Одна из основных черт личности безопасного типа. Типологические черты личности безопасного типа поведения. Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Одним из видов социальной опасности является так называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. Выделяют следующие типы подобного поведения: * аддитивное - это стремление к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с помощью одурманивающих веществ; * антисоциальное - противоправное, не соответствующее этике и нормам морали современного общества; * суицидное - склонность к самоубийству, которая обусловлена рядом факторов: изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости; * конформистское - приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество; * нарцистическое - самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему; * фанатическое - слепая приверженность какой-либо идее; * аутическое - затруднение социального, общественного контактов, оторванность от реальной действительности; * девиантное - не соответствующее социальным и моральным нормам

В качестве причин деструктивного поведения можно назвать: * ощущение дискомфортного состояния в обществе (сложности во взаимоотношениях с родными, мелкие ссоры, разного рода неудачи и т. д.); * нарастание количества событий, имеющих большое значение для конкретной личности и отражающихся на ее безопасности; * изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации; * необходимость принимать жизненно важные решения уже на ранних возрастных ступенях (в школьном возрасте).

К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности. Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человекагражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, исключающие получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей и не допускающие хищнического отношения к природе. Целевые установки: постоянное продуцирование потенциала безопасности существования человека (включая самого себя), природы и общества. Способы деятельности: минимизация внутренних угроз, произведенных (сознательно или бессознательно) самому себе, и предотвращение (ограничение) активности, содержащей опасность для людей и среды обитания.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания, можно выделить основные черты ЛБТП: * альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения; * бережное отношение к окружающему миру; * грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности; * предвидение опасностей, влияющих на человека; * организаторские способности в личной и коллективной безопасной жизнедеятельности; * наличие правовых и физических навыков защиты природы, людей, самого себя от угроз, исходящих от внешних источников и от себя лично.

Выделяют следующие условия формирования ЛБТП: * осознание единства природы и человека в энергетическом плане и понимание каждым своей роли в обеспечении безопасной жизни на планете, в стране, коллективе, семье; * овладение практическими навыками поведения в ситуациях взаимодействия с людьми и природой; * умение использовать собственные ресурсы для безопасного существования в повседневной жизнедеятельности и в экстремальной обстановке.

Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека

Работа мозга имеет рефлекторный характер. Влияние на человека страха или опасности определяется действием трех психофизиологических механизмов. 1. Безусловно-рефлекторный механизм проявляется в том, что некоторые раздражители (темнота, появление чувства страха перед другим человеком, незнание, как действовать в ситуации, и т. д.) служат безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени. По мере адаптации к такого рода воздействиям безусловные рефлексы ослабевают, эмоции страха тормозятся, а затем полностью исчезают. 2. Условно-рефлекторный механизм действует тогда, когда человек получил некоторый отрицательный опыт и у него выработался условный рефлекс на те элементы ситуации, которые сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее действию реальной опасности. Если страх раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности, то он может вызываться практически любым фактором. Учитель БЖ должен использовать в своей практике процесс торможения данного рефлекса у школьника, создавать компенсаторные педагогические условия для исключения его влияния.

3. Действие интеллектуального механизма проявляется в том, что чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т. д. Внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление - все это факторы, усугубляющие небезопасное поведение человека. Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно. Человек же, наученный правильно действовать в ситуациях, способных вызвать страх, в состоянии адаптироваться, превозмочь его. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.

Психологическая устойчивость предполагает: * наличие стойких альтруистических общинно-коллективистских мотивов поведения; * знание особенностей окружающего мира; * безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе; * знание физических основ окружающих опасностей; * знание особенностей своей психики и соматики (от гр. soma - тело); * способность видеть особенности психики и соматики другого человека.

Социальная сторона ЛБТП характеризуется: * рациональной и гуманистической активностью человека в обществе; * умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения; * умением гармонично общаться с другими людьми; * постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные психолого-педагогические условия: * осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности; * понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности; * знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе; * овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми; * приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования; * умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей. Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов: * предвидение опасности; * избежание влияния опасности; * преодоление опасности; * создание ресурсов безопасности.

