К мягкий или твердый звук. Согласные звуки и буквы. Всегда твердые звуки в русском языке

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие , звонкие и глухие?» - спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.


Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: "Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, ("Ж", " Ш", " Ц")т. е. те,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент - Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука: " Ч", " Щ", " Й". Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. (" й" будет играть звук смеха)"

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пес ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие . И всем известную игру можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: од еяло и од уванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить с новой буквой и звуком /ц/
  2. Формировать навыки чтения
  3. Способствовать развитию фонетического слуха
  4. Воспитывать доброе отношение к животным.

Ход урока

1) Приветствуя гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне. Садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и заселим ее в один из свободных домиков на нашей ленте букв, а их осталось только пять.

Отгадайте загадку:

Разноцветные сестрички
Весь день гостей встречают,
Нектаром угощают. (Цветы )

Правильно. Вот эти цветы я буду дарить вам за правильно выполненные задания. /Учитель показывает разноцветные цветы, на оборотной стороне каждого цветка напечатана буква/

Произнесем слово « цветы», выделив первый звук.

Какой первый звук? (Ц)

Он согласный или гласный?

Звук /ц/ мягкий или твердый?

Он имеет младшего братца?

Звук /ц/ звонкий или глухой? Можем произнести его без голоса? Слышим только шум, поэтому этот звук… (глухой )

Звук /ц/ парный или непарный.

Итак, что мы узнали о звуке /ц/? Какой он? (Звук /ц/ согласный, твердый, глухой, непарный).

Хорошо, поздравляю, вы получаете первый цветок . /Учитель прикрепляет его на доску/

2) Следующее задание: запомните слова со звуком /ц/, доскажите словечко.

Цветет у птичницы цветок-
Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
(- Цыпленок! )

Какие слова со звуком /ц/ вы услышали? (Цветок, цыпленок, цветет, птичница ).

Что вы можете сказать о словах «цветок», «цветет». (Это однокоренные слова ).

Продолжите ряд: цветок, цветет (зацветать, цветник, цветовод, цветочница… )

Ребята, чем занимается птичница? (Выращивает птиц ).

Каких домашних птиц птичница может выращивать? (Уток, кур, гусей, индюшек ).

Сейчас я превращаюсь в птичницу. А вы в цыплят. Как я должна вас позвать? (Цып, цып, цып)

Цып, цып, цып. Бегите ко мне.

Вы получите зернышко, если назовете слово со звуком /ц/ и скажите, в какой части слова он находится. (Цифра- звук/ц/ находится в начале слова…)

А теперь по местам мои цыплятки, много слов вы знаете со звуком /ц/, получите второй цветок.

3) Звук /ц/ на письме обозначается буквой «Ц». На что похожа буква «Ц»?

Я предлагаю выучить такое стихотворение:

Вот какая буква «Ц».
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.

Выложим букву «Ц» из палочек.

Какую букву выкладываем?

Повторим стихотворение.

А теперь поселим букву «Ц» в домик./Работа с лентой букв. Учитель предлагает поселить новую букву в пустующие домики. Дети, рассуждая, определяют домик для буквы «Ц»./

Пока вы убираете палочки, я прикреплю для вас цветок.

4) Буква «Ц» дружит с гласными буквами, образуя слияния. Давайте прочитаем их.

Какое из этих слов трехсложное? (улица) Почему? (3 слога, З гласные буквы)

Какое из этих слов лишнее? (1 вариант: птицы - множественное число, остальные слова стоят в единственном числе; 2 вариант: юла - нет буквы «Ц», все остальные имеют букву «Ц»)

Подберите схему к слову юла. (Схема № 2) Проверим (Ю-ла, слово состоит из двух слогов; второй слог ударный; первый слог состоит из слияния согласного звука «й» с гласным «у», второй слог - из слияния согласного звука «л» с гласным « а»)

Все выполнили верно. Я дарю вам еще один цветок.

5) А сейчас вы сами составите звуковую схему слова. Какого? Узнаете, отгадав загадку:

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (Цапля )

/Один ребенок у доски, а все остальные на местах делают звуковой анализ слова, составляя звуковую схему./

Сколько всего в слове звуков? (5 звуков)

Звуки обозначаются на письме буквами. Запишем это слово. Откройте кассы букв. (Звук /Ц/ обозначается на письме буквой «Ц»…)

Молодцы. Дарю вам цветок.

Наша цапля стояла на одной ноге. А мы так сможем?

