Шенграбенское сражение в романе «Война и мир. Шенграбенское сражение в романе «Война и мир Балаган где сидел тушин война и мир

В романе "Война и мир" Толстой показал нам много разных образов, с разными характерами и взглядами на жизнь. Капитан Тушин противоречивый персонаж, который сыграл большую роль в войне 1812 года, хотя был очень труслив.

Увидев капитана впервые никто не мог подумать, что он может совершить хоть какой-нибудь подвиг. Он выглядел как "Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках", за свой вид даже получает выговор от штаб-офицера. В тот момент князь Андрей Болконский подумал, что этот человек не может быть военным, так как он выглядел очень комично и глупо. Тушин ещё до начала военных действий боялся всего что связано с войной: боялся взрыва снарядов, свиста пуль, боялся что его ранят и боялся увидеть других раненых и убитых, боялся осуждения со стороны сослуживцев и начальников. А в самый ответственный момент капитан отогнал свой страх, представив сражение в комическом свете и это достигло цели: батарея капитана Тушина практически одна удерживала оборону. Только князь Андрей заметил и оценил героический поступок Тушина и потом защитил его на военном совете, доказав, что успехом в Шанграбенском сражении они обязаны только правильным действиям капитана.

На войне Тушин теряет руку и не сможет больше защищать Родину, но на его примере автор показал, что не обязательно быть храбрым, просто для подвига нужно уметь побороть свой страх.

Лев Толстой преклонялся перед героизмом простого солдата, воспевал профессиональные воинские качества. Природу подвига можно изучить и описать только на примере конкретных людей, которые были прототипами героев, созданных писателем.

Образ и характеристика Тушина в романе «Война и мир» формировалась автором на основе биографических данных артиллериста Якова Судакова, награжденного орденом Святого Владимира.

Подвиг батареи Тушина

Под деревней Шенгребен состоялось сражение отряда Багратиона с регулярной армией Мюрата. Цель битвы – обеспечить отступление русской армии, по пятам которой двигались преобладающие численностью французские силы. Стояло прохладное осеннее утро 1805 года, Багратион выстроил линию огня, в центре поставил пушки.

Артиллеристами командовал капитан Тушин, который накануне получил от генерала устное порицание за то, что сушил обувь в питейном заведении. Когда генерал отдал приказание об отступлении, в место расположения батареи два раза посылали Жеркова. Страх гибели овладел душой и телом адъютанта, он не достиг цели, а потом о солдатах и орудиях забыли в пекле битвы.

Тушин, оказавшись без связи с командованием, сам выбирал цель и вел бой. Когда началось массовое отступление, артиллеристам даже в голову не пришла мысль бросить пушки. Огонь был направлен на деревню Шангребен. Французы всполошились, их ряды были расстроены, пришлось временно отступить назад, чтобы обдумать ситуацию.

Русская артиллерия состояла из четырех орудий, одно из которых скоро разрушил снаряд противника. Тремя пушками доблестные русские солдаты сдерживали натиск многочисленных сил врага. О них вспомнили только тогда, когда невольно образовалась скорбная тишина поражения, которую нарушали их одинокие орудийные залпы.

Внешность героического капитана

Тушин был маленького роста, всегда держал во рту трубку. Его силуэт Толстой называет фигуркой, отмечая, что в ней нет ничего военного, а, наоборот, нечто комическое, особенное угадывается в теле и походке. Писатель любит героя, называет его чрезвычайно привлекательным, не смотря на сутулость и неловкость.

Штабс-капитан имел маленькие руки, был худым, глаза выглядели умными и добрыми. Голос артиллериста отличался нарочитой молодцеватостью, иногда звучал тонко и слабо среди взрывов снарядов. Этот человек нравился князю Болконскому, он видел в нем философа.

Описание боя

Отряд, прикрывавший батарею, давно отступил. Французы два раза шли в атаку, думая, что имеют дело с главными силами Багратиона. Дерзко защищались артиллеристы. Неприятель отступал под натиском картечного огня, не предполагая, что перед ними одинокие четыре пушки.

Шенгребен горел, дым клубами подымался над деревней, рядом образовалась суета, кому-то пришлось тушить огонь. Против батареи Тушина враг выставил десять орудий, пытаясь наказать поджигателей, сдерживающих наступление. Пока артиллеристы, как дети, радовались пожару, французские снаряды разорвались рядом. Погибло две лошади, ящичного вожатого ранило.

Тушин наблюдал, как его бойцы, почувствовав близкую опасность, вошли в кураж, действовали дружно и организовано. Капитан насчитал уже семнадцать человек из прислуги орудий убитыми, но боевой дух оставшихся в живых не иссякал. Когда французы подходили близко, Тушин приказывал заряжать пушки картечью, всем становилось весело.

