Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. Проект на тему: "арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества" Выступление на тему: «Арт терапи

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»

ПРОЕКТ

на тему:

"Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества".

Выполнили участники творческой группы

ОО «Художественно –эстетического развития»:

Хавшабо Е.И.

Демченко О. Б.

Карастоянова И.О.

Чич Е.П.

Краснобаева Л.В.

Майкоп 2016 год.

Образовательная область : художественно – эстетическое развитие

Вид проекта: творческо-познавательный, здоровьесберегающий

Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проблема: увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.

Актуальность: Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит

важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка

мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.

Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством)означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Сегодняшние дети- это наше будущее, это будущее нашей страны.

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является артпедагогика это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.

Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим.

Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии : оздоровление психики человека через творчество.

Средства реабилитации : сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия,

изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста), цветотерапия, музыкотерапия,

танцевальная терапия, вокалотерапия, фольклоротерапия, релаксация терапия.

Цель проекта :

    формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии;

Задачи проекта:

для детей:

    учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку;

    развивать у ребенка потребность в саморазвитии;

    повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность);

    формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

для родителей:

    установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;

    способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

    заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

для педагогов :

    установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

    создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

    активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.

Участники проекта:

    педагоги (воспитатели, музыкальные руководители).

    дети средних групп (4-5 лет).

    родители воспитанников группы.

Продолжительность проекта : кратковременный (2 недели).

Основные формы реализации проекта:

С детьми

С родителями

С педагогами

НОД: «В гостях у песочной Феи» «Изготовление кукольного театра»,

«У бабушки в деревне»;

Беседы о здоровье;

Игры и упражнения: «Песенка –масаж»;

«Пантомина», «Релаксация под музыку», «Виды муз.-ритм.движений», « Детского фольклор:

потешки,

заклички, пестушки, прибаутки», «Танцевальные игры», «Фольклорные подвижные игры»;

Картотеки с детьми раннего возраста:«Агушечки, ладушки, потешки,

прибаутки,

колыбельные»

Чтение художественной литературы К.Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»;

Дни здоровья «Арт-терапии в развитии детей»; развлечения;

Кружки худ-эстет развития: «Семицветик»,«Вокальный»,«Театральный».

Папки-передвижки: «Музыка лечит»;

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок» ;

Анкетирование "О здоровом образе жизни" ;

Буклеты: «От чего зависит здоровье детей», «Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога ДОУ: Создание сказочной страны»; Муз.зан.с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»

Консультации: «Использование игровых приемов в процессе ритмических движений»,

«Музыка в детстве закладывает жизненые навыки»,

« Арт-терапия для дошкольников », « Арт-терапия лепка из пластилина », « Знакомство с техниками изотерапии », «Танец в наши дни», «Нужен ли танец малышу», «Танцевальные игры».

Участие в праздника «Масленица»;

Оформление наглядно

демонстрационного стенда (газеты) «Арт-терапия в оздоровлении дошкольников»;

Индивидуальные

консультационные.

Консультации: «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт-терапи»;

«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.»

(выступление из опыта работы вос-ля Хавшабо Е.И

*Открытые просмотры Мастер-классы: "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание сказочной страны."; «Звуки музыку рождают..»;Муз.зан.с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»;

«Техника арт-терапии с детьми 5 лет»

Семинар-практикум презентация

Этапы реализации :

осуществление проекта рассчитано на 2 недели и включает в себя 4 этапа:

1 этап.

Теоретический этап.

1. анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте;

2. диагностика детей на начало проекта;

4. изучение условий реализации проекта;

5. выявление проблемы, формировка цели, задач;

6. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;

7. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания

предметно-развивающей среды;

8. пересмотреть структуру НОД с целью введения в ход НОД арт-терапевтических

упражнений и заданий;

9. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,

атрибуты и т.д.)

2 этап.

Методический этап.

1. разработка проекта;

3. составление картотек,папок передвижек и заданий;

4. разработка НОД;

5. составить консультации для родителей и педагогов;

6. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия, как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»;

7. выпуск тематических газет о методах арт-терапии;

8. изготовление физкультурного оборудования из бросового материала;

9. разучивание массажей.

