Предпрофильное и профильное обучение в современной школе. Назначение предпрофильной подготовки. Результативность работы профильных классов

Предпрофильное обучение – это компонент модернизации образования, позволяющий отработать определенное программно-методическое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение. Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Задачи предпрофильной подготовки: 1.выявить интересы, склонности и способности школьников; 2.дать им возможность получить практический опыт в различных сферах профессиональной и познавательной деятельности; 3.помочь получить верное представление о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением; 4.сформировать познавательные и профессиональные интересы.


Целесообразно определить перечень предметов, по которым ученики того или иного профиля должны проходить экзаменационные испытания. Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио, «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п. Предлагается комплексная: 1.«внутришкольная» (итоговые оценки, портфолио) и 2.«внешняя» (малый ЕГЭ) схема аттестации учащихся, намеревающихся продолжать обучение в профильных школах и классах. На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы (ЭК) поддерживают зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, проверяют возможности, способности ребят, помогают выбрать им профиль обучения в старшей школе.


В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.


Различие между понятиями профильного обучения и профильной школы: 1.Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 2.Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения (выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы).


Переход к профильному обучению преследует основные цели: 1.Обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования; 2.создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3.способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; 4.расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.


Проводится ЕГЭ Учебные курсы, обеспечивающие профильность обучения Базовые общеобразовательные курсы - обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана


Элективные курсы выполняют две функции: а) Поддерживают изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного курса экономики. б) Служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес» в социально- гуманитарном профиле. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.


Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов: 1.интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, 2.значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, 3.исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира, 4.интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека.


Типы элективных курсов. 1.Являются «надстройкой» профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения предмета (курсы по сетевым технологиями информационным основам управления). 2.Обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне («Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерная графика», «Компьютерное моделирование», «Информационные системы и модели»). 3.Помогает ученику, обучающемуся на профильном уровне, где один из предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. 4.Элективные курсы, носящие «внепредметный» или «надпредметный» характер («Музыкальный компьютер»).


Уровни проектной деятельности Проектная деятельность характерна для сферы использования информационных технологий. Метод учебных проектов вносит немалый вклад в профессиональное самоопределение школьников. Проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию способности действовать с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Первый – проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики выделения проблемы из заданной проблемной ситуации, поиска, выдвижения гипотез, их обоснования и проверки и оценки полученных результатов. Второй – выполнение проекта учащимися под руководством учителя. Учитель поможет расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащегося, проекта в виде обобщенных проблемных вопросов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам, но общее направление его поиска будет нежестко задано. Третий – самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач.


В процессе проведения ЭК необходимо использовать 4 вида контроля: 1.Предварительный (анкетирование и беседа). 2.Текущий, осуществляется на каждом из занятий и направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Он также служит средством прогнозирования того, какой материал целесообразно выдавать учащимся и в каком объеме, показывает учителю уровень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых. В общем виде текущий контроль реализуется через систему вопросов, наблюдение, беседу, творческие задания. 3.Рубежный контроль возможен только на ЭК объемом не меньше 34 часов, так как обычно подобные курсы состоят из разделов и рубежный контроль завершает изучение соответствующего раздела. Основная его цель – систематизация знаний учащихся. Среди средств рубежного контроля используют мини-проекты, тесты и индивидуальные задания. 4.итоговый контроль, в ходе которого учитель окончательно определяет степень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых, полученных ими по завершении курса. Применительно к информатике курс может завершаться проектной работой или рефератом определенной тематики.


Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможные формы организации профильного обучения Модель внутришкольной профилизации Модель сетевой профилизации Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Может строиться в двух основных вариантах: 1.Объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом 2.Кооперация школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования.

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

С 2004 года наша школа осуществляет предпрофильную подготовку в 8 - 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами федерального, окружного, городского и школьного уровней и включает в себя систему элективных курсов, а также проведение профориентационной и информационной работы.

Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки

Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.

Задачи:

  • оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;
  • обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;
  • обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;
  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;
  • ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.

Этапы предпрофильной подготовки:

  • пропедевтический (8-й класс);
  • основной (9-й класс, сентябрь - март);
  • заключительный (9-й класс, апрель - июнь).

Пропедевтический этап

Задачи пропедевтического этапа:

  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.

Формы организации обучения: элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»; диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.

Основной этап

Задачи основного этапа:

  • обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;
  • оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
  • обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.
  • повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
  • комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;
  • формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;
  • составление оптимального расписания курсов по выбору;
  • проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;
  • формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;
  • проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.

Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.

В 2010-2011 учебном году обучающиеся 9-х классов посещали 22 элективных курса. Группы были сформированы на основе письменных заявлений обучающихся. Каждый ученик должен был посетить в течение учебного года 6 курсов (по 2 в каждом триместре). Курсы проводились во второй половине дня по отдельному расписанию.

Темы элективных курсов, предложенных обучающимся для выбора:

  1. «Сочинения разных жанров»;
  2. «Трудные случаи орфографии и пунктуации»;
  3. «Теоретическая стилистика»;
  4. «Юношеству посвящается»;
  5. «Зарубежная литература»;
  6. «Основы делового общения»;
  7. «Коварные знаки препинания»;
  8. «Модуль»;
  9. «Квадратный трехчлен и его приложения»;
  10. «Программирование на языке Pascal»;
  11. «Делопроизводство на компьютере»;
  12. «Я – будущий избиратель»;
  13. «Подросток и закон»;
  14. «Реальный потребитель»;
  15. «Мы - туристы»;
  16. «Мировые религии»;
  17. «Рекреационная география»;
  18. «Занимательная микробиология»;
  19. «Трудные вопросы неорганической химии»;
  20. «Опыты без взрывов»;
  21. «Основы эффективного общения на английском языке»;
  22. «По странам изучаемого языка»;
  23. «Английская грамматика: такая знакомая незнакомка»;
  24. «Электричество в вашем доме»;
  25. «Мебель своими руками»;
  26. «Деревянная кухонная утварь»;
  27. «Приготовление изысканных блюд»;
  28. «Культура дома. Вязание крючком»;
  29. «Культура дома. Игрушка своими руками».

