Международный бакалавриат. Как поступить на программу A-level, IB, High School

Для более точного понимания терминов и понятий используемых в этой статье,
рекомедум предварительно ознакомиться с материалами содержащимися в разделе:
"Образование в Англии"

Образовательная программа International Baccalaureate (Международный бакалавриат) была создана в Швейцарии в конце 60-х годов в качестве универсальной школьной программы с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному. По мере распространения программы IB Diploma (так называемый диплом IB, по сути - аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Бельгии, Франции, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с такими аттестатами принимают в университеты без вступительных экзаменов.

Однако обязательно оговариваются не только проходной балл, но и соответствие высоким требованиям к оценкам в аттестате по определенному набору предметов.

В других странах - например, в Испании - диплом International Baccalaureate признается наряду с национальным, однако не освобождает от сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, студент, обучающийся в российской школе Международного бакалавритата для поступления в университет мира должен достичь того же уровня, что и лучший студент, обучающийся по программе Международного бакалавриата в престижной английской школе, что зачастую не соответствует истинному положению дел и приводит к ложным ожиданиям, вводит многих родителей в заблуждение о перспективах своего ребёнка.

Программа Международного баклавриата (International Baccalaureate, IB) состоит из трех основных циклов рассчитанных для разных возрастных категорий:

Реализация программы основана на исследовательской деятельности и практико-ориентированном обучении детей. В англоязычных странах ученики, обучаясь на высоком уровне сложности, получают полноценное образование по программам европейского уровня, а также ведут научно-исследовательскую работу под руководством ведущих научных специалистов. И даже при этих условиях не всем удаётся получить конкурентно способный Сертификат Международного бакалавриата, а 30% учащихся вообще его не получают.

Аттестат (сертификат) школы о среднем образовании любой российской школы , в том числе школы работающей по программе IB, не дает права и не обеспечивает 100% гарантию поступления в престижные международные ВУЗы. Для того, чтобы документы были приняты в приемную комиссию к рассмотрению, потребуется предъявить сертификат о среднем образовании продвинутого уровня (General Certificate of Education - GCE A-levels ), подтверждающий наличие усиленной предуниверситетской подготовки исключительно по европейским программам на английском языке - средстве обучения и общения.

DIPLOMA PROGRAMME (DP) - является предуниверситетским курсом IB для старшеклассников в возрасте 16-19 лет, в России курс совпадает зачастую по времени с подготовкой к выпускным экзаменам по российской программе или проводится после получения аттестата о среднем образовании . Длится курс 2 года и только при условии успешной защиты и получении высоких баллов дает выпускникам возможность поступать во многие университеты в 50 странах мира (включая Оксфорд и Кембридж).

Но надо иметь в виду, что в школах Великобритании программа IB – одна из самых сложных образовательных программ. Полностью она реализуется только в школах, в которых основной язык преподавания – английский. Как и британская национальная программа A-level , IB целенаправленно готовит студентов к поступлению на определенную специальность и дает всестороннее образование. Студенты изучают не 3 – 4 дисциплины (как на программе A-level) обязательно требуемых для поступления в ВУЗ, а 6 предметов на английском языке. В конце курса все пишут дипломную работу по своему "главному" предмету.

В британской системе подготовки к университету 3 предмета: математика и два языка (родной и иностранный) – являются обязательными дисциплинами в школах IB. Остальные выбираются из групп: второй иностранный язык, естественные науки, гуманитарные и экономические науки, бизнес-дисциплины, искусства или компьютерные технологии. В зависимости от избранной специальности, 3 предмета изучаются более глубоко (higher level или уровень А), другие – менее глубоко (standard level или уровень В).

На втором году обучения студенты изучают курс теории знания. Кроме того, программой предусмотрена творческая работа студентов (в изостудиях, гончарных мастерских и т.п.), занятия спортом, участие в социальных программах.

Диплом IB получают только те, кто на экзаменах в сумме набрал не меньше 24 баллов (экзаменов 6, высшая оценка 7, низшая – единица). С этой задачей в школах Великобритании справляются далеко не все: по мировой статистике, каждый третий студент остаётся без диплома.

Здесь следует учесть, что известные (брендовые) международные школы Великобритании, работающие по высоким европейским стандартам и реализующие Программу международного бакалавриата совместно с лучшими профессорами известных университетов признают, что Программа международного бакалавриата настолько сложна, что лишь 70% их учеников удаётся получить сертификат и только единицам - сертификат с конкурентоспособным рейтингом .

Знания по нетребуемым для поступления в ВУЗ предметам, изучаемым по программе IB, свидетельствуют о широкой образованности поступающего и только при равном уровне знаний по основным (профильным) предметам по сравнению с результатами учащихся, сдавших экзамены по программе А-Level, дают преимущества обладателям дипломов IB.

