Формирование бундестага. Курсовая работа: Парламент Германии. Сущность и формирование отношений политического представительства в современной России

Der Bundestag – Бундестаг (федеральное собрание). Немецкий бундестаг (парламент) – это народное представительство Федеративной Республики Германии. Он избирается народом на четыре года. Роспуск (досрочный) возможен только в исключительных случаях и находится в руках федерального президента. Важнейшие задачи бундестага – законодательство, выбор бундесканцлера и контроль правительства.

Депутатов немецкого бундестага избирают общими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются только своей совести.

В Федеративной Республике Германии, как и во всех других представительных (репрезентативных) демократиях, действует принцип свободного мандата. Депутаты выступают как представители всего народа. Поэтому они не связаны наказами и указаниями своих избирателей и своей партии и подчиняются только своей совести.

Противоположность свободного мандата – императивный мандат, который являлся общепринятым в местных парламентах вплоть до 19 века. Тогда представители в местный парламент были подотчетны своим избирателям и могли отзываться, если не исполняли их наказы. Императивный мандат ведет к тому, что депутаты во всех решениях зависят от «базиса». Они должны каждый раз принимать во внимание, чтобы их электоральное поведение находило одобрение у избирателей. Из-за этого компромиссы затруднены или невозможны.

Свободный мандат не означает, что депутаты могут голосовать как угодно, не принимая во внимание своих избирателей, свою партию или фракцию. Но он защищает от потери мандата при конфликте со своей фракцией.

Депутаты одной партии в парламенте образуют фракцию . Для создания фракции необходимо минимальное число депутатов. В бундестаге это пять процентов = 34 депутата. Если у депутатов одной фракции нет этого фракционного минимума, они могут объединиться в группу. Статус группы дает право на внесение предложений, гарантирует время выступлений в соответствии с численностью группы, уравнивает председателя группы в правах с председателями фракций и обеспечивает финансовые, технические и кадровые средства, необходимые для парламентской деятельности.

Фракции организуют и управляют работой в парламенте. Они занимают места в парламенте, совете старейшин и комитетах в соответствии с численностью. Только фракции или такое количество депутатов, которое соответствует минимальной численности фракции, могут вносить предложения, например, проекты законов, большие и малые запросы. Такое положение препятствует тому, что отдельные депутаты с множеством предложений или запросов парализуют работу парламента. Каждый депутат все же имеет право задавать без ограничений устные вопросы.

Фракции организованы строго. Во главе стоит фракционный председатель, к правлению относятся его заместители и парламентские директора. Фракционные председатели – это самые влиятельные депутаты, они согласовывают политические решения фракций и правительства с правящими партиями, председатель самой крупной оппозиционной фракции является в бундестаге соперником бундесканцлера и часто кандидатом на должность канцлера от оппозиции.

Парламентские директора обеспечивают бесперебойную работу парламента, например, они определяют выступающих на пленуме. Обилие политических сфер требует разделения труда во фракции. Отдельный депутат специализируется на определенной предметной области. В рабочих группах эти эксперты обсуждают законопроекты и другие предложения и готовят решения. Фракция, как правило, следует рекомендациям своих экспертов.

Численность фракций и групп определяет количественный состав комитетов. Президент бундестага выбирается по старому конституционному обычаю из рядов самой многочисленной фракции.

Финансовая независимость депутатов гарантирована благодаря компенсациям (посуточной или почасовой оплате), которые соответствуют депутатской должности. Кто был членом парламента минимум восемь лет, по достижении предельного возраста получает пенсию. Депутаты бундестага и в большинстве случаев также ландтагов получают доход за свою работу. Они профессиональные политики, которые имеют полную занятость и имеют право на разумную зарплату. Она должна быть в состоянии обеспечить им и их семьям достаточно средств к существованию. Кроме того, она должна соответствовать важности занимаемой должности с учетом связанной с ней ответственности и нагрузки и подобающему чину этой должности в конституционной структуре.

Кроме этих компенсаций, облагаемых налогом, депутаты получают не облагаемое налогом пособие на покрытие служебных расходов. Из него оплачиваются, прежде всего, затраты на содержание офиса в избирательном округе, а также второе жилье и средства для проживания во время заседаний парламента.

Для бундестага в целом, как и для фракций, важен принцип разделения труда. Собственно парламентская работа осуществляется в комитетах. Комитеты соответствуют рабочим группам фракции. Члены рабочих групп часто одновременно являются представителями своих фракций в соответствующих комитетах. В комитетах обсуждаются и формулируются законопроекты и другие инициативы, чтобы потом представить их пленуму для принятия решения.

В комитетах также основной задачей является парламентский контроль деятельности правительства. С разнообразием специальных вопросов по-другому справиться нельзя. Свои комитеты бундестаг создал с опорой на отраслевое деление правительства. Это касается всех комитетов от комитета иностранных дел и социального комитета до бюджетного комитета, который имеет особое значение, так как определяет бюджетный суверенитет парламента. В Петиционный комитет может обратиться любой гражданин с просьбой или жалобой. Комитеты, как правило, не заседают публично. Поэтому там можно вести дебаты непринужденнее и объективнее, чем на публичных заседаниях пленума.

Пленум бундестага – это форум крупных парламентских противостояний, прежде всего, когда там обсуждаются решающие вопросы внешней и внутренней политики. На заседаниях парламентских комитетов, чаще непубличных, проводится решающая предварительная работа для каждого закона, там нужно привести политические волеизъявления в соответствие со специальными знаниями соответствующих экспертов. Только пленум бундестага может принимать юридически эффективные решения. Бундестаг правомочен, если присутствует минимум половина членов. Но многие решения принимаются, если присутствует гораздо меньше депутатов.

Страница 5 из 6

§ 5. Государственные органы. Местное самоуправление

А. Федеральные органы

Бундестаг

Бундестаг - это законодательный орган Федерации. Отече­ственная юридическая наука считает Бундестаг одной из палат гер­манского парламента (другой является Бундесрат). Эта точка зре­ния не разделяется большинством немецких юристов, которые считают, что только Бундестаг можно именовать парламентом, так как только он представляет немецкий народ как единое целое.

Порядок формирования. Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной си­стеме. Она устанавливается текущим законодательством. В насто­ящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избира­тельным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменени­ями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоя­щие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активно­го избирательного права.

Избирательный закон устанавливает определенное число де­путатов Бундестага - 656 (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы, о чем будет ска­зано ниже; например, в 1997 г. их было 672). Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом (последние в сравнении с российскими несколько ограничены).

При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система - так называемая "персонализированная пропорциональ­ная". Половина депутатов Бундестага (328) избирается в избира­тельных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий.

Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос - за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой "первый" голос кандидату от од­ной партии, а "второй" - земельному списку кандидатов от дру­гой партии.

В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная си­стема относительного большинства). Остальные 328 мест заполня­ются кандидатами из земельных списков партий.

Для определения количества мандатов, полученных партий­ным списком, с 1985 г. применяется система подсчета по методу Хэйра-Нимейера. Для этого все "вторые" голоса, поданные за спи­сок определенной партии, умножаются на общее количество мест, подлежащих распределению. Затем полученное кратное делится на общее количество всех "вторых" голосов, поданных за все партийные списки. Каждый партийный список получает столько мест, сколько полных чисел в результате он получит. Оставшиеся свободные места распределяются по порядку наибольших долей чисел (после запятой), которые при таком подсчете приходятся на тот или иной список. После этой процедуры все места оказывются распределенными, и устанавливается, на сколько мест мо­жет рассчитывать каждая партия.

