Понятие и системный подход к обществу. Системный подход к обществу. Общество в марксистской социологии

На протяжении всей истории социологии предпринимаются попытки дать определение исходному понятию этой науки - «общество». Э. Дюркгейм рассматривал общество как органическое единство индивидов, основанное на коллективистских представлениях. Общество, это уже М. Вебер, - это такое взаимодействие людей, которое, во-первых, осмыслено с точки зрения целей и средств их достижения, во-вторых, учитывает влияние предпринимаемых действий и реакцию на них. К Маркс: общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений, складывающаяся в процессе совместной деятельности людей.

Сходным образом интерпретируют общество многие современные учёные. Так, Т. Парсонс определяет общество как систему взаимоотношений между людьми на основе норм и ценностей. Т. Боттомор и С. Липсет понимают общество как совокупность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах ряда институтов и организаций. По их мнению, именно социальные институты и организации обеспечивают устойчивость отношений между людьми, их коллективную деятельность, регулирование конфликтов и пр.

Очевидно, что все вышеприведённые определения объединяет подход к обществу как целостной системе взаимосвязанных элементов. Этот подход оперирует такими категориями, как система, социальная система, социальные отношения.

Под системой обычно понимают упорядоченную совокупность элементов, образующих определённую целостность. Природу любой системы определяют составляющие её элементы и характер взаимосвязи между ними. В результате интеграции элементов система обретает качество, присущее ей как целому.

Социальная система - эго целостное образование, элементами которого являются люди, группы, общности, институты, организации. Они объединяются в системы на основе производственно-экономических, политических и культурных связей. Внутри общества как социальной системы функционируют подсистемы - экономическая, политическая и культурная.

Устойчивые и постоянные взаимодействия между индивидами и социальными группами называют социальными отношениями.

Для любой социальной системы характерны следующие основные свойства:

  • 1) наличие целей - внешних и внутренних, стратегических и оперативных, реалистических или утопических и т.д.;
  • 2) наличие границы, обладающей протяжённостью, той или иной степенью «прозрачности» или закрытости;
  • 3) адаптация к среде, обеспечивающая её устойчивость и динамизм;
  • 4) управление и самоуправление на основе определённого соотношения единоначалия и коллективизма.

Наиболее общие типы социальных систем можно выделить по двум основаниям - внутреннего порядка и отношений со средой. По первому основанию системы разделяются на мягкие и жёсткие по второму - на открытые и закрытые.

Мягкие и жёсткие системы различаются в зависимости от политического устройства (тоталитарные, авторитарные и демократические), от экономических основ (доминирует общественная или частная собственность), по культурно-идеологическому признаку (единообразие и единомыслие в духовной сфере или плюрализм).

Советское общество относилось к типу жёстких систем. В период перестройки начал интенсивно развиваться процесс его трансформации в общество противоположного типа - мягкое. Этот процесс сопровождался колоссальными издержками - оли- гархизацией и криминализацией, необеспеченностью и бедностью значительной части населения.

Деление систем - на открытые и закрытые - в известной степени условно. Нет полностью открытых систем, как, впрочем, и полностью закрытых. Открытые системы обычно более развиты, чем относительно закрытые.

Советское общество было закрытой системой. Это проявлялось в фактическом отсутствии эмиграции и иммиграции, в ограничении обмена информацией и торговли. Вход и выход из системы находились под строгим контролем партийно-государственной номенклатуры.

Объективный процесс превращения закрытой системы в открытую имел для России противоречивые последствия. С одной стороны, появились возможности ускорить её развитие путём интеграции в сообщество цивилизованных государств. С другой стороны, этот процесс обернулся для страны разграблением сырьевых ресурсов и культурных ценностей, оттоком валюты, ввозом пошлых кинокартин и порнографии, заметно снизивших уровень духовности населения.

Следовательно, уровень развития общества в сравнении со средой во многом определяет степень его открытости. Если этот уровень выше, то системе выгодно открыться, чтобы влиять на среду и использовать её в своих целях. И наоборот, если он по каким-то параметрам ниже, открытость системы может иметь разрушительные последствия для страны, ущемлять её национальные интересы.

В условиях глобализации социальные системы разных уровней становятся всё более открытыми. Интеграционные процессы размывают национальные суверенитеты. Интенсифицируются трансграничные перемещения людей, капиталов, товаров, технологий, культурных образцов и практик независимо от их полезности или опасности для тех или иных государств. Мировое сообщество постепенно превращается в мировое общество.

В зависимости от взгляда на общество, как фундаментальную категорию, в социологии сформировались соответствующие теории общества, в развитии которых наблюдается три периода.

Первый период с конца XVIII в. и до начала ХХ в. социология функционировала как совокупность взглядов относительно промышленного общества. Все тогдашние теории исходили из того, что общество которое зарождается, имеет индустриальный характер, а экономическая система определяет тип общества, задает принцип общественного порядка.

