Экскурсии для школьников по биологии. Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий. В лабораторных и практических работах оцениваются

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока-экскурсии по биологии

для 5 класса

основной общеобразовательной школы

Многообразие живых организмов

Выполнила: учитель

первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

2016 год

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: э кскурсия

Цель урока:

– формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы
– воспитание познавательной активности, интереса к миру живой природы

– развитие умения анализировать и обобщать фактический материал

Задачи:

– познакомить с видовым составом растений УОУ

– создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

– содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

Методы:

  1. Словесные – беседа, рассказ;
  2. Наглядные – демонстрация натуральных объектов

Средства обучения:

  1. Основные:
  1. Реальные (живые – растения и животные);
  2. Вербальные (инструкции, слово).
  1. Вспомогательные: лабораторное оборудование.

Оборудование: карточки-задания для обучающихся, лабораторное оборудование – лупы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:
- выделять и характеризовать главные признаки объектов живой природы
- знать видовой состав растений выращиваемых на УОУ;
-
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:

Работать с планом отчета по экскурсии;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные

2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре и группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока

Организационный этап:
Особенности работы на уроке – урок в форме экскурсии. Правила ТБ на экскурсии

Экскурсия на УОУ

1. Краткое вступление (разместить обучающихся на участке так, чтобы в поле зрения были травянистые и древесные растения, растущие на УОУ )

2. Какие тела неживой и живой природы окружают нас? Назвать растения. Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?

3. Понятие «вид». Сравните два экземпляра растений одного вида, чем похожи, чем отличаются? С чем могут быть связаны различия? Понятие о дикорастущих и культурных растениях.

4. Каких животных можно найти на участке? Как доказать что в природе присутствуют не только растения, но и животные, даже если мы не видим животных? Внимательно рассмотреть растения и почву под ними, найти животных или следы деятельности животных. Почему за растениями в природе наблюдать проще, чем за животными? Понаблюдать за характером движений животных, обсудить, почему для животных важно двигаться.

5. Обобщение материала. Чем отличаются тела неживой природы и живые организмы?

Домашнее задание: оформить результаты экскурсии в карточке-задании

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний

Вы изучили предмет « Окружающий мир» в начальной школе. Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как велико их значение в природе и какую роль они играют в жизни человека.

Запишем дом. Задание оформить отчет по экскурсии

Учащиеся слушают информацию

Записывают

дом. задание

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

3. Объяснение плана работы на уроке. Знакомство с правилами поведения на экскурсии

Знакомство с особенностями работы во время экскурсии, с формой отчета по экскурсии

Слушают информацию, участвуют в обсуждении

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Познавательные:

Понятие об уроке-экскурсии

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

4. Экскурсия

Работа с объектами живой и неживой природы

Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Познавательные:

Знакомство с видовым составом растений выращиваемых на пришкольном участке

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

5 Итог урока (рефлексия)

Что нового узнали?.

Делятся впечатлениями

Коммуникативные:

Умение участвовать в общем обсуждении

Ф.И.__________________________________________________

Экскурсия « Живая и неживая природа. » 5 класс

Цель: сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе

1. Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их. Тела неживой природы: ____________________________________________________________________________
Тела живой природы: ____________________________________________________________________________

2. Вспомни признаки живых организмов, перечисли их _____________________________________________________________________________

3. Зарисуй в тетради две березы (две яблони) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов ты отобразил на рисунке.

4. Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движение.
Животное: ___________________________________________________________________

Характер движения (быстрое, медленное, хаотичное, целенаправленное, всем телом, с помощью конечностей)__________________________________________________________________
Почему для животных важно двигаться? _____________________________________________________________________________

5. В природе наблюдать проще за растениями или за животными? Как ты думаешь, почему? ____________________________________________________________________________

6. Сделай вывод о различиях тел неживой природы и живых организмов
Живые организмы отличаются от тел неживой природы тем что _____________________________________________________________________________


  • Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
  • Детские и молодёжные движения в России.
  • Задачи педагогики как науки.
  • Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
  • Исторический и общественный характер воспитания.
  • Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
  • Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
  • Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
  • Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
  • Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
  • Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
  • Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
  • Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
  • Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
  • Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
  • Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
  • Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
  • Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
  • Психология
  • Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
  • Психологические причины неуспеваемости.
  • Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
  • Соотношение обучения и развития.
  • Принципы развивающего обучения.
  • 1. Обучение на высоком уровне трудности;
  • Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
  • Психологические особенности подростка.
  • Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
  • Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
  • Малые группы, их виды и уровни развития.
  • Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
  • Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
  • Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
  • Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
  • Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
  • Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
  • Большие социальные группы, их виды и характеристика.
  • Стили руководства классом их анализ и оценка.
  • Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
  • Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
  • Методика преподавания биологии
  • Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
  • Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
  • Характеристика словесных методов обучения биологии.
  • Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
  • Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
  • Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
  • Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
  • Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
  • Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
  • Структура урока. Современный подход к реализации урока.
  • Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
  • Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
  • Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.
    1. Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.

    Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я.Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе.

    Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой .

    Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь - включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии.

    На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.

    Экскурсии могут быть

      ботаническими,

      зоологическими,

      общебиологическими,

      экологическими

      комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

    Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсий в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными.

    По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как "Десять заповедей экскурсионного дела ".

      Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

      Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

      Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

      Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

      Избегай длинных объяснений.

      Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

      Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

      Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

      Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

      Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

    Экскурсии имеют огромное значение и для самого учителя. Оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир.

    1. Структура урока. Современный подход к реализации урока.

    Урок - основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом - постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся - по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении . Возможно и "под открытым небом" - на школьном опытном участке, на территории около школы, в крае­ведческом музее, зоологическом музее и т.д.

    На уроке : целевой , содержательный , методический и средства обучения .

    Структура урока - это совокупность элементов и этапов урока, обеспечивающих его целостность и сохранность ос­новных учебно-воспитательных свойств, при различных вариантах . Составные части урока – этапы нахо­дятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определённой последовательности:

    1. Организационный (2-3 мин.) – определяет готовность учащихся к работе.

    Значимость – определяет весь дальнейший ход урока. Учитель : Сообщает план урока; Проговаривает как будет построен опрос, с какой целью, раскрывает инте­рес новой темы и её значение.

    2. Проверка или контроль знаний (10 мин.). Цель – выявить уровень знания учащихся по пройденной (преды­дущей) теме и установить возможность дальнейшего про­движения или изучения следующей темы. Контроль знаний представлен в виде опроса учащихся, который может быть фронтальным (определяет уровень знания в рамках всего класса) или индивидуальным (выявляет глубину знаний конкретного учащегося).

    3. Переход к новой тем е (2-3 мин.). Цель – по­следовательно и планомерно подвести школьников к материалу новой темы, рассказав о её связи с преды­дущей, её значимости, и постараться вызвать у детей познавательный интерес.

    4. Изуч. нов. те мы (20-25 мин.). Цель – объясн. нов. ма­т. Пре­дусм. формир. нов. биол.понятий и развит. уже им. ЗУН.

    5. Закрепл. знаний (7-10 мин.) – отдельные во­просы, носящие фронтальный ха­рактер, 2-3 вопроса по узловым, наиболее существенным момен­там по содержанию темы. Значение - даёт оценку проведённому уроку.

    6. Организация д/з (2-3 мин.) – какой § учить, проверить, что они за­писали это в дневник, на что следует обратить особое внимание, на какие вопросы ответить (устно или письменно).

    Особенность современной формы обучения заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объеди­няются в постоянные учебные группы (классы ). Учебный материал предмета распределяется с учетом возраста и под­готовленности учащихся , а каждый курс биологии делится на отдельные порции учебного материала - уроки , темы которых расположены в определенной логической последова­тельности . Уроки включа­ются в расписание и регламентированы объемом программного учеб­ного материала.

    На соврем. ур. реализуется вся система компонентов : целевой , со­держательный , методический и средства обучения .

    «Биологические экскурсии»

    Введение

    Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.

    Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.

