Судостроение в россии в эпоху петра. В. Дыгало, М. Аверьянов. История корабля Схема галеры строение чертеж

В конце 1766 года императрица Екатерина II задумала совершить инспекционную поездку по волжским городам и распорядилась заложить на верфи в Твери целую флотилию парусно-гребных судов для будущего путешествия. Строительством заведовал капитан 2-го ранга Пётр Пущин, непосредственно работой руководил галерных дел мастер Михаил Щепин. Несмотря на крайне сжатые сроки, ответственный заказ был выполнен вовремя, и 2 мая следующего года под гром орудийного салюта флотилия двинулась в путь. Галеры «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Симбирск», госпитальное судно «Ржев Владимиров» и 14 судов меньшего размера отправились из Твери вниз по Волге. Конечной целью путешествия был Симбирск; по пути императрица рассчитывала посетить все крупные города. Всего на борту кораблей находилось 1122 человека, включая посланников иностранных государств – Пруссии, Саксонии, Дании и Испании. На галере «Волга» держал флаг командующий галерным флотом член Адмиралтейств-коллегии генерал граф Иван Чернышёв. В свиту императрицы входила столичная знать — братья Григорий и Владимир Орловы, Иван Елагин, Александр Нарышкин, Андрей Шувалов и другие известные в то время личности.

Екатерина II с фрейлинами расположилась на галере «Тверь». Это судно специально строилось в качестве императорской яхты, и потому в отличие от традиционных галер оно имело удлинённую кормовую надстройку с апартаментами для высочайшей гостьи и её приближённых. При этом силуэт судна не утратил пропорциональности и сохранил присущее ему изящество. Снаружи надстройку украшали многочисленные рельефные изображения Нептуна, сирен, русалок, тритонов и амуров, вырезанные из дерева неизвестными русскими мастерами. Особенно богатое декоративное убранство имел транец, в центре которого помещались государственный герб и вензель императрицы. Основной материал, из которого была построена «Тверь», – сосна, набор корпуса был из дуба, а для резных украшений использовались липа и береза. Качество постройки вызывало восхищение: например, стыки палубы и бортовой обшивки были подогнаны настолько плотно, что их не требовалось конопатить.

Флотилия двигалась неторопливо. В свободное от официальных приёмов и церемоний время Екатерина занималась переводом на русский язык философско-просветительского романа «Велизарий», сочинённого французским писателем Жаном-Франсуа Мармонтелем. Только вечером 26 мая галеры, пользуясь разливом реки Казанки, причалили у Тайницких ворот Казанского Кремля. После двухдневной стоянки флотилия отправилась дальше. Посетив по пути село Болгары и осмотрев развалины Спасского кантона, высокие гости прибыли в Симбирск. На этом плавание протяжённостью 1410 вёрст закончилось. Отсюда императрица со свитой отправилась по суше в Москву.

После завершения плавания, длившегося чуть больше месяца, суда флотилии были сданы Казанскому адмиралтейству, причем флагманскую галеру «Тверь» было велено «хранить вечно, не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия». Наказ императрицы строго выполнялся в течение почти двух веков – галере «Тверь» удалось пережить и восстание Пугачёва, и лихолетье гражданской войны. С 1888 года она стояла на территории бывшего Артиллерийского склада под крышей специально построенного деревянного павильона.

В советское время галера продолжала сохраняться как памятник отечественного судостроения. Она была передана Государственному музею Татарской АССР и являлась его филиалом. В 1927 году даже была издана брошюра, посвящённая бывшей яхте императрицы.

К сожалению, до наших дней галера не дожила. Пожар, вспыхнувший в октябре 1956 года, уничтожил судно вместе с павильоном и находившемся рядом катером императора Павла I. Уникальный памятник русского кораблестроения XVIII века оказался утраченным навсегда.

Уже в наши дни в Казани на Петербургской улице был установлен памятник галере «Тверь», созданный скульптором М.Щепиным. Бронзовая модель корабля венчает пятиметровую металлическую колонну, у подножия которой находятся два якоря — элементы герба Санкт-Петербурга.

В последние годы неоднократно высказывались предложения воссоздать историческое судно. Сначала речь шла о самоходном плавучем ресторане, стилизованном под флагман Екатерины. От этого проекта, к счастью, отказались. Затем возникла новая идея. В 2013 году в мэрии Казани рассматривался представленный проект реконструкции Адмиралтейской слободы города, в рамках которого одной из главных туристических достопримечательностей должна была стать полномасштабная реплика галеры «Тверь». Однако реальных шагов по реализации задуманного пока не видно.

Корабль был заложен в ноябре 1698 года на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля (8 мая) 1700 года. Строительство велось по проекту, чертежам и при личном участии Петра I. Ему помогали талантливые русские корабелы – «мастер добрых пропорций» Ф. Скляев и искусный плотник Л. Верещагин. Длина судна 36 м, ширина 9,5 м, глубина трюма 2,9 м. На нижнем деке располагались двадцать шесть 16-фунтовых орудий, на верхнем - двадцать четыре 8-фунтовых и на юте - восемь 3-фунтовых. Экипаж 253 человека. В процессе постройки были введены существенные конструктивные усовершенствования. До этого киль корабля изготовляли из одного массивного бруса. Петр I приказал изготовить его из двух брусьев, скрепленных между собой деревянными нагелями. В случае удара о грунт отвалился бы только нижний брус, само же судно осталось неповрежденным. Подобная конструкция была применена при строительстве судов в Англии лишь в 40-х годах XIX века. «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») – не только первый 58-пушечный корабль отечественной постройки, но и образец скульптурно-декоративного убранства, произведение искусства в стиле петровского барокко. Резьба на носу и корме, а также венки на пушечных портах были покрыты позолотой, ставни портов изнутри окрашены в огненно-красный цвет, корпус - белый с двумя голубыми полосами. Петр I был очень доволен кораблем: «Весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный». «Гото Предестинация» входила в состав Азовского флота до 1711 года.


