Современные проблемы науки и образования. Двухуровневая система образования Как появилась двухуровневая система высшего образования

Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
г. Сибай

ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В последние годы вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные с модернизацией российского высшего образования . Прошло достаточно много конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций, создаются сайты, отражающие события Болонского процесса и перехода на двухуровневую систему обучения. И от того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны .

Актуальность темы определяется необходимостью перехода российских вузов на двухуровневую систему образования. Данный переход требует организационно-управленческих и содержательных изменений традиционного образовательного процесса. Часто он бывает затруднен негативным отношением части профессорско-преподавательского состава, студентов к двухуровневой системе образования, и формальным подходом к ее реализации. Однако негативных оценок бакалавриата в последнее время становится все меньше.

Двухуровневую систему образования необходимо проектировать одновременно как в контексте Болонского процесса, так и в контексте модернизации всей российской системы высшего образования. Систему образования нужно рассматривать как комплексную современную образовательную технологию, сочетающую педагогические, социально-психологические, организационные, экономические аспекты.


В 2003 году Российская Федерация вступила в Болонский процесс - в единое Европейское пространство высшего образования. Согласно Болонской декларации, российские высшие учебные заведения осуществляют обучение на основе двух уровней с 1 сентября 2011 г. Первый уровень – это бакалавриат, является обязательным для всех студентов. Второй уровень – это магистратура - более высокая ступень образования, в неё смогут поступить те, кто хочет заниматься научной деятельностью . Важной положительной стороной Болонской системы является возможность получения приложения к диплому, узнаваемого во всем европейском образовательном пространстве. Данное приложение востребова­но, особенно теми студентами, которые намерены продолжать свое образование за рубежом. Болонский процесс призван стать пусковым механизмом преобразований, которые повысили бы качество нашего высшего образования, а Россия позиционировала себя конкурентоспособным игроком на мировом образовательном рынке.

Двухуровневая система образования позволит воплотить парадигму - «образование через всю жизнь», которая ставит следующие задачи:

· разработка и внедрение фундаментальных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования и др.;

· направленность образования на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе эмоциональное и интеллектуальное;

· подготовка к непрерывному образованию;

· ориентация на самообразование, мотивация к пополнению знаний и формирование готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка труда.

Преимуществом получения высшего образования по двухуровневой системе является то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по-другому. Студент не ограничен в выборе магистратуры ни стенами вуза, ни географическими границами. Достоинством бакалавриата является тесное сотрудничество российских и европейских вузов в совместных проектах. Многие вузы уже давно с успехом делают это, их выпускники находят себе работу по специальности. Один из способов помочь бакалавриату занять достойное место в системе высшего образования - «повернуть к нему лицом» абитуриентов, родителей и работодателей.

В Российской Федерации многие высшие учебные заведения начали готовить бакалавров уже с середины 1990-х годов. Такое решение было самостоятельным для каждого высшего учебного заведения. На сегодняшний день такая система стала обязательной почти для всех российских вузов. В соответствии с законом, человек с дипломом бакалавра – это квалифицированный специалист с высшим образованием, способный занимать определённые должности, требующие высшего профессионального образования .

Двухуровневая система - это более гибкая модель, и даже самим преподавателям не так уж просто на неё перестроиться. Современная система высшего образования требует больших трудозатрат на подготовку методических материалов, а на уровне зарплаты это никак не отражается. Сегодня преподаватель вынужден менять содержание своих лекций, изменять учебно-методические комплексы, разрабатывать новые рабочие программы дисциплин и затрачивать на это большу ю часть своего рабочего времени , а раньше пользовались одними и теми же методическими комплексами в течение десятка лет.


Бакалавр – это академическая степень или квалификация, которая присуждается студенту после окончания высшего учебного заведения базовой программы обучения . Бакалавр учится четыре года. Бакалавры на рынке труда адаптируются нисколько не хуже специалистов. Бакалавр имеет право бесплатно продолжать обучение в магистратуре, а затем поступать в аспирантуру. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь и в российскую экономику. Бакалавриат направлен на то, чтобы дать студенту определённую подготовку и научить пополнять знания, умения в большей степени самостоятельно.

