Формирование познавательных ууд на логопедических занятиях. Формирование коммуникативных ууд на логопедических занятиях средствами информационно-коммуникационных технологий. Обоснование актуальности проекта

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками»

Срок выполнения проекта: 2015/2016

Разработчик проекта: учитель-логопед

Аннотация

Раздел I.ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта

Объект проектирования

Предмет проектирования

Гипотеза проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы и механизм реализации проекта

Ожидаемые результаты проекта /индикаторы, показатели, значения/

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта

Перспективы развития и реализации проекта

Список использованных нормативных документов и источников информации

Приложение

Аннотация

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Формирование УУД в образовательном процессе может осуществляться в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда имеет большие возможности по формированию УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Анализ методических публикаций по логопедии позволяет сделать вывод, что в них пока недостаточно освещена проблема формирования УУД на логопедических занятиях в соответствии с требованиями ФГОС.

Новизна проекта заключается в комплексном использовании уже апробированных методик и современных образовательных технологий по формированию у учащихся УУД (познавательных, коммуникативных и регулятивных) в практике школьного логопеда.

Технологичность проекта : Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

Личностный;

Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

Познавательный;

Коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, познавательных УУД).

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом:

Чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей,

Чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия,

Чтобы ребенок мог работать в группе, вести диалог – взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Объект проектирования: Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной и письменной речи.

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься в школе, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Предмет проектирования: Универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные:

Формулировать тему и цели урока;

Составлять план решения учебной проблемы;

Работать по плану, корректировать свою деятельность;

Оценивать свою и работу товарищей;

Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные:

Принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;

Излагать содержание прочитанного текста;

Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Рассуждать.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения;

Формулировать и аргументировать свою позицию;

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть различными видами монолога и диалога;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Гипотеза проекта: Использование методических разработок логопедических занятий позволит повысить эффективность логопедической работы по формированию УУД у учащихся.

Цель проекта : создание методических разработок по формированию УУД у младших школьников на занятиях учителя-логопеда.

Задачи проекта:

1.Изучить периодическую литературу по формированию УУД, современным технологиям и о применении их в логопедической практике.

2.Обобщить материалы по традиционным и инновационным технологиям, универсальным учебным действиям и представить в виде технологической схемы для использования в формировании УУД у младших школьников на логопедических занятиях.

3.Разработать блоки логопедических занятий с учетом формирования УУД у учащихся начальных классов.

Раздел II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Этапы и механизм реализации проекта

1.Этап: Диагностический

Задачи:

Анализ и постановка проблемы;

Изучение литературы по проблеме.

2.Этап: Прогностический

Задачи:

Постановка цели, задач в рамках проекта;

Разработка проекта.

3.Этап: Практический

Задачи:

Внедрение проекта в коррекционно-развивающий процесс;

Разработка методического комплекса по проекту;

Диагностика первичная;

Корректировка проекта.

4.Этап: Обобщающий

Задачи:

Подведение итогов внедрения;

Оформление результатов работы по проекту;

Дальнейшая реализация проекта в коррекционно-развивающую работу;

Распространение опыта.

Диагностика вторичная.

5.Этап: Внедрения

Задачи:

Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;

Распространение опыта.

Ожидаемые результаты:

Создание методических разработок по формированию УУД у младших школьников на логопедических занятиях учителя-логопеда;

Овладение учащимися младших классов УУД, соответствующим возрасту, психологическим возможностям и требованиям ФГОС.

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта:

Технология объяснительно-иллюстративного обучения,

ИКТ-технологии, игровая технология,

Технологии здоровьясберегающие.

Перспективы развития и реализации проекта:

Планируется :

Продолжить работу по насыщению проекта новыми методическими разработками;

Разработать карты диагностики уровня сформированности УУД у учащихся младших классов;

Использовать опыт работы в своей дальнейшей деятельности;

Распространить опыт работы в профессиональной среде.

Список использованных нормативных документов и источников информации

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М., Просвещение, 2011.

2. Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., Просвещение, 2008.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические приёмы для формирования УУД на логопедических занятиях с младшими школьниками

Применяемые на логопедических занятиях технологии:

Игровые технологии,

Здоровьесберегающие технологии,

Технология проблемного обучения,

Технология дифференцированного подхода,

Технология самостоятельной работы,

Технология разноуровневого обучения,

ИКТ-технологии,

Элементы исследовательских технологий.

В рамках этих технологий с целью формирования универсальных учебных действий используются следующие методические приёмы:

- Логопед ставит цели занятия и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник занятия”;

Обращает внимание на развивающую ценность любого задания;

Отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами;

Показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

Привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала;

Обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе;

-​ оценивает не только сам, но и позволяет детям участвовать в процессе оценивания; в конце выполнения задания, в конце занятия вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, чего достигли, а чего нет;

На занятии уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их умению находить и исправлять ошибки, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, логопед показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки;

Учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации;

-​ обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;

-​ обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий;

-​ учит детей планировать и прогнозировать свои действия;

-​ всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально, главное – уметь учиться на ошибках;

Учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;

-​ учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать;

Учит разным способам выражения своих мыслей, искусству отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

-​ учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;

Дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;

-​ создает проблемную ситуацию в процессе целеполагания;

Использует схемы, алгоритмы, которые позволяют обучающимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности;

-​ предлагает задания по аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос);

Логопед и дети вместе решают возникающие учебные проблемы.

Примеры упражнений, направленных на формирование УУД у младших школьников

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните домовёнку Кузе»

Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2. «Письмо с пропусками»

Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.

Цель: Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!»

Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1).В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2).В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж
.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1.«Расскажи о звуке по плану-схеме

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий» .

Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

Задание к упражнению по русскому языку содержит несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3.«Составьте алгоритм».

Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки :

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова. Рис.2.

1.«Возвращение к началу».

Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки .

(I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.(Приложение) Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки.

(II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений.

(III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.

Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1.«Линейка достижений».

Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. Карта самонаблюдений.

Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Старался писать без ошибок

Проверял свою работу

Следил за осанкой и правильной посадкой

Работал внимательно

Писал аккуратно, разборчиво

Соблюдал чистоту и порядок в тетради

Соблюдал дисциплину

Работал активно, поднимал руку

3.«Лесенка успеха».

Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Рис.3. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Литература:

1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

2.Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.

3.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

Формирование

универсальных учебных действий

на логопедических занятиях

в условиях введения ФГОС

Докладчик: учитель-логопед

Высшей -квалификационной категории

Кошкина С.С.

С 1 сентября 2011 года учащиеся 1-х классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьёзных требований не только

    к предметным результатам обучающихся,

    но и к личностным ,

    и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Личностные и метапредметные результаты составляют (далее УУД).

Стихийность развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения:

    в несформированности учебно-познавательных мотивов,

    трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признаёт целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

В широком значении термин «универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностный ;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции );

3) познавательный ;

4) коммуникативный .

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегрированными характеристиками образовательного процесса.

Обучающиеся с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.

Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой.

В рамках данного подхода, коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи обучающихся.

коррекционно-воспитательной работы

(ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)

I .1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

1) устойчивости внимания;

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

3) способности к запоминанию;

4) способности к переключению;

5) навыков и приёмов самоконтроля;

6) познавательной активности;

7) произвольности общения и поведения;

II .1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда

I .2 Формирование полноценных учебных умений:

1) планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

II .2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

5) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

7) подведение итогов занятия;

8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

В логопедической практике достаточно чётко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. Однако, при введении ФГОС, в большей мере необходимо обратить внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе и т.д.

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию.

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребёнка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приёмов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, чётко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед даёт ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2. «Письмо с пропусками» Логопед даёт задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звёздочку. Приём способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить её «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и чётко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчёркиваются все Ц.

Чёрная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертёж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия

по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жёсткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1. «Расскажи о звуке по плану-схеме».

