Сколько нужно человек чтобы закрыли на карантин. Карантин в образовательной организации. А это вообще эффективно

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Карантин - период времени, на который решают закрыть определённый класс, несколько классов, параллель, всю школу или вообще все учебные заведения по городу из-за высокой заболеваемости простудными заболеваниями. Может длиться от одного дня до нескольких недель (в зависимости от обращений к врачу).

Для детей это очень радостное время, когда не надо ходить в школу, пусть ты и заболел. Для учителей - передышка в плотном графике работы.

Когда закрывают на карантин?

Если в классе заболело 30% от всех учащихся , то классный руководитель должен обзвонить родителей заболевших. Он выясняет, есть (будут) ли справки от врача (уважительная причина отсутствия ребёнка в школе). Если все болеют по справке (30% и более детей в классе), то решается вопрос о закрытии класса на карантин.
Например, если в классе 29 человек, 7 из них болеют по справке - принимается решение закрыть класс на карантин. На сколько дней - решает администрация (как правило, на три дня или до конца недели).

Если ваш ребенок заболел до карантина, то позаботьтесь о наличии у него справки от врача.

Почему из-за карантина требуют справки?

Справки требуют, чтобы было доказательство, что класс не прогуливал занятия. Следует помнить, что занятия, отменённые из-за карантина не восстанавливают ся (их не имеют права проводить за счёт весенних каникул). В журнале пропущенные дни не отмечают, поэтому программа по предметам отстаёт, а выполнить её должны в любом случае, «кровь из носу». Если вдруг окажется, что на карантин вышли незаконно (не было справок у необходимого количества человек), то будут проблемы у школы.

Как узнать, что класс/школу закрыли на карантин?

Обычно такие вещи разносятся со скоростью света по сарафанному радио. Если же у вас такого нет, то вы можете:
- позвонить или отослать смс классному руководителю ;
- заглянуть на сайт школы, группу класса в соцсетях;
Если карантин объявлен во всем населённом пункте, то вы можете узнать об этом
- из выпуска местных новостей;
- на сайте управления образованием вашего региона.

Но самый проверенный способ - узнать у классного руководителя. Даже если он не знает про карантин в тот момент, когда вы ему позвоните, он даст вам информацию позже. В любом случае, решение о закрытии всех школ города/посёлка должно быть принято в районе 18:00. А про закрытие отдельного класса обычно узнают сами дети в школе.

Что делать во время карантина?

Болеющим деткам следует выздоравливать, принимать витамины и т.д. Кому повезло не заболеть на «внештатных» каникулах, следует для начала выполнить все домашние задания (а их дадут учителя в немаленьких объёмах). Уважаемые родители, во время карантина позаботьтесь о здоровье ваших детей и делайте профилактику авитаминоза. В школе и так все темы будут проходить «галопом по европам», а если ваш ребёнок решит заболеть после карантина… Сами понимаете, что из этого следует.

После карантина

После выхода с карантина с класса начнут трясти справки, чтобы отчитаться перед проверяющими органами. Отнеситесь к этому с пониманием.

Если с вас требуют справки после выхода класса на карантин, то предоставить их должны только те, которые заболели до закрытия.

Классный руководитель должен был опросить, кто болеет по справке и по результатам такого опроса и решалось, закрывать или не закрывать класс (должно было быть болеющими около 30% класса, в некоторых случаях 20%).

Если в классе было меньше 20-30% болеющих или вообще никто не болел, а школу или все школы города закрыли на карантин, то никаких справок с вас требовать не должны, так как класс не подавал заявку на карантин.

Карантин в школе - это комплекс особых мер, направленных на остановку и предупреждение массовых заболеваний, сигнал о том, что с инфекцией начинают бороться «всем миром». При каких условиях объявляют карантин в школе? Как в этом случае необходимо действовать всем участникам образовательного процесса?

Что такое карантин и откуда он взялся?

Слово «карантин» переводится как «время, из сорока дней состоящее». Появилось оно в Венеции, жители которой страдали из-за массовых эпидемий чумы. Стоило «черной смерти» в очередной раз появиться в республике, как итальянские правители издавали приказ, согласно которому прибывшим кораблям было велено не разгружаться, а стоять на якоре недалеко от берега в течение 40 дней. На Руси заграничным опытом изоляции стали пользоваться в XVI веке, когда при получении известий о вспышке болезней губернаторы стали закрывать заставы.

Сегодня, спустя столетия, историческая практика борьбы с инфекций по-прежнему актуальна. В образовательных учреждениях в том числе.

Правовые моменты

На территории России карантин вводится по ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При этом порядок принятых мер определяется санитарными правилами и правовыми актами Российской Федерации. За их нарушение предусматривается административная и правовая ответственность.

В каких случаях школу закрывают на карантин?

