Общие характеристики стадий развития психики человека. Стадии развития психики в зоопсихологии. Стадии развития психики по Леонтьеву

Изучением психики и поведения животных занимается специальная наука – зоопсихология. Она зародилась в начале XIX столетия. Основоположниками зоопсихологии считаются Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, отечественные ученые К. Ф. Рулье, В. А. Вагнер.

В зоопсихологии психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы.

Как ведущий фактор развития психики животных рассматривается усложнение их жизнедеятельности, приводящее к увеличению и разнообразию движений. Соответственно происходит усложнение физического строения тела, отражательных функций и механизмов регуляции движений, что обеспечивалось усложнением строения самой живой материи. Формой анатомо-физиологического субстрата психики явилась нервная ткань или ее аналоги в простейших формах животной жизни. В процессе развития жизнедеятельности у животных была сформирована нервная система: ретикулярная, ганглионарная, а затем – центральная нервная система.

В зоопсихологии по таким критериям, как форма психического отражения, ведущий тип поведения и строение нервной системы, выделены три основных стадии развития психики :

  • стадия элементарной сенсорной психики;
  • стадия перцептивной психики;
  • стадия интеллекта.
  • 1. Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, отечественный зоопсихолог К. Э. Фабри выделил в ней низший и высший уровни.

На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее.

пример

Так, сложное поведение паука, который ловит попавшее в паутину насекомое, побуждается не видом жертвы, не ее запахом, не издаваемыми ею звуками, а исключительно вибрацией, производимой крыльями насекомого и передающейся по паутине. Как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает к нему двигаться. Но если вибрация создается, например, камертоном, паук устремляется к камертону и пытается нанести ему удар челюстями.

Эта стадия развития психики потому и называется элементарной, что из всего многообразия мира организмы воспринимают лишь малую его часть. Остальной мир для них как бы не существует. В то же время отражение узкого спектра свойств среды оказывается достаточным для их выживания в естественных условиях.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт.

Инстинкт – это вид поведения, реализуемого наследственно программированными, стереотипными формами действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

В зоопсихологии описано множество примеров из жизни муравьев, пчел, птиц и других животных, поведение которых при наблюдении за ними воспринимается как весьма сложное и труднообъяснимое.

пример

Например, муравьи в преддверии непогоды закрывают входы в муравейник; значительно удалившись от него, легко находят дорогу домой; совершают воинственные набеги на жилища собратьев другого вида и похищают у них куколок, которые затем функционально обогащают колонию. Описаны сложные формы общения и взаимодействия животных на данной стадии: отдельные виды муравьев образуют живые цепи, по которым другие особи как по канатам забираются вверх, где находят строительный материал для гнезд. Поведение паука, нападающего на камертон, является для него нецелесообразным и бесполезным. "Го же самое можно сказать о чайках, старательно высиживающих посторонние предметы, напоминающие по форме яйца.

Привязанность инстинктов к строго определенным условиям, соответствующим модели врожденного поведения, и потеря ими свойства целесообразности при изменении условий объясняется способностью к отражению только отдельных свойств среды.

Многих зоопсихологов интересовал вопрос: способны ли животные, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики, к изменению наследственных форм поведения и обучению? Американский зоопсихолог Р. Йеркс обучал дождевых червей находить в лабиринте путь, ведущий в гнездо (в другой стороне лабиринта червь получал электрический удар). В конце концов Йеркс добился положительного результата, по ему понадобилось для этого 180 опытов. Повторные эксперименты, направленные на изучение возможностей пластичности поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики, дали аналогичные результаты. Соответственно был сделан вывод о том, что способность к пластичности поведения и обучению у животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, очень низка и характеризует лишь некоторые фрагменты их жизнедеятельности.

2. Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни: на разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения центральной нервной системы и прежде всего развитие коры головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств. Одновременно развивались и органы движений.

Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям, в которых она дана. Указанные условия определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении.

Навыками называются способы действий, выработанные и закрепленные в поведении животных.

При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий. Таким образом происходит научение животных.

Научение – это индивидуальное приспособление животных к среде обитания посредством изменения врожденных программ поведения.

Путем научения животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. На основе научения они могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение. В экспериментальном научении у животных исследованы сложные формы поведения, связываемые с образованием условных рефлексов.

И. П. Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, позволяющие закреплять сигнальное значение за различными раздражителями (классический условный рефлекс). При нескольких сочетаниях вспышки света или звонка с поступлением пищи эти первоначально нейтральные раздражители приобретали сигнальное значение. Американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990) исследовал другой тип условных рефлексов, названных инструментальными. Животное помещалось в особую клетку со специальными приспособлениями (задвижки, рычажки), с помощью которых изнутри можно было открыть специальное окошко и получить пищу (подкрепление). Крысы посредством проб и ошибок находили нужный рычаг. Так у них формировался и закреплялся индивидуальный опыт.

Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти. Это подтвердили эксперименты, в которых исследовались отсроченные реакции.

Наблюдение за естественным поведением животных и результаты его экспериментального изучения говорят о том, что животные на стадии перцептивной психики способны к анализу ситуации, сохраняют образы внешней действительности и закрепляют полезные реакции. Навыки формируются путем подражания, выработки условных рефлексов или путем проб и ошибок. Животные способны формировать новые навыки и адекватное поведение при изменении условий жизни. На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни.

3. Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает более сложная форма – решение задач.

пример

Например, если за клеткой, в которой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физически может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.

Впервые интеллектуальное поведение животных экспериментально исследовал и описал немецкий психолог В. Келер. Обезьяны в его экспериментах доставали плоды с помощью разных "орудий" – палки, ящиков и др., демонстрируя "ручное", или практическое, мышление. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате инсайта, или озарения.

Инсайт – это внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи.

пример

Н. Н. Ладыгина-Котс (1889–1963) наблюдала сложные действия обезьян. Шимпанзе могли изготавливать орудия и решать технически несложные задачи. Например, обезьяны сначала складывали из двух маленьких палок большую, а затем с ее помощью выталкивали плод из узкой трубы.

Такое поведение обезьян имеет более сложную структуру – двухфазную ; в нем выделяется фаза подготовки и фаза осуществления. Подготовительная фаза побуждается не самим предметом (в данном примере палкой), на который направлено поведение, а объективным отношением между предметами (отношением палки к плоду).

К. Э. Фабри описал еще одну важную особенность интеллектуального поведения обезьян: они способны осуществлять сложные действия, используя различные предметы. Такие действия называются манипулятивными. Это еще более расширяет возможности обезьян к решению практических задач.

В последние годы проведен цикл исследований (З. А. Зорина, А. А. Смирнова), в которых удалось обнаружить еще более сложные формы интеллектуального поведения обезьян: способность к овладению простейшими аналогами человеческой речи. В ситуации общения с людьми обезьяны обучались выполнять некоторые действия по устным инструкциям экспериментатора. Но действительно ли обезьяны могут понимать устную речь человека? Более точные эксперименты показали, что в основном обезьяны воспринимают информацию по жестам, взглядам, действиям, интонации. Однако отдельные особи достигали в устном общении с человеком больших успехов, демонстрируя понимание устной речи на уровне двухлетних детей.

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга , развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях коры головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или Человека разумного.

Человека стали известны во многом благодаря исследованию сознания животных. Декарт положил начало антропопсихизму. Эта теория говорит о том, что психика - это явление, свойственное лишь человеку. Сознание в качестве признает биопсихизм. На связь психики и нервной системы указывает такое направление науки, как нейропсихизм, а панпсихизм наделяет одухотворенностью все живое и неживое.

В современности наука о психологии основывается на возникновении и при наличии эволюции материи и, опираясь на полученные знания, выделяет базовые стадии развития психики. Материя наделена таким свойством, как отражение, что подразумевает взаимопроникающее совместное действие объектов. Проявлением отражения является способность реагировать на внешние раздражители.

Форма существования материи и особенности внешних раздражителей определяют характер реакции. Физическое отражение - это, например, оттиск стопы на песке или зеркальное отражение. Химическое отражение может быть представлено как получение нового вещества при соединении двух исходных, а биологическое - это переход неорганической материи в органическую. Самая простая форма биологического отражения, свойственная живым организмам -

Леонтьев зачаточную форму психического отражения определяет чувствительностью. Отличительная ее особенность - это возникновение реакции на раздражитель, который не участвует непосредственно в обмене веществ. Возникновение чувствительности обусловлено сигнальным характером отражения, что дает возможность проявления активной реакции на изменяющуюся среду и выработки индивидуально-обособленных поведенческих реакций. Данный этап развития характеризует наличие органов чувств, движения и координирующего органа, то есть нервной системы. Стадии развития психики начинаются именно с этой, первичной стадии элементарной сенсорной психики. Характерным также является частичное отражение свойств предметов, а не объекта в целом, а также инстинктивная форма восприятия.

Стадии развития психики в филогенезе

Благодаря эволюции и развитию живых организмов, усложняется, образуются головной и кора полушарий и, наконец, мозг развивается. Кора полушарий анализирует информацию, которую передает окружающая среда, ориентируется в изменениях и формирует новое поведение. Стадии развития психики получают еще одну ступеньку - стадия перцептивной (воспринимающей) психики, которой свойственно уже воспринимать ситуацию в общем: возникает возможность реагировать сразу на несколько раздражителей и составлять общую картину. Кроме инстинктов, развиваются навыки, которые представляют собой цепочку заученных движений для достижения той или иной цели. Необходимо подчеркнуть связь между корой полушарий и устойчивыми навыками. Самые высокоорганизованные позвоночные (отряд приматов) развиваются далее, и у них наблюдается интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта (ручного мышления) характеризуется значительным усложнением и развитием ЦНС и, естественно, увеличением мозга. Характеризуется также достаточно сознательным поведением и применением орудий труда и другого рода изделий. Но инстинкты и навыки не теряют своей значимости, играя важную роль в жизнедеятельности.

