Технология организации профильного обучения с использованием иоп школьников на уроках химии и биологии. Методика профильного обучения биологии в старших классах Профильное обучение на уроках биологии

1) Сущность проф.обуч.

2) Цели проф. Обуч.

3) Организация проф. Обуч.

Основная идея обновления старшей ступени общего образ. состав. в том, что образ. должно здесь стать более индивидуально функциональным и эффективным.

Согласно конц. модернизации российского образов. На период до конца 2010 от 2001 ода на старшей ступени общеобразоват. школы предусматрив. проф. обучение став. задачу создания « системы спец. подготовки старших классах общеобразовательной школы, ориент. на индивидуальное обучение, социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе

1.Вид предмета

2.Совокупность основных черт характеризующих проф. специальность хоз-ва

3. Совок. спец. деятельности, а также характер производ. или учебной уклона

4. Уклон – направленность к чему-нибудь, какой-нибудь специализации

5.Проф обучение (согл. концепции проф. обучения 2002 г.) это средства дифференциации и индивидуализации обучения,позволяющему за счет изменения в структуре,содержании и орг. образ, создающ. условия для обучения старшеклассников в соответствии с их проф. интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Дифференциация направлена на то, чтобы в наиб. степени обеспечить индивид. обучение, создать оптимальные условия для выявления и развития способностей каждого школьника.

Цель дифференциации: обеспечить каждому ученику условия для развития склонностей и удовлетвор. в процессе усвоения сод. общего образования

Аспекты дифференциации:

1. Учет индивидуальных особенностей

2. группирование учеников на основании этих способностей

3. вариативность учебного процесса в группах

Система проф. обучения включает

1. базовые общеобразовательные предметы

2. профильное (предметы повышенного уровня)

3. элективные курсы (обязат. для посещения курсы по выбору учащихся входящие состав проф. обучения.

Элективные курсы- альтернативные курсы предназначенные для преодоления проф. однонаправленности обучения и нацелены на разв. у учащихся проф. ориентации и выработки специальных навыков необходимых для самообразования и продолжения образования в проф. учебных заведениях

Группы элективных курсов

1. элективные курсы неспециального назначения (способствуют расширению кругозора,развитию способностей и познавательных интересов учащихся могут быть связаны не только с выбранным профилем



2. элективные спец. курсы и элективные спец.практикумы направленные на внутрипрофильную специализацию обучения

3. Элективные спец. курсы – курсы углубляющие отдельные разделы и темы учебной программы и предназначенные для устранения пробелов в усвоенных знаниях

4. Элективные спец. практикумы – призваны выработ. у уч-ся умения и навыки необх. для работы в области элем. биологических исследований

овладевать навыками общенаучной и биологических методов, выполнения научных методов

Модели организации проф. обучения

1. Внутришкольной (связан с объединением в один образ. уче-нии нескольких.

Обучение учащихся конкретной школы идет с привлечением образовательных ресурсов иных образ. учреждений:

а)связан с объедин. нескольких общеобразовательных уч-й вокруг наиболее сильного выпольняющего роль ресурсного центра

б) основан на кооперации обяз. уч-я с уч-ми высшего,среднео и начального образования

Обучающие:

1. формирование у учащихся знаний об основах современной биологии

2. обеспеч. понимания учащимися сущности в развитии и проявлении жизни на разных уровнях организации

3. ознакомление учащихся с историей разв. биолог. исследований и биологическими методами

4. формирование професс. знач. биолог. знаний и умений определять роль человека в природе на основе понимания законов её развития

Воспитательные:

1. воспитание у учащихся научного мировоззрения

2. воспитание ответственного к природе, уважение к личному и проф. труду

Развивающие

развитие интеллектуальных умений необх. для продолжения образования и самообразования

Принципы проф. обучения:

принципы ф-я содержания проф. курса: гуманизация, фундаментальных биол. знаний

культуросообразность,единство и взаимообусловленность

научноистор; проф. направл. и политехнизм

проф. дифференциция

принципы организации процесса обучения

  1. индивидуализация
  2. единство учебной и поисковой познавательной деятельности
  3. интерес
  4. пробное обучение
  5. диалоговое обучение
  6. единство коллективной и индивидуальной деятельности
  7. творческой активности
  8. самостоятельности
  9. удовлетв. потребностей и мотивов

Ведущая идея структуры проф. курса биологии – биология как система наук:



а) инвариантная часть содержательного компонента –идеи целостности и единства природы, единство природы и человека

б)вариативная часть содержательного компонента- методологич., естественнонаучные и биологические знания, виды деятельности, ценности в рамках содерж. элемента курсов специального и неспециального назначения.

