Что такое буква г. Конспект занятия по исправлению нарушений письменной речи: «Парные звонкие-глухие согласные. Звуки и буквы Г-К. после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный

1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

  • Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .

  • Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :

[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :

[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить .

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], бе­лье - бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

  1. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] - глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш′] - всегда мягкие.

Конспект урока ««. Следующая тема:

Светлана Шкурко
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

Тема : Дифференциация звуков [Г] и [К] . Буквы Г и К .

Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах , словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки ;

учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко- буквенном анализе слов ; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.

Оборудование : звуковая линейка , мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв , цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка » , игрушка кот.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята.

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Доброе утро мне!

Доброе утро тебе!

Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!

Доброе утро, Сашенька.

Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.

II. 1. «Приметы весны» - повторение изученного материала.

Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.

Какое у нас время года?

Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.

Дети- называют приметы весны по цепочке : Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.

Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.

Скажите, сколько в нем слов?

Дети- В этом предложении три слова.

2. «Весенняя песенка» - развитие чувства ритма.

Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.

Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.

3. Игровое упражнение «Подари звук »

Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками .

Подумайте и назовите тихий звук , который издают предметы или явления природы?

Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.

4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук

Текст Движения или статичная поза рук Движения языка

Однажды пальчики пошли в парк : топ -топ, топ - топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме, темпе : указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к полянке - ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На полянке - большое дерево.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу

5. Листья весело играют с ветерком

Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями) .

6. У дерева длинные крепкие корни

Руки «сплетены» в предплечье

Язык напряженно тянется вниз

7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой» . Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» .

Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

5. Дыхательная гимнастика

Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.

Вдох через нос выдох через рот -1раз.

Вдох через нос выдох через рот (трубочку) - 3 раза.

6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка » -фонопедическое упражнение.

Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…

Приготовили правую руку.

Набрали носом воздух.

Приготовили левую руку.

Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.

7. «Назови слово»

Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо

Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука .

А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука .

8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича» .

Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.

Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки» .

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки!

Назовите первый звук в слове ГРИБ .

Назовите первый звук в слове КОТ .

9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики .

- Звуки [Г] и [К] какие ?

- Звуки [Г-К] согласные , парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит» .

10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.

Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.

ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ

кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ

11. «Закончи слово» .

Дети добавляют слог ка или га и называют слово : игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]

При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].

Ка-ка-ка- белая мука,

Га-га-га- зеленые луга,

Ко-ко-ко- не ходите далеко,

Ку-ку-ку- белка на суку.

Гу-гу-гу- гуси на лугу.

13. «Слова наоборот»

Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот» .

Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный. Длинный- короткий.

Редкий- густой.

Мелко- глубоко.

Шершавый- гладкий.

Начало- конец. Умный- глупый.

Звонкий- глухой.

Прямая- кривая.

Продать- купить.

Страшный- красивый.

14. Игровое упражнение «Где находится звук

Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

Где ещё может находиться звук ?

Логопед размещает на доске звуковую линейку .

Рассмотрите картинки.

Определите, где находится звук [Г] или [К] .

15. Физминутка «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики :

прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут : топ, топ, топ!

Весело хохочут : ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные) .

16. «Буквы спрятались » - профилактика дисграфии.

Очень нравится Котофеичу с вами играть.

Вы такие умные, смышлёные.

Посмотрите внимательно на этот рисунок.

Назовите буквы , спрятанные на этом рисунке.

А- О- К- Ш- Л.

Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово , но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.

Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?

17. «Составить слово» , звуковой анализ слова .

Из этих букв выложите слово .

Дети- ШКОЛА.

Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова .

Катя, какое слово у тебя получилось?

Паша, а ты какое слово выложил?

18. «Составить и «записать» предложение».

Рассмотрите картинку.

Кто на ней нарисован?

Что на ней нарисовано?

Придумайте предложение к этой картине.

КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.

Сколько слов в этом предложении?

- «Запишите» это предложение.

Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.

Назвать первое/ второе/ третье слово.

Обозначьте первое слово в предложении.

Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы .

Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.

Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.

Назовите самое короткое слово. С.

19. Знакомство с буквой .

