Василиса кожина партизанка отечественной войны 1812 года. Василиса кожина. женщина которую боялся сам наполеон. Женский отряд Василисы

22.07.2015 0 15018

О жизни этой народной героини известно крайне мало. Василиса была крестьянкой, а писать биографии представителей низших сословий в те времена было не принято.

Можно только сказать, что родилась она примерно в 1780-х годах. Жила в деревне Горшково в Смоленской губернии. Была старостихой - то есть женой старосты. Под этим именем - старостиха Василиса - она и вошла в историю Отечественной войны 1812 года...

После кровопролитного сражения при Бородино и пожара Москвы ожесточение русских крестьян по отношению к иноземным захватчикам достигло своего апогея.

Теперь крестьяне не только не вступали в какие-либо торговые сделки с французами (как бывало в первые месяцы вторжения), напротив - они безжалостно убивали всех неприятельских солдат, которые попадали им в руки.

Если отряды французских фуражиров были слишком сильны, то крестьяне попросту сжигали свои запасы и убегали в леса.

Старостиха шутить не любила

По воспоминаниям французов, нигде в Европе (кроме Испании) крестьянство в деревнях не оказывало им такого ожесточенного сопротивления, как в России.

«Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость», - писали французы.

Характерный штрих - когда казаки вели пленных французов, крестьяне отталкивали конвой, стремясь растерзать пленных.

Озлобление против наполеоновских солдат было страшное. Именно в этот момент впервые Россия узнала имя Василисы Кожиной.

Вот что писал журнал «Сын Отечества» в 1812 году:

«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и ее окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует.

Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый к ногам ее, и она вскричала: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!"»

Но простое конвоирование пленных, видимо, не отвечало душевному настрою Василисы. Вскоре она создает партизанский отряд (значительную часть которого составляли женщины) и выходит на «тропу войны».

Отряд Василисы начинает действовать на коммуникациях Великой армии: уничтожаются не только вражеские фуражиры, промышляющие в Смоленской губернии, но и отставшие небольшие подразделения французов.

Не жалеть!

Женщины в ее отряде подобрались «серьезные». Так, одна из них по имени Прасковья прославилась тем, что одна оборонялась вилами от шести французов. Троих из них она заколола, остальные спаслись бегством.

Очень скоро отряд Василисы стал для французов «большой проблемой». Кожина вела войну по всем правилам партизанской науки: при стоянках отряда выставлялись караулы и пикеты, было организовано обучение крестьянок стрельбе из ружей, снятых с убитых солдат.

Отряд Кожиной вступал в многочисленные сражения с отдельными французскими частями, отбивая у них подводы с продовольствием и припасами.

Так, в ходе одной из вылазок партизаны отбили у французов десять фур с фуражом, тридцать голов рогатого скота и двадцать овец. Казалось бы, мелочь. Но, как гласит наука, количество часто переходит в качество. Теряя каждый день фураж, зерно, скот, продовольствие, французские гарнизоны в Смоленской губернии оказались на грани голода.

Рассказывали такой случай. Отступавший Наполеон, войдя в Смоленск в ноябре 1812 года, узнал о том, что продовольственных запасов в городе нет. А на них возлагали такие надежды голодающие и замерзшие французские солдаты! Наполеон в гневе велел немедленно судить и расстрелять смоленского интенданта Вильбланша. Однако тому удалось спастись.

Генералы сообщили императору, что интендантство не так уж и виновато. Все дело - в «русских разбойниках», которые здесь, под Смоленском, особенно дерзко нападают на французских фуражиров и истребляют их. И Наполеону доложили о неуловимой предводительнице Василисе и ее партизанках. Так имя простой русской крестьянки достигло ушей самого французского императора.

Конечно, воевала Василиса и другие русские партизаны, по нашим меркам, безжалостно. Вот какую инструкцию, например, давали партизаны жителям одной деревни:

«Примите французов дружелюбно, поднесите с поклонами все, что у вас есть съестного, а особенно питейного, уложите спать пьяными и, когда приметите, что они точно заснули, бросьтесь на них. Истребите всех до единого и закопайте тела их в хлеву, в лесу или в каком-нибудь непроходимом месте...»

Впрочем, крестьяне особо в инструкциях не нуждались. В отличие от «армейских» партизан, «народные» партизаны пленных не брали в принципе. Истреблялись не только солдаты, но все, кто находился во французском обозе: женщины, дети.

