Великолукская центральная городская библиотекаимени М.И. Семевского. Доклад "роль школьной библиотеки в рамках фгос" Информационно-образовательная среда детских библиотек: создание и развитие

30 сен 2013

Информационно-образовательная среда детских библиотек: создание и развитие

Информационно - образовательная среда детских библиотек: создание и развитие. Так назывался семинар - совещание детских библиотекарей города, который проводился на базе городской детской
библиотеки им. А.Гайдара 25 сентября.
На семинаре было уделено внимание работе детских библиотек в предоставлении необходимой информации учителю и ученику, новым образовательным стандартам. Создание информационно-образовательной среды в библиотеке для детей обеспечивает гармонизацию информационного влияния, которое ребенок получает в различных информационных средах, тем самым юным пользователям предоставляется возможность состояться в качестве личности информационно грамотной, свободно реализующей себя в будущем. Информационная среда, окружающая ребенка действует в библиотеке в качестве системы. Гармоничное сочетание в библиотеке разнообразных источников информации и оптимально организованная система поиска информации развивает культурные и образовательные потребности ребенка. Информационное, образовательное пространство библиотеки строится в соответствии с личностными особенностями ребёнка, даёт возможность ребенку активно взаимодействовать с внешней информационной средой и формирует у него социально значимые личностные качества. Создаваемая информационно-образовательная среда должна быть потенциально активной, соответствовать целям, задачам, содержанию, принципам и методам современного образования. На семинаре обсуждались вопросы, связанные с оказанием новых библиотечных услуг, перспективами развития детских библиотек в новом учебном году.

Зав. ГДБ им. А.Гайдара Терешина Л.Н. рассказала детским библиотекарям о работе секции «Детям о детях» Х Межрегионального фестиваля по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском», о современных творческих находках в популяризации чтения, о тенденциях в детском чтении.

Методист ГДБ им. А.Гайдара Колдунова Т.И. представила календарь важнейших дат на
календарный год, предложила методические материалы, в т.ч. на электронных носителях информации. Сделала обзор библиотечной периодики, в т.ч. нового журнала «Игровая библиотека» со сценариями мероприятий, открытых уроков и праздников, викторин и конкурсов.

Библиограф Белоусова Г.В. познакомила библиотекарей с рекомендательными списками ГДБ им. А.Гайдара для семейного чтения «Читаем вместе», «Современные детские писатели» ; показала новую рекламную продукцию библиотеки Гайдара (книжные закладки: «С книгой - в библиотеку!», «Правила обращения с книгой», «Правила пользования библиотекой», памятку для родителей «10 советов как привить ребёнку любовь к книге»).

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная библиотека в условиях ФГОС нового поколения

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем очень актуальный вопрос.

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации

Образование сегодня рассматривается как важнейшая социальная единица, как главное средство социализации, обеспечивающее развитие и воспитание подрастающего поколения.

2010 год дал старт национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Президент РФ Д.А.Медведев отмечает, что смысл образовательной инициативы «Наша новая школа» заключается в создании новой современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе, способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.

В основе Президентской инициативы заложены новые образовательные стандарты, которые разрабатывались в соответствии со Стратегией развития образования до 2020 года.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что он представляет собой общественный договор семьи, общества и государства. Требования к результатам образования изменяются, главное в стандартах - личностно ориентированный подход. Смысл школьного образования, исходя из ФГОС второго поколения, понимается так: школа должна давать знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие.

Инициатива «Наша новая школа» побуждает развитие такой структуры, как школьная библиотека, ее потенциал до сих пор недооценивался, либо вообще не учитывался при разработке программ развития образовательного учреждения, да и муниципальных и региональных образовательных систем. Поэтому роль школьных библиотек и школьного библиотекаря в реализации президентской инициативы в работе по стандартам второго поколения становится сегодня одной из главной.

Мы убеждены, что современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день по стандартам второго поколения. В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

Исследовательская деятельность;

Информационная деятельность;

Проектная деятельность;

Литературно-познавательная деятельность;

Мультимедийные технологии;

Работа с УМК;

Работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.

Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы. Школьной библиотекой ведется большая работа по привлечению детей к чтению. Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся В 3а и 5б классах работают клубы знатоков и любителей книги. На занятиях учащиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей..

В стандарте второго поколения определён «портрет выпускника начальной школы», и без помощи книг и библиотекаря, здесь не обойтись.

Любознательный, активно познающий мир читатель с огромным удовольствием принимает активное участие в ежемесячных играх «Что? Где? Когда?» с видео-вопросами, блиц- вопросами и чёрным ящиком.