Капитан часто требовал к себе денщика, чтобы тот поджег трубку, называл солдат ребятами, в свободную минуту помогал вывинчивать винт или двигать колесо, вздрагивал от разрыва снарядов. Его бурная деятельность заключалась в том, чтобы бегать от пушки к пушке, помогать прицелиться, распоряжаться про убитых и раненых, менять лошадей.

Большие солдаты верили в своего маленького командира, по-детски внимательно смотрели ему в глаза. На их лицах отображалось то, что они там прочитали. А Тушину в день сражения не ведом был страх. Мыслям о ранении или гибели не было времени, чтобы морочить светлую голову. Становилось жарко, с каждым залпом веселее. Солдаты вошли в то состояние, когда происходящие вокруг события мелькают, как в бреду.

Отступление

Тушин, растерянно хлопал глазами, смотрел в лицо орущего старшего офицера, в третий раз приказывающего отступать. Капитан не понимал, в чем он провинился. Солдаты смеялись. Появился князь Болконский, наконец, присланный Багратионом, чтобы помочь батарее собраться.

Молча, со знанием дела, аккуратно и быстро, Андрей с капитаном надели две уцелевшие пушки на передки. Батарея двинулась в гору. Когда артиллерист прощался с Болконским, слезы стояли в его глазах. «Прощайте, голубчик!» Так тепло выразил свою благодарность Тушин.

По дороге подобрали раненого корнета, который с контузией не мог идти, это был Николай Ростов. Вечером Багратион вызвал Тушина к себе, негодовал, что оставили разбитые орудия. Капитан умолчал, что у батареи не было людей, потому что на месте не оказалось прикрытия. Опытный боец боялся подставить под гнев командования кого-то другого.

Лев Толстой в последний раз вспоминает любимого героя после Фридланского сражения. Тушин был ранен, ему ампутировали часть руки, но капитан продолжал держать во рту трубку и весело улыбался.

Роль эпизода «Капитан Тушин в Шенграбенском сражении»

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

«Война и мир» - роман эпопея, значит в его основу положены исторические события, важные для всего народа. Одним из этих исторических событий было Шенграбенское сражение, участником которого был простой русский человек, капитан Тушин. Эпизод, в котором описывается его подвиг, имеет важное значение в романе. В нем находит отражение «мысль народная», кроме того, на этих страницах сходятся многие сюжетные линии героев. Читатель впервые, узнав по-настоящему Тушина, начинает понимать, что такое истинное мужество.

Свое боевое крещение в Шенграбенском сражении проходят многие. Впервые выходит на поле боя князь Андрей, тщеславно мечтающий о своем «Тулоне», и юнкер Николай Ростов, и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от всех. Наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем-нибудь. Князь Андрей все время то слышит, то видит этого человека. Создается впечатление, что Тушиных много.

Вначале Толстой показывает Тушина до начала сражения. Автор делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде: он сидит в палатке маркитанта, сняв сапоги, в одних чулках, этот артиллерийский офицер, как звучит в авторской характеристике, «маленький, грязный и худой».

Накануне боя он рассуждает о смерти и единственный честно признается, что умереть страшно. Отличают его и большие, умные и добрые глаза. А князь Андрей заметил в его «фигурке», даже не фигуре, «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Но вот началось сражение: «земля как будто ахнула от страшного удара».

Поначалу капитан Тушин в бою выглядит негероически: этот «маленький человек, со слабыми неловкими движениями», «из-под маленькой ручки смотрел он на французов». Командовал он «тоненьким нерешительным голоском», а иногда и вовсе «пищал». Тушину, как и Кутузову, жалко людей, он «морщился», «сердито кричал, когда видел раненых и убитых». Незаметно Тушин из робкого капитана превращается в инициативного военного, который, поразмышляв, посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченком, решил, что «хорошо бы зажечь деревню», зажег, и именно это остановило французов.

В нем пробуждается «детская радость» вытеснявшая «неприятное чувство страха», а «клочок земли, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом»,

Он живет в своем «фантастическом мире», французские пушки представляются ему трубками, снаряды – мячиками, французы – муравьями; свою пушку он ласково называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Тушин тотчас испуганно оглядывается, когда на него кричит штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать, Тушин не может без страха смотреть на начальника.

Что же такое героизм и что такое мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной и робеющим перед начальством.

