Каковы высшие ценности и идеалы. Какие ценности и идеалы существуют в современном мире? Понятие и виды ценностей и идеалов. Что такое ценности

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Культурология

Идеалы в современном обществе

Введение

1. Идеалы и ценности: исторический обзор

2. Культурное пространство 60-х и современная Россия

Заключение

Список использованной литературы


Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе – это социальные изменения. Для обыденного человека – субъекта социального познания – нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет собственности, другие пытаются отталкиваться от более высоких идеалов. Многими именно образование воспринимается как своеобразная гарантия, повышающая защищенность в изменяющихся социальных обстоятельствах, способствующая уверенности в завтрашнем дне.

Мораль – способ регуляции поведения людей. Другие способы регуляции – обычай и право. Мораль включает в себя нравственные чувства, нормы, заповеди, принципы, представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости, счастье и т.д. На основе этого человек оценивает свои цели, мотивы, чувства, поступки, мысли. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в разделе о Великом Инквизиторе.

Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном.

В современном российском обществе ощущается духовный дискомфорт, во многом обусловленный моральным конфликтом поколений. Современная молодежь не может принять образ жизни и стиль мышления, идеализируемый старшими, старшее же поколения убеждено, что раньше было лучше, о современное общество – бездуховно и обречено на распад. Что дает право на такую моральную оценку? Есть ли в ней здравое зерно? Эта работа посвящена анализу проблемы идеалов в современном обществе и ее применимости к современной ситуации в России.

Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание «знает», каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.

В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир «готовым», он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность – выражение человеческого в человеке.

Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование – высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.

Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним миром, хотя и зависит от него. Человек сам себя определяет, сам себя создает, сам решает, каким ему быть. Если человек говорит: «Что я могу? От меня ничего не зависит», – он сам выбрал несвободу, свою зависимость.

Совесть является неоспоримым свидетельством того, что человек свободен. Если нет свободы, то не за что судить: не судят животное, убившее человека, не судят машину. Человека судят и, прежде всего, его судит собственная совесть, если только он еще не превратился в животное, хотя это тоже не редкость. Свободным, согласно Библии, человека считает даже Бог, который наделил его свободой воли. Человек давно уже понял, что свобода – и счастье, и бремя. Свобода, тождественная разуму, отличает человека от животных и дает ему радость познания и творчества. Но, одновременно, свобода – тяжелая ответственность за себя и свои действия, за мир в целом.

Человек как существо, способное к творчеству, подобен Богу или природе в целом, той творческой силе, которая творит, мир. Значит, он способен либо совершенствовать этот мир, делать его лучше, либо разрушать, уничтожать. В любом случае он несет ответственность за свои действия, за свои поступки, большие и малые. Каждый поступок что-то меняет в этом мире и если человек об этом не думает, не отслеживает последствий своих поступков, значит он еще не стал человеком, существом разумным, он еще в пути и неизвестно, куда приведет этот путь.

Существует одна мораль или их много? Может у каждого своя мораль? Ответить на этот вопрос не так просто. Очевидно, что в обществе всегда существуют несколько кодексов поведения, практикующихся в различных социальных группах.

Регуляция взаимоотношений в обществе в значительной степени определяется нравственными традициями, которые включают в себя систему нравственных ценностей и идеалов. Значительное место в возникновении и эволюции этих идеалов принадлежит философским и религиозным системам.

В античной философии человек осознает себя как существо космическое, пытается осмыслить свое место в космосе. Поиск истины – это поиск ответа на вопрос, как устроен мир и как устроен я сам, что есть благо, добро. Переосмысливаются традиционные представления о добре и зле, выделяется истинное благо в противоположность тому, что истинным благом не является, но только считается таковым. Если обыденное сознание благом считало богатство и власть, а также доставляемые ими удовольствия, философия выделило истинное благо – мудрость, мужество, умеренность, справедливость.

В эпоху христианства происходит значительный сдвиг в моральном сознании. Были и общие нравственные принципы, сформулированные христианством, которые, правда, в обычной жизни особенно не практиковались даже в среде духовенства. Но это никак не обесценивает значение христианской морали, в которой были сформулированы важные общечеловеческие нравственные принципы и заповеди.

Своим отрицательным отношением к собственности в любой ее форме («не собирайте сокровищ по земле») христианская мораль противопоставила себя господствующему в Римской империи типу морального сознания. Главной идеей в нем становится идея духовного равенства – равенства всех перед Богом.