Разумеется, чтобы добиться равных результатов по основным (профильным) предметам студентам, проходящим предуниверситетскую подготовку по программе IB , требуется гораздо больше усилий, чем их сверстникам, готовящимся по другим программам (6 предметов на английском языке при требовании 3 предмета с оценкой ААА программы A-level по профильным предметам + международный сертификат уровня C1 – C2 по английскому языку).

В российских школах , выдающих государственный аттестат о среднем образовании, обучение ведётся по российским программам. Если же российская школа ещё и работает по программе "Международный бакалавриат" (IB ), то, логично, что программа «Международного бакалавриата» является лишь дополнительной к основной российской школьной программе. Все ученики российских школ «Международного бакалавриата» обязаны сдавать ГИА и ЕГЭ, то есть подтверждать выполнение российской образовательной программы, демонстрировать свою обученность по предметам в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами России. В связи с этим, полноценное освоение предметов по программам IB (на английском языке) на высоком конкурентном уровне в российских школах до 11 класса просто невозможно. Программы, предлагаемые в российских школах, по сути, являются лишь инициированием вступления в систему IB . Как правило, это инициирование реализуется через проектную деятельность по некоторым дисциплинам (обычно от одной до трех) и системе занятий на английском языке по предметам в ущерб качеству и количеству занятий по подготовке к ЕГЭ.

Кроме того необходимо учитывать, что из-за серьёзной нагрузки требуемой для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ, все время у старшеклассников тщательно спланировано и распределено. Любое отвлечение для такого инициирования, может быть полезно только самым одаренным детям, которые в дальнейшем, после получения аттестата о среднем образовании , планируют продолжить свою предуниверситетскую подготовку по программе IB .

Опыт проектной исследовательской деятельности по программе IB, которую одарённые ученики ведут в российских средних школах в соответствии с требованиями Международного бакалавриата, могут быть учтены при поступлении в зарубежный ВУЗ, но никак не станут основным поводом для зачисления. Однако следует отметить, что для непосредственной деятельности в университете опыт самообучения, нарабатываемый в ходе пректной деятельности, а также опыт предметных занятий на английском языке вполне может пригодиться начинающему студенту, поскольку в британских ВУЗах студенты проводят больше времени в библиотеках, чем в аудиториях на лекциях и навыки самообучения облегчат адаптацию студента к новой системе образования.

Отдельно необходимо отметить, что, как и при поступлении во все учебные заведения, следует заранее выяснить рейтинг учебного заведения, выдающего диплом IB , котируемость этого учебного заведения в тех ВУЗах в которых обладатель диплома собирается продолжить обучение.

Что такое Дипломная программа Международного Бакалавриата?

Программа Международного Бакалавриата разработана как академически интересная и сбалансированная программа образования, которая готовит обучающихся в возрасте от 16 до 19 лет к успешному обучению в университете и дальнейшей жизни. Программа рассчитана на 2 года и является универсальной для всего мирового сообщества. По окончании обучения учащиеся сдают экзамены по всем предметам, и в случае благополучной их сдачи получают Диплом международного образца, который дает возможность без вступительных испытаний поступать в ведущие вузы как за рубежом, так и в Москве.

С 1960-х годов:

  1. В программе сбалансированы широта и глубина изучения всех предметов, а также учитывается природа знания в разных дисциплинах через уникальную теорию познания (Theory of Knowledge).
  2. Программа способствует международному пониманию, воспитывает уважение к другим языкам, культурам, вероисповедованиям, а также гордость за собственный язык и культуру.
  3. Программа развивает положительное отношение к получению знаний, что готовит абитуриента к последующему обучению в университете.
  4. Программа известна строгой системой внешнего оценивания, стандарты которого идентичны в любой стране мира.
  5. Программа способствует всестороннему развитию обучающихся: физическому, интеллектуальному, эмоциональному и этическому.

Десять неотъемлемых характеристик, которые присущи любому выпускнику Дипломной программы, прописаны в специальном документе «Learner Profile» (см. Приложение): обучающиеся по программе стремятся задавать вопросы, думать, общаться, рисковать, узнавать, придерживаться принципов, открыто мыслить, быть внимательными и заботливыми, быть гармоничными и размышлять.

Программа

Обучающиеся в Дипломной программе Международного Бакалавриата изучают 6 предметов на углубленном или стандартном уровне. Каждый должен выбрать один предмет из каждой группы с 1 по 5, что гарантирует полноценный охват знаний в различных областях: языках, гуманитарных дисциплинах, экспериментальных науках и математике.

Шестой предмет учащийся может выбрать из шестой группы (область «Искусство»), либо предпочесть еще один предмет из групп со 2 по 4.

На углубленном уровне изучаются в основном 3 предмета, хотя по желанию можно и 4 (обязательное количество часов - 240), остальные предметы (3 или 2 соответственно) изучаются на стандартном уровне (150 учебных часов). Обучающиеся могут изучать эти предметы и сдавать экзамены на английском, французском или испанском языках.

