Поэзия 2 половины 19 века презентация. Презентация "Русские поэты второй половины XIX века". Изображение города в лирике Некрасова

Начало второй половины ХIХ века ознаменовалось в России мощным общественным подъемом, который требовал от литературы, и прежде всего от поэзии, нового содержания и новых художественных форм, способных отразить сложные социальные противоречия действительности. Конец ХIХ столетия ознаменовался глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующих общественно - политических порядков.


В XIX веке завершился классический период русской поэзии. Мысленно охватывая ее безбрежное море, нельзя не восхищаться поразительным многообразием вопросов и проблем, которые затрагивали в своих произведениях русские поэты, стремившиеся в проникновенно – глубоких и эмоционально – взволнованных стихотворениях сохранить и утвердить веру в вечные духовные ценности, в нетленность общечеловеческих идеалов христианства, напомнить о высшем смысле жизни и высоком предназначении человека, проникнуть в тайны человеческого духа раскрыть непознанные и неизведанные движения сердечной жизни. И хотя каждый из поэтов делал это по-своему, старался по-особому отразить и осмыслить окружающий мир, мысли и чувства своих современников, но было одно общее, что роднило всех, даже очень не похожих друг на друга поэтов – это любовь к родине и своему многострадальному народу. И в своем проекте я хочу передать все чувства поэтов, их стихотворения о родине, природе, и рассказать немного о них.


Ф.И.Тютчев родился 23 ноября 1803 г. В имении Овстуг Орловской губернии, в дворянской семье. В 1821г. окончил словесный факультет Московского университета со степенью кандидата. Прожив за границей с краткими перерывами почти 22 года, Тютчев никогда не терял связью с родиной.


Есть в светлости осенних вечеров Умильная таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветер порою, Ущерб, изнеможенье и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.


Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет, обретши, ропщет и бунтует Безверием палим и иссушен, Не выносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры…но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как не скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! -Я верю, боже мой! Приди на помощь моему неверью!» Стихотворение Ф.И. Тютчева «Наш век» написано 11 июля 1831 года. В этом стихотворении личность поэта выступает закамуфлировано, является выражением обобщенно- личного значения, кроме того, нагромождение отрицаний приводит к тому,


И.С.Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орлове, в дворянской семье. Воспитывался сначала дома, а затем учился в московских частных пансионах. В 1833 г. Тургенев поступил в Московский университет, но через год перевелся в Петербургский университет, который окончил со степенью кандидата. Свой творческий путь Тургенев начал как поэт, в период гг. Его стихи и поэмы печатались в разных журналах и были тепло встречены критикой и читателями.


Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Стихотворение выдающегося русского писателя и поэта И. С. Тургенева «В дороге» (1843), которое впоследствии было положено на музыку и стало известным романсом.


Произведение «Дворянское гнездо» было написано Тургеневым в 1859 году. «Дворянское гнездо» остается одним из светлых произведений писателя. Несмотря на крушение надежд на личное счастье героя, Лаврецкого, остается надежда на светлое будущее для других. Образ Лизы Калитиной – «тургеневской девушки» – затмевает всю окружающую ее среду и становится символом России.


Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817г. в Петербурге в дворянской семье. В 1834 г. был зачислен студентом в Московский архив Министерства иностранных дел. Несколько лет провел за границей, а по возвращению в Россию служил при царском дворе. Во время Крымской войны вступил в армию, но в сражения не участвовал, он заболел тифом. Стихи Толстой начал писать еще в детстве, и его первые литературные опыты одобрил В.А. Жуковский.


Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю!


Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, Она, как гусли многострунная. Житейский вихрь ее терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твое легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье…


А.А. Фет родился октябре- ноябре 1820 г. В Селе Новоселки Мцеского уезда Орловской губернии. Стихи начал писать очень рано. Еще учась в университете, в 1840г. Выпустил первый сборник стихов «Лирический пантеон», куда вошли преимущественно подражательные произведения. В 50-е г.г. Фет активно печатался В «современнике», «Отечественных записках» и др. журналах. Умер в Москве в 1892г.


Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью. Казалось бы, что ж? Отзвучала Последняя нежная ласка, По улице пыль пробежала, Почтовая скрылась коляска... И только... Но песня разлуки Несбыточной дразнит любовью, И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью.


Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудит и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.


А.А. Григорьев родился 20 июля 1822 г. В Москве, в семье чиновника. В 1842 окончил юридический факультет Московского университета, затем уехал в Петербург и поступил на службу, но вскоре оставил ее и посвятил себя литературной деятельности. стихи и критические статьи стали появляться на страницах петербургских журналов во второй половины 40 –х гг. Главной темой творчества Григорьева является конфликт романтически настроенной личности с миром меркантилизма и жизненной прозы.


Нет, не рожден я биться лбом, Ни терпеливо ждать в передней, Ни есть за княжеским столом, Ни с умиленьем слушать бредни. Нет, не рожден я быть рабом, Мне даже в церкви за обедней Бывает скверно, каюсь в том, Прослушать августейший дом. И то, что чувствовал Марат, Порой способен понимать я, И будь сам бог аристократ, Ему б я гордо пел проклятья… Но на кресте распятый бог Был сын толпы и демагог.


Поэт - человек с творческой душою, Он болен от своих переживаний, чувств, Он болен своей работою, ее красотою, Которая из смены поколений не сходит с уст. Он передает нам все свои мечты, Всю картину былых времен, Он передает нам героев чрезмерной красоты. Героев из измененных имен. А кто бы знал, как хочется читателю Узнать всю правду о героях знаменитых произведений. Но не сможем обратится мы к писателю, И со скорбью просим у него извинений. Поэт – это человек с творческой душою. Зачем ты ушел из жизни так рано? Хочу чтобы ты поговорил со мною. Увы, ты погиб, оставив за собою своих сочинений не мало. Ты бог, ты царь, ты гений. Ты человек с потрясающим умом Не знаешь перед врагом покорений. Одни друзья, поклонники, читатели кругом. Ты спи спокойно мой поэт. Боготворить тебя всю жизнь я буду Все помнят о тебе, сомнений нет, А я никогда о тебе не забуду.






















1 из 19

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Русская литература XIX века представляет собой не единый поток, а процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлении, – сказал В.И.Ленин, – в этой ожесточенной борьбе писателям охранительного лагеря противостоят писатели прогрессивной идейности».

№ слайда 3

Описание слайда:

Основная проблематика и ведущие идеи Между освободительным движением и отечественной литературой с самого начала XIX века установилась тесная связь. Величественная борьба русского народа за свои человеческие права, за национальную независимость и социальную свободу стала неиссякаемым источником, питательной почвой прогрессивной литературы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Прогрессивные писатели настойчиво стремились осмыслить и зарисовать отечественный национальный характер. В образах людей из народа ими выделяются наиболее существенный признаки русского характера.Передовые писатели проявили свои огромные возможности в постановке и решении социально-философской проблематики.

№ слайда 5

Описание слайда:

Литературные направления Во второй половине XIX века романтизм утрачивает влияние как главенствующее направление. Торжествует критический реализм, получивший широкое распространение в «натуральной школе». Реализм как тип творчества, опираясь на понимание мира в качестве объективно существующего и развивающегося в свойственных его закономерностях, отличается стремлением к верному отображению действительности в присущих ей противоречиях.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

И.С.Тургенев (1818-1883) С одной стороны, Тургенев в своих произведениях обращает внимание на обсуждение актуальных социально-политических проблем, с другой стороны, Тургенев – тонкий лирик.Записки охотника – цикл рассказов, в котором чередуется поэтическое описание природы с изображением мира крепостных крестьян.В центре нескольких романов Тургенева (Отцы и дети, Дворянское гнездо) всегда стоит конфликт героя, представляющего новые взгляды на мир и общество (герои из демократической молодежи), с носителями консервативных идей.

№ слайда 8

Описание слайда:

И.А.Гончаров (1812-1891) Обломов – роман о лишнем человеке, барине Обломове, и его напрасной жизни. Главный герой живет в деревне Обломовка, привык ничего не делать, лениться, лежать на диване, дремать и только мечтать. За всю свою жизнь он не принимает ни одного значительного решения.

