Уточнение выделяется запятыми или нет. Методическая разработка открытого урока "предложения с обособленными и уточняющими членами". Б) Пояснительные члены предложения

Уточняющие члены предложения выделяются запятыми. Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в каком-либо отношении ограничивают его. Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры: Там, в горах , повалил снег (Т.Толст.); Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном , на природе (Леон.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть (Ч.); Через часа три или четыре, поближе к сумеркам , в стороне от дороги в поле как из-под земли выросли две фигуры (Б. Паст.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); Так, в беспорядке и среди постоянных загадок , прошла жизнь Юры, часто на руках у чужих (Б. Паст.); Темнело быстро, по-осеннему (Пауст.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.); Ответ пришел скоро, через два с половиной часа (Акун.).

Примечание . Уточняющий смысл члена предложения может возникнуть в условиях контекста, хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение: И вдруг, у самого поворота в Суходол, увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру (Бун.) – под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства – у самого поворота в Суходол – выдвигается на первый план временнóе значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери, Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) – временнóе значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери. Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения знаками не требуют, ср.: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни... [ ПАС 2011: 221].

Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире: Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) – уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (В. Бык.) – уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало – всего пять-шесть (Пауст.) – уточнение в нерасчлененном односоставном предложении [ ПАС 2011: 222].

Что такое обособленные члены предложения? Какие они бывают? Когда вообще члены предложения обособляются, а когда нет? В данной статье мы разберемся с тем, что такое обособленные члены предложения, на какие категории они подразделяются, а также с тем, какие существуют правила обособления.

Понятие об обособленных членах предложения

Итак, начнем, как положено в таких случаях, с определения. Обособленные члены предложения это такие второстепенные члены, которые выделяются интонацией и смыслом. Выделение делается, чтобы они приобрели “самостоятельность” в рамках всей фразы.

Как выделяются обособленные члены предложения?

Выделение при устном разговоре происходит при помощи интонации. Если же говорить о письме, то там дело обстоит несколько иначе. Для выделения обособленных членов предложения в тексте применяют запятые.

Сравнение обособленных членов с необособленными

Стоит отметить один простой факт: синтаксический вес обособленных членов значительно больше, чем у их противоположностей. Следовательно, возрастает и стилистическая выразительность. Нельзя не сказать и о логическом выделении.

Что можно обособить в русском языке?

Из всех членов предложения обособить можно только второстепенные. Главные члены в предложении никогда не обособлялись, и в ближайшем будущем такого не предвидится.

Зачем нужно обособление?

Оно позволяет привлечь внимание к тому или иному информационному фрагменту. К тому же фрагмент можно представить более детально, прибегнув к обособлению. Как говорилось ранее, обособленные второстепенные члены предложения обладают большим весом и большей самостоятельностью. Сразу отметим, что обособления могут быть самыми разными. Это и дополнения, и обстоятельства, и определения. Дальше постараемся разобраться с каждой из этих категорий, привести конкретные примеры для каждой группы.

Обособление уточнений

Прежде всего разберемся с тем, что такое обособленные уточняющие члены предложения и зачем они нужны. Как понятно из названия, такие второстепенные члены предложения служат для конкретизации, уточнения. Они неразрывно связаны синтаксической функцией с тем или иным членом предложения, смысл которого они, по сути, и поясняют.

Когда обособляются уточняющие члены предложения?

1. Обособленные уточняющие члены предложения могут быть выражены определением. Пример: “Вокруг было темно, даже очень темно, я бы сказал. Настолько, что, казалось, кто-то в этом мире просто выключил весь свет”. В данном случае оборот “даже очень темно” имеет уточняющее значение и с двух сторон выделяется запятыми.

Стоит отметить, что определения с уточняющим значением могут при письме выделяться при помощи тире. Пример: “В доме было очень много вещей - как его личных, так и принадлежавших явно не ему”.

2. Обособляются обстоятельства, имеющие соответствующее значение. Они могут быть выражены существительными с предлогами, а также наречиями. Например:

  • “Прошла всего секунда - и где-то близко прогремел взрыв, прямо за его спиной”.
  • “Когда-то и здесь, в тихой, мало кому знакомой деревне, протекала жизнь”. Третий пример: “Это случилось совсем недавно, буквально пару дней назад”.

Пояснение: в первом и втором примере уточнение носит характер места. В третьем - характер времени. Частенько обособление уточнений зависит от самого автора места.

3. Обособляются уточнения, присоединяемые при помощи слов “или”, “то есть”, “именно”. Например:

  • “Как его только ни звали. Ходили слухи, что он или волшебник, или маг, или сверхчеловек”.
  • “Это было взвешенное, индивидуальное, то есть не навязанное ему никем, решение”.
  • “Очень многое говорило о страшном бое, произошедшем здесь, а именно: каски и обрывки обмундирования, воронки от артиллерийских снарядов, гильзы”.

4. Обособляются уточняющие члены предложения, которые присоединяются при помощи таких слов, как “даже”, “особенно”, “в том числе”, “в частности”. Например:

  • “Все помнят, что одержать победу над магом не удавалось никому, даже тем, кто пытался сделать это толпой”.
  • “Победа стала радостью для всех, особенно для тех, кто многим ради этого пожертвовал”.
  • “Еще секунда - отряд пошел на прорыв, и он в том числе”.
  • “Многие страны принимают российских туристов с большой радостью, в частности это сейчас делает Турция”.

Обособление дополнений

Виды обособленных членов предложения включают в себя группу дополнений. Это есть не что иное, как падежные формы, примененные к существительным. Они употребляются с такими сочетаниями, как “за исключением”, “вместо”, “кроме”, “наряду с”, “исключая”, “помимо”. Таким образом, можно заметить, что словосочетания в таком употреблении имеют значения, соответствующие замещению и включению, исключению.

Обособление происходит в зависимости от того, какая имеется смысловая нагрузка, имеет ли желание автор выделить данный фрагмент:

  • “Он чувствовал себя уже более или менее стабильно, за исключением того, что еще чуть-чуть болела нога”.
  • “Кроме обещанного накануне дождя, небо озарилось ветвями фиолетовых молний, на мгновение оставлявших свой яркий след на сетчатке глаза”.
  • “Наряду с вопросами, которые ждали своего разрешения на работе, нужно было делать что-то и с домашними делами”.
  • “Помимо всего этого, был еще один существенный недостаток в товаре, который решающим образом удерживал от покупки”.
  • “И все было хорошо, исключая, конечно, некоторые пункты”.