Как видно, предлагаемые курсы носили вариативный характер, их количество являлось избыточным, т.е. у учеников была возможность реального выбора в зависимости от тех целей, которые они ставили перед собой.

Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

  • собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;
  • предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;
  • сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.
  • анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;
  • ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП;
  • ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;
  • сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;
  • формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;
  • комплектование профильных классов.

Формы и методы работы:

  • презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения;
  • анкетирование обучающихся и их родителей;
  • анализ образовательного рейтинга обучающихся;
  • «Ярмарка профессий».

С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации элективных курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и ученика в течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих элективные курсы. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно-содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание элективных курсов, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.

Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий элективных курсов:

  • подготовка и защита проектов, рефератов;
  • проведение практических занятий, исследований, экспериментов;
  • игровое моделирование;
  • деловые и ролевые игры;
  • подготовка презентаций,

Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях элективных курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на текущий учебный год были учтены пожелания и предложения по организации элективных курсов, высказанные учителями, ведущими элективные курсы не первый год:

  • для того чтобы обучающиеся более осознанно подходили к выбору курсов, кроме презентации программ курсов, были даны консультации педагогами, классными руководителями;
  • группы формировались по уровню мотивации и обучаемости учеников;
  • созданы группы мотивированных обучающихся на профиль.

В рамках предпрофильной подготовки осуществляется постоянное психологическое сопровождение обучающихся 8х - 9х классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:

1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;

2) психологическая диагностика, целью которой было:

  • изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;
  • соотнести их желания со способностями, интересами и возможностями;

3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;

4) элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения».

Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся старших классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, системе профтехобразования округа. С этой целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений округа.

Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводила следующие мероприятия:

  • классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
  • индивидуальные консультации, беседы;
  • анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;

Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.

Анализ опроса родителей обучающихся 8 - 9х классов показал, что 90 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Поэтому традиционная непрофильная школа, согласно проведенным опросам и анкетированию, устраивает в настоящий момент не более 10 % родителей обучающихся школы.

Профильное обучение

Различные федеральные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного образовательного процесса. На протяжении нескольких лет в школе и в городе отрабатывались различные модели профильного обучения (однопрофильные и многопрофильные классы, группы сетевого взаимодействия).

В 2010-2011 учебном году в школе сформированы два 11-х класса – 42 обучающихся и один 10 класс общей численностью – 29 обучающихся. По результатам анализа образовательных запросов обучающихся и анализа возможностей для их удовлетворения был сделан выбор организационной модели обучения старшеклассников – модели внутришкольной профилизации, поэтому в текущем учебном году в школе реализуется модель многопрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). Тем самым при организации учебного процесса на старшей ступени обучения сочетается традиционная классно-урочная система (для реализации обязательного базисного компонента учебного плана и совпавших выборов предметов федерального компонента) и предметно-групповая форма обучения (для индивидуальных выборов предметов федерального и регионального компонентов, а также элективных курсов).

На основе индивидуальных образовательных запросов обучающихся 10 - 11 классов и их родителей был составлен учебный план старшей ступени образования, включающий базовый компонент, обязательный для всех обучающихся; профильные предметы и элективные курсы по выбору учеников. Обучающиеся должны были выбрать не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне в выбранном ими профиле. При этом суммарная учебная нагрузка каждого ученика не превышала 36 часов, что соответствует санитарным нормам для данного этапа обучения.

В 2010 - 2011 учебном году для изучения на профильном уровне обучающиеся выбрали предметы: 10 класс - химия, биология, обществознание, история, география, информатика и ИКТ, физика; 11 классы - химия, биология, обществознание, право, информатика и ИКТ, физика.

Таким образом, были сформированы группы по следующим профилям:

  • 10 класс – химико-биологический; социально-гуманитарный; социально-экономический и физико-математический.
  • 11 класс - химико-биологический; социально-экономический и физико-математический.

С целью создания условий для дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных предметов им были предложены элективные курсы. По своему назначению они поделены на три типа.

1) Обеспечивают более высокий уровень изучения базовых учебных предметов, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ;

2) обеспечивают повышенный уровень изучения одного из профильных предметов;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем, приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Темы элективных курсов:

  1. «Как научиться красиво и убедительно говорить»;
  2. «Практическая стилистика»;
  3. Трудные случаи синтаксиса»;
  4. «Уравнения и неравенства с параметрами»;
  5. «Тригонометрия в системе»;
  6. «Физика в задачах»;
  7. «Алгоритмика и программирование»;
  8. «Теория права»;
  9. «Трудные и дискуссионные вопросы истории»;
  10. «Основы экономических знаний»;
  11. «Трудные вопросы в курсе биологии»;
  12. «Химия в задачах и ответах»;
  13. «Бизнес и торговля»;
  14. «Туризм, гостиничное и ресторанное обслуживание».

Реализация целей профильного обучения возможна при условии создания профильных УМК, материально-технической базы и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения.

Для отслеживания результатов профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы проводится анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения.

Результативность работы профильных классов

Все выпускники 11-х классов продолжают обучение, 68 % - на бюджетной основе.

