Педагогический процесс как система структура цели содержание. Научная электронная библиотека. учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включение в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

В структуру педагогического процесса входят две группы компонентов – постоянные и переменные. К постоянным компонентам относятся: педагоги, воспитанники, содержание образования (субъекты педагогического процесса). Переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия – цель, методы, средства формы и результаты педагогического процесса

Существуют и другие подходы к определению структуры педагогического процесса (В.И. Смирнов и др.).

Целевой ‒ включает цели и задачи, реализуемые в определённых условиях. Содержательный ‒ определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения.

Деятельностный ‒ характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания.

Результативный ‒ достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса; обеспечивает управление качеством педагогической деятельности.

Ресурсный ‒ отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Структура педагогического процесс универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.



Педагогический процесс ‒ специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:

1) обучающую ‒ формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2) воспитательную ‒ формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;

3) развивающую ‒ развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия : между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития; между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием; между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности; между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями; между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие.

Закономерности и принципы педагогического процесса

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса ‒ это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.

1. Связь воспитания я социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей,

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса.

Принципы целостного педагогического процесса (педагогические принципы) ‒ исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению; проявление должного. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.

Единство знаний и поведения ‒ сущность принципа определяется законом единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. При реализации необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социальном поведении.

Демократизация ‒ предоставление участникам пед. процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Доступность в обучении и воспитании (принцип постепенного увеличения трудностей) ‒ принцип, следуя которому в учебной и воспитательной работе надо исходить из достигнутого уровня развития учащихся, учитывать их возрастные, индивидуальные и половые особенности и возможности, уровень обученности и воспитанности. Учить от близкого к далекому, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Но этот принцип нельзя понимать как требование легкости в обучении и воспитании. Обучение и воспитание по степени трудности и сложности необходимо ориентировать на «зону ближайшего развития» обучаемого.

Гуманизация ‒ принцип социальной защиты растущего человека; сущность заключается в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, приоритет общечеловеческих ценностей.

Индивидуальный подход в воспитании ‒ пед. процесс организуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия и взаимодействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка ‒ реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.

Наглядность ‒ принцип, согласно которому обучение и воспитание строится на «золотом правиле дидактики» (Я. А. Коменский): «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Наглядность предполагает не только непосредственное зрительное восприятие, но и восприятие через моторные и тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, ТСО, в том числе и мультимедийной аппаратуры, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому усвоению воспринимаемой информации.

Научность в обучении и воспитании ‒ принцип, согласно которому обучаемым предлагаются для усвоения только установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что сколь бы элементарны не были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

Положительный эмоциональный фон педагогического процесса ‒ такая организация пед. процесса, когда всем участникам интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная.

Принцип культуросообразности ‒ максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение: культуры нации, общества, региона, страны; формирование личности ребенка в рамках национальной культуры.

Принцип природосообразности исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие ‒ главные и определяющие факторы воспитания; играет роль экологической защиты человека от возможного разрушительного влияния пед. процесса, его насильственного давления.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания и обучения ‒ овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения. При этом следует руководствоваться следующими правилами: «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком» (Я. А. Коменский); «Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на новый этаж» (К. Д. Ушинский).

Принцип сотрудничества ‒ ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Связь теории с практикой ‒ принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.

Систематичность и последовательность ‒ соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении. Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все «сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего». (Я. А. Коменский).

Сознательность, активность, самодеятельность ‒ принцип, сущность которого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.

Субъектность ‒ развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему ‒ принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Проблема личности, считал А. С. Макаренко, может быть разрешена, если в каждом человеке (даже самом маленьком) видеть личность. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке.

Эстетизация детской жизни ‒ положительный результат воспитания может быть достигнут только в красиво организованном пространстве воспитания: эстетически оформленные классные и рекреационные помещения, наличие цветов, зелени, аквариумов, произведений искусства, живых уголков, цветочных клумб на пришкольном участке и т. п.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность педагогического процесса.

2. Охарактеризуйте различные подходы к структуре педагогического процесса.

3. Сформулируйте общие закономерности педагогического процесса.

4. Что такое принципы педагогического процесса?

5. В чем проявляется взаимосвязь функций педагогического процесса?

6. Каковы движущие силы педагогического процесса?

7. Раскройте сущность следующих принципов педагогического процесса:

Доступность в обучении и воспитании;

Систематичность и последовательность;

Связь теории с практикой;

Принцип природосообразности;

Наглядность;

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов : цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:

– педагогической;

– методической;

– психологической.

Для создания методической структуры цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося.

Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны.

Психологическая структура педагогического процесса: процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; подъем и спады физического нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

Следовательно, в психологической структуре педагогического процесса можно выделить три психологические подструктуры: познавательные процессы; мотивация учения; напряжение.

Для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение», необходимо управление.

Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Компоненты процесса управления: постановка цели; информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся); формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; проектирование, планирование деятельности для достижения цели; реализация проекта; контроль за ходом выполнения; корректировка; подведение итогов.

Педагогический процесс – это процесс трудовой , он осуществляется для достижения общественно значимых задач . Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.

В этой связи крайне важно понимать основные специфические характеристики педагогического процесса, знать, какие инструменты необходимы для максимально эффективного его протекания. Немаловажным является раскрытие основополагающего принципа педагогического процесса - принципа целостности.

Исследованию данного вопроса посвящены труды множества отечественных педагогов. Среди них следует выделить А.А. Реана, В.А. Сластенина, И.П. Подласого и Б.П. Бархаева. В работах данных авторов наиболее полно освящены различные аспекты педагогического процесса с точки зрения его целостности и системности.

Цель данной работы - определение основных характеристик педагогического процесса. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение педагогического процесса;

- охарактеризовать целостность педагогического процесса;

- выделить функции педагогического процесса;

- отметить закономерности педагогического процесса;

- проанализировать базовые принципы педагогического процесса.

Работа основана на анализе публикаций И.П. Подласого, Б.П. Бархаева, В.А. Сластенина, в которых достаточно подробно раскрываются основные характеристики целостного педагогического процесса.

1. Педагогический процесс, как целостная система

По мнению И.П. Подласого, педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» .

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» .

Анализируя данные определения, а также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:

§ основными субъектами взаимодействия в педагогическом процессе являются и педагог, и ученик;

§ целью педагогического процесса являются формирование, развитие, обучение и воспитание личности учащегося: «Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса»;

§ цель достигается через применение специальных средств в ходе педагогического процесса;

§ цель педагогического процесса, также как и ее достижение обусловлены исторической, общественной и культурной ценностью педагогического процесса, образования как таковых;

§ цель педагогического процесса распределена в виде задач;

§ сущность педагогического процесса прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность, согласно В.А. Сластенину - «синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем» .

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

§ освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

§ делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

§ взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформальное общение);

§ освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

2. Принцип целостности - основа педагогического процесса

Итак, целостность является закономерным свойством учебного процесса. Она объективно существует, поскольку существует в обществе школа, процесс обучения. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, такими характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А для реальной педагогической практики - единство образовательной, развивающей и воспитательной функций. Но каждый из названных процессов выполняет и сопутствующие функции в целостном образовательном процессе: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Эти связи налагают отпечаток на цели, задачи, формы и методы формирования учебного процесса. Так, например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентации и т.д., но в то же время формируются представления знания и умения.

Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

3. Функции целостного педагогического процесса

К функциям педагогического процесса принято относить :

- обучающую;

- воспитательную;

- развивающую.

Обучение - это «совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» .

При этом учитель:

1. преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1. учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2. пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Преподавание - это деятельность учителя по:

§ передаче информации;

§ организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

§ оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

§ стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

§ оценке учебных достижений учащихся.

Развитие - это «процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека» .

Воспитание - это «целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе» .

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Конкретизируя для себя эти определения можно понять следующее. Педагогический процесс как сложное системное явления включает в себя все многообразие факторов, окружающих процесс взаимодействия ученика и учителя. Так процесс воспитания связан с нравственными и ценностными установками, обучение - с категориями знаний, умений и навыков. Формирование и развитие же здесь есть два ключевых и базовых способа включения этих факторов в систему взаимодействия ученика и учителя. Таким образом, это взаимодействие «наполняется» содержанием и смыслом.

4. Движущие силы педагогического процесса

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

Все противоречия делят на объективные и субъективные.

Объективные:

Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также, его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные задачи.

Между активно-деятельностной природой ребенка и социально - педагогическими условиями жизни.

Субъективные:

Противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

Между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса.

Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. К таким слагаемым относятся:

§ детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания;

§ обучение, как стержневой элемент целостности;

§ общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания;

§ внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.

5. Закономерности педагогического процесса

педагогический ребенок знание навык

К закономерностям педагогического процесса И.П. Подласый относит :

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

§ наследственности;

§ воспитательной и учебной среды;

§ включения в учебно-воспитательную деятельность;

§ применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

§ интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;

§ величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

§ действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;

§ интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:

§ интенсивности и качества чувственного восприятия;

§ логического осмысления воспринятого;

§ практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от:

§ качества педагогической деятельности;

§ качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от:

§ потребностей общества и личности;

§ возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества;

§ условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).