А таких было немало: вместе с французской армией из сожженной Москвы выехали и все проживающие там иностранцы с семьями. Доставалось от крестьян и русским офицерам, вовремя не «разучившимся» говорить по-французски - их принимали за неприятелей и нещадно убивали.

«Бог подаст...»

Деятельность отряда Василисы тем более поразительна, что велась она без всякого участия штаб-квартиры русской армии. В этом кардинальное отличие Василисы от таких прославленных партизан, как Денис Давыдов, Сеславин, Фигнер. Все они были кадровыми офицерами русской армии.

Крестьянские же отряды - Василисы Кожиной, Герасима Курина, Ермолая Четвертакова - формировались в стихийном порядке самими жителями русских деревень.

То есть фактически в 1812 году в России шли две параллельных партизанских войны: армейская и народная. Причем крестьяне к отрядам под командованием офицеров относились с подозрением. Зачастую вооруженные крестьяне, охранявшие свои деревни, нападали на «армейских» партизан. Так, например, партизанам Давыдова приходилось регулярно доказывать, что они - русские солдаты, прежде чем крестьяне соглашались опустить вилы и колья.

Причина проста - «уж больно одёжа схожа». Для крестьян всякая форменная амуниция выглядела враждебно.

Как писал Давыдов: «Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, повесил образ св. Николая на шею и заговорил с ними языком народным».

После изгнания французов с территории России следы Василисы Кожиной теряются. По одной из версий, она в знак признания своих заслуг получила от императора большую сумму денег и памятную медаль. Но проверить подлинность этой информации не представляется возможным. Василисе Кожиной также была посвящена серия лубочных картинок 1812-1813 годов.

Широкое распространение получил лубок Венецианова: «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы». В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы Кожиной. Вот, в общем-то, и все, чем общество и власть отблагодарили свою отечественную «Жанну д"Арк».

Стоит отметить, что за свои заслуги в борьбе с наполеоновским нашествием русские крестьяне в массе своей не получили никакой награды. Как сказал император Александр I, «крестьяне пусть получат свою мзду от Бога». Поэтому если награждение Кожиной все-таки состоялось, то оно свидетельствует об ее исключительных подвигах - крестьянам давали награды неохотно.

После окончания войны Василиса вернулась в свою родную деревню и занялась привычными сельскими делами. По некоторым сведениям, у нее было пятеро детей. Предположительно, Василиса Кожина умерла где-то около 1840 года.

Денис ОРЛОВ

В иcтoрии России былo мнoжeствo гeрoeв, пoдрoбнoсти жизни кoтoрых прaктичecки нeизвecтны. Этo прaвилo рacпрocтрaнятcя нe тoлькo нa дaлeкиe былинныe врeмeнa, нo и нa coвceм нeдaвнюю эпoху. Вaсилисa Кoжинa, биoгрaфия кoтoрoй прeдстaвляeт сoбoй кaк рaз примeр тaкoгo «бeлoгo пятнa», пpинaдлeжит к этoму cлaвнoму ряду.

фото: Портрет Василисы Кожиной». Художник А. Смирнов
Отечественная война 1812 года подарила миру большое число героических имен. Связано это с тем, что кровопролитие впервые за очень долгое время прошлось непосредственно по территории России. Ее защищала не только регулярная армия, но и народное ополчение. Так или иначе, но от войны 1812 года потомкам осталось два знаменитых женских имени. Это Надежда Дурова и Василиса Кожина, биография которой практически неизвестна.

При этом первая из них служила в кавалерии, благодаря чему о ней осталось много документальных свидетельств. Кожина же по происхождению была крестьянкой, что, конечно, не могло не повлиять на ее образ. Например, в СССР народ знал ее только по небольшой сноске в Большой советской энциклопедии.

Краткая биография Василисы Кожиной содержит следующие факты. Она была уроженкой Сычевского уезда в Смоленской губернии. Крестьянка являлась старостихой (супругой старосты) местного хутора под названием Горшков. Ее быт, собственно, и определил скудность источников о ранней мирной жизни. Даже в точности неизвестно, когда же родилась народная героиня Кожина (приблизительно в 1780-м).

Смоленская губерния оказалась на пути Наполеона, шедшего в Москву. Французская армия сожгла множество деревень. Она использовала тактику выжженной земли. За линией фронта оказалось множество поселений. Жители этого региона в основном шли в партизаны, чтобы сражаться с агрессорами. Была среди этих добровольцев и Василиса Кожина. Биография старостихи содержит много белых пятен, но сведения об ее активной роли в организации местного ополчения все же имеются.

