Пушкин а. с. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен —

"19 октября 1825"

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе - фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг -
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Внеклассное мероприятие «Прекрасен наш союз»

(А.С.Пушкин и его лицейские друзья)

19 октября 1811 года в Царском селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет двадцать девять юношей обучатся, получат аттестаты.

Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники… В детстве и юности они читают повести и легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще при жизни и вскоре после смерти становятся легендой, преданием…

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

О жизни в Лицее мы с вами подробно говорили на уроках литературы, а сегодня узнаем о том, как сложились судьбы ближайших друзей великого поэта, о том, как праздновались лицейские годовщины и главное, попытаемся вместе понять, что же такое лицейская дружба, которую здесь не просто ценят, но, можно сказать, боготворят, ставят на первое место из первых, много выше карьеры, удачи, даже любви…

Итак, 1817 год, отшумели выпускные экзамены в Царском селе, директор Энгельгарт надел чугунные кольца на пальцы своим воспитанникам в знак вечной памяти о годах, проведенных в стенах лицея, а они в свою очередь дали друг другу клятву, что и последний лицеист один будет праздновать 19 октября… Была исполнена прощальная лицейская песня «Шесть лет», написанная ближайшим другом Пушкина Антоном Дельвигом:

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте сыны!

Простимся братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породнила нас!

А это строки лицеиста Александра Пушкина на прощание с Лицеем:

Промчались годы заточенья

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых юных дум.

Кроме того лицеисты на прощание писали посвящения друг другу в альбомы, Пушкин оставил много нежных строк своим лицейским братьям, например, князю Горчакову, предвидя блеск и восхождения будущего дипломата, любимца дев:

Они пришли, твои златые годы,

Огня любви прелестная пора.

Спеши любить и, счастливый вчера,

Сегодня вновь будь счастлив осторожно,

Амур велит - и завтра, если можно,

Вновь миртами красавицу венчай…

О скольких слез, предвижу ты виновник!

Измены друг и ветреный любовник,

Будь верен всем – пленяйся и пленяй…

Самое же задушевное посвящение, как всегда, Большому Жанно (так прозвали лицейские Ивана Пущина):

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья –

Что было и не будет вновь…

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла… но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен,

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

Пред грозным временем, пред грозными судьбами: он многое предчувствовал, угадывал этот восемнадцатилетний студент, хотя не мог знать, что в эту минуту хорошо видит и слышит грядущее – еще не начавшиеся 1820-е и 1830-е годы.

19 октября 1825 год, два месяца до восстания декабристов. Пушкин за вольнодумные стихи сослан в свое имение Михайловское недалеко от Пскова под надзор полиции. 19 октября на берегах Невы собирается веселая компания, пьющая за здоровье отсутствующих. Лицеисты постановляют в 27-ом году праздновать серебрянную дружбу, а через двадцать лет – золотую. Золотая будет 19 октября 1837 - уже без Пушкина.

Еще далеко до юбилеев, но есть уже лицейские, которые не придут никогда…

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит, и дружеский резец

Не начертал над русскою могилой

Слов несколько на языке родном,

Чтоб некогда нашел привет унылый

Сын севера, бродя в чужом краю.

Николай Корсаков,редактор лицейских журналов, музыкант, веселый и милый друг успел угаснуть от чахотки в прекрасной Флоренции. «За час до смерти, - рассказывал Энгельгарт, - он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертил ее крупными буквами и велел скопировать ее на камень:

Прохожий, поспеши к стране родной своей!

Ах! Грустно умирать далеко от друзей…

У самого поэта в 1825 было два лицейских дня. Первый – 11 января: в этот день, около восьми утра, прорвавшись сквозь снега, леса, запреты опасности, Иван Пущин в санях при громе колокольчиков «вломился» на нерасчищенный михайловский двор. Пущин напишет в своих воспоминаниях: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакивая из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!»

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный

Ты в день его лицея превратил…,

Напишет об этой встрече поэт, и конечно же, стих-ие «Мой первый друг, мой друг бесценный», которое декабрист Пущин получит уже на сибирской каторге.

Опального поэта посещает и князь Горчаков, несмотря не многочисленные предупреждения «не встречайтесь: Пушкин под надзором!...» Карьера волнует дипломата, но честь, но свобода души и поступков - важнее!

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей,

Нам разный путь судьбой назначен строгой,

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись!

Пушкин всей душой надеется, что через год он будет пировать в кругу лицеистов: ………………………пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье,

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

Предсказание сбудется и не сбудется… Всего год, но за этот год ударит 14 декабря, и на Сенатской площади, в строю восставших находятся два лицеиста – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер. Кюхельбекер пытается бежать. Несколько дней его разыскивают, многие думают, что он погиб, может быть, исчез под разбитым картечью невским льдом? Но вскоре становится известно, что Кюхля схвачен в Варшаве и затем доставлен в Петропавловскую крепость. К Пущину, дожидавшемуся ареста явился на другой день Горчаков. Князь франт, карьерист, но чести не уронит, «душу свободную» не разменяет. Горчаков привез декабристу заграничный паспорт и умолял его ехать немедленно за границу. Пущин не согласился ехать: он считал бегство постыдным и считал, что должен разделить судьбу своих товарищей по тайному обществу, как бы тяжела она ни была.