Партия А 10 000 х 12 21000 = 5,71

Партия В 8000 х 12 21000 = 4,57

Партия С 1600 х 12 21000 = 0,91

Партия D 1400 х 12 21000 = 0,8

При первом подсчете партия А получает 5 мест и партия В - 4 места. Из 12 мест нераспределенными остались три места, по одному из них получают партии С и D, еще одно - партия А. После этого из общего числа мест, определенных таким образом для каждого земельного списка партий, вычитается число мест, уже полученных данной партией в избирательных округах земли. Какая-либо партия может получить в одной из земель больше прямых мандатов, чем ей полагается по числу ее вторых голосов. В этом случае парламент увеличивается на число упомянутых мандатов (это так называемые избыточные мандаты), а партия получает в этом случае количество мандатов сверх пропорции. Согласно избирательному закону в распределении мандатов уча­ствуют лишь те партии, которые в масштабе всей республики собрали не менее 5 процентов голосов избирателей (5-процентная "заградительная" оговорка) или кандидаты которых избраны не менее чем в трех избирательных округах.

Организация Бундестага. Непосредственное руководство де­ятельностью Бундестага осуществляет его председатель (офици­ально он именуется президентом). Он избирается из числа депута­тов на весь срок легислатуры и не может быть отозван со своего поста. По сложившейся традиции председателем Бундестага из­бирается представитель крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители - соответственно числу фракций, пред­ставленных в Бундестаге, а также несколько секретарей. Вместе они образуют президиум палаты, который, однако, никаких фун­кций как коллегиальный орган не осуществляет. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из председателя, вице-председателей и 24 членов, назначаемых фрак­циями пропорционально их численности. В задачи Совета входит согласование между фракциями численности комитетов Бундес­тага, распределение в них мест между фракциями, назначение председателей комитетов и их заместителей. Кроме того, Совет старейшин согласовывает повестку дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок. Совет старейшин принимает проект бюджета Бундестага, выносит ре­шения по его внутренним делам.

Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, об­разуют партийную фракцию Бундестага (объединенная фракция ХДС-ХСС состоит из двух групп депутатов - ХДС и ХСС, при­чем последняя пользуется относительной самостоятельностью внут­ри фракции). Фракцию может создать только такая группа депу­татов, которая насчитывает не менее 5% от общего числа депу­татов. Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе. Они рассматривают основ­ные вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях па­латы, формулируют законодательную политику партии, назнача­ют докладчиков для выступления на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы.

Партийной фракцией руководит правление. В него входит председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. В каждой фракции образуются также рабочие груп­пы по основным направлениям внутренней и внешней политики. Члены правления фракции и руководство рабочих групп образу­ют ядро фракции, состоящее из профессиональных политиков. Именно они определяют линию поведения фракции и парламент­скую политику партии, занимают ответственные посты в Бундес­таге и чаще всего выступают на его пленарных заседаниях и в комитетах. Остальные члены фракции, так называемые "задне-скамеечники", особого влияния не имеют и лишь поддерживают политическую линию партии в Бундестаге.

Существенную роль в работе Бундестага играют его комите­ ты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные. Отраслевые комитеты подразделяются на обязательные (их три: комитет по делам Европейского Союза, иностранным делам и обороне;- образование этих комитетов пре­дусмотрено в Основном законе) и факультативные (их число, как и профиль деятельности, меняется, в настоящее время их 23).

В компетенцию Бундестага входит развитие законодатель­ства, утверждение федерального бюджета, избрание Федераль­ного канцлера и парламентский контроль за деятельностью Феде­рального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.

Важнейшую функцию Бундестага составляет законотворче­ство. Законодательная инициатива принадлежит Федеральному правительству, членам Бундестага и Бундесрату. Все законопро­екты вносятся на рассмотрение Бундестага, однако правитель­ственные законопроекты предварительно направляются в Бундес­рат, который может сделать свои замечания, а законопроекты Бундесрата передаются в Бундестаг через Федеральное прави­тельство, которое должно высказать свои рекомендации. Как по­казывает практика, свыше 80% всех законопроектов вносится в Бундестаг по инициативе Федерального правительства.

Законодательная процедура регулируется регламентом Бун­дестага, предусматривающим правило "трех чтений" законопро­екта. Первое чтение представляет собой информацию о законо­проекте с предложением совета старейшин. На этой стадии могут обсуждаться лишь общие принципы законопроекта. Подавляющее большинство законопроектов после первого чтения передаются на рассмотрение комитетов. Бундестаг может назначить срок вто­рого чтения и без передачи законопроекта в комитеты. Во втором чтении Бундестаг обсуждает законопроект в редакции, предло­женной комитетом, вместе с докладом последнего. На этой стадии депутаты могут вносить поправки и дополнения к законопроекту. Тогда же проводится голосование по законопроекту, как правило по частям, и голосование по внесенным поправкам.

Принятый во втором чтении законопроект представляет ос­нову для третьего чтения. На этой стадии может быть возобнов­лено обсуждение проекта в целом и могут вноситься новые по­правки, но уже только от имени фракции. Затем следует заклю­чительное голосование.

Государственное право ФРГ различает конституционные, "федеративные" (т. е. затрагивающие федеративную структуру государства или полномочия государственных органов земель) и обыкновенные законы. Первые принимаются Бундестагом квали­фицированным большинством, а затем таким же большинством Бундесратом. "Федеративные" законы принимаются простым боль­шинством Бундестага, но требуют обязательного согласия Бун­десрата. Обыкновенные законы принимаются только Бундестагом простым большинством голосов. Однако по этим законам Бундес­рат имеет право протеста, что влечет повторное голосование в Бундестаге. Если Бундестаг подтвердит прежнее решение, про­тест считается отклоненным.

К числу важнейших полномочий Бундестага относится утвер­ждение федерального бюджета. Проект бюджета составляется Фе­деральным правительством. Бундестаг вправе предлагать свои по­правки к правительственному проекту бюджета, но если они пре­дусматривают увеличение расходов или новые расходы, то такие поправки могут приниматься лишь с согласия Правительства.

Одной из важнейших функций Бундестага является решение вопроса о главе Правительства. В начале своей легислатуры Бун­дестаг избирает Федерального канцлера, который затем самосто­ятельно формирует Правительство. Решение этого вопроса зави­сит от соотношения политических сил в парламенте, ибо реаль­ный шанс быть избранным на пост Канцлера имеет кандидат той партии, которая обладает абсолютным большинством мест, либо пользующийся поддержкой коалиции партий, обладающей таким большинством.

Парламентский контроль за деятельностью Правительства но­сит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требо­вать присутствия на своих заседаниях членов Правительства. Депутаты имеют право задавать вопросы Канцлеру и министрам, кото­рые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до трех часов еженедельно (обычно по четвергам) во время сессии парламента.

Группы депутатов могут делать малые и большие запросы Правительству, на которые должен быть дан письменный ответ в течение 14 дней. Отличие большого запроса от малого состоит в том, что по ответу Правительства на первый предусмотрены де­баты.

Бундестаг работает постоянно, за исключением летних, рож­дественских и пасхальных каникул. Пленарные заседания прохо­дят обычно по вторникам и средам, в остальные будние дни засе­дают комитеты и фракции.

Бундесрат

Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполни­ тельной власти Федерации, а также в делах Европейского Со­ юза (ст. 50). Если придерживаться традиционной точки зрения, что парламент ФРГ состоит из двух палат, тогда Бундесрат - это верхняя палата парламента. Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.

Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; зем­ли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. - 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. - 6 голосов. На конец 1997 г. земли Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония и Северный Рейн-Вестфалия имели по 6 голо­сов, Гессен - 5, Бремен, Гамбург, Мекленбург-Верхняя Поме­рания, Саар - по 3 голоса, остальные 7 земель имели по 4 голо­са; всего в Бундесрате - 69 мест.

Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколь­ко она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзывают­ся правительствами земель. Практически членами Бундесрата обыч­но назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные мини­стры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по час­тям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом Бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов Бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блоки­руются между собой при голосованиях. Голоса земли могут пода­ваться только согласованно.

Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания Бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голо­сования. Председатель обладает административной властью в зда­нии Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если пос­ледний временно не может выполнять своих функций.

Значительную роль в работе Бундесрата играют его постоян­ные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновни­ков земли.

Полномочия Бундесрата довольно широки: они охватывают сферу законодательства, управления, а также дела Европейско­го Союза.

Бундесрат принимает участие в законодательной деятельно­сти. Он обладает правом законодательной инициативы, его учас­тие в принятии конституционных и "федеративных" законов яв­ляется обязательным. Бундесрат вправе опротестовывать обыкно­венные законы, принятые Бундестагом, что влечет повторное голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет.

При определенных условиях Бундесрат может стать единствен­ным законодательным органом. Согласно ст. 81 Основного закона по требованию Федерального правительства Президент ФРГ мо­жет объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях: 1) если Бундестаг отклоняет правительственный законо­проект, хотя Канцлер связал с ним вопрос о доверии; 2) если при постановке вопроса о доверии Канцлер не получил большинства голосов в Бундестаге, а последний, не будучи распущенным, от­клоняет законопроект, признанный Федеральным правительством неотложным. В этих случаях для принятия закона достаточно со­гласия только Бундесрата. Состояние законодательной необходи­мости применяется не только к законопроекту, послужившему поводом для его объявления, но и к другим законопроектам в течение последующих шести месяцев.

В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществле­нии исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное прави­тельство, согласно ст. 53 Основного закона, обязано держать Бун­десрат в курсе текущих дел.

Наряду с Федеральным правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями. В согласии Бундесрата нуж­даются общие административные предписания Федерального пра­вительства, адресованные землям. По предложению Федерально­го правительства Бундесрат определяет нарушение землями норм федерального права. Он дает согласие Федеральному правитель­ству на применение союзного принуждения в отношении земель, если они не выполняют своих конституционных обязанностей (ч. 1 ст. 37 Основного закона).

По ряду правовых вопросов Бундесрат уполномочен выска­зывать свое мнение перед Федеральным конституционным судом: при проверке конституционности того или иного закона, в случае обращения конституционного суда земли в Федеральный консти­туционный суд по поводу толкования Основного закона и др.

По вопросам, относящимся к ведению Европейского Союза, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейс­кой палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что голоса земли могут подаваться только согласо­ванно (п. За ст. 52).

Согласно поправке к Основному закону, принятой в 1968 г., предусмотрена возможность создания нового органа, который мо­жет замещать парламент. Это так называемый совместный коми­тет, создаваемый на случай "чрезвычайного положения". Он со­стоит из 48 членов: на две трети из депутатов Бундестага и на одну треть из членов Бундесрата. Депутаты назначаются Бундес­тагом на основе пропорционального представительства фракций; они не могут входить в состав Федерального правительства. Каж­дая земля должна быть представлена одним членом Бундесрата, который назначается ею; эти члены не связаны указаниями пра­вительств земель. В период "состояния обороны" совместный ко­митет замещает Бундестаг и Бундесрат и осуществляет принадле­жащие им права. Лишь Основной закон не может быть отменен или частично изменен решением совместного комитета.

Федеральный президент

Согласно Основному закону главой Федеративной Республи­ки Германия является Федеральный президент. В ФРГ он занима­ет более скромное место в государственном механизме, чем рейхс-президент в Веймарской республике. Значительная часть полно­мочий последнего теперь отошла к Федеральному канцлеру.

Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из чле­нов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтага­ми германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорци­онального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депу­татов от данной земли и последних данных о численности населе­ния.

Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундес­тага; он же руководит работой собрания.

На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президен­та обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.

Избранным на пост Президента считается кандидат, полу­чивший абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания в первом или втором туре голосования. Если в первых двух турах ни один кандидат не получил требуемого большин­ства, назначается третий тур, в котором для избрания Президен­та достаточно относительного большинства голосов (во втором и третьем турах могут выдвигаться новые кандидаты).

Федеральный президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однако никто не может быть избран Президентом более двух раз подряд. При вступлении в должность Президент приносит присягу (ее текст содержится в конституции) на совместном заседании Бундестага и Бундесрата.

В области внутренней политики Президент ФРГ наделен сле­дующими полномочиями: он подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать приня­тый парламентом закон как антиконституционный перед Федераль­ным конституционным судом; выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных фрак­ций в Бундестаге); назначает по предложению Федерального кан­цлера федеральных министров, обладает правом назначать и уволь­нять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федераль­ным министрам); осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями и др.

Внешнеполитические полномочия Федерального президента включают в себя: представительство Федерации в международ­ных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем полномочных пред­ставителей иностранных государств. Президент имеет право зак­лючить от имени ФРГ договоры с иностранными государствами (договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратифи­кации парламента).

У Федерального президента есть также так называемые "ре­зервные" полномочия, используя которые он может влиять на политическую жизнь. Президент вправе требовать созыва Бунде­стага (это требование должно быть выполнено), он может распу­стить Бундестаг, если последний не избрал Канцлера абсолютным большинством голосов или если Канцлер при постановке вопроса о доверии не получил большинства голосов членов Бундестага. По представлению Федерального правительства и с согласия Бундес­рата Президент может объявить состояние законодательной необ­ходимости, во время которого, как отмечалось, федеральные за­коны могут приниматься без участия Бундестага.

К числу чрезвычайных относится право Федерального пре­зидента объявлять с согласия Канцлера "состояние обороны", если созыву Бундестага или совместного комитета мешают "непреодо­лимые препятствия".

Для вступления в действие распоряжений и указаний Феде­рального президента необходима их контрасигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это прави­ло не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относитель­ным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным кан­цлером или федеральным министром своих обязанностей до на­значения их преемников.

Федеральный президент не несет политической ответствен­ности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитыва­ется о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед феде­ральным собранием. Однако Основной закон допускает возмож­ность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (ко­торый принимает окончательное решение) только в связи с об­винением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении об­винения должно быть выдвинуто не менее чем четвертью голо­сов депутатов Бундестага или четвертью голосов членов Бундес­рата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов депутатов Бундестага или две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа. До сих пор прецедента смещения Президента с должности в истории ФРГ не было.

Федеральное правительство

Исполнительную"власть в ФРГ осуществляет Федеральное правительство. По свидетельству Т \ Маунца, автора учебника по государственному праву ФРГ, "именно Правительство представ­ляет исполнительную власть, а поскольку его полномочия более широки, чем когда-либо, можно утверждать, что Основной закон усилил исполнительную власть". Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом ис­полнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту.

Основной закон предусматривает следующий порядок фор­мирования Федерального правительства. В начале легислатуры Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера - главу Правительства. Избранным счи­тается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Бундестага, после чего следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бун­дестага.