Шкоут Марсельный


Балахна - волжский город Нижегородской губернии в начале ХVIII века стал центром судостроения. На его верфях строили очень прочные мореходные суда шкоуты, которые предназначались для перевозки на Каспийском море рыбопродуктов и других грузов. Строительным материалом для шкоутов служил сосновый, еловый лес и частично персидский дуб (темир-агач), или «железное дерево». Для крепления деталей набора судна применялись железные болты и деревянные нагели, а продольные брусья толщиной более 30 см и шириной 40 см, которыми обшивали его плоское днище, соединяли между собой железными скобами. Такая технология постройки придавала шкоутам повышенную прочность и долговечность: они служили 20-25 лет. Судно было седловатым, неуклюжим и валким на волне. Его палубу настилали из досок толщиной 6-7 см. Под ютом была каюта для лоцмана, а позади грот-мачты - просторная кухня с русской кирпичной печью. Основные размерения шкоута марсельного: длина 24,5-46 м, ширина 7 -11,3 м, глубина трюма - 3,7 -5,2 м, осадка с грузом 3,6-4,9 м, грузоподъемность 250-500 т. Экипаж 12-18 человек. Якорей на шкоуте было два или три массой от 400 кг до 1 т, длина якорных пеньковых канатов 200-250 м. Руль приводился в движение румпелем посредством румпельталей. На этих судах устанавливали, как правило, фок- и грот-мачты, но при длине корпуса более 27,5 ,м ставили еще одну - заднюю, или крюйс-мачту. На двухмачтовых шкоутах было бригское парусное вооружение, на трехмачтовых - корветское.

Шкоут Крюйсельный


Другими промысловыми судами, которые строились в городе Балахне для Каспийского моря, были шкоуты крюйсельные. Их конструкция и способ постройки аналогичны конструкции и технологии постройки шкоута марсельного. Отличие состояло в размерениях и парусном вооружении. Шкоут крюйсельный имел длину по палубе 17 - 24 м, ширину 5-6,7 м, глубину трюма 3,4-4,6 м и грузовместимость 120 - 250 т. Первая мачта называлась большой, а задняя - крюйс-мачтой. Она была значительно короче передней. Мачты составляли из двух деревьев, которые соединяли по длине железными бугелями. Обе мачты имели гафеля. К гафелю большой мачты крепили парус трисель, именуемый гротом. К бизань-гафелю привязывали парус бизань. Бушприт был цельный, без утлегаря. Самый большой парус - топ - привязывали к топ-рею. Сверху паруса топа поднимался брам-топ. Рей, к которому крепили этот парус, назывался брам-топ-реем. Впереди большой мачты были косые паруса: фор-стаксель и два кливера. Крюйс-мачта имела два рея: нижний - крюйс-рей и верхний - крюйс-брам-рей. Эти реи устанавливались для украшения, парусов на них не было. Два якоря массой 250 и 750 кг с пеньковым канатом длиной 200-250 м обеспечивали надежную якорную стоянку. Экипаж судна 10-14 человек.

Фрегат «Штандарт»


Северная война уже в начальный период убедила Петра I, что силами одной, даже хорошо подготовленной армии добиться завоевания побережья Балтийского моря невозможно. Peшeно было начать строительство флота. 24 марта (4 апреля) 1703 года на Олонецкой верфи на реке Свири амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс заложил первый российский военный корабль Балтийского флота - фрегат. Его длина 27,5 м, ширина 7,3 м, средняя осадка 2,7 м. Экипаж 120 человек. На закрытом деке, баке и юте корабль нec 28 пушек: 8-, 6- и 3-фунтовые.

1(12) мая 1703 года русские войска взяли штурмом шведскую крепость Ниеншанц, расположенную неподалеку от устья Невы. Путь к Балтийскому морю был свободен. В связи с этим событием в царский штандарт были внесены изменения: двуглавый орел теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей. Спущенный на воду в конце августа 1703 года фрегат получил имя «Штандарт», и 8(19) сентября того же года на его грот-брам-стеньге был поднят штандарт нового образца. Корабль под командованием капитана Петра Михайлова (Петр I) перешел Ладожское озеро во главе семи вновь построенных судов и стал на якорь на рейде крепости Шлиссельбург. Впоследствии он принял активное участие в Северной войне. Фрегат «Штандарт» находился в составе Российского флота более 25 лет.

Полугалера (скампавея)


Галера - деревянное гребное судно, созданное венецианцами в VII веке, в России появилось при Петре I. При взятии 19(29) июня 1696 года турецкой крепости Азов в составе русского флота участвовали 23 двухмачтовые галеры, построенные «по голландскому образцу». Строительство галер для Балтийского флота началось на основанной в 1703 году Олонецкой верфи, а с 1712 года - на верфи в Санкт-Петербурге. Учитывая специфические особенности Балтийского театра военных действий (шхеры, мелководье, неустойчивые ветры), Петр I создал шхерный гребной флот, основу которого составляли полугалеры, или скампавеи (итал. sampare - исчезать и via - прочь). Они имели длину 36,6- 39,6 м, ширину 4,8-5,5 м и небольшую осадку. Эти суда были одно- и двухмачтовыми, с косыми парусами, имели до 18 пар весели могли вместить до 200 человек. Их вооружение составляли три - шесть 12-фунтовых пушек и 16-20 басов (1-2-фунтовые фальконеты). Отечественные галеры и скампавеи лучше были приспособлены для действий в прибрежных районах, чем большие шведские парусные корабли. 27 июля (7 августа) 1714 года русский флот в составе 99 галер и полу галер под командованием генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина (авангардом командовал Петр 1) одержал первую крупную морскую победу над шведами в Гангутском сражении, а 27 июля (7 августа) 1720 года 66 гребных судов под командованием генерала М. М. Голицына одержали не менее славную победу у о. Гренгам.

Галера «Двина»


Галера «Двина» - единственное в русском флоте 25-баночное (50-весельное) трехмачтовое судно. Она была построена по «венецианскому маниру» корабельным подмастерьем И. Калубневым под наблюдением венецианского галерного мастера Франческо Дипонти, приглашенного в Россию в начале 1720 года. Свое имя судно получило при спуске на воду 16(27) мая 1721 года в Санкт-Петербурге на Галерной верфи. Размеры «Двины» ни в одном из документов не указываются, а чертежи ее не сохранились. Судя по обмерам модели, галера имела наибольшую длину 48,46 м и наибольшую ширину с постицами 9,6 м. Артиллерийское вооружение составляли одна 24-фунтовая пушка, две 12-фунтовые и двенадцать 3-фунтовых басов по бортам - всего 15 орудий.

Гребцами на галеру определили солдат Преображенского и Семеновского полков. Каждым веслом гребли 5-6 солдат, следовательно, на судне находилось 250-300 гребцов. Длина весла 13,2 м, Масса 94 кг.


В боевых действиях «Двина» не участвовала, но ежегодно в течение нескольких лет выходила в Финский залив для практических плаваний.