Второй период с начала 20-х и до конца 60-х годов ХХ в. Учение этого периода сосредотачивается на фиксации новых специфических черт, явлений, обусловленных переходом к стадии организованного капитализма, прежде всего в экономической сфере. Общество они толковали: с точки зрения собственности как государственно-монополистическое; учитывая социальные и экономические процессы как организованный, зрелый, развитый капитализм; учитывая доминирующую профессию во всех областях как менеджериального общества массовой культуры.

Третий период с 70-х и до 90-х годов ХХ в. На этом этапе возникают концепции информационного общества Д. Белла, Р. Дарендофа, фиксирующие трансформации в экономической системе, структуре формальной и неформальной власти, информационной сфере. Они рассматривают информационное общество как особую стадию исторического и социально-экономического развития человечества.

Общество является абстрактной категорией, существующей на пересечении социальной философии, социологии, политологии, истории и других наук, является чрезвычайно сложным социальным феноменом, что обусловило различные его толкования. В истории социологии существовали различные подходы при решении вопроса о единстве общества. Оно определялось К. Марксом как совокупность общественных отношений и продукт взаимодействия людей. Атомистическая теория Э. Зиммеля определяет общество как совокупность действующих личностей -; общественных атомов. Ф. Знанецький трактовал общество на основании теории социальных групп. Согласно Т. Парсонсом, общество является системой социальных институтов и организаций.

В целом признавая, что общество является продуктом взаимодействия людей, социологи по-разному отвечали на вопрос о том, что является первоосновой объединения людей в общество. По Э. Дюркгеймом такой первоосновой является надындивидуальных общность коллективных представлений, чувств, верований - коллективная солидарность. Согласно теории социального действия М. Вебера, ими являются действия, ориентированные на других людей. По мнению Т. Парсонса и П. Сорокина, первоосновой общества является общность фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в процессе своей жизнедеятельности. По Э. Шилзом такой основой является единство центральной власти и территориальной целостности.

Сложность, многогранность и одновременно целостность такого явления как общество обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему. Традиция системного подхода в исследовании общества была учреждена А. Контом и Э. Дюркгеймом, развитая Р. Мертона и Т. Парсонсом.

Главное отличие системного подхода заключается в акцентировании целостности объекта и перенесении центра тяжести с элементов на структуру, как неизменную характеристику сложного объекта. Концепция целостности ориентирует на невозможность возведения сложного к простому, на наличие у объекта целостных, системных качеств, природу которых следует выяснять путем научного изучения его различных связей и функций.

Теория системы возникла в 30-е годы ХХ века и разрабатывалась в трудах А. Берталафи, А. Богданов, Н. Месарович, У. Эшби. к категориям теории систем относятся понятия система, целостность, связь, элемент, структура. Основными понятиями существования системы в динамике, которая носит функциональную зависимость, является функция, цель системы, равновесие, адаптивность, обратная связь, процессуальность, динамичность.

С позиций системного подхода общество - неординарное образования, внутреннее устройство которого включает следующие элементы: человека, социальные группы и сообщества, социальные взаимодействия и отношения; социальные институты и организации; социальные нормы и ценности, социальные статусы и роли. Каждый из этих элементов выполняет в обществе своеобразную роль. Именно благодаря структуре общество - это не хаотическое нагромождение людей, а наоборот, особое системная качество, это не арифметическая сумма отдельных элементов, а определенная целостность с соответствующим уровнем социального порядка.

Основу социальной системы составляет единство социальной структуры и социальной жизни, процессов. Социальная структура характеризуется как функциональная единство совокупности элементов общества - групп, сообществ, институтов, организаций, социальных связей и отношений. Ведущими свойствами социальной структуры является постоянство, многофункциональность. Социальную жизнь определяется как организованная совокупность социальных процессов, форм совместной деятельности, социальных взаимодействий и функций. В основе социальной жизни отдельного индивида лежит выполнения им совокупности социальных функций, согласно й его социальным статусом. Понятием социального статуса отображается положение человека в системе общественных отношений и взаимосвязей. Итак, единство социальной структуры и социальной жизни образует функционирующую социальную систему.

Таким образом, общество как социальная система это упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов взаимосвязанных между собой, образующих единое социальное целое. Оно функционирует и развивается по своим собственным законам.

Каждый элемент внутри социальной системы в свою очередь можно рассматривать как самостоятельную социальную систему или подсистему. Существует также понятие социетальная система, введенные для обозначения общества в совокупности всех его сфер жизни - экономический, политический, социальный и духовный.

Суть этого подхода состоит в обосновании утверждения об определяющей роли экономики в общем развитии общества.