Юные читатели имеют возможность овладевать основами умения учиться в разных направлениях, получать информацию на разных носителях как бумажных, так и электронных. В библиотеке функционируют 3 компьютера, 2 подключены к Интернету, есть возможность работы с нетбуками и интерактивной доской.

Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти

Библиотека работает в тесном сотрудничестве с родителями, они наши друзья и помощники уже давно стали привычными родительские собрания в школьной библиотеке, традиционны к конференции на тему «Что читаю я и моя семья».

Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.

Мероприятия по популизации здорового образа жизни направлены на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками, профилактику алкоголизма и наркомании.

У школьной библиотеке есть хорошая ниша – помогать в отборе качественной информации, научить оценивать степень достоверности и полноты источников, развивать информационную компетентность школьников. И помочь стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.

К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни» Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.

Тогда выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;

В новых стандартах выделены требования к результам освоения основной образовательной программы. Требование к информационно-образовательной среде является одной из главных частей Стандарта. Чтобы школьная библиотека стала грамотным инструментом модернизации общеобразовательной школы, необходимо систематическое и постоянное пополнение фонда библиотеки.

Фонд нашей школьной библиотеки составляет: всего – 22899экз.

  • учебники – 3794
  • методическая литература - 700
  • художественная литература – 18300
  • медиатека CD- дисков - 105

Объединение всех ресурсов, в том числе и Интернета, в библиотеке даёт школе возможность реально модернизировать школьное образование.

Интересная жизнь библиотеки это её книги. В нашей каждодневной борьбе за читателя нам очень помогает МБА. Совместно с детской библиотекой мы проводим различные мероприятия, оформляем выставки, проводим обзоры новинок. Эти книги очень помогают нам в нашей работе, но их нет на полках школьной библиотеки. А очень хотелось бы иметь их под рукой.

В наше время, когда потеряны нравственные ориентиры, нивелируется значение России в развитии современного мирового сообщества, необходимо создавать у юных граждан положительный образ своего Отечества и развивать у них чувство сопричастности с судьбой России, ведь именно им, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, продолжать её путь в Будущее.

Школа - это не только уроки, задания на дом, контрольные работы и родительские собрания . Со школой связано множество историй про девчонок и мальчишек, которые ссорятся, мирятся, влюбляются. Множество озорных рассказ ов, повествующих о жизни гимназистов и школьников - ровесников сегодняшних учеников начальной школы. Предисловие "Для любознательного читателя" расскажет о том, какой была школа 100 лет назад, о героях ВОВ, о том, как себя вести и многом другом читатель узнает из серии книг Без словарей и справочников очень тяжело в учёбе и вот в качестве первых словарей для малышей мы бы в свой фонд приобрели словари Ольги Ушаковой. В нашем фонде конкретно для младшего школьника всего 5словарей, а так приходится довольствоваться словарями среднего звена.

Хорошими учениками не рождаются - ими становятся на хороших уроках. А какие уроки хорошие? Те, что не похожи на урок: веселые, как игра. Такие, как у учительницы Валентины Васильевны Волиной. Это не новое имя и уже не одно поколение ребят выросли на этих книгах. А школьная библиотека испытывает дефицит книг этого автора.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, что бы ему было что читать, что бы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные пусть и очень интересные издания 70-90годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Но если книга издана давно, то она останется, незамечена юным читателем.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве.

Мне, как руководителю школы очень хочется обратить внимание на те проблемы школьных библиотек, с которыми сталкиваешься в работе.

Решение вопроса о статусе школьного библиотекаря. Человек, работающий в школе с учащимися должен нести звание педагога. А отсюда и иметь соответствующий отпуск и педагогический стаж,

Центральной проблемой школьного библиотекаря и администрации школы является проблема финансирования,

Следует серьёзно подойти к вопросу кадровой политике. Во многих образовательных учреждениях в штатном расписании просто нет ставки библиотекаря, я уже не говорю,что в больших школах их должно быть 2-3.

Крайне важно решить вопрос с аттестацией библиотекарей, сейчас их зарплата зависит от группы оплаты школы, а не от результата их работы и мастерства.

Для успешной организации работы школьной библиотеки,конечно, не малое значение имеет отношение к этому вопросу самого руководителя Я считаю, это направление в школе довольно серьезным и масштабным, поэтому если эта работа руководителя будет учитываться при аттестации руководителя у него появятся дополнительные баллы.

Свое выступление хочу закончить прекрасными строками Марины Бородицкой.

Библиотекарь открой мне свой ковчек,

Свой католог, звучащий как поэма,-

Мы выйдем в море с капитаном Немо,

Умчимся к звездам в двадцать третий век.

Желаю всем успехов, здоровья и процветания.