Физминутка

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

6) У буквы «Ц» купив билет,
Мы побываем в цирке.
Там медведь ведет мотоциклет,
А цапли – пассажирки.

Откройте учебник /В.Г.Горецкий» Русская азбука»/ по закладке. Переверните страницу (стр.174)

Рассмотрите иллюстрацию. И ответьте на вопрос: как называется круглая площадка в центре цирка, где дается представление? (Арена)

Расскажите, что происходит на арене? / Звучит музыка « Парад – алле». Затем она приглушается и на ее фоне дети говорят составленные по иллюстрации предложения/

На следующей странице текст. Посчитайте, сколько в нем предложений? (4)

Прочитаем этот текст.

Какое по интонации последнее предложение? (Восклицательное ).

А три предыдущие? (Повествовательные ).

Как озаглавим это текст?

Ответьте на вопросы к тексту:

  • Что делают собачки в цирке?
  • Чем занимаются тигры?
  • Что сказано о медведях?

Ребята, как вы думаете, какими качествами характера должен обладать дрессировщик, чтобы научить животных таким трюкам?

Ребята, кто из вас был в цирке? Расскажите о своих впечатлениях.

Вы получаете очередной цветочек.

Физминутка .

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

7) Очень любил цирк и Самуил Яковлевич Маршак. Он написал интересное стихотворение. Прочитаем его на станице 176. Ребята, какие вам встретились непонятные слова в этом стихотворении?

(Гастролер, канатоходец, жонглер) / Учитель выставляет карточку со словом, дети хором по слогам читают его, затем учитель объясняет значение этого слова/

Гастролер - артист, дающий представления, переезжая из города в город.

Канатоходец - артист, выполняющий номера на высоко натянутом канате.

Жонглер - цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Прочитаем стихотворение С.Я.Маршака еще раз хором.

Молодцы. Вот вам еще один цветочек.

8) Ну, что ж, большую работу вы выполнили на уроке. Об этом свидетельствует большое количество цветов. Сколько их, посчитайте.(7)

С какой новой буквой вы познакомились на уроке?

Сколько звуков она обозначает? Назовите его.

Дайте характеристику звуку /ц/

Я вам открою секрет. Цветы наши необычные, волшебные./ Учитель переворачивает каждый цветок по очереди. / На каждом из них есть буква. Прочитайте, какое слово из цветов получилось? (МОЛОДЦЫ)

Да, вы сегодня молодцы. Все хорошо работали на уроке.

Карточки - твердые и мягкие согласные звуки

В продолжение поста "Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов" предлагаю вам новый материал - карточки с твердыми и мягкими согласными звуками.

Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими, когда твердыми.

Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкие


Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м"], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ", например: [м"].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] - [б"]
[в] - [в"]
[г] - [г"]
[д] - [д"]
[з] - [з"]
[п] - [п"]
[ф] - [ф"]
[к] - [к"]
[т] - [т"]
[с] - [с"]
[м] - [м"]
[н] - [н"]
[р] - [р"]
[л] - [л"]
[х] - [х"]









Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название - твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе - с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово - НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд - звук [р’] - рад - звук [р]

люк - звук[л’] - лук - звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял - звук [м’] - мал - звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи - буквами, но в особых квадратных скобках - в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости - твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] - ? [ж] - ? [р’] - ? [ч’] - ? [с’] - ? [л] - ? Проверим правильность выполнения задания: [з] - [з’]; [р’] - [р]; [с’] - [с]; [л] - [л’]. [ж], [ч’] - непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее - знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук - пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком - обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком - мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка - 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми . Например, в слове "рука" слышится твёрдый согласный звук [р], а в слове "река" - мягкий . На мягкость согласных звуков могут оказывать влияние гласные буквы и мягкий знак . В слове "мел" согласный звук [л] звучит твёрдо, а в слове "мель" – мягко.

Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа " , например: [р"].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука . Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р"] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими , если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь , и твёрдыми , если за ними следуют другие гласные и согласные.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Однако в этих правилах имеются исключения:

1) Согласные звуки [з], [с] могут смягчаться перед мягкими [н’], [д’], [т’], например: "кузнечик", "снегирь", "вести", "везде".

2) В некоторых иностранных словах, вошедших в русский язык, согласный звук произносится твердо , но после буквы, его обозначающей, пишется все-таки е, а не э , как слышится. Например, в словах: "компьютер", "тест", "темп".