Страница предназначена учителям биологии.

Методика преподавания лекционно-семинарско-зачетных занятий в старшем звене обучения с применением мультимедиа-технологий

Выступление на августовском совещании, секция учителей биологии и химии, 2008г.

Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А.Сухомлинский.


Компетентностный подход к формированию содержания образования предполагает усиление деятельностной направленности образования, что означает определение результатов обучения не столько в объектно-знаниевой, сколько в деятельностной форме (решать те или иные задачи, излагать то-то, анализировать те или иные соотношения и закономерности, самостоятельно находить информацию для того-то, сравнивать те или иные объекты и т.д.).


Если в классах гуманитарного, физико-математического направлений при обучении базовому уровню биологии могут использоваться традиционные формы, методы и приемы, то методика обучения общей биологии в естественнонаучном профиле должна быть насыщена приемами, способствующими развитию у школьников самостоятельности, креативности, информационной грамотности. Перспективными являются коммуникативные методы, исследовательские методы, разнообразные виды самостоятельных работ и другие. Качественное усвоение общебиологических знаний, развитие биологических компетенций в русле естественнонаучного профиля успешно осуществляется при условии включения учащихся в проектную деятельность самых разных видов: исследовательскую, творческую, информационную, практико-ориентированную. Профильное обучение призвано стать более практико-ориентированным, тем более по биологии – предмету, который всегда отличался практической направленностью.


Профильное обучение все больше приближается к системе вузовского образования. Это прослеживается и в формах, и в технологиях. Целесообразно обучение биологии в профильных классах вести по лекционно-семинарской системе. Используются также технологии: проектной деятельности, информационные, компьютерные, критического мышления, групповые, игровые и др. Приобретают доминирующее значение такие методы, как самостоятельное изучение различных источников информации, в том числе с использованием компьютерной техники; обзорные и установочные лекции; лабораторно-исследовательские практикумы; семинары, дискуссии, творческие встречи; проведение творческих конкурсов, публичной защиты проектов и т.д.


Одним из принципиаль¬ных моментов в профильной школе является самостоятельная работа учащихся. Объем, виды, содержание данной работы становятся много¬образнее и шире, обеспечивает достижение этих целей. В старших классах средней школы происходит переход к новому уровню изучения биологии, основанному преимущественно на организации активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся с учетом интересов и мотивов приобщения школьников к изучению биологии. Опираясь на главные целевые ориентиры образовательного стандарта, процесс обучения биологии перестраивается таким образом, чтобы на занятиях мышление главенствовало над памятью, самостоятельная деятельность под руководством учителя над монологом педагога.


Современным подходом к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентированную не сколько на усвоение знаний, сколько на способность использовать его на практике. Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.


Творческие и другие работы учащихся являются продуктом их деятельности по работе с информацией. Ежегодно формируется электронный сборник творческих работ учащихся, куда помещаются самые лучшие работы. Отбор по заранее определенным критериям проводит группа учащихся – «аналитиков», размещение, структурирование и дизайнерское оформление сборника – «компьютерщики». Безусловно, это поддерживает интерес к предмету, формирует навыки самообразования, а также дает возможность уйти от репродуктивных методов обучения к продуктивным в буквальном смысле слова. Постепенно формируется электронная энциклопедия, электронная библиотека рисунков.