6. Принципы педагогического процесса

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном счете помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Обратимся к принципам педагогического процесса, выделяемым Никитиной Н.Н. :

Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:

1. гуманистической направленности педагогического процесса;

2. связи с жизнью и производственной практикой;

3. соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.

Разработка средств представления содержания обучения и воспитания направляется принципами:

1. научности;

2. доступности и посильности обучения и воспитания школьников;

3. соединение наглядности и абстрактности в учебном процессе;

4. эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

При выборе форм организации педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:

1. обучения и воспитания детей в коллективе;

2. преемственности, последовательности, систематичности;

3. согласованности требований школы, семьи и общественности.

Деятельность педагога регулируется принципами:

1. сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

2. опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

3. уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.

Выбор методов педагогического воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:

1. сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

2. учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Эффективность результатов педагогического взаимодействия обеспечивается следованием принципам:

1. ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

2. прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Кроме того, в педагогической литературе считается целесообразным объединение этих принципов в две большие группы, охватывающих две стороны педагогического процесса - организационную и деятельностную. Первая группа принципов - это принципы организации педагогического процесса, регулирующие выбор целей, содержания и форм взаимодействия. Вторая группа - принципы руководства деятельностью воспитанников, - предлагает систему требований к осуществлению процесса педагогического взаимодействия, его методов и результатов.

Заключение

В данной работе удалось провести анализ основных научных педагогических исследований, в результате которого были выделены базовые характеристики педагогического процесса. В первую очередь это цели и задачи педагогического процесса, основные его компоненты, несомые им функции, значение для общества и культуры, его методы, формы и средства.

Анализ показал высокую значимость педагогического процесса в обществе и культуре в целом. В первую очередь это отражается в особом внимании со стороны общества и государства к образовательным стандартам, к требованиям к проектируемым педагогами идеальным образам человека.

Основные характеристики педагогического процесса - это целостность и системность. Они проявляются в понимании целей педагогического процесса, его содержания и функций. Так процессы воспитания, развития и обучения можно назвать единым свойством педагогического процесса, его составными компонентами, а базовыми функциями педагогического процесса - воспитывающую, обучающую и развивающую.

Список литературы

1. Бархаев, Б.П. Педагогика. - М., 2001. - 320 с.

2. Бордовская, Н.Н., Реан, А.А. Педагогика. - М., 2000. - 278 с.

3. Никитина, Н.Н., Кислинская, Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2008 - 224 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - 450 с.

5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Понятие целостного педагогического процесса. Цели и задачи воспитательной деятельности. Движущие силы педагогического процесса. Социально–личностное развитие детей.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    Целостный педагогический процесс как категория практической реализации воспитания. Содержательно-целевой и организационно-деятельностный компонент педагогического процесса. Воспитательная и образовательная функция. Внешние и внутренние противоречия.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Воспитание как общественное и педагогическое явление. Развитие личности, факторы, влияющие на него. Методология и методика педагогического исследования. Сущность целостного педагогического процесса. Учебный процесс как часть педагогического процесса.

    курс лекций , добавлен 24.09.2013

    Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Формы организации и структура педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность по Б.Т. Лихачеву, К.Д. Ушинскому.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    История возникновения и развития педагогических законов и закономерностей. Специфика проявления законов диалектики в педагогике, основной закон педагогического процесса. Закономерности целостного педагогического процесса, его основные компоненты.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2009

    Целостность педагогического процесса, его функции и основные сложности. Структура педагогического процесса. Цель как компонент структуры педагогического процесса. Таксономия Блума. Классификация учебных целей и ее реализация в образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Педагогический процесс как целостная система; функции, принципы, структура и закономерности; социальное пространство воспитательного процесса, нравственная культура личности. Образование в России и мировые тенденции; приоритетные направления развития.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие педагогического процесса, его структура, этапы, закономерности и общие свойства. Анализ позиции различных авторов при рассмотрении сущности целостного педагогического процесса. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе.

    реферат , добавлен 25.12.2015

    Структура, принципы, движущие силы и функции педагогического процесса. Требования к педагогу. Образование как социокультурный феномен. Педагогический процесс как взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Сущность педагогического процесса. Взаимодействие всех участников педагогического процесса. Переход от решения одной педагогической задачи к другой. Неразрывность воспитания и обучения.

Введение

Определение понятия «педагогический процесс». Цели педагогического процесса

Составные компоненты педагогического процесса. Эффекты педагогического процесса

Методы, формы, средства педагогического процесса

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека.