Христианская этика с готовностью приняла все для нее приемлемое из более ранних этических систем. Так, известное правило нравственности «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», авторство которого приписывается Конфуцию и иудейским мудрецам, вошло в канон христианской этики наравне с заповедями Нагорной проповеди.

Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное. Однако это ни в коем случае не означало отказ от своих убеждений. В этом же смысле ставился и вопрос о моральном праве на осуждение: «Не судите, да не судимы будете» надо понимать, как «Не осуждайте, не выносите приговора, ибо вы сами не безгрешны», но остановите совершающего зло, пресеките распространение зла.

Христианская этика провозглашает заповедь добра и любви к врагу, принцип универсальной любви: «Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас... ибо если возлюбите любящих, какая вам награда?».

В Новое время, в XVI-XVII веках, происходят значительные изменения в обществе, что не могло не сказаться на нравственности. Протестантизм провозгласил, что главной обязанностью верующего перед богом является упорный труд в своей профессии, а свидетельством богоизбранности является успех в делах. Тем самым протестантская церковь дала своей пастве отмашку: «Обогащайтесь!». Если ранее христианство утверждало, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное, то теперь наоборот – богатые становятся богоизбранными, а бедные – отвергнутыми богом.


Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

08.04.2015

Снежана Иванова

Важнейшую роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации...

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Введение 1. Идеалы и ценности: исторический обзор 2. Культурное пространство 60-х и современная Россия 3. «Общество потребления» по Ж. Бодриару Заключение Список использованной литературы

Введение

Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе - это социальные изменения. Для обыденного человека - субъекта социального познания - нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет собственности, другие пытаются отталкиваться от более высоких идеалов. Многими именно образование воспринимается как своеобразная гарантия, повышающая защищенность в изменяющихся социальных обстоятельствах, способствующая уверенности в завтрашнем дне. Мораль - способ регуляции поведения людей. Другие способы регуляции - обычай и право. Мораль включает в себя нравственные чувства, нормы, заповеди, принципы, представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости, счастье и т.д. На основе этого человек оценивает свои цели, мотивы, чувства, поступки, мысли. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в разделе о Великом Инквизиторе. Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном. В современном российском обществе ощущается духовный дискомфорт, во многом обусловленный моральным конфликтом поколений. Современная молодежь не может принять образ жизни и стиль мышления, идеализируемый старшими, старшее же поколения убеждено, что раньше было лучше, о современное общество - бездуховно и обречено на распад. Что дает право на такую моральную оценку? Есть ли в ней здравое зерно? Эта работа посвящена анализу проблемы идеалов в современном обществе и ее применимости к современной ситуации в России. Цель работы – проанализировать идеалы и ценности в современном обществе. Задачи: 1. Рассмотреть исторические ценности и идеалы; 2. Сравнить исторические ценности с современными; 3. Проанализировать точку зрения Ж. Бодрийяра на современное общество; 4. Сделать вывод о современных ценностях человека.