Системный подход к анализу общества дополняется в современной социологии рядом дополнительных подходов, в частности детерминистские и функционалистского. Детерминистский подход наиболее ярко отражен в пределах марксистской теории как экономический детерминизм.

Идея функционализма развитая в трудах Г. Спенсера, Р. Мертона, Т. Парсонса происходит из утверждения, что каждый элемент общества как целостной системы может существовать лишь выполняя в рамках этой целостности конкретные, строго определенные функции, а сами функции происходят из необходимости удовлетворения какой-либо общественной потребности. Удовольствие всей сети потребностей - нормальное выполнение всех функций - является основой поддержания постоянства общества, воспроизводства человеческого рода.

Такой подход достаточно адекватно охватывал реалии общественной жизни. Действительно до основных потребностей общества относятся: гостиной потребности - в еде, одежде, жилище; потребность в поддержании общественного порядка; духовные потребности - эстетические, религиозные, моральные, интеллектуальные. Каждая из этих групп потребностей обеспечивается отдельной самостоятельной подсистемой: сферой производства; властной структурой; культурой.

Р. Мертон внес в эту концепцию ряд дополнений: о возможности выполнения определенной функции различными подсистемами; о дисфункцию о явных и латентные функции. Парсонс считал, что любая социальная система объясняется с помощью четырех функциональных парадигм: адаптации; цилеориентации; интеграции; поддержания образца и воспроизведения структуры.

Исходным тезисом структурного функционализма является положение, что система не может выжить и функционировать, когда не решены ее исходные проблемы. Решение всех этих глобальных проблем социальной системы обеспечивается функциями разных подсистем.

Таким образом первым, на что обращается внимание, при самом общем взгляде на общество является то, что оно является совокупностью, объединением людей. Это означает, во-первых, что общество - это человеческое единство, которое образуют люди и в середине которой они живут. Есть специфика человеческого общества составляют отношения людей друг к другу. Во-вторых, нужно не только определенное количество, но и сочетание людей связями и взаимодействиями. Иными словами, по определению К. Маркса общество - это совокупность общественных отношений, продукт взаимодействия людей.

В широком понимании обществом это такое объединение людей, характеризующееся:

Общими формами совместной деятельности;

Определенной системой общественных отношений и связей;

Общностью территории;

Общими формами хозяйствования;

Определенным единством экономической, политической, социальной и духовной жизни;

Целостностью и устойчивостью;

Определенной степенью самоорганизации, самодостаточности и способностью к самовоспроизведению;

Определенным уровнем развития культуры, норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;

Институализация общественной жизни и определенным уровнем его защищенности.

Все это позволяет трактовать общество как социальную систему. Социальная система - упорядоченная совокупность людей, социальных групп и сообществ, связей, взаимоотношений, взаимодействий, процессов, социальных институтов, норм и ценностей, социальных статусов и ролей.

Каждый из этих элементов социальной системы находится во взаимосвязях с другими, занимает специфическое место и играет определенную роль в ней. Задача социологии заключается в выяснении, уточнении структуры общества, научной характеристике его элементов, их взаимодействий, взаимоотношений и взаимосвязи.

Таким образом можно предложить такое обще социологическое определение категории общества - это совокупность людей, объединенных формами их взаимодействия и взаимосвязи, исторически сложившихся в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующиеся постоянством, целостностью, способностью к самовоспроизводству, самодостаточностью, саморазвитием и культурой

Общество определяют также как совокупность всех средств взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически имеют общую территорию, общие культурные ценности и социологические нормы, характеризуются социокультурной идентичностью ее членов.

Системный подход

Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос - половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

  • Целостность , позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения , то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация , позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность , позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность , свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Основные определения системного подхода

Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи , А. А. Богданов , Г.Саймон , П.Друкер , А.Чандлер.

  • Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.
  • Структура - способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей).
  • Процесс - динамическое изменение системы во времени.
  • Функция - работа элемента в системе.
  • Состояние - положение системы относительно других её положений.
  • Системный эффект - такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
  • Структурная оптимизация - целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

Основные допущения системного подхода

  1. В мире существуют системы
  2. Системное описание истинно
  3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано
  4. Следовательно мир - это тоже система

Аспекты системного подхода

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

  1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;
  8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования - создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиполное и целостное представление об этом материале.

См. также

Литература

  • А. И. Ракитов «Философские проблемы науки: Системный подход» Москва: Мысль, 1977 г. 270с.
  • В. Н. Садовский «Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития» Москва: Наука, 1980 г.
  • Системные исследования. Ежегодник. Москва: Наука, 1969-1983.
  • Философско-методологические исследования технических наук.- Вопросы философии, 1981, № 10, с. 172-180.
  • И. В. Блауберг , В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин «Системный подход в современной науке»- В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7-48.
  • И. В. Блауберг , В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин «Философский принцип системности и системный подход» -Вопр. философии, 1978, № 8, с. 39-52.
  • Г. П. Щедровицкий «Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок» - М.: Наука, 1981, с. 193-227.
  • В. А. Лекторский, В. Н. Садовский «О принципах исследования систем

(в связи с „общей теорией систем“ Л. Берталанфи)» - Вопр. философии, 1960, № 8, с. 67-79.

  • Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем, Казахстан, Алматы, 2005, № 1(7), c. 86-94.
  • Савельева Т. С., Савельев А. В. Трудности и ограничения системного подхода в науке о мозге // в сб. материалов XI Междунар. конференции по нейрокибернетике «Проблемы нейрокибернетики». Ростов-на-Дону, 1995, с. 208-209.

Ссылки

  • Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии . - 1998. - № 7. - С. 170-179.
  • Сидоров С. В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 2 - Педагогика . Психология .
  • Системный подход // Большая Советская Энкциклопедия .
  • Джозеф О"Коннор Искусство системного мышления . - 2008.
  • Джозеф О`Коннор, Иан Макдермотт Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем = The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving // «Альпина Паблишер» . - М ., 2011. - № 978-5-9614-1589-6.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Системный подход" в других словарях:

    Направление методологии специально науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Философская энциклопедия

    системный подход - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направление философии и методологии науки, специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Экологический словарь

    В культурологии методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (философия культуры, теория культуры,… … Энциклопедия культурологии

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - совокупность способов рассмотрения связей и целостности сложных систем. С. п. является предметом специальной научной дисциплины общей теории систем. Управление может быть определено как упорядочение системы. С. п. (или системный анализ) появился… … Российская энциклопедия по охране труда

    системный подход - Исследование функциональных и структурных взаимосвязей природных явлений, рассматриваемых в качестве системы, в которой определяются границы, возможности использования, а также положение и роль в следующей по рангу природной системе. Syn.:… … Словарь по географии

    Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в… … Большой Энциклопедический словарь

    Англ. Systemanalyse; нем. Systemmethode. Направление методологии научного исследования, в основе к рого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; предполагает анализ явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме элементов. С. п. пришел на смену широко распространенной в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (учебно-методическое пособие) , Г. Полтавец , Т. Полтавец , С. Никулин , Г.И. Ловецкий , Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (учебно-методическое пособие)… Категория:

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………………….3.

2. Глава 1………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Глава 2………………………………………………………………………………………………………………………………….

4. Глава 3………………………………………………………………………………………………………………………………….

5. Закючение…………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………..

Введение.

Актуальность темы реферата .

Системный подход давно применяется в различных областях знания с большей или меньшей степенью успешности, а представление об обществе как системе вошло в словари и в учебники и, казалось бы, вышло из перечня актуальных проблем научного исследования. Констатация эвристической значимости системного подхода и необходимости его использования превратилась в своего рода клише, с которым не поспоришь, но зачастую в социально-философских исследованиях его применение ограничивается простым упоминанием о нем в разделе, посвященном изложению методологии. Это обусловлено непониманием сущности системного подхода, сведением смысла понятия «система» к простому переводу древнегреческого «σύστημα» – «целое, составленное из частей». Исходя из такой трактовки «системности», достаточно выделить в исследуемом объекте составные части – и системный подход применен. Такая примитивизация системного подхода, присущая, в том числе и ряду диссертационных исследований по социальной философии, заставляет еще раз обратиться к анализу его специфики и выявлению основных характеристик общества как саморазвивающейся системы.

В настоящее время четко сформировались следующие направления системных исследований: общая теория систем, системный подход и системный анализ.

Общая теория систем - научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.

Системный подход охватывает разработку специализированной методологии исследования систем. Его задачей является выражение принципов и понятий системных исследований на уровне единой общенаучной методологии.

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических мето

Эволюция научных представлений и формирование направлений в области теории и практики системного подхода во многом определяется разработками ученых: Афанасьева В.Г., Гвишиани Д.М., Голубкова Е.П., Валуева С.А., Давыдов А.А., Добкина В.М., Евенко Л.И., Жарикова О.Н., Колесникова Л.А., Мильнера Б.З., Перегудова Ф.И., Пригожина А.И., Райзберга Б.А., Рапопорта Б.С, Спицнаделя В.Н., Тамбовцева В.Л., Тарасенко Ф.П. и др.

Значительный вклад в работах по системному подходу внесли зарубежные ученые, такие как Акофф Р., Берман Р., Бир С, Виссема X., Друкер П., Клир Д., Кунц Г., Кхол Й., Лещинин М., Месарович М.,

Луман Н., Оучи У., Парсонс Т., Стефанов Н., Хойер В., Шредер Г.А., Эванс Д.Р., Эклунд К., Эрхард Л., Янг С. и другие.