Отметим, что если предлог “вместо” употребляется в значении “взамен”, то он не обособляется. Пример: “Взамен всех обещанных, как он думал, друзьями денег он получил только обещания, слова и ничего больше”.

Обособление обстоятельства

Обособленными членами предложения называются, как мы выяснили раньше, второстепенные члены, выделяемые интонационно и при помощи знаков препинания. Когда же обособляются обстоятельства? Вот об этом дальше и пойдет речь.

  1. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастным оборотом. Пример: “Вдвоем они, затаившись и затаив дыхание, ожидали, пока тень проскользнет дальше, мимо них”. Пояснение: здесь “затаившись и затаив дыхание” - однородные и обособленные члены предложения, выраженные деепричастным оборотом. Есть из этого правила исключение. Деепричастный оборот не обособляется, если он представляет собой фразеологизм.
  2. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастием одиночного типа. Пример: “Он уходил, не оборачиваясь, хотя и понимал, что он сейчас сделал”. Пояснение: здесь “не оборачиваясь” выступает в роли одиночного деепричастия. Тут также есть исключение. Одиночное деепричастие не обособляется, если оно сливается с наречием по своему смыслу. Пример: “Пока мне кто-то что-то говорил, я стоял призадумавшись”.
  3. Обычно два деепричастных оборота, соединенные союзом “и” (как и два одиночных деепричастия) обособляются в качестве одного оборота. Пример: “Я, несмотря на ошибки других и не прислушиваясь к здравому смыслу, продолжал настойчиво вытаптывать свою дорогу”. Пояснение: здесь “несмотря на ошибки других” и “не прислушиваясь к здравому смыслу” - однородные деепричастные обороты. При этом они относятся к одному и том же слову, поэтому они равноправны. Следовательно, запятая между ними не ставится.
  4. Обстоятельство обособляется, если оно представлено в качестве сравнительного оборота. Обычно в сравнительных оборотах употребляются слова наподобие “точно”, “будто”, “как”. В обособлении сравнительных оборотов есть некоторые исключения, они обособляются не во всех случаях. Вообще обособление сравнений и сравнительных оборотов относится к обособлению второстепенных членов предложений только иногда, поэтому много разговаривать об этом в данной статье мы не будем. Пример: “Голова болела, как будто по ней прошлись чем-то массивным”.

Есть в российском синтаксисе такое понятие - факультативно. Это значит “на усмотрение автора”. Так вот, факультативно обособляются обстоятельства в двух случаях:

  1. Если обстоятельство представлено в виде существительного. При этом предлог может быть, а может и отсутствовать. Но больше всего случаев, когда обособляются обстоятельства, которые выражены сочетанием существительных с определенными предлогами. Это: “благодаря”, “несмотря на”, “вопреки”, “в соответствии с”, “в зависимости от”, “во избежание”, “ввиду”. Примеры:

    - “Благодаря наличию свободного времени, он смог решить почти все свои проблемы”.
    - “Несмотря на дождь, они все же решили отправиться на пикник”.
    - “Вопреки угрозам, он ничуточки не изменил свою политику”.
    - “В соответствии с планом, все задания были выполнены в обозначенные сроки”.
    - “В зависимости от того, какое будет принято решение, его ждала разная участь”.
    - “Во избежание драки, находившиеся рядом люди развели их по разным углам”.
    - “Ввиду непредвиденных обстоятельств, нужно было что-то быстро решать, но продуманно”.

  2. Если есть уточнение места, времени. Пример: “И все же невозможно было не заметить, что здесь, в этом забытом цивилизацией помещении, некогда работала и процветала какая-то компания”.

Как в тексте можно найти обособленные обстоятельства? Для этого необходимо сначала найти обыкновенное обстоятельство. А потом посмотреть, действительно ли оно обособлено знаками препинания. После этого можно приступать к разбору вопроса о том, чем выражено обособленное обстоятельство. Легче всего начать поиск с деепричастных оборотов, а также одиночных деепричастий. Не хуже просматриваются и сравнительный обороты, которые, как вы помните, также являются обособленными обстоятельствами наравне с уточнениями места и времени, образа действия лица. Есть опросник, который называется “Тест “Обособленные члены предложения”. В нем обычно даются задания на поиск обособлений. Там есть задание, по которому в тексте необходимо найти обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Логично, что там будет не одно деепричастие, а некоторый набор зависимых слов. Уточняющие обстоятельства найти можно так же легко. Для этого проведите просто поиск слов, которые выражены существительными, стоящими в косвенных падежах. Рядом с ними должны быть и наречия, предлоги. Это, в большинстве случаев, и есть обособленные обстоятельства, выраженные уточнениями места и времени.

Признаки обособления

Согласно правилам русского языка, признаки обособленных членов предложения можно условно разделить на четыре группы. Первая группа - смысловые признаки. Вторая - грамматические. Третья - интонационные (то есть паузы и выделяющая интонация). И последняя, четвертая группа - это пунктуационные признаки. Как говорилось ранее, чаще всего в качестве пунктуационных признаков выступают такие знаки препинания, как запятые. Но не исключено, что обособление будет производиться при помощи тире. Авторские знаки препинания - вещь все-таки достаточно сложная.

Роль обособления в русском языке

Обособление часто позволяет наделить тот или иной фрагмент текста или фразы некоторым особенным смыслом, придать ему информационный вес, отличный от того, который имеется у других частей предложения. То есть за счет обособления делается своеобразный акцент на некоторые факты. Во время разговора мы нередко, рассказывая о чем-либо, сами того не замечая, выделяем некоторые слова и даже фразы интонацией. Соответственно, мы пытаемся добиться внимания к этим фрагментам, они играют какую-то особую роль в той или иной ситуации. Это может вносить некоторые уточнения также. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что роль обособленных членов предложения кроется в усилении информационной нагрузки.

