Конспект на тему война и мир. Конспект урока по предмету «человек и мир». тема: «главные правила хороших отношений» (с презентацией) - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Игровое упражнение «Если бы мы были художниками»

Цели занятия:

1. Дидактические:

  • Познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие.
  • Создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий.

2. Развивающие:

  • Способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы, раскрывающие процесс работы над художественным произведением.
  • Продолжить работу над развитием монологической речи.

3. Воспитательные:

  • Содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы.

Ожидаемый результат:

  • научиться создавать связный текст с опорой на слайды лекции, подготовленной учителем.

Межпредметные связи: история, информатика, русский язык

Средства обучения:

  • портреты писателя
  • выставка книг
  • мультимедийный комплекс

Тип занятия: слайд-лекция с элементами творческой работы

ПЛАН УРОКА

1. Организация начала урока.

2. Новая тема. Слайд-лекция.

2.1. Сообщение учителя

3. Рефлексия знаний.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1.1. Постановка учебной задачи.

2. Новая тема. Слайд-лекция.

Слайд № 2.

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман "Война и мир" - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самое значительное, возвышенное, нравственно чистое и жизнеутверждающее - это его роман "Война и мир".

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли "акмэ", - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: "Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой".

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его "невольную и естественную нежность" к своим героям-дворянам.

Слайд № 3.

Запишем план нашей лекции.

  1. Время создания и историческая основа романа
  2. Смысл названия
  3. Система образов
  4. Жанровое своеобразие
  5. Проблематика романа
  6. Особенности композиции

Задание на урок. Познакомиться с содержанием слайда и составить связный рассказ, используя тезисы и схемы со слайда.

Слайд № 4. Время создания и историческая основа.

Роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра II

отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах, но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 г.

Формирование замысла определил сам

1856 год - начало замысла. Первоначально Л.Н.Толстой задумал начать своё повествование с 1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

"В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

1825 год. Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

"Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

"Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

"Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".

Однако автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией - Аустерлицем - "временем наших неудач и нашего срама", как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.".

2.2. Индивидуальные ответы учащихся.

Слайд № 5. Хронология романа.

Примерный вариант ответа

В романе "Война и мир" рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией.

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд № 6. Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале "Русский вестник" появился вариант первого тома под заглавием "1805 год". И лишь в конце 1866 года появилось заглавие "Война и мир".

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре Даля:

  • Отсутствие войны, ссоры
  • Согласие, единодушие
  • Спокойствие
  • Вселенная
  • Земной шар
  • Все люди
  • Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно.

Вот как определяются значения этих слов в академическом словаре:

  • Все формы материи в земном и космическом пространстве
  • Земной шар, Земля
  • Всё живое, всё окружающее
  • Люди вообще
  • Порядок, строй жизни
  • Согласие, отсутствие разногласий
  • Отсутствие войны
  • Прекращение военных действий, мирный договор
  • Покой, благополучие

Запишем в тетради смысл слов "война", "мир" в понимание писателя.

Слайд № 7

  • Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
  • Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества

Индивидуальные ответы учащихся.

(по слайду составить связный ответ, учитель может восполнить недостаток в ответе своими комментариями)

Слайд № 8. Система образов

Примерный вариант ответа

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа

Слайд № 9. Система образов

Всех героев условно можно разделить на любимых ("люди мира" ) и нелюбимых ("люди войны" ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях.

Люди мира - любимые герои Толстого. Они ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд № 10. Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Т. почувствовали, что "Война и мир" - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться "вся русская жизнь того времени". Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а "деятельность всех людей, принимавших участие в событии". Постепенно произведение становится "рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни". Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая "научных" характеристик "Войны и мира".

Рассмотрим основные признаки романа и эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны "со слов разных генералов". Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Рефлексия знаний.

Задание. Попробуйте объяснить, чем роман-эпопея отличается от романа. Продолжить фразы.