Директор МОУ «СОШ № 3» города Пикалево

Людмила Ивановна Гришкина


Современная роль библиотек образовательных учреждений в контексте введения ФГОС второго поколения с пометкой «Материалы для сборника СъездПолякова Т.И., заведующая информационно- библиотечным центром, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного Полякова Т.И., заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования, к.п.н.


В выступлении на церемонии открытия Года учителя Президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что суть и смысл инициативы «Наша новая школа» – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.


Изменения в школах «…Материально-техническая база включает: учебные кабинеты… информационно-библиотечные центры…» «…школа должна стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки учащихся..» руководители ОУ, располагающих локальной сетью, объединяют библиотеки, компьютерные классы и технические службы, стремясь обеспечить интерактивными и высокотехнологичными образовательными услугами участников образовательного процесса Из проекта стандарта образования Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Из опыта школ




5 Изменение школьной инфраструктуры ФГОС: Требования к материально-техническому оснащению (библиотека – читальный зал – медиатека – информационно-библиотечный центр) Требования к информационно-образовательной среде Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению


В стандарт заложены требования об обязательном техническом оснащении Информационно-библиотечного центра (в принятом стандарте для начальной школы – библиотеки) в соответствии с поставленными задачами: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…».


В библиотеке (ИБЦ) должен быть скоростной интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники ИБЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…», а сами ИБЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».


Фонд школьной библиотеки должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно- техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спору, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».




1. Интеграция цифровых и печатных средств информации, возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса 2. Возможность формирования и развития информационной грамотности и культуры учащихся в тесном сотрудничестве с учителями 1. Цифровое «равенство» как фактор воспитания 2. Роль библиотекаря возрастает до роли педагога информационной культуры 1. Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий, осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования 1. Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и даже дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам Использование ИТ в библиотеке Владение техническим и навыками Восприятие ценности инновации и творчества Интерес к неформальным направлениям в образовании Изменение учебной среды 1. Библиотекарь – ответственное лицо в школе за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях.










Вопросы Что собой сегодня представляет библиотекарь школы? Чем он сегодня должен заниматься? Какие виды социальных инструментов и сервисов для лучшего доступа к информации и образовательным текстам должны выбирать школьные библиотечные медиацентры для работы с учащимися? Чему конкретно необходимо обучать современных библиотекарей и медиаспециалистов школьных библиотек, чтобы помочь учащимся грамотно действовать с информацией 21 века?




Инновационные модели библиотечно- информационного обслуживания ОУ Библиотека-медиатека (библиотечный медиацентр). Информационно-библиотечный центр (ИБЦ, БИЦ). Библиотека – исследовательско-просветительский центр с возможностями медиатеки Медиацентр в районном ресурсном центре по формированию информационной культуры учащихся. Библиотека – педагогическое подразделение школы. Библиотека –– центр взаимодействия семьи и школы. Библиотека –– центр семейного чтения


Проблемы 1.Неразработанность правого поля деятельности библиотек образовательных учреждений, отсутствие необходимых федеральных законов или подзаконных актов, определяющих статус библиотек, и соответственно, круг обязанностей, которые на них можно возлагать в законном порядке. 2.Недостаточное финансирование для обеспечения материально- технической базы развития библиотек образовательных учреждений, и, как следствие, отсутствие стабильных и достаточных средств на формирование основного и учебного фондов.


3. Недостаточное развитие координации и кооперации в работе библиотек ОУ как внутри системы образования, так и на межведомственном уровне. 4. Повышение квалификации специалистов библиотек ОУ не в полной мере соответствует их информационным потребностям, возникшим в ходе модернизации образования. Неорганизована система дистанционного повышения квалификации библиотекарей ОУ. 5. Не все библиотеки имеют доступ к сервисам в Интернет и имеют возможности использования Интернет-классов в ОУ. 6. «Взрослый» возраст специалистов библиотек понижает степень готовности к внедрению новаций. Проблемы






Шаг 1. Анализ профессиональной готовности библиотекарей для работы в условиях ФГОС Шаг 2. Выявление профессиональных затруднений и дефицитов Шаг 3. Оформление схемы повышения квалификации библиотекарей Шаг 4. Формирование стратегического профессионального заказа для ИПК Шаг 5. Использование внутреннего методического резерва Шаг 6. Промежуточный мониторинг результатов методической поддержки Шаг 7. Выявление и тиражирование лучших профессиональных образцов


В чём заключается стратегия ближайших действий? Ориентированных на создание условий: Повышение квалификации библиотечных кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. - Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях. - Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной среды Ориентированных на результат: Ориентация на компетентностный и системно- деятельностный подходы. - Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий. - Работа в школьной команде по внедрению ФГОС. - Сотрудничество с педагогами




Раздел III «Должности педагогических работников» дополнены квалификационной характеристикой должности «Педагог- библиотекарь». Наименование должности «педагог- библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее по тексту – учреждения).