Тест “Обособленные члены предложения”

Перед тем как перейти к заключительной части статьи, где мы будем подводить ее итоги, хотелось бы написать свой, уникальные тест с предложениями, чтобы помочь читателю закрепить полученные знания об обособлении второстепенных членов. Возможно, кому-то тест может показаться легким, но на самом деле именно такого рода задания применяются для выявления знаний у учеников средних образовательных учреждений. Далее будет задание, на которое нужно дать ответ, затем варианты ответов, а после этого пояснение для тех, кто ответил на задание неправильно и правильный ответ.

1. Какие цифры правильно обозначают ВСЕ запятые, которые должны стоять в тексте? “Он подошел к озеру(1) которое переливалось на солнечном свету(2) и уходило куда-то дальше”.

Варианты: а) только 1; б) только 2; в) 1 и 2.

Объяснение: “которое переливалось на солнечном свету и уходило куда-то дальше”- конструкция, состоящая из двух причастных оборотов. Причастный оборот - один из примеров обособленного определения. “Переливалось на солнечном свету” и “уходило куда-то дальше” - два равноправных причастных оборота, которые относятся к одному и тому же слову. Значит, запятая между ними не ставится.

Правильный ответ: а.

2. Во всех следующих случаях будет сразу написано предложение, в котором нужно правильно расставить запятые. “Все было хорошо(1) за исключением того(2) что на горизонте уже маячила(3) собравшаяся в одно целое группа туч(4) предрекающая грозу(5) и сильный ливень”.

Варианты: а) 1, 2, 5; б) 1, 3, 4; в) 2, 5; г) 1, 2, 4.

Пояснение: “за исключением” - пример обособленного дополнения. Он стоит не в начале предложения и не в конце, поэтому обособляется сразу с двух сторон. “Собравшаяся в одно целое группа туч” - распространенное определение, которое выражено причастным оборотом. На месте пропуска (3) никакого обособления не будет. А вот между “туч” и “предрекающая” необходимая запятая. “Грозу” и “ливень” - два равноправных дополнения, которые относятся к одному и тому же слову. Поэтому между ними запятая не нужна.

Правильный ответ: г.

3. “Небо(1) постепенно(2) темнело(3) изредка озаряясь разветвлениями молний(4) а где-то вдалеке(5) слышались раскаты грома(6) предвещающие непогоду”.

Ответы: а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 3, 4, 6; г) 1, 5, 6.

Пояснение: пропуски 1 и 2 не будут содержать запятой, потому как никакого уточнения там нет. “Изредка озаряясь разветвлениями молний” - распространенное обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно будет обособляться с двух сторон. “Предвещающие непогоду” - причастный оборот, стоящий в конце предложения. Он обособляется с одной стороны.

Правильный ответ: в.

Заключение

Итак, что же мы выяснили в ходе данной статьи?

  • Во-первых, употребление обособленных членов предложения делается с целью наделения обособляемого фрагмента самостоятельностью и повышенной информационной нагрузкой.
  • Во-вторых, для обособления в пунктуации используются запятые и тире, а при разговоре - интонация.
  • В-третьих, обособленные члены предложения могут быть только второстепенными.

Обособленные члены предложения, таблица по которым будет представлена далее, могут иметь цель уточнения времени и образа действия, места. Часто они выражаются также деепричастиями, причастиями и оборотами. Не исключаются вовсе и случаи со сравнениями.

Один из разделов синтаксиса - именно обособленные члены предложения. Русский язык предполагает наличие таких второстепенных обособленных членов, как: дополнения, обстоятельства, определения, уточнения и сравнения.

Уточняющие члены предложения служат для конкретизации значений других членов предложения.
I. Уточняющие члены обособляются, выделяясь интонацией в произношении и запятыми на письме. Чаще всего как уточняющие обособленные члены употребляются обстоятельства места и времени, например:
1) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. (Т.)
2) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Т.) Уточняющий член предложения стоит после уточняемого и связывается с ним интонационно.
II. Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым и при помощи специальных союзов: то есть, или (в значении то есть) и др., например: Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Т.)
III. При обособленных уточняющих членах часто употребляются слова особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др., например: Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата. (Л. Т.)
Как уточняющие употребляются другие обстоятельства, а также приложения, например: Мы беседовали хорошо, по-дружески (Купр.) — уточняющее обстоятельство образа действия.

Примечание. Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др., например: 1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.) 2) Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М. Г.)

Лекция, реферат. Знаки препинания при уточняющих членах предложения - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



  • Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

    Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени. Например:

    а) В предместье, около боен, выли собаки (Чехов); За рекою, в розоватом небе, ярко сверкала вечерняя звезда (Горький); Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом, доносился гул и треск (Гайдар);

    б) В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины (Тургенев); …Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза (Чехов); Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленных комнатах… (Паустовский).

    В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие; ср.: Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса). – Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель тоже находится в лесу).

    Реже встречаются уточняющие обстоятельства с другими значениями, например, обстоятельства образа действия: Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх (Тургенев); Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх… (Федин); Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить (Шолохов).

  • Обособляются уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д., например: Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи (Л. Толстой); Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый (Тургенев); Она… со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках (Шолохов); Он… увидел на белой шапке кургана невдалеке рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису (Шолохов); Посредине залы стоял овальный обеденный стол, обтянутый жёлтой, под мрамор, клеёнкой… (Куприн); …голубое, в серебре, небо (Горький); …чистые, почти эллинского мрамора, ступени монумента Аврааму Линкольну (Леонов).
  • Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, тот, такой и др. (в том числе субстантивированных), например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Гоголь); Затем удивила Дашу «доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения (А. Н. Толстой); Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны были найти и указать место для ночлега (Чехов); Произошло нечто, столь необычайное в мире, что всё бывалое, привычное будто заколебалось в своей власти над жизнью (Федин).
  • Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, скорее и т. п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее по смыслу равно «точнее говоря»), сами выделяются запятыми, например: Его доброта, вернее, его великодушие тронуло меня (см. в этом примере согласование сказуемого с последним словом, от которого оно не должно быть отделено запятой); Совсем недавно, точнее, в прошлую пятницу была опубликована заметка аналогичного содержания; Следует дополнить, скорее, уточнить приведённые в статье данные (но: Его не испугал этот вопрос, а скорее обрадовал – без запятой после слова скорее , которое здесь не уточняет предыдущее высказывание, а усиливает противопоставление); Намечено вооружить новой техникой, иначе, реконструировать весь завод (но: Мальчика нужно вовремя остановить, иначе он такое натворит – без запятой после слова иначе , выступающего здесь в функции противительного союза со значением «а то», «в противном случае»; Песец, иначе полярная лисица, ценится своим мехом – выделяется весь оборот со словом иначе в значении «то есть»).
  • § 97. Пояснительные члены предложения