В день серебряной дружбы 19 октября 1827 года на квартире у лицеиста Яковлева Пушкин напишет:

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

«В мрачных пропастях земли» находились декабристы. «В эту годовщину в кругу товарищей-друзей Пушкин вспомнил меня и Вильгельма, заживо погребенных, которых они не досчитывали на лицейской сходке», - напишет в своих воспоминаниях декабрист Иван Пущин. Тридцать один год проведет он в тюрьме и ссылке в Сибири, в Москву вернется в декабре 1856 года, через 19 лет после смерти Пушкина. Их встреча в Михайловском была последней встречей друзей, №13 и №14….

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ли с нами было,

Мой брат родной, по музе, по судьбам?

Эти проникновенные строчки поэт посвятил декабристу Кюхельбекеру, который десять лет проведет в одиночной камере Шлиссельбургской крепости и долгие годы на каторге в Сибири.

В 1830-ых годах уже ни одной годовщины не проходит без дружеского сборища – с годами «чаще празднует Лицей».

Шесть мест упраздненных стоят

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят-

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

Это писано к лицейскому дню 1831 года. Шесть умерших друзей…Самая страшная для Пушкина утрата Антон Дельвиг. Редактор «Литературной газеты, начатой по мысли Пушкина создатель знаменитого альманаха «Северные цветы» он стойко вел неравную борьбу с властью, душившей свободную печать. Однажды он был вызван к шефу жандармов Бенкендрфу, который кричал на поэта, угрожал Дельвигу, обращаясь к нему на «ты», обещал отправить его в Сибирь вместе с Пушкиным и Вяземским. Дельвиг не испугался, но впал в апатию, литературная борьба, стихи, публицистика – все это вдруг показалось ненужным, безнадежным. В момент отчаяния Дельвигу было в сущности не к кому обратиться. Пушкин в это время был в Москве.

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Без него мы все осиротели…» - напишет Пушкин. И, конечно, стихи:

И мнится очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в страну теней родных,

Навек от нас утекший гений….

В этих строках, скорбя о рано ушедшем друге юности, он предсказывает свою собственную судьбу: он станет седьмым ушедшим лицеистом…

В 1836 году лицеисты празднуют двадцатипятилетие Лицея. Из 23 живущих присутствует одиннадцать человек. На первый взгляд дела у всех неплохи, но в разговорах на лицейской годовщине вдруг выясняется, что служба не очень уж идет, и семейная жизнь не ладится, и смерть приходит… Уж не об этом ли – в незаконченном лицейском стихотворении на последней для Пушкина лицейской встрече 19 октября 1836 года:

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш,

Меж нами речь не так игриво льется

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Еще немного об этой последней для поэта встрече друзей: «Собрались вышеупомянутые господа лицейские в доме у директора Энгельгарта и пировали следующим образом: 1) обедали вкусно и шумно, 2) выпили три здравия: за двадцатипятилетие Лицея, за благоденствие Лицея, за здоровье отсутствующих, 3) поминали лицейскую старину 4) пели национальные песни». Рассказывали также, будто Пушкин сорвался, подступили слезы и он не смог дочитать: И мнится очередь за мной

Зовет меня мой Дельвиг милый…

Через 16 дней начнется дуэльная история, а через сто два дня Пушкин погибнет…

«Условясь с Пушкиным сойтись в кондитерской Вольфа, Данзас отправился сделать нужные приготовления. Наняв парные сани, он заехал в оружейный магазин Куракина за пистолетами, которые были уже выбраны Пушкиным заранее, пистолеты эти были совершенно схожи с пистолетами д,Аршиака. Уложив их в сани, Данзас приехал к Вольфу, где Пушкин уже ожидал его. Было около 4-ех часов.» Эти строки написал сам Данзас, говоря о себе в третьем лице. Лицейскому другу Косте Данзасу приходится быть секундантом Пушкина, и правила чести не позволяют отказаться, а так хотелось бы. Сердце его сжималось при одной мысли, что через несколько минут, может быть, Пушкина уже не станет. Так началась дорога на Черную речку, с которой лицейский друг привезет смертельно раненого поэта. Последней просьбой Пушкина было – чтобы не наказывали секунданта (дуэли в то время уже были под строжайшим запретом), лицейского друга Константина Данзаса – «ведь он брат мне». «Как жаль, что теперь здесь нет ни Пущина, ни Малиновского», - сказал умирающий Пушкин Данзасу – в последние минуты жизни он скучал о лицейских друзьях…

Рассказ о Пушкинском Лицее и лицеистах, продолжавшийся более четверти века, окончен…

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! Средь новых поколений

Докучный гость и лишний и чужой,

Он вспомнит нас и дни соединений,

Закрыв глаза дрожащею рукой…

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведет,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.

Пушкин не знал, кому посвящает последние строки «19 октября», а его ближайший друг князь Горчаков, единственный из лицеистов, узнал.

Князь заслужил последнюю награду – еще целых десять пушкинских строк. Министр иностранных дел Горчаков провел не один, а многие дни – 1880-го, 81-го, и так до 28 февраля 1883. Те дни, когда он был последним лицеистом пушкинского выпуска.

Итак, тридцать мальчишек: вместе, в общей сумме они прожили около полутора тысяч лет.

