: Буква Ы. Изучаем буквы в действии!: Буква Ы Буквы ы для детей подготовительной группы
Конспект фронтального занятия
Тема: Звук [ы] и буква ы
Цель: знакомство со звуком [ы].
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука [ы];
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
Познакомить детей с образом буквы ы;
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой, а кто он вы должны отгадать загадку.
Фыркает, когда сердит
Весь колючками покрыт
С головы до ножек
Зверёк этот
(Ёжик) У нашего ёжика есть имя,а какое вы должны отгадать?
Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:
Звук – невидимка спрятался в часы,
А его братишка – дедушке в усы.
Дети называют звук [ы].
Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.
3) Характеристика звука.
Звук [ы] – гласный.
Ёжик Пых хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный?».
1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?
Ёжик Пых предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук»,
когда услышите звук Ы хлопайте в ладоши, а когда другие звуки поднимаем руки вверх
а) в звуках: у, а, э, ы, о, у, и, ы.
б) в слогах: ры,ри,бы, пы.
в) в словах: рысь, картина, мыло, утка, тыква, хлеб, сыр, пылесос.
А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?
Нет слов начинающихся со звука [ы].
Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
Ёжик Пых предлагает вам поиграть в игру «Один – много».
Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), шарф – (шарфы), зонт – (зонты), стол – (столы), пол – (полы), сыр – (сыры).
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
ножками потопали,
ручками похлопали.
покрутились, повертелись
и за партами все уселись.
глазки крепко закрываем,
дружно до 5 считаем.
открываем, поморгаем
и работать продолжаем.
Образование существительных множественного числа.
У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
Ёжик Пых приготовил для вас загадки. Кто отгадывает поднимает руку.
Сама крошка, боится кошки,
Под полом живет, туда все несет.
(Мышь.)
Мы, проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В мороз – бежим:
Уж такой у нас режим.
(Лыжи.)
Всегда он в работе,
Как мы говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
(Язык.)
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
(Рыба.)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
(Часы.)
Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?
Слова с буквой Ы в середине слова
: крыша, мышка, дым, дырка,
Буква Ы в конце слова
: машины, шары, столы,
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква...
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву...
Стихотворения про букву Ы
() (ещё )
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
В русском языке, увы,
Не бывает слов на "Ы".
Странный звук у буквы "Ы":
Он как "И", но твёрже "Ы".
Димку превращает в дЫмку,
Милу в мЫло, а рис - в рЫсь.
РЫсь, похожая на Тимку,
И скажу я рЫське - брЫсь!
Букве Ы
не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах
МЫ проходим
букву "Ы"
,
В слове есть она "штанЫ",
В слове "дЫм" и в слове"бЫк",
К этой букве тЫ привЫк?
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни
букву "Ы"
!
МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.
СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.
Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с
буквой «Ы»
.
Чистоговорки с буквой Ы
РЫ-РЫ-РЫ - съеду я горы.
ЫР-ЫР-ЫР - нашла мышка сыр.
ДЫ-ДЫ-ДЫ - вот стакан воды.
ЫД-ЫД-ЫД - жадиной быть - стыд.
МЫ-МЫ-МЫ - ждём уже зимы.
ЫМ-ЫМ-ЫМ - из трубы шёл дым.
НЫ-НЫ-НЫ - будем ждать весны.
ЫН-ЫН-ЫН - в огороде сын.
Скороговорки с буквой Ы
()
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.
- Как ты думаешь, что мыла мылом буква Ы?
- Представь, что буква Ы потеряла палочку. В кого она тогда превратится?
Изображения буквы Ы
Поговорим с буквой Ы ()
- Что ты любишь кушать?
- Сыр.
- Каких животных ты знаешь?
- Мышь, крыса.
- Чем ты моешься дома?
- Мылом.
- Чем ты любишь заниматься?
- Прыжками, лыжами.
- Какие растения ты знаешь?
- Дыня, тыква.
Дефектология - звук [Ы].
Мой ребёнок не умел выговаривать звук [Ы]: у него что МИШКА, что МЫШКА - всё одинаково. Пыталась объяснить как ставить язык, но всё в пустую...
Покопавщись в интернете, я нашла несколько заметок про то, как помочь ребёнку - вот они:
1) широкая улыбка, при этом открыть рот широко (между верхними и нижними зубами щель около 2 см), спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук ЫЫЫЫЫ.
2) Зажать ручку или карандаш зубами (не в рот положить, а поперёк между зубами держать, чтобы язык не поднимался вверх) и говорить "И". Когда ребёнок поймёт, где образуется звук "Ы", то сам сможет его произносить.
2а (другими словами): Пусть ребёнок улыбнётся, скажет "И". Потом берите карандаш или ложку и отодвигаете кончик языка назад. Язык при этом должен быть "бугром", а также показать на личном примере.
3) Надо попросить произнести сначала звук "И", затем попросить оттянуть язык назад, а спинку языка прижать книзу.
4) Чтобы ребёнок понял, как образуется звук "Ы", пусть говорит "КЫ-ГЫ-КЫ-ГЫ" - именно звук "Г" поможет языку отодвинуться назад.
5) Произносить долгое "Ууууууууу", а потом не меняя положения языка, поменять положение губ, растянув их в улыбку.