    1. Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения. Перед пояснительным членом предложения стоят слова а именно, то есть (при их отсутствии в предложении эти слова могут быть вставлены). Например: В то время, именно год назад, я ещё сотрудничал по журналам (Достоевский); Я… добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т . е . с колоннами, с обширным господским домом (Тургенев); Ну что же, поедешь нынче вечером к нашим, к Щербацким то есть? (Л. Толстой); В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других (Л. Толстой); В отношениях с посторонними он требовал одного – сохранения приличия (Герцен) (постановка тире в подобных случаях – по аналогии с пунктуацией при обособленных несогласованных определениях и приложениях, см. https://www..11″ target=”_blank”> § 92, п. 11 и https://www..8″ target=”_blank”> § 93, п. 8, подпункт «а»).

      Случай пояснения находим также в предложениях типа: Астрономы наблюдали вспышки особых, так называемых новых, звёзд . Ср. без уточнения: Астрономы наблюдали вспышки так называемых новых звёзд (слова так называемых запятыми не выделяются).

      Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

    2. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или (в значении «то есть»), например: Кругом всего здания идёт обширный каменный балкон, или веранда, где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм (Гончаров); …Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов); По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или по-местному торосья (Короленко).

      Примечание. Следует различать п о я с н и т е л ь н ы й союз или (перед которым запятая ставится) и р а з д е л и т е л ь н ы й союз или (перед которым запятая не ставится, если союз не повторяется). Ср.: Флексия, или окончание, бывает только у слов, относящихся к изменяемым частям речи (здесь или имеет значение «то есть», повторить союз нельзя). – Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием (здесь или имеет разделительное значение, союз может быть повторен). В предложениях типа: Трудно или, лучше сказать, скучно потому, что эта была работа дробная, мелкая (Белинский) – союз или является разделительным, а не пояснительным (понятия «трудно» и «скучно» не тождественны), поэтому запятыми выделяется только вводное сочетание лучше сказать . То же при наличии слов вернее, скорее и т. п. (по значению равных сочетаниям «вернее говоря», «точнее говоря» и т. п., ), например: Двойная или, точнее, тройная доза лекарства оказала своё действие на больного; Книга может быть включена в план издания или, вернее, в план редакционной подготовки будущего года; Всех удивило его замечание или, скорее, тон этого замечания .

    § 98. Присоединительные члены предложения

    1. Обособляются присоединительные конструкции, которые содержат дополнительные замечания или разъяснения, вводимые в середину или в конец предложения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще и др. Например: Было очень тепло, даже жарко (Чаковский); В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах (А. Островский); …Казалось, что всё, в том числе леса и поля, движется на запад, а на восток идти и ехать невозможно (Казакевич); А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (Тургенев); Что тут делать скульптору, да ещё плохому? (Тургенев); Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что он был четыре раза тяжело ранен… (Л. Толстой); Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно (Короленко); Пусть эти люди, да и многие другие, запомнят случившееся .

      Пунктуация зависит также от синтаксической функции слова, посредством которого присоединяется оборот. Ср.: Многие развивающиеся страны, и в частности Алжир, получают бескорыстную экономическую помощь (запятыми выделяется весь оборот со словами и в частности, а не только со словами в частности , так как в предложении нет однородных членов, которые могли бы быть соединены союзом и ). – Некоторые страны Передней Азии и, в частности, Алжир среди стран Северной Африки сохранили следы арабского владычества (в частности – вводное слово, союз и соединяет однородные члены).

      Присоединительная конструкция может не выделяться с двух сторон запятыми, а только отделяться запятой от предшествующей части предложения, если эта конструкция тесно связана по смыслу с последующей частью, от которой в произношении не отделяется паузой, например: Поздно теперь, да и не к чему возвращаться к этому вопросу .

      Примечание. Не ставится запятая перед союзом да и :

      а) если он употреблен в соединительном значении, например: Вот пошёл он в лес по орехи да и заблудился (Тургенев);

      б) в сочетаниях типа взял да и сказал (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия), например: Прожили они год душа в душу, а на другой-то год она возьми да и помри (Гл. Успенский);

      в) в сочетании нет-нет да и , например: Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня (Шолохов).

    2. Присоединительные конструкции могут включаться без союзов. Например: Видел я на днях «Крокодиловы слёзы» – бездарнейшая пятиактная белиберда (Чехов); Я опять промолчал, должно быть от изумления (Паустовский).
    3. Перед присоединительной конструкцией могут стоять следующие знаки:

      1) запятая, например: Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо (Пушкин);

      2) тире, например: Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть – и серьёзные (Чаковский);

      3) точка, например: Я совсем замёрзла . У меня замёрзли ноги . И лицо (Ю. Казаков);

      4) многоточие, например: Страшно признаться, но я хочу, чтоб этот человек знал, что она мне как песня… И, должно быть, последняя (Н. Погодин).

    Одно из самых сложных, на наш взгляд, правил в русском языке – знаки препинания при уточняющих, присоединительных и пояснительных членах предложения - несколько незаслуженно обходится в учебных пособиях. В самом деле, полезнее объяснить правило на правописание "не" с частями речи или сложного предложения с несколькими придаточными. Правило же об употреблении знаков препинания при уточняющих членах предложения вытеснено как бы на периферию русского языка. Остается только гадать, почему ежегодно на вопрос, адресованный абитуриенту: "Почему здесь стоит запятая?", экзаменаторы слышат: "Это уточнение". Причем данный ответ абитуриенты "подгоняют" и под обособленные определения, и под обстоятельства, и, чаще всего, под приложения. Что касается самостоятельных письменных работ школьников, то там особым успехом пользуется выделение "уточняющего" члена любого уровня – от однородного подлежащего и дополнения до обстоятельств и "слов, похожих на вводные". При разборе таких работ постоянно слышишь объяснения: "Это уточняющий член". Корень ошибок заключается в нетвердом понимании сути уточнения, да еще в построении наших пособий, изобилующих примерами из художественной литературы, но не обучающих реальному русскому языку.