В том числе неполных тридцать восемь пушкинских: меньше «одного процента».

Эти 38 – основа, фундамент истории полутора тысяч лицейских «человеко-лет»… Но как же без них, без остальных, развился бы далеко не лучший ученик в первейшего поэта? Без их дружбы – разве Пушкин стал бы Пушкиным? Без их шуток, похвал, насмешек, писем, помощи, памяти? А они без него, без его мыслей, строчек, веселости, грусти, без того бессмертия, которым он так щедро с ними поделился.


Цель урока : раскрыть отношение А.С.Пушкина к друзьям, к дружбе.

Задачи :

  • раскрытие понятия дружбы;
  • ознакомление с содержаниями стихотворений поэта о дружбе;
  • пробуждение интереса к личности поэта;
  • раскрытие важности заботы о других людях;

Оборудование : портреты А.С.Пушкина, Кюхельбекера, Горчакова, Пущина, Дельвига, использование проектора.

Ход урока

I. Стадия урока «Реализация домашнего задания»

Проведение тестирования по творчеству А.С.Пушкина (Вопросы теста, ключ к тесту демонстрируются через компьютерный проектор).

Вопросы теста:

1. Чьи это слова: «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…»?

а) Н.А.Добролюбов

б) В.Г.Белинский

в) Д.И.Писарев

г) Д.С.Лихачёв

2. С чем Белинский сравнивал творчество А.С.Пушкина?

а) с морем

б) с ручейком

в) с рекой

г) С океаном

3. Кто оказал большое влияние на юного Пушкина?

а) няня – Арина Родионовна

б) бабушка – Мария Алексеевна

в) дядька – Никита Алексеевич

г). Отец – Сергей Львович

4. Со скольки лет Пушкин начал писать стихи?

5. Кто предложил отдать Пушкина в Царскосельский лицей?

а) Арина Родионовна

б) Василий Львович

в) Сергей Львович

г) Никита Алексеевич

6. С каким историческим событием связана творческая жизнь Пушкина?

а) с декабристским восстанием

б) с отменой крепостного права

в) с восстанием Пугачёва

г) с войной 1812 года

7. В каком году в Лицее проходил переводной экзамен?

а) в 1815 году

б) в 1814 году

в) в 1813 году

г) в 1816 году

8. Кому выпала честь приветствовать Г.Р.Державина?

а) Дельвигу

б) Кюхельбекеру

в) Пушкину

г) Пущину

Ключ к тесту.

II. Стадия урока «Вызов»

Цель этой стадии: актуализация имеющихся знаний и представлений о предмете разговора – «Друзья! Прекрасен наш союз». Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

Сегодня мы будем говорить о таких важных проявлениях человеческих отношений, как дружба, забота людей друг о друге. Вы узнаете, как А.С.Пушкин относился к дружбе, поймёте, почему он ценил своих друзей.

III. Стадия урока «Осмысление»

Цель этой стадии: знакомство с новой информацией по теме «Друзья! Прекрасен наш союз».

1. Лицейская дружба. Вступительное слово учителя

Тема дружбы в лирике Пушкина: это любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. Первой знаменательной вехой в его биографии стал Царскосельский лицей. Почему же Лицей стал для поэта понятием святым, что определили в нём 6 лет, проведённых на лицейской скамье? Специальное постановление гласило: «Учреждение лицея имеет целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной… Все воспитанники равны, как дети одного отца…»

Все 6 лет в Царскосельском лицее воспитанники провели вместе, не расставаясь ни на день. Поездки домой были запрещены: родители навещали сыновей в определённые дни. И Лицей стал не просто родным домом. Он стал неким особым миром для этих мальчиков. В каждом лицеисте было такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства. Суть отношений заключена в том, что они – союз, с правами уникальной духовной и душевной близости. Это даже не дружба в обычном смысле слова, а нечто высшее, иное – необычное явление невиданного ни до того, ни после того типа связи:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября 1827 года»).

Дружба, как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства дают личности возможность бескорыстной самоотдачи. Посмотрите, как горяч и искренен Пушкин в дружеских посланиях, как свято для него понятие «дружества».

2. Аналитическая работа с текстом

Выразительное чтение стихотворения «Друзьям»;

Вопросы по содержанию:

  • Что желает поэт своим друзьям? (Чтобы они играли, пели, весело провели вечер, обращали внимание на девушек)
  • Как вы думаете, как относится поэт к своим друзьям? (Ему радостно от того, что его друзья радуются, веселятся; предчувствует, что юность пройдёт, время беспечности останется позади)

С дружбой связаны пиры и веселье. Выразительное чтение стихотворения «Пирующие студенты».

Вопросы по содержанию:

  • Как характеризует Дельвига? («ленивец сонный», «остряк любезный»).
  • Что означает слово «эпиграмма» (один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо, общественное явление).

Выразительное чтение стихотворения «Князю А.М.Горчакову». горчаков – лицейский товарищ Пушкина. После Лицея их пути действительно разошлись: Пушкин оказался в положении политического ссыльного, а Горчаков сделал блестящую карьеру.