3этап.

Практический этап.

1. непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми;

2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;

2. применение технологии арт-терапии в НОД детей;

3. мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 29» на тему: "Арт-терапия, как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества".

4. мастер – класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и

взрослыми: Создание Сказочной страны »;

4 этап.

Аналитическийй (итоговый) этап.

1. анкета для родителей;

2. диагностика детей на конец проекта;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. подведение итогов реализации проекта;

2. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;

4. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании

результатов,проделанной работы;

5. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.

Обеспечение :

    муз. диски со звуками природы;

    подбор методической литературы;

    папки передвижки, стенгазеты,газеты;

    учебные пособия: конспекты НОД, картотеки;

    пальчиковый театр, маски, костюмы.

Предполагаемые результаты:

для детей:

    у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

    занятия будут разнообразными по форме организации;

    будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

    в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

    музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

    цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

    сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо деятельности, фольклора, музыки;

    ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

для родителей:

    родители вовлечены в единое пространство творческой группой ОО «Художественно –эстетического развития» , будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

    примут участие в фольклорных, спортивных праздниках

для педагогов:

    повысится компетентность педагогов;

    реализация основной цели проекта. Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Продукт проектной деятельности :

для детей:

    сценарий фольклорного празднике «Масленица»;

    пальчиковый театр «Три поросенка», театр масок «Заюшкина избушка»;

    муз. игрушки шумелки, вертушки;

    костюмы: красные юбки и крылья божьи коровки, маски зверей;

    уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии, физтерапии)

для родителей:

    пакет рекомендации применение арт-терапии: Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии», «Арт-терапия для детей: лепка из теста».

    папка передвижка «Музыка лечит»;

    стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей»; газета для родителей 2 средней группы

    участие в фольклорном празднике «Масленица» вместе с детьми;

    фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Масленица»,» конкурс Спортивного уголка;

    изготовление шумовых инструментов совместно с родителями, дерево «Счастья».

для педагогов:

    презентация проекта « Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»;

    мастер-класс "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание сказочной страны», « Мастер-класс для воспитателей «Техника арт-терапии с детьми средней группы», «Нетрадиционные виды рисования», «Консультация для педагогов посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС»

    п акет рекомендаций: « Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии.», :«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.» Методическая разработка НОД по сказкотерапии с детьми 4-5 лет, «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии.», Конспект музыкальной нод с элементами вокалотерапии и музыкотерапии « Весенняя мозаика » , «Заюшкина избушка», Консультация для воспитателей «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ»;

    учебные пособия: « Картотека нетрадиционных техник рисования», Картотека «Русские народные игры для первой младшей группы», Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологийи двигательно – игрового фольклора, Конспект НОД с применением методов арт-терапии «Приключение Колобка», Конспект музыкальной нод с использованием песочной терапии и музыкотерапии «В гостях у Песочной феи», Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе « Весна» с использованием нетрадиционных техник.

Размещение объекта инновации.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие , а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом, как НОД, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.

Практическая значимость проекта: Практический материал может быть полезным педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Используемая литература:

    Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999

    Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.

    Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации

    Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми

    Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».

    Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод. рекоменд. / Е.А. Антипина. – М., 2009.

    Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.

    Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.

    Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

    Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 1993.

    Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет

    Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.

    Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.

    Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.

    Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.

    Информация из интернета.

Приложение по теме проекта: "Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества".

    анкеты;

    конспекты НОД;

    папка передвижка;

    буклеты, картотеки;

    пальчиковый театр;

    консультации с родителями, воспитателями;

    мастер-класс;

    газеты;

    фотоотчеты праздника «Масленица», конкурса спортивного уголка.

Выступление на тему: «Арт терапия»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Наумкина С. А.


Арт технология

  • основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.

