Карта кировской жд. Карта кировской области с городами, поселками, районами и маршрутами. Начальники временной эксплуатации Мурманской железной дороги

Кировская область располагается в центрально-восточной части Европейской России. Карта Кировской области показывает, что регион граничит с Нижегородской, Архангельской, Костромской и Вологодской областями, Республиками Коми, Марий Эл, Удмуртия и Татарстан, а также с Пермским краем. Площадь области – 120 374 кв. км.

Кировская область чрезвычайно богата лесом, торфом, пушниной и фосфоритами. Основными отраслями экономики региона являются металлообработка, машиностроение, металлургия, целлюлоза-бумажная и деревообрабатывающая промышленность.

Регион разделен на 39 муниципальных районов, 273 села, 53 городских поселения и 6 городских округов. Крупнейшие города Кировской области – Киров (административный центр), Кирово-Чепецк, Слободской, Котельнич и Вятские Поляны.

Историческая справка

В 1920 году территория современной Кировской области входила в состав Вятской губернии. В 1929 году территория стала частью Нижегородской области, а затем Нижегородского края. В 1934 году был образован Кировский край, который в 1936 году трансформировался в Кировскую область.

Must Visit

На подробной карте Кировской области со спутника можно увидеть ряд городов, в которых находятся основные достопримечательности региона: Киров, Слободской и Котельнич.

Рекомендуется посетить церковь Серафима Саровского, Успенский Трифонов монастырь и Александровский сад в Кирове; Екатерининский собор, Никольскую церковь, колокольню Спасо-Преображенской церкви и Михаило-Архангельскую надвратную часовню в Слободском; Великорецкий град в селе Великорецкое; места, связанные с художником Васнецовым, в селе Рябово, а также парейазавры – останки доисторических ящеров – в Котельниче.

Поклонникам эко-туризма будут интересны заказники «Былина», «Бушковский лес» и «Пижемский», заповедник «Нургуш» и национальный парк «Атарская Лука», озера Лежнинское и Шайтан.

Туристу на заметку

Гулрыпш - дачное место для знаменитостей

Есть на Черноморском побережье Абхазии поселок городского типа Гулрыпш, появление которого тесно связано с именем русского мецената Николая Николаевича Смецкого. В 1989 году из-за болезни жены им необходимо было сменить климат. Дело решил случай.

В северной части Приволжского федерального округа находится Кировская область. По площади занимаемой территории, которая составляет 120 тыс. кв. км, этот регион считается одним из значимых в стране. Карта Кировской области со спутника позволяет подробно рассмотреть ее границы, населенные пункты, реки и транспортные пути.

Земли области сильно заболочены. Огромные болота, наиболее значимые из которых по площади находятся в северной части региона, занимают около 40% от всех земель региона. По районам области протекает более 19 тыс. рек, самая крупная из которых – Вятка. Также, рассматривая карту Кировской области со схемами, вы найдете такие водные артерии, как:

  • Луза;
  • Чепца;
  • Пижма;
  • Молома;
  • Кобра.

Гидрография региона представлена большим количеством озер и прудов. Всего в области находится около 5 тыс. замкнутых водоемов.

Территорию региона ограничивают несколько субъектов РФ. Если передвигаться по карте Кировской области с районами, можно рассмотреть, что ее «соседями» являются:

  • Республика Марий Эл;
  • Костромская область;
  • Удмуртия;
  • Коми;
  • Вологодская область;
  • Татарстан;
  • Нижегородская область.

В регионе проживает около 1 370 000 человек. Подавляющее большинство людей (76%) проживают в городах. Самым большим населенным пунктом и областным центром является Киров.

Районы Кировской области на карте

Регион разделен на 39 районов. Все районы на карте Кировской области можно рассмотреть детально, найти достопримечательности, получить представление о промышленных зонах и дорогах, соединяющих города и села. Из всех районов самую большую территорию занимает Верхнекамский. Он находится на северо-востоке региона, поэтому в этом районе всегда бывает холоднее, чем в других.