    Итак, в первую очередь надо определить, что такое уточнение, чем отличается уточнение от присоединения и пояснения, какие члены предложения могут оказаться в функции уточняющих, присоединительных и пояснительных.

    "Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому", - определяет "Справочник по пунктуации" под редакцией Д. Э. Розенталя (Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации. – М. АСТ, 1997, с. 79). (В другом пособии известного автора (Розенталь Д.Э. Русский язык. – Ульяновск, Москва, 1997, с.239) уточняющие члены – это слова, "уточняющие смысл слов"). Но, кроме этого определения, в тексте указанного выше пособия мы встречаем и однородные члены, которые "носят характер уточнения", и "уточняющие замечания" в группе однородных членов, и добавочное "уточняющее значение" обособленных определений; приложения, которые поясняют или уточняют нарицательные существительные; обороты со значением уточнения или присоединения. Само понятие "уточнения", "уточняющего члена" размывается. Изучающий пособие школьник либо выбрасывает из памяти кучу "ненужных примечаний", либо распространяет понятие "уточнения" на любое употребление двойной запятой (ведь в каждом случае обособленных членов он читает про добавочные уточняющие оттенки смысла). Кажется, зачем учить несколько страниц про обособление определений, если есть волшебное слово "уточнение"?

    Другая проблема – примеры, которые приводят авторы пособий. Часто увидеть разницу в "уточняющем" и просто обособленном члене практически невозможно Сравните: В небе, густо-синем, таяла серебряная луна. И минут через пять лил сильный дождь, обложной. Это примеры из разных разделов правила на обособление одиночного определения. Обособление в первом случае объясняется так: "несет на себе значительную смысловую нагрузку и может быть приравнено к придаточной части сложноподчиненного предложения"(Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М. АСТ, 1997, с.49), а во втором случае – как имеющего уточняющий смысл. Еще пример: Затем Дашу удивила "доморощенность" всего этого, так нашумевшего, дерзновения. Даша ждала всего, но только не этой покорно склоненной головы. Во втором примере уточняющего смысла нет, в первом, с точки зрения автора, он был. Как же различить? Не знаю, как у вас, но, по-моему, у большинства старшеклассников должно сформулироваться такое правило: "Любой член предложения, который я как пишущий хочу выделить, может быть обособлен, а объяснить это можно либо как особенную смысловую нагрузку, либо как его уточнение". Другой вариант правила, может быть, более опасный для школьника: "В каждом правиле на необособление есть специальное исключение – уточняющий смысл требует обособления, поэтому я на всякий случай буду обособлять – вдруг пропущу этот уточняющий смысл".

    Вторая придуманная нами формулировка начинает срабатывать при выполнении заданий из пособий. Например, даны несколько предложений, в которых необходимо расставить знаки или указать те, где знаков нет.Сравните: "Года через два, в начале сентября, мне пришлось снова побывать в этих местах. Однажды весной я слышал в аромате почек благоухающую беседу березы с черемухой. На другой день рано поутру я отправился к Косову. К утру, еще затемно, они должны быть на месте" (Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. 2 часть. – М. Айрис, 1998, упр. 89-91). Школьники должны решить, где бы знаки поставить, а где нет. Правда, в упомянутом выше справочнике Розенталя указано, что решать, утоняющий член или нет, - воля автора. Но поставьте себя на место тех проверяющих свои знания, которые не угадали волю автора в предложенных им фразах из произведений классиков. А угадают ли они впоследствии волю экзаменатора? Вот и начинают школьники обособлять что ни попадя и объяснять это уточняющим характером второстепенного члена или оборота.

    Как результат мы имеем следующие крайне распространенные ошибки в сочинениях и изложениях:

    *Эти, сделанные Белинским, наблюдения актуальны и в наши дни.

    *В своем кабинете, в Петербурге, Онегин держит разные, ненужные ему, предметы.

    *В кабинете Манилова лежала пыльная, заложенная на 14 странице, книга.

    *Один раз, на охоте, ему удалось подстрелить матерого волка.

    В практике преподавания русского языка на подготовительных курсах и подготовительном отделении МГУ автор приводила слушателям подобные примеры как верные и предлагала объяснить смысл обособления. Абитуриенты легко находили объяснения, абсурдность которых не требует комментария: так как сделаны Белинским; именно в том, который в Петербурге; именно те, которые ему не нужны; пыльная, потому что заложена, то есть не читается; что произошло на охоте (трудно себе представить, что убить волка можно во время бала!). Но к поиску подобных объяснений приводит ребят необходимость объяснять волю авторов, а не самим расставлять запятые.

    Думается, что настало время точнее определить правило обособления уточняющих членов, не прибегая при этом к реформированию правил правописания.

    1. Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие или ограничивать его в каком-то отношении. Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.

    2. Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь. В этом случае идущее далее обстоятельство времени обособляется, так как конкретизирует время действия – Тогда, в детстве, даже мороженое казалось слаще. На другой день, 15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.

    Второе обстоятельство времени может ограничивать время первого, давать ему более точные и узкие границы. Сравните: Прием посетителей по вторникам и пятницам с 11 до 18. – в данном случае оба временных обстоятельства указывают на широкое время совершения действия.В пятницу, с 11 до 11.30, будет происходить раздача талонов на бесплатные обеды . – время ограничено очень узко, что отмечено и интонацией предложения, и пунктуационно. Сразу отметим, что и в первом предложении мы имеем возможность указать на сужение границ времени – прием происходит только по пятницам, с 11 до 18. Предложения, в которых второе обстоятельство обособлено, требуют более внимательного отношения к точному времени, а не только к общему времени предложения. Каждое утро с 7 до 10 я посещаю тренажерный зал . – в данной фразе нет уточнения по отношению к точному времени, оно обычно, именно такое время для большинства людей ассоциируется с понятием "утро". Ранним утром, в начале шестого, Маша бегает вокруг своего дома. Понятие "раннее утро" достаточно расплывчато – для кого-то это шесть часов, для кого-то восемь, поэтому его надо уточнить. В самый час пик, в три часа дня, я намертво застряла на Тверской. – к сожалению, реальность нашей жизни такова, что, произнося "час пик", мы уточняем его время. В больших городах он иногда растягивается на сутки.