Модель галеры, изготовленная, видимо, в начале XIX века, находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Линейный корабль «Ингерманланд»


Проект и чертежи двухдечного 64-пушечного линейного корабля «Ингерманланд» были разработаны Петром I. Строительство велось под руководством талантливого мастера Р. Козеица. 1(12) мая 1715 года корабль был спущен на воду. Имя ему было дано по шведскому названию Ижорской земли Ингерманландии. Это был один из лучших кораблей своего времени. Его длина 46 м, ширина 12,8 м, средняя осадка 5,5 м. Он имел усовершенствованное парусное вооружение, на его высоких фок- и грот-мачтах впервые в отечественной практике появились паруса третьего яруса – брамсели. Корабль отличался хорошими мореходными качествами и имел мощное по тем временам артиллерийское вооружение. На нижнем деке (гон-деке) стояли двадцать четыре 30-фунтовых орудия, на верхнем (опер-деке) - столько же 16-фунтовых, на шканцах четырнадцать 14-фунтовых, на баке (форкастеле) – два 2-фунтовых. В течение ряда лет «Ингерманланд» оставался флагманским кораблем Балтийского флота. Участвуя в кампаниях 1715,1718,1719 и 1721 годов, он ходил под флагом вице-адмирала Петра Михайлова (Петра I), а в кампании 1716 года под штандартом государя, командовавшего соединенным англо-голландско-датско-русским флотом в войне со Швецией. «Ингерманланд» был любимым детищем Петра I. Царь повелел «хранить корабль для памяти», однако в 1735 году, находясь на вечной стоянке в Кронштадтской гавани, «Ингерманланд» затонул во время сильного наводнения.

Пакетбот «Св. Петр»


К концу лета 1740 года в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева были построены два пакетбота – «Св. Петр» и «Св. Павел», которые предназначались для исследований северной части Тихого океана по программе Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции. Это были четырнадцатипушечные однопалубные двухмачтовые суда с бригским парусным вооружением и хорошими мореходными качествами. Длина пакетбота 24,4 м, ширина 6,7 м, осадка 2,9 м, водоизмещение более 200 т, экипаж 75 человек.

В начале сентября суда отправились в плавание. На флагманском пакетботе «Св. Петр» находился руководитель экспедиции командир В. Беринг. «Св. Павлом» командовал опытный моряк лейтенант А. Чириков. В октябре экспедиция прибыла в Авачинскую губу и остановилась на зимовку в бухте, которую Беринг в честь пакетботов назвал Петропавловской. Позже и основанный здесь город был назван Петропавловском.

В июне 1741 года суда направились на юго-восток искать берега Америки. Во время шторма они потеряли друг друга и далее действовали порознь. А. Чириков стал первооткрывателем Северо-Западного побережья Америки и Алеутских островов. В октябре его пакетбот благополучно вернулся в Авачинскую губу. «Св. Петр» на обратном пути к Камчатке подошел к неизвестному острову (ныне остров Беринга). Здесь 8(19) декабря 1741 года В. Беринг скончался. При подходе к острову пакетбот получил большие повреждения и был разобран. Из его частей экипаж построил небольшое судно, на котором летом 1742, года добрался до Камчатки.

Линейный корабль «Евстафий»


Корабль был построен в 1762 году на верфи Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге корабельным мастером Ульфом. Его длина 47,5 м, ширина 14,5 м, глубина трюма 5,8 м, вооружение составляли шестьдесят шесть 36- и 18-фунтовых орудий.

В середине июля 1769 года из Кронштадта в Средиземное море вышла русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спи¬ридова (1-я Архипелагская экспедиция). Адмирал держал свой флаг на «Евстафии». 24 июня (5 июля) 1770 года эскадра обнаружила в Хиосском проливе (в Эгейском море) главные силы турецкого флота и с ходу, в кильватерной колонне с короткой дистанции (50-70 м) атаковала его авангард и часть центра. В самом жарком огне оказался «Евстафий»: во время отчаянного абордажного боя начался пожар на флагманском турецком корабле «Реал-Мустафа», и его горящая грот-мачта упала на русский флагман. Когда Спиридов убедился, что спасти «Евстафий» невозможно, он перенес свой флаг на линейный корабль «Три Святителя». Вскоре «Евстафий» взорвался, а вслед за ним взлетел на воздух и «Реал-Мустафа». Взрыв обоих кораблей и ураганный огонь русской корабельной артиллерии вызвали панику на судах противника. Они спешно и в беспорядке отступили в Чесменскую бухту, где были заблокированы русской эскадрой. На военном совете 25 июня (6 июля) у главнокомандующего русскими морскими и сухопутными силами в Архипелаге (в Ионическом море) графа А. Г. Орлова был принят план Г. А. Спиридова по уничтожению турецких кораблей комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров.

Линейный корабль «Трех Иерархов»


Линейный корабль «Трех Иерархов» был построен в 1766 году в Санкт-Петербурге на верфи Главного Адмиралтейства по проекту опытного корабельного инженера Ламбе Ямеса и назван в честь епископов-богословов первых веков эпохи христианства Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Длина судна 47,4 м, ширина 12,5 м, глубина трюма 5,5м. Вооружение составляли шестьдесят шесть пушек. Совершенные формы корпуса корабля гармонично сочетались с красивым декором. Носовая фигура представляла собой воина в римских одеждах. Корму украшала композиция из четырех фигур нимф и кариатид, соединенных между собой завитками затейливого орнамента. Весь изящный горельеф был позолочен и хорошо смотрелся на фоне голубой решетки балкона. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов корабль в составе эскадры адмирала Г. А. Спиридова участвовал в Хиосском, а затем в Чесменском морских сражениях 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года. Под командованием капитана бригадирского ранга С. К. Грейга он бесстрашно сражался на очень близком расстоянии от противника и нанес ему значительный урон, хотя и сам получил серьезные повреждения. На корабле «Трех Иерархов» держал кайзер-флаг главнокомандующий русскими морскими и сухопутными силами в Архипелаге генерал-аншеф граф А. Г. Орлов, получивший за беспримерную победу в Чесменском бою титул Чесменского. С. К. Грейгу присвоен был чин контр-адмирала.

В начало
Продолжение

К началу XVIII в. все необходимые силы и средства для этого уже имелись, а Петр I был деятелем, сумевшим использовать эти силы и средства для разрешения назревших задач. В это время начинается громадное строительство флота вместо попыток постройки единичных морских судов. «Морским судам быть» - выносит решение боярская дума 20 октября (по ст. ст.) 1696 г., после доклада Петра I.

У Петра Алексеевича

мысль о необходимости иметь флот для русского государства возникла еще в ранней молодости, после удачных опытов постройки судов на Переславском озере в 1689 - 1692 гг. (два малых фрегата и три яхты), причем Петр I сам рядовым плотником принимал участие в работах. В 1693 г.Петр I, будучи в Архангельске, закладывает Соломбальскую верфь и строит на ней два корабля - яхту «Святой Петр»

Яхта «Святой Петр»

и корабль «Святой Павел» и одновременно заказывает голландцам, пришедшим в Архангельск, 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». В 1694 г. Петр I опять был в Архангельске где,провожая голландское торговое посольство, впервые вышел в открытое море с эскадрой из трех кораблей, .