Самый маленький – Вятско-Полянский район, но в нем проживает наибольшее количество людей. На две части его разделяет река Вятка. Карта Кировской области с населенными пунктами дает возможность рассмотреть на правом берегу Вятки город Вятские Поляны, в котором расположены промышленные предприятия, вузы, музей и разные достопримечательности. Левобережная часть района в основном задействована в сельском хозяйстве.

Через районы области проходит часть Транссибирской магистрали, а также автодорога Киров-Котлас. На подробной карте дорог Кировской области можно найти основные трассы, посмотреть, как проехать в города региона, а также построить маршрут для проезда в соседние области. Используя онлайн сервис можно рассмотреть и железнодорожные пути, которые проходят через все районы, кроме Куменского и Слободского.

Карта Кировской области с городами и селами

Если вы посмотрите на карту Кировской области с селами и городами, то обратите внимание, что крупных населенных пунктов в регионе мало. Промышленными и культурными центрами являются Кирово-Чепецк и Киров.

Но и малые населенные пункты имеют множество достопримечательностей, посетить которые часто приезжают туристы из других регионов. Если вы приехали сюда впервые, то воспользуйтесь картой Кировской области с селами, которая поможет найти интересные места, в которых захочется побывать:

  • п. Н. Починок – церковь Николая Чудотворца;
  • с. Велорецкое – старинный храм;
  • г. Котельнич – заповедник Нургуш.

В деревнях и селах сохранились старинные постройки, которые признаны архитектурными памятниками. Тем, кто интересуется историей края и искусством, стоит побывать в Кирове. В городе находятся такие достопримечательности, как:

  • дендропарк;
  • музей М.Салтыкова-Щедрина;
  • палеонтологический музей.

Карта Кировской области подробно покажет, как проехать или пройти к любому объекту. Ею удобно пользоваться в любых путешествиях, паломнических поездках или командировках.

Экономика и промышленность Кировской области

Основной вклад в экономику Кировской области вносят промышленные предприятия. В городах региона работают заводы различной отраслевой направленности. В области развиты такие сферы промышленности, как:

  • химическая;
  • металлургическая;
  • легкая;
  • пищевая.

Используйте Яндекс карты Кировской области чтобы найти заводы и фабрики, которые производят продукцию для авиационной промышленности, удобрения, пластмассовые изделия, автомобильные шины, фанеру. Предприятия легкой промышленности славятся меховыми и кожаными изделиями.

Из полезных ископаемых здесь добывают торф. А главным богатством области являются хвойные леса, которые занимают более половины всей территории региона.

Сельской хозяйство представлено растениеводством и животноводством. Основные культуры, выращиваемые в области:

  • рожь;
  • картофель;
  • фуражные культуры.

Большое значение в регионе отдается развитию туризма. Здесь находится около 200 заповедников и 3 курортные зоны. На озерах в летний сезон собирается множество отдыхающих, эко-туристов и рыбаков.

Начальным пунктом Илекской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Чус, расположенный на вблизи правого берега реки Камы. Начальным пунктом Перервинской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Курья (на топографических картах чаще всего обозначен как Камский), расположенный вблизи правого берега реки Камы, приблизительно в 50 километрах севернее Чуса. На протяжении длительного времени узкоколейные железные дороги работали в виде единой сети.

По информации от П. Кашина, первый участок узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Курья (Камский) был построен в 1949 году. Узкоколейная железная дорога принадлежала Перервинскому леспромхозу. Первоначально она носила официальное название «Скачковская узкоколейная железная дорога», происходившее от соседнего с Курьёй посёлка Скачок. В 1960 году было присвоено другое название - Перервинская узкоколейная железная дорога.

Илекская узкоколейная железная дорога (начальный пункт - посёлок Чус) была основан в близкий период времени. Владельцем этой узкоколейной железной дороги был Кайский леспромхоз.