Таблица

№ п.п

Профили

Кол-во выпускников профильных классов

Кол-во выпускников профильных классов, поступивших по профилю

в ВУЗы

в учреждения НПО, СПО

Физико-математический

Социально-экономический

Химико-биологический

Как видно из таблицы 40 выпускников школы, что составляет 98%, продолжили обучение по профилю, выбранному в школе. Это результат совместной работы школы, учеников, родителей.

В организационном плане предпрофильное обучение осуществляется за счет вариативного компонента базисного учебного плана 7--9-х классов. Применяемый в массовой школе базисный учебный план в названных параллелях содержит 5 часов вариативного компонента, и по меньшей мере 2-3 часа из них быть без ущерба для общеобразовательной подготовки могут быть направлены на организацию модульных курсов по выбору учащихся. Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени является изменение положения об итоговой аттестации, с тем, чтобы учащийся основной школы сдавал выпускной экзамен по предметам, которые планирует изучать на профильном уровне в старшем звене.

Модульный подход, предусматривающий полугодовые относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии ряд ситуаций выбора предметов для изучения. Проделанные пробы помогают достаточно четко определиться с предстоящим профилем обучения и тем самым минимизировать переходы из одного профильного класса в другой на старшей ступени, целенаправленно наращивать подготовку по профильным предметам .

Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени занимают небольшое количество часов учебного плана и поэтому могут быть полностью разработаны и реализованы в форме проектной и исследовательской деятельности. При этом накопительная качественная оценка создаваемых учащимся продуктов в виде портфолио позволяет объективно судить о его способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.

В параллелях 8--9-х классов есть возможность, не выходя за рамки вариативного компонента, учесть индивидуальные запросы учащихся путем организации курсов по выбору возрастает с увеличением количества параллельных классов. Дополнительные возможности для создания различных вариантов курсов по выбору содержатся в создании групп не только на базе одной параллели, но и разновозрастных.

При этом предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору -- более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков».

Для организации предпрофильной подготовки и последующего перехода на профильное обучение органам местного самоуправления (муниципалитетам) рекомендуется провести следующую работу:

определить совокупность образовательных учреждений, в которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты [УПК], профессиональные училища [ПУ], профессиональные лицеи [ПЛ], колледжи, техникумы, образовательные учреждения системы дополнительного образования, высшие учебные заведения [ВУЗ]);

составить предварительный проект структуры и сети предстоящего профильного обучения в территории (профильные школы, классы, группы и др.) с учетом возможностей образовательной сети и выявленных ориентации школьников;

Существует мнение, что эффективность предпрофильной подготовки и рациональность использования возможностей вариативного компонента базисного учебного плана повышается, если 7-е классы вновь формируются на основе дифференциации учащихся по интересам и склонностям учащихся. Эта мысль в свое время высказывалась мной (см.: Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. -- Челябинск: Изд- во ЧГПИ «ФАКЕЛ», 1995) . Однако к ней необходимо относится осторожно, по крайней мере по двум причинам: а) трудности адекватной диагностики склонностей и способностей в данном возрасте, б) значимость системы межличностных отношений для старших подростков, разрушение которых может иметь непредсказуемые последствия.

организовать информационную работу в общеобразовательных учреждениях;

начать отработку различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (по типу взаимоотношений «школа -- школа», «школа -- УПК», «школа -- ПУ», «школа -- ПЛ», «школа -- колледж», «школа -- техникум», «школа -- ВУЗ»), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия.

Важно учитывать, что предпрофильная подготовка -- это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но и подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования. В условиях все более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе все более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в каждой территории. Иными словами, важно ориентировать выпускников основной школы не на статичную (нынешнюю) совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая будет динамично развиваться .

При этом необходимо подчеркнуть, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении учредитель принимает по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательного учреждения. Тем самым учредитель должен будет принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база), но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.

Курсы по выбору на предпрофильной ступени позволяют учащимся не только освоить саму технологию выбора курсов обучения, но и апробировать различное содержание с целью самоопределения. Однако для обеспечения успешного самоопределения подростков необходимо осуществлять предпрофильную подготовку комплексно: дополнить курсы по выбору системой мероприятий, направленных на самопознание (в частности, педагогическая и психологическая диагностика), развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность), ориентироваться в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаиимодействие учреждений при организации учебного процесса). Таким образом, для успешного решения стоящей перед основной школой задачи развития способности к социальному самоопределению учащихся, в 7-9-х классах необходимо простроить систему профориентационной работы, включающую педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Основная нагрузка при этом ложится на классных руководителей, однако координировать такую работу должны специалисты-психологи . В малом городе или сельской местности кадрово обеспечить профориентационную работу легче, если имеется не множество небольших основных школ в зоне транспортной доступности, а одна крупная школа « 7-9». В большом городе также эффективно с точки зрения использования кадровых ресурсов создавать возможно более крупные школы «7-9», отделенные от 1-6-х классов.

Профориентационная работа в школе.

В период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом перед школьником неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос: "Кем быть?" становится важным не только для самого учащегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России.

Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя.

Профессиональное самоопределение есть процесс развития самопознания личности относительно будущей профессиональной деятельности.

Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.

Для осуществления личностью осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо заблаговременное и целенаправленное проведение учебно-воспитательной работы, важная роль в которой традиционно принадлежит школе.

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования ведётся профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе.

В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Важность подготовки к этому ответственному выбору - профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии - определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и ориентационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения.

Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную?

Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.

Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.

Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.

Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:

    Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.

    Создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.

    Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.

    Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.

Результатами итоговой аттестации;

- «портфолио», т. е. совокупностью индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во образовательной деятельности.