Вопросы по содержанию:

  • Сколько лет исполняется поэту? (18 лет)
  • Какие мысли тревожат его перед окончанием Лицея? («Где вы, лета беспечности недавней?», «…мы входим в новый свет, но там удел назначен нам неравный…»)
  • Как вы думаете, что означает предчувствие поэта: «Моя стезя печальна и темна…»?
  • На что и на кого надеется Пушкин? («Мой скромный дар и счастие друзей»).

3. Дружба в южный период

А.С.Пушкин оканчивает Лицей, и пути друзей расходятся, но поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях:

В изгнанье скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас…
(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821).

В 1824 году за свободолюбивые стихи Пушкин был выслан в имение родителей Михайловское. Поэту было очень одиноко. Здесь его проездом навестили лицейские друзья Пущин и Дельвиг. В соседнем имении поэт встретился с Горчаковым, приехавшим погостить к родственникам. Обо всех этих встречах он вспоминает в стихотворении «19 октября» 1825 года.

Вопросы по содержанию:

  • Почему печален поэт? (со мною друга нет»)
  • О чём думает он, сидя в одиночестве? (кто пирует, кого нет среди друзей, кто изменил дружбе)
  • Кого подразумевает под «кудрявым нашим певцом»? (лицейского товарища Н.А.Корсакова, композитора-любителя)
  • Почему его нет среди друзей? (в возрасте 20 лет умер от чахотки в Италии).
  • О ком говорит поэт: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я»? (о Пущине, Горчакове, Дельвиге).
  • Как он о них отзывается? Прочтите строки, в которых содержатся эти поэтические характеристики.
  • Что предсказывает Пушкин? (Промчится год, и с вами снова я, исполнится завет моих мечтаний; промчится год, и я явлюся к вам!»)

Выразительное чтение стихотворения «19 октября 1827 года». Поэт непосредственно обращался к ссыльным друзьям Пущину и Кюхельбекеру.

Вопросы по содержанию:

  • Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества?
  • Как поддерживает он своих друзей?

Выразительное чтение стихотворения «Была пора…». Это воспоминание о прошедшей жизни, о событиях, свидетелями которых в течение 25 лет были друзья-лицеисты.

Вопросы по содержанию:

  • Как поэт характеризует лицейские годы? («жили все и легче, и смелей…»)
  • Какая пора настала теперь? («просторнее, грустнее мы сидим, и реже смех средь песен раздаётся, и чаще мы вздыхаем и молчим»).

IV. Стадия урока «Рефлексия»

Цель этой стадии: получение от обучающихся обратной связи на уровне отношения и понимания сути проблемы «Дружба в жизни человека».

Пушкин ценил самоотверженность друзей. Для него дружба – это и самоотверженное, смелое чувство. Дружбу он ставил превыше всего. Время изменило чувства и облик друзей, но дружба их осталась прежней. Она знаменует собой единство поколения перед лицом прожитой жизни и характеризует личность самого Пушкина.

Теперь я прочитаю фрагменты из книги «Письма о добром» одного замечательного Человека, выдающегося учёного нашей страны Д.С.Лихачёва. он сделал очень много для сохранения и развития культуры нашей страны. Был очень добр и внимателен к людям, прожил большую жизнь.

Фрагмент 1.

«Есть слово, которое человеку очень важно знать и понимать. Это слово – «сострадание». Сострадание – это умение со-чувствовать, со-переживать, когда другому плохо. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, нацией, народом, страной, Вселенной…»

Фрагмент 2.

«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны…»

Фрагмент 3.

«Забота объединяет людей, крепит память о пролом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма…»

(Д. Лихачёв «Письма о добром», Санкт-Петербург, издательство «Нотабене», 1994, с.28-30).

(Фрагменты демонстрируются через проектор).

Вопросы для обучающихся:

  • Есть ли у вас друзья?
  • Как вы понимаете значение дружбы?
  • В чём проявляется дружба?
  • Что вы чувствуете, когда ваш друг оказывается в трудном положении?

Выводы по проблеме:

Обучающимся даётся задание самостоятельно сделать вывод по проблеме:

Дружба, как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства дают личности возможность бескорыстной самоотдачи;

Дружба – это самоотверженное, смелое чувство;

Забота скрепляет дружбу;

Забота – проявление чувства дружбы;

(Выводы демонстрируются через проектор).

V. Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений А.С.Пушкина на тему дружбы.

Литература

1. С.В.Тураева «Литература. Справочные материалы». Москва, 1988.

2. Н.Скатов «Пушкин». Ленинград, 1999.

3. Б.Ф.Егоров «Русские писатели. Биобиблиографический словарь». ч.2. Москва, 1990.

4. Д.С.Лихачёв «письма о добром». Санкт-Петербург, 1994.

19 октября – известная дата, давно и прочно связанная с именем Александра Сергеевича Пушкина . Лицейский период имел в его жизни важнейшее значение. И объясняется это не только тем, что в Царском Селе юный Саша Пушкин обрел прекрасных учителей, верных друзей и собственное осознание себя Поэтом. Но именно Лицей стал для него истинной семьей. По крайней мере, это было ощущение, пронесенное через всю его жизнь, такую трагически недолгую...

Любопытная деталь: если мы перечитаем стихотворения А.С.Пушкина, то не найдем в них упоминаний ни матери, ни отца. Это не может не удивить. Ведь, как правило, роль родителей очень важна, а родные образы так или иначе отражаются в творческом воображении их выросшего и сформировавшегося ребёнка. Тут мы наблюдаем не совсем типичный случай. Объяснением служит история детства нашего великого поэта.