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий» . Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3. «Составьте алгоритм». Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи.

Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и чёткий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками :

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль.

Обучающиеся с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы обучающихся целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребёнка сосредоточенно на поиске специфических ошибок и недочётов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм;

II этап – поиск орфографических ошибок в слове;

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребёнку выделить слово из текста и сосредоточить на нём своё внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.

1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы её найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялочкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялочки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к чёткому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.

Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при её отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений (III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребёнком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребёнок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остаётся необнаруженной, логопед вместе с ребёнком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать

результаты своей деятельности.

Важными секретами успешной учёбы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребёнка желания учиться можно использовать разнообразные приёмы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов возможно использование линейки достижений и лестницы успеха.

Линейки достижений помогают ребёнку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба . Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребёнку даётся карточка, например, такого содержания:

Ученик ставит отметку-чёрточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведётся самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учёбе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Дата

Я на занятии

Старался писать без ошибок.

Проверял свою работу.

Следил за осанкой и правильной посадкой.

Работал внимательно.

Писал аккуратно, разборчиво.

Соблюдал чистоту и порядок в тетради.

Соблюдал дисциплину.

Работал активно, поднимал руку.

3. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдаёт логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.

Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают своё письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с речевыми нарушениями (в частности с ОНР), направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок). Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Выступление на муниципальном семинаре:

«Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Учитель-логопед Васиченко Л.А.

п.Михайловка

Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии

Моя работа учителя-логопеда впервые нашла своё практическое применение в дополнительном образовании сравнительно недавно – около трёх лет назад. Созданное нами объединение «Речевичок» представляет собой коррекционно-развивающий процесс для детей дошкольного возраста с речевыми проблемами. (см слайд №1)

Именно в этот период изменились требования в системе образования, они стали на порядок выше. Все ступени начального общего образования переходят на обучение по новому образовательному стандарту. Дополнительное образование является теперь частью непрерывного образовательного процесса. Тем самым, работа объединения «Речевичок» наряду с главной задачей-преодоление речевых трудностей каждого ребёнка в рамках ФГОС предусматривает и решение таких важных задач, как:

    Обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в дальнейшем – в школе;

    Улучшать условия для развития ребёнка;

    Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным , и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда в системе дополнительного образования имеет большой потенциал в формировании УУД.

В моей работе особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками. Если мы поможем ребенку в дошкольном возрасте сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то мы непременно поможем сформировать у него способности к регуляции поведения и собственной деятельности, к познанию окружающего мира.

Дети с нарушениями речи имеют не только речевые, но и психологические особенности, а это сильно затрудняет формирование у них УУД. Воспитанники недостаточно понимают обучающие задания, указания, мои инструкции, с трудом владеют терминами, испытывают трудности в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе работы, у детей недостаточно развита связная речь, беден словарный запас. В связи с этим, я как специалист в своем деле, просто обязана помочь нуждающимся детям и их родителям в проблеме, а именно – научить говорить правильно.

В своей логопедической практике на начальном этапе внедрения ФГОС можно четко проследить формирование УУД по некоторым направлениям:

    Так направление по развитию психологических предпосылок к обучению (слухового и зрительного внимания, памяти, концентрации внимания, мышления) предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД . (см.слайд №2)

Дети с нарушениями речи часто выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают педагога, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД (см.слайд №3):

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную инструкцию:

    «Будь внимательным!»

Этот вид упражнения может содержать различные варианты заданий

В начале занятия: «Сейчас сядет на место тот, чьё имя начинается на звук А, затем – на звук М, и т.д.»

В качестве разминки: «Попрыгайте на двух ногах столько, сколько слогов в слове МАШИНА, сделайте наклон туловища влево столько, сколько слов в предложении ЦЫПЛЕНОК ВЫЛУПИЛСЯ ИЗ ЯЙЦА и т.п.

Графическое выполнение упражнения: среди разных фигур зачеркни в каждой строчке ТРЕУГОЛЬНИК; с усложнением: треугольник и КРУГ и т.п.

Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове. (Так, звук Р в слове РОЗА занимает 3-е место) (см.слайд № 4)

    «Слушай и считай» (см.слайд №5)

На полянке у дубка

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов?

    Закончи стихотворение , вставляя слова со звуками П и Б в начале слова:

УЖ давно забылись лютые морозы,

Распускают почки белые … .

Мы посеем зёрна,

Пусть заколосится

На широком поле

Спелая … .

    «Что лишнее» или «4-ый лишний » (см.слайд №6)

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану (см.слайд №7):

    «Расскажи о звуке по плану-схеме»

Через 1–2 занятия алгоритм характеристики звука заменяется схемой. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

    Опиши предмет по опорным карточкам-схемам . (см.слайд №8)

    «Определи порядок картинок» .

    При развитии речемыслительной деятельности по активизации словаря, грамматического строя речи на разные лексические темы (времена года, одежда, мебель, профессии человека, части тела человека, семья и др.) можно говорить о формировании познавательных УД . (см.слайд №9)

Пример упражнений, дидактических игр на активизацию словаря, понятий, терминов:

Работа проводится на наглядном материале

    Назови явления природы и разложи по временам года;

    Образование относительного прилагательного – из чего сшита одежда – какая? (из кожи – кожаная, из шерсти – шерстяная, из меха – меховая, и т.п.);

    «Кому что нужно для работы» (выбираем для каждой профессии необходимые инструменты);

    Обыгрывание ролевых ситуаций. Называние слов-действий по профессиям: Кто что делает?

    задание «Скажи наоборот» может использоваться на разные темы: Состояние человека (Девочка грустная, а мальчик весёлый). Описание овощей или фруктов (Огурец овальный, а помидор круглый); (см.слайд №10)

    Разложи предметы по видам (классификация предметов), например: одежда – обувь – головные уборы, по форме (круглые – квадратные – овальные) и т.п.

    Направление в работе по коррекции звукопроизношения, закреплению правильного звукопроизношения в речи ребёнка; развитию умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, текущей темы (День защитника отечества, День семьи и другие темы, приуроченные к памятным историческим или социальным, культурным событиям), развитие диалогической и повествовательной речи - предусматривает формирование коммуникативных УД. (см.слайд № 11)

    артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке»,

    речедвигательная гимнастика (сопровождение речью движений, с музыкальным сопровождением – логоритмика по методике Е. и С. Железновых); (см.слайд № 12)

    обыгрывание мини-этюдов, диалогов, сюжетно-ролевые игры. (см слайд № 13)

В свои занятия стараюсь включать различные методики, которые соответствуют новым стандартам и требованиям. Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения этих технологий. Наряду с обучающими технологиями: традиционными и нетрадиционными, я использую здоровье сберегающие технологии.

Здоровье сберегающие образовательные технологии помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг: «Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа: кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков, пальчиковый театр). (см.слайд №14, 15)

В этом году стала применять метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

«Движение – это тоже речь, выраженная сущность ребенка» по Л. Генераловой. Именно поэтому в своей работе я не оставляю без внимания логопедическую и фонетическую ритмику. Использую ее как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Имею арсенал игр и игровых упражнений: дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, психогимнастика. Главное свойство этих методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Замечательные слова для педагогики нашего времени высказал известный психолог Л. С. Выготский: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Именно эти слова на сегодняшний день имеют огромную значимость, так как в рамках ФГОС основным принципом в структуре общеобразовательных программ является принцип интеграции образовательных областей, в этих условиях обучение становится организованнее и эффективнее. При планировании мной индивидуально-групповой деятельности область «Коммуникация» очень хорошо интегрируется с образовательными областями «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Чтение художественной литературы» и т. д. (см.слайд №16)

Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационно – коммуникационные технологии. Применение программ информационных технологий на логопедическом занятии позволяет разнообразить работу по формированию и развитию языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

Итог выступления: На данном этапе своей работы я ещё не в полной мере постигла азы ФГОС-ов, моя программа по Развитию речи дошкольников, возможно, не на должном уровне соответствует программам Образовательного стандарта, но в своей работе я стараюсь развиваться в данном направлении, нахожусь в постоянном поиске. Но, самое главное, стараюсь как можно больше применять интересного, творческого в работе по коррекции и развития речи ребёнка, чтобы помочь ему стать полноценным членом общества.