    Обстоятельство времени может точнее описывать время совершения действия, давая ему более подробную и даже образную характеристику: Я впервые приехала в Париж весной, в солнечный и теплый день. Зимой, в холодный и промозглый вечер, мне пришлось как-то час добираться до дома пешком.

    Обособление обстоятельств времени в других случаях зависит от воли автора и от смысла, который мы хотим дать всему предложению: Осенью, в грозу, ходить по этому мосту опасно. Истолковать фразу можно приблизительно так: во время гроз ходить по мосту опасно, а самые сильные и продолжительные грозы бывают именно осенью. Записывая чужой текст, можно услышать интонационное выделение уточняющего члена. Автор не рекомендует школьникам создавать предложения, где уточняющий смысл требует столь долгого толкования, и по мере возможности перефразировать его ("во время осенних гроз…").

    3. Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно: там, оттуда, везде. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими – Там, в Москве, Татьяна нашла свою судьбу. Сверху, со смотровой площадки, город кажется нарисованным.

    Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району – Я жил тогда в Испании, в Барселоне. Они каждое лету отдыхают в Европе, в Австрии. Он получил квартиру на юге Москвы, в Тропарево.

    Большинство обстоятельств места обособляются либо нет в зависимости от субъективных, экстралингвистических факторов:Во дворе, между песочницей и качелями, расположилась клумба. – По наличию уточняющего члена мы точно знаем картину двора. Впереди на дороге располагался блокпост . – говорящий тоже находится на дороге.

    4. Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер – Она одевалась уныло, по-старушечьи. Только так, в тишине, она могла работать .

    5. Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст –Она была в светлой, бледно-голубой, юбке. В комнату вошла молодая, лет восемнадцати, девушка.

    Почти во всех пособиях приводятся примеры на уточняющие определения при местоимениях тот, этот, такой. Между тем в тексте правил на обособления определений отмечено, что определительный оборот после этих слов тесно примыкает к ним по смыслу и не должен быть обособлен (см., например, Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. С. 47). И хотя авторы пособий всегда указывают на возможность обособления при уточняющем характере определения, нам кажется, что при обучении практической грамоте можно было бы отказаться от разбора таких примеров. Путаясь в обнаружении уточняющего или неуточняющего смысла, школьник делает больше ошибок, чем могло бы появиться, выучи он только одно правило. Примеры на обособление определений при указательных местоимениях встречаются преимущественно в художественной литературе, целиком зависят от воли автора, и применение подобных случаев при написании сочинений и изложений самими школьниками маловероятно. В диктантах же, по уже сложившейся практике, обособление уточняющего определения при названных местоимениях может быть рассмотрено как факультативный знак, необособление, на наш взгляд, предпочтительнее.

    6. Формальными средствами выделить уточняющий член предложения оказываются слова вернее, точнее, скорее, иначе (когда к ним можно добавить "говоря"), более того. Эти слова обособляются сами, стоящий после них уточняющий член не выделяется запятыми. Таким образом эти слова оказываются вводными , что, собственно, и отражено пособиями. На наш взгляд, дублирование их в правиле на уточняющие члены приводит к появлению ошибок, когда школьник начинает обособлять указанные выше слова вместе со стоящими после них членами предложения:

    Его честность, точнее, его правдивость не давала ему возможность хитрить. Я сразу же понял, вернее, почувствовал свою причастность к происходящему.

    Слово скорее не обособляется в значениях "лучше сказать", "лучше", "охотнее" - Его не обрадовал, а скорее удивил её комментарий. Она скорее согласилась бы уволиться, но не выполнить абсурдное требование начальницы.

    Приведем в качестве примера текст, на котором можно рассмотреть разные случаи обособления уточняющих членов:

    Обычно учреждения работают в предпраздничные дни с 10.00 до 15.00. Никто, точнее, большинство из людей предпочел бы в такие дни не работать вовсе, ведь надо навести порядок в доме, приготовить праздничный обед, более того, привести себя в порядок. В главном офисе компании "Весь мир" 31 декабря дежурила молоденькая незамужняя секретарша, (запятая факультативна, учитывая конец предложения, можно воспользоваться тире или обойтись без знака препинания) Лидочка Сергеева. Она должна была отправить подтверждения на приезд групп наших туристов в теплые страны, Испанию и Грецию, для встречи праздника под горячими лучами солнышка. Там, на курорте, встреча Нового года должна была стать для кого-то особенным, незабываемым (может быть как однородным членом предложения, так и уточняющим) праздником. Лидочка побывала в Испании весной, в мае, и сейчас, в разгар холодной зимы, с удовольствием вспоминала эту поездку. Сегодня девушка отправляла факсы без привычной зависти, с жалостью. Уже неделю, с 23 декабря, новостные программы сообщали о невиданном похолодании в Европе, особенно в Афинах и в Барселоне. Отсюда, из замерзшей Москвы, их минус один кажется смешным, но им, беднягам, (обособленно приложение при личном местоимении) наверное, грустно.

    Хлопнула дверь и в комнату вошла подруга Лиды, Катя Петрова, девушка лет двадцати пяти. По случаю праздника она была в нарядном, светло-голубом, платье. Обычно она одевалась по-деловому, блекло и серо. С порога Катя начала шумно, громко и визгливо, рассказывать что-то смешное про коллег по работе. Лида нахмурилась: она могла работать только в тишине, спокойно и не отвлекаясь, и не любила участвовать в этих глупых и бессмысленных (в данном случае возможно обособление определений после "этих" в качестве авторского знака, правила это позволяют) разговорах. Поэтому Лидочка прервала свою подругу и перевела разговор на проблемы Европы, вернее, её южных стран.

    Через полчаса, примерно в полдень, Лида с помощью Катюши закончила отправлять факсы и присоединилась к шумной, молодой и веселой, толпе своих сослуживцев. Работа на сегодня подошла к концу и сотрудники туристической фирмы приступили к совместному празднованию радостного, веселого и всеми любимого праздника.