Заключение

Общество потребления мыслит себя именно обществом потребления, оно потребляет и хочет потреблять, не имея иной цели, кроме потребления, не имея впереди какой-либо утопии (оно мнит себя реализованной Утопией), оно, короче, воспринимает себя как конец истории. Поэтому дискурс общества потребления не может быть ничем, кроме тавтологии. Дискурс потребления вместе со своим контрдискурсом, состоящим в морализирующем оспаривании потребления, создают представление о «цивилизации объекта», которая характеризуется пустотой человеческих отношении вопреки осуществляемой им мобилизации производственных и общественных сил. Бодрийяр предсказывает «грубые нашествия и внезапные разрушения, которые столь же непредвидимо, но очевидно, как в мае 1968 года, разобьют эту белую мессу». Действительно, можно понять, что общество потребления неустойчиво именно вследствие своей пустоты и жизни среди потребительских миражей. Будет ли оно уничтожено изнутри загнанными внутрь общественными силами или извне - в результате угроз, которые ему несет существование бедных народов или нехватка ресурсов, и будет ли оно вообще уничтожено, покажет будущее. Иллюзорное существование в мире потребления, и туг приходится возразить Бодрийяру, никогда не охватывало полностью всей общественной жизни, а реальные ценности всегда продолжали существовать среди людей, даже будучи оттеснены с переднего плана. Возможно, суровая история, которая, как обнаружится, никуда не исчезала, положит конец жизни среди зрелищ и миражей человека общества потребления. Кризис, в котором сегодня находится Россия, является гораздо более тяжелым, чем обычный финансовый кризис или традиционная промышленная депрессия. Страна не просто отброшена на несколько десятилетий назад; оказались обесценены все усилия, предпринимавшиеся на протяжении последнего столетия для того, чтобы обеспечить России статус великой державы. Страна копирует худшие образцы азиатского коррупционного капитализма. Общество современной России переживает тяжелые времена: низвергнуты прежние идеалы и не найдены новые. Образовавшийся ценностно-смысловой вакуум стремительно заполняется артефактами западной культуры, которые охватили практически все сферы общественной и духовной жизни, начиная от форм проведения досуга, манеры общения и заканчивая этическими и эстетическими ценностями, мировоззренческими ориентирами. По Тоффлеру информационная цивилизация порождает новый тип людей, которые и создают новое информационное общество. Этот человеческий тип Тоффлер называет «третьей волной», также как аграрное общество он считает «первой волной», а индустриальное - «второй волной». При этом каждая волна создает свой особый тип личности, имеющий соответствующий характер и этику. Так, «вторая волна» по Тоффлеру характеризуется протестантской этикой, и такими чертами как субъективность и индивидуализм, способность к абстрактному мышлению, сопереживанию и воображению. «Третья волна не создает некоего идеального супермена, некую героическую разновидность, обитающую среди нас, а коренным образом изменяет черты характера, присущие всему обществу. Создается не новый человек, а новый социальный характер. Поэтому наша задача - искать не мифического "человека", а те черты характера, которые с наибольшей вероятностью будут цениться цивилизацией завтрашнего дня». Тоффлер считает, что «образование тоже изменится. Многие дети станут учиться не в классной аудитории». Тоффлер считает, что «цивилизация Третьей волны может оказывать предпочтение совсем другим чертам характера у молодых, таким, как независимость от мнений сверстников, меньшая ориентация на потребление и меньшее гедонистическое зацикливание на самом себе». Возможно, те перемены, которые сейчас переживает наша страна, приведут к образованию нового типа русского интеллигента - информационной интеллигенции, которая, не повторив ошибок «разочарованного» поколения, преодолеет западный индивидуализм, основываясь на богатых русских культурных традициях.

Список литературы

1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период. Вильнюс- Москва: Весть, 1992. 2. Ахиезер А.С. Россия как большое общество // Вопросы философии. 1993. N 1. С.3-19. 3. Берто Д., Малышева М. Культурная модель русских народных масс и вынужденный переход к рынку // Биографический метод: История, методология и практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. С.94-146. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. 4. Вайль П., Генис А. Страна слов // Новый мир. 1991. N 4. С.239-251. 5. Гозман Л., Эткинд А. От культа власти к власти людей. Психология политического сознания // Нева. 1989. N 7. 6. Левада Ю.А. Проблема интеллигенции в современной России // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. (Международный симпозиум 17- 19 декабря 1993 г.). М., 1994. С.208-214. 7. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М.: Мировой океан, 1993 8. Тоффлер О. Третья волна. - М., Наука: 2001. 9. Цветаева Н.Н. Биографический дискурс советской эпохи // Социологический журнал. 1999. N 1/2.

Ценности и идеалы... Но как только любые идеалы, подменяют ценности - они становятся ложными...

"Ценности" - это то, что существует в реальности и чем люди обладают, а "идеалы " то, к чему люди стремятся, но у них нет в реальности, и, может быть, никогда и не будет. Идеалы всегда выражаются в некоторых высказываниях.

Здесь следует различать - существование высказываний как факт обладания ими социальным индивидом или социальным объединением, и, содержание идеалов, выраженных в этих текстах. Содержание идеалов может быть ложным или истинным, что устанавливается по правилам логики, а вступают в конфликт и даже убивают люди друг друга, потому, что эти тексты для них обладают ценностью или люди вовлечены и поставлены в условия принятия этих текстов (например, контракт, присяга и т.п.), независимо от их ложности или истинности. Поэтому, одно дело провозглашать некоторые идеалы, а другое, их реализовывать.