Для того чтобы качественно написать реферат, провести исследование, осуществить проект, необходимо, чтобы школьники хорошо представляли себе, что за работа им предстоит. Для этого проводится семинар-реферат, семинар-исследование, семинар-проект. В этом случае план семинара составляется на одном из предшествующих уроков как план, например, реферата. Особая роль при этом отводится ученикам, освоившим данные виды работ в НОУ. Они играют роль генераторов идей, консультантов и координаторов. Вопросы распределяются заранее, перед учениками ставятся задачи – подготовить свою часть работы и логические связки. На самом уроке (или двух спаренных) выстраивается логика работы, повторяются основные вопросы темы, расширяются знания по данной теме. Домашнее задание – подготовка защиты работы, на следующем уроке – конкурс защит.


Конечно же, использование в лекционно-семинарско-зачетной системе информационно-компьютерных технологий целесообразно. Ведь по данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.


В процессе обучения в школе с помощью информационно-компьютерных технологий ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты, использовать электронные таблицы. Он узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании информационно-компьютерных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося.


Во время объяснения нового материала учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную черную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видео-ряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству», присутствие в научной лаборатории и других ситуациях. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.

Технология подготовки учителя к компьютерным занятиям включает 3 этапа.
1. Освоение элементарных пользовательских умений.
2. Изучение программных возможностей мультимедиа продуктов, обучающих компьютерных программ.
3.Овладение технологией создания обучающих продуктов.

Организация учебного процесса (подготовка к уроку) имеет определенный алгоритм.
♦ Продумать структуру урока.
♦ Отобрать наиболее эффективные средства ИКТ.
♦ Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении их с традиционными средствами.
♦ Составить временную развёртку урока (поминутный план).

Самые различные виды работы можно выполнять с помощью компьютера:
♦ Работа с текстами
♦ Работа со статическим изображением
♦ Работа с видеоинформацией
♦ Получение информации из Интернета
♦ Работа с мультимедиапродуктами
♦ Создание мультимедиапродуктов
♦ Представление информации

Итак, компьютер - это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. Компьютер для ученика - средство для творческого поиска, самовыражения и самореализации.

Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения – формированию положительного отношения к изучаемому материалу, интереса к нему, и, как следствие, повышение качества образования.

Считаю, что без знания компьютера, без умения применять информационно-компьютерные, информационно-коммуникационные технологии учителя биологии, как и любого другого учителя-предметника, нельзя назвать в полной мере современным учителем.

Вспомним слова А.А.Ухтомского: «Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности». И хотим мы или не хотим, но информационно-коммуникационные технологии - это наша сегодняшняя реальность, и мы обязаны научиться применять их на своих уроках, ведь от этого зависит будущее наших учеников.

Профильное обучение биологии

Из выступления на районном мастер-классе, 2008г.