Дом на Немецкой улице в Москве,
где родился Пушкин.
С фот. А. Шкипер


Конечно, Александр Сергеевич знал свою родословную и говорил: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие ".

Но вот семья, в которой он родился, была весьма своеобразна.

Небогатые Пушкины, не любившие и не умевшие хоть сколь-нибудь успешно вести свое хозяйство, вместе с тем стремились жить беззаботной светской жизнью. И это противоречие постоянно ставило их в трудные материальные условия.

Сергей Львович Пушкин

Воспитание детей тоже не особо занимало их. Например, сам поэт получил дома только прекрасное знание французского языка да пристрастился к чтению благодаря библиотеке отца Сергея Львовича.

Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал)

Общеизвестно также, что мать Надежда Осиповна не слишком жаловала старшего сына, который слабо отвечал ее представлениям о том, каким должен быть сын таких блестящих родителей (Саша в детстве был несколько неуклюж, рассеян и неизящен). Неудивительно, что «прекрасная креолка», как звали ее в свете, довольно холодно относилась к нему, будто удивляясь и злясь на собственную «неудачу». Порой будущему поэту приходилось переживать трудные времена в родительском доме.

Саша Пушкин в возрасте 2-3 лет. Неизв. художник


Следствием такого положения дел стало то, что в дальнейшем свое детство Пушкин вспоминал мало и редко, будто решительно вычеркнув его из своей памяти. Это психологически вполне объяснимо: мы стараемся реже возвращаться к моментам, которые для нас тяжелы. Если ему и хотелось «побывать в детстве», он вспоминал именно Лицей.

Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы.
Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг.


Ведь эта жизненная пора слишком важна для любого человека, чтобы его место зияло пустотой или чернотой. Именно детство закладывает в характеры, мироощущения, привычки всё самое устойчивое и основополагающее. Такой отдушиной для Александра Сергеевича стали лицейские годы. Даже если в действительности в это время не всё было идеальным и прекрасным, человек, переживший в дальнейшем многие горести, преследования, клевету, ссылки, видит тот ушедший в прошлое мир чистым, полным дружеских связей, романтических чувств, взаимовыручки.

Беннер Ж. А. Портрет императора Александра I

Интересно, что Лицей по первоначальному плану императора Александра I был призван стать местом воспитания его младших братьев Николая и Михаила.

С. Карделли. Портрет Великого князя Михаила Павловича
1814 г. (с оригинала Изабе)


О.А. Кипренский. Портрет великого князя Николая Павловича. 1814 г.


Подраставшие в атмосфере безграничной власти, они нуждались в осознании того, как в дальнейшем по-человечески относиться к другим людям, не столь высоко стоящим на социальной лестнице.

Видимо, их характеры уже начинали складывались таким образом, что возникла такая необходимость.

Дж. Доу. Портрет П.П. Коновницына


Иначе их наставник – генерал П.П.Коновницын – не дал бы им в свое время такого совета: «Если придет время командовать Вам частями войск… старайтесь улучшать положение каждого, не требуйте от людей невозможного. … Крик и угрозы только что раздражают, а пользы Вам не принесут ».

Но идее не дано было воплотиться, великие князья не учились в Лицее. Потому оно стало придворным и престижным, однако не так заоблачно авторитетным, как было запланировано вначале. Воспитанники получили обширное образование, хотя не всегда системное и продуманное. Это привело к некоторой поверхностности знаний лицеистов.

Комната № 14,
в которой жил Пушкин


Но бесспорной удачей попавших туда мальчиков было погружение в особую атмосферу дружбы и уважения к личности (к слову, в Лицее не было телесных наказаний, как в других учебных заведениях той поры). Здесь поощрялось литературное творчество воспитанников, потому пробовали писать почти все, хотя и с разной степенью успешности.

Классная комната


Актовый зал Лицея

Незабываемым впечатлением для любого человека, а тем более для мальчишек, только начавших жить (в 1812 г. лицеистам от 11 до 15 лет) является какое-либо историческое событие. Таковым в 1812 г. стало Бородинское сражение.

Ф. Верне. Пущин И.И. 1817 г.


Иван Пущин писал: «Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея ».


Они будто ощутили и увидели саму Историю!

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

Бородинское сражение. Неизв. художник. Гравюра начала XIX в.

И это в ту минуту не звучало как ложный пафос, а четко отражало их психологический настрой.

Конечно, за шесть лет обучения бывало всякое: группы, конфликтовавшие между собой; некоторая изолированность от мира, напоминавшая монашескую; другие не слишком приятные моменты… Но в целом эту тягу лицеистов к традиционным ежегодным встречам 19 октября можно объяснить не только данной клятвой (« …и последний лицеист один будет праздновать день открытия лицея 19 октября »), но и тоской по атмосфере их юности и идеалу дружбы. Воспоминания с годами только укрепляли их круг.

Одна из самых известных традиций в Лицее – разбивать после выпускных экзаменов лицейский колокол, в течение шести лет собиравший учеников на занятия. Каждый выпускник брал на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом. Эти кольца директор надел выпускникам лицея – и они стали «чугунниками».