Новая должность «педагог-библиотекарь» отнесена к категории должностей педагогических работников. Педагогу-библиотекарю помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа, связанная с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно- информационной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы.


Владимир Путин «Новый статус влечет и новые обязанности. Школьные библиотекари, наравне с учителями, будут проходить аттестации. Они должны владеть современными технологиями, свободно ориентировваться в интернет- ресурсах, включая информационные базы ведущих российских и зарубежных библиотек…»







Федеральной закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной думой РФ 21 декабря 2012 года 1. В организациях, осуществляющих образовательную, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данным, информационным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая ученики и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Статья 18


2007 год 30 мая - на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что школьные библиотеки должны быть оснащены передовыми информационными системами, едиными программными продуктами, программным обеспечением год - разработана Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года


Из выступления президента Д.А.Медведева по поводу утверждения г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития»









Ключевые установки концепции новых образовательных стандартов в деятельности школьных библиотек Информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса. Развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности. Информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.


Основные документы Фундаментальное ядро содержания общего образования Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Проект) Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа.




Кадровое обеспечение Укомплектованность библиотечными кадрами Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности) Непрерывность профессионального развития Уровень профессионализма, качественные результаты работы Инновационность деятельности


Материально-техническое обеспечение Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам. Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Достаточность площади и освещенности. Размещение рабочих мест и зон. Наличие современной библиотечной техники и мебели. Наличие читального зала. Число читательских мест. Наличие медиатеки.


Материально-техническое обеспечение Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет; возможность для размещения своих материалов и работ в информационной среде ОУ). для проведения массовых библиотечных мероприятий. Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.


Информационно-образовательное обеспечение Технологические средства: АРМ библиотекарей персональные компьютеры для пользователей базы данных коммуникационные каналы программные продукты Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности


Информационно-образовательное обеспечение размещение и сохранность информационных ресурсов организация электронного каталога и работа с ним; фиксация хода библиотечного процесса взаимодействие между участниками ОП, в том числе дистанционное контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет)


Информационно-методическое обеспечение обеспеченность УМК на разных носителях укомплектованность учебно- методической и программно- методической литературой ЭОР, в том числе размещенными в федеральных и региональных базах детской художественной и научно- популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями).




Ориентированных на создание условий: Повышение квалификации библиотечных кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях. Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной среды Ориентированных на результат: Ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы. Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий. Работа в школьной команде по внедрению ФГОС. Сотрудничество с педагогами


Задачи Освоение новых информационных технологий Направления: библиотечное - НИТ внедряются в технологические библиотечно - информационные процессы (автоматизация библиотеки) образовательное - НИТ внедряются в основную деятельность школы, в т. ч. и на школьную библиотеку Формирование у школьников информационной грамотности предоставлении педагогам и школьникам доступа к высококачественным лицензированным базам данных организатор и помощник в проектной деятельности, нацеленной на выработку у учеников умения вести поисковую и практико-исследовательскую деятельность


Положительные моменты в деятельности школьных библиотекарей: освоение и внедрение компьютерных технологий в информационно-библиотечное обслуживание; использование разнообразных инновационных форм работы, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания; разработка нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки; создание модели школьной библиотеки в соответствии с концепцией развития школы; разработка концепции, программы развития библиотеки; эстетичность и наглядность библиотеки; оригинальное оформление книжных выставок; системность работы по формированию и использованию информационных ресурсов: гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к запросам образовательного учреждения: использование виртуальных форм создания привлекательного образа библиотеки: создание оригинальных программ по развитию интереса к чтению.




Школьники о библиотеке будущего «…Библиотека будущего – это много компьютеров и места, чтобы ими пользоваться; разные зоны для тихих и шумных мероприятий; здесь можно встречаться с друзьями, читать журналы, делать домашнюю работу; здесь можно учиться и просто находиться, здесь есть место для того, чтобы думать и отдыхать; персонал – профессиональные сотрудники, приятные, дружелюбные и уравновешенные люди; помещения - уютные, открытые, хорошо освещенные и красочные; библиотека – это искусство, культура и книги, это – территория детства…»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Школьная библиотека в условиях реализации ФГОС

М.Н. Бученкова, к.п.н., доцент кафедры образовательного менеджмента

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия,129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются положения ФГОС, касающиеся школьных библиотек, взаимодействие учащихся и школьной библиотеки, формирование информационной компетентности учащихся, использование школьной библиотеки во внеурочной деятельности. Ключевые слова: школьная библиотека, внеурочная деятельность, информация, ФГОС, информационная компетентность, поддержка чтения, проектная деятельность.