Слайд № 11, 12, 13

Эталон. От обычного романа он отличается:

  • масштабом времени и местом действия (сюжет разворачивается на протяжении 15 лет на территории России и Европы: Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино);
  • количеством действующих лиц (около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др.);
  • представлены разные социальные слои населения России и Европы (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне)
  • большим кругом жизненных явлений (большое число сюжетных линий );
  • показом исторических событий, которые существенно влияют не только на жизнь отдельных людей, но и на жизнь целых народов и государств (правление Александра I; война Франции с Пруссией, Австрией и Россией, война 1812 г. )

Слайд № 14. Проблематика романа

Сложность и глубина содержания "Войны и мира" требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Попытайтесь определить жанровые элементы в романе-эпопее.

Слайд № 15

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

  • исторический - обращение к реальным историческим событиям;
  • философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
  • нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Задание. Опираясь на материалы слайда № 14, попытайтесь определить жанровые элементы в романе-эпопее "Война и мир".

("кликнуть" на пустом месте для появления эталона ответа)

Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, "семейная проблематика": любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

  • Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ "диалектики души" героев (психологический анализ);
  • Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);
  • Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

3. Рефлексия знаний.

Вопросы для контроля:

  1. Как в процессе работы изменялся замысел романа?
  2. Как вы понимаете смысл названия "Война и мир"?
  3. В чем заключается жанровое своеобразие "Войны и мира"? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века?
  4. Как группируется система образов в романе-эпопее?
  5. Как вы думаете, для чего в романе-эпопее нужен эпилог?

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

У нас остался для изучения только один пункт плана: особенности композиции и сюжета. Это и будет домашним заданием, к которому мы вернёмся после прочтения всего романа. Вам предстоит, опираясь на текст всего романа, самостоятельно разобраться в том, как он построен, в его сюжетных линиях и подготовить слайд-сообщение.

Цели : формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации «Виды природы», «Творения человека» (можно видеофрагменты, картинки, фотографии); у учащихся — цветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что вы знаете о своем городе или селе?

— Назовите свой адрес.

— На какой улице стоит ваш дом?

— Кто узнал, сколько лет вашему дому?

— Что украшает ваш дом, создает уют и тепло?

(Конкурс рисунков «Мой дом». Можно использовать КИМы (тесты 2, 3, с. 7-8).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.)

— Ребята, посмотрите внимательно на доску. На какие две группы вы разделили бы данные предметы? (То, что есть в природе, и то, что сделано человеком.)

— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Природа и рукотворный мир.)

— Какие учебные задачи поставим пред собой? (Узнать, что относится к природе, а что — к рукотворному миру.)

— Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Ребята, посмотрите вокруг. Как много объектов нас окружает! Порассуждайте, что мы отнесем к природе, а что к природе не относится. (Ответы детей.)

Природа — это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой — камни, воду, воздух и др. Часть окружающих нас предметов создал сам человек — это искусственные объекты, изделия или вещи. К ним относятся машины, одежда, посуда, мебель, здания и т. д.

— Рассмотрите фотографии на с. 14—15. То, что относится к природе, накройте зелеными фишками, а то, что создано человеком, — желтыми. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

— Как вы поняли, что такое рукотворный мир? (То, что создано руками человека.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

— Поиграйте в слова с соседом по парте: один называет объекты природы, а другой — рукотворного мира (по очереди). Кто больше слов назовет. Затем поменяйтесь.

— Заполните таблицу.

V. Физкультминутка

Игра «Природа — не природа»

(Учитель называет предмет или показывает рисунок с его изображением. Если предмет относится к природе, дети хлопают, если создан человеком — топают.)

VI. Продолжение работы по теме урока

(Учитель показывает презентации «Виды природы», «Творения человека». Если нет презентаций, можно показать видеофрагменты, фотографии или картинки.)

— Какие чувства вызывает у вас увиденное? (Восхищения, удивления природой, гордости за человека.)

А теперь поговорим об отношении человека к этой красоте, к окружающему миру.

(Класс делится на группы.)

— Рассмотрите рисунки на с. 16—17 учебника. Обсудите в группах отношение человека к себе и другим людям, к природе, рукотворному миру.

— Ответьте на вопросы к рисункам.

(Обсуждение в группах. Затем каждая группа отвечает на один вопрос.)

— Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Ответы детей.)

— Прочитайте, какой вывод сделала Черепашка.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 17, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте еще раз задачи урока. Проверьте, все ли мы выполнили.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 5).