6) Произносить звук "Ммммммммм", потом открыть немного рот, растянув губы в небольшой улыбке - получится "мммммыыыыы".
У нас получилось!!! :) Теперь звук "Ы" есть, только надо чуть потренироваться несколько дней:) Наибольший результат дали упражнения №1, 5, 6. Упражнение №2 моему сынишке уж очень понравилось (ведь не каждый день мама разрешает брать карандаш в рот! :), но по-моему оно не дало того результата (или я не совсем правильно его делала).
Сказка про букву Ы
()
Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.
Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.
Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:
Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.
Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.
Что может убедить тебя вернуться? - тогда спросили буквы.
Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Дым
Сыр
Усы
Мыло
- Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
- СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?
Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.
В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].
- Гласный или согласный звук [Ы]?
- Какие еще гласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь согласные звуки?
Задание: печатная буква Ы для дошкольников
Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Сказка про букву Ы
Крыса Дылда и Пых-Пых
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:
Кара-ул!!!
- А что случилось?
У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!
Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.
Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.
Скороговорки
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.
Кто больше?
Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)
Веселые стихи про букву Ы для детей
Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)
Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)
Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)
Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Анжела
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа ) Тема : Звук [Ы] и буква ы
Подготовила : воспитатель
Горячева Анжела Вячеславовна, город Урай.
Цели :
1. Знакомство с буквой Ы .
2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах , словах, предложениях.
3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.
5. Формирование положительной установки на участие в занятии , доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление , умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.
Задачи :
Образовательные : познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы , учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа .
Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.
Воспитательные : воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию ; настойчивость.
Оборудование : набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы
Ход занятия:
1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи ? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки .
А для чего мы учим буквы ? (Для того, чтобы научиться читать) .
Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки , правильно их произносить.
Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой . Поучимся находить этот звук в словах .
Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем : [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.
А звуки [а , о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком . Послушайте, какие песенки я вам пропою : аы – оы – уы.
Какой новый звук вы услышали ?
Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук . И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы .
2.-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много» . Я называю один предмет, а вы много : Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода - ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор - дворы, забор - заборы, комар - комары, топор - топоры.
А теперь давайте вместе пропоем звук ы ; - громко, тихо, кратко, длинно.
Дыхательная гимнастика
Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы» , раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук . Ветерок стих, стал легким (высоким голосом) . Повторить.
Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка) . Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы .
Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы , которые называли мальчики.
Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове :
Шла коза,
Навстречу – … (козы) .
Здесь – берёза,
Там – … (берёзы,
Рядом дуб,
А с ним – … (дубы)
Нету слов на букву … (ы)
-Звук Ы у нас особенный . Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Губы открыты или смыкаются? (открыты) .
Зубы открыты или смыкаются? (открыты) .
Где находится язык? (он лежит на дне рта) .
Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет) .
4. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.
Ребята какие бывают часы : на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные) . Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины) . На других шьют, значит это… (швейные машины) . Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины) .
5. Образование существительных множественного числа.
У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети) .
У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды .
У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы .
На скотном дворе у звука [ы] не корова , а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы) .
И дома у звука [ы] не комната , а (комнаты, не диван, а (диваны) .
Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова , предметов стало больше.
Попробуем нарисовать букву в воздухе : начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.
6. Динамическая пауза.
Немного отдохнем.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
Повторим.
7. Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.
-Ребята отгадайте загадки :
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло) .
Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой :
Летом спят, бегут зимой. (Лыжи) .
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы) .
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба) .
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка) .
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес
И исчез. (Дым)
8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.
Мышка мыла
мылом нос,
Мыла уши,
мыла хвост,
Мыла так,
что стала белой,
И от счастья
мыло съела.
вопросы :
Что и чем мыла мышка?
(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост) .
Как она все это мыла и что с ней стало?
(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела) .
- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно ) .
Вывод : Как мы называем звуки , при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные) . Каким условным цветом обозначаем гласный звук ? (Красным) . Ребята вам понравилось занятие ? Вы все молодцы!
Здравствуйте, Друзья!
С этими буквами алфавита я вас уже познакомила — А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ь.
Теперь вы знаете эти буквы , узнаете их и свободно находите в журналах, на этикетках, в витринах магазинов и еще много где они вам встречаются. Возможно, уже читаете короткие слова, состоящие из каких-либо выученных букв.
Пишите эти буквы в тетрадях в линеечку или в клеточку, в альбоме по рисованию, раскрашивайте или заштриховывайте их. Тренируйте свою руку, развивайте , чтобы в будущем писать красиво и креативно мыслить.
При подготовке к школе , чтобы выучить буквы с ребенком применяйте кубики с изображением букв, карточки, лото, магнитную азбуку , её удобно использовать на холодильнике.
Следующая буква Ы. Придумать слово на букву Ы невозможно, потому что таких слов нет. Но зато в середине и в конце слов Ы встречается довольно часто.
Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Нарисуй в букве кружочки по образцу. Найди и раскрась букву Ы с левой стороны рисунка.
Ы - это гласный звук.
Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком Ы.
Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы Ы справа.
Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?
Допиши букву Ы . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
Напиши по образцу.
Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:
Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.
Расскажите своим друзьям, у которых детки готовятся к школе .
С уважением - Лидия Витальевна.