Покинув Архангельск, Петр I предпринимает первый поход на Азов против Турции.

Он основал в Воронеже судостроительную и судосборочную верфь. Здесь за короткое время было построено 2 корабля типа галеасов, 4 брандера, 22 галеры. Однако первый Азовский поход (1695 г.) закончился неудачно, Азов взять не удалось. Созданная Петром флотилия (в основном из галер) для блокады приморской крепости оказалась малочисленной и легко вооруженной.

Но Петр не отказался от своей идеи

Он принялся за подготовку ко второму походу на Азов с утроенной энергией. В Воронеже начал строиться более мощный флот, а весной 1696 г. под Азовом появился русский флот в составе двух фрегатов, 23 галер, 4 брандеров и свыше 1000 мелких судов и барж для транспортировки войск. Флотом командовал Лефорт, а Петр был волонтером на одном из фрегатов. Второй Азовский поход увенчался блестящим успехом - в июле 1696 г. Азов был взят. Созданный Петром флот обеспечил взятие Азова. В Азове Петр I устроил первый морской военный порт.

Однако взятием Азова задача свободного выхода к Черному морю не была решена. Было необходимо захватить Керчь, а для осуществления этой задачи нужен был еще более мощный флот. Подготовка к третьему походу началась. В Воронеже верфь расширилась, были построены склады для леса и мастерские. В Воронеже продолжалось кораблестроение, а ближе к Дону создавались новые верфи.

Попытки строительства надежных судов

для Азовской флотилии убедили царя в том, что приглашенные им на службу в Россию иностранные плотники, не хотели выдавать всех своих секретов или были малосведущими в своем деле. И тогда, стремясь постичь суть кораблестроения, сам Петр берется за топор.

И вот в марте 1697 г. Петр I, с целью создания союза для борьбы за выход на Черное море против Турции, направляет в Голландию, Венецию и Англию «великое посольство». Вместе с посольством более 100 человек было направлено для изучения морского дела и кораблестроения. Под псевдонимом Петра Михайлова в одну партию волонтеров входил и Петр I.

Полтора года продолжалась поездка.

Первое время Петр I трудился простым плотником в Амстердаме на верфи Голландской Ост-Индской компании под руководством Класа Поля, корабельного мастера, известного в те времена. Русский царь усердно трудился у корабельного мастера четыре с половиной месяца, изучил все, что только было возможно, узнал все хитрости непростой специальности. Очень доволен был Клас Поль работой царя-плотника, о чем доходчиво свидетельствует аттестат, выданный им Петру Михайлову:

«Я, нижеподписавшийся, Геррит Клас Поль, корабельный мастер при Амстердамской камере привилегированной Ост-Индской компании, свидетельствую и удостоверяю по истине, что Петр Михайлов (находящийся в свите великого московского посольства в числе тех, которые здесь, в Амстердаме, на Ост-Индской корабельной верфи с 30 августа 1697 г. по нижеуказанное число жили и под нашим руководством плотничали) во времена благородного здесь пребывания своего был разумным и прилежным плотником, также в связывании, сплачивании, поднимании, натягивании, прилаживании, плетении, заколачивании, стругании, конопачении, распиловании, буравлении, мощении и смолении поступал, как доброму и искусному плотнику надлежит, и помогал нам в строении фрегата «Петр и Павел», от первой закладки его, длиною в 100 футов (от форштевня до ахтерштевня), почти до его окончания, и не только что под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил основательно, но и уразумел эти предметы в такой степени, сколько мы сами их разумеем. Для подлинного удостоверения я подписал сие моею собственной рукой. Дано в Амстердаме, в нашем постоянном местопребывании на Ост-Индской верфи, 14 января в лето господне 1698 г, Геррит Клас Поль, корабельный мастер привилегированной Ост-Индской компании в Амстердаме»

[Быховский И. А. Петровские корабелы. - Л.:Судостроение, 1982, с. 20.]


Фрегат «Петр и Павел» построенный в голландии с участием Петра I
Петр был разочарован,

работая под руководством Класа Поля, не только в его познаниях, но и в познаниях всех других мастеров Голландии, поскольку оказалось, что в теории кораблестроения они не были сведущи. Петр убедился, что кораблестроители эти просто ремесленники, полагающиеся только на природную сметку и верность глаза. Тогда Петр I переезжает в Англию, где дополняет свои познания в морской практике и теории кораблестроения. Глубокое изучение царем всех сторон морского дела оказалось той основой, на которой поднялось славное будущее русского военного флота. На Родину ученик возвратился мастером.

Петр I поставил целью вернуть России выход на побережье Балтийского моря,

для чего овладеть Нарвой, а после развивать действия в Карелии и Ингрии.

От успеха мирных переговоров с Турцией сильно зависело начало борьбы России со Швецией за Балтику. Русский посол Е. И. Украинцев в 1699 г. был отправлен в Константинополь на 46-пушечном корабле «Крепость» для заключения наиболее выгодного мира с Турцией,


Фрегат «Крепость» первой черноморской эскадры

а сопровождала его до Керчи русская эскадра из 11 крупных кораблей и других судов, построенных в течение 1697 - 1699 гг в Воронеже. В июле 1700 г. было заключено перемирие с Турцией на 30 лет, по которому устье Дона было оставлено, за Россией, а также города Таганрог и Азов. В Таганроге, на Азовском море основывается первая военно-морская база.

В России к концу XVII в. кораблестроение располагало уже хорошими чертежами,

необходимым числом корабельных мастеров, в кораблестроении некоторый опыт был накоплен. И вот в ноябре 1698 г. в Воронеже закладывается первый линейный 58-пушечный корабль отечественной постройки «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). Корабль этот апреле 1700 г. спущенный со стапеля, строился по русским чертежам, без помощи иностранцев, под управлением молодых русских мастеров корабелов. Проект корабля Петр I сам разработал сам Петр I, и участие в его строительстве принимал личное. В отсутствие свое царь, для руководства постройкой корабля, назначил одного из русских самородков кораблестроения Феодосия Скляева, перед этим обучавшегося мастерству кораблестроения в Венеции.

Корпус «Предестинации»

имел плавные обводы и пропорциональные размеры. Он являлся типичным образцом корабля конца XVII в.

Это не только первый 58-пушечный корабль отечественной постройки, но и один из первых образчиков русского декоративного искусства стиля петровского барокко. Резьба на корме и на носу, а также украшения на пушечных портах были позолочены. Изнутри ставни орудийных портов были окрашены кроваво-красной краской, а корпус корабля - белым цветом с двумя голубыми полосами.