Вопросы, касающиеся профильного обучения биологии, стали появляться в методической литературе с самого начала эксперимента. Журналы «Биология в школе», «Народное образование», газета «Биология», сайты ИПКиППРО ОГПУ, РЦРО, ОГУ, газеты «Первое сентября», фестиваля «Открытый урок» и т.д. – вот неполный перечень источников информации о профильном обучении. Однако почти вся эта информация посвящена профильному обучению биологии вообще, без учета разнообразия моделей профилизации, специфики школ.
При введении профильного обучения в 10-11 классах общеобразовательной школы, исходя из целей профильного биологического образования, можно выделить следующие направления работы учителя:
- организация профильного обучения;
- содержание базового, профильного, элективных курсов;
- технологии, формы и методы работы;
- оценка знаний и достижений учащихся;
- внеурочная предметная деятельность и профильные практики;
- педагогическое сопровождение учащихся.
Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам, включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых ученику школой для выбора, входят дополнительные двухчасовые и одночасовые профильные курсы, краткосрочные элективные курсы (17ч, 9ч.). Каждый ученик выбирает из предложенных предметов предметы, необходимые ему для дальнейшего профессионального самоопределения для изучения на профильном уровне (в количестве 4-5 часов). Это могут быть наборы профильных курсов: 2 двухчасовых и 1 одночасовой курсы; 1 двухчасовой и 3 одночасовых курсов. Каждый ученик выбирает для обязательного посещения не менее двух элективных курсов: по одному (17ч.) в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся, их профессиональных наклонностей, социальных запросов родителей.
Учащийся вправе сделать набор курсов как одного профильного направления, так и разных. Наряду с профильными ведутся универсальные (базовые) курсы, по которым учащиеся обучаются в рамках традиционных программ и классных коллективов.
Данная модель предполагает: 1) индивидуальный набор (профильный маршрут) 10-тиклассниками и 11-классниками учебных курсов трех уровней – базовых, профильных, элективных; 2) формирование индивидуальных учебных планов и расписаний учащихся; 3) интеграцию классно-урочной и предметно-групповой форм организации учебного процесса; 4) профильные курсы, состоящие из часов базовых курсов (преподаваемых в классных коллективах) и дополнительных профильных часов (преподаваемых в предметных группах), требующих четкой координации расписания, календарно-тематических, поурочных планов базового и профильного уровня; 5) наличие обязательных (дополнительные профильные и элективные курсы, профессиональная проба или практика, отдельные виды деятельности и работы учащихся) и необязательных компонентов (деятельность в НОУ, участие в интеллектуально-практическом марафоне, олимпиадах, конкурсах); 6) более сложную подготовку учителя к занятиям, предполагающую дифференциацию содержания, форм и методов работы на уроках базового и профильного уровней; 7) психолого-педагогическое сопровождение движения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.
Однако при всей сложности данной модели, по результатам диагностики мнений учащихся, родителей, социума, педагогов, она более гибка и мобильна по отношению к интересам старшеклассников. Анализ индивидуальных профильных маршрутов учащихся 10-11 классов показывают, что часто - 70 % учеников выбирают два предмета и хотя бы один элективный курс одного направления, 20 % – три предмета и элективные курсы разных направлений, 10% - весь набор соответствует одному профильному направлению.

При такой модели профильного образования меняется и модель биологического образования школьников. Конечно, все условия профильного обучения биологии, заложенные в требованиях к профильному образованию, разработанных МО РФ, соблюдаются в полной мере в данной модели: предмет на профильном уровне преподается в количестве 3 часов в неделю; уровень требований к подготовке выпускников соответствует профильному, учащиеся занимаются по рекомендованным учебникам.
Данная модель имеет свои отличительные особенности. Перед учителем ставятся новые задачи:
1. Разработать индивидуальные многокомпонентные профильные маршруты.
2. Создать методическую модель индивидуальных профильных маршрутов по биологии.
3. Создать условия для правильного выбора индивидуального профильного маршрута.
4. Сформировать мобильные индивидуальные образовательные маршруты.
5. Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных курсах биологической направленности, практике, НОУ в 10-11 классах.
6. Использовать современные технологии обучения и сопровождения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.
7. Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников, отслеживания их движения по индивидуальным профильным маршрутам.

Профильному обучению биологии по индивидуальным маршрутам с целью усиления мотивации выбора должна предшествовать предпрофильная подготовка (Табл. 2), проводимая учителем биологии и учениками профильных групп.
Она включает в себя несколько направлений работы:
1. диагностика интересов, способностей и склонностей учащихся 8-9 классов, мониторинг формирования профессиональных интересов;
2. информационная работа;
3. профессиональная ориентация – профориентационные уроки и профориентационные минутки;
4. профильная ориентация;
5. работа по формированию индивидуальных образовательных маршрутов.

Еще в 9-м классе учащиеся под руководством учителей и классных руководителей начинают выстраивать свой образовательный маршрут. Образовательный биологический маршрут выбирают наиболее мотивированные к данной области знаний учащиеся. Отслеживая движение 9-классников по маршрутам, можно предположить его выбор профилирующего направления в старших классах. В маршрут 9-классника входят посещение курса по выбору, участие в очных и заочных олимпиадах, конкурсах по биологии, мероприятиях этапа естественных наук интеллектуально-практического марафона, участие в работе кафедры естественных наук НОУ «Эврика». Учащиеся ведут творческие книжки, некоторые осваивают технологию портфолио.