Если предложенный Президентом кандидат не будет избран, Бундестагу предоставляется право в течение последующих двух недель избрать абсолютным большинством голосов на пост Феде­рального канцлера другое лицо. В этом случае Президент обязан назначить предложенную парламентом кандидатуру на пост Кан­цлера, если эта кандидатура получит поддержку абсолютного боль­шинства палаты. Если же кандидат соберет относительное боль­шинство голосов, Президент может либо назначить его Канцле­ром либо распустить Бундестаг.

Срок полномочий Федерального канцлера совпадает в прин­ципе со сроком полномочий Бундестага. Они прекращаются с со­зывом нового Бундестага, при вынесении Бундестагом конструк­тивного вотума недоверия, а также при добровольной отставке, которая возможна в любое время. С прекращением полномочий Канцлера автоматически прекращаются полномочия всех феде­ральных министров и следует процедура формирования нового Правительства.

В Правительство кроме Федерального канцлера входят фе­деральные министры. Обычно все они возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (или ми­нистры по особым поручениям). Одного из министров Канцлер назначает своим заместителем (вице-канцлером); в коалиционных правительствах этот пост предоставляется партии, выступающей в блоке с партией большинства. Число членов Правительства, так же как и распределение портфелей между ними, устанавливает­ся Канцлером (при формировании коалиционных правительств - по согласованию между блокирующимися партиями).

Руководящее положение в Правительстве занимает Феде­ральный канцлер. Согласно Основному закону власть Федераль­ного канцлера значительно усилена за счет полномочий и Пре­зидента, и парламента, и министров. В результате глава Пра­вительства - Федеральный канцлер - становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Не­удивительно, что основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлер­ской демократии.

Именно Канцлер, а не парламент или Правительство как коллегиальный орган определяет основной курс, общую полити­ческую линию Федерального правительства (ст. 65). Федераль­ный канцлер руководит в общем плане деятельностью отдель­ных министров, которые самостоятельно ведут дела порученной им отрасли в рамках основной линии, определенной Федераль­ным канцлером. Еще более усиливается власть Федерального канцлера в период "состояния обороны", когда к нему переходит высшее командование Вооруженными силами (в мирное время главнокомандующим считается министр обороны). При осуществ­лении своих полномочий Канцлер опирается на непосредственно ему подчиняющийся вспомогательный аппарат. Основу его состав­ляют три ведомства: Служба Федерального канцлера, Служба прессы и информации Федерального правительства и Федераль­ ная разведывательная служба. Важнейшей среди них является Служба (Ведомство) Федерального канцлера, в которой сосредо­точены все нити правительственной политики. Она подготавли­вает решения, заявления и выступления главы Правительства, координирует и контролирует при помощи целого штата рефе­рентов работу министерств, поддерживает связь между Прави­тельством и различными объединениями в экономике, политике, социальной жизни и т. п.

Деятельность Правительства как коллегиального органа ре­гулируется Регламентом Федерального правительства, принятым еще в 1951 г. В компетенцию Правительства входят многочислен­ные и важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Федераль­ное правительство обладает правом законодательной инициативы и, как показывает практика, широко его использует.

Основной закон ФРГ предусматривает возможность делеги­рованного законодательства: на основании ст. 80 парламент может уполномочить Правительство в целом или федерального мини­стра издавать постановления общего характера. Кроме того, Фе­деральное правительство и отдельные министры могут издавать постановления во исполнение законов. По отдельным вопросам Пра­вительство с согласия Бундесрата может издавать постановления, имеющие силу закона (ст. 119 Основного закона). Наконец, в сфе­ре управления Федеральное правительство и министры могут издавать общие административные предписания.

Федеральное правительство располагает большими правами в области контроля за деятельностью органов управления в зем­лях. Оно контролирует исполнение землями федеральных зако­нов. С этой целью Правительство ФРГ может направлять своих уполномоченных в высшие государственные органы земель. При помощи конференций министров земель, которые проходят обычно под председательством компетентного федерального министра, Федеральное правительство осуществляет общий надзор и коор­динацию деятельности органов управления в землях. По этим воп­росам Федеральное правительство может издавать с согласия Бундесрата общие административные предписания, а на основе законов - давать обязательные указания землям.

Заседания Федерального правительства созываются по мере необходимости, обычно раз в неделю, в резиденции Федерально­го канцлера. Заседания Правительства закрытые. Кроме федераль­ных министров в заседании кабинета могут принимать участие и другие лица. Персональный круг приглашенных на заседание Правительства определяет Служба Федерального канцлера по согла­сованию с главой Правительства.

Правительство ФРГ опирается в своей деятельности прежде всего на федеральные министерства. Число их относительно не­велико (оно колебалось от 13 в 1949 г. до 17 в 1987 г.). Возглавля­ющий министерство федеральный министр самостоятельно и под свою.ответственность ведет дела своей отрасли.

Выборы начнутся в воскресенье с открытия в 08.00 (10.00 мск) по всей стране избирательных участков. Одновременно с федеральной в стране пройдут и две региональные кампании - выборы депутатов в земельные парламенты Бранденбурга и Шлезвиг-Гольштейна.

Бундестаг ФРГ - германский парламент - является высшим законодательным органом страны. Деятельность бундестага регламентируется статьями 38-49 Конституции ФРГ, принятой 23 мая 1949 года. Согласно Конституции, бундестаг принимает законы, ратифицирует международные договоры, избирает федерального канцлера и федеральных судей, контролирует деятельность кабинета министров, утверждает федеральный бюджет, выносит решения об объявлении состояния обороны.

Бундестаг избирается сроком на 4 года путем всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании лицами, достигшими 18 лет. Право быть избранным имеет лицо, являющееся германским гражданином не менее года и достигшее на день выборов совершеннолетия (18 лет).

На выборах в бундестаг применяется смешанная избирательная система: половина от общего числа депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, другая половина - в многомандатных избирательных округах по пропорциональной системе через земельные партийные списки. В некоторых случаях возможно предоставление депутатам дополнительных мандатов.

Согласно статье 39 Конституции ФРГ, новые выборы проводятся не ранее чем через 45 и не позднее чем через 47 месяцев после начала легислатуры (срока полномочий). Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5 процентов голосов за партийный список по ФРГ в целом либо провести не менее трех депутатов по одномандатным округам по всей стране.

Представленные в бундестаге партии создают парламентские фракции. Фракция может быть образована группой депутатов, насчитывающей не менее 5 процентов от общей численности бундестага. Каждая фракция бундестага избирает правление: председателя, его заместителей, а также оргсекретарей.

По предложению парламентских фракций на первом пленарном заседании бундестага избираются президент бундестага и вице-президенты. По традиции президент избирается из числа депутатов крупнейшей фракции.

Правом законодательной инициативы в ФРГ обладают федеральное правительство, бундесрат, фракции бундестага, а также отдельные группы депутатов. В среднем за легислатурный период бундестаг обсуждает около 500 законопроектов.

Для разработки законопроектов в бундестаге создаются постоянные комитеты. Комитеты изучают представленные в бундестаг законопроекты и дают по ним заключения. При необходимости в целях более детального обсуждения какого-либо вопроса могут создаваться спецкомитеты, а в рамках комитетов бундестага - подкомитеты. Члены финансового комитета участвуют в обсуждении законопроектов во всех других комитетах.

Для более тщательного изучения депутатами вносимых на обсуждение в бундестаг вопросов проводятся "слушания" с участием специалистов и представителей заинтересованных сторон, имеют место "большие" и "малые" запросы в адрес правительства. На регулярных встречах депутатов с представителями правительства (т.н. "час вопросов" или "актуальный час") члены бундестага имеют возможность выяснить мнение членов кабинета по отдельным актуальным проблемам.