Магистр – это высшая академическая степень, которая необходима тем, кто стремится получить ученую степень. Для поступления в аспирантуру требуется магистерский диплом. Магистр должен иметь право занимать более высокие должности и получать более высокую зарплату. Магистр - это всё-таки профессионал, способный решить самые сложные задачи в своей сфере, обладающий аналитическим складом ума и умением прогнозировать, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

Одной из основных положительных сторон данной системы является близость к европейскому образованию, мобильность. Как утверждают сторонники закона о двухуровневом образовании, в будущем любой бакалавр сможет закончить образование, например, в Германии или Великобритании. Бакалавриат предполагает целое направление, внутри которого выпускник, поработав и выяснив, что ему ближе, сможет получить узкую специальность. Кроме того, студент имеет возможность, уже имея высшее образование, на практике убедиться в правильности выбора им профессии.

Стандартизация Российского образования гарантирует абитуриентам, студентам и выпускникам вузов, а также их родителям определенный уровень знаний учащихся и качество образования. Отличие федерального государственного стандарта третьего поколения от предшествующих стандартов, в том, что вузам предоставлена свобода выбора. Если раньше 70% учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30% отдавалось региональным и вузовским компонентам, то сейчас эта пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет уже 70% содержания учебных программ .

Прежние государственные стандарты основывались на дисциплинарном принципе, студент должен был освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам. В новых стандартах же главенствует компетентностный подход. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций выпускника. Качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности . За время обучения студент должен освоить определенные компетенции, предусмотренные государственным стандартом. А при помощи, каких дисциплин формируются эти способности и трудовые навыки, министерством жестко не установлено.

Особенность ФГОС ВПО в том, что 20% аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме, должны быть использованы новые технологии для того, чтобы включенность учащегося в дидактический процесс, его активность была выше. Лекционные занятия преподавателя должны составлять не более 40% учебных занятий. Новый федеральной государственный стандарт требует больше времени отводить на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые, в свою очередь, должны быть методически обеспечены.

Старые стандарты ограничивали учебный процесс дисциплинами, в новом стандарте предусматривается наличие дидактических модулей, междисциплинарных комплексов. Студентам будет даваться синтетический материал, требующий знания нескольких дисциплин.

В пространстве высшего образования на общеевропейском уровне особое внимание уделяется и развитию эффективных систем обеспечения качества образования. Ответственность за обеспечение качества лежит на каждом вузе в соответствии с принципом институциональной автономии. Это является важным условием успешного формирования национальных систем по обеспечению качества высшего образования, которые должны включать:

1. определение обязанностей участвующих органов и учреждений;

3. систему аккредитации, аттестации и сопоставимых процедур;

4. международное партнерство, сотрудничество и создание сети агентств, специализирующихся на определении образования.

Система зачетных единиц представляет собой эффективный механизм сравнения количественных и качественных показателей подготовки уровня студентов, позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента. При масштабном применении в образовательной практике высшей школы система зачетных единиц имеет многоцелевое назначение и составляет основу организации учебного процесса. Ее реальные достоинства в сочетании с инновационными образовательными технологиями проявляются в деятельности высших учебных заведений.

Система зачетных единиц рассматривается как инструмент повышения качества образования. Ее введение существенным образом изменяет работу преподавателей, побуждая их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса, регулярному индивидуальному консультированию студентов.

Переход на систему зачетных единиц в положительной степени скажется и на работе студентов. Увеличение самостоятельных занятий стимулирует студентов к освоению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Формирование студентами на основе учебных планов индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную мотивацию в обучении, а развитие новых, эффективных методов текущего контроля знаний способствует повышению качества усвоения учебных предметов .

Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения сделает российское высшее образование более привлекательным, гибким, демократичным, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, создать условия для наилучшей подготовки студентов, а также возможность продолжения учебы в любом вузе Европы. У российского студента появятся возможности учиться в зарубежных университетах, накапливать академические кредиты и использовать их для получения второго высшего образования и вообще для образования в течение всей жизни.

Однако, в то же время, в бакалавриате есть и отрицательные стороны.

Во-первых, невозможность для студента, разочаровавшегося в системе «бакалавриат-магистратура», перейти на обычную пятилетнюю систему обучения.

Во-вторых, двухуровневая система приведет к разрушению традиционной советской модели высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала;

В-третьих, рынок труда не готов рассматривать бакалавров, как людей с законченным высшим образованием, и если российские дипломы будут признаваться на Западе, то это приведет к "утечке мозгов";

В-четвёртых, диплом бакалавра признается как диплом о высшем образовании, однако работодатели относятся скептически и хотят видеть в своём штате лишь специалистов.

Таким образом, юридически понятия бакалавр и специалист равнозначны и одинаковы. Но всё же в первое время некоторое преимущество будет у специалиста, так как специалист более узнаваем и привычен для работодателей. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь общества. Нужна разъяснительная работа как со студентами, так и работодателями. В связи с реорганизацией многих отраслей российского высшего образования специалитет уходит в прошлое и от этого никуда не деться. Перед высшими учебными заведениями стоят две взаимосвязанные проблемы: подготовка новых методических материалов по бакалавриату и разработка критериев оценки уровня подготовки студентов.