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А. Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Предварительный просмотр:

Тема. «Друзья мои! Прекрасен наш союз»

Цель мероприятия: углубление и расширение знаний учащихся о юношеских годах великого поэта, о системе воспитания и образования его соратников и друзей.

СЛАЙД 1.

(. Стол, накрытый скатертью. Портрет А. С. Пушкина, книги. Учитель входит, читая строки

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Зажигает свечи, в подсвечнике.)

Вступительное слово учителя

Наш спектакль – это история одного класса. Класс как класс – 30 человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет. Спектакль о друзьях, об одноклассниках…

Звучит мазурка

Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке были молоды одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические огни или свечи… Пересекали ли они свою страну на поезде, самолёте или в карете, на почтовых лошадях… Носили ли джинсы или камзолы и треуголки… Разве мы, современники космических ракет и компьютеров, не нашли бы, о чём спросить тех ребят? А они нас? Разве они не мечтали о будущем, как и мы? Разве не вглядывались в прошлое, пытаясь отыскать свои корни.

Устремляясь в прошлое мы как будто бы соединяем длинной цепью сегодня и их далёкое прошлое – соединяем незримой цепью, и по этой цепи сразу бежит ток, и огромного исторического пространства как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами…

Мы приглашаем вас отправиться с нами… в Царское Село первых десятилетий 19 века. В класс первого набора в Лицей. Позже потомки назовут ребят по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». И недаром: ведь именно здесь учился великий русский поэт А. С. Пушкин.

Звучит негромкая музыка.

1 ученик:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

2 ученик:

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

3 ученик:

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

4 ученик:

И все еще горит нам светоч тот,
Кто гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

5 ученик:

Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас до могилы;
В продажный век, век грубой лжи и силы
Зовешь добру и истине служить.

6 ученик:

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

ПУШКИН: Мне поручили в этом спектакле говорить от имени А. С. Пушкина. Это большая честь. И большая ответственность. Впрочем, мои товарищи-исполнители, которые вышли со мной, разделяют мою ответственность, ибо будут говорить от имени Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера и других. Итак, мы начинаем

Здравствуй, племя

Молодое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы

Возвращаясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет

Сценка №1

Комната в доме Пушкиных.

Пушкин просыпается. Вскакивает рыком. Грызет ногти. Быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок.

МАТЬ (наблюдает все это) : Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив. Платки вечно теряет. Надо связывать ему руки поясом.

(Пытается это сделать. Пушкин вырывается. На всех смотрит дичком).

В кого такой? В нем нет никакой любезности.

(В этот момент Пушкин, садясь за стол , нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке).

ОТЕЦ : Этот стакан денег стоит! 15 копеек! Вечно у тебя все из рук валится!

Мать и отец склоняются над осколками. Пушкин смеется.

МАТЬ : Что ты смеешься? Что зубы скалишь?

ОТЕЦ : Сашка, поди вон

Пушкин уходит с достоинством.

МАТЬ : Ишь, гордый какой! Голову задрал! Честь его оскорбили.

Пушкин проходит.

Арина тайком сует ему пряник. Прижимает к своей груди. Идет вместе с ним. Потом отстает.

ПУШКИН (Подходит к книжным полкам. Достает какую-то толстую, начинает читать, потом прячет эту книгу).

АРИНА (видит это):

Не бери ты, Сашенька, книги оттуда. Это тайный шкаф ! Батюшка будет недоволен.

ПУШКИН : В неделю тайный шкаф был прочтен. Много интересного. Вот о любви! А это о чести и достоинстве.

ОТЕЦ : Книги у меня таскает. Читает недозволенное. Надо воспитать в нем изящный вкус – это образует человека.

КТО-ТО ИЗ ГОСТЕЙ : А почему вы не отдали его в Университетский пансион?

ОТЕЦ : Сашка вырос. Все его сверстники определены. Один он слоняется недорослем. Ну, бог с ним, с этим пансионом. Он предпочитает… Петербург.

ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ : Под Петербург… В Царское Село… В Лицей… Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение… Такого в России еще не было…

Сценка №2

(Вальс 11) (Пары в заключении выстраиваются в ручеёк, сквозь который проходят дамы.

– Что-то новое… слыхали?
– Да! Лицеем обозвали.
– Что же значит сей Лицей?
– Надо выяснить скорей!
– Аристотель так учил.
– Он тогда в Афинах жил.
– И, гуляя по аллеям,
– Размышлял он о Ликее.
– А на русский лад – Лицей.
– И хватает здесь аллей.
– Говорят, не будут бить.
– Как без этого учить?
– Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно!
– Обучение – 6 лет.
– Так решил их педсовет.
– Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар.
– Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

Чтение сочинения о лицее (Фомичова Н. П.)

Чтец : В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в
духе любви к Отечеству, к России.

Чтец : Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.

Чтец : Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.

(На сцену весёлой гурьбой выбегают несколько мальчишек 10-12 лет. Взъерошенные волосы, озорничают, смеются.

Ведущий: Разрешите представить лицеистов

А.С. Пушкин

Пушкин: (поклоняясь шутливо) Иногда меня называли Французом за то, что я легко и свободно болтал по-французски.. А иногда – Егоза!

Ведущий: Владимир Дмитриевич Вольховский

Пушкин: Он же Суворочка! Как две капли воды пожож на дочь знаменитого полководца.