Оценивание

По окончании обучения по программе обучающиеся сдают письменные экзамены, которые оцениваются экзаменаторами IB. Помимо этого, в течение двух лет обучения ребята пишут и несколько внутришкольных работ, которые либо изначально оцениваются школьными учителями, а потом внешними экспертами, либо напрямую отправляются экзаменаторам IB.

Оценки за каждый предмет варьируются от 1 (самый низкий) до 7 (наивысший) баллов. Обучающиеся также могут получить дополнительные баллы (до 3) по результатам их эссе по теории познания и Курсовой работы (Extended Essay) по одному из профильных предметов. Диплом вручается обучающемуся, набравшему по крайней мере 24 балла, в случае если он представил CAS Journal (дневник, который каждый студент Дипломной программы ведет в течение двух лет по программе «Творчество. Действие. Служение»). Максимальный балл по сумме всех выполненных заданий составляет 45.

Оценивание производится, согласно критериям. Это означает, что работам присваиваются баллы в соответствии с предварительно расписанными дескрипторами, учитывающими цели и задачи каждого предмета в курсе, и они не сравниваются с результатами других обучающихся, сдающих аналогичные экзамены.

Группа 1: Родной язык и литература

Группа 2: Иностранные языки

Группа 3: Гуманитарные науки

Группа 4: Экспериментальные науки

Группа 5: Математика и компьютерные науки

Группа 6: Искусство

Курсовая работа (Extended Essay) требуется для того, чтобы обучающиеся могли провести независимое исследование через всесторонний анализ проблемного вопроса по одному из выбранных ими предметов.

Теория познания (Theory of Knowledge) - это курс, разработанный с целью стимулировать каждого ученика к анализу, критическому исследованию разных способов познания (восприятие, эмоции, язык и аргументы) и разных видов знаний (научные, художественные, математические и исторические).

Творчество, действие, служение (Creativity, Action, Service) - эта программа предполагает, что обучающиеся активно учатся «внутри» и вне школьных стен. Ребята могут сочетать все три компонента или выполнять действия, связанные с одним из компонентов по отдельности.

Гарантия качества и профессиональное развитие.

Любая школа, желающая работать по Дипломной программе IB и приобрести статус Международной, сначала должна пройти процесс авторизации. Требования для авторизации являются одинаковыми для всех школ, хотя ее проведение может слегка отличаться в зависимости от региона.

Это сложная и интересная программа, требующая как от мотивированных студентов, так и от учителей проявления их максимальных способностей. Учебные заведения должны мотивировать не только своих учеников, но и учителей. У школ есть доступ к расширенному пакету профессионального обучения по Дипломной программе IB для учителей и администрации, есть возможность постоянного профессионального развития. Школы обязаны участвовать в непрерывном процессе проверки и повышения квалификации преподавательского состава, используя стандарты и методы, применяемые во всех школах, работающих по программам Международного Бакалавриата.

Программа Международного Бакалавриата (IB) на получение Диплома (DP) - это образовательная программа, которая преподается на одном из трех языков (английском, французском или испанском). Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.

По программе IB работают 2718 международных школ мира в 125 странах. Большинство школ, ведущих преподавание по программе DP (получение диплома) - это школы с государственными дотациями. Официально основанная в 1968 году в Женеве при поддержке UNESCO, Организация Международного Бакалавриата (IBO) является некоммерческим фондом, который не принадлежит ни одной конкретной стране. Сейчас IBO предлагает три варианта образовательных академических программ.

IB программы

Международный бакалавриат - это признанный лидер международных образовательных программ. Он представлен тремя согласованными программами для студентов от 3 до 19 лет:

  • программа начальной школы (Primary Years Programme, PYP) для детей в возрасте от 5 до 11 лет;
  • программа основной школы (Middle Years Programme, MYP) для детей в возрасте от 11 до 16 лет;
  • программа старшей школы (Diploma Programme, IB) для учащихся в возрасте 16-19 лет.

Учебный план

Программа на получение Диплома включает:

  • шесть предметов для обязательного изучения;
  • развернутое эссе (научная дипломная работа) до 4000 слов;
  • обязательный для изучения предмет - Теория Познания (объединенный курс различных дисциплин и навыки практического применения теоретических знаний в жизни).

Каждому студенту, обучающемуся по программе на получение Диплома, рекомендовано потратить 150 часов на развитие творческих навыков, развития физической формы (спорт) и благотворительную деятельность (защита окружающей среды, благотворительная помощь).

Каждый предмет оценивается по семи балльной системе, где 7 является высшим баллом. Дополнительные три балла могут быть получены за отлично выполненную дипломную работу (эссе) и за проект по Теории Познания.

45 баллов - максимально возможный результат, который может получить студент, обучаясь по программе на получение Диплома.