Музей на воде «Готопредстинация»

Основные размерения этого корабля были такими: длина киля 36 м, ширина по мидель шпангоуту 9,5 м, глубина в трюме 2,9 м. Артиллерия его состояла из 26 16-фунтовых орудий на гон-деке, 24-х 8-фунтовых орудий на опер-деке и 8-ми 3-фунтовых орудий на квартер-деке.

Воспользовавшись спокойной международной обстановкой, сразу после подписания мира с Турцией, Петр I выдвинул свою армию к границам Балтики с целью потеснить шведов из Прибалтики, чтобы вернуть берега Балтийского моря России. С 1700 г. началась Великая Северная война России со Швецией, продолжалась которая без малого 21 год.

В то время Швеция была крупной морской державой.

Петр I прекрасно осознавал, что Россия, не имея мощного флота, не добьется выхода к морю. Были устроены новые верфи на реке Свирь, на Ладожском и Онежском озерах. Однако неспокойные отношения с Турцией заставляли продолжать постройку судов и в Воронеже, и на новых верфях — Таганроге и в городе Таврове (близ Воронежа).

Корабли, строившиеся Л. Верещагиным, Р. Козенцем, Ф. Скляевым и другими корабелами для Балтийского флота на новых верфях, сильно отличались от кораблей Азовской флотилии. Они имели более высокую корму, увеличенную осадку, и обладали улучшенными мореходными качествами, у большинства из них было по две орудийные палубы. Все элементы Русского военного корабля сложились к началу XVIII в., которые лишь с некоторыми изменениями сохранились до конца периода деревянного кораблестроения.

Флоту нужны были командные кадры. В Москве, для подготовки их в 1701 г. была открыта Навигацкая школа — специальное морское учебное заведение.

Ознаменовало, начало войны со Швецией, появление в Белом море шведских кораблей (шнява и два галиота) и их нападением на Архангельск. Для Швеции эта попытка была провальной. Шведы ушли лишь на одном корабле, оставив в руках у русских шняву и галиот. Укрепив Архангельск, Петр I начал там постройку двух малых фрегатов.

В 1702 г. в районе Тихвина на реке Сьясь основывается первая верфь Балтийского флота. Русские войска в этом же году берут Нотебург (Петрокрепость) на выходе реки Невы из Ладожского озера и освобождают Ладожское озеро от врага. Крепость эта еще в 1323 г основана на Ореховом острове новгородцами.

Крепость Ниеншанц была взята 1 мая 1703 г. (по ст. ст.) (бывшая новгородская Новая крепость) на месте впадения в Неву реки Охты.

Первую свою победу в морском сражении Петр I

одержал на Неве 7 мая, захватив два военных шведских корабля. День этот считается датой рождения Балтийского флота. На Заячьем острове, в устье Невы 16 мая, основывается Петропавловская крепость, а возникший возле нее город назвали Санкт-Петербург. Путь из Ладожского озера к морю русскому флоту был открыт. На острове Котлин, для защиты Петербурга, была заложена крепость под названием Кронштадт.
С.-Петербургская адмиралтейская верфь, крупнейшая в России, закладывается в 1705 г., позднее на базе которой возникло Главное адмиралтейство.

Наступает бурное развитие флота на Балтике

Главным строителем его назначается лучший корабел того времени Феодосий Скляев. . В С.-Петербурге за период 1704 - 1711 гг спущено было на воду примерно 170 мелких судов и 32 крупных корабля. С С.-Петербургской верфи в 1713 г. первый линейный 54-пушечный корабль «Полтава» спускается на воду, Строившийся под наблюдением Петра I и спроектированный им же. В том же году из Москвы в Петербург переводится все управление флотом и кораблестроением.

После взятия русскими войсками Або и Гельсингфора, при тесном взаимодействии флота и армии, Финский залив освобождается для укрепления морской торговли, а у мыса Гангут (полуостров Ханко) 27 июля (по ст. ст.) 1714 г. случается крупнейшее морское сражение Северной войны. Участвовали в нем уже 99 гребных судов, 6 фрегатов и 18 линейных кораблей. Шведы были разгромлены полностью. Трофей русского флота состоял из 9 кораблей шведов вместе с командующим флотом Эреншильдом. Победа эта, для всего хода войны со Швецией, имела огромное значение. Со стапелей Главного адмиралтейства в честь одержанной победы при Гангуте спускается на воду линейный 90-пушечный корабль «Гангут».

Кроме «Полтавы» в 1712 г. был заложен на Главном адмиралтействе еще ряд однотипных 60-пушечных линейных кораблей - «Нарва», «Екатерина», «Москва», «Шлиссельбург»,«Ингерманланд» и др.

«Ингерманланд»

64-пушечный двухдечный корабль спущен со стапеля1 мая (по ст. ст.) 1715 г. Это был один из лучших кораблей своего времени. Отличался он мореходными качествами, значительной огневой мощью и удачной архитектурой, и в течение нескольких.лет был флагманом Балтийского флота. Чертежи и проект «Ингерманланда» самим Петром I были разработаны. В него вложил Петр I все свои знания. талантливый мастер Р. Козенц вел строительство корабля, которого приказом Петра I в 1712 г. перевели из Воронежа в С.Петербург. Имел «Ингерманланд» усовершенствованное парусное вооружение, на его грот- и фок-мачте появились - брамсели.

Участвуя в кампаниях с 1714 по 1721гг., «Ингерманланд» оставался любимым детищем Петра I и нес на флагштоке царский штандарт.

Ни подлинных чертежей, или модели, изображающих достоверно этот корабль, не сохранилось. Модель «Ингерманланда», находящаяся в Центральном военноморском музее (как теперь выяснилось) оказалась изображением не петровского «Ингерманланда», а судна более поздних времен; шесть кораблей носили в русском флоте такое название.

Исследования по воссозданию чертежа корпуса «Ингерманланда»

произвел А. А. Попов, выдающийся строитель линейных парусных кораблей (по заданию Ученого комитета Главного морского штаба) в 1835 г. Чертеж, реконструированный им, и прилагаемая опись давали подробное представление об этом замечательном судне. Историк И. А. Иванов в наше время произвел поиск и большие исследования, используя изыскания А. А. Попова, а также старинные гравюры и другие исторические материалы, он реконструировал такелаж и рангоут «Ингерманланда».

Линкор «Ингерманланд»

«Ингерманланд» по тем временам имел мощное артиллерийское вооружение. На гондеке располагались 24 30фунтовых орудия, на опердеке - столько же 16фунтовых, на шканцах - 14 14фунтовых, на форкастеле - 2 2фунтовых орудия. Для того времени корабль имел внушительные размеры: 52 м длинной, 14 м шириной, глубину втрюме - 6 м.

Продолжалось строительство русского флота в Санкт-Петербурге.