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г . ***

К одною лапкой пляшет,

А другою лапкой машет,

И при этом буква К

Будто усики жука.

Из скольких элементов состоит буква Г ?

Какие это элементы?

Из скольких элементов состоит буква К ?

Какие это элементы?

Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.

20. «Ребус»

ГРОЗА КРОТ

21. Развитие графических навыков.

Пропишите букву Г и К .

22. Подведение итогов.

Цель: дифференциация звуков [Г] – [К], [Г"] – [К"] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.

1. Коррекционно-образовательные:

различать звуки [Г] – [К], [Г"] – [К"] на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
  • дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
закреплять навык звукового анализа и синтеза; закреплять образ букв;
  • учить образовывать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы:

к, ик, очк, чик

формировать связную речь при составлении описательного рассказа.
  • закреплять умение учащихся пользоваться опорами: схемами, символами, таблицами, электронным репетитором “Символ-тест”.

2.Коррекционно-развивающие:

развивать общую моторику, согласовывать движения и речь; развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление; развивать фонематические процессы;

3.Коррекционно-воспитательные:

  • создавать ситуацию успеха;
  • стимулировать речевую активность;

Оборудование:

маршрутные карты на каждого учащегося, индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [Г] - [Г"],

[К] - [К"], схемы звуков и букв, “Звуковая дорожка”, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; карточки букв, таблица цифрового кода, электронный репетитор “Символ-тест” (на каждого ребёнка), презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, тетради.

Ход занятия

Организационный момент

Учащимся предлагается маршрутная карта, в которой цветными стрелками и дорожками обозначен путь движения выполнения заданий. Но прежде чем начать следовать по маршруту, необходимо подготовиться.

Артикуляционная гимнастика

Трубочка

Лопаточка

– иголочка

– качели

Большие качели

– грибок

Характеристика звуков

(артикуляционный профиль на слайде)

уточнить: - почему звуки [Г] - [Г"]

звонкие?

Почему звуки [К] - [К"] глухие?

Почему звуки [Г] - [Г"],

[К] - [К"] согласные?

Чем отличается звук от буквы? (опора на схему)

Какой буквой на письме обозначаются звуки [Г] - [Г"],

[К] - [К"]?

Дифференциация звуков

Игра “Звуковая дорожка” (на слайде)

Логопед указывает на символ, учащиеся называют соответствующий символу звук. Темп постепенно увеличивается.

Закрепление образа букв

(видеофрагмент)

  • В какую сказку мы попали? (Белоснежка и семь гномов)
  • Какой из изучаемых звуков слышится в слове Белоснежка? ([К] – в середине слова), в слове гном?– ([Г] – в начале слова)

    Логопед: Околдована принцесса.

    Но заклятье можно снять,

    Если каждое задание

    Быстро, чётко выполнять.

    Мы по стрелочкам пойдём

    Знания с собой возьмём.

    Выполним задания

    Исчезнет заклинание.

    Ты к колодцу подойди

    И ведёрко в нём найди.

    Выполнишь задание

    Исчезнет заклинание.

    Оставить в карточке только печатные и письменные буквы Г, К. Остальные буквы зачеркнуть.

    Записать под таблицей столько письменных и печатных букв Г, К сколько осталось в карточке.

    Начертить в тетради график слогов

    Под диктовку: ги, ка, гу, ок, аг, ку, окн, аги, укл, згн, вки, гим, ге

    (проверка на слайде)

    Дикие яблоки найдите

    Там задание ищите.

    Коды, цифры и таблицы

    Расшифруйте, запишите.

    Расшифровать слова с помощью цифрового кода

    (проверка на слайде)

    69, 15, 37 _____________________________

    38, 13, 111 _____________________________

    46, 159, 12 _____________________________

    31, 48 _____________________________

    56, 29, 39 _____________________________

    134, 39 _____________________________

    Телега, голуби, качели, руки, дороги, шаги – получившиеся слова

    Назвать слова, в которых слышится твёрдый звук [К]

    Назвать слова, в которых слышится твёрдый звук [Г]

    Назвать слова, в которых слышится мягкий звук [К"]

    Назвать слова, в которых слышится мягкий звук [Г"]

    Звукобуквенный разбор слова

    (проверка на слайде)

    Буквы правильно вставляй

    В символ - тесте проверяй.