Для получения Диплома Международного Бакалавриата студент обязан набрать минимум 24 балла.

Тем не менее, существуют некоторые моменты, из-за которых студенту могут отказать в получении Диплома, несмотря на заработанные им баллы. Это неучастие в программе творческого, спортивного и духовного развития (CAS), копирование чужих идей, невыполненная дипломная работа.

С другой стороны, есть определенные условия, которые позволяют студенту получить Диплом, несмотря на его возможные неудачи в каких-либо дисциплинах: успешная сдача экзаменов на знание родного и одного иностранного языка, а также выполнение остальных дополнительных требований программы дает право кандидату получить Диплом о двуязычном образовании.

Студент имеет право изучать не весь перечень требуемых предметов и может отказаться от участия в некоторых обязательных мероприятиях школы, не посещать курс Теории Познания или не писать дипломную работу. В этом случае студент не получит Диплом, но ему будет выдан сертификат с результатами его успехов по каждому из изученных предметов. Такой сертификат является не чем иным, как констатацией оплаты студентом экзаменов и выпиской оценок с результатами этих экзаменов. Такой сертификат выдается на руки всем студентам по окончании курса.

Subject areas

Каждый студент выбирает для изучения шесть предметов (по одному предмету из каждой нижеприведенной группы 1-5), а также дополнительно берет шестой предмет из групп 1, 2, 3, 4 или 6.

Он обязан изучать минимум три предмета по углубленной программе (HL), остальные три предмета будут изучаться им в рамках стандарта средней школы. Нельзя изучать более 5 предметов по углубленной программе без специального разрешения IB координатора школы.

Предметы для углубленного изучения требуют 240 часов занятий по каждому курсу. На предметы стандартного курса отводится по 150 часов уроков в течение программы.

Группа 1: Языки A1: Обычно родной язык студента (80 различных языков на выбор).

Группа 2: Второй язык: Иностранный язык в дополнение к первому изучаемому языку из группы A1 (углубленно или стандартно).

Изучение второго иностранного языка разделяется на три категории по уровню владения этим языком: A2, B и ab initio (из латинского «с начала»).

  • A2 - второй язык, которым студент владеет как родным;
  • B - второй язык, который студент изучал уже два года;
  • ab initio - студент никогда не изучал этот язык.

Варианты выбора изучения каждого из языков из Групп 1 и 2 определяются студентом.

Группа 3: Люди и общество: гуманитарные предметы, такие как: философия, экономика, бизнес и управление, психология, антропология, правоведение, мирное управление конфликтами, информационные технологии, география, история.

Группа 4: Экспериментальные науки: физика, химия, биология, экология, технологии по защите окружающей среды.

Группа 5: Математика: математика стандартная, математика среднего уровня сложности, математика повышенной сложности, высшая математика. Компьютерные технологии и программирование могут быть только дополнительным шестым предметом, но не частью курса математики.

Группа 6: Творчество и дополнительные курсы: живопись, графика, керамика, музыка, хореография, драма. Предлагаемые предметы этой группы могут быть заменены студентом на любой другой предмет из Групп 2,3,4 или на компьютерные технологии из Группы 5.

Дипломная работа

Студент должен написать дипломную работу, состоящую из 4000 слов (10-11 страниц текста А4) по любому изучаемому им предмету (необязательно экзаменационному). Каждый курс имеет специальные пояснения, следуя которым, студент сможет правильно организовать и оформить свою первую научную работу. Тема для работы может быть любой, но заставляющей студента исследовать и изучать предмет темы. Дипломная работа пишется под руководством преподавателя, который параллельно разрабатывает эту же тему, дает письменные советы студенту. Дипломная работа должна быть выполнена обязательно, если студент претендует на получение Диплома.

CAS

CAS - это аббревиатура английских слов: Творчество, Движение, Служение (Creativity, Action, Service).

Этот блок программы является дополнительным. Он приглашает студентов принимать участие в социально значимых мероприятиях, участвовать в спортивных соревнованиях, заниматься творчеством. Этот раздел программы направлен на мотивирование студентов выйти за рамки школьной академической программы, почувствовать свою значимость и важность в мире, делясь своими навыками с окружающими. Каждый студент, желающий получить Диплом, в течение курса должен потратить 150 часов на благотворительную, спортивную и творческую деятельность. Конечно, студент может отдавать спорту, творчеству или благотворительной деятельности гораздо больше времени, но для получения Диплома важно, чтобы он занимался творчеством, спортом и социальной работой по 50 часов на каждый вид деятельности минимум. Часы документируются в официальных школьных журналах, которые подаются ежегодно в январе в головной офис Организации Международного Бакалавриата. Диплом выдается, если требуемый курс выполнен полностью.

