Экологический проект "чистый город". План - конспект интегрированной НОД«Мы за чистый город Теперь я не буду …

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 города Ельца

Консультация для родителей

«Наш чистый город»

Воспитатель:

Коробельникова Н. В.

У нашего города – славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца», нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой край.

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.
Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой город ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовал своей чистотой и красотой, как своих жителей, так и гостей нашего города

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде и своему городу.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные прогулки в город, поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле. Уважать труд старших и помнить лозунг « Наш город –самый чистый, самый лучший, самый красивый».

Передо мной всегда был пример замечательных педагогов в лице моих бабушки и мамы. Благодаря им, таким мудрым, понимающим, любящим я захотела стать педагогом. Но пришла я к этому не сразу, я долго искала себя в профессии. Наверно, потому, что лишь с годами взросления приходит объективный анализ собственных способностей, ведь нельзя не согласиться с тем, что далеко не каждому свойственно то небывалое терпение, которое ежедневно проявляет в своей работе педагог. Не каждому под силу и сдержанное, внимательное общение, индивидуальный подход к ученикам, мягкость, но, в тоже время настойчивость, справедливая требовательность и необычайная работоспособность. Я помню, с каким удовольствием мои бабушка и мама выполняли свою работу, как жили ею, жили проблемами и бедами каждого ученика, радовались их успехам, верили в них. Тысячи раз я слышала это заветное слово «спасибо» как от родителей ребят, так и от самих уже повзрослевших воспитанников моих дорогих педагогов. За годы их педагогической работы были и трудности, с которыми каждая из них справлялась, показывая пример стойкости духа в профессии. Мне было чему и у кого учиться. И я стала педагогом. Я рада, что помогаю родителям в развитии и воспитании детей. Мне интересно участвовать с ребятами в различных конкурсах. Им доставляет удовольствие и сам процесс создания чего-то нового, и способность проверить себя, и стремление к неизведанному. Мне приятно на них смотреть, когда у них все получается. Я только начинаю свой путь в педагогике, и знаю, что педагог всю жизнь учится. Ну что ж, я согласна, трудности меня совершенно не пугают, ведь я прекрасно понимаю, что, для того чтобы заниматься любимым делом, нужны хорошие знания.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.

Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей – экологических связей.

Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в д/с и школе, но в первую очередь – в семье.
Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу – и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.

Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои.
Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны – сине-зелёная, у лиственницы – в отличии от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.
На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного – трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но и заострить их внимание на внешних признаках: окраска шляпки, ножки, строение шляпки гриба, указать на условия, в которых встречается каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растёт белый гриб или подосиновик. Однако серьёзное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Но пренебрежительно относиться к ним всё равно нельзя. Нельзя их сбивать ногами, топтать, т.к. они играют свою незаменимую роль в жизни леса. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.

Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ре6бёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.
Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания.

После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.

(средняя группа)

Задачи:

1. Образовательные : познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования бросового материала; закрепление умения рисовать цветы, используя нетрадиционную технику рисования (донышком пластиковой бутылки); создание красивых композиций с передачей настроения; свободное сочетание изобразительных материалов, инструментов и техник.

2. Развивающие : развитие познавательной активности детей в процессе познания о проблемах города; умения отвечать на вопросы; активизация словаря по теме; развитие мелкой моторики пальцев; умения наблюдать и делать выводы.

3. Воспитательные : Воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру; экологической культуры поведения в природе; вызвать беспокойство за экологическое состояние города.

Методы и приёмы : создание игровой ситуации, вопросы, художественное слово, обобщения воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультурная минутка, упражнения в рисовании цветов нетрадиционным способом, использовании аудиозаписи.

Материалы и оборудование : макет города Ворсма, элементы костюма Бабы Яги, «мусор», урна для мусора, поделки из бросового материала, сделанные совместно с родителями, фотографии поделок из бросового материала, которые украшают участок детского сада, аудиокассета, гуашь разных цветов, кисти №3, 6, влажные тряпочки для рук, альбомный лист бумаги, донышко пластиковой бутылки на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Экскурсия вокруг детского сада; по улице, на которой находится детский сад;

Наблюдение за работой дворника, за уборкой мусора;

Организация выставки работ из бытового мусора, выполненных родителями совместно с детьми;

Конкурс оформления участков (поделки из бросового материала): «Мы волшебники».

Изготовление макета родного города (совместно с родителями).

Ход занятия

Организационный момент

(Вносится макет города Ворсма, расставленный на ковре, дети сидят вокруг ковра.)

Воспитатель : В некотором царстве, в российском государстве был, есть и будет маленький городок под названием Ворсма, а люди, которые в нём жили назывались ворсмачи. Город был очень красивый, воздух чистый, так как вокруг города было много лесов, речка Кишма, озеро. Но вот повадился кто-то, каждый день разбрасывать мусор – разные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и многое другое. Город стал грязным, люди стали часто болеть.

– Ребята, надо спасать наш город, вы готовы? Тише, я слышу какой-то шум. (Влетает Баба-Яга на ступе, обвешанная разным мусором, в ступе тоже находится мусор и начинает разбрасывать мусор на «город»).

Воспитатель: Стой, Баба-Яга, что ты делаешь, как тебе не стыдно.

Баба-Яга : А что такое, мусор бросаю и не только я, многие так делают, я сама видела, девчонка съела конфетку, а бумажку на землю бросила, мальчишка съел йогурт, а банку тоже бросил на дорогу. Подумаешь, ну и что!

Актуализация.

Воспитатель : Да, я согласна с тобой Б.Я., ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остаётся очень много мусора. Каждый день мы выбрасываем консервные банки, бутылки, бумагу и многое другое. – Ребята, как мы избавляемся от мусора? (Д: Мы бросаем в урну, в контейнер.) - А куда же дальше попадает мусор? (Д: Машина забирает мусор из баков и увозит куда-то).

Знакомство с новым материалом.

– Да, мусор вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки и если мусор долго не вывозится, то проходить мимо таких баков неприятно. – Почему? (Д: некрасивая куча, неприятный запах.) – Такой же запах выделяется на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. Люди, которые дышат таким грязным воздухом часто болеют и даже умирают. Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающие в воздух, которым мы дышим. Ещё есть специальные заводы, где бытовой мусор перерабатывается, получают новый материал, из которого делают разные полезные вещи.

Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде? (Д: выбрасывать мусор в баки для мусора, можно делать поделки из ненужных вещей, …) - А вы хотите спасти наш город от мусора? (Д: Да!) - А ты Б.Я. не будешь больше загрязнять наш город?

- Баба Яга : Да уж точно теперь не буду!

Тогда давайте соберём весь мусор.

(Выставляется урна для мусора.)

Физ. минутка

Мы по улице идём, на которой мы живём,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём,

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Вот какой наш город стал чистый и красивый и мне так хочется пожелать, чтобы на месте свалок с мусором были парки, леса, клумбы с цветами. А вы хотите украсить наш город цветами?

Давайте сейчас мы с вами нарисуем красивые цветы. А рисовать мы их будем донышком пластиковой бутылки.

Дети идут к столам, на которых приготовлено всё для рисования.

Воспитатель показывает приёмы изображения цветов.

Дети рисуют цветы, затем выкладывают рисунки на макет города.

Вот какие молодцы! Посмотрите какой красивый наш город, когда в нём нет мусора, кругом чистота и много красивых цветов.

Закрепление.

Ребята, давайте вспомним, что же мы можем сделать для того, чтобы наш город всегда был чистым и красивым?

Варианты ответов детей: Не бросать на улицах мусор, убирать его в урну, а ещё можно сделать разные поделки, игрушки, которые украсят нашу группу, наш дом, наш город.

Воспитатель :

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету!

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим!

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

А вы хотите посмотреть замечательные поделки, которые сделали ваши мамы и папы из того, что мы обычно выбрасываем в мусор?

Звучит музыка . Дети идут к столам, на которых находится выставка поделок из бросового материала, сделанные совместно с родителями; фотографии поделок, которые украшают участок детского сада (Мишка косолапый, жираф, лебеди, необычные машины и многое другое). Дети с интересом рассматривают, обсуждают, анализируют.

Литература:

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - СПб: Детство – Пресс, 2003.

2. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», 2009.

Дата публикации: 30.05.17

«Экологический проект «Чистый город»

Михайлова Галина Анатольевна, воспитатель

Организация: Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Планета детства "Лада" детский сад №169 "Лесная сказка" (АНО ДО "Планета детства "Лада" д.с. №169 "Лесная сказка"), г.о. Тольятти

I. Актуальность Проекта

Научно технический прогресс, который активно вторгся в нашу жизнь, привел к опасному нарушению природного баланса. Мы уже взяли от природы все, что смогли, поэтому ждать от нее новых милостей не приходиться, поскольку она сама в них нуждается.

Сегодня задача природоохранительных организаций всего мира в том, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось от природных ресурсов. Наша задача выжить в этих условиях, сохранить здоровье свое и своего потомства.

Современные люди, особенно городские жители, на первый взгляд мало зависят от природы. Нас окружают добротные отапливаемые дома со всеми удобствами, промышленные предприятия, транспорт, движущийся по асфальтовым мостовым, реки, закованные в гранит. Но это обманчивое впечатление. Все вокруг нас: дома и машины, продукты питания и предметы потребления, сырье, над которым мы трудимся, наконец, энергия, которую мы расходуем, - все это люди черпают из закромов природы. Но природа для человека не только источник продуктов питания и сырья для промышленной переработки. Человек - сам часть природы - нуждается и в благоприятной среде для жизни с чистой водой и воздухом. Природа Земли давно и очень существенно изменена человеком. Поэтому в наше время важно так использовать ее, чтобы она не теряла своих полезных и необходимых для человека свойств.

Выбирая тему Проекта, мы руководствовались актуальностью данной проблемы для нашего города.

Тольяттинцы живут в красивом, уникальном во всех отношениях регионе. Но все чаще речь заходит о проблеме ухудшения здоровья населения в связи с крайней неблагоприятной экологической обстановкой. Количество выбросов вредных веществ в воздух и водоемы области составляет более 20% от общего числа выбросов по России. Источниками загрязнения являются - химические производства и предприятия нефтепереработки, а также городской автотранспорт.

Кроме всего Тольятти, Самара входят в число 45 экологически неблагоприятных городов России.

О том, что загрязнение окружающей среды стало причиной быстрого роста числа заболеваний детей и подростков, что адаптационные возможности детского организма гораздо ниже, чем у взрослого, сегодня знают все. Здоровье каждого очередного поколения, по сравнению с предыдущим прогрессирующе ухудшается.

В связи с этим проблема, решаемая в рамках Проекта - дать детям необходимые знания о влиянии экологических факторов на здоровье человека, знания о том, что без животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить на земле. Но в детском саду не достаточно разработаны условия, способствующие практическому освоению детьми программных знаний.

II. Основные цели Проекта

Дидактическая цель: формировать у детей потребность и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения собственного здоровья.

Технологическая цель: оформить в группе мини-музей «Чистый город».

Общественно-значимая цель: привлечь общественные организации г.о. Тольятти (институт Экологии, Городскую Думу, Санэпидемстанцию городского округа г. Тольятти) для наведения чистоты в лесопарковой зоне: убрать свалки в лесу, расставить контейнеры для мусора на выходе из леса, сделать скамейки для отдыха населения, решить вопрос с бродячими животными, обработать территорию от клещей, провести работу по посадке молодых саженцев на территории детского сада и в лесной зоне.

III. Задачи Проекта

♦ Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме г.о. Тольятти. Формировать основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Способствовать пониманию детьми значимости безотходных технологий (в ходе исследовательской деятельности).

♦ Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды; способам рационального использования различных материалов, которые употребляются в бытовой и детской деятельности.

♦ Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Учить заботиться о чистоте и красоте в своем доме, подъезде, дворе, улице, городе.

♦ Разработать методическое обеспечение по данной теме.

Чтобы решить обозначенную нами проблему, в ходе Проекта можно организовать работу, исходя из интеграции следующих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя экологический компонент:

Учебно-познавательная деятельность

Занятия познавательного цикла

«Войди в природу другом».

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

«Город в котором я живу».

Познавательная неделя

Неделя Земли.

Продуктивные виды деятельности:

ИЗО деятельность

Рисование эмблем «За что я люблю свой город». Создание «Экологического букваря».

Исследовательская деятельность

Проведение опытов по очистке воды.

Проведение исследования «Зеленые пылесосы» - обследование деревьев на

наличие лишайников на территории детского сада и у проезжей части.

Трудовая деятельность:

Труд в природе

Ежедневная подкормка птиц на территории детского сада и в лесу.

Ежемесячный трудовой десант в лес: «Чистая территория».

Посадка семян цветов для рассады.

Посадка саженцев кедра на территории сада.

Высаживание цветов на клумбы и в цветники.

Ручной труд

Изготовление пылесборников для замеров чистоты воздуха.

Изготовление макета «Город будущего».

Игровая деятельность:

Дидактические игры

Д/и «Хорошо - плохо».

Д/и «Наведем порядок».

Д/и «Кому нужен воздух».

Досуговая деятельность

Развлечения, праздники

Развлечение «Любимая наша планета».

Экологический праздник «День Земли». «Экологическая сказка».

Обыгрывание макета «В моем городе чисто, чисто, чтобы выглядел лучисто».

Проведение акции «Очень

Проведение акции «Берегите птиц».

Также необходимо продумать мероприятия, проводимые с семьями воспитанников. Родителей необходимо привлекать:

♦ к участию в анкетировании родителей в рамках Проекта «Чистый город»;

♦ к проводимым в детском саду акциям: «Берегите птиц зимой», «Очень любим мы отходы, превращаем их в доходы»;

♦ к участию в консультации для родителей «Экологическая катастрофа»;

♦ к проведению заседания родительского клуба: «Здоровье семьи - здоровье города»;

♦ к организации фото-сессии « Я люблю свой город»;

♦ к выпуску газеты «Редкие растения Поволжья».

V. Результаты Проекта

Дидактический результат: сформированные основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в аспекте потребности и практики экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения собственного здоровья.

Творческий результат: оформленный в группе мини-музей «Чистый город».

Общественно-значимый результат: дети близлежащих детских садов могут выходить на экскурсии, прогулки в лес, не боясь быть укушенными клещами или бродячими собаками, дышать свежим воздухом. Станет возможным проводить закаливающие процедуры в виде босоножья, воздушных и солнечных ванн. Расширится возможность приобщения детей к красоте природы родного края, более ярко проявится способность удивляться, сопереживать, сочувствовать, заботиться о животных и растениях.

V I. Практическая значимость Проекта

Метод проектов является признанной педагогической технологией, так как удовлетворяет основным критериям технологичности. Одним из критериев технологичности является такой критерий как воспроизводимость.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повтора, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами. То есть разработанный нами проект может быть воспроизведен и в других детских садах другими субъектами – педагогами.

Практическая значимость Проекта «Чистый город» заключается в возможности использования результатов проекта в практической деятельности дошкольных учреждений и в детском движении (клубы, досуговые центры, детские оздоровительные лагеря и др.).

V II. Технологическая карта Проекта

Для того, чтобы критерий «воспроизводимости» можно было реализовать на практике, необходимо при разработке любого педагогического проекта составлять «Технологическую карту педагогического проекта».

Технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Своего рода паспорт проекта.

Мы считаем, что с овладения технологией конструирования технологической карты проекта начинается новое педагогическое мышление воспитателя: четкость, структурированность, ясность методического языка.

Технологическая карта проекта «Чистый город»

Название проекта

«Чистый город»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Возраст детей

старший дошкольный возраст

Продолжительность проектной деятельности

Долгосрочный (3 месяца)

Раздел программы

«Детство»

«Ребенок открывает мир природы»

Тема программы

«Детство»

Отношение к окружающей среде и здоровью человека

Тематическое поле

Экология города Тольятти

Проблема

Ребенку необходимо знать о влиянии экологических факторов на здоровье человека, о том, что без животных, птиц, растений, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить, но в детском саду не достаточно разработаны условия, способствующие практическому освоению детьми программными знаниями.

Цель

Оформить в группе мини – музей «Чистый город»

Задачи

1. Способствовать расширению знаний доступных пониманию детей об экологической проблеме города Тольятти; формировать у детей потребности и практику экологически ориентированной деятельности, направленной на обеспечение чистоты города и сохранения здоровья.

2. Научить детей разнообразным способам экологически безопасного взаимодействия с объектами окружающей среды.

3. Способствовать формированию практических навыков в решении безопасных для детей экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

4. Разработать методическое обеспечение по данной теме.

Мероприятия

Задачи

Дети - педагоги

Эколог - дети

Дети – дети

Педагоги– родители

Дети - родители

I

Проведение бесед на тему: «Жизнь города Тольятти», «Правила поведения в природе».

Организация просмотра фильма «Экологические катастрофы».

Участие в викторине: «Чистый город – наше здоровье».

Привлечение родителей к участию в викторине: «Чистый город – наше здоровье».

Подбор иллюстраций по теме «Правила поведения в природе».

Проведение познавательных занятий

«Войди в природу другом»,

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Город в котором я живу».

Организация экскурсии в экологический институт г.о. Тольятти.

Д/и «Кому нужен воздух».

Привлечение родителей к организации экскурсии в экологический институт г.о. Тольятти.

Организация экскурсий по заповедным местам Самарской Луки.

Разработка содержания д/игр.

Создание «Экологического букваря».

Участие в акции «Берегите птиц зимой».

Изготовление кормушек.

II

Проведение экологического десанта на лесную опушку «Чистая территория».

Проведение с детьми опытов по очистке воды.

Рисование экологических разрешающих и запрещающих знаков, листовок на природоведческие темы.

Подготовка оборудования для трудового десанта.

Подкормка птиц на территории детского сада и в лесу.

Уборка территории детского сада.

Подготовка к проведению экологического праздника «День Земли».

Д/и «Наведем порядок».

Привлечение родителей к участию в акции.

Акция «Очень

любим мы отходы, превращаем их в доходы» (изготовление игрушек из бросового материала).

III

Расстановка мусоросборников на территории детского сада.

Изготовление пылесборников для замеров чистоты воздуха. Проведение исследования «Зеленые пылесосы».

Д/и «Хорошо – плохо».

Д/и «Очистители и загрязнители воздуха».

Предложить родителям изготовить мусоросборники.

Трудовой десант в лес: «Чистая территория».

Размещение на экологической тропе экологических знаков.

Посадка на территории детского сада рассады, саженцев.

Обыгрывание макета «Чистый город».

Участие в выращивании рассады.

IV

Подготовка пособия к викторине «Чистый город – наше здоровье».

Рисование эмблем «За что я люблю свой город».

Разработка содержания консультации для родителей «Экологические катастрофы».

Изготовление атрибутов для макета «Чистый город».

Разработка конспектов бесед, познавательных занятий.

Разработка сценариев экологической сказки, экологического развлечения.

Коллективная аппликация: «Город, в котором я живу».

Привлечение родителей к оформлению газеты «Редкие растения Поволжья».

Оформление фото-сессии «Я люблю свой город».

Промежуточные результаты

Коллективная аппликация «Город, в котором я живу».

Кормушки для птиц.

Детские рисунки: «Шла по улице машина, шла машина без бензина», «За что я люблю свой город».

Эмблема «За что я люблю свой город».

«Экологический букварь».

Альбом: «Свод правил поведения в природе».

Выставка поделок: «Очень любим мы отходы, превращаем их в доходы».

Листовки для жителей города: «Чисто не там где убирают, а там где не сорят»

Макет «Чистый город».

Результат

Оформленный в группе мини-музей «Чистый город»

Критерии результата

В мини-музее представлены экспонаты по теме «Чистый город».

Экспонаты, изготовленные детьми, оформлены эстетически.

В экспонаты, изготовленные детьми, внесены творческие элементы.

Экспонаты в мини-музее вызывают эмоциональный отклик.

Ресурсы

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, эколог, родители, родственники детей, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель.

Бумага, краски, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, природный материал, дерево.

Форма презентации

Экскурсия по групповому мини-музею «Чистый город»

В ходе реализации проекта, формируются ключевые компетентности:

Технологическая компетентность

  • Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;
  1. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
  2. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях

Информационная компетентность

  • Умение задавать вопросы на интересующие темы;
  1. Умение получать информацию, используя некоторые источники;
  2. Умение оценивать социальные привычки, связанные с ситуациями в окружающей среде.

Социально-коммуникативная компетентность

  • Умение получать необходимую информацию в общении;
  1. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.)

VIII. Новизна Проекта

Использование игровых интерактивных технологий при реализации задач проекта. Ориентация на детскую исследовательскую деятельность.

I X. Срок осуществления Проекта

X. Перспективы развития Проекта

В дальнейшем в рамках Проекта возможно провести следующие мероприятия:

Экскурсии на городскую метеостанцию, в институт Экологии г.о. Тольятти, познакомить детей с деятельностью данных учреждений, их значением и ролью для нашего города;

Познавательное занятие на тему: «Лесная аптека»;

Экологическую игру «Знатоки природы»;

Конкурс на лучшую клумбу участка детского сада: «Цветик - семицветик»;

Предложить детям решить экологические задачи: «На кого обижен лес», «Что произойдет, если...» и др.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 27

Тракторозаводского района г. Волгограда

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по экологическому воспитанию учащихся

«Мы хотим жить в чистом городе!»

подготовлена Шабельской С.Ю.,

учителем начальных классов,

классным руководителем 2 «Г» класса

МОУ СОШ № 27.

Волгоград 2013

Классный час «Мы хотим жить в чистом городе!»

    Форма мероприятия: час общения с элементами экологического практикума.

    Целевая группа: дети 8 лет.

    Продолжительность мероприятия: 35 минут

    Методы и формы организации деятельности: диалог; использование ИКТ; связь с жизнью; опора на жизненный опыт учащихся; работа в группах.

    Цель: повысить уровень экологической культуры учащихся.

    Задачи:

Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора;

Развивать умение анализировать экологическую проблему;

Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в школе;

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

    Формирование УУД

Личностные:

Формирование учебно-познавательной мотивации (заинтересованности при выполнении заданий).

Познавательные:

Умение подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

Умение строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

Умение строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

Формирование умения объяснять свои действия, отстаивать свою точку зрения;

Формирование умения слушать партнёра, сотрудничать при работе в группах;

Работа с информацией;

Формирование умений сопоставлять информацию, полученную от всех участников группы;

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Регулятивные:

Умение контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

    Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

    Оборудование: проектор, компьютер, презентация с фотографиями грязного и чистого города, видеофильм;

Ход занятия

1.Эмоциональный настрой.

(Звучит мелодичная музыка)

- Я хочу на зорьке встать.

Солнце первой повстречать.

Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»

И оно мне улыбнется.

-Доброе утро! – Солнцу и птицам.

-Доброе утро! – вам, улыбчивым лицам.

Давайте и мы поприветствуем друг друга, поделимся частичкой своего настроения с одноклассниками.

Приветствие «Ладошка к ладошке»:

Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего занятия. Желаю всем удачи и успеха.

2. Организационный момент

Сегодня мы проведем необычное занятие – час чистоты.

Как вы понимаете слово «чистота »?

СЛАЙД 2.

Какая бывает чистота?

(Чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п. Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души - если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.). Темой нашего занятия сегодня и будет чистота. Чистота нашего города, нашей Земли .

Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, привёл в порядок себя - приведи в порядок свою планету».

СЛАЙД 3.

Как вы понимаете это высказывание?

Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать, содержать в чистоте. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.

3. Просмотр видеофильма «Как прекрасен этот мир!»

Всё ли понравилось вам в этом фильме?

Почему ужасны последние кадры фильма?

4 . СЛАЙД 4

Какая же она, наша Земля: чистая и красивая (фото 1 ) или похожая на мусорное ведро (фото 2 )?

(размышления детей)

Почему происходит загрязнение планеты? Можем ли мы одни навести порядок на всей планете?

У каждого из нас на большой планете Земля есть то место, которое роднее всего. Сначала это отчий дом, согретый теплом мамы и папы. Потом это двор. Здесь ты сделал первые шаги, сказал первое слово. Вырос и окреп. Вместе с тобой выросли деревья и дома. Затем это – ваша школа, где вы нашли своих друзей. Это место называется самым большим и емким по смыслу, но нежным по звучанию и кратким по произношению словом – Родина. Для сотен тысяч людей, и для вас в том числе, Родиной стал замечательный город на Волге – наш Волгоград. Как много замечательных мест в нашем городе.

СЛАЙДЫ 5 -6

Поднимите руки те, кто хотел бы жить в ЧИСТОМ городе. Я предлагаю вам сегодня поработать над этой проблемой – как добиться того, чтобы в нашем городе было чисто и красиво. Предлагаю подумать, что именно вы можете сделать для своего города, своей школы.

Можем ли мы с вами остановить загрязнение нашего города?

Одни, конечно, нет. Для этого необходимо, чтобы ВСЕ люди, или хотя бы большая часть, взялась за очищение своего дома, своей улицы, своего города, своей планеты. Но давайте подумаем, что же можем МЫ? (дети выдвигают предложения, я записываю их на доске)

Итак, мы можем:

Навести порядок хотя бы там, где живём (т.е. – в своём доме, подъезде, школьном дворе).

Привлечь внимание людей к этой проблеме и тем самым побудить их к наведению и поддержанию порядка в городе (КАК? – листовки, беседы).

Можем сами не разбрасывать мусор.

-можем благоустроить школьный двор и двор, где живём.

5. СЛАЙД 7. ФИЗМИНУТКА ( ГИПЕРССЫЛКА или Гном )

Чтение стихотворения.

Взрослым и детям давно пора знать,

Что для природы важнее всего.

Это везде чистоту соблюдать,

И больше не надо почти ничего.

Мусору - свалки, а птицам - гнездо.

Белкам и зайцам – леса и поля,

Не загрязняй никогда ничего,

И будет тебе благодарна Земля!

6. Экологический практикум.

    «Чисто там, где не мусорят»

Ситуация : Довольно часто мы наблюдаем такую картину: люди бросают мусор на улицах, не используя урны. Дети, разворачивая конфеты, тут же на газоне или тротуаре оставляют фантики. Молодые люди, покурив, бросают окурки. Да и взрослые люди зачастую ведут себя не лучше. Дворники не успевают убирать мусор. Окружающие вынуждены лицезреть неопрятный вид улиц.

Задание : Обсудите причины такого поведения людей. Почему так происходит? Может недостаточно урн?

РЕЗЮМЕ. Чисто там, где не мусорят.

    «Простые советы для ответственных граждан планеты Земля»

Задание для работы в группах :

Шаг 1. Давайте подумаем, что мы можем посоветовать жителям нашего города и учащимся нашей школы, чтобы проблема чистоты в Волгограде начала решаться. Сегодня вы будете тренировать свое умение работать над решением проблемы. Каждая пара получает своё задание. Затем вам необходимо в течение 3 мин. составить конкретный совет, как можно сократить количество мусора на городских улицах и во дворах, а также сохранить порядок в нашем школьном дворе. Команды получают задания составить советы : СЛАЙД 8.

1 -советы для учеников нашей школы, как поддержать порядок в школьном дворе и сделать его более красивым и ухоженным;

2 - советы для соседей по дому и улице, что надо сделать, чтобы дворы и улицы нашего города были чистыми;

Обдумайте и запишите несколько советов.

Шаг 2. А теперь объединитесь по 2 парты (передние учащиеся поворачиваются назад) и сравните ваши советы. Если советы различаются, то объедините их в один список. Затем выберите представителя группы, который зачитает результаты работы группы. На это вам даётся ещё 2 минуты.

Советы выступающим СЛАЙД 9 :

    Совет должен быть простым и выполнимым.

    Докажите, что ваш совет будет полезен всем окружающим.

После завершения составления советов учащиеся по сигналу учителя обсуждают их в малых группах – учащиеся впередистоящей парты поворачиваются к учащимся парты, стоящей сзади. В каждой группе должен быть составлен общий список предложенных советов и выбран выступающий.

ФИЗМИНУТКА 2.

Чтение стихотворения на СЛАЙДЕ 10 :

Мы по улице идем,

на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки

собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Все вокруг преобразится!

А затем представители каждой группы озвучивают свои решения.

Время выступления каждого участника ограничено одной минутой. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т. п.

Вы сейчас выслушали много разных советов. А теперь я предлагаю каждому из вас записать на бумажной ладошке, лежащей перед вами, тот совет, который вам понравились больше всего, но с одним условием: те, кто составляли советы для школьников – запишет понравившийся совет для соседей по дому, и наоборот. Из этих ладошек мы составим 2 ромашки с советами(склеиваем ромашки).

Шаг 3. Ребята, подумайте, как ваши советы довести до тех, кому они предназначаются?

Ромашку с советами для учащихся нашей школы мы можем повесить в школьном фойе и все её смогут прочитать.

А как быть с советами для соседей? (мы можем выпустить листовку с советами и повесить в подъезде).

7. Рефлексия.

Так может ли каждый из нас сделать наш школьный двор, наш город, а значит, и нашу планету чище?

Закончи предложение:

    Я не знал, что …

    Я хочу рассказать родителям …

    Теперь я буду …

    Теперь я не буду …

    Я понял, что …

Что каждый из вас уже сделал для этого?

8.Домашнее задание:

Понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи;

Вместе с родителями сделать елочную игрушку из бросового материала.

9. Итог.

Мы хотим жить в чистом городе! СЛАЙД 11.

Список литературы:

1.Фото картинок для презентации: http://images.cards.mail.ru/bb/d8/ca041bb23dc2aff65722945a6f71d8bb.jpg

2. «Урок Чистоты» Информационно-методические материалы для урока (мероприятия)