Реализация идеалов всегда приводит к практическому эффекту, обратному тому, чем ожидался. Платон ("Государство"): "Зачем люди создают общество? Зачем люди ведут совместную жизнь? Для того, чтобы быть счастливыми людьми. А что такое счастливая совместная жизнь? Это справедливая жизнь. Что такое справедливая жизнь? Справедливая совместная жизнь устанавливается тогда, когда каждый занят своим делом, делает его хорошо и не мешает другим...." Этот концепт Платона, идеал общественного мироустройства, был реализован в фашистской Германии: "Каждому свое", "Кюхен, киндер, кирха" и т.п. лозунги нам хорошо известны... Идеалы должны оставаться идеалами и не подменять ценности.

Как только идеалы, любые идеалы, подменяют ценности - они становятся ложными ... В таком, именно таком смысле - все без исключения идеалы ложные...Почему подмена.идеалов и ценностей неизбежно приводит к практическим противоречиям? По определению "идеалов". "Идеалы" - создаются путем абстракции. Того, кто создает некоторый идеал будем называть "идеолог". Идеолог выделяет и фиксирует всегда не все, а лишь некоторые, существенные, с точки зрения идеолога, аспекты реальности. Поэтому, когда "идеалы" пытаются осуществить в реальности, то на том или ином этапе их реализации неизбежно возникают противоречия... Что невозможно логически, невозможно и эмпирически. Условия идеализации одни, а условия реализации существенно другие.

Теперь дадим определение терминам "ценность" и "идеал" по правилам логики . В языке употребляется термин "ценность" в двух смыслах, как термин-предикат, т.е. признак предмета, и как термин-субъект, т.е. некоторая вещь (предмет) о которой говорится в высказывании.

А.
1."Ценность ", как термин-предикат - это свойство (признак) которое может приобретать (изменять) любой предмет при таких и только таких условиях: 1. Предмет существует, т.е. выделен и зафиксирован в реальности, 2. Выбрано, а также установлено отношение к предмету и социальному субъекту о нем известно (юридическое, правовое, материальное, техническое и др. типы и виды отношений);

2. "Ценность" ,как термин-субъект - это любой реальный предмет, который соответствует таким и только таким признакам: 1. Относительно предмета, который называется "ценность" зафиксированы отношения эквивалентности или сравнения с другими предметами, об этом известно социальным индивидам и они согласны с таким его определением; 2. Социальный индивид способен всякий раз восстанавливать правила определения и оперирования с предметом как "ценностью".

Б .
"Идеал" - высказывание, которое обладает такими признаками: 1. Высказывание создается всегда приемом изолирующей абстракции; 2. То, что утверждается в высказывании о предмете не содержит условий его реализации (существования в реальности); 3. То, что утверждается о предмете, исполняется всегда в отношении тех свойств предмета, которые были зафиксированы в изолирующей абстракции, и никогда не исполняется полностью, а лишь частично, в отношении реальности, в том числе мыслей и действий людей.

"Преступление нуждается в оправдании"... Преступник всегда ищет предлог для своего действия, подмена понятий "идеал" и "ценность" - это способ формирования такого оправдания для преступления... Например - "Вы арийцы, а потому вам все дано от рождения, думать не нужно, у вас есть расовое превосходство..." , "Вы пролетариат, гегемон истории, а потому вам право дано по происхождению, думать не нужно..." и т.п. формулы, когда "идеалы" подменяют "ценности"...

Убивают люди друг друга по разным поводам и без повода... Когда я служил в армии, один солдат дезертировал с оружием. Нашу роту охраны поставили в заграждение для поимки дезертира. Должен или нет я стрелять в беглеца, если он выйдет на меня? Ни из каких идеалов мое решение автоматически не следует, только конкретно и всякий раз, люди принимают подобные решения...

В социальной эмпирии нет жесткой детерминации между идеалом и действием (например, убийством) как причиной и следствием.
Жесткая закономерная связь есть в том, что "идеал" - имеет логически одни свойства (по определению этого понятия), а "ценности" - логически другие свойства, а потому, когда идеалы подменяют ценности, они неизбежно становятся ложными.

Например, авантюристы, которые, "националистические идеалы " представили не как идеалы, а как проект и программу, которую принялись осуществлять в реальности, т.е. "идеалам" придали статус "ценностей", большевики - также, немецкие фашисты - также, конкистадоры - также...

Преступление всегда нуждается в оправдании... Определение терминов - это известный и самый верный способ объединить людей по тому или иному сознательному критерию, объединить при помощи знаков. Люди принимают текст и соглашаются с текстом, в котором выражен некоторый идеал, субъективно, но сам факт принятия есть уже факт объективный, эмпирический социологический факт, который может быть наблюдаем, вычислим и т.д. Например, выборы в органы власти, каждый избиратель делает выбор субъективно, но результат выборов - объективен.