Отряд Кожиной состоял в основном из женщин и подростков. Мужчины, населявшие деревни, еще до того ушли в армию. После того как французы оккупировали западные губернии, прежняя государственная власть здесь стала несостоятельной. Некому было организовать партизан. Занимались этим люди не уполномоченные, а самые обычные - жители местечек и хуторов. Была среди этих лидеров и Василиса Кожина. Биография крестьянки до этого ничем примечательным не отличалась. Однако по природе старостиха обладала бойким и упрямым характером. Эти качества и помогли ей собрать людей.

Однако просто сгруппироваться для партизанского отряда было недостаточно. Люди нуждались в оружии. Обычно в его качестве выступали косы, топоры, вилы - инструменты обычного сельского инвентаря. Активная фаза действий отряда Кожиной началась вместе с отступлением французов из Москвы.

Наполеон «пересидел» в столице и невольно отдал стратегическую инициативу в руки русских. Вскоре «Великая армия» отправилась в спешное путешествие домой. Обратный путь пролегал через разоренную Смоленскую губернию, уроженкой которой была Василиса Кожина. Биография, дети, прежние отношения - все эти обстоятельства из мирной жизни потеряли свое значение. Теперь женщине пришлось стать суровой и беспощадной.

Французы в отступлении потеряли свою знаменитую дисциплину. Войско начало страдать от эпидемий, голода и холодов. Российский суровый зимний климат больно ударил по чужакам, перешедшим границу империи летом в тонких шинелях. Кроме того, солдатам пришлось возвращаться по дорогам, которые они сами разорили за несколько месяцев до того.

Часто страдавшие от недоедания французские отряды отделялись от основной армии и отправлялись в глубинку, чтобы найти пропитание. Они надеялись найти в оставленных крестьянских хозяйствах хоть какую-нибудь еду. Вместо этого интервентов в селах ждали сплоченные группы партизан. Одной из самых больших таких ватаг руководила Василиса Кожина. Биография, память народа о героине - все эти вопросы исследователи начали изучать гораздо позже. Тогда же о ней едва ли кто-то знал.

Очень быстро во французской армии разошлись слухи о предводительнице партизанского отряда, беспощадно расправляющейся с оккупантами. Именно поэтому вокруг личности Кожиной так много легенд и так мало фактов. После Отечественной войны никто не собирал и не систематизировал данные о крестьянском движении сопротивления французам. Когда историки следующих поколений спохватились, было уже поздно.

Отчасти этим фактом и объясняется та скупость, с которой о Кожиной отзывались в советских учебниках. Для СССР с его опытом Великой отечественной войны замалчивать народные подвиги в среде обычных жителей страны было не принято.

В России начала XIX века царствовал крепостной строй. На нем зиждились богатство и блеск аристократии с ее балами и зваными вечерами. К крестьянам относились как к людям второго сорта, поэтому никому и в голову не пришло подчеркивать подвиги обычных сельских жителей. Когда война закончилась, героически сражавшиеся партизаны вернулись в барские поместья и продолжили свой рабский труд.

Из всех народных образов войны 1812 года больше всего стала известна именно Василиса Кожина. Биография, семья и другие факты ее жизни почти не известны. Исследователи очертили возраст женщины в промежутке от 30 до 40 лет. У Василисы был муж, который работал старостой сельского поселения. Когда началась французская интервенция, его убили.

Видимо, именно из-за чувства мести Кожина вступила на тропу беспощадной войны с непрошеными гостями. Случилось это, когда французы уже отступали на родину. В первые месяцы войны крестьянское сопротивление им было довольно пассивным. Крепостные в основном прятались в лесах и сжигали свои хозяйства, чтобы они не достались врагу.

Французы и их союзники поначалу также не расправлялись с бедняками. Они только отбирали еду или фураж для лошадей. Однако когда Наполеон стал терпеть поражения, атмосфера в его армии заметно накалилась. Солдаты были озлоблены из-за проигранных сражений, неудобств, отвратительного климата и плохой организации кампании. Их ярость вымещалась на крестьянах, попадавших под горячую руку.