Культура добрососедства

Тема: Родина и мир

Цели урока:

    Обучающие :

    • подвести детей к осознанию понятия Родина;

      раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;

      познакомить с символикой Российского государства;

      расширять кругозор обучающихся;

      обогащать их словарный запас.

    Развивающие :

    • воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность

    Воспитательные :

    • способствовать развитию интереса к истории своей Родины;

      формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;

      создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звенит заливисто звонок, Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят, Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели И соседа не задели.

2. Подведение к теме урока

Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя – Россия»

Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

3. Формулирование темы и целей урока

Предположите как будет звучать тема урока?
– Что мы сегодня будем повторять? Изучать?
– Мы начинаем изучать новый раздел «Россия – твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина – что это значит».
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека?

4. Знакомство с новым материалом

У нас над головой общая крыша – голубое небо.
– У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
– У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко.
– У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
– А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир.

Е. Серов "Мой дом"

У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин!
Хорошо, что я в домеживу не один.

О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля.
(Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша
Родина.

Постановка проблемы

Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

(Составление кластера по теме «Родина»)

Ответов на этот вопрос может быть много:

Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.

Выставка детских рисунков на тему «Родина».

Ребята, расскажите о том, как вы показали Родину в своих рисунках.
– Что мы Родиной зовём?
– На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется
«Что мы Родиной зовём?»

«Что зовем мы Родиной»

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Беседа
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Словарная работа

В тексте рассказа встретилось слово чужбина .
– Как вы понимаете это слово?
Чужбина – это чужая страна.
– Слова
Родина и чужбина противоположны по значению.
– Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
– Вы, наверно, слышали такую пословицу:

«Всякому мила своя сторона»

Какие пословицы и поговорки знаете вы?

«Дома и стены помогают». «Родная сторона – мать, чужая – мачеха». «Человек без Родины, что соловей без песни».

Какие пословицы о Родине вы знаете?

«Родина – мать, умей за неё постоять».
«
Родина краше солнца, дороже золота».

Игра «Составь пословицу». Работа в парах

На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы.

Где кто родится, чужбина – мачеха. Жить – Родине служить. Родина – мать, там и пригодится.

Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями) (

Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода. Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"
Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?

Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.

Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка.
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза,
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза,
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк.
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка.
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.

4. Физминутка «Мы большой планеты дети»

5. Символы нашей Родины. Работа

Назовите столицу нашей родины.
– Кто является президентом нашего государства?
– Каждое государство имеет свои символы.
– Назовите символы государства.
– Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
– Вы сейчас разделитесь на три группы. На столах у вас лежат рабочие листы с информацией по теме, иллюстрации, фотографии. Ваша задача подготовить сообщение о символе страны: гербе, гимне или флаге. (у каждой группы свой символ)

6. Работа с рубрикой «Картинная галерея»

Посмотрите на картину И. И.Левитана «Вечерний звон».
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню
«Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной .
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?
– Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
– Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.

7. Закрепление полученных знаний

1) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах

Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: «Что значит для вас Петровск?». Постарайтесь им объяснить, как можно короче, но самое главное, чтобы им захотелось здесь побывать. (На столах план-карточки

2) Разгадывание кроссворда. Работа в парах

1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?

8. Итог урока. Рефлексия

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?

Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Б (безымянный) – близость цели.

Что вы сегодня делали? Чего достигли?

Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».

С (средний) – состояние духа.

Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?

Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.

У (указательный) – услуга, помощь.

Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?

Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.

Б (большой) бодрость, физическая форма.

Каким было ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?

Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».

(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.) Берегите Россию – нет России другой.

ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска»

Тема: «Главные правила хороших отношений» Тип урока : комбинированный.

Цель : формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой уровень и употреблять выражения соответствующие речевому этикету и поведению.

Задачи:

  • научить уважительному отношению к себе и к окружающим;
  • развивать связанную речь учащихся, учить их точно и образно выражать свои мысли и чувства;
  • воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, воспитание вежливости.

Оборудование урока: мультимедиа, учебник, конверты с заданиями, наглядный материал.

Ход урока
I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Что вы должны сказать?

Дети: Здравствуйте!

Учитель-дефектолог:

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

А что вы пожелаете друг другу, чтобы урок прошёл хорошо?