Теория Познания

Каждый студент должен успешно сдать курс Теория Познания. На этот предмет отводится минимум 100 учебных часов. Целью данного курса является развитие у студентов критического мышления, логики и умения самостоятельно учиться. Условием для успешной сдачи данного предмета является написание реферата объемом в 1200-1600 слов (4-5 страниц печатного текста А4) на одну из предлагаемых тем по выбору и презентация его.

Оценки за реферат и презентацию сравниваются с оценками за дипломную работу по специальной таблице (матрице), разработанной Организацией Международного Бакалавриата, в результате чего студенту может быть начислено до трех дополнительных баллов.

Оценка эффективности

Все знания по предметам оцениваются в баллах, выставленным самой школой и по оценкам, выставленным независимыми экспертами организации, а также по результатам экзаменов, которые проводятся в мае месяце. Каждый экзамен обычно состоит из двух или трех комплектов тестов. Все комплекты тестов сдаются в один день. Например, экзамен по химии может состоять из теста 1 с заданиями и вариантами ответов к ним. Тест 2 будет иметь задания, требующие письменного обоснованного ответа. Тест 3 может потребовать от студента углубленного ответа на один определенный вопрос.

Пересдача экзамена возможна только в следующем году. Кандидат имеет право трижды пересдавать экзамен.

Каждый вариант теста занимает от 45 минут до 3 часов, но обычно экзамен длится от одного до двух часов.

Так как обычно большое количество разных предметов тестируется во время экзаменационного месяца, то часто студентам приходится писать несколько разных тестов в один день. Результаты тестов подтверждаются независимым экспертом из Организации Международного Бакалавриата.

Формы внутренних тестирований и экзаменов, которые проводит сама школа (IA) разные: устные презентации, практические работы, письменные работы, домашние работы. От оценок школы зависит 20-50 % итогового балла, который получит студент по изучаемому предмету.

Оценки, выставленные школой и экспертами за экзаменационные работы, обрабатываются и анализируются. Общие показатели результатов школ всего мира определяют границы минимального проходного балла для получения студентом Диплома в каждый определенный год.

Условия получения диплома

Для получения IB Диплома должны быть выполнены следующие требования:

  • Минимум три предмета изучены углубленно и три по стандартной программе.
  • Четыре предмета изучены углубленно и два по стандартной программе.
  • Каждому из шести изучаемых предметов дан балл от 2 и выше: например, родной язык - 2 балла, значит второй язык - 3 балла и так далее. Минимально студент должен набрать 24 балла.
  • На творчество, спорт и социальную работу должно быть потрачено 150 часов в течение курса.
  • Нужно сдать дипломную работу.
  • Предоставить реферат и презентацию по курсу Теория Познания. Для получения Диплома, студент должен получить оценку не меньше D (тройки) за дипломную работу или за реферат по Теории Познания.

Сертификаты

Студент может отказаться от полного курса на получение Диплома, а заниматься по программе на получение сертификата по определенному предмету. Кандидаты, которые занимаются только по определенному предмету, могут пренебречь дополнительными требованиями для получения Диплома (не писать дипломную работу, не изучать курс Теории Познания и не участвовать в социальной работе, не заниматься творчеством и спортом). Тем не менее, если студент решил получить сертификат по предмету Мировая История, то он должен посещать и изучать курс Теории Познания.

Те студенты, которые, в дополнение к программе IB Диплома, успели еще изучить и успешно сдать экзамен на знание дополнительного предмета, также получают сертификат, удостоверяющий уровень их знаний по этому предмету.

Признание

В Канаде и США некоторые программы IB Diploma признаются как уровень первого курса университета или колледжа. Университеты и колледжи могут разрешить студенту поступить на второй курс, в зависимости от итоговых оценок в его IB Дипломе. Таким образом, IB Диплом является эквивалентом Углубленной профильной программы.

В Англии большинство университетов, включая Oxford и Cambridge, принимают IB Диплом как альтернативу английскому сертификату A-levels или Шотландскому сертификату старшей школы. Организация UCAS в 2008 году создала таблицу для баллов IB Дипломов, где указаны минимальные баллы для поступления в каждый университет страны.

В некоторых странах, таких как Турция или Перу IB Диплом не считается эквивалентом национальному сертификату об окончании средней школы. Обычно такая позиция объясняется тем, что программа для IB Диплома не настолько специализирована, как в конкретной стране, либо программа для получения IB Диплома не предлагает к изучению определенные предметы. Тем не менее, в Перу некоторые университеты принимают студентов с IB Дипломом.

Другие страны, как, например, Германия установила определенные требования для абитуриентов с IB Дипломом:

Абитуриент должен пересдать в Германии следующие дисциплины:

  • иностранный язык по программе A2 (язык уже изучался студентом два года до начала курса IB) на стандартном уровне;
  • математику на стандартном уровне;
  • один из предметов экспериментального курса или математику по углубленной программе.