Основной целью нашей школы является создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.

Описание опыта работы по предпровильной подготовке обучающихся в МОУ Левобережная школа г.Тутаева Ярославской области.

Расширение представления о мире профессий происходит, начиная с начальной школы.

В начальной школе дети в игровой форме знакомятся с миром профессий. Принимают участие в ролевых играх, в интерактивных викторинах, ребенок получает возможность, соответственно своему возрасту, освоить первичную информацию о профессиональном поле.

Готовясь к переходу в среднее звено, каждый ученик принимает участие в проектах «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», «Я и моя будущая работа», в конкурсе рисунков «Моя будущая профессия».

В 2006 года наша школа стала муниципальной экспериментальной площадкой «Школа – ресурсный центр» по созданию сети сельских общеобразовательных школ по предпрофильной подготовке. В сеть «Школа – ресурсный центр» входит Левобережная школа города Тутаев и семь сельских школ, которые находятся от города на расстоянии от 3 до 15 км.

Организация предпрофильной подготовки в ресурсном центре осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами муниципального, городского и школьного уровней и включает в себя систему курсов по выбору, обязательного курса «Путь к профессии» а также проведение профориентационной и информационной работы.

Цель ресурсного центра:

  • создание условий для оптимизации предпрофильной подготовки обучающихся школ Левобережья.

  • выявление профессиональных интересов учащихся;

  • проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания;

  • составление представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта;

  • подготовка к профильному обучению.

Задачи ресурсного центра:

  • Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

    Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;

    Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии (профессиональной траектории).

    Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

Основные идеи ресурсного центра:

    введение за счет школьного компонента курсов по выбору: предметных, межпредметных, ориентационных;

    введение краткосрочных 10 – 14- часовых курсов предпрофильной подготовки;

    прохождение всеми учащимися 9-х классов курса «Путь к профессии»

    введение активных методов преподавания курсов по выбору;

    использование в предпрофильном обучении очно-заочных, дистанционных форм получения образования и сетевое обучение учащихся в малых группах;

    обучение в одной группе учащихся разных школ;

    безотметочная система предпрофильного обучения учащихся

Этапы предпрофильной подготовки в ресурсном центре:

    пропедевтический (8-й класс);

    основной (9-й класс, сентябрь - март);

    заключительный (9-й класс, апрель - июнь).

Пропедевтический этап

Задачи пропедевтического этапа:

    выявление интересов, склонностей и способностей школьников;

    оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;

    развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

    подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.

Формы организации обучения:

    диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;

    экскурсии; кружки.

В рамках предпрофильной подготовки осуществляется постоянное психологическое сопровождение обучающихся 8х - 9х классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:

1. анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;

2. психологическая диагностика, целью которой было:

    изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;

    соотнести их желания со способностями, интересами и возможностями;

3. индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;

Актуально, чтобы обучающиеся старших и средних классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, С этой целью школа

    работает в тесном контакте с Центром занятости населения;

    организует экскурсии на предприятия города (библиотека, швейная фабрика, пекарня и др.);

    организует встречи с представителями учебных заведений города Туаева и Ярославской области

Для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводит следующие мероприятия:

    классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного обучения, ожидаемыми результатами работы;

    индивидуальные консультации, беседы;

    анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;

    оформление информационных стендов «Мой выбор», «Куда пойти учиться»

Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.

Анализ опроса родителей обучающихся 8 - 9х классов показал, что 92 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Основной этап

Задачи основного этапа:

    обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;

    оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;

    обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.

Содержание основного этапа:

    повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;

    комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;

    формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;

    составление оптимального расписания курсов по выбору;

    проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;

    формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;

    проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.

Формы организации обучения:

    обязательный курс предпрофильной подготовки «Путь к профессии. Знакомство с профессией».

    курсы по выбору (предметные, ориентационные);

    консультации педагогов и психологов;

    ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов;

    профориентационные встречи с работниками СУЗов и ВУЗов

    экскурсии; кружки.

Работа ресурсного центра требует такой организации педагогического процесса, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Поэтому занятия проводятся по утвержденному директором школы плану и расписанию.

Ребята занимаются в малых сформированных по интересам детей группах каждую вторую и четвертую субботу месяца. Подвоз обучающихся осуществляется школьными автобусами. Занятия проходят парами с перерывом на завтрак после первой пары. Занятия распределены по триместрам: 1 триместр – это курсы по 14 часов, 2 и 3 триместр – курсы по 10 часов.

Большое значение для успешной реализации задач школьного образования имеет представление учащимся возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников.

Выбор курсов обучающимися проходит на «Ярмарке курсов по выбору», которая проходит в начале сентября.

На выбор обучающимся предлагается множество различных курсов, которые охватывают все разделы деятельности человека.

«Человек – человек»

Цель : обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).

высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.

Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Предлагаемые курсы:

    «Деловой этикет»

    «Искусство спора»

    «Говори правильно»

    «Хозяйка в доме»

    «Основы предпринимательства»

    «Домашняя медсестра»

    «Химия и красота»

    «Учитель, воспитай ученика»

    «Делу время, потехе час»

    «Экскурсоведение»

    «Библиотека – источник информации»

    «Знакомство с профессией юриста»

    «Награды России»

    «Правоведение»

    «Психология и здоровье»

    «Абсолютная грамотность»

«Человек – знаковая система»

Цель: обучить учащихся способности планировать и организовывать себя, легко освоиться на просторах Интернет, поскольку всемирная сеть - это как раз то место, где все целиком и полностью состоит из знаков и символов программного кода.

Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.

Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.

Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.