Основной целью моего реферата является изучение сущности системного подхода.

Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие "общество".

2. Определить содержание и характеристику системного подхода.

3. Выявить значение системного подхода к обществу.

В соответствии с целью, задачами и логикой исследования работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка литературы.

Глава 1.

Общество как система

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории. Читатель, видимо, уже догадался, что речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.

Субъект управления на основе имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества формулирует команды объекту управления о дальнейших его действиях по взаимодействию с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь - информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как системы.

С таких предельно абстрактных позиций можно еще многое сказать об обществе. Существует и большая литература на эту тему. Однако важно четко представлять, каким образом системный подход способствует углублению философского взгляда на общество.

Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества, то есть такие, которые присущи обществу на всех этапах его исторического развития и, стало быть, носят необходимый и достаточный характер. Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных всеобщих сторон и связей может иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретический способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине XX века стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. И она далеко еще не до конца раскрыла свои возможности. Философия призвана показать специфику всеобщности науки, как и всех других сторон и связей общественной жизни.

Количество и сущность всеобщих сторон, связей и отношений общества обусловливается в первую очередь специфически общественным, человеческим взаимодействием с природой. Правильно, но недостаточно сказать, что общество постоянно и целенаправленно осуществляет вещественно-энергетически-информационный обмен с окружающей его средой на основе обратной связи. Говоря философским языком, речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, которые в своей совокупности раскрывают универсальный характер отношения общества (человека) к природе и соответственно к самому себе.

Философская мысль Запада на протяжении долгого времени трудилась над правильной постановкой этой проблемы. И. Кант в своей «Критике чистого разума» дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы, которая и была в дальнейшем принята: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса могут быть сведены к одному - вопросу о человеке.

Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными

способами. Это - чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение и, наконец, ценностное освоение.

Все эти три способа обретают свой смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели. Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием. Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.

Глава 2.

Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.

Историю развития системных идей в менеджменте можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:

1-й этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х-середина 1970-х годов);

2-й этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 годов – настоящее время);

3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. – настоящее время).Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.

Системный подход развивался, решая триединую задачу: аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов общественных, естественных и технических наук,

касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем.

Системный подход – это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

Системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;

Системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;

Системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты

Системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

Термин "системный подход" охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.

Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав,

Структуры, функции, интегральные характеристики (свойства)

Системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях – путем интерполяции и экстраполяции – предсказывать свойства отсутствующих частей описания.

К числу важнейших задач системного подхода относятся:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;

3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

Глава 3.

Общество с позиций системного подхода.

Представление об обществе как совокупности взаимосвязанных элементов, как целом, состоящем из частей, т.е. как «системе» в буквальном смысле слова, сформировались достаточно давно. Однако становление общей теории систем и синергетики во второй половине ХХ века позволило сформировать четкие системные модели общества. Наиболее известными из них являются, в частности, структурно-функциональная концепция американского философа и социолога-теоретика Т. Парсонса и теория общества как самореферентной коммуникативной системы немецкого исследователя Н. Лумана. Т. Парсонс характеризует общество как систему со сложной структурой, каждый из элементов которой выполняет определенные функции и находится в состоянии активного взаимодействия, опосредуемого системой ценностей, с другими элементами. Важнейшими свойствами общества как системы он считал самоорганизацию и способность возвращать себе нарушенное равновесие. Т. Парсонсу свойственна определенная абсолютизация нормативной структуры общества, структурированного нормативного порядка, посредством которого организуется коллективная жизнь. Уделяя большое внимание механизмам социального контроля или «механизмам восстановления

равновесия» общества как системы, Т. Парсонс практически не рассматривает механизмы саморазвития, причины социальной динамики. С его точки зрения, общество как система стремится к сохранению стабильного состояния.

По Н. Луману, системой является все, что способно к аутопойезису (autopoiesis), т.е. является самодостаточным и способно воспроизводить себя само, отличая себя от окружения. Общество рассматривается им как самореферентная социальная система, умеющая организовать саму себя, способная существовать и воспроизводить себя, обращаясь только к собственным операциям, без выхода вовне. Основной признак общества, по Н. Луману, – наличие в нем коммуникации, которая означает установление связи и взаимодействия между людьми. Аутопойезис общества представляет собой способ процессирования смысловых структур посредством коммуникации. Именно посредством смысловой коммуникации, по его мнению, происходит воспроизводство социума.

Однако уделяя много внимания анализу связей и отношений внутри системы, исследователь принципиально отказывается от исследования связи системы с окружением. Н. Луман пишет: "Общество есть коммуникативно-закрытая система. Оно производит коммуникацию посредством коммуникации. Коммуницировать может только оно само – но не с самим собой и не своим окружающим миром". Хотя, говоря о закрытости системы, Н. Луман имеет в виду, прежде всего, ее оперативную закрытость, его концепция противостоит господствующим в теории систем представлениям об открытости системы и ее обмене информацией, веществом и энергией с окружением. Исследователь не рассматривает внешние связи общества – с биосферой и геосферой, без которых оно не сможет существовать. Выживание общества, его устойчивое и достойное существование в стратегической перспективе может осуществиться лишь при внимательном анализе его внешних связей, зависимости общества от природы.

В отечественной науке системный подход к исследованию общества активно разрабатывает доктор философских наук А.А. Давыдов. Он рассматривает общество в качестве определенного типа системы, «состоящей из разнородных взаимосвязанных элементов и подсистем, свойств и отношений, созданной индивидами на основе механизма обратной связи, целью которой является реализация экстремальных принципов в жизнедеятельности индивидов с помощью законов, действующих в определенных границах». С его точки зрения, общество принадлежит к так называемым нуклеарным системам, в которых существует координационный центр и нелинейная согласованность функционирования подсистем и элементов. Общество функционирует в специфическом системном состоянии «промежуточности» между порядком и хаосом, вследствие чего для него характерны свойство самоорганизованной критичности и режим детерминированного хаоса. Свойство самоорганизованной критичности проявляется в том, что незначительное влияние каких-либо внутренних и (или) внешних факторов может привести к реакции лавинообразного типа, которая может оказывать влияние на все элементы и подсистемы общества. Для режима детерминированного хаоса характерны нестационарная структура динамики, наличие глобальной квазипериодичности в динамике, фрактальность (самоподобие) локальных фрагментов динамики на разных временных масштабах.

В своих работах А.А. Давыдов пытается выделить основные свойства общества, механизмы его функционирования и законы, действующие в нем. Все они не бесспорны, однако сама попытка их

выделения, безусловно, заслуживает одобрения и свидетельствует о подлинно научном подходе к исследованию социальной реальности. Исследователь выделяет общесистемные и предметные свойства общества. К общесистемным он относит свойство целостности, под которым понимается выделенность системы из более общей системы, эффект неаддитивности (целое не равно сумме частей), зависимость каждого элемента от его места и функций внутри системы и др. Предметными свойствами являются субъективная самоидентификация индивидов с конкретным обществом, наибольшая численность трудоспособного населения, занятая в какой-либо отрасли хозяйства, свойство политического режима, свойство доминирующей религии и т. д.

Основным механизмом функционирования общества, по А.А. Давыдову, является общесистемный механизм обратной связи, согласно которому общество является результатом взаимодействия индивидов и оказывает обратное влияние на это взаимодействие. Основной целью общества, с точки зрения исследователя, является реализация экстремальных принципов, т. е. максимизация и (или) минимизация численности элементов, значений, свойств и отношений в системе . К числу таких принципов он относит принцип гедонизма, согласно которому люди стремятся максимизировать положительные эмоции и минимизировать отрицательные; принцип максимина – максимум достижений при минимуме затрат, риска, времени; стремление максимизировать положительные социальные явления и минимизировать явления отрицательные в рамках определенных ограничений за счет изменения элементов, связей, свойств и отношений в обществе.

Одной из задач философского познания общества является выявление действующих в нем законов. Это наиболее сложная задача, которую А.А. Давыдову удается решить лишь частично. Одним из общесистемных законов, по его мнению, является гиперболический характер роста населения на Земле, приводящий к глобальному ускорению мирового развития. К законам общественного развития автор относит, в том числе и юридические законы, формирование которых является, с точки зрения исследователя, следствием самоорганизации общества. Однако не следует забывать, что юридические законы и моральные нормы носят конвенциональный характер и не могут быть отнесены к научным законам.

Несмотря на ряд спорных моментов, концепция саморазвивающегося общества А.А. Давыдова обладает значительным эвристическим потенциалом и может успешно применяться в социальной философии и социологии. Она позволяет не только теоретически анализировать общество, но и выдвигать плодотворные эмпирически проверяемые гипотезы и решать практические задачи.

Заключение.

Понятие об обществе имеет принципиальное значение для правоведения и сегодня можно дать научное понятие общества.

Свободы воли нет. Человек не Homo Sapiens, а Homo Publicus – человек общественный. Поведение человека в подавляющей степени социально обусловлено.

Морально-этические установки (т.н. ценности) человека являются внутренним отражением действующих социальных норм, подвержены изменению под воздействием социальных факторов и определяют поведение человека при достаточно слабом социальном давлении.

Общество ни в коем случае не является результатом свободного, осознанного и целенаправленного поведения людей. Наоборот, общество – феномен объективной натуральной природы и является способом существования человека как биологического вида. Общество – объективное явление, вполне доступное научному исследованию и созданию адекватных моделей.

Таким образом, только критически осмысленное применение системного и синергетического подходов к исследованию как общества в целом, так и отдельных социальных явлений и процессов, позволяет решать задачи, стоящие перед современной социалогией. Системные концепции, разработанные Т. Парсонсом, Н. Луманом, А. Давыдовым, успешно применяются в социологии, однако построение целостной модели общества как саморазвивающейся системы является делом будущего. Представление об обществе как саморазвивающейся системе позволит анализировать социальные объекты как целостные, многоуровневые и динамичные, проследить взаимное влияние различных элементов и уровней системы, учитывать влияния окружающей природной среды на развитие социума, исследовать влияние его прошлого на сегодняшнее состояние и эффективно прогнозировать будущее.

Список использованной литературы

1. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор. // Исследование по общей теории систем: Сборник. - М.: Прогресс, 1969.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А.. Основы теории систем и системного анализа. – Изд. 2-е перераб. и дополн.– СПб.: Издательство СПБГТУ, 1999. – 512 с.

3. Голубков Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений.

4. Кедров Б. М. Принцип историзма в его приложении к системному анализу развития науки // Системные исследования: Сборник. - М.: Наука, 1974.

5. Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Указ. соч. С. 10, 27; Афанасьев В.Г. Указ. соч.

6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989.

7. Рапопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Исследования по общей теории систем: Сборник. - М.: Прогресс, 1969.

8. Режабек Е.Я. Становление понятия организации. – Ростов-на-Дону, 1991.

9. Соколов Г.В. Теория системных исследований.

10. Бобков, П. М. Концепция будущего на проблемном поле социальной философии: автореф. дис. …

канд. филос. наук / П. М. Бобков. – М., 2008. – 24 c.

11. Надькин, В. Б. Становление и развитие самоуправления в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. … канд. филос. наук / В. Б. Надькин. – Якутск, 2007. – 27 c.

12. Универсальный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – С. 1181.

13. Майнцер, К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века.

14. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. – М.: Наука, 1978. – С. 134–135, 188–190.

15. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным явлениям / Г. Хакен. – М.: Мир, 1991. – 240 с.

16. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.

17. В. Г. Буданов // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и методологические проблемы / Отв. ред. В.А. Смирнов. – М.: ИФ РАН, 1996. – С. 198.

18. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. – 1994. – № 2. – С. 112.

19. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. – М.: Академический Проект. 2002. – 832 с.

20. Луман, Н. Теория общества / Луман Н. // Теория общества: Сборник / Под общ. ред. А.Ф. Филиппова. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 1999. – С. 223.

21. Давыдов, А. А. К вопросу об определении понятия «общество» / А. А. Давыдов // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 12–24.

Системный подход к изучению общества

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Системный подход к изучению общества
Рубрика (тематическая категория) Культура

Несмотря на существенные концептуальные различия научных школ в социологии широко распространены представления об обществе как о целостной совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, частей. При этом, только с середины ХХ века для характеристики целостности общества гуманитарные науки стали использовать понятие ʼʼсистемаʼʼ. Оно получило широкое признание и применение в связи с бурным развитием кибернетики, внедрением ее принципов в другие науки. Кибернетизация гуманитарных наук отразила стремление ученых широко использовать математические методы для анализа, описания, моделирования социальных процессов. Именно из кибернетики, общей теории систем в гуманитарные науки перенесен системный принцип исследований, который лежит в базе системного подхода к изучению общества .

Системный подход к изучению объекта познания широко используется всœеми науками. Он является общенаучным методом познавательной деятельности. Термином ʼʼсистемаʼʼ современные науки обозначают совокупность взаимозависимых элементов, устойчиво связанных между собой и образующих некоторую целостность, имеющую характерные признаки, которые больше простой суммы составляющих ее подсистем, частей.

Система сложно организована, состоит из множества разнотипных элементов, имеющих устойчивые взаимосвязи. В результате внешних или внутренних воздействий состав совокупленных частей системы дополняется новыми элементами или из нее исключаются ранее имевшиеся части. Это сопровождается изменением связей между частями системы, изменением ее общих характеристик. По этой причине существенными чертами любой системы являются интегрированная целостность элементов. Система обладает некоторой автономностью и может абстрактно-теоретически отделяться от среды благодаря устойчивым внутренним связям-отношениям частей, элементов.

Системность поддерживается организованной структурностью ее частей, которые имеют несколько последовательно подчинœенных уровней организации. Связи-отношения, обеспечивающие целостность системы, называются системообразующими . Οʜᴎ ʼʼудерживаютʼʼ систему в относительно устойчивом состоянии. Без них система теряет целостность характеристик, приобретает новые качества.

Взаимосвязь и взаимозависимость элементов (частей) системы проявляется в том, что при изменении какой-либо ее части (нарушении целостности) система переходит в новое состояние и характеризуется новыми качествами. Важно запомнить, что нарушение совокупности элементов (к примеру, устранение из неё элементов или дополнение новыми, а также связей-отношений между ними) приводит к переходу системы в новое состояние, т. е. к созданию новой системы. Система стремится к самосохранению, для чего она обеспечивает взаимную поддержку ее взаимозависимых частей, элементов.

Изменение систем может происходить эволюционно (т. е. постепенными преобразованиями, незначительными изменениями) или революционно (скачкообразно).

Большой вклад в развитие системного подхода внес американский социолог-теоретик Толкотт Парсонс (1902 - 1979), который разработал теорию социального действия и обосновал системно-функциональное направление изучения общества. Он высказал мнение, что всœе субъекты имеют свои общественные функции, которые подлежат исследованию для выявления социальных законов. Постоянное взаимодействие субъектов создаёт правила общения, поведения в определённых ситуациях. Социальная система представляет собой совокупность взаимодействий и ролей, которые связывают субъектов при осуществлении ими своих целœей. Парсонс называл общество системой динамического эквилибризма : общество может выходить из равновесия и возвращаться в него, так как его нормальное состояние - покой. Такое понимание общества позволяет строить его теоретическую количественно-равновесную модель для статистического анализа социальных явлений и получения краткосрочных обобщений.

Системный принцип представления общества стал ключевым для современных философско-методологических и специально-научных исследовательских парадигм. Системный подход дает целостное представление об обществе, об отдельных его элементах, свойства которых проявляются во взаимодействии, в пределах целостного общества, о взаимозависимости индивидов и социальных общностей с окружающей их средой (экономикой, политикой, культурой).

Основным признаком принадлежности к социальной системе служит специфика общественных формирований и связей-отношений между ними. При помощи этих связей обеспечиваются, закрепляются социальные статусы (места) и социальные функции (роли) элементов общества в целостной структуре. По этой причине под ʼʼсоциальнымʼʼ принято понимать совокупность свойств, выработанная индивидами или общностями в процессе взаимодействия в конкретно-исторических условиях и проявляющихся в их отношении к социальным статусам (местам) и социальным функциям (ролям) в обществе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, термин ʼʼсоциальная системаʼʼ обозначает сложно организованное упорядоченное целое, включающее разнообразные социальные общности, объединœенные множеством устойчивых связей, специфических социальных по своей природе, а также культурой, формируемой в процессе общественной жизни.

Категории ʼʼобществоʼʼ и ʼʼсоциальная системаʼʼ взамосвязаны, но не тождественны. По этому поводу Э. Шилз писал: ʼʼСоциальная система является обществом только в том случае, в случае если она не входит в качестве составной части в более крупное общество. … общество это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами , поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

На каждой из составных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу и ни к какому другомуʼʼ.

Представление общества в качестве системы позволяет выделить в нем три основные части, которые называются подсистемами потому, что обладают признаками относительно самостоятельных систем более низкого уровня:

- институциональную (составляют социальные институты, организации, общности, которые служат своеобразными ʼʼопорными столпамиʼʼ общества);

- информационно-коммуникативную (составляют связи-отношения возникающие между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности);

- нормативно-регулятивную (образуют социальные нормы, культура, которые выступают ʼʼрегуляторамиʼʼ социальных отношений, форм и сущностей социальных институтов общества).

Единство трех подсистем и составляет социальную систему общества.

В свою очередь, социальная система является лишь частью более крупной системы, которую образуют многообразные общественные отношения людей. Эта глобальная система принято называть социетальной (от англ. societal – общество) и помимо социальной системы как своей части (подсистемы), включает экономическую, политическую, духовную и другие подсистемы общества, в которые также включены социальные формирования, индивиды. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная система находится во взаимосвязи с другими подсистемами (относительно самостоятельными частями) общества, в связи с этим она не только реагирует на их воздействие, их внутреннее изменения, но и сама активно воздействует на экономику, политику, духовную жизнь общества. Это проявляется в том, что всœе отношения между людьми по поводу экономических, политических духовных и иных проблем имеют социальный аспект, который обнаруживает места и роли в обществе взаимодействующих индивидов и социальных образований.

При системном подходе элементы, не входящие в систему, рассматриваются как факторы, внешние по отношению к изучаемому обществу. Это позволяет изучать взаимообусловленность элементов - частей целого не только друг от друга в пределах общества, но и во взаимосвязи с окружающим глобальным целым, его элементами – частями, а также определять иерархию элементов общества, степень влияния различных внутренних и внешних факторов на их состояние и жизнедеятельность.

Системный подход к изучению общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Системный подход к изучению общества" 2017, 2018.