Ребенок не сидит на месте. Беспокойный ребенок. Самое главное – не замыкаться в собственной проблеме

Мы готовимся к первому дню рождения крохи и не устаем удивляться тому, как быстро он растёт и учится новому. Задача мамы - развивать новые навыки и поощрять достижения.

Чему учится малыш в возрасте от 9 до 12 месяцев

Ещё недавно кроха ползал по дому на четвереньках, а теперь учится ходить. Кто-то еще робко держится за мебель и стены, а кто-то — уже делает неуверенные шаги маме навстречу.

Любознательность в этом возрасте плохо сочетается с осторожностью. Познавая мир, кроха всё норовит попробовать на вкус. А первые шаги часто оборачиваются падением и ударами. Чтобы обезопасить чадо, уберите все колющие, режущие предметы, лекарства и бытовую химию повыше, в розетки вставьте заглушки, а острые углы закройте специальными накладками.

Развитие идёт бурными темпами и по всем фронтам. Что умеет малыш к концу первого года жизни?

  • садиться и вставать из положения на четвереньках;
  • удерживаться на двух ногах без опоры;
  • ходить с поддержкой, переползать через препятствия;
  • играть с мелкими предметами, используя пинцетный захват большим и указательным пальцем;
  • понимать запреты «нет» и «нельзя»;
  • произносить простые слова из одного или двух слогов: «бух», «мама», «дать»;
  • указывать на предметы и части тела;
  • играть в «ладушки», махать рукой на прощание;
  • искать спрятанные игрушки;
  • играть в кубики, ставя их друг на друга;
  • перелистывать страницы книжки;
  • складывать ёмкости друг в друга.

Знакомство с новой посудой

Малыш активно осваивает прикорм, учится есть ложкой и пить из поильника, а затем и из кружки. Первая посуда крохи должна быть лёгкой, удобной и небьющейся: во время еды дети, расшалившись, могут бросить чашку или тарелку на пол. Чтобы малыш освоился с новыми столовыми приборами, ставьте его стульчик рядом со взрослым столом: глядя на вас, он быстрее научится есть и пить как взрослый.

Поощряйте стремление крохи есть самостоятельно. Да, накормить — проще, и кухню потом не придется убирать. Но при таком подходе со временем инициатива угаснет, и потом вам придется долго приучать чадо к ложке. Чтобы одежда была чище, используйте специальный нагрудник. Лучше не тканевый, который нуждается в стирке и быстро теряет вид, а из мягкого пищевого полиэтилена, например, от «Пластишки»: он хорошо защищает одежду и легко моется.

Нагрудник «Пластишка»




от 1 до 3 лет

Особенности

Регулируемая застежка, мягкие округлые края горловины.

Описание

Нагрудник выполнен из мягкого пищевого полиэтилена. Удобный кармашек предохраняет одежду ребенка от загрязнения во время кормления.

Физические навыки малыша от 9 до 12 месяцев

Ребёнок становится всё более самостоятельным. У него крепнут мышцы ног и рук, движения приобретают уверенность. Он активно осваивает новые навыки, стремится сначала вставать, потом — ходить. На четвереньках ползает очень быстро, умеет подниматься по лестнице, а вот спускаться пока не умеет. Проявляет интерес к игрушкам и с удовольствием ими играет: исследует, расставляет, кидает.

У малышей в этом возрасте уже есть один или несколько зубов. А значит — пора озаботиться гигиеной ротовой полости. Используйте специальную детскую щётку и пасту с маркировкой «до года»: она безопасна при случайном проглатывании.


Психоэмоциональное развитие ребёнка от 9 до 12 месяцев

Малыш умеет координировать моторику, управлять своим телом. Берёт то, что ему нужно, знает, как удержать тот или иной предмет. Мимика становится очень выразительной: кроха неосознанно копирует наше поведение, мимику и жесты, осваивает первые логические цепочки. Например, если мама в ванной включает воду и начинает наполнять ванну, малыш понимает, что скоро будет купаться.

Ребёнок чувствует мамино настроение, её злость или усталость вызывают у него тревогу. Именно поэтому дети так часто капризничают в моменты, когда мама на взводе. «Как назло», — говорим мы. Лучший способ успокоить ребёнка в такой момент — успокоиться самой.

Общение малыша от 9 до 12 месяцев

Ребёнок четко различает своих и чужих. Незнакомых может бояться или просто игнорировать, родным и близким — улыбается, тянется к ним, охотно идёт на руки. Исчезновение мамы начинает пугать: а вдруг она ушла и больше не придёт? Кроха может рыдать, плакать, подползать к двери.