Основные принципы арт-терапии

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях

  • - работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;
  • - помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
  • - используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
  • - помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;
  • - царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

  • - формированию представлений о себе,
  • - изучению и выражению своих чувств и эмоций;
  • - формированию позитивного самовосприятия;
  • - развитию коммуникативных навыков;
  • - эмоциональному сближению;
  • - снятию психоэмоционального напряжения;
  • - развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Арт-терапевтические методы

Изотерапия,

Музыкоперапия,

Сказкотерапия,

Танцетерапия,

Фототерапия.


  • Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события

  • Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.


8 цветов М.Люшера:

серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный.



  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Елена Хавшабо
Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ПРОЕКТ

на тему :

"Арт-терапия , как метод ".

Выполнили участники творческой группы

ОО :

Хавшабо Е. И.

Демченко О. Б.

Карастоянова И. О.

Майкоп 2016 год.

Образовательная область : художественно – эстетическое развитие

Вид проекта : творческо-познавательный , здоровьесберегающий

Место реализации проекта : МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проблема : увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера .

Актуальность : Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит

важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка

мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий , начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию .

Термин «Арт-терапия » (art – искусство , arttherapy – терапия искусством )означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния ». [Интернет –энциклопедия «Википедия» , wikipedia.dn.ua]

Сегодняшние дети- это наше будущее, это будущее нашей страны.

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является артпедагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики ) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно -направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно- творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.

Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим .

Арт-терапия нравится детям , поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии : оздоровление психики человека через творчество .

Средства реабилитации : сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия,

изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста, цветотерапия, музыкотерапия,

танцевальная терапия, вокалотерапия, фольклоротерапия, релаксация терапия.

Цель проекта :

Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии ;

Задачи проекта :

для детей :

Учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку;

Развивать у ребенка потребность в саморазвитии;

Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность) ;

Формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

для родителей :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;

Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

для педагогов :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.

Участники проекта :

Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители) .

Дети средних групп (4-5 лет) .

Родители воспитанников группы.

Продолжительность проекта : кратковременный (2 недели) .

Основные формы реализации проекта :

С детьми С родителями С педагогами

НОД : «В гостях у песочной Феи» «Изготовление кукольного театра» ,

«У бабушки в деревне» ;

Беседы о здоровье;

Игры и упражнения : «Песенка –масаж» ;

«Пантомина» , «Релаксация под музыку» , «Виды муз. -ритм. движений» , «Детского фольклор :

заклички, пестушки, прибаутки», «Танцевальные игры» , «Фольклорные подвижные игры» ;

Картотеки с детьми раннего возраста :«Агушечки, ладушки, потешки,

прибаутки,

колыбельные»

Чтение художественной литературы К. Чуковского «Федорино горе» , «Мойдодыр» ;

Дни здоровья «Арт-терапии в развитии детей » ; развлечения;

Кружки худ-эстет развития : «Семицветик» ,«Вокальный» ,«Театральный» .

Папки-передвижки : «Музыка лечит» ;

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей» ;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок» ;

Анкетирование "О здоровом образе жизни";

Буклеты : «От чего зависит здоровье детей» , «Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога ДОУ : Создание сказочной страны»; Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»

Консультации : «Использование игровых приемов в процессе ритмических движений» ,

«Музыка в детстве закладывает жизненые навыки» ,

«Арт-терапия для дошкольников » , «Арт-терапия лепка из пластилина » , , «Танец в наши дни» , «Нужен ли танец малышу» , «Танцевальные игры» .

Участие в праздника «Масленица» ;

Оформление наглядно

демонстрационного стенда (газеты) «Арт-терапия в оздоровлении дошкольников » ;

Индивидуальные

консультационные. Консультации арт-терапи »;

«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.»

(выступление из опыта работы вос-ля Хавшабо Е. И

*Открытые просмотры Мастер-классы : "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны. "; «Звуки музыку рождают.» ;Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка» ;

«Техника арт-терапии с детьми 5 лет »

Семинар-практикум презентация

Этапы реализации :

осуществление проекта рассчитано на 2 недели и включает в себя 4 этапа :

Теоретический этап.

1. анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте ;

2. диагностика детей на начало проекта ;

3. мониторинг для педагогов и родителей;.