В этой связи крайне важно понимать основные специфические характеристики педагогического процесса, знать, какие инструменты для необходимы для максимально эффективного его протекания.

Исследованием этого вопроса занимаются очень много отечественных педагогов и антропологов. Среди них следует выделить А.А. Реана , В.А. Сластенина , И.П. Подласого и Б.П. Бархаева . В работах данных авторов наиболее полно освящены различные аспекты педагогического процесса с точки зрения его целостности и системности.

Цель данной работы - определение основных характеристик педагогического процесса. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

анализ составных компонентов педагогического процесса;

анализ целей и задач педагогического процесса;

характеристика традиционных методов, форм и средств педагогического процесса;

анализ основных функций педагогического процесса.

1. Определение понятия «педагогический процесс». Цели педагогического процесса

Прежде чем обсуждать специфические особенности педагогического процесса приведем некоторые определения этого явления.

По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» .

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» .

Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии» .

Анализируя данные определения, а также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:

основными субъектами взаимодействия в педагогическом процессе являются и педагог, и ученик;

целью педагогического процесса являются формирование, развитие, обучение и воспитание личности учащегося: «Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса» ;

цель достигается через применение специальных средств в ходе педагогического процесса;

цель педагогического процесса, также как и ее достижение обусловлены исторической, общественной и культурной ценностью педагогического процесса, образования как таковых;

цель педагогического процесса распределена в виде задач;

сущность педагогического процесса прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.

Все это и другие характеристики педагогического процесса будут рассмотрены нами в дальнейшем подробнее.

По мнению И.П. Подласого педагогический процесс выстроен на целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах .

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Постановка целей в образовании - достаточно специфичный и сложный процесс. Ведь педагог встречается с живыми детьми, и цели, так хорошо отображенные на бумаге, могут расходиться с реальным положением дел в воспитательной группе, классе, аудитории. Между тем педагог обязан знать общие цели педагогического процесса и следовать им. В понимании целей большое значение имею принципы деятельности. Они позволяют расширить сухие формулировки целей и адаптировать эти цели каждому педагогу под самого себя. В этом плане интересна работа Б.П. Бархаева, в которой он пытается в наиболее полном виде отобразить основные принципы в построении целостного педагогического процесса. Приведем эти принципы :

Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:

гуманистической направленности педагогического процесса;

связи с жизнью и производственной практикой;

соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.

Разработка средств представления содержания обучения и воспитания направляется принципами:

научности;

доступности и посильности обучения и воспитания школьников;

соединение наглядности и абстрактности в учебном процессе;

эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

При выборе форм организации педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:

обучения и воспитания детей в коллективе;

преемственности, последовательности, систематичности;

согласованности требований школы, семьи и общественности.

Деятельность педагога регулируется принципами:

сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.

Выбор методов педагогического воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:

сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Эффективность результатов педагогического взаимодействия обеспечивается следованием принципам:

ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

2. Составные компоненты педагогического процесса. Эффекты педагогического процесса

Как уже отмечалось выше среди целей педагогического процесса как целостного явления выделяют процессы воспитания, развития, формирования и развития. Попробуем разобраться в специфике этих понятий.

По мнению Н.Н. Никитиной эти процессы можно определить следующим образом:

«Формирование - 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств.

Обучение - это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» .

При этом учитель:

) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

) учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Преподавание - это деятельность учителя по:

организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

оценке учебных достижений учащихся.

«Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.

Воспитание - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе» .

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

) передает опыт, накопленный человечеством;

) вводит в мир культуры;

) стимулирует к самовоспитанию;

) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

) работает над собой;

) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Конкретизируя для себя эти определения можно понять следующее. Педагогический процесс как сложное системное явления включает в себя все многообразие факторов, окружающих процесс взаимодействия ученика и учителя. Так процесс воспитания связан с нравственными и ценностными установками, обучение - с категориями знаний, умений и навыков. Формирование и развитие же здесь есть два ключевых и базовых способа включения этих факторов в систему взаимодействия ученика и учителя. Таким образом, это взаимодействие «наполняется» содержанием и смыслом.

Цель всегда связана с результатами деятельности. Пока не останавливаясь на содержании этой деятельности, перенесемся к ожиданиям от реализации целей педагогического процесса. Каков образ результатов педагогического процесса? Исходя из формулировок целей, можно описать результаты словами «воспитанность», «обученность».

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

«добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

«истину» как руководство при оценке действий и поступков;

«красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Обучаемость - это «приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату)» .