Литература

1. , Цыб процесс в вопросах и ответх.. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 20с. Бакалавриат и магистратура: чего больше – плюсов или минусов?: беседа с директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Н. Розиной // Обучение & карьера. – 2008. – №2. – С. 10-15.

2. Сенашенко, В. Качество высшего образования и система зачетных единиц / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в РоссииN 5. - С. 14-18

3.Еремина бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов. // Высшее образование в России. № С.144-146

4. Вукович двухуровневая система образования в контексте усиления Европейских интеграционных процессов // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № – С.106-107.

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С 2011 года все вузы России перешли на двухуровневую систему высшего образования. Теперь высшее образование можно получить, потратив меньше времени, к тому же получив диплом международного образца.

В последние годы назрела необходимость сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса, получившего название «Болонский процесс», принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Одной из основных черт Болонского процесса является организация учебного процесса по принципу двухуровневой системы образования «Бакалавр - магистр».

Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года. Цель создания единого образовательного пространства «Россия - Европа» ─ расширение возможностей как студентов в выборе «своих университетов», так и преподавателей, которые смогут читать свои курсы и участвовать в работе разных научных школ. Кроме того, это дает возможность российским выпускникам работать за рубежом, а выпускникам иностранных учебных заведений ─ в России. С введением двухуровневой системы образования российские студенты будут получать дипломы международного образца, с которыми при желании смогут повышать свою квалификацию в зарубежных университетах. Российские дипломы будут признаны на международном уровне при согласовании систем высшего образования в Европе в соответствии с Болонским процессом и при желании выпускник сможет не только продолжить обучение в других странах, но и также устраиваться на работу без дополнительной переаттестации.

Правительство РФ 9 марта 2007 года одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Законопроект предусматривает введение в России таких уровней высшего профессионального образования, как бакалавриат (первый уровень высшего образования, срок обучения 4 года), магистратура (второй уровень высшего образования, срок обучения 1-2 года) или подготовка специалиста по традиционной системе (не менее 5 лет). Закон о двухуровневой системе высшего образования вступит в силу со дня его официального опубликования. При этом со дня вступления федерального закона и до 1 сентября 2009 года обучение в вузах по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и магистратуры осуществляется по решению Ученого Совета образовательного учреждения в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.


24 октября 2007 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», принятый Государственной Думой 11 октября 2007 года и одобренный Советом Федерации 17 октября 2007 года. В том числе, принятый закон предусматривает предоставление отсрочки от службы в армии студентам обоих уровней.

С 2011 года программы бакалавриата и магистратуры охватывают практически весь спектр профессий.

Характеристики этапа бакалавриата

Бакалавриат – это первая академическая ступень в системе многоуровневого университетского образования. Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском образовании» в России установлены следующие ступени высшего профессионального образования – «бакалавриат» и «магистратура» . Основная цель бакалавриата – удовлетворение образовательных потребностей личности и обеспечение общества и государства специалистами с базовым университетским образованием

Получения качественного инженерного образования в более сжатые сроки. Закончив бакалавриат (первая, 4-летняя ступень вузовского образования), выпускник получает общую фундаментальную и общетехническую подготовку и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач. Диплом выдается только после выполнения выпускной работы, подтверждающей квалификацию. Сокращение срока обучения на этапе бакалавриата сопровождается повышением качества подготовки за счет применения передовых образовательных и информационных технологий.

Более широкие возможности при трудоустройстве достигаются отсутствием узкой специализации и ориентацией на профессиональную подготовку выпускников, приближенную к реальным условиям работы.

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат - это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по направлению».

Характеристики этапа магистратуры

Углубленная подготовка в конкретной сфере деятельности и формирование на ее основе высокопрофессионального специалиста – исследователя, разработчика, аналитика, управленца. Вуз работает «на заказчика», осуществляя «тонкую настройку» выпускника магистратуры реальным потребностям экономики или специфическим условиям конкретного работодателя.

Обучение в магистратуре составил два года. Она предусмотрена для тех, кто серьезно хочет заниматься наукой или стать преподавателем, то есть максимально углубить знания в своей области.

Студент имеет возможность выбора направления подготовки в соответствии с потребностями рынка и собственными предпочтениями.

В июне 1999 года в городе Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать к 2010 году Единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 года в состав государств-участников Болонского процесса вступила и Россия.