    Электронный репетитор “Символ-тест”

    Вставь пропущенные буквы Г или К.

    (ИВН) _ ру_ и, (КЙЯ) _ор _а, (МДА) – лубни _ а, (ЛЗА) _ алит_ а,

    (ЕНД) ля _ уш _ а, (ОПЩ) _ огодо_ , (БИЭ) _ олюч _ и.

    Дифференциация звуков [ Г] - [Г"], [К] - [К"]

    в предложении

    Пальчиковая гимнастика: Здесь стоит какой-то дом.

    Он пустой? Иль кто-то в нём?

    На двери тугой замок,

    Кто его открыть бы смог? (мы)

    Открыли двери, и попали в комнату.

    • Что находится в комнате?
    • Образовать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

    (к, ик, очк, чик)

    • В комнате находится столик ([К]
    – в конце слова)

    стульчик ([К]- в конце слова)

    диванчик ([К]

    - в конце слова)

    шарики ([К]

    – в середине слова)

    корзиночка ([К] – в начале и в середине слова)

    грибочки ([Г] – в начале и [К"] – в середине слова)

    мячики ([К"] - в середине слова)

    • Записать название предмета, который находится под столиком, слева от столика, над столиком, в корзиночке.
    • Прочитать записанные слова: мячик, стульчик, шарики, грибочки.
    • Выделить в словах изучаемые буквы соответствующим цветом.

    Физминутка

    Кто живёт в домике? (гномы)

    Гномы любят петь и танцевать.

    Кто живёт под потолком? Гном.

    У него есть борода? Да.

    И манишка и жилет? Нет.

    Как встаёт он по утрам? Сам.

    Кто с ним утром кофе пьёт? Кот.

    И давно он там живёт? Год.

    Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь.

    Ну а как его зовут? Скрут.

    Он капризничает, да? Никогда.

    Долгий путь вы все прошли

    Вновь задание нашли

    Текст попробуйте, прочтите

    Белоснежку опишите

    Работа с текстом. Вставить недостающие слова, используя слова для справок

    (на слайде)

    Давным – давно в одном королевстве родилась ____________. Назвали её Белоснежкой, потому что ____________ её была бела, как ____________. Шли годы. Белоснежка росла ______________, доброй девочкой, и все очень любили её.

    У Белоснежки ____________, задумчивое лицо. Добрые, лучистые глаза. У _____________ тёмные волосы. Белоснежка носит простые, старые платья, потому что ___________ заставляет её мыть полы будто служанку. Принцесса очень трудолюбивая: она носит воду из колодца, наводит ___________ в доме гномов.

    Белоснежка любую работу выполняет с ___________.

    Слова для справок: порядок, грустное, глаза, улыбкой, девочки, принцесса, кожа, снег, прекрасной, королева.

    • Какой получился рассказ? – описательный рассказ или повествовательный? (подчеркни правильный вариант)

    Описываются кто? люди, предметы, животные? можно поставить вопросы:

    Какая Белоснежка? Добрая, прекрасная, трудолюбивая,

    Какое лицо у Белоснежки? Белое, как снег.

    Какие глаза? добрые, лучистые.

    Какие волосы? тёмные

    Какая одежда? простая, старые платья.

    Итог урока.

    В какую сказку мы попали?

    Какие звуки выделяли изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте на протяжении всего занятия? Образ каких букв уточняли?

    Какие задания вам наиболее понравилось выполнять?

    При выполнении, каких заданий испытывали затруднения?

    Тема : Дифференциация звуков и букв Г-К.

    Цель : закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.

    Задачи :

      Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях,

    Закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К,

    Дифференциация звуков по звонкости-глухости,

    Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

      Развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи,

    Развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,

    Развитие фонематических процессов.

      Воспитательные – создание ситуации успеха,

    Стимулирование речевой активности,

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, карточки с заданиями, колокольчики, магнитофон.

    Ход занятия:

      Организационный момент – психогимнастика.

    Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!

    Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.

    Давайте начнем наше занятие.

      Основная часть.

      Развитие ПБР.

    Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, которые Вам необходимо собрать.