Был построен первый трехдечный линейный 90-пушечный корабль «Лесное», принимал участие в создании которого непосредственно Петр I. Строятся и другие корабли. Флот в 1719 г. уже насчитывал 28 линейных кораблей, а на верфях строилось 10 таких же.


Русский линкор «Лесное»

Для ремонта и обшивки кораблей началась постройка канала (Петровский док) в Кронштадте. Док этот не только сохранился, но и действует и поныне. Под командованием М. М. Голицына в 1720 г. 27 июля (по ст. ст.) у о. Гренгам была одержана победа. Сражение на море закончилось захватом четырех шведских фрегатов, а успешные десантные операции на суше окончательно закрепили берега Балтики за Россией. Между Россией и Швецией В 1721 г. был Заключен Ништадтский мир. Российское государство утвердилось на берегах Балтийского моря прочно и навечно.

В области развития судостроения

всего за период деятельности Петра I (1688 - 1725 гг.) было построено 1104 судна для Азовского. Балтийского, Белого, Каспийского и Черного морей. Из общего числа построенных кораблей 148 составляли линейные фрегаты и корабли. Ко времени кончины Петра I (1725 г.) военный флот России, необходимый для обеспечения выхода России к морю, без которого невозможно было ее дальнейшее развитие, был наиболее передовым, наиболее организованным и одним из самых могущественных в мире

Все преобразования проведенные. Петром I, внутри страны, во флоте и армии, его активная внешняя политика превратили нашу страну в мировую морскую державу.

Значение всех этих мероприятий для дальнейшего развития России было велико.

Галеры - большие гребные суда с одним рядом весел. Название «галера» произошло от греческого слова «меч-рыба». Длина весел галер составляла от 9 до 13,7 м, а число гребцов на веслах достигало 5-7 человек. Скорость под веслами у галер достигала 7 уз. Галера несла 2-3 мачты (в отдельных случаях - 4 мачты) с косыми или прямыми парусами.

В русском флоте XVIII в. большие гребные суда именовались галерами, полугалерами и скампавеями. Принципиальных различий эти суда не имели. Ряд авторов считает, что скампавеи и полугалеры имели меньшие размеры, чем галеры. На самом деле в документах упоминаются скампавеи, имеющие б о льшие размеры, чем галеры. В различных документах петровского времени одно и то же судно зачастую именовали то галерой, то скампавеей. Поэтому лучший историк русского флота Ф.Ф. Веселаг о в своем справочнике объединил их вместе.

Первые 13 скампавей (по другим источникам - полугалер) были заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи.

С 1711 г. галеры строятся в Выборге, с 1712 г. - в Санкт-Петербурге, ас 1720 г. - в Або. Всего входе войны на Балтике было построено свыше 200 галер, полугалер и скампавей. Точного учета не велось, и до нас не дошли даже названия большинства галер, не говоря уж об их тактико-технических характеристиках.

Русские галеры (скампавеи, полугалеры) строились трех типов - французского, венецианского и турецкого «маниру». Большинство галер было «турецкого маниру». Турецкие галеры отличала большая скорость и маневренность, но зато худшая мореходность, так как они имели низкие борта. В свежую погоду на Балтике ходить галерам «турецкого маниру» не рекомендовалось. Только осенью 1714 г. в шторм затонуло 16 галер (скампавей) «турецкого маниру».

Галеры «турецкого маниру» представляли собой килевые суда с длинным и узким корпусом, имевшим небольшое возвышение над уровнем воды. Спереди у них был слегка приподнятый кверху носовой выступ, напоминавший таран. Он назывался шпирон. К нему крепился передний конец реи (райны), державший парус тринкетовой (фок) мачты галеры. За шпироном в носовой части галер имелся помост , на котором помещались орудия самых больших калибров. Самое мощное орудие стояло в центре. Посередине галеры от носа к корме шел другой помост - так называемая куршея , служившая для быстрого передвижения людей вдоль галеры и перетаскивания грузов. Он покрывался двумя смолёными брезентами. От носа до кормовой надстройки слева и справа от куршейного помоста были скамьи для гребцов, именовавшиеся банкам и. На корме возвышалась надстройка-каюта, образованная деревянными брусами или дугами, над которыми натягивалась палатка - тендалет.

В 1710-1721 гг. в России строились 16-, 18- и 19-баночные галеры турецкой пропорции. Их длина составляла 30- 33,5 м, а ширина 5,3-5,6 м. Осадка без груза 0,56-0,66 м, с грузом - 1,22- 1,52 м.

Основным двигателем галеры были весла. Их вес достигал 90 кг, а длина - 13 м. За каждым веслом сидело от 3 до 5 гребцов, в зависимости от размеров галеры. Опытные гребцы делали до 25 взмахов в минуту, что позволяло развивать скорость до 6 уз.

Относительно хорошо галеры ходили и под парусами. Обычно они несли две мачты с косыми парусами.

Из-за своих конструктивных особенностей галеры не могли иметь мощное артиллерийское вооружение. Лишь на носу галеры (на помосте) устанавливались одна-три пушки среднего или крупного калибра. Первые русские галеры имели на носу одну 18-фунтовую или 24-фунтовую пушку и по бокам от нее две 12-фунтовые пушки, а полугалеры - одну 12-фунтовую и две 6- или 8-фунтовые пушки. К концу войны на некоторых больших галерах на носу ставили одну 36-фунтовую и две 18-фунтовые пушки. В отдельных случаях на носовом помосте ставились малые мортиры калибра 3-6 фунтов.

На помосте в средней части корпуса на галерах ставили 2-фунтовые и 3-фунтовые пушки на вертлюжных установках. Двухфунтовые пушки на галерах часто именовались басами. Пушки на центральном помосте предназначались не только для стрельбы по неприятелю, но и для подавления бунтов гребцов.

В первом томе «Истории отечественного судостроения» говорится: «Таким образом, все восемь галер, построенные по программе 1703 года, были мощными боевыми кораблями и представляли серьезную угрозу шведскому флоту». Комментировать такой пассаж нужды нет. Самый слабый шведский корабль (50-пушечный) вдребезги мог разнести дюжину самых больших галер.

Добычей галер могли стать лишь небольшие парусные суда, а при большом числе галер - прам или фрегат . Атакующие галеры при подходе к неприятельскому судну давали залп из носовых орудий. Затем с концов рей обеих мачт сбрасывались специальные «приступные якоря» , которыми галера сцеплялась с вражеским судном, и команда галеры высаживалась на палубу врага. Однако, как мы увидим, за всю войну со шведами галеры шли на абордаж в единичных случаях. В нашем Балтийском флоте галеры в основном использовались в качестве войсковых транспортов и десантных судов.