№ слайда 9

Описание слайда:

1870-80 гг В 70-80 гг. литература реагирует на изменения в обществе. Реализм приобретает философско-религиозный или эстетико-психологический характер. Это время „проклятых вопросов“ - литература ищет решения проблем, связанных со смыслом жизни, человеческой честью и совестью, жизненными ценностями, старается найти выход для всего человечества.

№ слайда 10

Описание слайда:

Н.С.Лесков (1831-1895) Произведения Лескова представляют прямую противоположность общественному роману с социальным конфликтом. Он выбирает интересных, талантливых героев, „мастеров своего дела“ со сложной, курьезной и почти приключенческой судьбой. Лесков оживляет некоторые старые литературные формы (жития, легенды).Левша – повесть о том, как тульский мастер сумел подковать английскую стальную блоху.

№ слайда 11

Описание слайда:

Ф.М.Достоевский (1821-1881) Достоевский – писатель-гений, оказывающий огромное влияние на европейскую литературу 20 века (символизм, экспрессионизм, экзистенциализм).Сам Достоевский пережил страшное психическое состояние - был приговорен к смертной казни, только на эшафоте ему сообщили, что наказание заменяется ссылкой на каторгу.Первым из натуральной школы он перенес внимание из среды на человека, на его психику, заглядывает на самое дно человеческой души. В творчестве Достоевского обязательны тайны и преступления, сны и видения, бред, демонические фигуры.Достоевский выражает сочувствие к страданию человека, гуманистический пафос. Однако он автор первых антиутопий: мечтает о „золотом веке для человека“, но не верит, что человек способен создать идеал.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Романы Достоевского Преступление и наказание - Бедность ожесточила студента Раскольникова, и он убивает старуху, опираясь на свою теорию, что преступление позволительно для „необыкновенных людей“. После убийства его терзают муки совести. Он знакомится с Соней (олицетворение христианского смирения), которая должна ради денег заниматься проституцией. Наконец Раскольников признается в своем преступлении, и Соня с ним отправляется на каторгу в Сибирь.Идиот - князь Мышкин, добрый и чистый человек, в обществе бессилен.Братья Карамазовы – история отца и сыновей. Отец убит, что принуждает сыновей решать этические, философские, религиозные вопросы.

№ слайда 14

Описание слайда:

Л.Н.Толстой (1828-1910) По происхождению Лев Толстой – аристократ, граф. В своей усадьбе в Ясной Поляне хотел стать гуманным помещиком, ставил здесь свои педагогические эксперименты, организовал школу для детей крестьян.Толстой, как и Достоевский, – тонкий психолог. Изображает человеческие чувства в их движении. Психологического мастерства достигает уже в ранней трилогии Детство, Отрочество, Юность, где отсутствует сюжет как основа повествования, и доминантой становится смысловое восприятие событий рассказчиком.Толстой – критик современных ему нравственных норм и утилитарного рационализма. В своем творчестве выражает необходимость нравственного усовершенствования человека и непротивления злу насилием.

№ слайда 15

Описание слайда:

Романы Толстого Война и мир – роман-эпопея, широкая картина русской жизни первых двух десятилетий 19 века, первый русский исторический роман. В произведение вошло несколько сюжетных линий, десятки и сотни действительных (Наполеон) и вымышленных лиц – Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер Безухов. Значительная часть романа написана на французском языке.Анна Каренина – история поисков истин жизни, изображение разных пониманий супружества.Несчастная в своем супружестве героиня влюбляется в офицера Вронского, уходит от мужа, теряет своего сына, но любовник не способен наполнить ее надежды. Она хочет сохранить любовь, но не находит выхода из своего положения и наконец бросается под поезд.

№ слайда 16

Описание слайда:

А.П.Чехов (1860-1904) По своей гражданской профессии Чехов - врач.Его творчество завершает классический период русской литературы, в его драмах уже проявляются наступающие декадентство и символизм.Чехов демонстративно отказался от большой формы романа. В начале творчества пишет краткие рассказы, юморески о страданиях мелких людей от гнева или равнодушия „значительных лиц. После посещения Сахалина (автор исследовал мир заключенных) творчество Чехова становится более сложным, философичным, грустным.