Предлагаемые курсы:

    «Геометрия в архитектуре»

    «Решение тестовых заданий мо математике»

    «Самые простые способы решения непростых неравенств»

    «Решение уравнений различными способами»

    « Процентные расчеты »

    «Функция: интересно, просто. занимательно»

    «Компьютерная графика»

    «Финансовая грамотность»

«Человек – художественный образ»

Цель: воспитание интереса и любви к искусству.

Задачи:

    Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

    Развивать у детей интерес к живописи известных русских художников.

    Познакомить детей с различными видами искусства.

    Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

    Познакомить с народными ремёслами России.

Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.

Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.

Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Предлагаемые курсы:

    «Золотое перо»

    «Музыкальные традиции Ярославского края»

    «Мой уютный дом»

    «Народные промыслы»

    «Пробы пера»

    «Современные музыкальные жанры»

    «Прикладное искусство»

    «Основы визажа и парикмахерское искусство»

«Человек – техника»

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Предлагаемые курсы:

    «Металлы и сплавы в современной технике»

    «Металлы и ювелирное искусство»

    «Химические вещества в повседневной жизни человека»

    «Качественный и количественный анализ в химии»

    «Химия в сельском хозяйстве»

    «Химические вещества – строительные материалы»

    «Искусство фотографии и химия»

    «Разрушение металлов и сплавов под воздействием окружающей среды».

    «Химия и окружающая среда»

    «Решение задач по химии повышенной сложности»

    «Открой для себя мир оптики»

    «Решение задач по физике повышенной сложности».

    «Думаем на физическом языке»

    «Мы и дорога»

«Человек – природа»

Цель направления: воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её обитателям.

Задачи:

    Развивать творческие способности.

    Развивать интерес к окружающему миру.

    Способствовать расширению кругозора детей.

    Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу .

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.

Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.

Предлагаемые курсы:

    «Хозяин сельского дома»

    «Химия жизни»

    «Мир географии»

    «Географическое положение России»

    «Население Ярославского края и его культура»

    «Ландшафтный дизайн»

    «Юный лесовод».

    «Растения для красоты»

    «Вода в нашей жизни»

    «Огородничество как основа домашнего хозяйства»

Как видно, предлагаемые курсы носят вариативный характер, их количество является избыточным, т.е. у учеников есть возможность реального выбора в зависимости от тех целей, которые они ставили перед собой.

Сформированность коллектива, его компетентность очень важное условие для реализации плана работы ресурсного центра. Все педагоги, ведущие курсы по выбору имеют высшую и первую квалификационную категорию, повышают свою квалификацию на различных курсах, семинарах, участвуют в экспериментальной деятельности, делятся своим опытом с педагогами школы других образовательных учреждений.

В школе создан банк программ курсов по выбору. Все представленные программы соответствуют требованиям.

Курсы по выбору проводятся на достаточном методическом уровне. Учителя используют разнообразные формы и методы обучения, элементы новых педагогических технологий, связь с жизнью.

На всех курсах постоянно идет расширение области изучаемого материала за рамки программы, умело создается атмосфера творчества, ситуация успеха и полного взаимопонимания.

На каждом из этих курсов методически грамотно излагается изучаемый материал, используется индивидуальный подход к учащимся, активные формы работы, используется современное компьютерное оборудование, Интернет-ресурсы.

Каждый обучающийся в ресурсном центре должен выполнить учебный план:

Всего часов за учебный год – 102 часа

Из низ:

Обязательный курс «Путь к профессии 34 часа

1 триместр - 2 курса по 14 часов = 28 часов

2 триместр - 2 курса по 10 часов = 20 часов

3 триместр – 2 курса по 10 часов = 20 часов

В учебный план каждого обучающегося входит обязательный курс предпрофильной подготовки «Путь к профессии. Знакомство с профессией», который изучается целый год. Для данного курса приобретаются специальные рабочие тетради-органайзеры. Данный курс помогает ребятам в выборе дальнейшей профессии. Курс ведет психолог школы.

По результатам выбора обучающихся составляются индивидуальные образовательные маршруты, на основании которых составляется расписание курсов по выбору на каждый триместр.

Образец индивидуального образовательного маршрута.

ФИО_______________________________________________

Школа______________________________________________

Выбор курсов:

1 триместр

    «Путь к профессии»

    ________________________________________________

2 триместр

    1. «Путь к профессии»

      _______________________________________________

      ________________________________________________

3 триместр

      1. «Путь к профессии»

        ________________________________________________

        ________________________________________________

«_____»________________ 201___год

Подпись обучающегося_________________________

Подпись родителей_____________________________

Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

    собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;

    предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;

    сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Содержание заключительного этапа:

    анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;

    ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП;

    ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;

    сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;

    формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;

    комплектование профильных классов.

Формы и методы работы:

    презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения;

    анкетирование обучающихся и их родителей;

    анализ образовательного рейтинга обучающихся;

    участие в областной «Ярмарке профессий»

    проведение научно – практической конференции

Итогом каждого учебного года в ресурсном центре является традиционная малая «Научно – практическая конференция», на которой обучающиеся представляют свои проекты, рефераты, доклады, презентации, подготовленные на курсах по выбору в течении учебного года.

В конце учебного года руководители образовательных учреждения получают сводную ведомость успеваемости обучающихся.

Образец сводной ведомости:

Курсы по выбору обучающихся 9 класса ___________________ ООШ

за 201_-201_ учебный год

Обязательный курс «Путь к профессии»

Основы предпринимательства

Говори правильно

Географическое положение России

Прикладное иворчество

Юный лесовод

Мой уютный дом

Мы и дорога

Итого часов

Иванов Иван

34

14

14

10

10

10

10

102

Петров Петр

34

14

14

10

10

10

10

102

Директор школы: Администратор РЦ:

В конце 1 триместра каждый обучающийся получает зачетную книжку, у которой прописываются все курсы по выбору, которые прошел ученик. Это помогает ребятам, родителям и учителям проконтролировать успеваемость обучающихся.