В Османской империи, Франции, Венеции, Швеции и других государствах гребцами обычно были каторжники . Кстати, и слово каторжник произошло от названия гребного судна «каторга» . Поначалу так и было на первых русских галерах. Так, в ноябре 1704 г. контр-адмирал Боцис составил перечень всех чинов, потребных для укомплектования галер командами. Согласно этому списку, на каждой галере должно находиться 70 офицеров, урядников, матросов и пушкарей, 150 солдат абордажных команд и 250 невольников-гребцов. Но вскоре выяснилось, что для сотен галер потребуются десятки тысяч каторжников. В бою каторжники представляют определенную опасность - в любой момент они могут учинить бунт или просто перестать грести. Поэтому Петр решил заменить каторжников солдатами пехотных полков.

Невольники на галерах ночевали между банками, как говорится, на рабочих местах. Петровские солдаты проводили так ночь только в исключительных случаях. Русские галеры редко выходили в открытое море, а обычно передвигались среди Финских шхер, где они были недоступны для шведского корабельного флота. Поэтому вечером галеры приставали к берегу, и большинство членов команды ночевало на берегу.

В апреле 1714 г. в Санкт-Петербурге на Галерной верфи спустили на воду три первых в России конных галеры (скампавеи) . Каждая такая галера предназначалась для перевозки 25 лошадей. По вечерам или на дневных стоянках лошадей выпускали пастись на берегу.

Благодаря изрезанной береговой линии Финляндии, сложному рельефу ее местности, а также плохим дорогам галеры стали оптимальным средством переброски войск.

В царствование Екатерины II на 25-баночных галерах на 1 весло приходилось 5- 6 гребцов, на 22-баночных - 5 гребцов, на 20- и 16-баночных - 4 гребца. На 20-баночных галерах всего 160-200 гребцов, на 16-баночных - 128 гребцов.

13 скампавей. Длина по килю 17,4 м, по палубе - 22 м. Ширина 3,1 м. Осадка 0,76 м. По другим источникам, это полугалеры. 1 мачта. 10-12 балок. Заложены 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи, спущены в 1704 г. Строитель Я. Кол.

Галеры типа «Святой Пётр» (7 единиц). 16 банок. Длина 35-39,2 м. Ширина 4,9- 6,7 м. Осадка 1,1 м. 2 мачты. Построены на Олонецкой верфи.

«Святой Пётр». 19 пушек. Заложена 29 июля 1703 г., спушена 21 мая 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Золотой Орёл». 19 пушек. Заложена 22 октября 1703 г., спущена 10 июня 1704 г. Разобрана до 1710 г.

«Святой Фёдор Стратилат». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 18 июня 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Александр Македонский». 19 пушек. Заложена 21 сентября 1703 г., спущена 25 июля 1704 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Надежда». 18 пушек. Заложена 3 декабря 1703 г., спущена 24 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Любовь». 18 пушек. Заложена I октября 1703 г., спущена29 мая 1705 г. Разобрана в Выборге в 1711 г.

«Вера». 18 пушек. Заложена 22 октября 1704 г., спущена 17 июля 1705 г.

«Наталья». 21 банка. Длина 53,64 м. Ширина внизу 3,66 м, вверху - 7,62 м. Осадка 2,59 м. Заложена 8 февраля 1708 г. на Олонецкой верфи.

Строитель Н. Муц.

Вооружение: I-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12 басов на вертлюгах.

Галеры типа «Святая Анна» («Святая Анна», «Святой Александр», «Святой Фёдор Стратилат»). 20 банок. Заложены в 1710 г. на Выборгской

Верфи, спущены в 1711г. Строитель Ю.А. Русинов.

Вооружение: 1 - 12-фн пушка, 2-6-фн пушки.

13 скампавей. Заложены в 1710 г. на Выборгской верфи, спущены в 1711 г. Boo ружение: 1-6-фн пушка, 2-3-фн пушки, 4 фальконета. Строитель Ю.А. Русинов.

50 скампавей. Заложены в октябре 1712 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1713г. Строитель Ю.А. Русинов.

В том числе: «Анштура», «Бардун», «Бронго», «Гауи», «Горища», «Гота», «Жерех», «Карп», «Краббы», «Ломи», «Моклец», «Рица», «Румба», «Парта», «Поуст».

30 скампавей . Заложены в сентябре 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

30 скампавей. Заложены 6 июня 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1714 г. Строитель Н. Муц.

1 большая полугалера. Заложена 15 октября 1713 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущена в мае 1714 г. Строитель Ю.А. Русинов.

«Вальфиш» («Кит» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г . Хранилась в память о Ганугтской победе на берегу в Кронверкской гавани . К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от27 августа 1742 г. была разобрана.

«Геден» («Щука» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Грипен» («Грифон» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Лаксен» («Лосось» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутскогосражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангутской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению

Адмиралтейств- коллеги и от 27 а шуста 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-6-фн и 10-3-фн пушек.

«Трана» («Серый журавль» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

«Эрн» («Орел» - шв.). Бывшая шведская галера, захвачена во время Гангутского сражения 27 июля 1714 г. Хранилась в память о Гангугской победе на берегу в Кронверкской гавани. К 1742 г. почти полностью сгнила и по распоряжению Адмиралтейств-коллегии от 27 августа 1742 г. была разобрана.

Вооружение: 2-36-фн и 14-3-фн пушек.

7 больших полугалер . Заложены в октябре 1714 г на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле 1715 г. Строитель Ю.А. Русинов.

26 малых полугалер. Заложены в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1715 г.

7 больших полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. в октябре 1714 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в мае 1716 г.

14 малых полугалер. Заложены 11 октября 1715 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в апреле - мае 1716 г.

В документах встречаются названия 23 полугалер, построенных в 1716 г. в Петербурге: «Ангужигули», «Бавуло», «Бачан», «Вырезуб», «Дунжело», «Кабан», «Капороцул», «Колпица», «Лобра», «Лосось», «Лох», «Минуло», «Морж», «Нева», «Осётр», «Пескарь», «Райна», «Севрюга», «Соловей», «Стерлядь», «Хорнус», «Шерешпёр», «Эхт».

20 галер. Заложены в 1716 г. на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1717 г.

В том числе: «Анстиза», «Дельфин», «Коломарь», «Колумба», «Лауст», «Раза», «Своило», «Сепа», «Скобра», «Фолно», «Шубра».

Галеры «Багуля», «Голубь», «Зуй», «Канарейка», «Лангвила», «Орёл», «Треска», «Ферикс». Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1719 г.

20 галер. Заложены на Галерном дворе в С.-Петербурге, спущены в 1720 г.

В том числе: «Виктория», «Гарбора», «Констанция», «Постоянство», «Сёмга», «Щёголь».

10 конных галер. Заложены в Або, спущены в 1720 г.