Очевидно, что операция определения терминов важна, как универсальный прием организации людей в социальные объединения , как универсальная часть механизма создания социальных объединений.

В школе, вспомните, в классе учитель говорил нам: "Будем называть такой-то предмет так-то" или "Будем считать такое-то положение истинным, а такое - ложным" и т.п., если все ученики в классе соглашаются, то учитель, таким образом, объединяет класс по поводу значения и смысла о предмете, вводит общую норму отношения к предмету. Теперь уже все в классе термин соотносят предмету определенным способом. Если некоторые социальные индивиды приняли, например, что будут считать "москалей - нелюдями, негодяями, дырой на человечестве, "ватниками", то и действуют в соответствии с таким определением солидарно или "что Украинский фронт состоял преимущественно из этнических украинцев, а потому и назывался "украинским" и т.п.

Министерство связи и массовых коммуникаций

Федеральное агентство связи

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Кафедра социологии, политологии и психологии

Домашняя письменная работа

Тема: «Ценности в современном российском обществе»

Выполнил студент

Проверил

Введение 3

Ценности в современной России: итоги экспертного исследования 4

Доминирующие ценности 6

Материальное благополучие 6

Ценность «Я» (индивидуализм) 7

Карьера (самореализация) 7

Стабильность 8

Свобода 9

Уважение к старшим 9

Бог (вера в Бога) 10

Патриотизм 10

Долг и честь 11

Антиценности 12

«Идеальные» консолидирующие ценности 13

Выводы: ключевые тренды развития российской ценностной доктрины 14

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение

Ценность - характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении под «ценностью» понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка), его достоинство со знаком «плюс» или «минус», нечто желательное или пагубное, проще говоря, хорошее или плохое.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество, что же касается индивидов, то у них есть выбор- разделять эти ценности или нет. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью являются деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера.

В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.

Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.

Целью моей работы является изучение этих изменений и выявление новых, современных ценностей российского общества.

Ценности в современной России: итоги экспертного исследования

В период с 15 июля по 10 сентября 2007 года специалисты Фонда имени Питирима Сорокина провели исследование «Ценности в современной России». Оно стало первым этапом одноименного масштабного проекта, направленного на содействие выработке ценностной базы, способной консолидировать различные группы российского общества.

Актуальность исследования обусловлена очевидным запросом общества на новое осмысление ценностного фундамента. Различные государственные и социальные институты откликаются на такой запрос активизацией обсуждения данной темы, однако оно не сопровождается изучением фундаментальных основ, на которых должна происходить ожидаемая коррекция ценностной доктрины общества. Как понимают россияне понятие «ценности»? Какие нравственные нормы способны консолидировать общество? Формированию какой идеологии эти ценности должны служить? Ответы на эти и другие вопросы инициаторы исследовательского проекта попытаются найти.

Целью первого – данного – этапа работы было изучение ценностных трендов российского общества. В частности, к решению были предложены следующие задачи:

    Изучить мнения о ключевых ценностях, доминирующих в российском обществе на современном этапе.

    Определить вектор коррекции аксиологических предпочтений различных религиозных, этнических и возрастных групп россиян.

    Зафиксировать понимание различными аудиториями понятия «национальная идеология», а также прогнозы экспертов в отношении выработки национальной идеи России.

    Определить ценностные приоритеты российской молодежи, связанные с ними политические предпочтения и электоральные планы.

Исследование проводилось посредством экспертного опроса и фокус-групп с различными молодежными аудиториями.

По оценке опрошенных экспертов-обществоведов, российская ценностная система до сих пор хаотична, переживает трансформацию и в своем новом качестве еще не сложилась окончательно.

Причинами столь длительного процесса оформления являются «многочисленные катаклизмы, выпавшие на долю России в минувшем столетии » и отразившиеся на коллективном сознании населения. Эксперты полагают, что «люди до сих пор не оправились от ощущения выбитой из-под ног почвы ».По оценкам экспертов-обществоведов сегодня в России нет единой ценностной системы.

Однако в стране сосуществует множество ценностных подсистем, стихийно сформировавшихся в соответствии с интересами и потребностями тех или иных социальных групп.

Отдельные эксперты назвали современную ценностную картину России «ситуацией ценностных обломков », когда «различные части общества пользуются своими обломками ».