Некоторые университеты, несмотря на это, предпочитают принимать студентов с IB Дипломами, полученными ими в стране их обучения. Список университетов Германии, принимающих абитуриентов с IB Дипломами без пересдачи экзаменов всегда обновляется на официальном сайте IBO.

В Австралии все университеты принимают IB Диплом. Студенты с высокими баллами по предметам углубленной программы, могут попросить заочное начисление им кредитов на первом курсе учебы в университете.

Россия принимает IB Диплом в большинстве университетов, включая МГУ, МГИМО, РЭА им. Плеханова, но данные университеты требуют очень высокие итоговые баллы в Дипломе. Например, для поступления на факультет экономики в МГУ, абитуриент должен иметь 36 баллов в IB Дипломе, включая экзаменационную оценку не менее 6 по каждому предмету, изучаемому углубленно.

Во Франции IB Диплом является альтернативным дипломом для абитуриента, поступающего в любой вуз страны.

В Гонконге абитуриенты с IB Дипломом могут поступать в вузы страны, как иностранные студенты.

Государственный университет Сингапура признает IB Диплом как достойный сертификат для подачи заявления на первый курс университета.

Узнать информацию о признании IB Диплома университетами в интересующей Вас стране, можно на официальном сайте IBO: http://www.ibo.org/country .

Вместе с «Глобал Диалог» Вы можете поступить на программу IB в следующих школах:

  • St Clares (Оксфорд, Великобритания);
  • King’s-Edgehill School (Канада);
  • College du Léman (Швейцария).

Образовательная программа Международного бакалавриата (International Baccalaureate) была разработана в Швейцарии в конце 60-х годов. Целью IB было создание единого критерия оценки знаний школьного образования студентов из разных стран, что, в конечном итоге, должно было способствовать поступлению студентов из разных стран в вузы разных стран. Программа стала пользоваться большим успехом и постепенно ее начали преподавать государственные и частные учебные заведения во многих странах мира. Результаты программы стали признаваться ведущими университетами. На сегодняшний день абитуриентов с дипломом IB принимают вузы США, Канады, Ирландии, Великобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Швеции и ряда других стран. Во многих странах диплом IB признается наряду с национальным документом об окончании школы, но не везде он освобождает от сдачи обязательных вступительных экзаменов. В России диплом IB официально признается документом, приравненным по значению к национальному аттестату. Существует несколько разновидностей программ IB. Наиболее распространенная среди них – дипломная программа (Diploma Program), рассчитанная на школьников, готовящихся к поступлению в вуз. Продолжительность дипломной программы составляет два года. Обучение проводится на одном из трех языков: английском, французском или испанском за исключением предмета «Родной язык и литература», который преподается на родном языке. В рамках программы IB учащиеся изучаются шесть предметов по выбору, три из которых углубленно, на высоком уровне (Higher level) и три – менее углубленно, на среднем уровне (Subsidiary Level). На изучение предмета на высоком уровне отводится 240 учебных часов, на среднем уровне – 150. Все предметы программы IB (а их может быть около 60) поделены на шесть групп: родной язык и мировая литература, иностранные языки и иностранная литература, человек и общество, естественные науки, математические дисциплины и группа факультативных дисциплин. К факультативным дисциплинам относят дизайн, музыку, искусства, программирование, дополнительные иностранные языки и др. Ученик выбирает для изучения по одному предмету из каждой группы. Отличительной чертой программы IB являются обязательное изучение предмета «Теория знания» (Theory of Knowledge), который представляет собой курс, направленный на формирование у учащихся навыков самообучения. В рамках курса студентов учат самостоятельно формулировать свои собственные суждения, дискутировать и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, для каждого студента, обучающегося по программе IB, существует обязательная программа «Творчество, действие, служение» (Creativity, Action, Service). Студент обязан выполнять определенную работу по каждому из трех направлений проекта. К творчеству может относиться какое-то участие в жизни коллектива, такое как подготовка праздника или выпуск школьной газеты. К действию относится участие, например, в спортивных мероприятиях, занятия танцами или в театральной студии. Под служением обществу понимается благотворительная деятельность, например, помощь инвалидам и обездоленным, работа в общественных организациях или защита окружающей среды. IB является одной из наиболее гибких образовательных программ. Каждые три года в нее вносятся изменения с учетом замечаний и предложений педагогов, экспертов и студентов. За развитие программы, аккредитацию школ и подготовку учителей отвечает международная организация International Baccalaureate Organisation (IBO), действующая с 1967 года. Центральный офис организации находится в Женеве. Экзаменационный центр IB, где проходят проверку работы студентов из всех стран мира, расположен в Уэльсе, в городе Кардиффе. Экзамен по программе IB сдается по всем шести предметам в конце второго года обучения. Ежегодно во всем мире экзамен IB сдают около 36 000 человек. Только 80% из них получают дипломы. Выпускник программы получает две оценки по семибалльной шкале: внутреннюю – ее выставляет учитель школы, и внешнюю – ее определяют зарубежные экзаменаторы. В проверке работ IB задействовано в общей сложности более 3500 экзаменаторов. Внутренняя и внешняя оценки складываются в определенную сумму баллов по каждому предмету – от 1 до 7. В экзаменационные испытания также входят две письменных работы: работа по «теории знания» и дипломная работа по любому из выбранных предметов. За письменные работы могут присваиваться дополнительные баллы. Диплом выдают в том случае, если выполнены все требования программы и общая сумма баллов по всем предметам составляет не менее 24. Сегодня по программе IB проводят обучение более 1000 школ в 100 странах мира. Наибольшее распространение программа получила в Великобритании и США. В России действует около 10 школ IB, большинство из которых находятся в Москве.