Индивидуальный образовательный маршрут в данном случае понятие более широкое, чем профильный маршрут. Он включает в себя все возможные компоненты биологического образования старшеклассника в школе: базовые, профильные и элективные курсы, профессиональные пробы и практики, дистанционное обучение, деятельность в НОУ, предметные олимпиады, конкурсы, фестивали, интеллектуально-практический предметный марафон, самоподготовку, портфолио ученика.

В сентябре десятикласснику выдается специальный маршрутный лист В течение двух лет в маршрутном листе отмечаются все достижения ученика. Он становится одним из компонентов портфолио ученика. После окончания десятого класса подсчитывается индивидуальный образовательный рейтинг по биологии, выстраивается общий рейтинг в группе. В одиннадцатом классе продолжается заполнение маршрутного листа с обязательным подсчетом образовательного рейтинга за год и итогового рейтинга за два года.

Одним из направлений работы в данной модели биологического образования является проектирование учителем календарно-тематического и поурочных планов. Можно отметить несколько особенностей данной модели профильного обучения, которые учитель биологии обязательно должен учесть при составлении планирования: 1) 1час базового курса сопровождается 2 дополнительными часами, расширяющими курс до профильного; 2) базовый курс «погружен» в профильный курс; 3) уроки базового курса могут стоять в расписании днями раньше, чем дополнительные, а могут стоять после этих дополнительных профильных уроков. Все это требует более тщательного проектирования как календарно-тематических планов, так и каждой темы, каждого урока. Целесообразно составление единого календарно-тематического планирования двух уровней обучения – базового и профильного.
Учитель, проектируя календарно-тематическое планирование, составляя поурочные планы, опирается на требования стандарта биологического образования двух уровней обучения. На первых уроках базового и профильного курсов необходимо познакомить учащихся с этими требованиями. На профильном курсе нужно обозначить различия в требованиях. Для этой работы лучше всего привлечь самих старшеклассников, которые могут с помощью информационного фрейма «Сравнение» провести анализ стандартов двух уровней. Также учителю целесообразно в начале каждой темы размещать в уголке школьника требования по данной теме, создавая условия для повышения мотивации учащихся, задавая им необходимый уровень требований. В качестве основного учебника, на основе рекомендации Министерства образования Оренбургской области, и на базовом и на профильном уровне использую учебник В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы». В данной модели использование одного учебника на разных курсах – самый оптимальный вариант. Однако учитель должен четко знать, с каким содержанием и как должен работать ученик на уроке и дома. Поэтому в своей работе я использую методические рекомендации по использованию этого учебника при изучении биологии на базовом и профильном уровне.

– профильный (11–12-й классы средней (полной) школы).

С целью усиления воспитательного и развивающего потенциала биологического образования, увеличения его вклада в общекультурную подготовку учащихся следует:

– расширить знания прикладного характера, в том числе по основам санитарии и гигиены, составляющие основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространением СПИДа;

– повысить экологическую направленность содержания биологических знаний, обеспечивающих воспитание экологической грамотности, осознание необходимости сохранения системы «человек–природа–общество»;

– увеличить долю знаний этического, эстетического, гуманитарного характера, составляющих основу формирования ценностной ориентации к объектам живой природы, к человеку как одному из объектов живой природы.

особенность содержания профильного обучения

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки). Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование.

По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется.

На элективных курсах подготовкаспециализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся

Профильный этап изучения биологии, (11–12-й классы средней (полной) школы

В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократизации и дифференциации образования. Учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: гуманитарный, общеобразовательный, биолого-химический, физико-математический и др.

В небиологическом профиле должно присутствовать инвариантное ядро общеобразовательной подготовки по биологии. В биолого-химическом, где увеличено время на изучение биологии до 3–4 ч в неделю, углубление может идти по нескольким направлениям: экологическому, медицинскому, сельскохозяйственному и др. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет своей целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в вузе.

Изучение биологии на профильном этапе может осуществляться в рамках систематических курсов, включающих инвариантное ядро содержания, но отличающихся по объему и глубине изложения материала, а также прикладной направленности. В соответствии со спецификой учебно-воспитательных задач в классах того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется его вариативной составляющей.