Доминирующие ценности

В числе аксиологических установок, характерных для современного российского общества, участники исследования – эксперты и акторы молодежных фокус-групп – указали следующие ценности (ранжируются по принципу нисхождения отмеченной значимости):

    Материальное благополучие.

    Ценность «Я» (индивидуализм).

    Карьера (самореализация).

  1. Стабильность.

  2. Уважение к старшим.

    Бог (вера в Бога).

    Патриотизм.

    Долг и честь.

Материальное благополучие

Приоритет ценностей материального благополучия и потребительского достатка (в просторечии – меркантилизм) для большей части современного российского общества отмечается многими экспертами. В первую очередь эти ценности выделяют опрошенные эксперты-обществоведы, имеющие возможность в ходе своей профессиональной деятельности следить за динамикой социальных запросов. Ими отмечается, что потребительская ориентация для России нетрадиционна, поскольку начала формироваться лишь в период 90-х годов, когда из социально активной жизни ушли поколения-«идеалисты».

Анализируя причины доминирования потребительской ориентации как ценности, эксперты указали в качестве таковых массированную пропаганду потребительского образа жизни и урбанизацию страны.

Ценность «Я» (индивидуализм)

Опрошенные полагают, что именно в концентрации отдельной личности на собственных потребностях и, соответственно, «в восприятии окружающего мира через эгоцентричную призму » состоит суть индивидуализма как ценности.

Подобная ситуация, считают эксперты, является следствием внедрения идеи потребительского общества, когда гипертрофированная ориентация на достаток фокусирует человека лишь на личных интересах. Индивидуализм является ответом на пустующую нишу «общих» ценностей, советская система которых была разрушена, а новая не создана.

Доминирование индивидуалистских ценностей, по мнению ряда опрошенных, ограничивает социально-психологическое богатство и культурологические перспективы страны.

Карьера (самореализация)

Своеобразной конвертацией индивидуалистских приоритетов современного российского общества является представление экспертами в качестве важной ценности самореализации, под которой в первую очередь подразумевается успешная карьера. По мнению большой части опрошенных, именно она дает россиянам, особенно молодежи, «ощущение собственной полноценности в глазах окружающих », свидетельствует о «соответствии общественным стандартам », дает чувство того, что «ты добился чего-то в жизни ». Самореализацию как доминирующую на текущем этапе ценность выделили как эксперты, так и представители молодежи, участвовавшие в фокус-группах.

Семья

Базовый характер ценности семьи был отмечен всеми без исключения участниками исследования.

Однако характер лояльности к семейным ценностям в ряде экспертных групп рознился. Значительная часть опрошенных с уверенностью настаивает на том, что семья в России была и остается ключевым элементом социальной системы.

Сторонники такой позиции отмечают, что в новой России усиливается тренд роста значимости семьи и настаивают на необходимости системной работы по внедрению семейных ценностей в общественное сознание.

У другого ряда экспертов апелляция к семье как ценности носит внешний – инерционный – характер: данная ценность указывается как основополагающая, однако последующие рассуждения о ней демонстрируют периферийное отношение к институту семьи в реальности.

Отдельно стоит выделить позицию молодежи относительно семьи: неожиданным результатом исследования оказался тот факт, что, несмотря на размывание института семьи в современном глобализированном обществе, подавляющее большинство молодой аудитории констатирует значимость семьи, указывает на важность сохранения и защиты семейного института.

Стабильность

Подавляющее число опрошенных – эксперты и участники молодежных фокус-групп – отметили в качестве ценности, являющейся для них базовой, стабильность, под которой подразумевается отсутствие социально-политических и экономических катаклизмов.

Молодежь связывает со стабильностью вероятность своего жизненного успеха.Эксперты среднего и старшего возраста объясняют стремление к стабильности усталостью от «эпохи перемен».

Стремление общества к стабильности, отмечают эксперты, имеет социально-психологический и прагматический аспекты. Во-первых, коррекции обстоятельств существования от экстремальных до комфортных требует инстинкт психологического самосохранения общества. Во-вторых, со стабильностью россиянами связываются перспективы персонального и национального экономического прорыва.

Свобода

Свободу в качестве базовой общественно значимой ценности в ходе исследования отметили, в основном, представители молодежной аудитории. При этом стоит указать на семантическую дихотомию ценности свободы, которая проявилась в связи с тем, какие молодежные группы высказывались по данному поводу.