Стадии развития психики животных на данном уровне заканчиваются, уступая место развитию человеческого сознания. Человек, являясь верхушкой пирамиды всех живых организмов, обладает не только развитиым мозгом, но также многочисленными психическими возможностями (логическое и последовательное мышление, фантазии и другое).

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через пять-шесть лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие.

Следует сразу отметить, что существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства (3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев). У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается. Основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления»…

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Лсобенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения.

В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности

Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив.

Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки – женской.

Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества.

Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.

Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

Суть становления психического – совокупность дифференциально-интегральных процессов (по Ф. Энгельсу – процессов притяжения и отталкивания). В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней (внутренне противоречивое единство).

Стадии развития психики соответствуют уровням развития психического отражения.

Уровни развития психического отражения

  1. Раздражимость – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений (элементарные сенсомоторные реакции). Раздражимость присуща любым живым организмам, начиная от простейших.
  2. Чувствительность – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов. Чувствительность присуща живым организмам, обладающим достаточно развитой нервной системой.
  3. В дальнейшем психическое отражение выходит за рамки чувствительности и переходит в отображение действительности в мысли, понятии.

Стадии развития психики

  1. Стадия элементарной сенсорной психики . Познание происходит посредством
    1. ощущения отдельного качества без восприятия соответствующего предмета;
    2. сенсорной дифференцировки отдельного раздражителя, который вызывает
    3. действие типа реакции – в целом фиксированный ответ на сенсорный раздражитель.
  2. Стадия перцептивной психики . Возникает предметное восприятие. Основополагающим процессом становится чувствительность. Стадия характеризуется:
    1. более или менее диффузное «целостное» восприятие предмета в ситуации;
    2. восприятие предмета с более или менее дифференцированным и генерализованным выделением отношений – свойство интеллекта;
    3. пластичность, изменчивость поведения (в отличие от стереотипных реакций на сенсорной стадии).

Таким образом, переходя от элементарной сенсорной дифференциации раздражителей к восприятию предмета или ситуации, и от него к мышлению, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается с более широкой сферой действительности (дифференциация и интеграция).

От рождения до периода зрелой личности каждый из нас проходит нелегкий путь психологического . Так, рассматривая психику малыша в первые 12 месяцев его жизни наряду с его стадией развития через 10 лет, однозначно, можно увидеть как качественные, так и количественные изменения. Каждый этап психического развития каждого живого существа отличается по многим характеристикам, о которых речь пойдет чуть ниже.

Стадии развития психики и поведения

В эволюционном развитии психики различают три этапа ее становления:

  1. Сенсорная стадия развития психики, при которой вследствие эволюции отделов головного мозга стали многообразными отражательные функции.
  2. Перцептивная стадия развития психики включает в себя всех млекопитающих. На данном этапе наблюдается отражение разнообразных свойств, присущих одному и тому же объекту. Так, ярким примером служит то, как собака узнает своего хозяина по одному его голосу, запаху или одежде.
  3. Интеллектуальная стадия развития психики присуща как людям, так и обезьянам. Это стадия мышления. У приматов хорошо развит головной мозг и вместе с тем психическая деятельность отличается большей сложностью, чем у других животных.

Стадии развития психики человека

Психика каждого живого существа по своей структуре многообразна и сложна по проявлениям. Что касается человека, то выделяют три основные группы психических явлений:

  • свойства психического характера;
  • состояния;
  • процессы.

Когда речь идет о психических свойствах, под ними понимают определенные образования, характеризующиеся своей устойчивостью. Эти образования обеспечивают количественно-качественный уровень деятельности, поведения, что характерно именно для человека. Если говорить о каждом психическом свойстве отдельно, то оно формируется поэтапно и является неким результатом отражательной деятельности мозга. В связи с тем, что личности свойственно индивидуальное восприятие мира, свойства ее характера становятся многообразными.

Что касается психического состояния, то этот уровень психической деятельности дает о себе знать в период повышенной или же пониженной личностной активности. Ежедневно мы испытываем разнообразные психические состояния и возникают они в от той обстановки, в которой приходится работать, времени и физиологических факторов.

Психический процесс имеет как начало, так и конец и проявляет себя в виде реакции. Он вызывается и внешними факторами, и раздражениями нашей внутренней системы. Благодаря этим процессам формируются знания.