Курс биологии в старшей (профильной) школе раскрывает важнейшие законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последних лет в исследовании биологических систем разных уровней организации живой материи, развивает у школьников понимание величайшей ценности жизни, составляет базу для осознания экологических проблем и путей их решения. Он обеспечивает преемственность знаний, полученных в курсе общей биологии в 10-м классе. [...]

Реализации экспериментальных методов, применяемых в обучении биологии, будет способствовать система лабораторных работ, экскурсий в природу, знакомство с местными экосистемами, основными производствами, практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, самонаблюдения. Наряду с традиционными формами и методами обучения должны применяться моделирование ситуаций научного поиска, учебные и деловые игры.

Представила: Воронина Ю.В., ст. преподаватель кафедры естественных дисциплин
Дата: 03.02.2003

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки - раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания. Без широкого знания биологическихзакономерностейневозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества.Социально - политические преобразования в стране в последниегоды, создали условия для многостороннего процесса широких измененийв сфере образования.

Биология - это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовногомира человека. Решениюзадачмодернизации современной общеобразовательной школыспособствуетдифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определенной области познания, вызывающая наибольший интерес у школьников, с которой они связывают свою дальнейшую профессиональнуюспециализацию.

Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда”.Позиция “введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы” отнесена Концепцией к первому этапу и к первоочередным мерам модернизации, то есть к периоду 2001-03 гг..

Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается различить три компонента в содержании образования старшеклассников:

- базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент : курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

- профильный компонент : ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

- элективный компонент (компонент по выбору) : ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля (что может определяться исключительно самой школой, в зависимости от ее возможностей и запросов учащихся и их родителей): например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Промышленные технологии, Сельскохозяйственные технологии, Психология, Гид-переводчик, Военное дело, Дизайн и проч. (Фактически комбинации профилей и специализаций могут задавать индивидуальные образовательные траектории).

Существенна связь планируемой профильности с установкой на введение государственного стандарта общего образования.Соответствующая запись – “Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни” (ст. 5, п.3) - уже вошла в законопроект “О государственном стандарте общего образования” (внесенном в Госдуму РФ летом 2001 г.).

Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложныеобщеобразовательные задачи профилизации на старшей ступенине могут быть успешно решены, если кизучениюсистематического курса биологии не готовить учащихся с первыхлетобучения в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений вприроде, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

Цель профильного обучения биологии в старших классах - подготовка биологически и экологически грамотной, свободной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит своиотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде - земной и космической; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления,экологической культурой; способностью ориентироваться в биологической ипограничныхснейобластях картины мира; обладает знаниями методов,теорий,стилеймышления,областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности влюбойобластиматериальной или духовной культуры, вчастности,дляпостановкиирешения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образажизни и успешного сотрудничества со специалистами - биологами, экологами, врачами, инженерами и др.

В основе профильного биологического образованиядолжен быть принципиально новый курс биологии,построенный на основе принципов систематичности воспитывающего иразвивающего характера обучения,преемственности,широкойдифференциации при минимально необходимых образовательныхстандартах.Содержание курса должно отражать систему понятий биологии,ееместов культуре, а структурасоответствоватьзакономерностямразвития познавательных возможностей школьников. Взависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного. Остановимся подробней насодержаниибиологического образованияв профильных химико-биологических классах.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

· ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

· овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

· воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

· приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Для усиления экологической направленности обучения наряду син-вариантной частью - курсом общей биологии - в содержаниеобразования могут входить элективные курсы по экологии и биосфере. В случае усиления медикобиологической направленности обучения наряду скурсом общей биологии целесообразно вести курсы “Здоровьеиокружающая среда”, “Основы цитологии и гигиены”.Сельскохозяйственнуюнаправленность химико-биологическому профилю придадут курсыпофизиологии растений с основами растениеводства, пофизиологииживотных, генетике и селекции.