4. изучение условий реализации проекта ;

5. выявление проблемы, формировка цели, задач;

6. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии ;

7. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня , содержания

предметно-развивающей среды;

8. пересмотреть структуру НОД с целью введения в ход НОД арт-терапевтических

упражнений и заданий;

9. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,

атрибуты и т. д.)

Методический этап .

1. разработка проекта ;

3. составление картотек,папок передвижек и заданий;

4. разработка НОД;

5. составить консультации для родителей и педагогов;

6. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия , как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества »;

7. выпуск тематических газет о методах арт-терапии ;

8. изготовление физкультурного оборудования из бросового материала;

9. разучивание массажей.

Практический этап.

1. непосредственная реализация проекта : организация деятельности с детьми;

2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;

2. применение технологии арт-терапии в НОД детей ;

3. мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 29» на тему : "Арт-терапия , как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества ".

4. мастер – класс : «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и

взрослыми : Создание Сказочной страны»;

Аналитическийй (итоговый) этап.

1. анкета для родителей;

2. диагностика детей на конец проекта ;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. подведение итогов реализации проекта ;

2. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии , выводы;

4. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании

результатов,проделанной работы;

5. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.

Обеспечение :

Муз. диски со звуками природы;

Подбор методической литературы ;

Папки передвижки, стенгазеты,газеты;

учебные пособия : конспекты НОД, картотеки;

Пальчиковый театр, маски, костюмы.

Предполагаемые результаты :

для детей :

У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

Занятия будут разнообразными по форме организации;

Будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

В группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

Музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

Цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

Сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо деятельности, фольклора, музыки;

Ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

для родителей :

Родители вовлечены в единое пространство творческой группой ОО «Художественно –эстетического развития» , будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

Примут участие в фольклорных, спортивных праздниках

для педагогов :

Повысится компетентность педагогов;

Реализация основной цели проекта . Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье» . Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Продукт проектной деятельности :

для детей :

Сценарий фольклорного празднике «Масленица» ;

Пальчиковый театр «Три поросенка» , театр масок «Заюшкина избушка» ;

Муз. игрушки шумелки, вертушки, диски;

«Сказочный домик» , деревья «Счастья» ;

костюмы : божьи коровки красные юбки и крылья, маски зверей;

Уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии, физтерапии)

для родителей :

Пакет рекомендации применение арт-терапии : Консультация для родителей на тему : , «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии» , «Арт-терапия для детей : лепка из теста» .

Папка передвижка «Музыка лечит» ;

Стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей » ; газета для родителей 2 средней группы

Участие в фольклорном празднике «Масленица» вместе с детьми;

Фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Масленица» ,» конкурс Спортивного уголка;

Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями, дерево «Счастья» .

для педагогов :

Презентация проекта «Арт-терапия , как »;

мастер-классы : "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны», «Техника арт-терапии с детьми средней группы» , «Нетрадиционные виды рисования» , «Консультация для педагогов посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС»

пакет рекомендаций : «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии .»,:«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками». Методическая разработка НОД по сказкотерапии с детьми 4-5 лет, «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии .», Конспект музыкальной нод с элементами вокалотерапии и музыкотерапии «Весенняя мозаика» , «Заюшкина избушка» , Консультация для воспитателей «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ»;

учебные пособия : «Картотека нетрадиционных техник рисования» , Картотека «Русские народные игры для первой младшей группы» , Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологийи двигательно – игрового фольклора, Конспект НОД с применением методов арт-терапии «Приключение Колобка» , Конспект музыкальной нод с использованием песочной терапии и музыкотерапии «В гостях у Песочной феи» , Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Весна» с использованием нетрадиционных техник.

Размещение объекта инновации.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества , а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом, как НОД, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников .

Практическая значимость проекта : Практический материал может быть полезным педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Используемая литература :

Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб, 1999

Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.

Колошина Т. Ю. "Арт-терапия " Методические рекомендации

Киселева М. В Арт-терапия в работе с детьми . Руководство для детских психологов ,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми

Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».

Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные , развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей . - Спб.: Изд-во : Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод . рекоменд. / Е. А. Антипина. – М., 2009.

Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. – Ростов н/д : Радуга, 2007.

Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.

Доронова, Т. Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр-творчество-дети » . – М.: Пресса, 2009. Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т. В. / М.: Просвещение, 1993.

Выходцева В. Н., Романова Н. А. Арт-терапия – исцеляющее творчество . //ресурсы сети Интернет

Кабилова С. Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности . //Музыка в школе. 2005, №3.

Лобанова Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.

Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия . – С-Пб : Речь, 2002.

Назарова Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.

Информация из интернета.

Приложение :

1. анкеты;

2. конспекты НОД;

3. папка передвижка;

4. консультации с родителями,;

5. консультации с воспитателями;

6. мастер-класс;

7. буклеты, картотеки;

8. газета, стенгазета;

9. фотоотчеты праздника «Масленица» , конкурса спортивного уголка, пальчиковый театр.

Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества». Данная презентация разработана творческой группой художественно-эстетического развития МБДОУ № 29 города Майкопа Республики Адыгея Демченко О.Б. (муз.руководитель), Хавшабо Е.И. (воспитатель), Карастояновой И.О. (муз.руководитель), Чич Е.П. (воспитатель), Краснобаева Л.В. (муз.руководитель). В презентации описаны все методы и приемы которые в своей работе использует наша творческая группа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»»

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29»

«Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»

Творческая группа:

Демченко О.Б.

Хавшабо Е.И.

Карастоянова И.О.

Краснобаева Л.В.

Майкоп 2016 год


«Творческое самовыражение личности ребёнка в арт – терапевтическом процессе является золотым ключиком, с помощью которого маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь»

Савенков А. И.


Актуальность

Сегодня перед педагогами стоит важная задача – разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, падению интереса к занятиям, ухудшению их здоровья.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей различных видов искусств. Поэтому одним из эффективных методов лечения различных неврозов, а также методом коррекции поведенческих отклонений учащихся может стать арт-терапия (терапия средствами изобразительного искусства) и ее аналоги (музыкотерапия, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.п.).


Термин «Арт-терапия" (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния».


Цель: формирование у дошкольников младшего возраста основ здоровьесбережения через использование элементов арт-терапии как специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.


Задачи:

Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья;

Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психологических проблем (страхи, тревожность, агрессивность и гиперактивность);

Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни и привлечению их к участию в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.


Арт-педагогическая деятельность

целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных

и профилактических мер

которые осуществляются

в процессе взаимодействия

Изобразительной Художественно-речевой

Театрально-игровой Музыкальной


Музыкотерапия

Цветотерапия

Вокалотерапия

Тестотерапия

Сказкотерапия

Маскотерапия

Фольклоро-терапия

Куклотрапия


Музыкотерапия

Музыкотерапия – это совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми.


Вокалотерапия

Вокалотерапия - этот метод основан на звуковых вибрациях, доступный каждому и не требующий специальной подготовки.


Сказкотерапия

Сказкотерапия – это один из психологических методов.

– это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно.


Маскотерапия

  • Маскотерапия – это метод, который позволяет отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны.

Куклотерапия

Куклотерапия используется в

работе с детьми и основана на

идентификации с образом

любимого героя (сказки,

мультфильма, игрушки).

Используется данная методика

при трудностях в развитии

коммуникативной сферы,

различных нарушениях

поведения и т.декоративно-прикладное искусство и т.д.;


Фольклоротерапия

  • Фольклоротерапия – особая форма терапии. Применяется как оздоровительный коррекционный, профилактический метод, направленный на укрепление психического здоровья детей.

  • Изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, тестотерапия и т.д.;


Тестотерапия

  • Тестотерапия – это метод воздействия на организм ребёнка через тренировку движений пальцев и кисти рук с помощью теста.

Цветотерапия

  • Цветотерапия- это метод нетрадиционной медицины, воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения.