Кто объявляет карантин:

  • когда школу закрывают на карантин (2019 год исключением не является), Роспотребнадзор присылает в школу предписание о прекращении занятий. В случае получения уведомления администрация школы в обязательном порядке издает приказ, в котором прописывает план мероприятий, сроки его реализации и фамилии ответственных лиц;
  • с 2015 года карантин имеют право объявлять директора образовательных учреждений.

Когда объявляется карантин в школе:

  • класс закрывают на карантин, если в нем болеют более 20 процентов учеников, что подтверждено ;
  • школу закрывают на карантин, если общее количество заболевших превышает 30 процентов.

При каких условиях школу закрывают на карантин, помимо вспышек эпидемий? Возможны особые случаи, например при обнаружении серьезной кожной инфекции хотя бы у одного участника образовательного процесса. Этого основания достаточно для объявления карантина.

Ограничительные меры при карантине

При карантине нужно придерживаться следующих мер предосторожности:

  • закрывают классы и школы;
  • не допускают в школу детей, не привитых от инфекции, вызвавшей массовые заболевания;
  • отменяют кабинетную систему обучения, занятия проводятся в одном классе;
  • контролируют передвижения учащихся по территории школы;
  • проводят постоянные медицинские осмотры школьников;
  • проводят комплексную дезинфекцию с соблюдением усиленного графика проветриваний и влажной уборки помещений;
  • вводится запрет на массовые мероприятия и спаренные уроки;
  • вводится запрет на прием в школу новых детей в течение 14 дней с момента объявления ограничительных мер.

Карантин - не каникулы

Что такое карантин в школе, понимают не все ученики. Многим кажется, что переход на особый режим - дополнительный повод для отдыха, нежданно наступившие каникулы. Это неверно.

Карантин в школе когда вводят, ученики должны продолжить учиться дистанционно, в обычном режиме выполнять домашние задания, размещенные педагогами в электронных дневниках. При этом важно укреплять и знания, и здоровье, понимая, что после вынужденного простоя надо быть в форме и наверстывать программу. К радости школьников и их родителей, пропущенные из-за карантина уроки не отрабатываются во время каникул, право на которые закреплено в ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».

Важно знать:

  • карантин объявляют как в отдельном классе, так и полностью в школе;
  • фамилии заболевших учеников не разглашаются;
  • по санитарным правилам и нормам, начало и окончание карантина проводится в приказном порядке;
  • продолжительность карантинных мер зависит от характера инфекции и ее инкубационного периода;
  • по , педагоги, которые из-за карантина получили временную передышку, получают зарплату не менее 2/3 тарифной ставки оклада;
  • когда вводится карантин в школе, отменить его вправе только санитарный врач города;
  • заболевшие до карантина ученики, вернувшись в школу, должны предъявить справку от врача.

А это вообще эффективно?

Историческая практика изоляции, пришедшая из глубины веков, и сегодня эффективно работает в образовательных учреждениях. Статистика показывает: когда объявляется карантин в школе, в контактном учебном заведении ощутимо уменьшается количество заболевших и распространение инфекции резко идет на спад.

Карантина боятся все – и мамы с папами, чьи дети ходят в детский садик, и сами его сотрудники. Этой темы старательно избегают как рядовые сотрудники ДОУ, так и его руководство. Поэтому большинство родителей весьма туманно представляют, какие права есть у них, и что должны делать работники садика, если группу закрывают на карантин. Поэтому я предлагаю подробно разобрать этот вопрос, чтобы каждый родитель был информационно подкован по этой теме.

Количество заболевших детей для закрытия группы на карантин

Тут все зависит от самой болезни, которая появилась в группе.
Если это сезонное заболевание (ОРВИ, ОРЗ и т.д.), то карантин объявляют при 20% заболевших из группы.
А если это инфекционное заболевание, которое передается при любом контакте от заболевшего ребенка к здоровому – то карантин объявляют после выявления всего одного больного малыша.

Длительность карантина

Она напрямую связана с конкретным заболеванием. У каждой болезни есть инкубационный период – период от дня заражения (или дня контактирования с уже болеющим) до проявления видимых признаков этой болезни. Продолжительность этого периода и будет являться длительностью карантина.
При ОРВИ, скарлатине, вирусном менингите, кишечных инфекциях устанавливается карантин длительностью в неделю, при менингококковых инфекциях- 10 дней, при ветрянке, свинке, краснухе - 3 недели.

Ответственные лица за объявление карантина и за его соблюдение в ДОУ

Руководство садика в день официального выявления опасной инфекции у ребенка, посещающего подведомственное им ДОУ, разрабатывает внутренний приказ, где указывает необходимость установления карантина в группе. Далее заведующая садом вместе с медицинским сотрудником должны поставить в известность всех родителей, чьи дети посещают ДОУ. Информация о карантине обязательно должна содержать ссылку на приказ.

