Логопедическое занятие "слова, обозначающие признаки предметов". Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы" Логопедическое занятие на тему слова признаки действия

Слова, обозначающие

признаки предметов

Открытое фронтальное

логопедическое занятие в 4 классе

Дано студентам МГГУ им. М.Шолохова

Учитель-логопед Макарова О.А.

Тема Слова, обозначающие признаки предметов.

Цели Развитие слухового внимания; уточнение и активизация словаря; уточнение и закрепление представлений учащихся о словах, обозначающих признаки предметов;

Умение соотносить предмет с его признаком и определять по признакам

Соответствующий предмет;

Развитие навыка постановки вопросов к

Словам-признакам; развитие зрительного

Восприятия.

Оборудование Предметные картинки, круг для игры с секторами(вращающийся), прилагательные на карточках, карточки с

Вопросами для каждого ученика, контуры

С изображениями различных животных,

Карточки с предложениями, фишки,

Картинки с антонимами, палочки.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слово, обозначающее признак предмета.

2. Развитие зрительного восприятия.

Показываю лист с изображениями животных, учащиеся определяют, называют.

А теперь посмотрите на схему и скажите, к какому животному она подходит. 0 0 0 0 0 0 (чередуются согласные и гласные собака)

3. Отгадать загадку.

Он пушистый, серебристый,

Белый-белый, чистый, чистый

На землю ватой лег.

Какие слова помогли догадаться, что это снег?

Почему снег сравнивают с ватой?

Правильно. Молодцы! Вы уже догадались, мы будем сегодня говорить на занятии о словах-признаках.

4. Закрепление и повторение пройденного.

Дидактическая игра «Молчанка».

Я показываю карточку со словами прилагательными, а вы показываете карточку с нужным вопросом к этому слову.

Кто ошибется, та команда получает штрафное очко.

Слова напечатаны на карточке, каждое слово отдельно.

Холодный, глубокая, мокрое, быстрый, зимние, снежные.

Игра «Найди меня!» . Развитие умения соотносить предмет и его признак, ставить вопрос к словам, обозначающим признак предмета. У каждого ученика на парте лежат – одна предметная картинка и карточка с напечатанным словом признаком.

Сейчас мы будем играть. Игра называется «Найди меня!»

У нас 2 команды. Сначала каждый член 1-ой команды читает свое слово, а ребята 2-ой команды находят и называют нужную картинку. Потом ученики 2-ой команды читают свои слова, а 1 -я команда называет соответствующую картинку.

Кто нашел свою картинку, поднимает руку, называет картинку и ставит вопрос к услышанному слову-признаку и повторяет все сочетание. Например, картинка «варежки» какие? теплые (слово

напечатано на карточке) .

За правильный ответ команда получает очко. Если ошибся – штрафное очко.(Фиксируется фишками разного цвете)

И тоги подведем в конце урока.

Слова на карточках:

теплые, дремучий, новое, спелые, аккуратная, яркое, железный,

высокая, колкая.

Предметные картинки: варежки, лес, платье, сливы, девочка, солнце, замок, сосна, елка.

5. Динамическая пауза.

Сейчас мы немного отдохнем. На каждое слово делаем движение.

Мой веселый, звонкий мяч (присесть-встать-присесть-встать)

Ты куда пустился вскачь?(руки вперед-вверх-в стороны-вниз)

Синий,красный, голубой (хлопок в ладоши на ударный слог)

Не угнаться за тобой. (руки в стороны- вниз)

Пальчиковая гимнастика.

У стола 4 ножки, сверху крышка как ладошка.

6. Письменное выполнение задания.

Тихо сели, открыли тетради.

Какое сегодня число?

Какой день недели?(Отвечает дежурный)

Сейчас мы будем выполнять задание «Угадай!»

На столе вращающийся круг, по кругу расположены карточки с напечатанными словами, которые обозначают признаки предметов.

На какую карточку укажет стрелка, вызванный ученик вынимает карточку, читает слова и отгадывает предмет (ЕСЛИ ТРУДНО по признакам определить предмет, на обратной стороне картинка).

Запись 2-3 словосочетаний в тетрадях.

Я на доске

Морковь сочная, вкусная, сладкая.

Горох узкий, длинный, гладкий.

Огурец сочный, свежий, зеленый. (И т. д.)

7. Работа со словами антонимами.

Игра «НАОБОРОТ»

Слов на свете много есть

Слов на свете нам не счесть.

Есть слова «приятели».

А есть и «неприятели».

Я буду показывать картинки, и называть одно слово. а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, т.е. слово неприятель.

За правильный ответ очко команде.

Здоровая девочка – больная девочка.

Молодой человек – старый человек.

Грустный мальчик – веселый мальчик.

Широкая лента – узкая лента.