Приблизительно в 1960 году Илекская и Перервинская узкоколейная железная дорога были соединены. Появилась возможность проезда по железной дороге из Чуса в Курью, что улучшило условия жизни в отдалённом посёлке Курья, не имевшем автомобильного сообщения (в Чусе автодорога к тому времени была). По маршруту Чус - Курья регулярно курсировал пассажирский поезд.

На Перервинской узкоколейной железной дороге существовал лесной посёлок Жекан (выселен в 1975 году) и значительное число вахтовых лесных посёлков, в которых проживали «вздымщики» - заготовители живицы (сосновой смолы). Заготовка живицы, наравне с заготовкой леса, в этом районе имела массовое распространение.

По утверждению П. Кашина, приблизительно в 1975 году Илекская узкоколейная железная дорога, пролегающая от посёлка Чус в восточном направлении, была разобрана. С этого времени действовала только Перервинская узкоколейная железная дорога (от посёлка Курья на юг). Протяжённость магистрали составляла 22 километра, остальное было разобрано.

В 1980-х годах лесопункт в Курье постепенно переводился на автомобильную вывозку. После 1985 года регулярный вывоз леса по узкоколейной железной дороге был прекращён, с этого времени он производился лишь в период распутицы, когда становилось проблематичным движение автомобилей-лесовозов. В 1990 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран. Один из тепловозов ТУ6А был перевезён на Христофоровскую узкоколейную железную дорогу .

В августе 2007 года в Чусе и Курье побывали исследователи железных дорог П. Кашин и С. Костыгов. По информации от П. Кашина, в Курье сохранялась кабина мотовоза МД54-4, лежавшая на берегу Камы. В Чусе никакой подвижной состав узкоколейной железной дороги не сохранился.

Ожмеговская узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной», принадлежала Кайскому леспромхозу. Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1952 году.

Протяжённость линий узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 70 километров. На линиях узкоколейной железной дороги находилось несколько вахтовых посёлков (Князевка, Дальний Кым и другие). Посёлки были предназначены для временного проживания рабочих-вздымщиков (заготовителей живицы).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации - 1970-е годы.

__________________________________________________________________________________________________

Эта узкоколейная железная дорога была лесовозной, находилась в ведении исправительно-трудового учреждения. Начальный пункт узкоколейной железной дороги, посёлок Сосновка I, был связан ветвью широкой колеи со станцией Раздельная Гайно-Кайской железной дороги .

Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги, согласно топографическим картам, составляла около 30 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации - начало 1990-х годов. Позднее посёлок Сосновка I был ликвидирован, ведущая к нему ветвь широкой колеи была разобрана.

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.

__________________________________________________________________________________________________


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1962 году.


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Верхнекамский фосфоритный рудник на протяжении длительного времени являлся главным предприятием Верхнекамского района Кировской области. Рудник производит добычу фосфоритной руды открытым способом.

По информации от исследователя железных дорог П. Кашина, узкоколейная железная дорога на Верхнекамском фосфоритном руднике был открыта в 1915 году - задолго до появления в этом районе железной дороги широкой колеи. Предположительно, в то время она вела к пристани на берегу реки Камы, от которой фосфоритная руда транспортировалась водным путём.

В 1930-х годах была открыта железнодорожная линия широкой колеи от станции Яр до фосфоритного рудника. С этого времени продукция рудника стала транспортироваться по железной дороге. Вблизи посёлка Рудничный было построено разноуровневое пересечение железнодорожных линий широкой и узкой колеи.

Наивысшего развития узкоколейная железная дорога достигла в начале 1980-х годов. В то время её протяжённость составляла не менее 40 километров.

В 1980-х годах было принято решение о реконструкции узкоколейной железной дороги на стандартную колею 1520 мм. По информации от П. Кашина, работы по реконструкции на широкую колею были завершены в 1987 году. Почти все работавшие на узкоколейной железной дороге тепловозы были порезаны либо переданы на другие узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2003 год (информация от П. Кашина), Верхнекамский фосфоритный рудник практически не работал. На железнодорожной линии широкой колеи, принадлежащей руднику, имелся один узкоколейный тепловоз, приспособленный для работы на путях широкой колеи - ТУ7-1336, и значительное число ширококолейных тепловозов (ТГМ4, ТГМ40 и другие).