Посещение садика и общественных мест с детьми во время карантина

Администрация ДОУ вправе запретить посещение вашим ребенком садика в том случае, если в день установления заболевания он группу не посещал. А так же, если от выявленного заболевания делалась вакцинация, а у ребенка этой прививки нет.
В остальных случаях все будет зависеть от решения родителей – водить ли ребенка в группу, где он может заразиться этим заболеванием, или же перестраховаться и подержать ребенка дома.
Что касается общественных мест, например, магазинов, парков, кинотеатров и т.д. - прямого запрета на их посещения здоровым ребенком, в группе которого объявили карантин – нет. Но нужно помнить, что симптомы заболевания появляются не сразу и во время инкубационного периода ваш ребенок может заразить окружающих.

Объединение групп по время карантина – правомерно ли?

Даже если из-за болезни группу посещает мало детей, то объединять с другими группами их не могут. По одной простой причине – если посещаемость снизилось на 20% и более – это должно повлечь за собой официальное установление карантина. Карантин и подразумевает, что во время него дети не должны пересекаться друг с другом, чтобы не распространять заболевание по всему садику.

Правила во время карантина в садике

Если в группе объявляется карантин, то на нее накладываются некоторые ограничения. Все они направлены на то, чтобы не допустить распространение болезни.

Во время карантина группе запрещено:

  • на прогулке гулять вместе с другими группами или на их территории;
  • принимать участие в общесадовских мероприятиях, где подразумевается участие всех групп;
  • проводить вакцинации;

Соблюдение санитарного режима в группах в то же самое время усиливается:

  • уборка с мытьем пола производится за день 2 раза;
  • все помещения группы проветриваются как можно чаще, и кварцуются;
  • игрушки и посуда при мытье обрабатываются дезсредствами.

Выдача больничного листа на все время карантина

Если ваш ребенок не пересекался с носителем заболевания, то вы вправе потребовать перевести его в другую группу на время карантина. Либо взять в поликлинике по месту наблюдения и прописки ребенка больничный лист. И оставаться с ним дома, пережидая опасный момент.

По закону (ФЗ №255 от 29 декабря 2006 года) одному из родителей по его просьбе на время карантина в группе участковый педиатр обязан выдать больничный лист.

Фото из свободных источников

Вам понравилась публикация?

28. Карантин. Условия введения и снятия

Карантин - это система временных мероприятий, состоящих в строгой изоляции эпизоотического очага и неблагополучного пункта. Цель карантина - предупредить распространение инфекционной болезни за пределы первичного очага.

В хозяйствах, где введен карантин, запрещено перегруппировывать животных без согласования с ветеринарными специалистами; ввозить и вывозить животных, восприимчивых к данной болезни; заготовлять и вывозить продукты и сырье животного происхождения, концентрированные и грубые корма; проезжать через эпизоотический очаг (неблагополучный пункт), устраивать ярмарки, базары.

При установлении карантина проводятся следующие мероприятия:

Воспрещается вывоз животных с карантинируемой территории и ввоз на эту территорию восприимчивых, а в необходимых случаях и невосприимчивых к данной болезни животных;

Воспрещается заготовка на карантинируемой территории и вывоз с нее продуктов животного происхождения, сена, соломы, других кормов;

В пределах карантинируемой территории закрываются рынки и запрещается проведение ярмарок, базаров, выставок, соревнований и цирковых представлений с участием животных и птиц;

Запрещается совместная пастьба, водопой и иной контакт больных животных со здоровыми животными;

Запрещается перегруппировка животных внутри хозяйства без разрешения ветеринарных специалистов;

Трупы животных, павших от заразных болезней, в зависимости от характера заболевания немедленно уничтожаются или утилизируются;

Навоз, подстилка и остатки корма от животных, больных или подозреваемых в заболевании заразной болезнью, уничтожаются или обезвреживаются.

Запрещаются доступ людей и заезд транспорта, не связанных с обслуживанием животных, на территорию ферм, комплексов, в помещения для животных, стада, отары и т.п.

Карантин устанавливается при следующих инфекционных болезнях: сибирской язве, ящуре, туберкулезе, бруцеллезе и болезни Ауески животных; лихорадке долины Рифт, спонгиоформной энцефалопатии, чуме, эмфизематозном карбункуле, контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота; африканской чуме, гриппе, сапе, инфекционном энцефаломиелите, эпизоотическом лимфангите лошадей; африканской и классической чуме, везикулярной болезни, энзоотическом энцефаломиелите свиней; лихорадке долины Рифт, оспе и чуме овец и коз; инфекционной плевропневмонии коз; вирусном энтерите и псевдомонозе норок; миксоматозе и вирусной гемморагической болезни кроликов; болезни Ньюкасла, оспе-дифтерите, респираторном микоплазмозе, болезни Гамборо и высококонтагиозном гриппе птиц; вирусном гепатите утят; аэромонозе, бронхиомикозе, весенней веремии, воспалении плавательного пузыря и краснухе карпов; инфекционной анемии и фурункулезе форелей.

Чтобы установить границы карантинной территории , учитывают характер возбудителя, способы его выделения из организма и механизмы передачи, восприимчивость животных, природные условия. В первую очередь необходимо правильно определить границы эпизоотического очага. Чем больше территория очага, численность сконцентрированных на ней животных и других объектов, тем сложнее выполнить весь комплекс необходимых мероприятий. Определяя границы карантинной территории, следует стремиться к их сужению. Однако если в границы эпизоотического очага не будут включены объекты, где находится источник возбудителя инфекции и действуют механизмы его передачи, то сохранится угроза дальнейшего развития эпизоотии и ветеринарно-санитарные мероприятия окажутся неэффективными.

Глава администрации района по представлению соответствующих документов главным ветеринарным врачом района принимает решение об установлении и снятии карантина специальным постановлением (с последующим уведомлением вышестоящих ветеринарных органов) (формы 5, 6).

Ответственность за соблюдение карантинных правил несут руководители хозяйств и органы местной власти, ответственность за своевременное выполнение специальных мероприятий - ветеринарные специалисты, обслуживающие хозяйства, и главные ветеринарные врачи районов.

Карантин снимают после полной ликвидации инфекционной болезни с учетом длительности инкубационного периода заболевания, после заключительных ветеринарно-санитарных мероприятий.

Чтобы установить характер течения болезни , предупредить ее дальнейшее развитие и выявить скрыто больных животных, в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте прибегают к тщательному клиническому обследованию всех животных, восприимчивых к данной болезни. Одновременно при необходимости определенное число животных исследуют и другими методами (например, серологическим). По результатам исследований животных разделяют на три группы:

Явно больные;

Подозрительные по заболеванию с неясными симптомами болезни или повышенной температурой тела;

Подозреваемые в заражении, клинически здоровые, но восприимчивые к данной инфекции и содержавшиеся вместе с больными животными.

Группу явно больных животных немедленно изолируют от общего стада, лечат или отправляют на вынужденный убой (уничтожают).

Животных, подозрительных по заболеванию, так же как и явно больных, немедленно изолируют, ежедневно исследуют клинически, уточняют диагноз и лечат, если лечение эффективно или не запрещено.

Чтобы предупредить распространение болезни , животных, подозреваемых в заражении инфекцией, против которой разработана специфическая профилактика, иммунизируют вначале пассивно, а впоследствии активно. В случае заболеваний, против которых средства иммунизации не разработаны, за животными устанавливают постоянное ветеринарное наблюдение с диагностическими исследованиями.

Образовательная деятельность современной школы неизменно связана с высоким риском стихийного распространения заболеваний инфекционного, бактериального, грибкового генеза, особенно в осенне-зимний период, когда защитные силы детского организма снижаются под воздействием низких температур, сезонного авитаминоза. В случае возникновения подозрения на превышение эпидемиологического порога заболеваемости целесообразно введение карантина в школе - комплекса ограничительных мер, предусматривающего особый режим ведения учебно-воспитательной, организационной и хозяйственной деятельности.

Порядок исполнения карантинного режима регламентирован рядом законодательных актов, к числу которых следует отнести:

  • ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999;
  • санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4.2318-08;
  • СП 3.1.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Чем ограничительные мероприятия отличаются от карантина?

В случае выявления у участников образовательного процесса тревожных симптомов, позволяющих судить о высокой вероятности изменения эпидемиологической ситуации, администрация школы с учетом ситуации должна реализовать ограничительные мероприятия или ввести карантин - в противном случае на руководителя или организацию согласно ст. 6.3 КоАП может быть наложена административная ответственность в форме штрафа от 500 до 1000 руб. или 10 тыс. до 20 тыс. рублей соответственно. В свете этого важно четкое понимание данных понятий и условий их введения.

  • Ограничительные мероприятия - список действий, которые администрация ОУ предпринимает для предупреждения распространения заболеваний инфекционной или другой природы. К их числу может относится отмена или перенос массовых мероприятий, изменение правил санитарно-гигиенического обслуживания.
  • Карантин - комплекс административно, медико-санитарных мер, обуславливающих переход на особый режим ведения учебно-воспитательного процесса. Предусматривает временное закрытие отдельных учебных классов или ОУ, систематическое проведение медицинских осмотров, переход на дистанционный режим учебы.

Практика введения карантина в школе является проверенным методом предупреждающего характера. Интересно знать, что слово «карантин» буквально переводится как «время, состоящее из сорока дней». Термин был впервые введен в Венецианской Республике после начала массовых эпидемий бубонной чумы, когда местные правители - дожи - требовали удержания прибывающих кораблей на якоре около 40 дней с целью выявления очагов «черной смерти». Начиная с XVI века, эту практику стали широко внедрять на Руси: губернаторам приписывалось закрывать заставы при получении известий о распространении поветрий, прерывать сообщения с пораженными регионами, при необходимости - локализовать очаги инфекции путем сожжения домов с вещами, скота. С 1755 года к службе на всех пограничных заставах были привлечены медики.

Когда школу закрывают на карантин?

В соответствии с актуальными актами, регламентирующих порядок сохранения и защиты здоровья детей, введение ограничительных мер или карантина в школе в 2018 году обязательно при условии выявления предпосылок, указывающих на возможное изменение эпидемиологической ситуации. Характер мер, предпринимаемых руководством образовательной организации с целью защиты здоровья детей и взрослых, зависит от характера выявленной патологии:

  1. Введение ограничительных мер показано при выявлении случаев заболевания ОРВИ, гриппом, пневмонией, туберкулезом, столбняком, коклюшем, дифтерией, легионеллезом, краснухой, корью, ветряной оспой. Карантинный режим вводится, если заболело более 20 % участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Если в школе был выявлен хотя бы один случай заболевания, входящего в утвержденный Главным санитарным врачом РФ перечень особо опасных патологий инфекционной природы (в соответствии с приложением к СП 3.4.2318–08, это полиомиелит, вирус Зика, оспа, желтая лихорадка, малярия и др.), необходимо провести срочную изоляцию больного ребенка или сотрудника, известить представителей территориального органа Росздравнадзора и готовится к переходу на карантинный режим сразу после получения результатов лабораторных тестов.

Введение карантина в образовательной организации осуществляется по инициативе Главного санитарного врача, который вносит предложение в органы местного самоуправления или исполнительной власти, а те, в свою очередь, составляют нормативно-правовой акт, обязывающий образовательную организацию в течение 24 часов ввести карантинные меры, а также определить круг ответственных лиц и карантинных мероприятий.

Чтобы обеспечить быстрый переход на карантинный режим работы, администрация школы должна строго следовать представленному алгоритму:

1. Первоочередно медработник, выявивший инфекционное заболевание, составляет извещение по форме 058/у (бланк доступен для скачивания в приложении) и направляет его в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», которое будет передано представителям Роспотребнадзора. По результатам обследования, проведенного уполномоченными экспертами, Роспотребнадзор принимает решение, будет ли карантин в школе , о чем уведомляет организацию письменно.

2. Если на имя образовательного учреждения было отправлено предписание об учреждении карантинных мер, школьная администрация в экстренном порядке обязана приступить к разработке плана ограничительных мероприятий, который должен включать перечень санитарно-противоэпидемических действий, сроки их реализации и список ответственных должностных лиц. Данный план мероприятий утверждается специальным приказом.

3. С целью информирования участников учебно-воспитательного процесса о внедрении карантинных мер проводится административное собрание с участием медработников, педагогов, заместителей директора. На собрании окончательно уточняется порядок карантинных мер .

4. Для пресечения стремительного распространения пандемии и связанной с этим паники необходимо оповестить школьников и их родителей о причинах, сроках проведения карантина и перечне реализуемых ограничительных мероприятий, а также о природе, методах передачи и профилактики выявленного заболевания. Целесообразна размещение информационных листов, плакатов, копий постановлений на специальных стендах, в вестибюлях школы, а также на сайте ОУ.

Приказ о карантине в школе 2018-2019: порядок составления и образцы

В образовательном учреждении приказ о карантине может затрагивать как работу филиалов (структурных подразделений), так и непосредственно всей школы. Введение жестких ограничительных мер предусматривает обязательное составление приказа о карантине в школе 2018, который составляется по образцу.

Приказ о введении карантина обязывает образовательную организацию выполнить ряд действий:

  1. Следовать плану мероприятий по профилактике, ограничению, лечебно-диагностическим мерам, который составляет для школы государственный орган санитарно-эпидемиологического контроля;
  2. В приказном порядке определить ответственных за выполнение положений вышеуказанного плана;
  3. Своевременно информировать родителей или законных представителей учащихся о мерах профилактики и внедренных в школе ограничительных мероприятиях;
  4. Систематически контролировать состояние детей, которые обратились с симптомами инфекционной болезни.

Поскольку на карантин могут закрывать не только школу, но и отдельные классы, классный руководитель информирует администрацию, если 20% и более детей в классном коллективе болеют, что подтверждается соответствующими справками.

Завершение карантина в школе по СанПиН осуществляется аналогичным образом - в приказном порядке. В случаях, когда применение санитарно-эпидемиологических мер было применено к отдельным классам, приказ об отмене карантинного режима составляется руководителем ОУ. Если карантинный режим затронул всю школу или несколько школ города, тогда отменить его вправе только главный санврач города.

В этом случае применяется следующий порядок действий:

  1. Медработники информируют о спаде эпидемиологической активности.
  2. Главный санврач издает мотивированное постановление с предложением для органов местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ об отмене карантина.
  3. Администрация образовательных учреждений издает соответствующие указы, после чего разрабатывается план ликвидации программного отставания.

Образцы приказа о карантине в школе представлены для ознакомления.

Сколько длится карантин в школе и как проходит

Карантин в образовательном учреждении вносит изменения в работу всех его сотрудников и служб. Администрацией школы разрабатывается положение, регламентирующее деятельность учащихся, педагогов и администрации. Утверждается новый режим работы, который опирается на существующую законодательную базу: локальные нормативные правовые акты, санитарные правила, а также расписание занятий, установленную учебную нагрузку, режим работы школы.

Все участники учебного процесса в период карантина имеют ряд обязанностей и функций, которые отражены в сводной таблице.

Исполнитель Обязанности
Директор школы
  • принимает решение о введении карантина в школе ;
  • знакомит педработников, учащихся и их родителей с документами, регламентирующими работу образовательного учреждения в период действия ограничительных мер;
  • принимает текущие управленческие решения, гарантирующее последовательное снижение темпов распространения эпидемии;
  • осуществляет контролирующую функцию.
Заместитель директора ОУ, ответственный за учебную работу

С целью предупреждения и последующей ликвидации отставания, возникшего в связи с переходом на карантинный режим, уполномоченный заместитель директора школы:

  • определяет принцип организации учебной деятельности на время введения ограничительных мер;
  • выбирает объем учебной нагрузки, совместно с учителями определяет сроки и принципы сдачи заданий, которые обучающиеся получают на время карантина, при необходимости - разрабатывает порядок перехода на дистанционное обучение, в том числе для отдельных классов;
  • проводит лекции, беседы с родителями и законными представителями учеников на тему соблюдения профилактических норм, предупреждения распространения инфекции;
  • оказывает консультативную помощь педагогам по вопросам корректировки документов календарно-тематического планирования;
  • контролирует индивидуальную работу с учениками, которые находятся в карантинном режиме;
  • реализует аналитическую деятельность, оценивая работу образовательного учреждения в период карантина.
Медработник

По результатам проведенных обследований школьный врач или старшая медсестра доносит до главного администратора сведения о необходимости введения ограничительных мероприятий с целью снижения рисков возникновения эпидемии или необходимости срочного издания приказа по карантину в школе по образцу . Дополнительно медработник подготавливает пакет документов, включающий:

  • обновленный график проветриваний и уборки помещений (в том числе влажной);
  • схему-график кварцевания;
  • памятки (листы, плакаты, стенды) для педагогов, детей и их родителей с информацией о заболевании, механизмах его распространения и методах профилактики;
  • журнал инструктажа работников и учащихся в условиях карантина;
  • лист-сводку с результатами обследования болеющих детей и учеников, находящихся в группе риска.

Помимо подготовки вышеперечисленных документов, медработник вносит соответствующие записи в журнал учета инфекционных болезней и в журнал регистрации бактерицидной установки. В обязанности школьного врача (медсестры) в условиях действия карантинного режима входит проведение инструктажей работников школы, в частности касательно графика кварцевания и дезинфекции помещений, определение сроков временного отстранения от обучения школьников, которые с больными учениками не контактировали.

Педагоги

С целью обеспечения запланированных темпов освоения учебного материала учителя корректируют календарно-тематические планы. Предупреждение программного отставания осуществляется посредством:

  • применения блочной системы подачи информации;
  • использования резервного времени;
  • проведения интегрированных уроков.
При этом изменения не влияют на практическую часть учебной программы, которая является неизменной. Учителя применяют методы дистанционного обучения и самостоятельной работы, классные руководители своевременно информируют родителей учеников о выбранных методах работы на период карантина. Педагоги во всех видах журналов обязаны в графе «Что пройдено на уроке» делать пометку об изменении в календарно-тематическом планировании.
Классные руководители

В обязанность классных руководителей входит информирование родителей о сроках карантинных ограничений и порядке их реализации. Разъяснительная работа с родителями может проводиться как в телефонном режиме, так и через записи в ученических дневниках.

Ключевая задача классных руководителей - донести до родителей, что карантин не является временем каникул, а потому требует выполнения программного материала в ходе выполнения самостоятельной учебной работы или через дистанционное обучение. После окончания карантинного периода родителей стоит поставить в известность об учебных успехах детей за это время.

Учащиеся Когда школу закрывают на карантин , ученики не посещают ОУ, но учебный процесс не прерывают, а потому выполняют задания, которые для них готовят и размещают педагоги на сайте школы, в различных электронных ресурсах. Выполненные упражнения и задания они сдают в установленном педагогами порядке. Учащиеся получают оценки на самостоятельную работу, выполненную во время карантина. Однако в журнал выставляются только при достижении положительных результатов обучения.
Родители учеников Законные представители и родители учеников вправе:
  • ознакомиться с Положением, регламентирующим работу образовательного учреждения на период карантина;
  • быть в курсе течения карантинного режима, получая информацию от классного руководителя в телефонном или онлайн-режимах;
  • знать о заданиях и учебных успехах детей в период карантина.

Если порог заболеваемости тем или иным недугом превышается, занятия в образовательном учреждении или его структурной единице останавливают на срок от 7 дней. Делают это, если в классе по причине болезни инфекционными заболеваниями (например, гриппом) отсутствует 20-30% детей. При этом класс закрывают на карантин, если в нем на протяжении недели отсутствуют 20% учеников, для закрытия школы этот порог увеличивается до 30% школьников.

Продолжительность карантинного периода непосредственно зависит от заболевания, из-за которого подобные меры были введены, и его инкубационного периода:

  1. При возникновении подозрений на эпидемию ОРВИ, гриппа ограничительные меры вводятся на срок от 3 до 7 дней. Если по истечению этого периода увеличение количества заболевших не наблюдается, показа возврат к нормальному режиму ведения учебно-воспитательного процесса.
  2. Карантин в школе по пневмонии длится от 10 до 20 дней в зависимости от типа возбудителя (до 10 суток - при легионеллезе, до 3 недель - при другой этиологии). Прекращение передачи инфекции обеспечивается посредством приостановления деятельности учебных коллективов, ревизии работы коммунальных систем, в особенности канализационной и вентиляционной, проведения комплексной дезинфекции.
  3. В случае регистрации случаев коклюша карантинный режим вводится на срок до 14 дней, при этом учащиеся, педагоги и другие работники школы с кашлем подлежат отстранению от учебно-воспитательного процесса до момента получения двух отрицательных результатов бакпосева.
  4. Период карантина в школе при скарлатине ограничивается неделей, в течение которой ведется усиленный санитарно-эпидемиологический контроль.
  5. При выявлении случаев столбняка осуществляется неспецифическая и специфическая профилактика. Ограничительные мероприятия вводятся на срок до 14 дней с обязательной госпитализацией больных.
  6. Единичный или групповой случай дифтерийной инфекции предусматривает необходимость введения карантина длительностью до 10 дней с обязательным проведением эпидемиологического расследования и внедрения комплекса санитарно-профилактических мер - выявления больных и лиц, подверженных риску заражения, в ходе проведения опросов и осмотров, проведение внеплановой дезинфекции.
  7. Решение о том, сколько длится карантин по ветрянке в школе , принимают на основании бактериологических тестов. Преимущественно ограничительные меры вводят на период до 3 недель параллельно со срочным разобщением лиц, подвергнувшихся инфицированию, с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
  8. Обнаружение риска распространения кори, краснухи, эпидемического паротита обуславливает необходимость внедрения карантинного режима на срок до трех недель. Предусмотрено осуществление бактериологического расследования, госпитализация больных до исчезновения клинических симптомов, при необходимости - реализация комплекса иммунопрофилактики.
  9. Карантин по менингиту в школе объявляется на срок 7-10 дней. Инфицированных в срочном порядке госпитализируют, в ОУ переходят на усиленный санитарно-эпидемиологический контроль: отменяют массовые мероприятия, вводят практику обязательного ношения защитных масок, проводят частые проветривания и влажную уборку помещений.

Карантин в школе: правила ведения педагогической и организационной деятельности

Педагогическая и управленческая деятельность в период карантина претерпевает некоторые изменения. Длительность рабочего времени педработников определяется продолжительностью 36-часовой рабочей недели, в рамках которой в соответствии с правилами карантина в школе учебно-воспитательный процесс может организовываться двумя способами:

  1. Полный переход на дистанционное обучение, предусматривающий широкое использование специализированных средств для обеспечения коммуникации между педагогами и детьми для организации консультаций и реализации контролирующей функции.
  2. Точечное использование дистанционных образовательных технологий.

Независимо от выбранной модели обучения, от учителей требуется пересмотр объемов учебной нагрузки, применяемых педагогических методов и форм, что обуславливает профессиональную деятельность в стандартном режиме загруженности. Вместе с тем в случаях, когда деятельность образовательной организации полностью приостанавливают, карантин становится своеобразным простоем в работе педагогов. Поскольку период простоя возникает не по вине работника, он не входит в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Согласно ТК РФ ст. 157, педработники, которые в период карантина не привлекались к организационной, методической или воспитательной работе, не проводили учебные занятия, должны получать оплату размером не менее ⅔ тарифной ставки оклада, который установлен разрядом. Если же учителя во время карантина выполняли другие обязанности, регламентированные должностной инструкцией, тогда принципы оплаты труда в период простоя считается неактуальным. В этом случае педагогические работники, администрация и административно-хозяйственный персонал получают оплату труда соответственно установленной тарификации за период, предшествующий приостановке занятий.

Во время введения карантина в школе осенью или зимой в 2018-2019 учебном году в соответствии с актуальными нормативными актами обслуживающий и учебно-вспомогательный персонал в период приостановки занятий могут привлекаться к выполнению хозяйственных работ, которые не требуют специальных навыков и знаний. Режим рабочего времени работников ОУ регулируется графиками работ и локальными актами, регламентирующими характер работы, определяется должностными обязанностями с соответствующей оплатой труда.

В случае перехода школы на карантинный режим работы, обязательна реализация следующих мер:

  1. Организация ежедневных медосмотров для учащихся и сотрудников ОУ, контактировавших с заболевшими лицами.
  2. Введение запрета на проведение массовых мероприятий, в ходе которых дети из разных классов или школ могут близко контактировать.
  3. Временный отказ от кабинетной системы обучения: ученики должны заниматься в течение всего учебного дня в одном кабинете, в котором в усиленном режиме реализуются санитарно-гигиенические меры (влажная уборка, проветривание, кварцевание).
  4. Проведение спаренных уроков, предусматривающих совместную работу двух классов, а также проведение занятий на улице, запрещается.
  5. Вынужденный отказ от приема в школу новых детей в течение 14 дней с момента начала эпидемии.
  6. Рассмотрение возможности досрочного начала каникул во избежание возникновения учебного отставания.

Важно подчеркнуть, что занятия, которые были отменены из-за карантина, не подлежат восстановлению и не могут быть отработаны в период весенних или осенних каникул. Следовательно, из-за карантина каникулы не отменяют, поскольку сжимают программу до необходимого минимума. Каникулы являются обязательными плановыми перерывами в учебе и, согласно ст. 34 ФЗ №273, каждый ученик имеет право на каникулы, а потому администрация не вправе отменять или сокращать их.

Отдельно следует выделить роль директора школы в вопросах предотвращения эпидемии. Руководитель не только решает, когда и как закрыть школу на карантин , но и в течение всего периода действия ограничительных мер информирует работников, учеников и их родителей об актуальной санитарно-эпидемиологической обстановке в ходе ученических линеек, общешкольных родительских собраний. Директор под роспись ознакамливает всех работников школы с положениями карантинного режима - для этого чаще всего проводится педсовет или собрание, объединенное с инструктажем, проводимым школьным медработником.

Справка об отсутствии карантина в школе и профилактические меры

Карантинный период регламентирует не только деятельность каждого участника образовательного процесса, но и требует ведения соответствующей документации. Справка об отсутствии карантина в школе пригодится учащимся и педагогам, которые решат записаться в бассейн, спортивную или художественную секцию, сменить место жительства или школу, отправиться в санаторий, поехать в детский летний лагерь. Документ подтверждает, что ученик последние 3 недели не контактировал с инфицированными детьми.

В последние годы Роспотребнадзор ведет активную политику внедрения профилактических мер, предупреждающих распространение эпидемии гриппа и ОРВИ, которые чаще всего поражают школьников. Рост заболеваемости систематически отмечается в начале каждого нового учебного года. Профилактические меры опираются на санитарно-эпидемиологические нормы и подразумевают противоэпидемические, профилактические и организационные мероприятия.

Чтобы снизить риск сезонной заболеваемости гриппом и ОРВИ, проводят комплекс мер:

  • создают условия для проветривания школьных помещений;
  • соблюдают в классах и коридорах температурный режим, бесперебойное вентилирование;
  • бактерицидные установки должны работать максимально эффективно;
  • питьевой режим и режим питания должны быть оптимизированы.

Поскольку вирусы и инфекции чаще всего распространяются из-за незрелости иммунной системы и недостаточное освоение санитарно-гигиеническими привычками, свою эффективность доказали вакцинация и иммунизация, а в контексте того, что вирусы ежегодно мутируют, вакцинацию также нужно делать ежегодно. Однако в санитарных нормах нет указаний на то, что непривитые дети не допускаются к занятиям, даже если ограничительные меры были введены. В этом случае актуальна экстренная и сезонная неспецифическая профилактика. Однако у родителей остается право написать заявление с прошением перевести ребенка на дистанционное обучение в контексте заочной формы обучения (ч. 4 ст. 63 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Если симптомы гриппа или ОРВИ появляются у педработника, его незамедлительно отстраняют от работы с детьми и направляют в поликлинику.

Взрослые и дети, которые контактировали с заболевшими считаются контактными и нуждаются в дополнительных мерах изоляции. Поскольку они могут быть на стадии инкубации, а потому болезнь проявит себя через некоторое время. В этом случае контактных взрослых и детей ежедневно осматривают, оценивают их состояние, проверяют температуру, состояние слизистых, кожи, стул. При первых признаках болезни они должны обратиться к врачу.

Важно здраво оценивать вероятность того, что ребенок заболел от соседа по парте. Ветрянка передается в 96% случаев контактов, не менее опасен стрептококк. Поскольку большинство детей уже привиты от коклюша, паротита, краснухи и кори, эти заболевания реже вызывают массовую заболеваемость в рамках класса и особенно школы. Врачи утверждают, что прививка не всегда защищает от недуга, но привитые дети переносят заболевание легче.