Образец зачетной книжки:

Обучающийся: Иванов Иван

Школа : ______________________________

Название курса

Кол-во часов

Итог прохождения курса

Подпись

«Путь к профессии»

зачет

Основы предпринимательства

зачет

Металлы и сплавы в современной технике

зачет

Мой уютный дом

зачет

Мы и дорога

зачет

Юный лесовод

зачет

Основы визажа и парикмахерское искусство

зачет

Итого:

102

Директор школы:

Администратор РЦ:

С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации курсов по выбору, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся в течение учебного года проводится анкетирование учителей, ведущих курсы. Данные проведенной диагностики помогают увидеть в целом правильность выбранных перспективных направлений для организации предпрофильной подготовки: направленность и содержание курсов, состав педагогов, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Назначение предпрофильной подготовки

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования, либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения.

Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения.

«Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования» 1 . Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:

Актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов,

Обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой,

Создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности.

Структура предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:

Информирование

Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, в первую очередь, расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными общеобразовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами.

Предпрофильные курсы

В результате реализации данного направления учащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимся своей образовательной траектории включает консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся. Это направление предполагает создание условий, в которых учащийся 9-го класса с необходимостью осуществлял бы выбор (курсов, практик, направлений деятельности…) для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося.

В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности. Основой этого решения становятся результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.

Результаты предпрофильной подготовки

Ученик умеет:

    анализировать результаты и последствия своей деятельности (по выбору и реализации образовательной траектории),

    проектировать и рефлексировать свою образовательную деятельность и ее результаты,

    анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений.

Ученик ориентируется (т.е. имеет информацию и пользуется ею):

    в образовательных возможностях по завершении основного общего образования,

    в ситуации на рынке труда в территории.

Предпрофильная подготовка и аттестация учащихся основной школы

Предпрофильная подготовка обеспечивает ориентацию учащегося, но не может являться основанием для специального отбора учащихся на последующих ступенях обучения. Поскольку профильное обучение в старшей школе не подразумевает ни отбора учащихся, ни жесткого их закрепления за определенным профилем, предпрофильная подготовка не может пониматься как подготовка к сдаче «профильного» экзамена в ходе итоговой аттестации за курс основной школы.

Главная ценность основного общего образования состоит в освоении учащимся государственного стандарта для основной школы. Поэтому переход к профильному обучению на старшей ступени не заставляет менять цели и форму итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Аттестат об основном общем образовании должен содержать во второй части перечисление тех предпрофильных курсов, которые освоил учащийся. Основанием для внесения в список освоенных курсов по выбору является зачет или положительная оценка по курсу.

Другие составляющие предпрофильной подготовки отражения в аттестате об основном общем образовании не находят.

ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ

Место предпрофильных курсов в системе предпрофильной подготовки

Назначение предпрофильных курсов:

    Предпрофильные курсы являются предметом выбора учащегося.

Формирование готовности к ответственному выбору происходит в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки. Предпрофильные курсы являются поводом и отправной точкой для организации этой работы. Поскольку умение делать выбор сопряжено с ответственностью за него, учащийся обязан полностью пройти выбранный им курс, включая все предусмотренные формы промежуточного и итогового контроля, даже если в процессе освоения курса он получил объективные основания считать свой выбор неудачным.

    Освоение предпрофильных курсов предоставляет учащемуся материал для анализа своих намерений, возможностей и предпочтений.

Освоение предпрофильных курсов не столько имеет академическую ценность, сколько предоставляет учащемуся материал для анализа, рефлексии и проектирования своей будущей образовательной траектории. Поэтому следует разделять:

а) объективно измеряемые образовательные результаты курса (информированность и опыт, знания и умения), которые оцениваются учителем,

б) результат пробы, который субъективен и оценивается учащимся в рамках рефлексии,

в) результативность курса, которая определяется четкостью позиции ученика между «освоение курса подтвердило правильность выбора, дало дополнительные основания к принимаемому решению» и «освоение курса показало, что нужно менять направление выбора, что данная деятельность не соответствует имевшимся ожиданиям», высказанной в ходе консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

    Предпрофильные курсы обеспечивают пробу для учащегося:

    в различных сферах человеческой деятельности,

    при осуществлении различных видов деятельности,

    из позиции различных социально-профессиональных ролей.

Предпрофильные курсы имеют ориентационный и практико-ориентированный характер. Поэтому ведущими образовательными результатами учащихся являются представления (о чем-то) и опыт (какой-либо деятельности).

Основные понятия:

Виды деятельности – общие виды человеческой деятельности, применимые к различным объектам воздействия: производство, проектирование \ изобретательство, управление, исследование, творчество.

Предпрофильный курс – обязательный курс по выбору, нацеленный на формирование представлений учащегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации какого-либо вида деятельности в какой-либо сфере человеческой деятельности.

Проба – специально организованная в реальных или модельных условиях деятельность учащегося в пределах широкой социально-профессиональной роли.

Социально-профессиональные роли – роли в отношении коллектива, клиентов и других объектов профессиональной деятельности, характерные для группы схожих по какому-то признаку (виду деятельности, объекту воздействия и т.п.) профессий с максимально широко очерченными границами и нивелированными отличиями между отдельными профессиями и специальностями внутри группы.

Сферы деятельности – в общем виде выделяются на основе главного объекта воздействия человека: материальный объект, человек, знаковые системы, окружающая среда, художественный образ.