В документах встречаются названия 11 конных галер постройки 1720г.: «Ворона», «Копчик», «Ларузет», «Мушула», «Пасарим», «Пица», «Пустельга», «Реполов», «Сойка», «Судак», «Утка».

Конные галеры предназначались для перевозки лошадей.

«Двина». 15 пушек. 25 банок. Длина 48,5 м. Ширина 9,6 м. 3 мачты. Построена в С.-Петербурге в 1721 г. по «венецианскому маниру» . Вооружение: 1-24-фн пушка, 2- 12-фн пушки, 12-3-фн фальконетов.


И. ИВАНОВ

Совершенствовалось русское кораблестроение. Фрегат «Михаил Архангел» по своим мореходным и боевым качествам превосходил своих предшественников.


Издание в России в 1720 году Морского устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан могучий, первоклассный военно-морской флот.

Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов отечества.

От западноевропейских флотов флот Петра отличался тем, что вначале он состоял, в основном, из гребных судов, различных по размерам и артиллерийскому вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после Полтавской победы 1709 года в России началось интенсивное строительство линейного флота. Только он мог обеспечить стране господство на Балтийском море.

К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике был самым могучим среди флотов других держав. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 000 человек.

Две трети судовых экипажей состояло из матросов-парусников и пушкарей-артиллеристов. Одна треть - морские солдаты-абордажники. Морские звания определялись табелью о рангах примерно так: матросы 1-й и 2-й статьи, генерал-адмирал и адмирал, вицеадмирал и контр-адмирал, капитан-командор, капитан, капитан-поручик (капитан-лейтенант), поручик (лейтенант), корабельный секретарь и первый офицерский чин - подпоручик (унтер-лейтенаит). Звание мичмана, введенное с 1713 года, приравнивалось к унтерофицерскому. С 1716 года на флоте появились гардемарины. Офицеры еще не имели форменной одежды. Матросов одевали по голландскому образцу: шляпа, короткие штаны, чулки. Морские солдаты имели обмундирование армейских полков.


Уже первые морские баталии прославили русский флот. Взятие шведских судов «Астрилъд» и «Гедан» 7 мая 1703 года.
С картины Блинова.


Основу флота составили линейные корабли. По тем временам линейным кораблем считалось судно с прямым парусным вооружением, которое имело не менее 50 пушек и могло сражаться в линии. Первым линейным кораблем Балтийского флота был корабль «Выборг», построенный в 1710 году при личном участии и под руководством Петра.


Прославленная петровская галера.


Русские кораблестроители стремились к единообразию в постройке судов. Без него немыслимо было создание хорошо управляемых и четко согласующих свои действия на море эскадр.

Адмиралтейский регламент утвердил строгую систему рангов для корабельного флота и определил калибры морской артиллерии с распределением по декам (палубам) линейных кораблей.

Петровского регламента почти без отступлений придерживались в русском флоте до второй половины XVIII века.

100- и 90-пушечные суда строились трехдечными - это были самые большие по размерам и самые мощные по артиллерийскому вооружению линейные корабли. На таком корабле должен был держать свой флаг флагман и своей артиллерией решать успех боя.

Первый трехдечный 90-пушечный корабль Балтийского флота «Лесное» спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1718 году.


Фрегат «Иван-город» (1705 г.)


Корабль строился под личным наблюдением Петра. Здесь было поставлено усовершенствованное парусное вооружение: бизань-рей заменен гафелем, а на бушприте и утлегаре вместо прямых парусов стояли три треугольных кливера.

В 1723 году в Санкт-Петербурге был заложен первый 100-пушечный трехдечный линейный корабль «Петр I и Петр II». Корабль строился по чертежам и при участии Петра. После его смерти судно было закончено и спущено на воду 29 июня 1727 года. Корабль находился в строю до 1752 года.


Фрегат «Петербург» (1704 г.)


80-пушечные линейные корабли сооружались иногда трехдечными бешканц и бака (корабль «Святой Андрей»), а иногда двухдечными со шканцами, баком и ютом.

74- и 64-пушечные линейные корабли составляли основу линейного флота.

Они были меньших размеров, чем корабли главных рангов, вооружены более слабой артиллерией, но управлять ими было легче.

Быстрота хода, хорошая поворотливость, прочный корпус делали их удобными для дальних морских переходов.


Модель трехдечного корабля «Святой Андрей» (1721 г.)






Лучшим линейным 64-пушечным кораблем петровского флота по своим мореходным качествам был «Ингерманланд», построенный в 1715 году в Петербурге под руководством корабель­ного мастера Козенца и под наблюдением Петра. Это один из любимых кораблей царя. В 1716 году судно участвовало в кампании на Балтийском море под флагом Петра I, командовавшего соединенным русско-англо-голландско-датским флотом. Во все последующие кампании на Балтике 1718, 1719 и 1721 годов Петр держал свой вице-адмиральский флаг на этом корабле.

Фрегаты петровской эпохи вооружались 28-44 орудиями и предназначались для разведки, помощи поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские брандеры.

Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда. Все суда, о которых мы рассказывали, имели три мачты и прямое парусное вооружение.

Следующий класс кораблей петровской поры - шнявы. Они имели две мачты, 12-18 пушек и предназначались для разведки.

Прамы - плоскодонные 16-18-пушечные батареи 18-фунтового калибра - строились для защиты Кронштадта.

Буера имели одну мачту и несколько пушек малого калибра.

Бомбардирские суда строились для обстрела береговых укреплений. Вооружение - одна-две тяжелые мортиры.

Тартаны - легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и несколькими небольшими орудиями.

Бригантины - легкие суда, назначались для ближней разведки и посыльной службы.


Не о богатстве крепостника думал русский крестьянин, возводя на кормах кораблей Петра замысловатую вязь искусных украшений. Тогда поднимали паруса не только эти корабли - «Предистинация» и фрегат «Думкарт» - поднимала паруса Россия. Кто из корабелов-патриотов мог не сочувствовать этой великой идее обновления родной земли - идее выхода ее в море!..


Брандеры - суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей, наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно уже совершенно старые непригодные суда.

Флейты или пинки, шмаки, шкуты - были грузовыми судами, но вооружались несколькими пушками малого калибра и в петровские времена они включались даже в военный флот.

Военный гребной флот во времена Петра состоял из галер, полугалер и малых галер, называвшихся скампавеями.

Первые галеры Балтийского флота имели пушки, поставленные как на носу на специальном помосте, так и по бортам на помосте, идущем над банками. На носу галер ставились 18- или 24-фунтовые пушки, по бортам по две 12-фунтовые пушки.

Полу галеры водружались 12-, 18- и 6-фунтовыми пушками.

К концу царствования Петра I русское государство имело обе могучие руки: армию и флот, слава о котором прокатилась по всем морям и океанам.