Последнее из нововведений в этой области состоит в организации опроса мнений членов правительства после заседания кабинета, когда депутаты в течение получаса имеют право задавать вопросы по повестке дня состоявшегося заседания правительства.

Допускается совмещение постов члена бундестага и правительства.

Основные политические партии ФРГ :

Христианско-демократический союз ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС) - формально являются самостоятельными партиями, однако действуют в тесном блоке и образуют единую фракцию в бундестаге. Созданы в 1945 г.

Находилась у власти с момента образования ФРГ до 1969 г. и в 1982-1998 гг. С октября 1998 г. - в оппозиции, с ноября 2005 г. - вновь у власти в "большой коалиции" с СДПГ.

Социальная база ХДС - предприниматели, чиновничество, крестьянство, религиозно настроенные рабочие. Опирается на поддержку церкви, прежде всего католической.

ХСС по политическим целям является родственной ХДС партией, однако, по ряду вопросов занимает более консервативные позиции.

Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) возникла в 1875 г., в 1933 г. распущена фашистским правительством, возобновила свою деятельность в ФРГ в 1946 г. Самая многочисленная партия ФРГ, число членов СДПГ составляет около 600 тыс. человек.

СДПГ выступает за сохранение частной собственности и свободного предпринимательства, ставит своей задачей обеспечение "классового мира" в обществе, примирение интересов труда и капитала. В 1998-2005 гг. находилась у власти в коалиции с партией "Союз 90/Зеленые".

Свободная демократическая партия (СвДП) - либеральная партия, создана в 1948 году.

Выражает интересы части средних и мелких предпринимателей, врачей, служащих, чиновников и лиц свободных профессий.

В 1949-1956 гг., 1961-1966 гг. и с 1982 г. входила в правительственную коалицию с ХДС/ХСС, в 1969-1982 гг. - с СДПГ.

Партия "Союз 90/Зеленые" создана в апреле 1993 г. после объединения западногерманских "зеленых" с правозащитным движением из бывшей ГДР "Союз 90". В 1998-2005 гг. находилась у власти в коалиции с СДПГ. С ноября 2005 г. - в оппозиции.

Левая партия ("Ди Линке") - возникла в июле 2005 г. в преддверии всеобщих выборов в результате объединения Партии демократического социализма (ПДС) и вышедшей из СДПГ лево-социальной группировки ("Партия труда и социальной справедливости"). На выборах 18 сентября 2005 г. преодолела 5% барьер и вошла в бундестаг.

Бундестаг — это парламент Федеративной Республики Германия (Deutscher Bundestag), однопалатный правительственный орган, представляющий интересы всего немецкого народа. Он был создан как преемник Рейхстага согласно закону от 1949 года, а с 1999 года располагается в Берлине. В настоящее время немецкий парламент возглавляет христианский демократ Норберт Ламмерт, занимающий эту должность с 18 октября 2005 года. Именно Бундестаг избирает федерального канцлера, который является главой немецкого правительства.

Функции

По своей политической структуре Германия является парламентской республикой, в которой Бундестаг — это наиболее важный орган власти:

  • В сотрудничестве с Бундесратом он занимается законодательной деятельностью, разрабатывая и принимая на федеральном уровне различные законы и поправки в Конституцию. Он также ратифицирует договоры и принимает федеральный бюджет.
  • Бундестаг выполняет функции легитимизации других органов власти, в том числе голосует за кандидата на должность федерального канцлера, а также участвует в выборах федерального президента и судей.
  • Осуществляет надзор за деятельностью правительства, которое обязано перед ним отчитываться, а также контролирует перемещения вооружённых сил страны.

Место дислокации

После воссоединения Германии Бундестаг переехал в здание Рейхстага, построенное в конце XIX века и реконструированное архитектором С 1949 по 1999 год заседания проходили в Бундесхаузе (Бонн).

Здания, в которых расположены принадлежащие парламенту офисы, построены рядом друг с другом по обеим сторонам реки Шпрее и по-немецки называются Paul-Löbe-Haus и Marie-Elisabeth-Lüders-Haus в честь двух видных парламентариев-демократов.

Выборы

На выборах в парламент Германии мажоритарный элемент не участвует в распределении мест между партиями, кроме случаев, когда одна из партий по одномандатной системе получает большее количество депутатов, чем она получила бы на основе одной только системы партийных списков. В таких случаях партия может получить определённое количество дополнительных мандатов (Überhangmandate). К примеру, 17-й Бундестаг, который начал работать 28 октября 2009 года, состоит из 622 депутатов, из них 24 являются обладателями дополнительных мандатов.

Роспуск парламента

Федеральный президент (Bundespräsident) имеет право распустить Бундестаг в двух случаях:

  1. Если сразу после созыва, а также в случае смерти или отставки канцлера Федеративной Республики Германия, Бундестаг не может избрать нового канцлера абсолютным большинством голосов (статья 63, пункт 4, Основного закона ФРГ).
  2. По предложению канцлера, если Бундестаг принимает отрицательное решение по вопросу о доверии, поставленному этим канцлером на голосование (статья 68, пункт 1). Такая ситуация уже возникала в 1972 году, при канцлере Вилли Брандте и президенте Густаве Хайнеманне, а также в 1982-м, когда канцлером был Гельмут Коль, а президентом Карл Карстенс. В обоих случаях в результате голосования канцлеру было отказано в доверии, после чего должны были состояться новые выборы. 16 февраля 1983 года Конституционный суд отменил решение об отказе в доверии.

Отставка Герхарда Шрёдера

22 мая 2005 года, после поражения своей партии на региональных выборах в Северном Рейне-Вестфалии, канцлер Герхард Шрёдер объявил о намерении поставить на голосование вопрос о доверии, чтобы предоставить президенту «всю власть, необходимую для преодоления текущего кризисного состояния».

Как и следовало ожидать, Бундестаг ФРГ отказал в доверии (за: 151 голос, против: 296 голосов, воздержались: 148 голосов). После подал официальное прошение о роспуске Бундестага на имя федерального президента Хорста Кёлера. 21 июля 2005 года президент издал указ распустить парламент и назначил дату выборов на 18 сентября, первое воскресенье после школьных каникул и последнее воскресенье, не выходящее за рамки установленного конституцией срока в 60 дней. 23 и 25 августа Конституционный суд отклонил апелляции, поданные тремя небольшими партиями, а также депутатами Еленой Хоффман из СДПГ и Вернером Шульцем из партии "Зеленых".

Структура Бундестага

Бундестаг — это орган, наиболее важными структурными подразделениями которого являются парламентские группы, которые называются фракциями. Парламентские группы занимаются организацией работы законодательной власти. Например, они готовят работу комиссий, вносят законопроекты, поправки и т.д.

Каждая фракция состоит из председателя (Fraktionsvorsitzender), нескольких вице-президентов и президиума, который собирается каждую неделю. Во время дебатов и при голосовании традиционно принято соблюдать строгую партийную дисциплину (Fraktionsdiziplin). Парламент Германии примечателен тем, что голосование в нём обычно осуществляется по знаку председателя парламентской фракции.

В состав Бундестага также входят Совет старейшин (Ältestenrat) и Президиум. Совет состоит из Президиума и 23 старейшин (лидеров парламентских групп). Он обычно используется для проведения переговоров между партиями, в частности по вопросам председательства в парламентских комитетах и повестки дня. Что касается президиума, то в него входят как минимум председатели и вице-председатели от каждой фракции.