Длинная веревка – короткая веревка.

И т.д.

8. Работа с карточками.

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы хорошо справились.

А теперь поработаем с карточками. (Карточки на партах)

Прочитайте предложения, вместо точек подберите слова «неприятели».

Крыжовник кислый, а клубника (какая?)…..(сладкая).

Пух легкий, а камень (какой?) ……(тяжелый).

Лимон кислый, а сахар (какой?0 ……..(сладкий).

9. Сложить из палочек фигуру «Самолет» по образцу.

10. Итог занятия.

Что нового узнали на занятии?

Что учились делать сегодня?

Подсчет очков и определение команды победителя.

Киселева Ольга Евгеньевна. Мой идентификатор:232-639-062.

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Слова-признаки.

Цели:

Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов»; - формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе;

Научить составлять предложения по заданной схеме.

Развитие фонематического восприятия, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения;

Воспитание положительной мотивации к обучению.

Оборудование: муляжи овощей, рисунки с искаженным цветом овощей; две корзинки, карточки со словами - предметами и словами-действиями; осенние листья.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Цель: активизировать внимание детей.

Физминутка.

Солнышко проснулось,

Лучами потянулось.

Раскрылись листочки,

Распустились цветочки.

Да и ты не зевай,

Солнцу щечки подставляй.

Взбодрились. Можем начинать наше занятие.

Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели? (Записать в тетради число.)

2. Повторение пройденного материала.

Дети читают слова, написанные на карточках, и распределяют их в два столбика, прикрепляя на доску.

( ДЕНЬ, ПОГОДА, ЛЕС, НЕБО, СПИТ, ГУЛЯЕТ, РИСУЕТ, ПОЁТ)

(Дети зачитывают слова в первом столбике: ДЕНЬ, ПОГОДА, ЛЕС, НЕБО)

Поставьте вопрос к словам. Что обозначают эти слова?Как мы называем эти слова?

Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)

Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто?», «Что?»)

Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)

Прочитайте слова на доске во втором столбике.

(Читают слова во втором столбике: СПИТ, ГУЛЯЕТ, РИСУЕТ, ПОЁТ.

Поставьте вопрос к словам. - Что они обозначают?

Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)

Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос:«Что делает?», «Что сделает?»)

Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)

3. Работа по новой теме.

Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета.

Какое сейчас время года? (Осень.)

Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)

К нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)

Кто это?

Правильно. Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).

(Дети берут овощи из корзины.)

Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)

Для того, чтобы узнать подробнее об овощах, будем задавать вопрос «Какой?»

Какие овощи по величине?

Помидор (какой?) большой. Перец (какой?) большой. Морковь (какая?) маленькая. Свекла (какая?) маленькая.

Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор сладкий, перец горький, морковь сладкая, свекла сладкая.)

Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)

Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.

Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова - признаками.)

Вы сейчас называли признаки предметов.

Запишите в тетрадь тему нашего занятия - слова- признаки.

Работа у доски. Определите признаки предметов и запишите.

Перец (какой? по вкусу) горький.

Свёкла (какая) по форме) круглая.

Огурцы (какие? на ощупь) шероховатые.

Назовите вопросы, на которые отвечают слова-признаки.

Слова признаки подчеркивают волнистой линией.

4.Пальчиковая гимнастика с прищепкой.

Посмотрите, к нам пришел котенок. Он очень любит играть. Давайте с ним поиграем.

«Котенок»

При произнесении каждого слова дети «кусают» прищепками пальчики, начиная с указательного, в прямом и обратном направлении со сменой рук.

Кусается сильно котёнок глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться- скажу тебе: «Кыш»

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.

С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.

Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный, зрелый, желтый.

(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)

6.Профилактика миопии.

Цель: упражнять глазодвигательный механизм.

Огородник рассыпает листья.

Проследите за кружащимся листочком.

(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)

Ребята, а вы узнали листья каких деревьев падали?

«Назови, правильный признак: какой?»

Лист березы - березовый;

Рябины - рябиновый;

Дуба - дубовый; .

Клена - кленовый;

6. Развитие зрительного внимания.

Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей)

(Дети рассматривают рисунки.)

Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)

Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)

Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.

7. Динамическая пауза.

Огородник хочет научить вас работать в огороде.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Грабли в руки взяли, грядки разровняли.

Семена рядами дружно мы сажали,

а потом водою теплой поливали.

8. –Ребята, огородник приготовил для вас стихотворение, послушайте.

Приходите в огород

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород -

Очень интересно. (Е. Благинина)

-Куда нас приглашает огородник? Зачем?

Что растет в огороде?

(Огородник прощается и уходит)

До новых встреч, ребята.

8. Согласование существительных с прилагательными.

Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давай попробуем сделать заготовки на зиму. (Работа по карточкам)

Салат из капусты (какой?) ____________ (капустный.)