II. Основной этап урока.

1. Проверка пройденного материала

Сейчас присядет тот, кто верно назовёт слова- приветствия. (Дети называют)

а) здравствуйте
б) доброе утро
в) добрый день
г) добрый вечер

Учитель-дефектолог : Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по стране «Главных правил хороших отношений». А вместе с нами будут путешествовать эльф Разумейка и мудрый гном Василий. Гоном Василий заблудился в нашей стране, поэтому мы должны ему помочь. А чтобы помочь Василию вы должны правильно выполнить все задания, которые вам приготовил Разумейка.

Учитель-дефектолог : Итак, вы готовы?

Первое задание Разумейки «Назовите правила поведения, с которыми вы уже знакомы» (слайд 2)

Дети называют правила:

1.Здороваться по утрам с родными, с учителями, с одноклассниками, с друзьями и со знакомыми взрослыми.

2. Благодарить, говорить всегда спасибо. Не грубить взрослым и одноклассникам.

3. Извиняться, если нечаянно кого-то толкнул, что-то не правильно сделал.

4. Культурно вести себя за столом в гостях и дома. В общественном транспорте, кино, театре.

5. Вежливо, приветливо относиться к окружающим людям.

Проверка (слайд 3-6)

Ну что же, вы справились с этим заданием и наш гном Василий на один шаг становится ближе к своему дому.

А прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте немного подвигаемся. (слайд 7)

2. Физкультминутка.

Раз подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,

Шесть, на место тихо сесть.

Учитель-дефектолог : Ребята, вы уже знакомы с многими правилами поведения.
А сегодня вы узнаете о главных правилах хороших отношений. Прежде чем вы о них узнаете, вы должны выполнить следующее задание от Разумейки. (слайд 8)

Задание зачитывает ученик: прослушайте внимательно текст и ответьте на вопросы учителя.
Учитель-дефектолог : В этом тексте, рассказывается ситуация, которая произошла с мальчиком Игорем. (слайд 9)

Работа с учебником стр.94-96

Вопросы к тексту:

1. Почему никто не хотел играть с Игорем?

2. Разумейка принёс вам задание в конверте и каждый из вас должен правильно подобрать подходящие слова,

которые характеризуют поведение мальчика.
Звучит музыка: (слова: Пляцковский М., музыка: Савельев Б.) … "Если добрый ты, то всегда легко".

Проверка (слайд 10)

Разбираем слово «невежа» (слайд 11)

Учитель-дефектолог: До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

А если добавить приставку не- к части «вежа». Что получится? Получится невежа.

Что означает слово «невежа»? (грубый, невоспитанный человек)

3. Чему учил мальчика старик?

  • Нельзя делать и желать другим то, что тебе самому неприятно.
  • Добро всегда добром возвращается.
  • Зло возвращается наказанием.

4. После того, как мальчик усвоил эти правила каким он стал? (Дети отвечают)

Учитель-дефектолог: что означает быть доброжелательным?
(Дети дают свои варианты ответов)

4. Физкультминутка для глаз «Звездочёт»

5. Закрепление полученных знаний

Учитель-дефектолог: (слайд 12)
Ну что ж ребята, подошло время проверить, как вы усвоили новые правила хороших отношений, поэтому вы должны выполнить следующее задание Разумейки: «РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила поведения так, чтобы они были сформулированы из двух частей. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
И с этим заданием вы верно справились, а наш гном Василий добрался к себе домой (слайд 13)

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов

а) С какими правилами познакомились на уроке?
б) О каком новом слове узнали
?
Дети отвечают

2. Рефлексия

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

  • желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
  • голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Учитель-дефектолог : Я рада, что вам понравилось занятие, вы очень хорошо потрудились и за то, что вы помогли найти путь домой гному Василию, он передал вам сюрприз, как вы думаете какой? Что больше всего на свете любят гномы? Правильно, золото. Дети получаю шоколадные монетки в золотистой обвёртке.

На этом наш урок подошёл к концу, но всё, о чем мы сегодня говорили, должно быть всегда с нами.

Для разработки конспекта мной было использовано учебное пособие по предмету "Человек и мир", автор О.Х. Серединская.