Росла взаимная ненависть, а вместе с ней и размеры партизанских отрядов, одним из которых руководила Василиса Кожина. Биография, киновоплощения в современных сериалах и многие другие интересные факты, связанные со старостихой, теперь интересуют многих граждан нашей страны. Однако в 1812 году она была лишь простой русской женщиной. И даже после войны, еще при жизни, она не была так известна, как сейчас. Именно время сделало из Кожиной народную героиню и персонажа фольклора.

Сначала Кожина только организовывала засады на дорогах. Когда русская армия начала продвигаться на запад, Василисе удалось связаться со штабом. Она начала брать французов в плен и передавать их в распоряжение регулярных войск.

Биография Василисы Кожиной была впервые публично упомянута в небольшой заметке журнала «Сын Отечества» в том же 1812 году. Материал назывался «Старостиха». Именно это определение отпечаталось в народной памяти. Оно стало синонимом образа Кожиной.

В заметке рассказывался случай о попадании небольшого французского отряда в плен партизанам. Чужаков собрались вести в соседний город, чтобы передать русской армии. Главным конвоиром была Кожина. Один из французов был раздражен тем, что женщина, да еще и крестьянка пытается им руководить. Он отказался выполнять приказ старостихи. Тогда Кожина ударила ослушника косой по голове, и он мертвым упал ей под ноги.

Сегодня фото и биография Василисы Кожиной есть в каждом российском учебнике истории, посвященном XIX веку. Она стала главой крестьянского партизанского движения, и это при том, что тогда существовало еще одно «официальное» войско партизан, которым руководил не менее известный Денис Давыдов.

Отношения между этими двумя разными формированиями были крайне сложными. Отряды казаков и регулярной армии часто страдали от тех же крестьян. Сельчане могли по ошибке принять своих соотечественников за французов и атаковать их из дорожной засады. Виной тому были шитые на европейский манер военные костюмы. Лидер партизан и казаков Денис Давыдов даже отказался от мундира. Он переоделся в обычную крестьянскую одежду и отрастил бороду, чтобы ему было проще находить общий язык с сельчанами.


фото: Денис Давыдов
После окончания войны лидеров партизанского движения удостоили государственных наград. Специальную комиссию тогда заинтересовала биография Василисы Кожиной. Личная жизнь и подробные факты ее биографии были почти неизвестны. Тем не менее чиновники нашли старостиху и вручили ей медаль, а также денежное пособие.

Такие единичные награды не могли обрадовать крестьян. В конце войны среди них стали популярными слухи о том, что царь Александр I скоро отменит крепостное право. Для долгожданного освобождения нужно было только завершить разгром Наполеона. Однако крепостное право просуществовало еще 50 лет. В молодости Александр Павлович был либералом. Он хотел провести реформы, но испугался сопротивления дворянства.

Василиса Кожина же с наступлением мира вернулась в родную губернию. Она умерла в 1840 году в возрасте приблизительно 60 лет. В XIX веке ей было посвящено несколько лубков(лубочная картинка или потешный лист), ставших популярными произведениями искусства. Сегодня именем Кожиной названы улицы городов и железнодорожные станции.

Вот, что о Василисе Кожиной было написано в Большой советской энциклопедии: «Кожина Василиса, партизанка Отечественной войны 1812, крестьянка, старостиха хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Организовав из подростков и женщин отряд партизан, вооружённых косами, вилами, топорами и т. п., Кожина уничтожала и брала в плен солдат наполеоновской армии во время их отступления из России. Была награждена медалью и денежной премией».


Василисе Кожиной в 1812 году было примерно от 30 до 40 лет. Скорее всего, муж Василисы погиб от руки французов во время их очередной экспедиции в поисках продовольствия. Ненависть женщины к убийцам разделили односельчане и жители близлежащих деревень, поскольку муж Кожиной был далеко не единственной жертвой французских фуражиров.
Вооружившись топорами, косами и другим подобным инвентарём, отряд стал устраивать засады на дороге. Французы, совершенно не готовые к такому приёму, стали нести потери от действий решительной Василисы.
Кожиной удалось связаться с частями русской регулярной армии, в расположение которых передавали пленных.
Главным упоминанием о действиях Василисы Кожиной является заметка «Старостиха Василиса» в журнале «Сын Отечества» в 1812 году: «Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“».
С точки зрения представлений о войне той поры, подобное событие казалось совершенно невероятным и поэтому, разумеется, сохранилось в истории. Сведений о Василисе Кожиной мало. Но о других крестьянах, дравшихся с Наполеоном, их ещё меньше.

