессиональной деятельности социального педагога. 28

2.2 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях. 37

Заключение. 56

Литература. 57

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения_________________________________________

Домашний адрес________________________________________

Телефон_____________________________________

Дата поступления____________________________

Поступил____________(с братьями, сестрами, один)

Кто направил (привел) ребенка_______________________

Где проживает в настоящее время_____________________

Причины и обстоятельства поступления___________________

I. Сведения о семье ребенка

МАТЬ_______________(Ф.И.О., родная, неродная, приемная),

ОТЕЦ________________ (Ф.И.О., родной, неродной, приемный, партнер матери),

Возраст,___________ семейное положение_______________

Образование_________________________________________

Где и кем работает____________________________________

Физическое здоровье_______________ психическое___________

(инвалид) (состоит ли на учете в диспансере)

Употребление алкоголя_____________________ наркотиков___________

Привлекалась ли к уголовной ответственности________________________

Лишение родительских прав__________________________________

ДРУГИЕ ДЕТИ:

1._____________________________________

2._____________________________________

ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:__________________________(родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения).

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ_______________________(свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние).

МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

Примерный ежемесячный бюджет___________________

Дополнительные социальные пособия__________________

Получают ли пособия на ребенка_______________________

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ:

Наличие пьянок, скандалов___________________

Характер отношений родителей между собой________________

К детям______________,к данному ребенку__________________

Физические наказания детей_______________________________

Пренебрежение_______________(плохо кормят, не одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу),

Сексуальное насилие_______________________________________

Другое______________________________________

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА:

Что посещает________________________________(№ школы, класс)

Успеваемость________________________________

Состоит ли на учете в отделении милиции_________________(повод, с какого возраста),

Побеги из дома, бродяжничество______________(как часто, когда в последний раз).

Как часто болеет____________________________________

Дополнительные сведения_____________________________

Оценка стресс-факторов в семье

(подчеркнуть или вписать дополнительно)

План действий в отношении данного ребенка

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте

1. Точный адрес, телефон

2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДДУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения с другими членами семьи и сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д.

3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.

4. Данные о родителях:

ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.

МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где работает или не работает, привлеклась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.

5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение школьных или дошкольных учреждений.

6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.

7. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартира (отдельной, коммунальная), сколько человек в одной комнате. Комнате, где находятся дети. Санитарное состояние и санитарные условия жилища.

8. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет, получают ли социальные пособия на детей.

9. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.

10. Отношение к данному ребенку: проявление любви, заботы, пренебрежения, невнимания, наказания (физические и другие), физическое и сексуальное насилие.

11. Отношение к другим детям –есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте.

12. Социальная помощь данной семье: имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы, и в связи с чем.


Образцы документации см. в Приложении.

Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. –М., 1995. –С. 21-23.

виды социально-педагогической деятельности:

· психосоциальная работа;

· медико-социальная работа;

· социально-правовая работа;

· культурно-досуговая работа;

· информационно-воспитательная работа.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

· социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

· социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

· социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

· социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

· социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

· социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда – и в профилактической работе.

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.



6.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него

Социальная помощь и защита прав ребенка

Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей:

1.Дети-сироты, у которых умерли родители;

2.Дети, родители которых лишены родительских прав;

3.Дети, временно лишившиеся родительского попечения (находятся в больнице, под следствием, в розыске, в заключение)

4.Дети из семей, где они подвергались физическому или сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

5.Дети вынужденных переселенцев;



6.Дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует вовсе, либо не отвечает санитано-гигиеническим нормам.

Прежде чем принять по ребенку решение, определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо изучить условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, сведения о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным педагогом

Основные функции социального педагога при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей:

Сбор информации, касающейся социального статуса ребенка. С этой целью педагог посещает семью ребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями, школой, милицией и другими учреждениями.

Сбор и ведение документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело. В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы и т. д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется «Социальную карта ребенка». Такая карта является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.

Установление контактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей.

Помощь директору учреждения в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересах ребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.