    В своей работе я систематически провожу экскурсии. Позволяет мне это сделать очень удобное расположение и нашего посёлка и нашей школы. Берёзовый лес сразу за стенами школы, река Чулым - в 8 минутах ходьбы, река Берла ещё ближе, в центре села - пруд, в 10 минутах ходьбы - луг. Прекрасным объектом экскурсий является пришкольный участок. Так как экскурсии я провожу систематически, то у меня есть постоянные участки, которые стали базой для проведения не только осенних, но и всех сезонных экскурсий.

    Систематические экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

    «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи-тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо-бенно добросовестного и любящего свое дело препода-вателя, но неотъемлемой составной частью учебного пла-на школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.

    Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:

    1. подготовка к экскурсии

    2. проведение экскурсии.

    Подготовка к экскурсии.

    Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:

    1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

    2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.

    3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

    4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.

    5. Избе-гите длинных объяснений.

    6. Не оставляйте экскурсан-тов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

    7. Не перегружайте экскурсантов новыми назва-ниями; они их забудут.

    8. Умейте сконцентрировать вни-мание экскурсантов на нужном объекте.

    9. Умейте вовре-мя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

    10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.

    Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно ор-ганизованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

    Подготовка к экскурсии включает в себя

    · Подготовка учителя к экскурсии

    · Подготовка учащихся к экскурсии

    Подготовка учителя к экскурсии.

    За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятель-ных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскур-сии, в котором должны найти отражение следующие ос-новные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает струк-туру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

    Подготовка учащихся к экскурсии.

    Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблю-дать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местнос-ти и познакомить с требованиями к подготовке и пове-дению учащихся на экскурсии. Желатель-но каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьни-ки должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не при-чинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.

    Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фото-графировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что мно-гие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали ред-кими или исчезающими.

    Проведение экскурсии.

    Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ланд-шафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения.

    Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание

    учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно!

    Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков при-роды в разные сезоны года, воспользуйтесь художест-венными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее на-блюдать, увлекательно писали о ней и оставили пре-красные картины сезонной жизни различных ландшаф-тов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскур-сии.

    Не превращайте экскурсию в урок с опросом уча-щихся по данной теме с комментариями учителя: экскур-сия должна сохранить свое содержание и специфику.

    Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятель-ной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданийнаучить учащихся видеть про-исходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения воз-никающих вопросов.

    Задания должны быть доступны ученикам и пре-дусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, опреде-ление живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоя-тельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики соби-раются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и на-ходках, показывают собранный материал. Учитель об-ращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.

    После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определен-ным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы.

    Методика проведения экскурсий

    ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

    Задачи .

    Образовательные : развивать у учащихся по-нятия о древесных, кустарниковых и травянистых расте-ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды: осенняя ок-раска листьев, листопад, осеннее цветение растений, рас-пространение плодов и семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания; отработать приемы фиксации наблюдений; формиро-вать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

    Воспитательные : развивать научное мировоззрение, раскрывая при-чины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); формировать у учащихся эсте-тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, ознакомить учащихся с пло-дами и семенами растений — кормом для зимующих птиц.

    Оборудование : папка для герба-ризации листьев; задания, отпечатанные и наклеенные на картоне; дидактический материал с изображением деревьев и кустарников; полиэтиленовые мешочки.

    Ход проведения экскурсии.

    1. Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
    2. Постановка цели экскурсии: выяснить, как сезонные изменения по-годных условий влияют на жизнь растений осенью, и какие цветковые растения обитают в окружающей местности.
    3. Беседа о красоте окружающей природы(чтение 1-2 стихотворений о осени) и характерных приметах осени (летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, пурпурный; уменьшение светового дня, понижение температуры воздуха и т. д.).
    4. Самостоятельное выполнение заданий.

    Первая карточка. В течение 15 мин обсле- дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

    (Для работы отводятся разные участки леса. Это позволяет наиболее полно выявить видовой состав растений)

    1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве-чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова-ния помещайте в один пакет.