Участники проекта : дети средних групп, родители и педагоги (воспитатели, музыкальные руководители)

Продолжительность проекта:

кратковременный (2 недели)


Этапы организации

работы над проектом

I этап – теоретический (изучение литературы по данной теме, выявление проблемы, планирование работы).

II этап – методический (изучение приёмов и методов арт-терапии, создание подборки упражнений).

III этап – практический (внедрение методов и приёмов в практику).

IV этап – аналитический (анализ результатов, подведение итогов).


Проект

«Арт – терапия в оздоровлении детей»

Вид проекта: Оздоровительно-профилактический

Участники проекта: -воспитанники; -родители;-сотрудники ДОУ

Мес то реализации проекта:

МДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Проблема: Увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.

Цель: Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья дошкольников.

Задачи:

1 .Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам

2.Стабилизация эмоционального состояния детей

3.Облегчение процесса лечения.

4.Экспериментирование с ощущениями и развитие способности к их восприятию.

5.Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.

6.Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций у дошкольников

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Выявление проблемы, формировка цели, задач

Разработка проекта Подбор методической литературы

Выполнение проекта Практическая деятельность

Итоги работы Презентация работы

Апрель-май 2010 год

План работы над проектом

мероприятия

ответствен.

Работа с кадрами

Создание творческой группы по реализации проекта (Понетайкина Л.В., Ларькина М.Н., Порткина С.А., Капкова Н.И., Гришунина Л.В., Иванова М.В.)

Изучение методической и медицинской литературы по данной проблеме

Разработка проекта «Арт-терапия в оздоровлении детей»

Разработка подпроектов по арт-терапии:

-«Музыкотерапия»

Сказкотерапия

«Песочная терапия»

-« Изотерапия»

-«Игровая терапия»»

Семинар-практикум «Арт- терапевтические техно-логии в работе с детьми»

Консультация «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Педсовет « Здоровый ребенок - результат системной работы взрослых»

Ст. воспит.

Творческая группа

Ст.воспит.

Творческая группа

Кислякова О.Ю.

Капкова Н.И.

Порткина С.А.

Ларькина М.Н.

Гришунина Л.В., Иванова М.В.

Ст.воспит.

Порткина С.А.

Сентябрь

Сентябрь-

Октябрь 2007

сентябрь 2008

Октябрь 2008

Сентябрь 2008

Ноябрь 2008

Декабрь 2008

Январь 2009

Открытые просмотры

Мастер – классы: «Изотерапия в работе с дошкольниками

«Песочная терапия в работе с детьми»

Презентация опыта работы по использованию арт - терапевтических технологий в работе с детьми

Ларькина М.Н.

Шахоткина С.В.

Работа с родителями

Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по улучшению эмоционального состояния детей

Выпуск газеты «Здоровье»

Консультации для родителей по данной проблеме

Открытый показ мероприятий для родителей

Анкетирование родителей по данной проблеме

Дни открытых дверей

Творческая группа

Воспитатели

В течение 2007-2010.

Оборудование и пополнение развивающей среды

- Оформление сенсорной комнаты.

Приобретение магнитофонов во все группы.

Приобретение музыкальных кассет для музыкотерапии и релаксации.

Во всех группах изготовить ящики для проведения песочной терапии.

Во всех группах создать арт – терапевтические уголки.

Приобрести ленты для «Сухого дождя.

Приобрести разноцветные паласы в спортивный зал.

Методическое обеспечение

Программа «Детство» (Т.И.Бабаева)

Программа «Здоровье» В.Г.Алямоская)

- «Арт-терапия в работе с детьми» (М.В.Киселева) -«Играем в сказку» (О.А.Шорохова)

Связь с другими организациями:

МУЗ «Городская поликлиника №3»

Физдиспансер

заведующая

Прогнозируемые результаты:

- Повысится компетентность педагогов.

Занятия будут разнообразными по форме организации.

Будет осуществляться индивидуальный подход к детям.

В группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат

Музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды

Цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье - сбережения.

Сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи сказки, изодеятельности, игр.

Ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

Родители - активные участники педсоветов, оздоровительных и спортивных мероприятий.

Размещение объекта инновации

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом как развивающих занятий, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.