Подписание конвенции означало, что дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах, и россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе. Это произойдет только в том случае, если Россия приведет свою систему высшего образования в соответствие с европейскими стандартами.

К 2010 году должна быть реализована многоуровневая система высшего образования типа системы бакалавр - магистр, введена система зачетных единиц (credit system) вместо системы зачета часов, а также единая форма приложения к диплому.

17 октября 2007 года Совет Федерации одобрил закон, совершенствующий систему высшего профессионального образования в России, в соответствии с которым в России будет введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.

Первый уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два года после бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.

Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования. То есть, первая ступень - бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

Второй уровень высшего образования, с углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.

Правом поступления в аспирантуру или ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.

Двухуровневая система высшего образования: преимущества и недостатки*
Подготовила:
Студентка экономического факультета
Мастерской программы:
«Финансовые институты и финансовые инструменты»
Голушко Анастасия

План

*
1. Как появилась двухуровневая система высшего
образования
2.Выгоды ля России
3.Суть двухуровневой системы
4. Различия в обучении
5.Преимущества двухуровневой системы
6.Недостатки двухуровневой системы

Актуальность двухуровневой системы высшего образования в России

*
Россия
присоединилась к
Болонскому процессу
Толчок дают
современные
экономические и
социальные реалии,
когда человеку
приходится менять
профессии и
получать
образование на
протяжении всей
жизни
появляется
возможность
учиться в
магистратуре
любого вуза, а
значит, получать
дополнительные
карьерные
преимущества на
рынке труда
Кризис кадрового
потенциала в России
Одно из
приоритетных
направлений
развития страны
на современном
этапе это
обеспечение
высокого
качества и
престижа
российского
высшего
образования

Как появилась двухуровневая система высшего образования

*
в 1999г. рядом государств Европы была разработана и
подписана Болонская конвенция, которая предполагала
двухуровневую систему высшего образования хорошо
зарекомендовавшая себя во многих странах мира, включая США,
Канаду и Австралию.
Россия присоединилась к нему в сентябре 2003г
в 2007г. ввела закон, предполагающий переход российского
высшего образования на двухуровневую систему с
соответствующими государственными стандартами,
вступительными экзаменами и итоговыми аттестациями
С 2011г. все вузы страны переходят на эту систему.

Выгоды для России

Естественным образом
продолжит эволюционировать
содержание высшего
образования
Престижность высшего
образования в стране будет
расти, в частности, под
влиянием возможности найти
высокооплачиваемую работу в
Европе по специальности
Несомненной выгодой от
Болонского процесса станет
пропаганда российской
культуры
*
Болонский процесс
поможет российской
педагогической
общественности по-новому
определить роль и место
министерства образования
в системе высшего
образования
Заметно увеличатся
масштабы и поднимется
качество владения
российскими студентами и
преподавателями
иностранными языками

Выгоды для России

Благодаря болонским
нововведениям, российское
образование станет
адекватнее реальным вызовам
глобализации.
В русле ожидаемого роста
конкурентоспособности
европейского высшего
образования возрастёт
конкурентоспособность и
российской высшей школы
В России действительно
достаточно эффективная и
вполне конкурентоспособная
система высшего образования.
В рамках Болонского процесса
появится возможность поновому решить общие вопросы
о роли и месте высшего
образования в современном
обществе
*
Россия всё в большей
степени станет ощущать
себя полноценной и
полноправной
европейской страной

Суть двухуровневой системы

*
Магистратура 2
года
Бакалавриат
4 года
Иметь
степень
«бакалавр»
Сдать
вступительны
й экзамен
Защитить
магистерскую
диссертацию
Успешно
учиться в
ВУЗЕ
Закончить
11 клкссов
Сдать ЕГЭ
Успешно
учиться в
ВУЗЕ
Защитить
ВКР

Различие в обучении

*
Формирование
специфического
индивидуального
мышления, которые в
совокупности с базовыми
знаниями помогут
развиваться в
профессиональной среде
и учиться самостоятельно
Формирование умения
совмещать теорию и
практику с помощью
творческого подхода.
Приобретение навыка
работы в области научных
исследований
Формирование более
детальной проработки
практических моментов в
контексте специальности.
Приобретение навыка
работы в области научных
исследований.