Во время игр и занятий ему важно, чтобы мама была рядом. Он ловит взгляд, улыбку, улыбается в ответ. Копирует жесты и даже мимику близких, понимает так называемые сигнальные слова, например, услышав слово «гулять», несёт одежду.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Маленькие дети, как правило, энергичны и легко отвлекаются. Когда им нужно спокойно сидеть и хорошо себя вести, они начинают ерзать, капризничать и испытывать дискомфорт. Это совершенно нормально, и не стоит беспокоиться, если продолжительность концентрации внимания вашего ребенка, похоже, не превышает минуту. Тем не менее, в некоторых ситуациях вам необходимо заставить ребенка спокойно сидеть на месте. В этой статье вы найдете множество полезных советов!

Шаги

Часть 1

Развивайте способность ребенка сидеть спокойно

    Пусть ребенок потренируется сидеть спокойно. Большинству малышей этому навыку приходится учиться, но вы можете попрактиковаться в домашних условиях. Для начала пусть малыш потренируется сидеть у вас на коленях в течение одной минуты. Дайте ребенку задание сидеть как можно неподвижнее. Постепенно увеличьте время, пока ваш ребенок не научится сидеть на месте в течение более длительного времени.

    • Старайтесь не развлекать ребенка во время этих тренировок. Игры, щекотка, пение и т.п. противоречат цели задания: вы же пытаетесь заставить ребенка научиться спокойно сидеть без развлечений.
    • Когда у ребенка будет заметен прогресс в этом упражнении, вы можете пересадить его на стул. Сядьте рядом с ребенком и дайте ему задание сидеть на месте.
  1. Почитайте ребенку вслух. Это спокойное, требующее внимания занятие, развивающее способность ребенка сосредотачиваться и сидеть спокойно. Научите малыша обращать внимание на детали: задавайте вопросы и показывайте интересные детали на иллюстрациях.

    Поощряйте художественную деятельность. Предоставьте ребенку бумагу, цветные карандаши и краски. Это интересное занятие для малыша, которое также увеличивает продолжительность концентрации внимания. Поощряйте ребенка закончить картину, прежде чем перейти к другому занятию.

    • Поначалу лучше принимать участие в этих занятиях вместе с ребенком. Ваше внимание может заставить ребенка сосредоточиться на художественной деятельности в течение более длительного периода времени. Когда он станет более сосредоточенным и внимательным, вы можете предоставить ему свободу действий и наблюдать со стороны.
  2. Играйте в спокойные игры, которые требуют внимания. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок играл в кубики, головоломки и другие игры, которые не связаны с физической активностью. Эти игры помогают малышам развивать память, мелкую моторику, координацию движений и способность спокойно сидеть на месте.

    Внесите спокойные моменты в распорядок дня вашей семьи. Регулярно организовывайте спокойные занятия, когда все члены семьи спокойно сидят все вместе. Это может быть момент перед едой или специально отведенное время для спокойного чтения. Если ребенок видит, как его родители, братья и сестры моделируют соответствующее поведение, он быстрее учится.

    Используйте прием пищи в качестве практики. Маленькие дети должны научиться спокойно сидеть за столом во время еды. Дайте ребенку понять, что бегать во время еды неприемлемо, что он должен спокойно сидеть на месте, и что он сможет встать из-за стола и вернуться к играм только после того, как закончит есть. Поскольку приемы пищи столь регулярны, они предоставляют ребенку отличную возможность попрактиковать необходимые навыки.

    • Подавайте пример во время приема пищи. Когда вы обедаете в семейном кругу, не вставайте, чтобы ответить на телефонные звонки или проверить, что идет по телевизору.
    • Вы можете разрешить ребенку есть в компании куклы или плюшевого мишки. Скажите ребенку, что кукла или мишка не должны прыгать по всему столу.
  3. Награждайте усилия ребенка. Когда малыш прекрасно справляется с непростой задачей сидеть на месте или концентрировать внимание, обязательно похвалите его, причем не ограничивайтесь общими фразами, а сделайте похвалу конкретной. Вы можете предложить небольшое вознаграждение – кусочек шоколада, прогулку в парке – за особо хорошее поведение.