№ слайда 17

Описание слайда:

Драмы Чехова Лирические драмы Чехова - Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад - наполнены психологизмом, переживаниями героев, мотивом напрасной жизни, русской тоской. Их действия происходят обычно в дворянских усадьбах, герои говорят, мечтают, но не действуют – они не приспособлены ни к какому труду. Традиционные большие конфликты превращаются в микроконфликты, недоразумения между персонажами. Важно невысказанное, психологический подтекст.

№ слайда 18

Описание слайда:

Благодаря своим особенностям, русский роман, повесть, рассказ, очерк стали для русского общества XIX в. подлинными учебниками жизни. В них нашли отзвук все философские и моральные искания, думы и социальные чаяния русского общества. Страстный гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», исключительная глубина психологического анализа, умение проникать в сложные процессы народной жизни и в то же время в самые скрытые и тонкие движения человеческой души и сердца, защита идеи равенства и братства народов, утверждение образа человека - активного искателя и борца - сделали русскую классическую литературу драгоценнейшим достоянием передовой культуры человечества, важнейшим явлением истории мирового художественного слова.

№ слайда 19

Описание слайда:

Презентация на тему "Литературный процесс второй половины XIX века" по литературе в формате powerpoint. В презентации для школьников рассмотрена историческая ситуация второй половины 19 века, на фоне которой развивалась русская проза, драматургия, поэзия. Автор презентации: Солодченкова Ю.К.

Фрагменты из презентации

Историческая ситуация

  • 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.
  • Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.
  • Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

Крестьян «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам.

Общественные течения, журнальная и издательская деятельность

« У нас все чего-то ждут. Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разбивается, и даже не на кучки, а уж на единицы ». Ф.М. Достоевский, 1876 год

Общественные течения
  • Россия должна пойти по западноевропейскому пути развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества.
  • Решительное отрицание господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения.
  • Выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского.
  • Россия должна идти по социалистическому пути развития, минуя капитализм через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины.
Журналы

Русскую литературу называют «журнальной».

Литературно-художественные направления.

  • Реализм - направление, стремящееся к изображению действительности.
  • Натурализм - точное, беспрестрастное научное воссоздание действительности.
  • Импрессионизм - воссоздает не саму действительность, а впечатление, которое она производит на человека.
  • Символизм - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.

Проза

  • глубокий психологизм,
  • гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем,
  • высокий уровень литературного языка.

Драматургия

  • А.В.Сухово-Кобылин
  • А.К.Толстой
  • А.Н.Островский
  • А.П.Чехов
Литературная борьба
  • «Современник»
  • «Библиотека для чтения»
  • «Русское слово»
  • «Русский вестник»
  • «Отечественные записки»
«Современник»
  • 1836 г.– основан А.С. Пушкиным
  • 1838 г. – переходит в руки П.А. Плетнева.
  • В 1847 году журнал взяли в аренду И.И.Панаев и Н.А Некрасов.
  • 1860 г. – раскол в редакции «Современник»
  • 15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев.
  • 1866 г. – закрытие «Современника»

РУССКИЕ ПОЭТЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века Ф. Глинка, А. Хомяков, К. Павлова, А. Кольцов, Н. Огарев. «Стихи – всегда исповедь…» В. Брюсов

Геращенко Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

г. Краснодар

ФЕДОР НикОЛАЕВИЧ ГлинкА

День рождения: 19.06.1786 года

Место рождения: с. Сутоки, Смоленская губерния, Россия

Дата смерти: 23.02.1880 года

Место смерти: Тверь, Россия

Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость.

Семья Ф.И. Глинки

Глинка Авдотья Павловна - поэтесса. Жена с 1831 года Ф.Н. Глинки.

Глинка Сергей Николаевич – русский писатель, журналист. Брат Ф.Н. Глинки.

АЛЕКСЕЙ СТЕПаНОВИЧ ХОМЯКОВ

День рождения: 13.05.1804 года

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 23.09.1860 года

Место смерти: с.Ивановское, Россия

Хомяков – не из пушкинской плеяды, но из пушкинской эпохи. Из пушкинского окружения и, что еще важнее, – из той же дворянской культуры русского «золотого века». Что это подразумевает? Родовитость, образованность, отвагу, свободу.