Преимущества двухуровневой системы Высшего образования

*
гибкость
Экономия
Возможность для студентов
самому выбирать предметы
Времени
Финансовых средств
Балло-рейтинговая
система
Модернизация
высшего образования
Ориентация на рынок труда
международная мобильность
и конвертируемость

10. Недостатки двухуровневой системы высшего образования

С признанием за
границей
Российских
дипломов,
возможна утечка
кадров за
границу
Проблема
сопоставления
Европейской,
Американской и
Российской
системы признания
зачетных единиц
Невозможно
на практике
реализовывать
«гибкость»
учебного
плана
*

11. Примеры двухуровневой системы высшего образования

*
* Примером, на самом деле. Может послужить
любой вуз России. С 2011года все вузы страны
переходят на данную систему.
* Количество студентов возрастает с каждым
годом на 7-10% и близок тот момент, когда все
выпускники школ станут студентами высших
учебных заведений- бакалаврами.

12. Выводы

*
1.
2.
3.
4.
5.
Система Высшего образования является следствием
присоединения России к Болонскому процессу. Данная система
высшего образования дает возможность учиться в любом вузе
страны и зарубежья, тем самым студент получает
дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда.
С введение двухуровневой системы высшего образования
Россия повышает свой статус и престиж на международной
арене.
Двухуровневая система высшего образования включает в себя
первую ступень-бакалавр 4 года после которой студент может
завершить обучение и начать трудовую деятельность, или же
продолжить обучение в магистратуре.
К преимуществам двухуровневой системы высшего
образования можно отнести гибкий учебный процесс,
экономию времени и финансовых средств, а также
модернизация всего образовательного процесса.
Главным недостатком в двухуровневой системе высшего
образования является неготовность работодателей
воспринимать бакалавра как квалифицированного специалиста

Россия стала участницей Болонского процесса в 2003 году. Из-за этого пришлось менять всю систему высшего образования, которая строилась не один десяток лет. В Болонской системе, как для студентов, так и для преподавателей ВУЗа есть свои плюсы и минусы, о которых можно говорить довольно долго. Тем не менее, кроме нововведений, к которым пока только привыкают, появилась двухуровневая система, которая предполагает обучение на уровнях «бакалавр» и «магистр». До определенного момента это тревожило выпускников, у которых на руках дипломы «специалистов». На самом деле России удалось отстоять право выдавать подобные дипломы, т.к. обучение на бакалавра предполагает 4 года, а на магистра 6 лет. Специалист подразумевает 5-летнее обучение.

Различия в обучении бакалавров, специалистов и магистров

Кроме различия в сроках обучения и специализации, существуют еще некоторые различия, по которым работает Болонская система. Обучение бакалавров предполагает формирование специфического индивидуального мышления, которые в совокупности с базовыми знаниями специальности помогут не только адаптироваться в профессиональной среде, но и развиваться самостоятельно.

Обучая студентов-специалистов, важно научить их работать самостоятельно, формировать у них умение совмещать теорию и практику, не пренебрегать своими способностями, в том числе речь идет и о творческих способностях. Задача преподавателей, которые работают с потенциальными «специалистами» - научить студентов работать в области научных исследований.

Студенты-магистры должны овладеть всем тем, чем и «бакалавры» и «специалисты», при этом им нужно дополнительно усвоить практические моменты и более узкие специализации в контексте специальности.

Последствия перехода на двухуровневую систему

Если обучение на бакалавра предполагает общую специальность, которую нужно изучать 4 года (возможно 3, если оканчивалось 12 классов школы), то обучение в магистратуре продолжается еще на 2 года. Это связано с тем, что магистр - это более узкий специалист. Такая система позволяет рационально использовать бюджетные средства, которые поступают в виде частного и государственного финансирования ВУЗов.

В связи с появлением данной системы, абитуриенты еще в старших классах должны определяться со своей будущей профессией. Плюсом является то, что у них нет необходимости сдавать вступительные экзамены. Достаточно общих государственных экзаменов, либо же зачисление может происходить за счет результатов олимпиад. Так же данная система предполагает возможность Российских студентов продолжать обучение в странах Европы и возможность оставаться там для карьерного развития.

Преимущества и недостатки двухуровневой системы

Основными преимуществами данной системы является то, что магистр уже на старших курсах обладает достаточным количеством знаний, чтобы приступать к работе. Количество бюджетных мест в магистратуру постоянно возрастает. Наличие обучения на бакалавра хорош тем, что человек имеет возможность подумать о целесообразности продолжать свое обучение дальше. У него есть возможность передумать и получить высшее образование в другой области.

Что касается явных недостатков, главный из них заключается в том, что пока еще не выработана система образовательных стандартов в России, что затрудняет возможности ранжировать специальности и выдавать соответствующие дипломы соответствующим специалистам. Особенно остро стоит вопрос о студентах-врачах и о представителях творческих профессий.