Это отнюдь не единственные формулировки. Важно понимать не суть самих слов, а природу их возникновения. Результаты педагогического процесса связаны с целым спектром ожиданий эффективности этого самого процесса. От кого исходят эти ожидания? В общем виде можно говорить о культурных ожиданиях, связанных со сложившемся в культуре образом воспитанного, развитого и обученного человека. В более конкретном виде можно обсуждать общественные ожидания. Они не настолько общие как культурные ожидания и завязаны на конкретном понимании, заказе субъектов общественной жизни (гражданского общества, церкви, бизнеса и пр.). Эти понимания в настоящий момент формулируются в образе воспитанного, нравственного, эстетически выдержанного, физически развитого, здорового, профессионального и трудолюбивого человека.

Немаловажным в современном мире видятся ожидания, формулируемые государством. Они конкретизируются в виде образовательных стандартов: «Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала» .

Принято разделять федеральный, национально-региональный и школьный образовательные стандарты.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования.

Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.

Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования.

педагогический процесс воспитанник обучение

3. Методы, формы, средства педагогического процесса

Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].

Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.

Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .

Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .

При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.

К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.

К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.

Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.

Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.

Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.

Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .

Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.

Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.

Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.

Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.

Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .

Особенности школьного урока:

урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

определенное организационное начало и постановка задач урока;

актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

объяснение нового материала;

закрепление или повторение изученного на уроке;

контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

подведение итогов урока;

задание на дом;

каждый урок является звеном в системе уроков;

урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Выделяю следующие типы уроков:

урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

урок закрепления знаний;

уроки выработки и закрепления умений и навыков;

обобщающие уроки.

Структура урока состоит обычно из трех частей:

Организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Заключение

В данной работе удалось провести анализ основных научных педагогических исследований, в результате которого были выделены базовые характеристики педагогического процесса. В первую очередь это цели и задачи педагогического процесса, основные его компоненты, несомые им функции, значение для общества и культуры, его методы, формы и средства.

Анализ показал высокую значимость педагогического процесса в обществе и культуре в целом. В первую очередь это отражается в особом внимании со стороны общества и государства к образовательным стандартам, к требованиям к проектируемым педагогами идеальным образам человека.

Основные характеристики педагогического процесса - это целостность и системность. Они проявляются в понимании целей педагогического процесса, его содержания и функций. Так процессы воспитания, развития и обучения можно назвать единым свойством педагогического процесса, его составными компонентами, а базовыми функциями педагогического процесса - воспитывающую, обучающую и образовательную.

Список литературы

1. Бархаев Б.П. Педагогика. - М., 2001.

Бордовская Н.Н., Реан А.А. Педагогика. - М., 2000.

Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2008 - 224 с.

Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - 450 с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС" в других словарях:

    Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Выражение «педагогический процесс»… … Википедия

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на сознательное и прочное усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование способности применить их на практике.… … Профессиональное образование. Словарь

    педагогический процесс - pedagoginis procesas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Tikslingas žmogaus ugdymo vyksmas ugdymo veikėjams tiesiogiai ar netiesiogiai bendraujant su ugdytiniais, remiantis objektyviomis vertybėmis, ugdymo priemonėmis, būdais, metodais ir… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    педагогический процесс - pedagoginis vyksmas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tikslinga žmogaus ugdymo eiga ugdytojams tiesiogiai ar netiesiogiai bendraujant su ugdytiniais, veikiant juos įvairiomis ugdymo priemonėmis, būdais, metodais ir… … Sporto terminų žodynas

    Педагогический процесс - последовательная смена состояний педагогической системы. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 418) Ч312.1 … Педагогический терминологический словарь

    Педагогический процесс Словарь-справочник по педагогической психологии

    Педагогический процесс - это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Педагогический процесс - направленное и организованнное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы … Словарь по педагогической психологии

    Военно-педагогический процесс - категория военной педагогики, обозначающая совокупную, организованную и целенаправленную деятельность командиров и начальников по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке воинов, а также деятельность военнослужащих, воинских… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Педагогический диалог в ситуации опроса - учебно речевая ситуация с задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ситуация опроса, как и любая другая учебно речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов, которые, будучи взаимообусловленными, определяют… … Педагогическое речеведение

Книги

  • Педагогический процесс в высшей школе , В. Н. Зайченко. Учебное пособие разработано с учетом требований к подготовке специалистов высокой квалификации и призвано способствовать осмыслению ориентиров и главных направлений психолог-педагогической… Купить за 320 руб электронная книга
  • Русская литература и мировой литературный процесс , . Сборник "Русская литература и мировой литературный процесс" отражает одно из направлений научной работы преподавателей и аспирантов кафедры зарубежной литературы ЛГПИ им. А. И. Герцена.…