По состоянию на май 2008 года, Верхнекамский фосфоритный рудник почти не работал. Принадлежащая руднику железнодорожная линия широкой колеи, ведущая на карьеры, расположенные к юго-западу от посёлка Рудничный, не действовала, но не была разобрана.

__________________________________________________________________________________________________

Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Брусничный . Начальный пункт - посёлок Брусничный (не существует с 1970-х годов).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1962 году (восточная часть), 1967 году (западная часть).
Обозначена только в восточной части.



Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге - топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1962 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной. Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 8 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1960-е годы.

__________________________________________________________________________________________________

Лоевская (?) узкоколейная железная дорога . Начальный пункт - посёлок Лоевка (не существует с 1970-х годов).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1967 году.


Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.

Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге - топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1967 году. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно карте, составляла около 20 километров.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: 1970-е годы. Одновременно с узкоколейной железной дорогой был ликвидирован посёлок Лоевка.

, Петрозаводск

Здание в г. Петрозаводске, в котором располагалось Управление Кировской ж.д. .

В 1959 году была включена в структуру Октябрьской железной дороги с управлением в городе Ленинград в качестве Ордена Трудового Красного Знамени Мурманского отделения ордена Ленина Октябрьской железной дороги .

Управление

Управление Мурманской железной дороги образовано в 1917 году. Находилось в городе Петрозаводске . В январе 1918 года для управления дорогой была образована коллегия в составе представителей от Олонецкого, Мурманского и Петроградского советов и трёх делегатов от Главного дорожного комитета. В марте 1918 года был образован исполком совета железнодорожных депутатов. В 1919 году управление дороги переведено в город Петроград . В 1922 году организовано Правление Мурманской железной дороги . 1 мая 1930 года ликвидировано Правление и организована Дирекция Мурманской железной дороги .

Кировская железная дорога имела Управление.

22 мая 1940 года приказом Народного комиссариата путей сообщения с 1 июля 1940 года местонахождением управления Кировской железной дороги определен г. Петрозаводск .

Управление Кировской железной дороги состояло из:

  • секретариата
  • планового отдела
  • отдела учёта
  • финансового отдела
  • лесного отдела
  • автомобильного отдела
  • военного отдела
  • отдела кадров
  • отдела учебных учреждений
  • управления рабочего снабжения

Управление Кировской железной дороги ведало службами :

  • зданий и сооружений
  • движения
  • пассажирской
  • сигнализации и связи
  • электрификации
  • топливного хозяйства
  • вагонной
  • врачебно-санитарной
  • материально-технического снабжения
  • дорожного ревизора.

Железная дорога имела ряд печатных органов , выпускаемых в Петрозаводске - газеты «Мурманский путь» («Путь») (1917), «Красный Север» (орган Исполкома Совета депутатов Мурманской ж.д.) (1918) , «Полярная магистраль» (1933-1936), «Кировская магистраль» (1936-1959) , также имели свои газеты политотделы отделений в Петрозаводске - «Транспортник» (орган рабочих и служащих 2-го р-на Мурманской железной дороги) (1930-1935), «Семафор» (орган парткома и МК службы движения станции Петрозаводск (1934), «Путеец» (орган партпрофорганизации 3-й дистанции) (1934), Кандалакше - «Полярный гудок» (орган политотдела и райпрофсожа 4-го отделения Мурманской железной дороги) (1931-1935), «Шпала» (орган парторганизации и МК 8-й дистанции пути) (1934), «Ударная электромагистраль» (орган парткома и учкома 1-го участка электрификации Кандалакши Кировской железной дороги (1935) и Кеми - «Кемский транспорт» (орган коллективов ВКП(б) и месткомов станции Кемь) (1934), дорога принимала участие в выпуске общественно-экономического журнала «Вестник Мурманской железной дороги» («Вестник Мурмана», «Вестник Карело-Мурманского края», «Карело-Мурманский край») (1923-1935 гг.) . В 1922-1926 гг. в Петрограде (Ленинграде) издавался «Бюллетень Мурманской железной дороги» («Бюллетень управления Мурманской железной дороги»).