    Уч-ся собирают разрезную картинку – индивидуально для каждого, дифференцированное задание.

    Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)

    Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и принес много интересных заданий.

      Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).

    Звуковичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику, чтобы на правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, выполняем гимнастику для языка.

      Трубочка-заборчик

      Испеки блин

      Лопатка-горка

      Введение в тему.

    Однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел.

    Ранним утром стадо гусей направлялось к воде важно крича: «Га-га-га».

    А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье: «Ко-ко-ко».

    Кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)

    Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

    Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

    Вспомните, как кричали гуси (ГА-ГА-ГА).

    С какого звука начинается крик гусей (со звука Г).

    Как кричали куры (КО-КО-КО).

    С какого звука начинается крик кур (со звука К).

    Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

      Сравнительная характеристика звуков Г-К.

    Давайте сравним звуки Г –К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

    Возьмите зеркала и положите руку на горлышко.

    Произнесите звук Г.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

    Звук Г – согласный, твердый, звонкий. Вывешивается картинка-символ звука

    Произнесите звук К.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

    Звук К – согласный, твердый, глухой. Вышивается картинка-символ звука.

      «Песенки»

    А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.

    ГА-ГА-КА

    ГЫ-ГЫ-КЫ

    КО-ГО-ГО

    КУ-ГУ-КУ

    КА-ГА-КА-ГА

    ГО-КО-КО-ГО

    ГУ-ГУ-КУ-КУ

      « Отгадай загадки».

    А еще Звуковичок принес нам картинки с предметами, а так же загадки про эти предметы.

    Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается.

      Черный, проворный,

    Кричит «крак» -

    Червякам враг (Грач)

      Кто сидит на ёлке, на суку,

    Счет ведет: «Ку-ку-ку-ку» (Кукушка)

      Шипит, гогочет,

    Ущипнуть меня хочет.

    Я иду, не боюсь.

    Кто же это? Это… (Гусь)

      Клохчет, клохчет,

    Детей созовет,

    Всех под крылья соберет. (Курица)

      Мордочка усатая,

    Шубка полосатая,

    Часто умывается,

    А с водой не знается. (Кошка)

    Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка. Все птицы ж, а она животное).

      Физминутка.

    Вышла курочка гулять.

    Свежуй травки пощипать.

    А за ней ребятки,

    Желтые цыплятки.

    Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,

    Не ходите далеко,

    Лапками гребите,

    Зернышки ищите.

    Съели толстого жука,

    Дождевого червяка,

    Выпили водицы,

    Целое корытце.

      Обозначение звуков Г-К буквами на письме и при чтении.

    А как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)

    Перед нами буква Г

    Стоит подобно кочерге.

    И подобно кочерге,

    Горбит спину буква Г.

    Пропишем букву Г в воздухе пальцем:

    Прописную

    Строчную

    А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)

    На прямую палочку

    Справа села галочка.

    Там поныне и сидит

    Буквой К на нас глядит.

    Пропишем букву К в воздухе пальцем:

    Прописную

    Строчную

      Пальчиковая гимнастика.

    Звуковичок увидел, что Ваши ручки хорошо умеют рисовать, и он просит помочь ему рассказать стихи руками.

    На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик»

    Много зелени кругом. Волнообразные движения рук

    Вот деревья, вот кусты Изобразить руками деревья, кусты

    Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон, который

    Распускается

    Окружает все забор Изобразить пальцами забор

    За забором – птичий двор. Погладить ладонями стол

    Мы ворота открываем Кистями рук показать ворота

    К дому быстро подбегаем Пальцами пробежать по столу

    В дверь стучимся: «тук-тук-тук» Постучать кулаком по столу

    Кто-то к нам идет на стук Ладонь к уху –прислушаться.

      Работа в тетрадях.

    А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них.

    Запишем число,

    Тему урока.

    «Слоговая мозаика»

    Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги

    ГА или КА.

    Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.

    «Наложенные изображения»

    Пока мы с Вами вставляли слоги, Звуковичок получил странные рисунки.

    Внимательно посмотрите на них, назовите предметы, которые Вы видите.

    Определите место звуков Г-К.

    Запишите слова в тетрадь (девочки – названия фруктов, мальчики – названия овощей).