Источники:

    Программа ФГОС НОО

    Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи/ авт.-сост. С.Ф.Рыжова. – Волгоград: Учитель, 2013.

    Интернетресурсы

    Копилка дидактического, демонстрационного материала.

Презентация

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься с логопедом общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей, которые затрудняют формирование у них УУД в рамках реализации ФГОС НОО. В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия, к которым относится моделирование - это преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая). К такому виду моделирования можно отнести использование графических диктантов на логопедических занятиях в школе.

Данная статья содержит материал о том, что такое графические диктанты, как их выполнять, какие требования предъявляются к данному виду работы, что понадобится для занятий и как сделать так, чтобы ребенок хотел выполнять графические диктанты. Представлены разнообразные формы работы с написанным диктантом: работа не только с рисунком, но и работа с названием, получившегося изображения на уровне звука, буквы, слога, слова. А также разные виды штриховки рисунка, творческие минутки: раскрасить, дорисовать рисунок, придумать рассказ или сказку о нарисованном герое. После проведённого диктанта, осуществляется итоговый самоконтроль. Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Статья сопровождается презентацией.

Статья

С 2011 года ученики нашей школы начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (УУД). Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД.

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься с логопедом общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей, которые затрудняют формирование у них УУД. В результате наблюдается:

  1. недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  2. трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный .

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Именно к этой группе, относится та работа, которую я провожу уже в течение 6 лет. Это использование графических диктантов на логопедических занятиях в школе.

Графические диктанты . Что это такое? Это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Думаю, что эта форма работы для всех вас хорошо известна и не нова. Почему именно эта работа меня так заинтересовала? Во-первых, ФГОСы направляют нас на формирование у учащихся именно учебных действий: планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе и т.д. Эти задачи очень хорошо реализуются посредством написания графических диктантов. Развивается умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию, умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану, умение осуществлять итоговый самоконтроль и самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Во-вторых, практика коррекционной работы с детьми с нарушением письменной речи показывает, что у многих из них возникают следующие проблемы: сложности в определении правых и левых частей, в понимании схемы собственного тела и стоящего напротив, неспособность верно оценить пространственное расположение объектов, трудности графического обозначения направлений. Таким образом, в содержание логопедической помощи учащимся с нарушением письменной речи необходимо включать работу по коррекции их пространственной ориентировки. Пространственная последовательность звуков и слогов, составляющих слово, а также слов во фразах имеет важное значение для формирования навыков письменной речи. Соответственно, задания, направленные на уточнение и развитие пространственных представлений, способствуют развитию звуко-слогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи. Только при определённом уровне развития у детей пространственных представлений они более успешны в дальнейшем усвоении знаний и умений по всем предметам.

Кто-то может возразить, что ребенок не компьютер и не должен быть бессловесным исполнителем, но согласитесь, что умение слушать и слышать важное качество, которое необходимо не только в учебе, но полезно и в жизни.

Графические диктанты

Все графические диктанты помогают детям расширить кругозор, научиться ориентироваться в тетрадке, увеличить активный словарный запас, познакомиться с различными способами и вариантами изображения предметов. Регулярные непродолжительные занятия с графическими диктантами развивают пространственное воображение и мышление, внимательность, координацию движений, мелкую моторику пальцев, усидчивость и многое другое.

Как их выполнять?

Каждый графический диктант сопровождается скороговорками, загадками, стишками, пальчиковыми играми. Выполнять графические диктанты можно в двух вариантах.

Вариант 1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

Вариант 2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем разными способами сравнивает результат с образцом.