Учитель: В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой.
Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов.

Ведущий: Иван Васильевич Малиновский!

Пушкин: За доблесть и драчливость прозван Казаком!

Учитель: Сын директора Лицея… Вообще-то он был добросердечен и совершенно не честолюбив. Иван знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл его Санчо Панса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но он отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.

Ведущий: Михаил Лукьянович Яковлев!

Пушкин: С первых же дней обнаружил способность к подражательству и уморительно строил рожи. Пая с!

Ведущий: Сергей Григорьевич Ломоносов!

Пушкин: Хитрющий и пронырливый. Крот.

Ведущий: Александр Михайлович Горчаков!

Пушкин: Франт

Учитель: Князь – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от него товарищей. Чего только не делал этот юноша, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков сделал блестящую карьеру. Он стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.

Ведущий: - Сергей Дмитриевич Комовский

Пушкин: За приставания и ябеду Лиса!

Ведущий: - Модест Андреевич Корф!

Пушкин: Модинька! И ещё за приверженность к церковному пению – Дьячок Мордан!

Ведущий: - Иван Иванович Пущин!

Пушкин: За высокий рост- Иван Великий или Большой Жано!

Учитель: Самый близкий друг Пушкина. За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано. Имел хорошие дарования. В общении приятен. Вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью.
Впоследствии участвовал в декабристском восстании на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.

Ведущий: - Антон Антонович Дельвиг!

Пушкин: Тося!

Учитель: Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно примечательное качество Дельвига – его феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение о нём:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей

Ведущий: - Константин Карлович Данзас!

Пушкин: Кабуд! Он же Медведь!

Ведущий: - Вильгельм Карлович Кюхельбекер!

Пушкин: Кюхля…

Учитель: Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась его внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, его страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали его своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, так как он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать над ним. Перед окончанием лицея «Кюхля» чуть не утонул. В столовой за обедом так его обидел один из товарищей, что он в полном беспамятстве выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и «Кюхлю» сразу вытащили, а обидчиком оказался Иван Малиновский.

Чтец :

Их 30 человек. Вот класс.
Бакунин, Броглио, Вольховский,
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,
Тырков, Корнилов, Малиновский.
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,
Комовский, Гурьев. Илличевский,
Костенский, Стевен, Горчаков,
Мартынов, Мясоедов, Ржевский.
Вот Гревенец и Ломоносов,
Вот Яковлев и Корсаков
Но где еще кого-то носит?
Откликнитесь на трубный зов!
Мы их, конечно, не забудем:
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.

(Лицеисты берутся за руки)

СЛАЙД 3.

Маленький Пушкин: Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Маленький Дельвиг: Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Маленький Кюхельбеккер: Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Маленький Иван Пущин: Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

(Остаются на сцене. Когда гаснет свет уходят. Голос за кадром.)

СЛАЙД 5.

Ведущий

19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Их называли «Первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых в дальнейшем выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники». В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием…

СЛАЙД

Ведущий

Без малого через шесть лет 29 юношей получат аттестат. Когда-то в течение многих лет выпускники этого, пожалуй, самого престижного учебного заведения России тех лет собирались в этот день, чтобы вспомнить годы своего ученичества, годы братства, которое родилось в его стенах и которое лицеисты хранили всю свою жизнь. Конечно, поистине всероссийскую славу составил один из них – Пушкин. Если бы не этот живой, кудрявый мальчик, которого родители привезли в лицей в 1811 году, о Царскосельском лицее мы, скорее всего, вообще не вспоминали.

Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Но днем рождения великого поэта можно назвать и дату 19 октября, потому что 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей, и это день духовного рождения личности поэта.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей...

Пушкин провел в Лицее 6 лет. Это было особое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Дух вольномыслия царил в лицейской республике.

Но в то же время огромное значение придавалось учению.

Чтец : Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок

Видеоролик: урок химии

Ведущий

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

СЛАЙД 14.

Ведущий

На протяжении всего обучения действовал единый режим дня: В шесть часов лицеисты вставали, молились. С семи до девяти часов проходили учебные занятия. Затем мальчикам подавали чай, они гуляли и в десять часов шли на занятия. В полдень отправлялись на прогулку, потом обедали, а с 14-ти до 17-ти часов учились. Вечером два часа было отведено на повторение уроков, затем ужинали, отдыхали и в 22 часа молились и ложились спать.