      Упражнения для глаз.

    А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу.

    Проследите глазами за движущимися предметами.

      Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.

    Хорошо в лесу, птички поют. Звуковичок вспомнил чистоговорки и предлагает Вам их повторить. (Хором, после педагога).

    Га-га-га – вышли гуси на луга.

    КА-ка-ка – наша елка высока.

    Го-го-го – не увижу никого.

    Ко-ко-ко – по теченью плыть легко

    Гу-гу-гу – много пчелок на лугу

    Ку-ку-ку – Катя сыпала муку.

      «Составь словосочетания».

    После такой звуковой разминки Звуковичок присел отдохнуть и увидел, как по дорожке спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов правого и левого столбиков.

      « Вставь буква Г-К в стихотворение и прочитай его выразительно».

    Сегодня у нас на уроке был Звуковичок и мы выполняли его задания. Но вот пришло время расставаться. На прощание он решил подарить Вам свое любимое стихотворение, но так торопился написать его, что пропустил буквы Г-К.

    Вставьте в слова буквы, прочитайте стихотворение выразительно.

      Итог занятия. Рефлексия.

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Вывод (что делали, какие звуки различали)

    Оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов

    Спасибо всем!

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

    « Дифференциация букв Г – К и звуков,

    Которые они обозначают »

    Подготовила:

    Кравченко Ольга Валерьевна,

    учитель-логопед.

    Цель: учить различать буквы Г-К и звуки, которые они обозначают.

    Задачи:

    Учить сравнивать звуки [г]- [к] по их артикуляторным и акустическим признакам;

    - дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

    Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;

    Расширять и уточнять словарный запас;

    Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, дикцию;

    Закреплять правописание парных согласных в словах;

    Создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

    Лексическая тема: «Птицы».

    Оборудование: карточки (буквы Г, К, [г], [к], [г’], [к’]), карточки с заданиями, картинки с изображением птиц (зяблик, жаворонок, трясогузка, кукушка, галка, глухарь, иволга, скворец), подставки, картинка иволги для проведения зрительной гимнастики, компьютеры.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    I. Оргмомент.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем их.

    Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше.

    Проверим посадку.

    Руки на месте? (на месте)

    Ноги на месте? (на месте)

    Локти у края? (у края)

    Спина прямая? (прямая)

    Для начала вспомним правила поведения.

    На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).

    Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат).

    Наши головы хорошо и быстро … (думают).

    Наши языки четко и громко … (говорят).

    Дикцию или четкое произношение будем тренировать с помощью скороговорок.

    II. Речевая разминка. Работа со скороговорками.

    III. Введение в тему занятия.

    Послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Как Мишка деда рассердил».

    Пишет Миша-Михаил:

    «Дед Герасим гол забил».

    Все читают, восклицают:

    Ай да старый, гол забил!

    Дать во все газеты дедовы портреты!

    Нет,- сказал сердито дед, -

    Мишкин дайте в них портрет!

    Писал диктовку в школе,

    А думал о футболе.

    Оттого-то КОЛ

    Превратился в ГОЛ,

    И за этот ГОЛ

    Получил он КОЛ.

    В чем ошибка Мишки?

    Какие два значения имеет слово кол?

    Назовите первые звуки в словах кол, гол. ([г], [к])

    На доску вывешиваются карточки со звуками [г], [к].

    Как мы назовем эти звуки?

    Вы догадались, чему мы будем учиться сегодня на занятии?

    Правильно. Молодцы!

    IV. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой.

    Что похожего в этих звуках?

    Чем различаются эти звуки?

    А как проверить, какой звук звонкий, а какой глухой?

    Определите, какой звук звонкий, а какой глухой удобным для вас способом.

    Скажите, у звуков [г], [к] есть мягкие пары или они всегда твердые?

    (На доску вывешиваются карточки [г’], [к’])

    Какой буквой на письме обозначаются звуки [г], [г’]?

    (На доску вывешивается карточка с буквой Г)

    Какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к’]?

    (На доску вывешивается карточка с буквой К)

    Охарактеризуем звуки с помощью значков. (Колокольчики и наушники синего и зеленого цвета).