    2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны или в нижней, в на-ружной или внутренней? Результаты наблюдений офор-мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

    Части кроны

    Название древесного растения

    наружная

    внутренняя

    3. Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потя-нуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее.

    4. Выясните, как влияют на внешний вид дерева(форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, выросшие на открытом месте, на опушке и в лесу; сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи.

    5. Обсуждение результатов. Дискуссия по вопросу: «Наступит ли осеннее явление в жизни березы, если она растет в теплице?». Вывод по выполненной работе.

    6. Самостоятельное выполнение заданий.

    Вторая карточка. В течение 10 мин обсле-дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

    1. Выясните, какие кустарники растут в данной мести. Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. Почему у кустарников преобладают сочные плоды. Как распространяются плоды и семена кустарников?

    2. Понаблюдайте, за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу (неизвестное название спросите у учителя).

    3. Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. С этой целью сравните степень расцвечивания листьев на одном участке деревьев и кустарников. Данные оформите в таблице; степень расцвечивания листьев обозначьте словами « больше», «меньше»

    7. Обсуждение результатов. Вопросы для беседы: чем кустарник отличается от дерева? Какие осенние явления наблюдаются в жиз-ни кустарников? Как окрашены и как опадают листья у кустарников? Кустарники живут под кронами дере-вьев. Как это влияет на ход осенних явлений? Что об-щего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев?

    8. Совместная работа учителя и учащихся.

    Вопрос «Как изменяется жизнь травянистых растений осенью».

    (Выясняются отличительные особенно-стях внешнего строения травянистых растений, их мно-гообразии, продолжительности жизни, способах распро-странения семян, разных сроках цветения, о подготовке к зиме. Рассказ чередуется с самостоятельными наблю-дениями учащихся за способами распространения се-мян).

    Итои экскурсии. Итоги экскурсии оформляются в виде письменного отчета. На оформление отводится 5-7 дней. Такой срок позволяет красочно и аккуратно оформить коллекцию плодов, гербарный лист и текст отчета.

    ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ВЕСНОЙ

    Задачи .

    Образовательные : развивать у учащихся по-нятия о взаимосвязях растительного организма с усло-виями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны — цветении древес-ных и кустарниковых растений, цветении эфемеров, про-растании семян древесных растений; научить определять раннецветущие растения; развивать общеучебные уме-ния по оформлению письменного отчета об экскурсии.

    Воспитательные : развивать научный взгляд на природу, показав причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений; способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами при-роды и искусства; убедить учащихся бережно относить-ся к весенним эфемероидам, особенно страдающим от воздействия человека вблизи поселений человека; органи-зовать рейд «Подснежник»; учить не только пользовать-ся природой, но и восстанавливать ее богатства.

    Ход проведения экскурсии.

    1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.

    2. Постановка цели экскурсии: познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны.

    3. Беседа о красоте окружающей природы и характерных приметах весны

    4. Самостоятельное выполнение заданий.

    Первое задание . Отыскать в течение 10 минут заданное число видов (а не экземпляров) цветущих травянистых растений; определить их, не срывая. Оформить записи в блокноте в виде таблицы.

    (Если дети затрудняются с названием растения, то им предлагаются карточки с изображением и названием первоцветов. Они находят интересующее их растение и правильно записывают название).

    Вопросы для обсуждения после выполнения задания .

    1. Почему так быстро выросли и зацвели первоцветы?
    2. Какие органы этих растений располагают питательными веществами?
    3. Почему первоцветы « торопятся» цвести?

    Второе задание. В течение 5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление.

    Третье задание. Рассмотрите цветущие деревья и кустарники. Оформите записи в виде таблицы.

    5. Подведение итогов. Учитель просматривает блокноты, находит красиво и правильно оформленные таблицы и демонстрирует их. Учащиеся вносят изменения в свои записи. Обсуждаются вопросы, возникшие у детей по ходу экскурсии, по выполняемым заданиям.

    Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: красота леса; значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонахождение; ярусное распо-ложение растений в лесу; схема, списки растений каж-дого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей расте-ний каждого яруса; примеры доказательств, что лес — это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, живот-ных и микроорганизмов, влияющих на среду (почву, температуру, влажность); положительные и отрица-тельные примеры поведения человека в данном лесу; предложения по охране местного леса.

    Учитель объявляет конкурс на лучший письменный отчет об экскурсии.

    Теоретическое обоснование дал Райков

    Моторность

    Э предполагает познавательную работу

    Э должна быть педагогически оправдана т.е. изучаемый объект должен быть экскурсионным

    Признаки э посредством анализа уч-восп задач дал Зверев

    1 Лишение специальных уч-восп задач

    2 Организация познавательной д-ти учащихся

    3 Ведущие методы в проведении э наблюдение и практическая работа учащихся

    4 Э предполагает значительную подготовку и организацию

    5 Экскурсанты идут сами к объекту исследования

    Классификация экскурсий по биологии .

    По месту в теме: вводные, заключительные

    По времени года

    По месту проведения: в природу, музей, выставку, научно-иссл учережд

    Методика подготовки и проведения экскурсий в природу.

    Подготовка к экскурсии.

    Необходимо заранее определить тему экскурсии..Сформировать цели и задачи 2 Произвести выбор места проведения. Определить маршрут, важно уточнить места остановок для объяснения, наблюдения, выполнения практической работы, для сбора природного материала

    За 1-2 дня до экскурсии учитель должен пройти по маршруту

    3 Уточнение содержания э. Осуществляется выбор методов обучения, составляются задания для практической работы учащихся. Для группы 3-5 человек на ламинированных или целофанированных карточках.

    Необходимо произвести отбор оборудования и экскурсионного снаряжения.

    5 Составления плана или конспекта экскурсии

    Необходимо провести подготовительную работу с учащимися. Познакомить учеников с целью, темой, провести инструктаж, технике безопасности. Заранее подразделить учащихся на группы по 3-5 человек. Следует определить форму отчетности по результатам экскурсии

    Проведение экскурсии в природу.

    Каждую экскурсию необходимо начинать с характеристики места проведения (лес, болото, ландшавт, типичные виды растений, освещение)

    Объяснение учебного содержания на местах остановок с демонстрацией изучаемых объектов или явлений

    3. Организация самостоятельной работы учащихся, включающей наблюдение и практическое выполнение заданий

    4 оказание консультативной помощи учащимся при выполнении самостоятельной работы.

    Результаты работы учащихся должны быть оформлены в виде гербария, коллекции, отчета.

    О результатах учащиеся докладывают на ближайшем уроке, где подводятся итоги проведенной экскурсии.

    Внеклассная и внеурочная работа по биологии. Основные виды внеклассной и внеурочной работы по биологии, их характеристика.

    Значение внеклассных занятий.

    Внеклассные занятия есть форма раз­личной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познава­тельных интересов и творческой самодеятельности.

    Цель ее - удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией

    В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творчес­кие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятель­ность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают на­стойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и жи­вотных, развивают интерес к окружающей природе, учатся при­менять полученные знания на практике, у них формируется есте­ственно-научное мировоззрение. Расширение кругозора, углубление знаний.

    Виды внеклассной работы по биологии.

    С учетом количества участников выделяют массовые, групповые и индивидуальные.

    Массовые:

    Внеклассные биологические экскурсии(однодневные, многодневные), научные вечера и конференции. Их цель заинтересовать и проявить внимание к проблеме.

    Выставки работ учащихся (коллекции, гербарии, приборы, модели, муляжи, творческие работы)

    Натуралистические компании (день птиц, день земли)

    Групповые: кружки, факультативы, работа ассистентов кабинета биологии

    Кружки-как вид групповой внеклассной работы. Цель развить интерес учащихся к биологии, выработать навыки коллективной работы, сформировать практические умения по уходу за растениями и животными. Работа проводится систематически, по определенному плану и программе, разработанной учителем. Тематика свободная, определяется интересами учащихся. Состав учеников постоянный, но добровольный.