Социальная поддержка ребенка (устройство в школу, профессиональное училище и т.д.).

Наблюдение за условиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых под опеку.

Понятно, что эти задачи требуют тесного контакта социального педагога и всего педагогического коллёктива

Из сказанного следует, что важной задачей социального педагога является изучение условий жизни семьи с тем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью. Надо отметить, что социальный педагог не обладает карательными функциями, его задача - полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с ребенком и родственниками. Мы используем для достижения взаимопонимания социального работника и клиента ряд приемов, рекомендуемых зарубежными психологами. В данном случае слово «клиент» относится как к родителям или другим членам семьи, так и к самому ребенку.

Начать беседу с «разминки» - разговора на нейтральные темы. Особенно важно соблюдать это правило, начиная разговор с подростками, так как они переживают стадию освобождения от влияния взрослых и настороженно относятся к попытке проникнуть в их мир.

Продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуаций. Чуткость способствует установлению контакта, так как собеседник начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного в его судьбе.

Относиться к клиенту «как к родному - быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения - открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций клиента.

Прежде чем изучить интересующую социального работника проблему, следует проявить внимание к нынешнему состоянию клиента, на момент интервью.

После такой подготовки можно перейти к изучению интересующей проблемы. Во время дальнейшей беседы с помощью поощрительных реплик поддерживать обратную связь. Случается, что одного посещения недостаточно, приходится делать повторные визиты. Каждый раз составляется подробный неформальный отчет социального педагога в «Тетради учета посещений семей», в которой излагаются условия жизни, обстановка на момент посещения, поведение родителей и других членов семьи, их реакция на сведения о ребенке. Эти акты или отчеты являются документом, который может быть использован при возбуждении дела о лишении родительских прав или отобрании детей по суду. Когда по разным причинам не удается попасть в семью или родители отказываются от беседы, тогда необходимо опросить соседей, других родственников.

Семьи, где развращали детей, принуждали к воровству, обману, совершенно не заботились об их устройстве в школу. Дети из этих семей не имели кровати и спали в лохмотьях на полу, с которого даже линолеум был снят и пропит родителями.

Таким образом, посещение социальным педагогом семьи ребенка дает возможность решить вопрос о возвращении ребенка в семью. Или вызволения его из обстановки, опасной для его жизни и здоровья. Если возвращение ребенка в семью по тем или иным причинам невозможно. А родственники не хотят или не могут взять его под опеку, готовятся документы на передачу его в школу-интернат или детский дом.

Социальная помощь детям включает также помощь в решении жизненных проблем, т.е. закреплении имеющегося жилья за ребенком, а также открытие счетов в Сбербанке на разные виды пенсии (по потери кормильца, социальные, алименты родителей, лишенных родительских прав.

В России создана законодательная база, позволяющая в той или иной мере защитить основные права ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это предоставление им на время пребывании в соответствующем государственном пли муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

7. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.

В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют свои специальные потребности обучения:

Начало обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;

Индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

Введение в содержание обучения ребенка специальные разделы, которые не присутствуют в программах образования нормально развивающихся сверстников;

Использование методов, приемов и средств обучения, которые обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение учебного материала;

Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

Максимально раздвижение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет социально – педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:

Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

Интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

Обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие результаты:

Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

Реализация себя в обществе;

Повышение качества жизни;

Овладения знаниями, социальными навыками;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно:

Между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями;

Между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

Между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

Между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др.

Цель и смысл социально – педагогической поддержки детей с ОВЗ в общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Для этого необходимо использовать интегративные формы, организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий.

Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к конкретному ребенку.

Для того, чтобы данная модель усвоилась необходима организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.

В связи с неизбежной упрощенностью образовательной и воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Основная задача образовательного учреждения в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних этапах.

Важным условием для повышения учебного процесса в специализированном классе или отделении надомного обучения должна стать комплексная социально -педагогическая поддержка психологического состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности, способности к преодолению трудностей. Таким образом, существенно повышается роль службы социально –педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.

Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.