Имение А.С.Хомякова Липицы Сычевского уезда Смоленской губернии. Флигель господского дома

Е.М.Хомякова. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы

КАРОЛИНА КАРЛОВНА ПАВЛОВА

День рождения: 10.07.1807 года

Место рождения: Ярославль, Россия

Дата смерти: 1893 год

Русская поэтесса, переводчица, жена писателя Н. Ф. Павлова. Урожденная Яниш (1810 - 94). Дочь профессора, Павлова получила блестящее домашнее воспитание и рано обратила на себя внимание литературного мира.

Спасибо вам! и это слово

Будь вам всегдашний мой привет!

Спасибо вам за то, что снова

Я поняла, что я поэт;

За все, что вдруг мне грудь согрело,

За счастье предаваться снам,

За трепет дум, за жажду дела,

За жизнь души - спасибо вам!

Алексей Васильевич Кольцов

День рождения: 03.10.1809 года

Место рождения: Воронеж, Россия

Дата смерти: 29.10.1842 года

Знаменитый народный поэт. Родился в зажиточной мещанской семье города Воронежа. Кольцов воспроизвел народный быт и внутренний мир простого человека в формах самой народной поэзии.

Отец А.В.Кольцова - Василий Петрович Кольцов

Мать А.В.Кольцова - Прасковья Ивановна Кольцова (урождённая Переславцева)

Семья А.В. Кольцова

НИКолай платонович огарев

День рождения: 24.11.1813 года

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Дата смерти: 31.05.1877 года

Место смерти: Лондон, Россия

На местном материале написаны поэмы «Юмор», «Зимний путь», «Господин», стихотворения «Деревня», «Кабак», «Деревенский сторож», «Дорога». В Пензенской губернии проходит и действие антикрепостнической повести «Гулевой». Полиция по-прежнему следила за каждым шагом опального поэта.

Труды Н.П. Огарева

Задания для самостоятельной работы. 1. Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века. 2. Определите основные особенности русской поэзии, перечислите круг тем и проблем, к которым они обращались. 3. Кого из поэтов второй половины XIX века вы можете назвать богоискателями и почему? 4. Попробуйте, используя цитаты из стихотворений разных поэтов, описать мир русской поэзии середины – конца XIX века. Задания для самостоятельной работы 4. Согласны ли вы с определение поэзии Каролины Павловой как «мотыльковой»? 5. Гармоничен или дисгармоничен в своей основе мир героев Алексея Кольцова? 6. Почему Николая Огарева называют продолжателем традиций Лермонтова? Согласны ли вы с этим определением? 7. В чём необычность лирики Федора Глинки? 8. Идеалы славянофильства в стихотворениях Федора Хомякова. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/35681/Глинка
  • http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/glinka_sn.html
  • http://images.rambler.ru/search?quer
  • http://drevo-info.ru/articles/16406.html
  • http://100v.com.ua/ru/Pavlova-Karolina-Karlovna-person
  • http://slovo.ws/bio/rus/Ogarev_Nikolai_Platonovich/

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «Русская литература второй половины XIX века». Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ № 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С.

Слайд 2

Русская литература второй половины XIX века. «ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

Слайд 3

Историческая ситуация. РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:
крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма.

Слайд 4

Историческая ситуация. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:
абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

Слайд 5

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война)
Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

Слайд 6

КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Слайд 7

Историческая ситуация. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
Основная цель: споры о путях развития России.

Слайд 8

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ЗАПАДНИКИ
Сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество. Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».

Слайд 9

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: СЛАВЯНОФИЛЫ
Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

Слайд 10

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: НАРОДНИКИ
Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

Слайд 11

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ПОЧВЕННИКИ
Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».

Слайд 12

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ТОЛСТОВЦЫ
Проповедовали на основе учения Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

Слайд 13

Философия Западной Европы
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих немецкий философ, представитель философии жизни. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

Слайд 14


Вторая половина XIX века: РЕАЛИЗМ Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

Слайд 15

Литературно – художественные направления
Конец века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс; -интерес к подсознательному; НАТУРАЛИЗМ 1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. 2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. ИМПРЕССИОНИЗМ Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.