    Виды, которые предложил Верзилин: юннатский 5, юных ботаников 6, юных зоологов 7, юных физиологов 8. Количество учащихся не превышает 15-20 человек. Занятия 1 раз в неделю или 2 в месяц. Экспериментальная работа и с литературой. Кружки предназначены для среднего звена, свободное посещение!

    Факультативные занятия

    Проводятся в старших классах в связи с введением профильного обучения, с ними конкурируют элективные курсы. Обычно теоретическая тематика(физиология ФНД, изучение основ генетики, биотехнологии, селекции) Направлены на углубление, расширение знаний и формирование исследовательских умений.

    Группа учащихся стабильная, занятия по утвержденной программе. Занятия, темы, посещаемость фиксируется в журнале. Проведение оплачивается учителю. Оценки не ставят.

    Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя. Ее содержание тесно связано с уроками, результаты оценивает учитель.

    Подготовка объектов для наблюдения. Работа с отстающими.

    В кабинете биологии, уголке живой природы, на учебно-опытном участке, в природе. Внеурочная работа обязательна и оценивается

    Внеурочные работы имеют большое значение для формирова­ния личности учащегося. Они развивают самостоятельность, при­вивают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям; школьники овладевают исследовательскими умениями.

    Подготовка учителя к внеклассной и внеурочной работе

    1.Планирование-фиксируется при составлении перспективного годового плана или тематического

    2 Составление специальных планов и программ к внеклассной и внеурочной работе, их форма-удобная для учителя.

    3 Изучение лит-ры школьной библиотеки и составление списка литературы для внеклассного чтения учащихся.

    4. Осуществить сбор краеведческой литературы

    5 Определить формы, виды и тематику занятий

    6 определить возможности применения результатов на уроках биологии


    13. Средства обучения биологии. Классификация средств обучения биологии. Выбор средств обу­чения на уроках биологии.

    История: к 18-н19 в СО – иллюстрация слов учителя. К к 19в. Характер применился СО меняется: появились препараты, чучела, коллекции под стеклом, позже-натуральный раздаточный материал.Пер пол 20 в этап поиска более рациональных методов обучения с использованием новых средств. Создание наглядных пособий – источник знания во втор пол 20 в. Появились ТСО и разрабатывается методика комплексного исп-я СО на уроках биол.

    С.О. –предметы окружающей действительности, передающие информацию от источника к потребителю или являющиеся источником информации. 1786 г. – первый учебник В.Ф.Зуева в комплекте с печатными таблицами, которые служили иллюстративным материалом.

    Функции:

    1. информативная – источник информации, знаний.

    2. функция контроля и проверки.

    3. воспитывающая.

    4. развивающая – развитие различных качеств личности, внимания, памяти, наблюдательности.

    5. мотивационная, пробуждает интерес школьников к изучаемому материалу.

    Классификация:

    В настоящее время нет общепринятой классификации СО не в дидактике, не в МОБ.

    1 По форме организации обучающихся (Сонин)

    Средства для индивидуальной работы

    Средства для фронтальной работы

    2. По выполняемым функциям

    Средства информации

    Средства контроля

    Тренирующие средства

    3. По способу перехода учащихся от незнания к знанию (Шальволенко)

    Натуральные объекты

    Изображения и отображения предметов и явлений окр дей-ти

    Описание предметов и явлений словами, знаками, фразами

    4. По дидактическим задачам и способам ее реализации

    Учебно-наглядные

    Вербальные

    Учебно-лабораторное оборудование

    Технические СО

    Вербальные : учебно-програмная документация, учебная литература для учащихся (тетрадь, учебное пособие, дидактические карточки), учебно-методическая литература.

    Учебно-лабораторное оборудование-орудия и средства труда, применяемые в процессе обучения и средства для проведения лаб и пр работ

    Технические (Семеницкая, Штейман)

    1Аудиовизуальные экранные, звуковые, экранно-звуковые

    2 Средства программирования обучения и контроля знаний

    Специфика ШБО определяет преимущественное использование наглядных СО.