    Часть 2

    Помогайте ребенку сидеть спокойно
    1. Подготовьте ребенка. Заранее подготовьте ребенка к ситуации, когда он должен будет сидеть на месте. Объясните малышу, что это будет за ситуация и какое поведение от него ожидается. Типичные ситуации включают в себя:

      • Ресторан. Хорошее поведение за столом еще более необходимо в ресторане, чем дома. Не ждите чудес – выберите ресторан, подходящий для семей с маленькими детьми – но объясните малышу, что он должен спокойно сидеть на месте и хорошо себя вести.
      • Парикмахерская. Если ваш малыш крутится, ерзает и прыгает, будет очень трудно сделать ему хорошую стрижку. Объясните это ребенку заранее, и скажите, что он должен сидеть на месте и смотреть на свое отражение в зеркале.
      • Медицинские осмотры. Дети должны сидеть на месте во время медицинских осмотров, особенно при сдаче крови на анализ и других процедурах. Подготовьте ребенка заранее. Во время осмотра или процедуры попытайтесь занять ребенка. Отвлеките его, указывая на красочные картины или рисунки, и используйте воображение: капля крови может быть божьей коровкой или малиновым соком.
      • Церковь, концерты и театральные представления. Опять же, подготовьте ребенка заранее. Тем не менее, имейте в виду, что ребенок может быть не в состоянии высидеть всю церковную службу или весь концерт. Планируйте делать небольшие перерывы, выходите с ребенком на улицу, чтобы он дал выход своей энергии.
    2. Убедитесь, что основные потребности ребенка удовлетворены. Вы не можете ожидать от голодного, испытывающего жажду, измученного, или испытывающего иной дискомфорт малыша, чтобы он спокойно сидел на месте и безукоризненно вел себя; у вас нет шансов на успех.

    3. Отвлеките ребенка. Когда ваш ребенок должен спокойно сидеть на месте, будь то во время приема пищи или на приеме у врача, попробуйте отвлечь его. Привлеките внимание ребенка к картине на стене, отражению в зеркале, глупой песне или рассказу и т.д. При необходимости захватите с собой его любимые игрушки, книжки с картинками и еду.

      • В редких случаях вы можете воспользоваться мультфильмом или электронным устройством. Это может помочь, когда вам действительно необходимо, чтобы ребенок посидел на месте какое-то время – например, в кабинете врача или в парикмахерской. Но не используйте эту стратегию слишком часто: вы только только научите ребенка «отключаться» перед экраном.
    4. Оденьте ребенка в соответствии с занятием. Когда ваш малыш бегает и играет, вы можете надеть на него неформальную одежду и кроссовки. В ситуации, требующей «безукоризненного поведения», поменяйте ребенку одежду, чтобы отразить ваши ожидания. Научите ребенка распознавать разницу.

      • Не надевайте на малыша слишком тесную, неудобную или ограничивающую движения одежду. Это может вам выйти боком, и ребенок станет еще более непоседливым, чем обычно.
    5. Будьте авторитетом для ребенка. Дети имеют право играть и наслаждаться беззаботным детством, но вам все равно необходимо держать ситуацию под контролем. Помните, что вы устанавливаете правила, и вы должны ожидать, что ребенок будет их уважать.

      • В то же время, не ожидайте слишком многого. Не наказывайте малыша за то, что он не смог спокойно высидеть часовую церковную службу; это несправедливо. Но в то же время подумайте о мягком, соответствующем возрасту наказании за плохое поведение.

«К великому сожалению, синдром дефицита внимания и гиперактивности не излечивается. С этой мыслью родителям надо научиться жить. Папы и мамы должны понять и принять, что их ребёнок не просто особенный или больной, он ваш, он такой от природы. Винить некого. Это ни плохо, ни хорошо. Это данность. Я не открою Америку, если скажу: единственно правильный путь здесь – надо больше и лучше заниматься с таким ребёнком», – подчёркивает Евгений Дикарев .

Врач не устаёт повторять аксиому: как бы родители ни вымотались на работе, ребёнок ни при чём. Что в дитя вложишь, так потом и аукнется.

«Растёт когорта деток, которые не хотят читать, – продолжает врач. – Им это скучно. Им гораздо интереснее смотреть мультики, видео. Или слушать, когда кто‑то читает. Я мамам всегда говорю: «Читайте!» И потом заставляйте ребёнка рисовать. То, что он себе вообразил, слушая, как вы читаете книгу, пусть запечатлеет на бумаге. Неважно, что коряво… Главное – чтобы ребёнок переводил информацию со слухового уровня на зрительный. Дело в том, что обычный, если можно так выразиться, читатель букв как таковых не замечает. Мы погружаемся в действие, следим за сюжетом, проживаем жизни литературных персонажей. Дети с синдромом дефицита внимания подобных картинок не продуцируют. И потому не хотят читать. Плохо усваивают информацию. Но мозг пластичен. Это хорошая новость. И чем раньше мы начинаем в связке читать и рисовать, тем лучше. Поверьте: методика работает!»