Каждому министерству соответствует один парламентский комитет (в настоящее время их число равно 21). Общее руководство осуществляет председатель Бундестага, в настоящее время эту должность занимает Норберт Ламмерт.

Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней - Бундестаг и верхней - Бундес рат (формально в Германии некоторыми юристами Бундесрат не рассматривается как палата Парламента). Бундестаг олицет воряет весь народ, проживающий на германской территории, 656 его депутатов избираются всем населением сроком на четы ре года. Бундесрат - это орган представительства субъектов Фе дерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более2 млн имеют четыре голоса, более 6 млн - пять голосов, а более 7 млн - шесть. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей. К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция. 8 области законотворчества Бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны Бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет Бундесрат и Федеральное правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе процедуры трех чтений. Бундес ат может не согласиться с законопроектом, тогда создается по средническая комиссия, после работы которой проводится про цедура повторного голосования. Окончательные этапы законо творческой деятельности: оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями Феде рального президента. Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. В нем создаются много численные комиссии, создание трех из них является обязатель ным: комиссии по петициям, по иностранным делам и по делам обороны. Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Феде рального президента и федеральных судей, избирает уполномо ченного по делам обороны. Смысл контрольной функции ниж ней палаты немецкого Парламента сводится к тому, что дея тельность Федерального правительства зависит от доверия Парламента. Согласно Основному закону Федеральное прави тельство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность. Это выражается в том, что в отношении Федерального канцлера Бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если глава Правительства сам поставит вопрос о доверии перед Бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то Федеральный президент может распустить Бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов Федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

93. Федеральное правительство и канцлер Германии. Федеральное правительство представляет собой орган испол нительной власти, который осуществляет функции управлени. государством. Оно состоит из Федерального канцлера и федераль ных министров. Федеральный канцлер выбирается Бундестагом. Кандидату ру на данный пост предлагает Федеральный президент после переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцле ра. Для Германии характерно коалиционное, а не однопартийное Правительство. Федеральные министры назначаются Федеральным прези дентом по предложению Канцлера. Последний определяет ос новные направления в политике и руководит работой Федераль ного правительства. Каждый федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет за это от ветственность перед Канцлером. Структура органов исполни тельной власти Федерации независимо от профиля ведомства строится в соответствии с принципом трехступенчатости: ми нистерства - высшие (головные) ведомства, наделенные поли тическими функциями; ведомства среднего звена, имеющие функции надзора; ведомства низового уровня, осуществляющие сугубо исполнительские функции. Федеральное правительство обязано воплощать в жизнь за коны, принятые Парламентом, а также намечать политические цели и осуществлять руководство государственными делами. Укреплению сотрудничества между законодательной и ис полнительной властью служит ряд обязательных юридических процедур, которых придерживаются в своей деятельности Пра вительство и Парламент. Так, Правительство направляет подго товленные проекты нормативных актов в Бундесрат даже в том случае, если для их принятия не требуется формального одобре ния этого органа. Исполнительная власть земель через Бундес рат участвует в федеральном законодательном процессе. Феде ральное правительство должно выполнять задачу политического руководства. Она сводится к тому, что Правительство выходит с инициативой, планирует политическое развитие страны и осу ществляет руководство государством. В рамках этой деятельно сти Правительство действует самостоятельно. При нормальном развитии событий Федеральное правитель тво находится у власти весь период легислатуры Бундестага, т. е. в течение четырех лет. Однако есть случаи досрочного пре кращения его полномочий: - в связи с уходом в отставку (или смертью) Федерального канцлера; - с момента учреждения нового Бундестага; - в результате конструктивного вотума недоверия, выражен ного Бундестагом Федеральному канцлеру; - при отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском Бундестага Феде ральным президентом. Таким образом, судьба Правительства во многом зависит от Канцлера, популярности его политики. Его отставка означает отставку всех федеральных министров и тем самым всего Пра вительства в целом. Главой государства является Федеральный президент, облада ющий ограниченными полномочиями. Он избирается не граж данами ФРГ, а специальным органом - Федеральным собрани ем сроком на пять лет. Полномочия Президента в случае дос рочного прекращения или обнаружения препятствий к выполнению его функций временно выполняет председатель Бундесрата.

94. Конституционный контроль в ФРГ. В ФРГ существует эффективный институт конституционно го контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Гер мании характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля. Его статус определяется Основ ным законом и специальным федеральным конституционным законом. Судьи Федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в две трети палатами Пар ламента: половина судей избирается Бундестагом, другая поло вина - Бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по восемь судей. Срок их полномочий - 12 лет. К его компетенции относятся: 1) толкование Основного за кона ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционноправовых отношений; 2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях Фе дерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, прав че ловека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону; 4) рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касаю щихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате, и некоторых других вопросов. Федеральный конституционный суд может проверять феде ральные законы об одобрении международноправовых догово ров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последую щего конституционного контроля Федеральный конституцион ный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом. Проверка актов государственного (конституционного) пра ва, например законов, на основании международного права не предусмотрена. Это является также основной причиной того, что в своих решениях Федеральный конституционный суд по чти никогда не делает ссылки на такие международноправовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г. или международные пакты по правам человека. Феде ральный конституционный суд ФРГ не приводит их даже в ка честве поддерживающих (дополнительных) аргументов, как, например, это делает Конституционный Суд Российской Феде рации. Решения Федерального конституционного суда носят обязы вающий характер для всех федеральных органов государствен ной власти, органов государственной власти земель, судов. В не которых случаях, специально перечисленных в законе о Феде ральном конституционном суде, его решения обладают силой закона. В землях действуют конституционные суды земель.

Муниципальная система ФРГ.

ФРГ – конституционная федерация, учрежденная на основе Конституции 1949 г. Систему отношений Федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой.

В состав ФРГ входят 16 земель, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург и Бремен. Основные принципы федеративного устройства ФРГ:

1) конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства;

2) на территории всей Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни;

3) все земли имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате;

4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку Конституция не устанавливает иного порядка;

5) компетенция Федерации и земель разделена: исключительная компетенция Федерации (внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая компетенция и компетенция земель. В принципе, принята презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное;

6) Основной закон допускает возможность федерального принуждения, если земля не выполняет своих обязанностей;

7) в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения Федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь.

Местное самоуправление и управление. Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет.

Положение и организация административно-территориальных единиц регулируются конституциями земель.

4 модели организации местного самоуправления и управления в общинах:

1) южногерманская модель (в Баварии). Представительный орган – совет общины и исполнительный орган – бургомистр. Ведущая роль принадлежит совету;

2) северогерманская модель (в земле Нижняя Саксония). Представительный орган (совет и др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Решающая роль также принадлежит совету;

3) модель совет – бургомистр (земли Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Бургомистр обладает значительными полномочиями;

4) модель совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом. Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном текущую работу по управлению. Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управления различных министерств. Есть и судебный контроль, осуществляемый административными судами.

Политическая система Японии.