    V. Дифференциация звуков в слогах и звукосочетаниях.

    Поиграем в игру «Кто внимательный?».

    Если услышите звук [г] стойте на месте, если услышите звук [к] – приседайте.

    Ка, гу, го, ку, га, гры, крю, ига.

    А теперь усложним игру. Если услышите мягкие звуки [г’], [к’] к основному движению добавляйте хлопок.

    Ки, ге, ку, го, ги, кря, еги, ука, уга, еки, юга.

    VI. Работа со словами. Определение местоположения места звука в слове.

    Включается запись «Пение птиц».

    Обратите внимание. Сегодня у нас оформлена выставка. Назовите тему выставки?

    Можете ли вы их назвать?

    А вы знаете, какие из этих птиц перелетные, а какие оседлые?

    Известно ли вам, что птицам посвящен специальный праздник, который называется «Международный день птиц». Это интернациональный экологический ежегодный праздник, который в России является самым известным из «птичьих» праздников. Кто знает, какого числа он празднуется? (1 апреля).

    Вернемся к нашей выставке. Что общего в названии этих птиц?

    Давайте еще раз произнесем названия птиц и определим местоположение изучаемых звуков в слове.

    VII. Зрительная гимнастика.

    Без гимнастики, друзья,

    Нашим глазкам жить нельзя.

    Подготовим наши глаза к письменной работе.

    (учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги; закрывают глаза; следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)

    Птички начали спускаться,

    На поляне все садятся.

    Предстоим им долгий путь,

    Надо птичкам отдохнуть.

    И опять пора в дорогу,

    Пролететь им надо много.

    Вот и родина. Ура!

    Приземляться нам пора!

    VIII. Звуковой анализ слов.

    Поиграем в игру «Шифровальщики». Вы запишите транскрипцию названия птицы, а потом поменяетесь тетрадями и расшифруете слова друг друга. Названия птиц написаны у вас на карточках. Переверните их. Прочитайте. Начали!

    - … , расшифруй слово.

    - … , теперь ты.

    Молодцы! Поменяйтесь обратно тетрадями.

    А я для вас тоже приготовила зашифрованное слово.

    Вешаю на доску карточку [тр’исагуска])

    Расшифруйте транскрипцию и запишите слово буквами?

    Как записали слово? (трясогузка)

    Почему написали Я?

    Почему написали З?

    Можно проверить словом «огузок» - это бедренная часть животного. А еще есть гласная О, которая соединяет два корня. Но об этом вы еще узнаете на уроках русского языка. А сейчас мы это запомним.

    IX. Пальчиковая гимнастика.

    А теперь немножко отдохнем.

    Чтобы буквы красиво писать,

    Будем пальчики мы разминать.

    На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим пальцем – обе руки)

    Птичка трясогузка -

    Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)

    Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательные пальцы в круги около глаз)

    Острый, тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)

    Бегала, скакала, (перебирают пальцами на столе)

    Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)

    Насекомых на лету (показывают руками птичку)

    Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виде клюва, имитируя ловлю насекомых).

    X. Дифференциация букв г-к.

    - Продолжим работу.

    На карточках записано стихотворение. Закройте уши и прочитайте его.

    Работа по карточкам.

    ТРЯСОГУЗКА.

    Прилетела к Вере в гости

    Трясогузка - длинный хвостик.

    То найдёт на грядке семя,

    То спешит куда-то в тень.

    Длинным хвостиком всё время

    Ей покачивать не лень.

    (В. Степанов)

    - … , выпиши слова с буквой Г.

    - … , выпиши слова с буквой К.

    - … , прочитай слова, которые ты выписал.

    Закрываем тетради.

    XI. Правописание звонких и глухих согласных.

    Мы говорили о звуках [г]-[к], [г’]-[к’]. Какие еще парные согласные вы знаете? … , говори твердые пары, а … будет говорить мягкие пары.

    Займите место за компьютером. (Выполняют задания на компьютере)

    XII. Итог занятия.

    Подведем итог. О каких звуках говорили?

    Что вы можете о них сказать? Давайте по очереди будем говорить по одному признаку?

    Вы сегодня молодцы, хорошо справились с поставленными задачами. Я рада вашим успехам. Наше занятие закончено. Спасибо, до свидания!