    Приведенный текст показывает некоторые типичные случаи употребления в речи уточняющих членов предложения. Но не менее важной будет работа по анализу собственных ошибок пишущих. Склонность одних к излишнему выделению обстоятельств времени, других – образа действия, неразличение группы однородных членов и уточняющего и уточняемого члена должно быть предметом внимания преподавателей, учителей школ и преподавателей разных подготовительных курсов. Работа над такими ошибками должна строиться по пути создания индивидуальных заданий, а не текстов из художественной литературы, в которых школьник ставится перед необходимостью не просто применить правило пунктуации, но и "угадать" индивидуальную волю автора.

    Теперь перейдем к рассмотрению правил на выделение пояснительных членов предложения. Пояснение – это обозначение одного и того же понятия разными словами. Пояснительным может быть практически любой член предложения и даже целое предложение. Для введения пояснительного члена используются сочинительные пояснительные союзы а именно, именно, то есть, или (=то есть). Если эти союзы не употреблены в предложении, они могут быть вставлены. Пояснительный член выделяется запятой, но может быть выделен тире, особенно если стоит в конце предложения.

    Основное правило : пояснительный член предложения выделяется запятыми с двух сторон вместе с пояснительным союзом. Сам пояснительный член от союза не отделяется. – На следующей неделе, то есть с седьмого по тринадцатое марта, я буду занят подготовкой к конференции. Его новая квартира, а именно двухуровневые 150- метровые апартаменты, были предметом зависти всех знакомых. Между пояснительным союзом и собственно пояснительным членом могут оказаться вводные слова и вводные конструкции – Его кузина, или, если быть точным, троюродная сестра, является президентом крупной фирмы по торговле недвижимостью.

    Пояснительный смысл часто имеет приложение . Во-первых, это может быть собственное имя при нарицательным существительном, если перед именем без изменения смысла можно вставить а именно, то есть, а зовут его –Его младшая дочь, Лариса, отличалась от сверстников своим тихим и спокойным характером. В этом случае пунктуация часто зависит от передаваемого смысла. К примеру, в приведенном примере допустимо предположение, что слушающий/ читающий впервые получает информацию о чьей-то дочери или нетвердо помнит её имя. Или –Она уехала в гости к сестре Ларисе. – можно предположить, что у нее несколько сестер и говорящему важно указать на выбор одной. В случае, если сестра одна, мы уточним её имя и поставим запятую. Во-вторых, уточняющими приложения становятся в случаях, когда более точно называют участников речи или предметы речи, а определяемое слово носит более общий характер – Оба, отец и сын, увлекались рыбалкой.

    В предложении может быть пояснительный член, введенный без пояснительного союза (его можно вставить без изменения смысла). Пунктуация в этом случае остается та же. –Для этой комнаты другие, светлые и в мелкую полосочку, обои подошли бы больше этих, красных и в цветочки .

    Если пояснительный член вводится без использования союза, при этом стоит в конце предложения, может быть использовано тире –Ему хотелось одного – поесть. У него была единственная мечта – увидеть еще хоть раз свой родной город. На выполнение заказа он потратил больше времени, чем ему выделили заказчики, - три месяца.

    Если пояснительным оказывается целое предложения, а перед ним стоит союз "а именно", то после союза может быть употреблено двоеточие –При выполнении домашнего задания следует учитывать одно обстоятельство, а именно: оформить работу следует строго в соответствии с экзаменационными требованиями.

    Возможные трудности с пунктуацией при пояснительных членах связаны со следующим:

    При использовании союза "или" следует различать случаи его употребления как пояснительного союза (в значении "то есть") и как разделительного (="либо"). – Присоединение префикса, или приставки, не влияет на изменение частиречной принадлежности слова. – здесь "или" употреблено в значении "то есть", вводит пояснительный член и обособляется вместе с ним. Присоединение суффикса или суффикса вместе с приставкой часто изменяет принадлежность слова к части речи. – здесь "или" употреблен в разделительном значении. Сравни также: Карманное издание книги, или pocket book, пользуется повышенным спросом из-за относительно низкой цены. Издатели еще не решили, издать им карманный или обычный формат книги.

    Пояснительные определения отделяются от определяемого слова, но после них запятая не ставится (то есть они не обособляются) –В поэме "Мертвые души" показаны негативные, страшные и уродливые стороны российской действительности. Воспоминания о прежней, разбитой машине больше не тревожили его.

    Задание . Расставьте знаки препинания, используя изложенные выше правила.

    Четвертая последняя часть романа "Война и мир" оказывается непрочитанной почти всеми школьниками.

    Нектарины или гибрид персика и абрикоса – это искусственно выведенный фрукт.

    На столе всегда лежали нектарины или персики, потому что это были любимые фрукты Кати.

    Его дом считался элитным а именно на первом этаже располагался бассейн и тренажерный зал, во дворе располагалась охраняемая стоянка только для жителей и гостей, в каждой квартире был зимний сад.

    У него с детства а именно с 11 лет была единственная мечта стать великим хоккеистом, а потом олимпийским чемпионом.

    Его дачный участок десять соток, крохотный домик и построенная им самостоятельно банька были местом ежегодного сбора всех друзей.

    Фигурное катание на лыжах или фристайл один из самых сложных, но вместе с тем и очень красивых видов спорта.

    В этом году объявлен набор в группы желающих изучать корейский или тайский язык, а также персидский или фарси.

    То ли он решил, что она не придет решила больше не встречаться с ним, то ли просто обиделся, но Иван ушел с места встречи, не дождавшись девушки.

    Присоединительными членами предложения считаются те члены, которые содержат дополнительные разъяснения или замечания. Они вводятся в середину или в конец предложения и выделяются запятыми, хотя может быть использовано тире. Обычно присоединительный член вводится словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, притом, причем, и (=и притом), да и, да и вообще, да и только, в том числе…

    Основное правило: присоединительный член и присоединительное предложение выделяются запятыми вместе с вводящим этот присоединительный оборот словом. Все, особенно студентки первого курса, ходили на его лекции, чтобы посмотреть на первого красавца факультета. Он всегда читал, даже испортил зрение, но совершенно не мог рассказать, о чем он прочитал. Одноклассники посмеивались над ним, и поделом. Квартира у него была маленькая, и притом очень обшарпанная и в непрестижном районе, так что он стеснялся приглашать туда знакомых.