Тушин прошел осаду Севастополя и знал войну. Он понимал, что на войне боятся все, но не все умеют победить в бою свой страх, даже Ростова, убежавшего при боевом крещении в кусты, нельзя назвать трусом, потому что он стыдится своего страха, хочет преодолеть его, ведь он был в том бою всего лишь «необстрелянным юнкером». Смел и бесстрашен Долохов, только он не герой, так как, отличившись, он тут же бежит доложить о своем «героизме», показывая рану и говоря: «Попомните, ваше превосходительство».

Научился скрывать свой страх и князь Андрей. Показывать его он считал ниже своего достоинства. Он чувствовал, как «нервическая дрожь пробежала по его спине», но он слишком горд, чтобы впасть в панику: «Я не могу бояться», - подумал он. Они оба, и Тушин, и князь Андрей, сумели победить свой страх. И Тушин, чувствуя это единство, растрогался до слез.

А оказавшись перед «грозным начальством», Тушин вновь оробел, он снова спотыкается при виде нахмуренного Багратиона, он теряет дар речи, он вызывает смех труса Жеркова. А вот мужество князя Андрея одинаково и в бою, и в штабе, промолчать сейчас перед начальством – значит унизить свое человеческое достоинство, поэтому он справедливо скажет о Тушине: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героическому спокойствию капитана Тушина с его ротой».

Итак, данный эпизод подтверждает мысль Толстого о том, что только народ с присущим ему мужеством, чувством долга спасет Россию. «Скрытая теплота патриотизма» объединяет всех: Тушина и его солдат, надменного князя Андрея, позднее, в Бородинском сражении, это почувствует и Пьер Безухов.

Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей. Читать этот роман – как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра – новелла о капитане Тушине.

Портрет Тушина совсем негероический: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе – таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной. армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен.

Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».


Образ Тушина в романе Толстого Л.Н. «Война и мир» изображается как образ «маленького человека», тихого и незаметного, но такого великого, когда он занимается своим делом.

Внешняя характеристика Тушина совсем непритязательна: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”. Мы знакомимся с этим героем через его восприятие Андреем Болконским. Он “еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Мы понимаем, что капитан симпатичен князю Андрею, и начинаем присматриваться к этому герою. С Тушиным мы встречаемся в романе несколько раз. В начале сражения под Шенграбеном “маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой” снова предстает перед нами.

Здесь уж автор сам любуется своим героем. На поле боя он не теряется среди солдат и офицеров, даже находясь рядом с Багратионом, не замечая полководца, Тушин выбегает под самый огонь и отдает команды. «Маленький человек, со слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты”.

В образе героя соединяются фольклорные мотивы и реалии: вражеские пушки представляет он трубками невидимых огромных курильщиков, а пушечные ядра – чугунными мячиками, неприятельские войска - муравьями. Он даже наделил свою большую пушку собственным именем – Матвеевна. Себя он тоже представляет «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

В военной обстановке Тушин ведет себя настолько естественно, будто выполняет привычные ему повседневные дела. Неорганизованный в жизни, не способный к выполнению парадного военного устава, чем постоянно было недовольно начальство, в бою капитан демонстрирует пример мужества, доблести и геройства, что также для него вполне естественно и органично. Он просто не может вести себя иначе, потому что он так организован.

Автор намеренно изображает в лице героя «маленького человека», слабого, робкого, но бесстрашного, способного на подвиг. Он является представителем народа и, по мнению Толстого, именно такие люди делали историю. Во время Шенграбенского сражения, оставшись на поле боя без прикрытия, с одной своей батареей, которую составляли четыре пушки, Тушин продолжал бой, лишь слегка вздрагивая, когда рядом разрывались снаряды. Батарея не была взята неприятелем лишь потому, что французы не могли даже представить, что этот непрерывно стреляющий пункт настолько дерзок. Тушин изображается Толстым в этот момент как настоящий герой. Однако когда капитану приходится предстать перед Багратионом, он теряется настолько, что с трудом произносит слова. Зацепившись за древко знамени, он вызывает смех у присутствующих. Такой отважный в бою, здесь он не может защитить себя, не может рассказать о том, что батарея осталась без прикрытия, ведь этим он может доставить неприятности человеку, руководившему защитой. Но Андрей Болконский не мог не вступиться за Тушина, за что услышал от него благодарственные слова: “Вот спасибо, выручил, голубчик”.

Образ капитана Тушина – это урок мужества. Трус никогда не признается в том, что он боится. Истинно отважный и мужественный человек тоже боится, но он знает, что в определенные моменты надо уметь преодолевать свой страх. Еще одна встреча читателя с капитаном произойдет в госпитале, в одной из битв он потеряет руку. Больше мы не встретим этого героя на страницах романа, но его искренний образ запомнится, а нравственные уроки заставят задуматься о том, что же такое мужество и каким должен быть настоящий герой.

Обновлено: 2012-03-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.