Задачи и содержание предпрофильных курсов

Задачи предпрофильного курса

Главная задача предпрофильного курса - познакомить учащегося с определенным типом профессиональной деятельности, дать возможность попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях, связанных с этой деятельностью.

Для решения этой задачи могут быть поставлены задачи формирования определенных знаний и начальных умений в том случае, если эти результаты образования – необходимый ресурс для проведения пробы.

Рамочная программа предпрофильного курса

Рамочная программа предпрофильного курса включает в себя:

    определение позиции курса среди видов и сфер человеческой деятельности,

    целевые установки программы,

    формы реализации содержания каждой темы.

Рамочная программа отвечает следующим требованиям:

    Программа предпрофильного курса не содержит входных требований к подготовленности учащегося, выходящих за рамки обязательного минимума основной школы.

Эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами – практикум на рабочем месте: социальная практика или экскурсия-практикум, практикум в моделированных условиях (в лаборатории, на учебном предприятии), аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования), деловая игра. Использование последней формы возможно только в том случае, если допустить ребенка до реальной деятельности в производственных или модельных условиях невозможно по соображениям техники безопасности, возможности фатальных последствий ошибки в совершении действий, закрытости предприятий и организаций соответствующего вида.

Рабочая программа предпрофильного курса

Рабочая программа предпрофильного курса разрабатывается учителем на основе рамочной программы. При этом учитель:

    сформулировать конкретные результаты обучения по курсу на основе заданных целевых установок и разработать формы их контроля,

    конкретизировать содержание экскурсий и практик в зависимости от специфики территории и имеющихся ресурсов,

    остановить свой выбор на нескольких темах в тех программах, где темы представлены избыточно, опираясь на условия территории, запросы учащихся, имеющиеся ресурсы,

    составить календарно-тематическое планирование;

    корректировать содержание темы в сторону ее сужения или расширения, привязки к конкретным условиям территории;

НЕ ИМЕЕТ ПРАВА:

    изменять соотношение часов, отведенных на экскурсию, практику и ознакомительную (теоретическую) часть программы,

Если учитель разработал авторскую программу предпрофильного курса, посвященную той группе социально-профессиональных ролей, которая оказалась не охваченной существующим набором рамочных программ, и образовательное учреждение заинтересовано в ее реализации, необходимо предпринять следующие шаги:

    Сопоставить программу с требованиями к предпрофильным курсам.

    Обеспечить рассмотрение программы на заседании методического объединения \ методического совета или другой структуры, выполняющей методические функции.

    Направить программу для рассмотрения Экспертным советом министерства образования и науки Самарской области по электронному адресу golub@.

После чего программа:

    Будет рассмотрена на заседании Экспертного совета или методической структуры учреждения дополнительного профессионального образования, получившего такой заказ от министерства образования и науки Самарской области.

В случае одобрения программы:

    На ее основе будет сформирована рамочная программа и предложена для реализации всем образовательным учреждениям региона в общем перечне рамочных программ.

    Учитель получит право реализовывать свою программу в качестве рабочей программы, созданной на основе рамочной программы, входящей в региональный перечень.

Авторские программы, посвященные той группе социально-профессиональных ролей, которая оказалась охваченной существующим набором рамочных программ, к рассмотрению Экспертным советом министерства образования и науки Самарской области не принимаются.

Приложения: 1. Список рамочных программ предпрофильных курсов.

2. Рамочные программы предпрофильных курсов.

Общие требования к организации преподавания предпрофильных курсов

Место предпрофильных курсов в учебном плане и объем нагрузки учащегося

Обязательные предпрофильные курсы по выбору

Базисный учебный план Самарской области 2005 года отводит 70 (68 для 34-часовой недели) часов на изучение обязательных предпрофильных курсов по выбору учащегося отдельной строкой.

Требования к программам предпрофильных курсов задают объем каждого курса 17 +\- 2 часа.

Это означает, что учащийся должен освоить 4 предпрофильных курса по выбору, а общий объем его нагрузки должен составлять не менее 68 часов.

Дополнительные предпрофильные курсы по выбору

При желании учащегося общее число часов на освоение предпрофильных курсов может быть увеличено за счет выбора дополнительного (пятого, шестого) курса. Этот случай рассматривается как дополнительная образовательная услуга, которая предоставляется образовательным учреждением по решению администрации при наличии соответствующих (в первую очередь организационных) ресурсов. Такая дополнительная услуга может быть как платной (в этом случае она оформляется также, как любая другая платная образовательная услуга), так и бесплатной (в этом случае она оформляется заявлением учащегося с визой родителей «не возражаю»).

В последнем случае администрация образовательного учреждения освобождается от жестких обязательств учитывать дополнительные интересы учащегося при составлении общего расписания. То есть возможность посещать два курса одновременно предоставляется ученику только при наличии организационных возможностей.

Формирование индивидуального набора предпрофильных курсов, осваиваемых учащимся

Предложение образовательного учреждения

Образовательное учреждение должно предложить учащимся для выбора набор курсов, охватывающий ВСЕ возможные сочетания видов деятельности и объектов воздействия. При этом как конкретный перечень, так и число предлагаемых курсов могут отличаться в разных образовательных учреждениях.

Разница в числе предлагаемых разными образовательными учреждениями курсов объясняется тем, что некоторые курсы охватывают своим содержанием несколько сфер человеческой деятельности или несколько видов деятельности. В этом случае при организации рефлексии в рамках психолого-педагогического сопровождения особенно важно обращать внимание учащегося на то, что преимущественно вызывало его интерес или в какой деятельности он был наиболее успешен.

Таким образом, ученику должно быть предложено ИЗБЫТОЧНОЕ число курсов для выбора.