Василиса Кожина (ок. 1780-1840) - русская крестьянка, участница Отечественной войны 1812 года.

Биография

Крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха (жена сельского старосты).

Во время Отечественной войны, помогая мужчинам, несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка и однажды убила косой строптивого пленного офицера.

В 1812 году в журнале «Сын Отечества» появилась заметка «Старостиха Василиса»:

«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Заметка была перепечатана с изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами»:

«Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали ещё несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят, и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама… В сём намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался её. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом - косою, повергла его мёртвым к ногам своим, вскричавши: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!“ И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы.»

Позже о Василисе Кожиной писали как о деятельнице партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Рассказывалось также, что за подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия.

В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы Кожиной, у которой на левом лацкане салопа можно разглядеть медаль. Портрет экспонировался в Государственном историческом музее в Москве, при этом под картиной имелась подпись: «Партизан 1812 года. Большую сделала для России пользу. Награждена медалью и денежной премией - 500 рублей».

Однако, некоторые историки в Российской Федерации ставят под сомнение существование документов или иных достоверных свидетельств о награждении Василисы Кожиной или действиях её отряда. Они считают, что кроме эпизода с убийством пленного, никакие действия Василисы Кожиной против французов не зафиксированы.

Василисе Кожиной была посвящена серия лубков 1812-1813 годов. Широкое распространение получил лубок А. Г. Венецианова (1813) «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью: «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит».

В русской истории есть немало героев, о чьей жизни крайне мало достоверной информации. Речь идёт не только о временах Древней Руси, но и о значительно более близкой к нам эпохе.

История Отечественной войны 1812 года сохранила имена двух женщин-героинь — Надежды Дуровой и Василисы Кожиной . Но если о жизни кавалерист-девицы Дуровой есть достаточно обширная информация, то сведения о Василисе Кожиной крайне скупы.

Вот, что о ней было написано в Большой советской энциклопедии: «Кожина Василиса (гг. рождения и смерти неизвестны), партизанка Отечественной войны 1812, крестьянка, старостиха хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Организовав из подростков и женщин отряд партизан, вооружённых косами, вилами, топорами и т. п., К. уничтожала и брала в плен солдат наполеоновской армии во время их отступления из России. Была награждена медалью и денежной премией».

Удивительное дело — в советское время было принято не просто возвеличивать имена народных героев, но порой и преувеличивать их значение. А здесь вдруг такая сжатость и скупость.

В школьных учебниках истории советской поры та же картина: в параграфах, посвящённых Отечественной войне 1812 года, имя Василисы Кожиной есть, но никаких подробностей нет.

Причина этого явления проста — сведений о крестьянском сопротивлении армии Наполеона на самом деле крайне мало потому, что сразу после Отечественной войны никто и не думал заниматься сбором этих данных.

Два мира в одной России

Известный русский советский историк Евгений Тарле в работе «Нашествие Наполеона на Россию» так описывал эту ситуацию: «Никто не позаботился систематически, внимательно сохранить для истории память об этих народных героях, а сами они не гнались за славой. Крестьянка деревни Соколово Смоленской губернии Прасковья , оборонявшаяся одна от шести французов, убившая вилами трёх из них (в том числе полковника), изранившая и обратившая в бегство трёх остальных, так и осталась для потомства Прасковьей, без фамилии».

Василисе Кожиной в этом отношении повезло — от неё в истории осталось имя и небольшие сведения о совершённых деяниях.

Но почему имена крестьян-партизан не были сохранены?

Тут стоит вспомнить, что из себя представляла Россия в начале XIX века. Роскошь высшего общества, красота балов, блеск дворцов, «хруст французской булки» — всё это стояло на базисе крепостничества. Мысль об отношении к крестьянам, как к равным, была уделом отдельных чудаков, заражённых передовыми европейскими идеями, признанными в России вредными.

Русский народ и русское дворянство говорили на разных языках в прямом смысле слова. Среди знати до войны 1812 года основным языком общения был французский, некоторые представители высшего российского общества не умели ни читать, ни писать по-русски.

Когда началось вторжение Наполеона, отношение российских властей к крестьянству было по меньшей мере настороженным. От него если и не ожидали предательства, то на помощь точно не надеялись.

Более того, с точки зрения высших кругов, включая императора Александра I , вооружённый крестьянин представлял опасность едва ли не большую, чем французская армия.