Спорт, сон и музыка

Ещё распространённая ошибка родителей: они часто жаждут реализоваться за счёт детей. Например, самому папе в нежном возрасте хотелось, скажем, заниматься самбо, но почему‑то не случилось. Отсюда и непреодолимое желание: а дай‑ка я своего ребёнка отправлю по несостоявшейся для меня дорожке. Но чадо не хочет, а родители ломают его: надо, и точка!

Как тут быть, врач тоже знает:

«Ребёнок и то, и это хочет попробовать. Тем и этим позаниматься. Но с окончательным выбором он сам должен определиться. Дело родителей – дать сыну или дочке такую возможность».

Фото Юрия Коренько

Хорошие родители в курсе того, как важен сон.

«Сон должен наступать примерно в одно и то же время, – рассказывает специалист. – Есть такой соматотропный гормон. Он вырабатывается у всех в очень маленьком объёме – до 2–3 молекул в сутки, и именно с 22 до 24 часов. Аналогичная ситуация с другим гормоном сна – мелатонином. Он также вырабатывается ночью с 0 до 2 часов. Поэтому в промежуток времени с 22 до 2 надо спать. Иначе организм не получает должной гормональной поддержки и, как следствие, быстрее изнашивается».

О благотворном влиянии музыки сказано и написано много. Целительно как прослушивание классических произведений, так и раннее музыкальное развитие. Благо выбор детских центров и музыкальных школ есть.

Что касается спорта, то лучше плавания ничего нет. И при отсутствии противопоказаний – только вперёд! Хуже, когда есть аллергия к хлору в воде или нелюбовь малыша к бассейну. Тогда сделайте выбор в пользу подвижных, физически выматывающих видов спорта. Если и такой возможности нет, то прогулки на свежем воздухе никто не отменял. Лучше ежедневно по два-три часа.

Глаза в глаза

Вышесказанные советы пойдут на пользу всем детям без исключения.

«Но первое и самое важное правило, – подчёркивает Евгений Дикарев, – это не стесняться проявлять свою любовь к ребёнку. Причём добрые слова нужно говорить ему в глаза. И наоборот. В ситуациях, когда вы дитя воспитываете, никогда не требуйте: я тебя ругаю, так смотри же мне в глаза! Большая ошибка! Контакт глаза в глаза должен всегда быть только положительным».

И не скупитесь на прикосновения. Маленькие дети очень любят, когда мама или папа обнимают их, целуют. Взрослые дети требуют меньше прикосновений. Но и им ласка нужна – пусть мимолётная, едва заметная. Более того, мальчишки-подростки очень даже не против, чтобы папа с ним, как с медвежонком, поборолся. Девочки более привередливы. Но лёгкое шутливое щекотание с пожеланием доброго утра ни одну дочку не обидит.

Фото с сайта marketium.ru

«А в вечернее время перед сном, – делится очередным секретом врач, – в настроении ребёнка открывается, я бы сказал, окошко. Даже самые недоверчивые мальчики и девочки готовы рассказать о сокровенном. О том, чего в другое время дня из них клещами не вытянешь. Такими доверительными разговорами родители должны дорожить, вести их крайне деликатно».

Вседозволенность недопустима

Детей вообще нельзя ругать, уверен доктор. О рукоприкладстве и речи быть не может – по меньшей мере, это низко. Хотя бы потому, что ребёнок не может ответить. Родитель заведомо сильнее.

А ставить ограничительные рамки детям нужно. Вседозволенность недопустима. Ребёнок должен знать, сколько времени ему, к примеру, можно смотреть мультики или какие обязанности по дому выполнять. Время на мультики истекло – и эту новость малыш должен всегда встречать спокойно. Не канючить. Не закатывать истерики. Родительская позиция твёрдая.

Или другой пример. Ребёнок что‑то разбил. Вы же не забыли: кричать на него нельзя. Просто надо принести тряпку – пусть за собой убирает. Слишком маленький, чтобы с задачей справиться? Тогда шкоде надо помочь. Но принцип «ребёнок сам должен исправлять свои огрехи» остаётся незыблемым.

Быть родителем – это, пожалуй, самое ответственное дело, – говорит Евгений Ростиславович. – Надо быть строгим к себе. А ребёнка прощать. Хочется вам на него накричать – делайте вдох-выдох и… прощайте.

- А не вырастим ли мы маменькиных сынков? – недоумеваю я.

Нет. Это совсем другая история. Перелюбленных детей не бывает. Беда в том, что много детей недолюбленных.

Татьяна Соболева

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института