Традиционно курс A-level включает в себя до 45 различных дисциплин, из которых студенты выбирают 3-6 в зависимости от своих целей и способности к обучению. Выбор изучаемых дисциплин является важным шагов в получении образования, он должен соответствовать будущей специальности. Обычно в список предлагаемых для изучения дисциплин входят следующие предметы:

  • Математика
  • Физика
  • Химия
  • Биология
  • Бухгалтерский учет
  • Высшая математика
  • Английская литература
  • Политика
  • Искусство и дизайн
  • Экономика
  • Экологический менеджмент
  • Психология и другие.

А-level обычно имеет два уровня, на освоение каждого из которых отводится учебный год – AS-level и A-level. Студенты имеют право сами определять количество изучаемых предметов, но чаще всего это 4 академических дисциплины на первом году подготовки и 3 на втором. Для иностранных студентов дополнительным предметом изучения становится английский язык.

Учебный год состоит из трех триместров: осенний, весенний и летний. В конце каждого учебного триместра учащиеся сдают экзамены. После завершения обучения и получения сертификата об образовании студенты могут подать документы в институты. Чем выше оценки за A-level, тем больше шансов поступить в престижный ВУЗ.

Требования, предъявляемые к иностранным абитуриентам, могут отличаться в зависимости от школы:

  • Результаты не ниже 5.0 – 5.5 (может отличаться в разных учебных заведениях), 500

Особенностью данной программы является возможность прохождения ее в некоторых школах в ускоренном темпе за год или полтора. Многие учебные заведения Великобритании также предлагают курсы подготовки к A-level, призванные облегчить подростку адаптацию к жизни в другой стране, повысить его знания английского языка (расширить словарный запас, изучение специализированный лексики) и академических предметов, развитие учебных навыков.

Для поступления на британский A-level стоит заранее познакомится со списком необходимых документов в выбранное учебное заведение и правилами их подачи.

IB Diploma

Образовательная программа International Baccalaureate (Международный бакалавриат) – это программа, направленная на получение полного среднего образования за рубежом. Данный курс преподается на одном из трех языков – английском, испанском или французском. Образование по программе IB Diploma можно пройти более чем в 120 странах мира. Курс обучения IB Diploma приобретает всю большую популярность, ведь сертификат о его завершении дает возможность поступления в различные известные университеты в , Великобритании, Ирландии, Бельгии, Франции, Швеции, Норвегии и некоторых других странах.

Образовательные учреждения, предлагающее обучение по программе IB Diploma, обычно входят в число лучших, что отражает уровень освоения дисциплин. International Baccalaureate известен своей объективностью за счет прохождения студентом единого экзамена.

Программа IB Diploma была разработана в 1968 году в . IB направлен на развитие личностного потенциала учащегося, прививание стремления к академическим успехам, освоение умения критически мыслить и навыков самостоятельной работы. Особенностью программы стало использования различных методов анализа, написание огромного количества исследовательских работ, акцент на экспериментальной деятельности.

В настоящее время продолжительность программы составляет 2 года. За это время студенты обязаны освоить 6 обязательных дисциплин, написать эссе (научную работу). Изучение основных предметов ведется на двух уровнях:

  • Higher level (продвинутый уровень) предполагает 240 часов занятий. Как правило, на нем изучаются 3-4 дисциплины, которые необходимы для поступления в институт
  • Standard level (стандартный уровень) – 150 учебных часов.

Предметы IB Diplom обычно объединены в 6 групп. Студент обязан выбрать один предмет для изучения в каждом классе:

  • Первый язык, выборочное изучение произведений мировой литературы
  • Иностранные языки и литература на них
  • Человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и др.)
  • Естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и др.)
  • Математика
  • Дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).

Обязательной частью образования по программе IB является прохождения курса Theory of Knowledge (теория знаний) и Creativity, Action and Service (творчество, спорт и общественная работа):

  • Теория знаний – это общий курс, включающий в себя ряд дисциплин и направленный на практическое применение полученных теоретических знаний.