    Для того, чтобы обособить присоединительный член (выделить его с двух сторон), часто приходится рассматривать всю структуру предложения. Мы обособляем присоединительный член, если его изъятие не нарушает общей структуры предложения, и не обособляем, если при изъятии присоединительного члена нарушается структура всего предложения – В этом романе, да и в предыдущем, писателю удалось создать удивительно точный образ нашего современника. – в этом примере изъятие присоединительного члена не нарушит структуры предложения.В этом, да и в двух предыдущих романах главной героиней стала майор милиции Петрова . – при изъятии присоединительного члена структура нарушается – "в этом…романах".

    В роли присоединительного члена может выступить целое предложение:Я не любил ходить в школу, да и никто из моих друзей не горит желанием учиться .

    Кстати, к союзу "да и" следует относиться очень внимательно. Он может выступать не только в присоединительном значении, но и как соединительный (= "и") – Он пошел в лес да и заблудился. – в этом случае перед союзом запятая не ставится. "Да и" может находиться в составе конструкции "взял да и сделал", которая представляет собой единое сказуемое, поэтому внутри конструкции запятая не стоит – Поспорив с друзьями, Вася взял да и съел поганку. Устойчивым сочетанием, внутри которого не ставится запятая, оказывается конструкция "нет-нет да и" -Павел нет-нет да и вспоминал о своей спокойной жизни дома .

    Задание. Расставьте пропущенные знаки, используя изложенное правило:
    Все мои одноклассники особенно Катя болеют за меня.

    Я не хотел ее видеть да и незачем нам больше встречаться.

    У тебя большой опыт работы с детьми причем именно с малышами поэтому мы рекомендовали тебя.

    В моей да и в двух соседних квартирах после капитального ремонта нашего дома обвалилась с потолка штукатурка.

    Наиболее опытные из спортсменов в том числе и ветераны вызвались помочь в организации детского спортивного лагеря.

    Я упал и так больно что заплакал.

    За неделю моего отсутствия пол подоконники да и вообще все свободные поверхности в комнате покрылись пылью.

    В моем дворе да и в соседнем хулиганы сломали все скамеечки.

    Наши спортсмены главным образом лыжники будут нашей надеждой на предстоящей Олимпиаде.

    Я от скуки взял да и пошел на конкурс но неожиданно выиграл.

    Задание 2.

    В предлагаемом тексте встречаются обособленные члены предложения, вводные слова, уточняющие, присоединительные и пояснительные члены. Расставьте пропущенные знаки и объясните их.

    На большой расчищенной от деревьев поляне построили заяц и лиса в начале зимы долгой и холодной особенно для лесных зверушек два домика. Все конечно удивились такому странному соседству но заяц и лиса встречаясь друг с другом ежедневно в результате даже подружились точнее научились не ссориться. Безусловно лиса была бы не против поужинать зайчиком поселившимся неподалеку но до поры до времени пыталась сдержать хищный инстинкт. По утрам с семи до девяти соседи занимались расчисткой территории вокруг домиков убирая наваливший за ночь снег после чего заяц перекусывал хрустящей запасенной еще с осени морковкой а лисичка вероятно нанюхавшись приятного запаха молодой зайчатинки бежала воровать кроликов в деревне расположенной в миле или в полутора километрах от лесной опушки. Там в деревне лисичке иногда удавалось несмотря на все предпринятые хозяйками предосторожности прихватить на обед курочку. Лисичка успокаивалась лишь проглотив свою добычу и насытившись шла к соседу поболтать. Удовлетворенная едой она и не замечала что перед ней возможно ее завтрашний обед. Так за разговорами вечер пролетал незаметно и лисичке и зайцу двум заклятым лесным врагам удалось окончательно сдружиться.

    Теперь закончив экспозицию следует перейти к характеристике главных героев истории то есть зайца и лисы. Заяц был зверем серьезным и положительным. Свою избу он построил из досок главным образом сосновых полученных от бобров за помощь оказанную на лесозаготовках. Крепкая и прочная избушка должна была простоять не один год а кроме того начиная с весны заяц собирался приступить к ее расширению. Вынашивая планы о женитьбе заяц не мог не понимать необходимости иметь теплый и в особенности в холодное время года дом. Поэтому он не покладая рук работал всю зиму отвлекаясь только на обед и на ежевечерние разговоры с лисой. Кстати разговаривая с лисой заяц думал о том времени когда маленькие и пушистые будут бегать по полянке зайчатки и надеялся что отношения с соседкой дружеские и теплые помогут ему уберечь своих причем еще не рожденных детишек.

    Теперь поговорим о соседке то есть о лисичке. Рыжая хитрюга как называли ее знакомые она строила свои отношения с соседом на совершенно других основаниях. Дело в том что решив сэкономить на стройматериалах лисица выстроила свой домишко из самого непрочного материала то есть из льда. Звери посмеивались над хотя и хитрой но все же глупой лисой и справедливо. Все сразу в один голос заговорили о предстоящем глобальном потеплении климата и начали принимать ставки большей частью "на зайчиков" когда домик начнет таять. Но не понимая причин хихиканья лесных обитателей лисица твердила только одно а именно: "У зайца избушка темная а у меня лисички светлая". Хотя сейчас в начале марта даже глуповатой лисичке стало ясно что надо дружить с соседом. Поэтому лиса стала использовать каждый вечер свободный от своих личных дел и встреч с подружками-лисичками для налаживания добрых почти семейных отношений с зайцем.

    Успокоенный мнимой дружелюбностью соседки заяц невозмутимо жил до прихода настоящей весны. За одну такую короткую неделю снег растаял а вместе с ним пришел неминуемый да еще и прогнозируемый конец выстроенному из светлого под мрамор льда домику лисы. Она жестокая не стала ничего особенного предпринимать и проситься притом бессмысленно в дома своих даже ближайших подруг. Просто зайдя в один вечеров поболтать с соседом лисичка не стала рассказывать о своих большей частью надуманных проблемах не стала спрашивать о планах на жизнь зайца романтических и сентиментальных а просто вкусно поужинала заодно приватизировав удобный построенный с расчетом на большую семью домик несчастной жертвы своих хищных замыслов.


    © Все права защищены