В заданиях количество клеток обозначено цифрой, а направление – стрелкой. Запись такого вида:

Обязательно задаётся начало работы точкой (это старт), а к финишу приходит сам ребёнок. При правильном выполнении инструкций финиш обязательно совпадает со стартом.

Все графические диктанты должны проводиться от простого к сложному. Стоит выполнять задания по порядку, чтобы ребёнок постепенно привыкал и у него все получалось.

Что понадобится для занятий?

Вам понадобится тетрадка в клеточку (мы используем половинки тетрадей). Для дошкольников хорошо, если клеточка будет покрупнее. Это позволяет снизить нагрузку на глаза.
Совет из личного опыта: не выбирайте (во всяком случае, для малышей) тетради с очень белыми и очень гладкими листами. Это напрягает глаза. Кроме того, листы тетради отсвечивают и дают блики, которые вредны для глаз! Большие изображения на листе с крупной клеткой не поместятся, тогда нужно взять стандартную тетрадь.

Также необходим простой карандаш и ластик, чтобы можно было стереть линию в случае ошибки.

Как сделать так, чтобы ребенок хотел выполнять графические диктанты?

Очень важно, чтобы во время любых занятий (не только графических диктантов) у ребенка было хорошее настроение, а у взрослого – доброжелательное отношение. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому старайтесь не ругать детей. Если что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите и никогда ни с кем не сравнивайте.

Требования к проведению графического диктанта

Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут для детей 5 лет, 15-20 минут для детей 5-6 лет, 20-25 минут для 6-10 лет.

Обратите внимание на посадку во время выполнения диктанта, на то, как дети держат карандаш. Покажите, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если кто-то плохо считает, помогайте отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с детьми о том, что есть разные направления и стороны. Покажите, где право, где лево, где верх, где низ. Вспомните, что значит слово “по вертикали”, как будут располагаться линии в этом случае.

Обратите внимание детей, что у каждого человека есть правая и левая сторона, что та рука, которой они, кушают, рисуют и пишут – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая. Если необходимо, можно использовать шнурки, браслеты, резинки, которые одеты на правую руку для зрительного контроля.

После этого можно открывать тетрадь и учить ориентироваться на листе бумаги. Покажите, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Можно пометить в тетради на полях правую и левую сторону.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Формы работы

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Работу с графическим диктантом можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Когда дети нарисуют рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.
Если, например, рисуете животное, поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у детей, какие отличительные особенности у животного, которого они нарисовали. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

  1. можно взять в руки мяч и, ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговоривая скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог;
  2. можно проговоривать скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую;
  3. можно проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладошками;
  4. можно проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы дети видели и повторяли движения за вами.
Это основные правила проведения графического диктанта.
Мы на занятиях разнообразили формы работы с написанным диктантом: проводится работа не только с рисунком, но и работа с названием, получившегося изображения на уровне звука, буквы, слога, слова.
А также разные виды штриховки рисунка. Присутствуют творческие минутки: раскрасить, дорисовать рисунок, придумать рассказ или сказку о нарисованном герое.

После проведённого диктанта, осуществляем итоговый самоконтроль и учимся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Может предъявляться образец на доске, на картинке, в презентации, нужно сравнить и оценить свою работу. Можно использовать элементы наложения шаблона.

Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Этот способ развития необходимых навыков - игровой на все сто процентов. Очень хорошо рекомендовать эти задания родителям для летнего периода – это вообще находка. Можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия.

Данные задания можно использовать на различных уроках в школе. В том виде как они представлены выше, например, на уроках математики в начальной школе кроме основной цели - развития внимания, дополнительно с целью развития ориентировки в пространстве учащихся. На уроках математики в среднем звене можно использовать данное задание, например при освоении прямоугольной системы координат, задавая направление линий рисунка математическими координатами. Можно воспользоваться данным типом заданий и на географии или естествознании, знакомя детей с обозначением частей света.

Только в такой системе работы можно добиться хороших результатов!