История

После одобрения 1 января 1915 года императором Николаем II строительства железных дорог от Петрозаводска до Сорокской бухты и далее до Мурманского побережья за счёт казны, было создано управление по постройке железнодорожных линий Петрозаводск - Сороцкая бухта и Мурманской под общим руководством инженера В. В. Горячковского. На участке дороги Петрозаводск-Сорока строительными работами руководил инженер В. Л. Лебедев, на участке Сорока-Мурман - инженер П. Е. Соловьёв.

Официальный Акт о приёмке во временную эксплуатацию Мурманской железной дороги был подписан 15 ноября 1916 года. В 1917 г. управление по постройке было ликвидировано, образовано управление Мурманской железной дороги во главе с начальником дороги.

С 1 апреля 1917 года к Мурманской железной дороге присоединена, выкупленная государством, частная Олонецкая железная дорога (линия станция Званка - станция Петрозаводск).

Временное товарное движение открыто с 1 января 1917 года, с 1 апреля 1917 года Мурманская железная дорога включена в прямое сообщение с железными дорогами России.

15 сентября 1917 года началось регулярное пассажирское движение, по всему участку дороги от Званки до Мурманска - прошёл пассажирский поезд № 3/4.

В 1917 году численность постоянных рабочих и служащих Мурманской железной дороги составляла около 16,5 тыс. человек.

В 1919 г. часть дороги (в Кемском и Александровском уездах Архангельской губернии) контролировалась Временным правительством Северной области и подчинялась заведующему путями сообщения области в г. Архангельске .

20 января 1919 год а к Мурманской железной дороге присоединён участок Тихвин - Рыбацкое Северной железной дороги .

19 декабря 1936 года принят в эксплуатацию электрифицированный участок Кандалакша - Апатиты .

В феврале-апреле 1940 года была построена линия Петрозаводск - Суоярви .

Наиболее ожесточённые и систематические нападения на объекты Кировской железной дороги совершались в декабре г. и в первой половине г.. Особенно активно действовала неприятельская авиация на участке дороги от станции Кандалакша до станции Лоухи протяженностью 164 км. На этом направлении противник имел аэродром , от которого до Кировской железной дороги было всего 75 км, то есть 10 минут полёта .

Над Кировской железной дорогой, И. Г. Иноземцев, Крылатые защитники Севера.

13 июля 1959 года постановлением Совета Министров СССР № 748 «Об укреплении железных дорог» и приказом Министерства путей сообщения СССР № 42 от 14 июля 1959 года Кировская железная дорога и Октябрьская железная дорога были объединены в Октябрьскую железную дорогу с управлением в г. Ленинграде .

Список некоторых руководителей дороги (года)

Начальники Управления по постройке Мурманской железной дороги

  • Владимир Васильевич Горячковский (1914-1917)

Начальник работ по постройке Мурманской железной дороги

Начальники временной эксплуатации Мурманской железной дороги

  • Анатолий Владимирович Скопиченко (1917)

Комиссары, главные комиссары дороги и председатели исполкома комиссариата по управлению Мурманской железной дороги

Председатели правления Мурманской железной дороги и Мурманского комбината

Начальники Мурманской (Кировской) железной дороги

См. также

Примечания

  1. Управление Мурманской железной дороги переезжает в Петроград. В Петрозаводске остается представительство дороги // Известия исполкома Олонецкого совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов. 1918. 6 декабря
  2. Никольский И. М. Природа, население, экономика, история и культура Карелии // Библиографический указатель. Вып.1. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2008. С.36-37