В настоящее время в Японии зарегистрировано около 10 ты­сяч политических партий, большинство из которых действуют на уровне префектур. Как показали последние выборы, с точки зре­ния избирательских предпочтений можно выделить четыре цент­ра политических сил: старых консерваторов (Либерально-демок­ратическая партия (ЛДП), реформистских неоконсерваторов (Ли­беральная партия, Партия нового мира, Клуб реформ), либералов (Демократическая партия (ЦП), партия Сакигаке, Федерация ли­беральных реформ) и левых (Коммунистическая партия Японии (КПЯ), Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ), Новая социалистическая партия, Федерация демократических реформ). Причем значимое представительство в нижней палате сейчас имеют только шесть партий и партийных фракций: ЛДП, Объе­диненная парламентская фракция Минъюрэн (обновленная ДП), объединенная парламентская фракция "Мир - Реформы", Либе­ральная партия, КПЯ и СДПЯ.

Последние пять лет характерны частыми и существенными переменами на японской политической арене. До 1993 г. (в тече­ние 38 лет) в стране действовала так называемая "система 1955 года", которую часто называли "полуторапартийной". Суть ее была в том, что главными политическими соперниками были ЛДП и Социалистическая партия Японии, причем первая посто­янно находилась у власти, а вторая оставалась в положении оп­позиционной партии. Возрастание роли других политических сил сопровождалось ослаблением оппозиционных позиций социалис­тов, а также снижением уровня поддержки либерал-демократов на парламентских и местных выборах. Первый акт политической перестройки, приведший к разрушению "системы 1955 года" и к концу однопартийного правления ЛДП, начался летом 1993 года. ЛДП проиграла парламентские выборы, и расстановка полити­ческих сил в нижней палате Парламента изменилась. Помимо фракций прежних политических партий (ЛДП, СПЯ, Комейто, КПЯ и Партия демократических социалистов), в Палате пред­ставителей появились депутатские группы Японской новой партии (создана весной 1992 г.), Партии обновления (создана летом 1993 г.), Новой партии Сакигаке и более мелких политических организа­ций, созданных в основном бывшими либерал-демократами. Партии оппозиции смогли договориться об образовании восьми-партийной коалиции, что позволило летом 1993 г. сформировать первое с 1948 г. коалиционное правительство, которое возглавил лидер Японской новой партии М. Хосокава. В эту коалицию, про­тивостоящую ЛДП, не вошли только коммунисты. При коалици­онном правительстве во главе с М. Хосокавой Парламент принял ряд законопроектов, касающихся политической реформы. Особо следует отметить принятие 21 ноября 1994 г. трех законов: Зако­на о малых избирательных округах, Закона о поддержке поли­тических партий (дополнения к Закону о политических пожерт­вованиях) и Закона о предотвращении коррупции. Закон о под­держке политических партий определяет политическую партию как группу, состоящую из 5 или более депутатов Парламента или набравшую на выборах в представительные органы власти не менее 2% голосов избирателей, получившую статус юриди­ческого лица.

После отставки кабинета М. Хосокавы весной 1994 г. форми­руется правительство во главе с Ц. Хата. К этому времени в ре­зультате политических разногласий социалисты вышли из вось-мипартийной коалиции, и лишившийся поддержки СПЯ кабинет Ц. Хата проработал лишь два месяца.

Во второй половине 1994 г. власть перешла к новой, трехпар-тийной, коалиции в составе прежних непримиримых противни­ков - ЛДП и СПЯ, а также новой партии Сакигаке. Первоначаль­но трехпартийное правительство возглавлял Т. Мурояма. Остав­шиеся в оппозиции партии за исключением КПЯ объединились в декабре 1994 г. в Партию новыгх рубежей (ПНР).

Став крупнейшей после ЛДП парламентской партией, ПНР уже самостоятельно претендовала на власть. Ведущие посты в ПНР занимали бывшие либерал-демократы, поэтому ее создание японские ученые рассматривали как сдвиг в сторону формирова­ния политической системы двух крупных партий, стоящих на близ­ких консервативных или неоконсервативных позициях и сменяю­щих друг друга у власти.

Опасаясь упрочения тенденции к формированию двухпартий­ной системы, другие политические партии берут курс на созда­ние "третьей силы". Такая попытка была предпринята социалис­тами, но вместо образования более народной "демократическо-либеральной" партии дело ограничилось переименованием СПЯ в Социал-демократическую партию Японии в январе 1996 г. С по­добной инициативой, значительно более успешной, выступили политики из Новой партии Сакигаке, и в сентябре 1996 г. была учреждена Демократическая партия (ДП).

В январе 1996 г. Кабинет министров возглавил либерал-де­мократ Р. Хасимото, который к осени 1996 года, убедившись в упрочении позиций собственной партии, объявил досрочные вы­боры Палаты представителей.

Выборы Палаты представителей 20 октября 1996 г. наглядно отразили перестановку сил на политической арене. ЛДП вплотную приблизилась к восстановлению прежнего большинства, получив 239 из 500 мест. ПНР подтвердила положение второй партии (156 мест). На третье место вышла Демократическая партия (52 места). Сокрушительное поражение потерпели СДП (15 мест) и Сакигаке (2 места).

Такая расстановка политических сил дала возможность либе­рал-демократам при минимальной поддержке СДП и Сакигаке сформировать правительство, но уже без партнеров по коалиции. Кабинет министров вновь возглавил Р. Хасимото.

Почти сразу после выборов выявилась непрочность ПНР как конгломерата группировок, разнородных по истории, традициям, взглядам и социальной опоре. В декабре 1996 г. часть депутатов Парламента покинули ПНР и образовали Партию солнца. В конце 1997 г. бывший премьер-министр М. Хосокава со своими сторон­никами вышли из ПНР и провозгласили себя партией "Ргот Иуе".

31 декабря 1997 г. Партия новых рубежей была распущена. На ее месте появились и зарегистрировались в Парламенте шесть партий (Либеральная партия, Партия нового мира, Клуб рефор­мы, Партия братства, Партия зари и Партия "Голос народа") и прочих самостоятельных политических организаций.

Сложившаяся ситуация "один сильный - десять слабых" еще больше благоприятствовала единоличному правлению ЛДП, вос­становившей большинство в Палате представителей (261 место).

К открытию новой парламентской сессии были созданы объе­диненные парламентские фракции. Самой крупной стала Минъю-рэн (в нее вошли ДП, Партия солнца, Партия братства, Партия "Голос народа" и Лига демократических реформ - всего 96 мест в Палате представителей). В другой парламентской фракции "Мир - реформы" объединились 46 депутатов из Партии нового мира и Клуба реформ. Особняком стоит Либеральная партия, которую возглавляет бывший лидер ПНР И. Одзава.

Как показывают социальные исследования, наибольшей по­пулярностью среди политиков пользуется Н. Кан, лидер Демокра­тической партии, которому в последнее время удалось значитель­но укрепить позиции ДП. В январе 1998 г. в результате объедине­ния Партии солнца, Партии "Голос народа" и Партии "Ргогп Ргуе" была учреждена Партия демократической политики (осталась в составе фракции Минъюрэн), а в марте в рамках Минъюрэн во главе с ДП объединились четыре оппозиционные партии. Таким образом ДП получила 140 мест в нижней палате, став на данный момент самым серьезным противником ЛДП. Весной 1998 г. в стра­не опять произошла смена политического лидера. На выборах в Палату советников в апреле ЛДП потеряла 16 мест. Очевидно, что определенная потеря доверия избирателей связана с небла­гоприятной финансовой ситуацией и непопулярной экономической политикой правительства Р. Хасимото. Взяв на себя ответствен­ность за провал ЛДП на выборах, Р. Хасимото подал в отставку. Несмотря на поражение, позиции ЛДП достаточно сильны, чтобы формировать однопартийное правительство, поставив во главе Кейдзо Обути, входившего в состав правительства Р. Хасимото в должности министра иностранных дел.