Мстители с большой дороги

В результате «дубина народной войны», о которой писал Лев Николаевич Толстой, возникала по инициативе снизу.

Визиты отрядов французской армии за продовольствием для солдат и фуражом для лошадей русскому крестьянству не понравились категорически. В России издавна не приветствовали вооружённых чужаков, а тем более, тех, кто пытался отбирать последнее у селян.

Поначалу сопротивление носило достаточно пассивный характер: фураж и продукты от французов прятали, когда не было такой возможности — сжигали. При появлении французов крестьяне поступали согласно вековой традиции — прячась в лесу.

Когда же раздражённые первыми неудачами французы начали применять к крестьянам силу, вешая и расстреливая ослушавшихся приказов, борьба с ними начала принимать иной характер.

Толчком к активным действиям служила жажда мести — за себя, за родных, за друзей, за соседей, пострадавших от французов.

Оружия у крестьян почти не было, но это никого не смущало. Лихие люди с кистенём отрабатывали технологию грабежей на большой дороге столетиями, и в деревнях хватало тех, кто был знаком с этим стилем не понаслышке.

Как раньше устраивали засады на богатых купцов, так в 1812 году стали охотиться на французские обозы и маленькие отряды, отставшие от основных сил.

Женщина с косой

Василисе Кожиной в 1812 году было примерно от 30 до 40 лет. Скорее всего, муж Василисы погиб от руки французов во время их очередной экспедиции в поисках продовольствия. Ненависть женщины к убийцам разделили односельчане и жители близлежащих деревень, поскольку муж Кожиной был далеко не единственной жертвой французских фуражиров.

Вооружившись топорами, косами и другим подобным инвентарём, отряд стал устраивать засады на дороге. Французы, совершенно не готовые к такому приёму, стали нести потери от действий решительной Василисы.

Кожиной удалось связаться с частями русской регулярной армии, в расположение которых передавали пленных.

Главным упоминанием о действиях Василисы Кожиной является заметка «Старостиха Василиса» в журнале «Сын Отечества» в 1812 году: «Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“».

С точки зрения представлений о войне той поры, подобное событие казалось совершенно невероятным и поэтому, разумеется, сохранилось в истории.

«Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Гравюра на дереве Алексея Венецианова. 1812 год. Источник: Public Domain

Как партизан Давыдов заслужил доверие народа

Как ни странно, но данная история — это всё, что мы знаем о Василисе Кожиной наверняка. Более поздние рассказы о её действиях вызывают сомнения, поскольку историки считают их вымышленными. В 1812-1813 годах Василисе Кожиной была посвящена серия лубков, и новые рассказы о боях с французами связывают именно с их появлением.

Во время Отечественной войны 1812 года параллельно существовали два партизанских движения — официальное, самым ярким представителем которого являлся Денис Давыдов , и крестьянское.

Отношения между «регулярными» партизанами и партизанами-крестьянами складывались сложно. В самом начале своей партизанской деятельности Денис Давыдов и сам едва не стал жертвой «коллег».

«Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: «Отчего вы полагали нас французами?» Каждый раз отвечали они мне: «Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одёжу схожо». — «Да разве я не русским языком говорю?» — «Да ведь у них всякого сбора люди!» Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но и приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным», — описывал происходящее сам Давыдов в «Дневнике партизанских действий».

«Пятак на водку»

Крестьяне-партизаны, такие как Василиса Кожина, сражались не ради наград, а из-за того, что не могли терпеть оккупантов на родной земле.

В конечном итоге вклад народных партизанских отрядов в борьбу с Наполеоном был отмечен. Ряд особо отличившихся командиров удостоился государственных наград. По одной из версий, среди награждённых была и Василиса Кожина. Однако найти достоверное подтверждение факта такого награждения до сих пор не удалось.

Крестьяне на самом деле мечтали о другой награде. Среди них ходили слухи, что по окончании войны император Александр I даст «вольную» — отменит крепостное право в России.

Этого, однако, не произошло. Сразу после изгнания Наполеона из пределов России власти издали указ о добровольной выдаче оружия, оказавшегося на руках у черни.

Для большинства участников крестьянского партизанского движения наград либо не было вообще, либо они были выдержаны в стиле «пятака на водку».

Подивившись подвигу Василисы Кожиной, русская знать очень скоро забыла о ней. О том, как прожила народная героиня ещё четверть века своей жизни (есть сведения, что умерла она около 1840 года), ничего не известно.

Почтовая марка СССР, 1962 год.