Продолжительность курса – минимум 100 учебных часов. Он помогает развить у учащихся критическое мышление, логику, стремление к самообразованию. По завершению курса учащиеся пишут реферат, объем которого составляет 4-5 страниц печатного текста. При успешной презентации проекта студенту может быть начислено до 3 дополнительных баллов.

  • CAS (Creativity, Action and Service) – дополнительный блок образования. Целью курса является мотивация учащихся на занятие спортом, творчеством, участие в социально значимых проектах. Это позволяет выйти за рамки школьной программы, научиться взаимодействию с другими людьми.

Продолжительность курса – минимум 150 учебных часов (50 часов – на творчество, 50 – на спорт, 50 – на общественную работу). При прохождении CAS студент получает диплом о завершении курса.

Требования к поступающим (могут варьироваться в зависимости от образовательного учреждения и внутренней учебной программы):

  • Возраст - от 16-17 лет (законченный 10 или 11 класс российского образования)
  • Табель с оценками за последние 2-3 года (для успешного поступления оценки по основным дисциплинам должны быть не ниже 4)
  • Уровень английского - IELTS 5.5 /TOEFL 194 CBT / 71 IBT / SLEP 57
  • Высокий уровень успеваемости или сертификат о сдаче 5 экзаменов GCSE (включая математику) с баллом не ниже С или эквивалент.

После завершения программы и сдачи экзаменов студент получает сертификат об окончании. Оценки выставляются в баллах, где 7 является высшим. Максимально возможный результат, который может получить студент - 45 баллов. Для получения диплома учащийся должен набрать минимум 24 балла.

Сравнение программ A-level и IB Diploma

Основным отличием в программах A-level и IB Diploma является их разная направленность.

  • A-level позволяет ученику сосредоточиться на нескольких основных предметах, необходимых ему для поступления в университет. Прекрасно подходит для учащихся, определившихся с выбором специальности.
  • IB Diploma (международный бакалавриат) обеспечивает более широкий кругозор и дает возможность определиться с необходимыми предметами и будущей профессией чуть позже.

High School

– это программа обучения, которая позволяет ребенку провести учебный год или семестр в другой стране. Этот курс получил наибольшее распространение в США. Он позволяет подростку погрузиться в культуру другой страны, существенно повысить знания английского языка, пройти академическую программу, адаптироваться к проживанию за рубежом и завести друзей.

Основной целью обучения становится знакомство подростка с системой образования, ее ценностями, культурными особенностями и основными идеалами страны. High School может быть, как самостоятельной программой, направленной на развитие языковых навыков ребенка, так и прекрасной подготовкой к поступлению на программы A-level или IB Diploma.

Учебная программа курса направлена на адаптацию иностранных школьников к философии и правилам международного образования, где основной ценностью является критическое мышление, самостоятельность и раскрытие личного потенциала. За время учебы школьники совершенствуют свой английский язык, расширяют словарный запас, улучшают навыки устной речи. Также школьники учатся составлению грамотных презентаций, написанию интересных сочинений, анализу учебных текстов и построению независимых суждений.

Различные школы предлагают разные варианты длительности программы – от 3 месяцев до года. Наибольшей популярностью пользуются курсы длительностью 6 месяцев или год.

Основные требования к участнику High School:

  • Возраст - 15-18 лет (учащиеся, закончившие 8,9 или 10 класс)
  • Английский язык:
  • Для курса 9-12 месяцев: минимум IELTS 4.0/TOEFEL 60 CBT/19 IBT/SLEP 40 или эквивалентный балл по бесплатному тесту EF Academy
  • Для курса 6 месяцев: минимум IELTS 4.5/TOEFEL 103 CBT/34 IBT/SLEP 43
  • Табель с оценками за последние 2-3 года (для успешного поступления оценки по основным дисциплинам должны быть не ниже 4).

К необходимым личным качествам традиционно относят самостоятельность, вежливость, ответственность, коммуникабельность и другие.

Успешное окончание курса High School, программ A-Level или IB Diploma открывает двери в лучшие университеты мира. High School прекрасно подходит учащимся, чей уровень английского ниже необходимого для зачисления на программы A-level или IB Diploma, тем, кто младше вступительного возраста или имеет недостаточную академическую подготовку.

Как мы видим, каждая из программ имеет свои особенности, плюсы и минусы. Именно поэтому выбор курса обучения должен строиться в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. Еще одним фактором при выборе программы обучения может стать его основная цель - поступление в престижный ВУЗ, получение прекрасного образования или раскрытие личностного потенциала подростка.

Однозначного ответа на вопросы «что лучше - поступить на программу или дать год подготовки» или «на какую программу поступить» нет. Год подготовки – это прекрасная возможность для подростка привыкнуть к новой обстановке, повысить свои языковые навыки и завести друзей. Также он идеально подходит для того, чтобы догнать академическую программу по выбранному направлению.