Самой крупной консервативной политической партией Япо­нии является Либерально-демократическая. Своими задачами ЛДП провозглашает следующее: создание в Японии демократического строя, обеспечение экономической и социальной стабильности, улучшение международных отношений, борьбу за самостоятель­ную и независимую Японию. Обладая большинством мест в Парла­менте, ЛДП имеет возможность контролировать его работу. Член­ство в партии условно и имеет значительные ежегодные колеба­ния. Устав партии определяет, что верховным органом партии является съезд, который созывается ежегодно. Делегатами съез­да, кроме депутатов Парламента, являются также представите­ли местных отделений партии (по четыре от каждого).

Демократическая партия Японии была основана в августе 1996 г. Одной из ее особенностей является то, что во главе ДП стоят пятидесятилетние лидеры, а это не характерно для поли­тической элиты Японии, основу которой, как известно, составля­ют 70-80-летние политики. Костяк новой партии составили вы­ходцы из партии Сакигаке и СДП. Возглавляют партию два со­председателя. Главное в программе партии - административная реформа.

Коммунистическая партия - самая старая из ныне суще­ствующих политических партий Японии, она создана в 1922 г. КПЯ выступает за плановую социалистическую экономику, замену пра­вящих реакционных сил, ликвидацию военных баз США на терри­тории Японии и системы договора безопасности. Высший орган КПЯ - съезд, созываемый раз в два-три года. В результате пос­ледних выборов коммунистам удалось увеличить свою фракцию в нижней палате с 15 до 26 членов.

Почти сорок лет, с 1955 по 1993 г., Социалистическая партия Японии (сейчас СДПЯ) была крупнейшей оппозиционной партией в стране. Имея в лучшие годы в Палате представителей до 150 мест, она получила всего 15 в 1996 г., впервые уступив даже коммунистам. В последние годы японские социалисты предприни­мали действия для обновления образа партии, стараясь придать ей характер выразителя интересов всего общества. Но коалиция с ЛДП в составе кабинета Мураяма отразилась на имидже партии крайне невыгодно. Не имея возможности оказывать влияние на процесс и характер принимаемых решений, социалистам посто­янно приходилось демонстрировать свою беспринципность, что в конце концов привело к потере доверия избирателей.

Партия Сакигаке (Провозвестник) - малочисленная консер­вативная партия, образовавшаяся из выходцев из ЛДП в 1993 г. Наиболее активные парламентарии приняли участие в создании Демократической партии, что фактически поставило под угрозу существование самой Сакигаке. На последних выборах ей удалось сохранить лишь два мандата. Сегодняшняя Сакигаке - клуб по­литиков, не принятых в ДП.

Активное участие в политической жизни страны принимают и профсоюзы. В ноябре 1989 г. была создана Новая федерация проф­союзов (Синрэнго). В нее вошли два крупных центра японского проф­союзного движения: Генеральный совет профсоюзов (Сохио) и Все-японская федерация профсоюзов частного сектора (Рэнго). Синрэн-го объединяет в своих рядах 67% трудящихся - членов профсоюзов как в государственном, так и в частном секторе. Помимо Синрэнго следует отметить Всеяпонскую национальную федерацию профсо­юзов и Всеяпонский совет связи рабочих профсоюзов.

Реорганизация партийной системы Японии еще не заверше­на. Ситуация продолжает оставаться мобильной, о чем говорит сохраняющаяся тенденция к созданию новых партий. До сих пор главными действующими лицами перестройки политических сил в Японии были депутаты Парламента. Роспуск старых, появле­ние новых партий, разъединения и слияния проходят преиму­щественно в форме перетасовки парламентских фракций. В ре­зультате одним из последствий произошедших перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. Ситуация на политической арене остается неопределенной и во многом зависит от развития внутрипартий­ной ситуации в ДП.

Конституция Японии 1947г.

Подготовка и принятие конституции. Первоначальный проект конституции Японии был подготовлен правительством Японии при учас­тии группы советников в 1946 г., вскоре после поражения Японии во второй мировой войне. Он сохранил многие положения первой, консер­вативной конституции страны 1889 г., закреплявшей огромную власть императора и милитаристско-бюрократическую систему. Проект был представлен в парламент, н,о вызвал отрицательную реакцию японской общественности и Дальневосточной комиссии, созданной странами-по­бедительницами. В результате проект был фактически отозван и по на­стояниям Дальневосточной комиссии правительство представило в пар­ламент новый текст, разработанный, по существу, в штабе американских оккупационных войск. При подготовке второго проекта были использова­ны некоторые принципы англосаксонского права, новые моменты разви­тия конституционного права в мире (например, положения о социально-экономических правах граждан), а также частный проект конституции, подготовленный группой японских авторов на базе Веймарской консти­туции Германии 1919г.

Второй проект, преодолев сопротивление реакционных кругов, был принят парламентом осенью 1946 г. и, получив одобрение Дальневос­точной комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г.

Основные положения конституции. Конституция Японии - не­большая по объему: она состоит из 103 кратких статей. В отличие от конституции 1889 г. она провозглашает принцип народного суверените­та. Император лишен власти и остался лишь символом нации. Высшим же органом государства и единственным законодательным органом про­возглашен парламент. В конституции говорится о некоторых общих цен­ностях человечества, о необходимости следовать всеобщим принципам политической морали, о том, что ни одно государство не должно исходить только из своих интересов и игнорировать интересы других.

При создании конституции Японии был учтен печальный опыт воен­ного разгрома страны, осуществленного с применением Соединенными Штатами ядерного оружия: конституция содержит принципиальные антивоенные положения. В ней говорится, что японский народ преис­полнен решимости не допустить ужасов новой войны в результате дейст­вий правительств. В конституции есть специальная глава «Отказ от войны», содержащая одну статью (ст. 9), которую неоднократно, но без­успешно пытались ревизовать японские реакционные круги. Она уста­навливает, что японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров. С этой целью, гласит конституция, никогда не будут создаваться сухопут­ные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. В Японии имеется Корпус обороны - по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1 % госу­дарственного бюджета. Против возрождения милитаризма направлено также положение конституции о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских лиц.

Японская конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан. Наряду с традиционными личными правами, положениями об упразднении привилегированных сословий (княжества, пэрства и др.), содержащимся в ней перечнем традиционных политических прав (свобо­да слова," объединения и др.) конституция закрепляет некоторые соци­ально-экономические права (на труд, образование и др.).

Конституция устанавливает систему органов государства и их отно­шения, характерные для конституционной монархии. По форме терри­ториально-политического устройства Япония является унитарным государством с широкой местной автономией административно-территори­альных единиц (на практике эта автономия уже, чем по закону). В стране существует демократический государственный режим.

Изменение конституции. Конституция предусматривает довольно жесткий порядок ее изменения. Оно возможно только по инициативе парламента, для внесения поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на референдуме или должны быть вто­рично рассмотрены и одобрены новым составом парламента, для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После завершения одной из этих процедур изменение конституции считается состоявшим­ся. В конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились.

Конституционный контроль. Окончательное решение по вопросу о неконституционности нормативного акта (закона, указа, административ­ного акта) в Японии, как и в США, принимает Верховный суд. Однако в отличие от США вопрос о конституционности обсуждается и решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. В Японии подается специальный иск о неконституционности акта в суд первой инстанции и дело по иерархии может быть доведено до Верховного суда. Этот суд в Японии консервативен и очень редко признает нормативные акты неконституционными: за весь период его деятельности неконститу­ционным признано лишь одно положение закона.