Глобальная информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.

Главной целью образования сегодня становится формирование готовности учащегося к жизни в быстро меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе знаний. Образование в широком смысле рассматривается как инвестирование в развитие общества.

Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний.

Новая система образования должна ориентироваться не столько на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески креативная, интегрирующая, роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Введение нового стандарта образования может способствовать модер-

низации школьных библиотек. В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты - это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

Принципиально новое - это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы - внеурочной деятельности учащихся (рис. 1).

В соответствии со стандартом определены пять приоритетных направлений развития личности школьника, по которым осуществляется внеурочная деятельность.

Специалист библиотеки может и должен организовать внеурочную деятельность.

Для этого необходимо создать в школьной библиотеке следующие условия:

1) библиотека должна быть информационным центром с компьютерами и сложными программами;

Организация внеурочной деятельности

Направления развития личности

Спортивно- N оздоровительное

Духовно-нравственное

Интеллектуальное

^ Социальное ^ ^ Общекультурное ^

Формы деятельности А -

Научные исследования

Л / Общестаенно- N / поисковые^

полезные практики соревнования

^ Диспуты ^ ^ Конференции ^ ^ Секции

^ (Школьные нучныеЛ общества

Круглые столы

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов

Рис. 1. Схема внеурочной деятельности

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

2) совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библио-течно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

Навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиогра-фическая компетентность);

Умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);

Умения перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);

Умения использовать современные информационные технологии.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки.

Главное - научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания, необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС школьные библиотеки становятся оперативными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Осуществить поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Ни одна другая библиотека не приближена к своему читателю так, как школьная библиотека. И это приближение налагает на школьного библиотекаря и педагогические задачи. По сути, школьный библиотекарь является и воспитателем, и учителем. Он использует как традиционные библиотечные средства, так и педагогические техно-

логии. Школьный библиотекарь прививает любовь к Отечеству, к славной истории предков, воспитывает чувство гордости и сопричастности достижениям страны, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор читателей, обучает способам работы с книгой, дает полезный опыт поиска и получения необходимой информации, то есть в полной мере реализует требования основных документов и положений ФГОС.

Школьная библиотека также должна принимать самое активное участие в проектной деятельности своих читателей, предоставляя традиционные и электронные источники информации, обучая поиску, отбору, обработке полученной информации.

Таким образом, в современных условиях информационного и культурного разрыва школьная библиотека способна компенсировать издержки среды, стать для наших детей своеобразной духовной скорой помощью, аптекой для души и с опорой на принципы ФГОС в полной мере реализовать поставленные перед образованием задачи по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

2. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках // Информ. бюллетень РБА. № 20. СПб., 2002. С. 127-130.

3. Архипова Л.В. Роль библиотеки в организации исследовательской деятельности школьников. СПб., 2010.

4. Барболина М.А. Место библиотеки в образовательном и воспитательном процессах. М., 2013.

5. Зуева Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде. М., 2013.

6. Михальченко Е.П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы. М., 2004.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

SCHOOL LIBRARY IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

Buchenkova M.N., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof. of Education Management

Academy of public administration (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: [email protected] ABSTRACT

The article deals with the provisions of the GEF relating to school libraries, the interaction of students and the school library, the formation of information competence of students to use the school library during extracurricular activities.

Keywords: school library, extracurricular activities, information, GEF, informational competence, support for reading, the project activity. REFERENCES

1. Federal"nyy gosudarstvennyy obrazovatel"nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya . Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010.

2. IFLA/ UNESCO School Library Manifesto. Inform. byulleten" RBA, 2002, no. 20, pp. 127-130 (In Russian).

3. Arkhipova L.V. Rol" biblioteki v organizatsiiissledovatel"skoy deyatel"nosti shkol"nikov . St. Petersburg, 2010.

4. Barbolina M.A. Mesto biblioteki v obrazovatel"nom i vospitatel"nom protsessakh . Moscow, 2013.

5. Zuyeva Ye.M. Shkol"nyye biblioteki vnovoy obrazovatel"noy srede . Moscow, 2013.

6. Mikhal"chenko Ye.P. Shkol"naya biblioteka kakkomponentpedagogicheskoy sistemy . Moscow, 2004.

7. Polat Ye.S. Novyye pedagogicheskiye iinformatsionnyye tekhnologii vsisteme obrazovaniya . Moscow, 2010.

История и педагогика естествознания