Действия администрации образовательного учреждения по формированию предложения, отвечающего требованиям к содержанию

На этапе формирования предложения администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсов и отвечает на вопросы:

    какие курсы могут быть реализованы силами педагогов школы,

    имеется ли в школе материально-техническая база для реализации этих курсов.

Если ответ на один из этих вопросов отрицательный, следует определить, можно ли обеспечить предложение соответствующего вида деятельности или сферы деятельности в рамках другого курса.

Если администрация приходит к выводу, что этого сделать нельзя, необходимо предпринять следующие шаги:

    провести предварительные переговоры со специалистом (учитель \ преподаватель другого образовательного учреждения, действующий специалист), который мог бы быть нанят, если учащиеся выберут данный курс,

    провести предварительные переговоры с администрацией учреждения начального \ среднего профессионального образования, дополнительного образования, другого общеобразовательного учреждения, необразовательной организации, которые располагают соответствующей материально-технической базой и могли бы предоставить ее, если учащиеся выберут данный курс,

    провести предварительные переговоры с администрацией другого общеобразовательного учреждения, которая планирует предложить данный курс своим учащимся, располагая соответствующей кадровой и материально-технической базой, о возможностях присоединения группы учащихся к учащимся этой школы для освоения конкретного курса.

Форма

Важно, чтобы учащиеся уже перед первым выбором имели полную и достоверную информацию обо ВСЕХ курсах, которые им предлагаются. Поэтому необходимо:

    организовать устную презентацию курсов -

например, в рамках классного часа; при этом важно, чтобы презентацию курсов делали их будущие преподаватели, чтобы девятиклассники сразу смогли задать интересующие их вопросы и получить ответы;

    предложить учащимся и родителям информационный продукт, содержащий информацию по всем курсам, предлагаемым к выбору -

это может быть информационный стенд, брошюра, находящаяся в библиотеке или розданная учащимся; важно, чтобы на протяжении всего года обучения учащиеся имели возможность обращаться к этой информации.

Таким образом, предложение курсов делается один раз – в начале учебного года – и действительно на протяжении всего учебного года.

Выбор учащегося

Первый выбор

Учащийся формулирует свой первый выбор, заполняя опросный лист, на котором перечислены все курсы и сформулировано предложение отметить четыре из них цифрами 1, 2, 3, 4 по мере убывания своего предпочтения. Таким образом, в рамках первого выбора ученик намечает все четыре обязательных предпрофильных курса по выбору.

Второй выбор

Второй выбор организуется после освоения всеми учащимися одного предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.

В рамках второго выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить три курса цифрами 1, 2, 3. Это могут быть совершенно другие курсы по сравнению с выбором, отраженным в первом опросном листе. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой первоначальный выбор. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам первого выбора и опросный лист как два отдельных документа.

Третий выбор

Третий выбор организуется после освоения всеми учащимися второго предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.

В рамках третьего выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить два курса цифрами 1, 2. Это могут быть совершенно другие курсы, по сравнению с выбором, отраженным как в первом, так и во втором опросном листе. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой выбор, определить для себя ранее не выбиравшийся курс или вернуться к первоначальному выбору. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам второго выбора и опросный лист как два отдельных документа.

Четвертый выбор

Четвертый выбор организуется после освоения всеми учащимися третьего предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.

В рамках четвертого выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить два курса знаками «!» и «?». Знак «!» означает выбор ученика, знак «?» означает согласие изучать данный курс, если его выбор не может быть удовлетворен из-за малого количества учащихся, выбравших данный курс.

Оба знака могут стоять как в соответствии с предыдущими решениями, так и около совершенно других курсов. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой выбор, определить для себя ранее не выбиравшийся курс или вернуться к первоначальному выбору. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам третьего выбора и опросный лист как два отдельных документа.

Действия администрации образовательного учреждения по удовлетворению запроса учащихся на предпрофильные курсы

Администрация формирует группы для изучения предпрофильных курсов на основании опросных листов (анкет), в которых учащиеся сформулировали свой выбор.

После первого выбора у администрации оказывается самый широкий простор для комбинаций, после четвертого она оказывается в самых сложных условиях. Поэтому имеет смысл формировать меньшее число более наполненных групп после первого выбора и большее число менее наполненных групп после четвертого.

Решение о формировании групп принимает администратор, курирующий предпрофильную подготовку. Единственным ограничением является принцип: до третьей серии курсов включительно ученик НЕ ДОЛЖЕН быть направлен на изучение курса, который он не выбирал. При этом он МОЖЕТ быть направлен на изучение курса, приоритет которого для ученика не первый.

Нормативно-правовая база предпрофильной подготовки . Факторы эффективности предпрофильной подготовки : кадровое и материально... у обучающихся представления о смысле и назначении профессиональной деятельности преподавателя, психолого-педагогическом...

  • Саламатов артем аркадьевич экологизация экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения

    Автореферат диссертации

    ... предпрофильной подготовки школьников). Раскрыто содержание экологизированной экономической подготовки старших школьников, реализуемое на уровнях предпрофильной подготовки ... : – общие положения, поясняющие назначение концепции ЭЭП старших школьников в...

  • национальный фонд подготовки кадров

    Автореферат диссертации

    ... ; усиления языковой подготовки учащихся; усиления подготовки учащихся в области... а более специализированного, проиводственного назначения должен использоваться в школе, ... и содержания образования, организацию предпрофильного обучения в выпускном классе, ...

  • Приоритетный национальный проект «образование» (3)

    Документ

    Области». Утверждение Положения о порядке назначения и выплаты персональных стипендий Волгоградской области... утверждении нормативных документов по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях...