Что такое финансовая грамотность. Функциональная грамотность как методическое понятие Что такое грамотность в наше время

Сегодня говорят о компьютерной, экологической, правовой, политической, экономической, географической грамотности, имея в виду освоение комплекса соответствующих знаковых систем и умений оперировать их элементами. Всякая деятельность – это процесс разрешения проблем того или иного уровня сложности и чем выше этот уровень, тем значимее интеллектуально-познавательный компонент деятельности и тем обязательнее предварительное обучение. Поэтому в современных условиях путь к более полной реализации всех жизненно важных интересов человека пролегает через непрерывное образование.

От степени доступности и содержания тех или иных форм и уровней образования, включая, разумеется, наличие соответствующей мотивации самого субъекта, непосредственно зависят: мера материального благополучия, характер социального самочувствия, степень свободы принятия решений и выбор линии поведения.

Как уже отмечалось, принято отличать две основные формы грамотности – общую и функциональную. Общая грамотность складывается из совокупности систематизированных знаний и базируется на адекватном понимании человеком окружающей действительности.

Под функциональной грамотностью понимается способность к компетентному и эффективному действию. Она является социальным феноменом поскольку от нее зависит мера реализации жизненных интересов человека и характер его взаимоотношений с обществом.

Многочисленные несовпадения общей и функциональной грамотности заставляют задуматься о том, насколько адекватно фиксируется реальный процесс взаимодействия интеллектуальных возможностей человека и его деятельных потенций. По всей вероятности, основная причина неэффективной деятельности заключается не столько в отсутствии у субъекта знаний, умений и навыков, сколько в недостаточности самих этих компонентов грамотности для выполнения практической задачи высокого уровня сложности.

Непрерывное образование предполагает, в частности, обучение человека тому как самостоятельно осваивать новые знания. В принципе, этот тип образовательной деятельности может быть назван методологической грамотностью, хотя, разумеется, ни одно учебное заведение его не формирует. На наш взгляд, суть методологической грамотности состоит в активном овладении способами познания, операциями мышления, аналитическими умениями и приемами практического действия, общими для всех видов деятельности. Ею должен овладеть каждый независимо от рода профессиональных занятий, поскольку она придает процессам целеполагания и целеосуществления рациональный характер. О каком бы виде деятельности речь ни шла, будь то профессиональные занятия, участие в политическом движении, воспитании детей или спортивной игре, везде требуется предварительное изучение определенных правил и процедур, вытекающих из объективной логики ее предмета.

Надо полагать, каждому виду деятельности соответствует своя грамотность. К числу наиболее существенных можно отнести следующие виды грамотности:
а) технологическая – способность компетентно и эффективно разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий;

б) экономическая – знания теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание сути экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации;

в) гражданско-правовая – знание и понимание своих прав и обязанностей в широком контексте общественной жизни;
г) политическая – понимание социальной природы власти и государства, умения и навыки ведения общих дел и защиты общих интересов;
д) социально-коммуникативная – способность понимать других, овладение "языком" вербального и невербального общения, навыки взаимопонимания и совместной деятельности;

е) общекультурная – знания из области естественных, общественных и гуманитарных наук, а также по истории и современности художественной культуры;

ж) поведенческая – знание и понимание т.н. простых норм нравственности, правил служебного и прочего этикета, умение действовать сообразно ситуации;

з) методологическая – умение приращивать знания и углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта. Последний вид грамотности служит необходимой предпосылкой всех остальных.

Предлагаемая классификация характеризует грамотность в ее горизонтальном измерении. Она показывает многообразие ее видов и тем дает представление об основных компонентах, на которых может складываться современный стандарт грамотности. Внутри каждого из видов существует определенная градация, характеризующая грамотность в ее вертикальном измерении и позволяющая уточнить качественные параметры стандарта грамотности.

Вопрос об уровнях грамотности чрезвычайно актуален сегодня. Он должен внести ясность в содержание задач, стоящих перед различными ступенями единой образовательной лестницы. Предложенная ниже классификация базируется на концепции непрерывного и поступательного развития личности и фиксирует основные стадии этого процесса. В основании классификации – мера овладения знаковой системой естественных и искусственных языков.

Квазиграмотность или предграмотность. В основе всякой грамотности стоит слово, составляющее первоэлемент присущей человеку знаковой системы. Абсолютной неграмотности не бывает: неумеющие читать и писать умеют говорить с пониманием смысла употребляемых слов и их комбинаций. Это умение составляет необходимую предпосылку дальнейшего организованного обучения. В свою очередь, при отсутствии последнего, овладение устной речью как бы консервируется на однажды достигнутом уровне. Взрослые неграмотные, как показали исследования, уступают своим сверстникам по целому ряду показателей интеллектуального развития – способности оперировать абстрактными категориями, критичности мышления, восприятию нового. Говорить о противоположном термине нет смысла: люди, не овладевшие устной речью, допустим, в силу ограничений, наложенных природой, - большое исключение.

Элементарная или исходная (базовая) грамотность – заключается в умении читать и писать в пределах ограниченного словарного запаса, отражающего реалии повседневного, преимущественного бытового окружения. Противоположный термин – неграмотность в традиционном понимании.

С точки зрения заявленного основания данной классификации, элементарная грамотность – это способность составлять слова из знаков родноязычного алфавита, умение правильно произносить их и строить из них простейшие (состоящие в основном из нераспространенных предложений) связные тексты и излагать их в письменной форме. Это также умение считать предметы ближайшего окружения, фиксировать в цифрах их количественное соотношение (куриц – 10, уток – 6), а также изменения в нем с привлечением действий сложения и вычитания.

В связи с этим, представляют интерес наблюдения, сделанные во время исследований по проблеме взаимосвязи грамотности базовой и функциональной в ряде европейских стран. Оказалось, что отсутствие образования, а также элементарных навыков письма, чтения и счета, в некоторых случаях не является препятствием в выполняемой работе. Люди с данным уровнем грамотности могут быть востребованы на рынке труда при условии адаптированности к необходимому перечню профессиональных действий. Кстати, в сохранении низкого уровня грамотности работника, часто бывает заинтересован работодатель, поскольку это позволяет применять наиболее низкие ставки оплаты труда.

Функциональная лингвистическая грамотность – активное овладение нормативным языком и запасом слов, отражающих реалии в сфере труда и других сферах общественной жизни, понимание грамматического строя языка и умение использовать при письме его выразительные средства. В этот же уровень входит отчетная грамотность в рамках умения производить необходимые в поседневной жизни обсчеты, в т.ч. с привлечением технических средств. Противоположный термин – безграмотность, т.е. плохое понимание основ деятельности, влекущее частные ошибки.

Базовая общекультурная грамотность - овладение основными понятиями фундаментальных наук о человеке, природе и обществе, а также основами художественной культуры и элементами ее языка. Противоположный термин – необразованность, т.е. низкий уровень осведомленности в вопросах науки и культуры.

Универсальная функциональная грамотность или компетентность – способность к нормативному исполнению социальных ролей, основанная на успешном освоении теоретических знаний и имеющегося практического опыта в различных сферах общественной жизни (технология, экономика, политика, культура). Противоположный термин – дилентатизм, то есть ограниченная компетентность, не соответствующая уровню сложности решаемых проблем и выполняемых задач.

Надфункциональная грамотность – объем знаний, развитие интеллектуальных потенций и духовного мира в целом, превышающие уровень функционально необходимых требований. Ее также можно назвать освобождающей или самоцельной грамотностью, имея в виду широту кругозора, а также способность человека преодолевать детерминирующее воздействие обстоятельств ближайшего социального окружения, расширение диапазона его свободного волеизъявления. Противоположный термин – духовно-культурная ограниченность, порождающая социальный конформизм.

Творческая грамотность – способность к компетентной новаторской деятельности, умение создавать новое, преемственно обогащать имеющийся социальный опыт собственным вкладом. Противоположный термин – стандартность и некритичность мышления, удерживающие индивида в рамках репродуктивной деятельности. Творческая грамотность, как и все предшествующие ей уровни, имеет ряд восходящих ступеней. Главные из них: а) способность к новаторству в сфере общественной практики; б) способность вырабатывать качественно новое знание. В данном случае речь идет о первой ступени.

Метаграмотность или послеграмотность – уровень развития творческого потенциала, превышающий результаты обучения, учения, самообразования и других форм присвоения готовых знаний. Имеется в виду способность эффективно осуществлять поисковый процесс в сфере духовного производства, зависящая во многом от опыта обращения с метафизическими объектами, врожденной одаренности, интуиции, эмоционального отношения к объекту познания. Эта способность, скорее всего, результат самонаучения строить мыслительный поисковый процесс с привлечением теоретических абстракций.

В качестве противоположных терминов могут быть названы –бессистемная эрудиция, вульгарный рационализм, узкопрагматически ориентированное новаторство в сфере технологии, экономики, политики.

Закономерен вопрос о сходстве и различии между творческой грамотностью и метаграмотностью. В первом случае подразумевается способность к новаторскому действию, основанная на активном освоении имеющихся знаковых систем; во втором – способность к их обогащению новыми элементами или новым пониманием уже имеющихся.

Первый из перечисленных уровней грамотности складывается вне системы образования, последний базируется на достигнутых в ее стенах результатах. Их выделение дает представление о том, как лучше подготовить фундамент образовательной деятельности и на какие конечные цели ее направить.

Подробности

Бабушкина Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы № 1002, г. Москва olga 1011-68@ mail . ru

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность . Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Т.е., грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.

Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Таким образом, в строгом значении слова функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни («социальная практика работы с текстом»). Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия различных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников.

Невысокие результаты российских учащихся в исследованиях PISA обусловлены, с нашей точки зрения, следующими основными причинами:

1) недостаточной практической ориентированностью содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;

2) перегруженностью программ и учебников;

3) недостаточным вниманием к формированию общеучебных и интеллектуальных умений;

4) недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.

Надеемся, что данные риски будут нивелированы с реализацией ФГОС на всех уровнях обучения.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Как определить, обладает ли человек функциональной грамотность?

Думаем, что столкнувшись с ее отсутствием. Таким образом, проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов ликвидации безграмотности и формирования функциональной грамотности.

А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

Итак, функционально грамотная личность - это человек,

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

ü Общая грамотность : написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

ü Компьютерная : искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

ü Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях : оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

ü Информационная : находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

ü Коммуникативная : работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

ü Владение иностранными языками : перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

ü Грамотность при решении бытовых проблем : выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

ü Правовая и общественно-политическая грамотность : отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Согласно Р.Н. Бунееву, конечный результат обучения - «взращивание функционально грамотной личности», обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь и др. Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия.

Но, говоря о функциональной грамотности, нельзя не ввести понятия «компетенция//компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения.

Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности. Заметим, что ключевые компетенции не противопоставляются традиционным ЗУН, но, тем не менее, понятно, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой, – это разные образовательные результаты, в основе которых лежат разные типы содержания образования.

Отметим, на наш взгляд, принципиально важную позицию, сформулированную в ФГОС: приоритетным становится личностный результат обучающегося. А раз так, то для успешного воспитания функционально грамотной личности необходимо придать образованию личностный смысл. Итак, личность - это субъект деятельности. А «учение через деятельность» (Д. Дьюи) - основополагающий принцип ФГОС 2 поколения. Напомним основные принципы системы Д. Дьюи: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Именно поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т.е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.

Этому во многом способствуют открытые образовательные технологии, уже прочно вошедшие в практику работы школы, и обучающие структуры (Сингапурские технологии), создающие безопасную и благоприятную для мозговой деятельности среду и др. Именно в технологии заключен теоретико-практический инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000.

2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.

3. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007.

4. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. № 12.

5.Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006.

6. Дьюи Джон. Школа и общество.- Москва, 1924.

7. Дьюи Джон. Школы будущего.- Москва, 1922.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001.

9. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь . Проспект, 2010.

10. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 20001г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2002.

11. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам. Уч пос., Сарапул, 2010.

12. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. Поиск новой парадигмы. М., 1998.

13. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006.

14. Терминологический словарь современного педагога, 1999.

15. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2–е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.

Сегодня довольно часто можно встретить малограмотных людей, которым и в голову не приходит, что в словах нужно делать правильные ударения, мысли можно складно формулировать, а писать - без грамматических ошибок. А ведь русский язык по-прежнему является одним из ведущих школьных предметов.

Дело в том, что закладывается в человеке грамотность в самом юном возрасте. Ребенок слушает, как говорят родители, и усваивает их манеру речи как правильную, достойную подражания. Следовательно, от того, насколько правильно умеют излагать свои мысли родители, зависит, станут ли их дети в дальнейшем культурными и образованными людьми.

Грамотному человеку легче подыскать для себя интересную, престижную работу. Мудрые руководители сразу подмечают, владеет ли будущий сотрудник родным языком, насколько он свободно и легко говорит, доступно ли излагает свои мысли, грамотно ли пишет.

Вряд ли на работу с документами возьмут человека, пишущего с ошибками. На должность, связанную с постоянным общением с разными людьми, примут того, кто имеет благозвучную грамотную речь. Рассматривая претендентов на работу по составлению деловых бумаг, работодатель отдаст предпочтение тому, кто превосходно справился с заполнением анкеты.

Но есть работы, где вроде бы не нужна особая грамотность. Работающие в таких местах люди зачастую безответственно относятся к развитию собственных речи и письма. А ведь у них родятся дети, для которых родители станут образцом во многом, в том числе и в речевой культуре.

Учиться правильной письменной и устной речи стоит хотя бы ради детей, чтобы суметь помочь им с получением полноценного образования. Никто не знает, что уготовано ему в жизни. Возможно, ваш ребенок выберет профессию, где высокая грамотность будет ему крайне необходима.

Сегодня страничка в социальных сетях есть почти у всех. Это удобный канал коммуникаций. Очень важно при таком интернет-общении быть правильно понятым собеседником. То же касается сайтов, которые есть сегодня у многих. Авторы размещают там свои тексты. Посетители, заходящие на сайт, охотнее будут читать тексты, написанные интересно, понятно и без ошибок.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Микнис Диана Тугаудасовна

аспирант МПГУ, Москва

e-mail: [email protected]

FUNCTIONAL LITERACY AS A METHODOLOGICAL CONCEPT

Diana Miknis

Postgraduate Student

The Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

Аннотация . В статье раскрывается взгляд на функциональную грамотность в методическом аспекте.

Abstract. The article reveals the view of the consept of functional literacy in the methodological aspect.

Ключевые слова: функциональная грамотность, методика преподавания русского языка.

Keywords: functional literacy, methods of teaching the Russian language/

В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач. В Законе «Об образовании», в образовательной инициативе «Наша новая школа» и других нормативных документах формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

В педагогической науке представление о «функциональной грамотности/неграмотности» появилось в конце 60-х г., впервые было обозначено в документах ЮНЕСКО как международная проблема, касающаяся развитых стран мира. На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965 г.) был предложен термин «функциональная грамотность». Согласно новой редакции документа, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общины».

В 1967-1973 гг. ЮНЕСКО разработала и стала осуществлять Всемирную экспериментальную программу распространения грамотности, в которой концепция и стратегия функциональной грамотности понимались как обеспечение процесса овладения чтением и письмом, приобретение общих практических знаний.

Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать. Б.С. Гершунский утверждает, что формирование грамотности является прерогативой не только школы, но и общества в целом, так как представление о том, что грамотность сводится лишь к овладению элементарными навыками чтения, счета и письма, устарело. Появление феномена функциональной грамотности существенно расширило временные рамки приобретения тех или иных компонентов грамотности.

Рассмотрим функциональную грамотность как методическое понятие, способствующее развитию различных компетенций учащихся на уроках русского языка.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности на уроках русского языка :
- коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменнойречи;
-
информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
-
деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. При изучении русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является с пособность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции; различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.

К методическим факторам, которые мы учитываем в первую очередь, включая тексты в учебный процесс, относим: критерии отбора текстового материала; виды работ, целесообразных со стороны включения текста в урок; организация урока с использованием возможностей опоры на текст.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции , но и языковой и лингвистической. Таким образом, языковая компетенция предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности, а лингвистическая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов. Типы заданий должны быть продуктивными. При развитии языковой компетенции это может быть анализ слов и форм, сопоставление одного явления с другим, составление схем и таблиц, создание текста на основе схем и таблиц. Работа со словарем, обращение к памятникам культуры, высказывания о языке, сравнение явлений в разных языках – все это направлено на освоение лингвистической компетенции учащихся.

Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе, а грамотность – академическим, связанным с деятельностью образовательных учреждений. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в различных областях. В новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, уже имеет свое место в научной и педагогической парадигме.

Список использованной литературы

  1. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века [Текст] // Советская педагогика. – 1990. – С.58-64.
  2. Гершунский Б.С. Философия образования [Текст]. – М.: МПСИ, Флинта,1998. – 432с.
  3. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М.: ИТОП РАО,1999. – 228 с.
  4. Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст] // Человек и образование. - 2006. – ном.8,9. – С. 44-49.

Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Русский язык считается одним из сложных. Но интернет значительно облегчает муки школьника, студента и ускоряет процесс вхождения в новую языковую среду.

Инструкция

Цели и намерение - это самое главное. От целей зависит сложность осваиваемого материала, а от намерения интенсивность занятий. Понятно, что бизнесмену важнее лексика юридическая и узкоспециальная терминология, а наемный рабочий должен понимать работодателя и иметь запас фраз для экстремальных ситуаций, связанных с медициной или правовыми . В первую очередь, надо осваивать то, что понадобится в ближайшее время. А потом уже развиваться вширь и вглубь.

Учить язык в одиночку - пустая трата времени. Если нет интернета, надо искать носителя языка и разговаривать с ним. Мало знать грамматику и вызубрить двести слов. Надо иметь навык их использования. Вот все большей популярностью пользуются сетевые площадки, где одни люди помогают учить язык другим. Например, сеть livemocha.com, где могут обучиться языку пользователи с минимальным уровнем знаний. Можно осваивать новый материал, выполнять задания и общаться письменно или голосом с носителями языка.

Если русскоговорящего помощника в реальной нет, а потренироваться в изучении русского языка хочется, на помощь придут виртуальные тренажеры, полезные игры со словами. Например, классическая игра "Эрудит" (Scrabble) http://www.wordgameolympics.ru/menu3.php .

Развивайте фонематический слух ребенка. Если вы до школы не составляли звуковые модели слов - самое время этим заняться. Объясните ему, какие существуют звуки и как они обозначаются на письме. Не все слова пишутся так, как слышатся, и ребенок должен усвоить эту разницу.

Если нарушений речи нет, но присутствует явная невнимательность, постарайтесь избавить своего от этого недостатка. Есть немало игр на внимание, и проводить их можно в любое время, в том числе на прогулке. Подберите такие, в ходе которых каждый участник должен будет четко выполнять задание. Это могут быть классики, когда надо строго соблюдать последовательность движений, упражнения со скакалкой, с мячом. Не пренебрегайте словесными и настольно-печатными играми, когда нужно точно сосчитать, например, количество шагов или назвать город на ту букву, на которую название предыдущего. Вам могут оказать большую помощь покупные или самодельные игры с буквами, вроде «Составь слово» или «Эрудит». Ребенку понятна задача, и он невольно будет стремиться составлять слова правильно.

Постарайтесь приобщить ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этой ситуации вас может очень выручить компьютер или устройство для чтения электронных книг. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, нежели с бумажных страниц. Тем более что нужное произведение очень часто можно найти в интернете скорее, чем в библиотеке. Если соблюдать правила гигиены, то никакого вреда зрению ребенка компьютер не нанесет.

Поставьте текстовый редактор с проверкой орфографии. Объясните ребенку, что программа его проверяет, но она и сама может иногда ошибаться. Ее можно учить, но для этого надо самому точно знать, как пишется то или иное слово. Не бойтесь, что ваш ученик привыкнет полагаться на программу. В любом случае вы таким образом активизируете его зрительную память, и правописание многих слов он запомнит автоматически.

Могут помочь и некоторые компьютерные игры, вроде «Поля чудес». В них надо отгадать задуманное слово. Но определить его можно только тогда, когда знаешь, как оно пишется. Такие игры можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.

Не бойтесь социальных сетей. Конечно, страницу ребенка и его контакты необходимо контролировать. Вы легко это сумеете, если владеете компьютером лучше вашего малыша. Постарайтесь обеспечить своему школьнику такой круг общения, в котором принято писать грамотно. Объясните, что социальные сети существуют не только для того, чтобы поболтать с соседом по парте. Можно, например, получить консультацию с любым преподавателем. Это особенно важно, если ребенок чем-то всерьез увлечен и у него есть вопросы, которые он хотел бы задать компетентному человеку. Научите его проверять свои сообщения. Объясните, где в интернете можно найти словари и как ими пользоваться.

Отдайте ребенка в кружок иностранного языка. Осваивая логику незнакомой для него речи, он подсознательно начнет постигать и трудные для него явления родного языка. У людей, которые с детства знают несколько языков, обычно не бывает проблем с

Словари

У каждого ребенка должен быть орфографический словарь. Помимо профессиональных нужно составить свой собственный словарик, в котором будут записаны самые сложные слова, чаще всего вызывающие трудности. Как только накопится несколько слов (5-10-15), можно составлять из них кроссворды, писать короткие диктанты, играть в «найди ошибку».


Родители должны помнить, что подобные упражнения с ребенком должны проходить в виде игр в благоприятной обстановке, а не превращаться в тягостное и нелюбимое занятие, отбивающее желание учиться.

Существует целый ряд способов овладения грамотностью. В их число входят работа со словарями, заучивание основных правил русского языка, которые, в общем-то, содержатся и в школьных учебниках, написание диктантов, чтение художественных произведений и др. Очень полезно будет использовать несколько способов. И главное здесь – систематичность и целеустремленность.

Работа со словарями

В домашней библиотеке необходимо иметь хотя бы один толковый и орфографический словари. Наиболее популярными и полезными являются толковые словари под редакцией Ушакова и Ожегова. Ежедневно нужно просматривать и запоминать написание и значение не менее пяти-шести слов. Следует обращать особое внимание на постановку ударения. Это позволит не только безошибочно записывать новые слова, но и правильно произносить их, а также значительно расширит словарный запас. Даже если вы считаете, что у вас достаточно богатый лексикон, всегда найдутся интересные и незнакомые слова, так как язык постоянно развивается, пополняется новой лексикой, какие-то слова становятся архаичными, уходят из повседневной речи, употребляясь лишь в .

Правила русского языка

Не лишним будет и вспомнить изученные в русского языка. Их достаточно много. Наличие такого множества правил связано прежде всего с языковыми реформами, со становлением языка на фундаменте существовавших ранее диалектов. Эти явления и породили исключения из этих правил, которые также не стоит упускать из виду. Тем более, что почти к каждому правилу есть исключение. В этом отношении русский язык довольно сложен в изучении для иностранцев.

Домашние диктанты

Ежедневное записывание под диктовку текстов через определенное время, несомненно, даст свои результаты. Это проверенный годами метод запоминания написания незнакомых доселе слов, постановки знаков препинания, построения предложений. Он используется испокон веков. Однако наибольших успехов в этом достигают те, у кого более развита память, связанная с моторикой и звуковым восприятием. Здесь большую роль играет систематичность. По полчаса занятий в день вполне достаточно, чтобы уже через пару месяцев начать писать более грамотно.

Чтение литературы

Не менее полезным в данном деле будет и чтение художественной литературы. Предпочтительной является классика, так как именно там перед вами откроется вся красота и великолепие русского языка. Всевозможные метафоры, аллегории и другие художественные приемы, используемые авторами, делают язык особенным и неповторимым. Где еще можно встретить такое обилие лексики! Именно в литературе встречаются все возможные способы построения предложений, влияние эмоций на постановку знаков препинания. При этом чтение должно стать хорошей привычкой.

Видео по теме

Совет 17: Как самостоятельно улучшить грамотность письма

С ростом доступности интернета расширяются возможности общения в этой действительно всемирной сети. Так здорово общаться с разными людьми, узнавать что-то новое, вести бизнес. Однако, при этом очень важно вести переписку грамотно. Как самостоятельно повысить уровень своей грамотности, расширить словарный запас?

Даже если вы плохо учились в школе и по русскому языку в аттестате имеете слабую "3" (что, чаще всего, соответстует объективной оценке "2"), будучи взрослым человеком можно значительно подтянуть грамотность письма, научится выражать свои мысли оригинально, интересно.

Читайте!

Начните с произведенй великих писателей - учитесь у них, ищите оригинальные выражения, редкие слова. Заставьте себя прочитывать хотя бы по рассказу (небольшой повести или главе романа) в день. Если вы не знаете значения некоторых слов, обязательно ищите их в толковом словаре.


Полезный совет: человек, который много читает, достаточно быстро начинает писать грамотнее, однако, чтобы еще ускорить этот процесс, длинные и сложные слова прочитывайте несколько раз, медленно, желательно вслух.


Хочу обратить внимание читателя на следующую проблему: в книгах, изданных после 2000 года, ошибок намного больше, нежели в советских. Постарайтесь выбирать книги, изданные до 1980-90 г.г.

Пишите!

Разумеется, научится писать грамотно без тренировки не получится. Разделите "писательство" на несколько этапов. Начните с текстов, затем начните устраивать себе диктанты (попросите помощи у родственников, знакомых или пишите с аудиозаписей книг). После того, как в текстах количество допускаемых ошибок значительно сократится, переходите к изложениям (обращайте внимание не только на грамотность, но и на логику изложения информации, художественные достоинства вашего текста). Помните, что сложность текстов, с которыми вы работаете, должна постепенно расти.


Полезный совет: идеальный вариант на этапе письменных тренировок - найти помощника, который вам составит компанию, будет диктовать, проверять ваши тексты. Небесполезна и обратная ситуация - проверка чужого диктанта, изложения.


После тренировки на чужих текстах, переходите на создание своих. Начните, к примеру, вести дневник, писать