Внеурочная работа по биологииявляетсянаиболееподвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методикакоторой определяется учителем в зависимости от его опыта ивозможностей, интереса учащихся. Эта работа может быть групповой, индивидуальной. В районах, где есть профильные учреждения дополнительного образования (эколого-биологический центр, станция юннатов), условия для работы со школьниками более благоприятные, т.к. происходит интеграция школьного и дополнительного образования. Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного биологического образования . При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Таким образом, разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей модернизации биологического образования подрастающего поколения нашей области.

Литература:

1. Ахренов В. Обеспечение государственных образовательных гарантий на региональном уровне // Учитель. - 1999. - №5. - С.7-9.

2. Грабиленков М. Кому нужны законы Ньютона? // Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020924_mg.html

3. Момот А.И., Леньков Р.В., Романкова Л.И. Эволюция системы координации научнойдеятельности по проблемам высшего образования. / Под науч. ред. А.Я. Савельева- М., 1999. - 64 с.

4. Пинский А. К концепции профильной старшей школы // Доклад на Семинаре в ВШЭ, 23.01.2002

5. Эксперимент: Профильное обучение/под ред. А.Киселева.- М., Владос, 2001

6. Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)

7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Распоряжение Правительства от 18 июля 2002 г. № 2783) // Учительская газета . -2002. - №42.

Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и обеспечить углубленную подготовку по выбранным дисциплинам, что дает возможность разгрузить их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение способствует развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, а также призван обеспечить высокую степень готовности не столько к сдаче ЕГЭ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности на уроках биологии у старшеклассников профильной школы.

Ерёмкина Е.В. - учитель биологии МОУ СОШ № 3 г.Вольска Саратовской области. 26.03.2013 г.

В нашей школе четвертый год ведется преподавание биологии в профильных группах.

Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и обеспечить углубленную подготовку по выбранным дисциплинам, что дает возможность разгрузить их по непрофильным предметам. Переход на профильное обучение, по моему мнению, помимо углубленного изучения какого-то предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, а также призван обеспечить высокую степень готовности не столько к сдаче ЕГЭ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания вузовских курсов и научной литературы. А это представляется мне маловероятным без использования особых форм и методов урочной и неурочной работы в профильных группах, направленных на развитие познавательной активности.

Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике.

Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие познавательной активности учащихся.

Наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации.

В своей работе как основную использую технологию проблемного обучения, поскольку преобразующая деятельность ученика, может, эффективно реализована, только в процессе самостоятельной работы по выполнению задания проблемного характера.

Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям.

Технология проблемного обучения позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала. В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.

Развитие познавательной активности у учащихся осуществляется при применении и технологии модульного обучения.

Модульное обучение вообще, и в условиях профилизации в частности, обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе. Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала.

Наиболее полному раскрытию биологических теорий, закономерностей научных фактов способствует применение лекционно-семинарской системы обучения. Воспитательная функция этой технологии реализуется в том случае, если лекция логична, доказательна, эмоционально окрашена, содержат в себе научные трактовки, оценку результатов научных исследований. Так как лекция в чистом виде утомительна, то лучше всего использовать лекции-беседы. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, я стараюсь подвести их самостоятельному формированию выводов. Лекция- беседа кажется мне эффективной еще потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки тем школьных лекций. Назову лишь некоторые из них: «История развития науки генетика», «Развитие представлений об эволюции живых организмов», «Мутационная изменчивость», «Экологические факторы среды».

Семинары еще одна из форм работы на уроках в профильных группах, развивающих познавательную деятельность. Их, как правило, я организую по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью литературы. Например: «Неклеточные формы жизни», «Воспроизведение биологических систем», «Происхождение жизни на Земле», «Теория антропосоциогенеза», «Химическая организация живой материи» и т. д. Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, так как предусматривают самостоятельную работу над учебной и дополнительной литературой, что побуждает их к более глубокому осмыслению знаний по изучаемой теме.

Кроме обзорных семинаров провожу также контрольно - обобщающие семинары: «Генетика человека», «Основные черты эволюции животного и растительного мира», «Глобальные проблемы человечества», «Эмбриональное развитие животных» и семинары-исследования «Изучение основных этапов жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений», «Изучения способов вегетативного размножения комнатных растений», «Изучение закономерностей наследования признаков при скрещивании разных растений».

На отдельных уроках использую и такой метод, как самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Это, по моему мнению, служит важным источником знаний для учащихся в профильных классах. В биологическом кабинете собрано достаточно большое количество книг, которые можно использовать при подготовке к различным видам занятий.

Следующим направлением развития познавательной активности является написание и защита рефератов, которая способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, развитию самостоятельности.

Рефераты, выполняемые учащимися профильных X-XI классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника навыка исследовательской культуры. Перечень тем рефератов представлен в учебнике после каждой главы. Ребята сами выбирают тему. Необходимым требованием является два реферата в полугодие для каждого ученика. Защита рефератов осуществляется на 3 последних уроках полугодия.

Несомненно, развивают познавательную активность у учащихся лабораторно-практические занятия и самостоятельные исследования, тематику которых предлагает учебник.

Лабораторно-практические занятия — важная форма урочной работы, обязательная часть программ. Такие занятия проводятся на уроках при максимально возможной самостоятельности старшеклассников.

Самостоятельные исследования проводятся вне сетки школьных занятий. Исследование проведено по следующим темам: «Минздрав предупреждает или о вреде пассивного курения», « А купила бы киска «Вискас»?», «История и биология охраняемого вида растений в нашем регионе», «Алкоголь с твоим характером», «Биологическое разнообразие рядом с моим домом (школой)», «Каково состояние проблемы сохранения биологического разнообразия в России» и т. д.

Контроль знаний - один из важных средств эффективности образовательного процесса. Зачетные работы провожу по завершении изучения каждого программного раздела. Они позволяют выявить степень усвоения материала, определить пробелы у учащихся и скорректировать в дальнейшем познания. Уровень сложности тестов должен соответствовать профильному обучению. Использую различные типы тестовых заданий и автоматизированную систему тестового контроля.

Продолжением учебной деятельности служит внеурочная работа, которая направлена на систематическое образование, развитие у школьников творческих способностей и познавательной активности. Учащиеся профильных групп являются активными участниками научно- практических конференций, олимпиад различных уровней. Внеурочная и урочная работа выступают в профильных группах как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. По моему глубокому убеждению, только в этом случае можно достичь целей профильного обучения.

В течение нескольких лет занимаюсь исследовательской работой со школьниками, не исключением стали и профильные группы. Научно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности, позволяет каждому школьнику испытать, испробовать свои возможности.

Олимпиады среди всех форм и методов внеурочной деятельности в профильном обучении занимают особое место. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых детей. Для успешного выступления на олимпиаде нужна отдельная от урочной деятельности подготовка, потому что предлагаемые задания выходят далеко за рамки даже профильного обучения. Безусловно, работа по подготовке к олимпиаде, не сводиться лишь к работе учителя. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой и если ребенок проявляет познавательную активность, то он добивается определенных результатов.

Одной из основных задач создания профильных групп является удержание появившегося интереса к науке, закрепление его, развитие познавательной активности, помощь учащимся в выборе профессий.

Развитие познавательной активности через те формы и методы, которые я применяю, позволяет мне добиваться определенных успехов в учебных достижениях учащихся.

Результаты обучения 2012 года: успеваемость - 100%, качество знаний - 88 %, 2 учащихся профильной группы стали призерами олимпиады по биологии и экологии на муниципальном уровне.

Ежегодно, начиная с 2005 года учащиеся профильной группы - активные участники Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку», проектов «Интеллектуально - творческий потенциал России» , дистанционных олимпиад «Фактор роста».

Одной из задач профильного обучения является оказание помощи старшеклассникам в выборе профессий. Я считаю, что эта задача в нашей школе успешно реализуется:

Профессиональное определение за период 2009 - 2012 г.

Саратовский государственный медицинский университет

5 чел.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

4 чел.

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

11 чел.

ГОУ СПО «Вольское медицинское училище»

5 чел.

ФГОУ СПО «Вольский сельскохозяйственный техникум»

1 чел.