Салат из свеклы (какой?)____________ (свекольный.)

Икра из кабачков (какая?)___________ (кабачковая.)

Икра из баклажанов (какая?) ________________(баклажанная.)

Пюре из картофеля (какое?)________________ (картофельное.)

Допишите словосочетания, подчеркните слово - признак волнистой линией.

9. Пальчиковая гимнастика.

Сейчас покажем как можно заготовить на зиму капусту.

Капуста.

Мы капусту рубим-рубим.

Мы капусту солим-солим.

Мы капусту трём-трём.

Мы капусту жмём-жмём.

10. Составление предложений.

Гроза.

Поднялся ветер. Закружились в воздухелисточки.

Перестали квакатьлягушки. В небе сверкнуламолния.

(Записывают составленные предложения в тетрадь, подчеркивают слова-признаки)

11. Итог занятий.

К нам на занятие приходил огородник.

Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)

С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)

Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)

Тема: «Знакомство со словами, обозначающими признак предмета»

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета. Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие вопросы отвечают, их графическое изображение). Совершенствовать навыки словообразования. Обогащать словарный запас. 2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать психические процессы: ориентировку в пространстве, восприятие, внимание, память. 3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход занятия:

I . Речевая разминка

Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость.

*Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

*Краб крабу сделал грабли.

II . Организационный момент

Игра "Вершки и корешки" (развитие ориентировки в пространстве)

У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку.

Слова: капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III . Повторение пройденного материала

Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV . Основная часть

1.Знакомство со словами, обозначающими признак предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет груша.

Что у тебя в руках? Скажи, какая она по цвету? форме? вспомни её вкус? Логопед выставляет предметную картинку груша и её слова-признаки на доске:

груша - зелёная, треугольная, сладкая

К предмету - груша, мы подобрали слова, обозначающие признаки этого предмета. Перечислите эти слова.

Что мы узнали о груше с помощью этих слов? (то, какая она: зелёная, треугольная, сладкая).

По аналогии подбираются признаки к словам: лимон и яблоко:

лимон - жёлтый, овальный, кислый

яблоко - красное, круглое, сочное

Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко? грушу? лимон? (выставляются вопросы на доску напротив слов-признаков).

Какое? Какая? Какой?

Сегодня, мы будем работать со словами, которые обозначают признак предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

У вас на столах находятся предметные картинки и вопросы, которые задаются к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос, подходящий к этому предмету и ответить на него.

Предметные картинки: мяч, стол, петух, солнце, лиса, озеро, кастрюля, дождь, бабочка (по 5 картинок каждому ребёнку)

Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признак предметов? (ответы детей)

В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным. Эти слова необходимы для точности описания предмета, для образности и украшения нашей речи. Подчёркиваются они волнистой линией.

3.Физминутка

Мы шагаем по дороге

Поднимаем наши ноги

Быстро-быстро побежали,

А потом присели, встали

Прыг-скок, прыг-скок,

А потом присели - всё!

Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком)

В руку мячик я возьму -

раз сожму, два сожму,

И в другую положу -

раз сожму, два сожму,

Меж ладошек положу -

покружу-покружу,

По всем пальчикам пройду

И на место положу.

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (развитие навыка словообразования)

Решите пример и запишите словосочетание, которое получится из слов, путём сложения:

солнце + день; дом + уют; яблоко + сок; снег + баба

Проверка (на доску выставляется образец логопеда):

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами.

Необходимо записать предложения в правильной последовательности.

Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой (проверка).

V . Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Логопед "бросает" слово-предмет, а ученик-слово, обозначающее его признак.

Например: логопед - небо, ученик - голубое.

Слова: мяч, книга, заяц, солнце, дом, снег, петух, помидор, кукла, сок, цветок.

VI . Итог. Оценка.

Наше занятие подошло к завершению.

С какими словами мы сегодня работали?

На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

Для чего нужны слова-признаки в нашей речи?

Ребята, вы молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики". Оцените себя, прикрепив смайлик на доску под оценкой, которую вы поставили себе за работу на занятии.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Слова -признаки».

Составил: учитель - логопед Дятко Т.Н.
Цель: познакомить со словами - признаками и вопросом, на который они отвечают.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- расширить и активизировать словарный запас словами, обозначающими признаки;
- закрепить обобщающее понятие «фрукты»
- закрепить навык составления простого предложения;
- учить распространять предложение введением в него однородных членов (признаков предмета).
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую моторику;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать навык правильного речевого дыхания.
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию,
- воспитывать самоконтроль за своей речью.

Оборудование: фрукты (на выбор педагога), раскраски: яблоко и лимон, цветные карандаши, картинки – модели: глаз, рука, нос, рот.