Ведущий 1: В Лицее у мальчишек было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первое разочарование. О любви они давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают.
Ведущий 2:
Первая любовь…Она пришла к лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми тёмными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи.
Ведущий 1:
Влюблённый лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
О, милая, повсюду ты со мной!
Но я уныл и втайне я грущу!
Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. 22 стихотворения для неё – это своего рода энциклопедия юной любви.
Сцена бала. Екатерина Бакунина и Александр Пушкин.
Входит, вальсируя,
Катенька Бакунина:
Ах, как я люблю балы! Прекрасная музыка, чудесные танцы! Внимание ко мне кавалеров! Особенно мне нравятся балы в Царскосельском Лицее. Я сюда приезжала со своей матушкой многократно: здесь учился мой брат Александр Бакунин.
Я хорошо знаю, что многие лицеисты были ко мне не равнодушны, писали мне записки, где объяснялись в любви, назначали свидания.
Пушкин: Катенька, вы знаете, как я к Вам отношусь?
Катенька Бакунина: Как же?
Пушкин: Я счастлив, когда вижу Вас! Нет, вчера я не был счастлив, поутру я мучился ожиданием. Стоя у окна, я смотрел на заснеженную дорогу, её не видно было. На конец, я потерял терпенье. Вдруг встречаюсь с Вами на лестнице. Сладкая минута!
Итак, я счастлив был,
Итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, покоем упивался.
И где веселья быстрый день?
Умчался ветром сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья
И снова вкруг меня
Угрюмой скуки тень!
Бакунина:
Эти стихи Вы мне посвятили?
Пушкин (уходя от ответа):
Я просил живописца написать Ваш портрет, Вашу красоту!
Бакунина:
Вы о стихотворении «К живописцу»?
Пушкин:
Да. Теперь оно стало романсом - его положил на музыку Николай Корсаков.
Бакунина:поет романс «К живописцу».
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытый прелестью Альбана
Мою царицу окружи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала.
Хотела тайно отдохнуть.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.

Бакунина:
Эти стихи и музыка, по-моему, выражают не только Ваши чувства. Они прекрасны! Потанцуем? (Обращается к Пушкину)
Пушкин:
С удовольствием!

Танцуют минует

Дельвиг: Май 1815 года. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. Впереди 17 дней. 15 экзаменов.

Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе».

СЛАЙД 22.

Дельвиг: Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт Александра, который тут же убежал. Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече:

Пушкин: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь

Просмотр отрывка из кинофильма «Юность Пушкина»

Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.

Г.Р.ДЕРЖАВИН :

Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.

Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.

Пушкин: Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но меня не нашли…»

Чтец : Весною того же 1815 года «Воспоминания в Царском Селе» напечатаны в журнале «Российский Музеум» с примечанием: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, талант которого так много обещает. Издатель «Музеум».

Чтец: Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант. Это Иван Пущин, (на сцену выходят по очереди действующие лица и сам А. Пушкин) Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков.

1-й чтец: Меж нами все рождало споры

2-й чтец: И к размышлению влекло:

3-й чтец: Племен минувших договоры,

4-й чтец: Плоды наук, добро и зло,

5-й чтец: И предрассудки вековые,

6-й чтец: И тайны гроба роковые.

Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

Перед выпуском

ЛИЦЕИСТЫ:

– Летом 1816 года нам сообщили новость.

– Граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск на четыре месяца.

– Что заставило начальство торопиться с выпуском?

– Не знаю.

– Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали.

Чтец: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой.

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породнила нас!


Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз.
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

Ведущий 1: Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея.
Пушкин: А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.
Ведущий 2: Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву

Ученик 1 : В 1817 году празднуется первая годовщина после окончания Царскосельского Лицея. Лицеистов уже 28 (один из ребят Ржевский умер от нервической горячки)

Не зависимо от того, куда бы ни занесла судьба этих мальчишек, они старались встретиться 19 октября. В1818 году собралось 14 человек. Вспоминали старое доброе время, пели лицейские песни.

В 1825 году Пушкин не мог присутствовать на этом празднике: он был в ссылке в Михайловском. В этот день он написал своим товарищам строки:

Пора и мне… пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я…

Но через год не всех увидит Александр Сергеевич. После восстания на сенатской площади 1825 года, в котором участвовали два лицеиста: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – «Жано» и «Кюхля». Они были среди декабристов. Вскоре «Кюхля» был схвачен и доставлен в Петропавловскую крепость. Пущина друзья уговаривали скрыться заграницей, но «Жано» отказался, не захотел скрываться бегством.

Ученик 2 : Стихотворение «19 октября 1827» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов оно было воспринято как спонтанная импровизация. Е. А. Энгельгардт: «Пушкин на лицейской сходке сделал экспромт, который так мил, что я в прозаической своей памяти сохранил его:

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

Ученик 3 : Бежит время. На 15-ой годовщине уже не было в живых шестерых. Среди них самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. На 25-летие лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге:

И мнится, что очередь за мной.

Зовёт меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений.

Туда, в толпу теней родных

Навек от нас утекший гений…

Это были пророческие слова. Вскоре Пушкин погибнет на дуэли. Он будет седьмым ушедшим после Дельвига. Теперь лицейские годовщины проходили без Пушкина.

Ученик 6 : 19 октября 1880,1881, 1882 годов Александр Горчаков отмечал один, он был последним лицеистом первого выпуска. Они все до одного исполнили клятву, данную в молодости. Они были настоящими друзьями.

Звучит песня о лицее

Всё бы жить, как в оны дни -

Всё бы жить легко и смело,

Не высчитывать предела

Для бесстрашья и любви.

И, подобно лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

Девятнадцатого дня.

Но судьба своё возмёт,

По-ямщицки лихо свистнет,

Всё по-своему расчислит, -

Не узнаешь наперёд.

Грянет бешеная вьюга,

Захохочет серый мрак.

И спасти захочешь друга,

Да не выдумаешь как.

На дорогах наших дней,

В перепутьях общежитий,

Ты наш друг, ты наш учитель -

Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью

Научиться бы вполне

Безоглядному веселью,

Бескорыстному доверью,

Вольнодумной глубине.