Содержание организованной образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Логопед: Посмотри, что лежит на столе? (Фрукты). Все они разные и не похожи друг на друга. Про каждый фрукт мы можем сказать, какой он по цвету, форме, величине, весу т.д. Выбери любой фрукт. Какой он?
II. Основная часть.
1. Рассказ о словах – признаках.
Логопед: красный, круглый, большой …. – это признаки предмета. Чтобы назвать признак предмета, мы должны задать вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Когда мы называем признак предмета – мы произносим слово.
Например: большой – это одно слово; большой, красный – два слова; большой, красный, круглый – это сколько слов?
Слова – признаки мы будем обозначать треугольником.
Чтобы назвать слова – признаки, нам помогут картинки – символы: глаз, рука, нос, рот. (Предъявляются ребенку картинки – модели)
Что мы можем увидеть глазами? (цвет, форма, величина, материал)
Что мы можем почувствовать на ощупь руками? (гладки – шершавый, твердый – мягкий, тяжелый – легкий)
Что можно ощутить, положив предмет в рот на язык? (вкус)
Что мы можем почувствовать с помощью носа? (запах)
2. Дыхательная гимнастика «Какой фрукт?»
Логопед: А ты умеешь различать запахи фруктов? Сейчас я это проверю.
Ребенку завязываются глаза, предъявляются разные фрукты. Напоминаем ребенку, что вдох мы делаем через нос.
3. Пальчиковая игра «Варим компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
4. Подбор признаков к картинкам.
Логопед: У меня для тебя 2 картинки (раскраска – яблоко, лимон)
Раскрась ее. Ответь на вопрос: «Какое оно?», «Какой он?» Подбери слова – признаки и под картинками нарисуй треугольник. Посчитай, сколько слов – признаков (треугольников) ты произнес?
5. Физ.минутка «Яблоко»
Вот так яблоко! Оно –

Руку протяните, Яблоко сорвите (протягивают руки вперед).
Ветер ветку стал качать (поднимают руки вверх, качают руками)
Трудно яблоко достать (подтягиваются)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгивают)
И быстро яблоко сорву! (хлопают в ладоши над головой)
Вот так яблоко! Оно-
Соку сладкого полно (встают, руки в стороны, руки на пояс).
6. Составление схем предложений.
Логопед: Придумай и нарисуй схемы предложения с названием фруктов, которые ты раскрасил. А чтобы получилось длинное предложение, тебе снова помогут символы: глаз, рука, рот, нос.
III. Итог занятия.
Логопед: Какие слова отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (слова – признаки). Каким символом обозначаются слова – признаки? (треугольником) Произнеси слова – признаки к вопросу: «Какой?» (Большой.) «Какая?» (Красная.) «Какое?» (Круглое.) С помощью каких органов чувств мы определяем признаки предметов? Что больше всего тебе понравилось на нашем занятии? Что тебе показалось трудным?

Конспект логопедического занятия на тему:

Слова, обозначающие предметы.

Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить усвоение лексического значения слова;

Способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

Учить задавать вопросы к словам-предметам;

Учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие:

Корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

Развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

Развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

Развивать мелкую моторику;

Формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: изображения космического корабля; разрезная азбука; предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка); мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).

Ход занятия

1. Организационный момент .

Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.

Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)

Пора года, когда цветут яблони. (Весна)

Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)

День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

Что получилось? («Слова» - набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. - Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты

Карб Чтение.

Ждло Стол.

Телва Арбуз.

Выбму Улица.

Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

Что же это? (Набор букв .)

Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова .)

Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают. )

3. Слова, обозначающие предметы.

Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв .)

Можно ли из этих букв составить слово?

Какое слово получилось? («предметы »)

Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы »)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет .) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя девочки не названо .)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.

    Я знаю 5 молочных продуктов…

    Я знаю 5 названий птиц…

    Я знаю 5 лиственных деревьев…

    Я знаю 5 умывальных принадлежностей…

    Я знаю 5 головных уборов…

    Я знаю 5 диких животных…

    Я знаю 5 музыкальных инструментов…

    Я знаю 5 видов спорта…

    Я знаю 5 названий насекомых…

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»

Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.

Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»

Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»

Всё, что движется само, ест, растёт - живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Работа по карточкам.

Проведите линию от вопросов к предметам.

6. Закрепление знаний по теме.

1. - Слова - предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово - предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом - …? Кто? - … Ложка - …? Что? - … Комар - …? Что? - … Улитка - …? Кто? - … Стул - …? Что? - … Тигр - …? Кто? - … .

2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

7. Работа по преобразованию слов.

Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях ).

Слова: капля - цапля, дверь - зверь, мак - рак, дом - сом, пышка - мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

8. Итог занятия.

Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами .)

Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые .)

На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что? )