Выводы Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются: * общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; * бережное отношение к окружающему миру; * грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности; * наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя. Безопасное поведение предполагает: * предвидение опасности; * уклонение от опасности; * преодоление опасности; * оказание помощи.

Основное звено модели ЛБТП - предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного "я" (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает: * правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения); * организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности; * создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2016

А.А. Челтыбашев,

заведующий кафедрой специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, доцент, кандидат педагогических наук E- mail: [email protected]

И.П. Карначёв,

профессор кафедры специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, ведущий научный сотрудник филиала «Научно-исследовательская лаборатория ФБУН Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора (Кировск), доктор технических наук

Э.Б. Сусленкова,

директор Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, доцент кафедры общетехнических дисциплин, кандидат педагогических наук

В статье рассматриваются подходы к определению личности безопасного поведения на основе комплексного анализа литературных источников. Определена характеристика человека являющегося «человеком безопасного типа поведения».

Ключевые слова: безопасное поведение, качества личности, формирование нового человека.

Organizational-pedagogical conditions of formation of human security type of conduct of students through study of "safety"

A.A. Cheltybashev,

associate professor, department of special disciplines of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire Service of EMERCOM of Russia, Ph.D

I.P. Karnachev,

leading researcher of the branch «Cola Research Laboratory SZNTC Hygience and Public Healthy» (Kirovsk), professor of the department of special disciplines of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire EMERCOM of Russia, Dr. Of Sci. (Techn.)

E.B. Suslenkova,

chef of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire Service of EMERCOM of Russia, associate professor, Ph.D.

The article discusses approaches to the definition of safe behavior on the basis of the individual analysis of literary sources. Determined human characteristics are "safe man-like behavior."

Keywords: safe behavior, personality traits, the formation of the new man.

В настоящее время приходится констатировать факт, что безопасность человека начинается с того, что сам человек является активным участником обеспечения своей безопасности и безопасности других людей. Поэтому важнейшей особенностью новых подходов к безопасности XXI века является способность каждого человека действовать в секторе безопасности от имени других людей, а также от своего имени .

Существует обобщённое понятие: «личность безопасного типа поведения» - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для такой личности характерны поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства всего живого, понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, отсутствие страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. Это – человек, способный таким образом выстраивать свою жизнь и деятельность, чтобы не наносить ущерба себе, другим людям, окружающему миру, и одновременно способный противостоять угрозам, осуществлять специфическую деятельность по обеспечению безопасности, другими словами, это – человек, овладевший основами культуры безопасности .

По утверждению проф. Л.А. Михайлова, личность безопасного типа поведения должна отличаться гарантирующим безопасность жизнедеятельности уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях . По его мнению, содержание поведения определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия сред обитания для человека, а именно:

  1. предвидение опасности от среды и от собственного «Я» -
  2. избежание влияния опасности - для достижения которого человек должен знать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций; знать свои возможности по преодолению опасности; уметь правильно оценить ситуацию и распределить свои силы и возможности на период избежание влияния опасностей;
  3. Исследователи в области безопасности жизнедеятельности указывают на большое количество разнообразных составляющих, присущих «безопасной» личности. На рис. 1 представлена та часть этих составляющих, которая составят, по нашему мнению, структуру личности безопасного типа поведения . Таким образом, основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; бережное отношение к окружающему миру; грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности; наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя. В свою очередь безопасное поведение предполагает: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности; оказание помощи.


Рис. 1 . Компоненты структуры личности безопасного типа поведения

Предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т.д.), так и от собственного «я» включает правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности), а также ее последствия. Правовая направленность поведения включает в себя организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности, а также создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

На основе проведенного нами комплексного анализа литературных источников предлагается определять личность безопасного типа поведения, как - личность, безопасную для себя, окружающих и среды обитания, готовую к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, к защите себя, социума и природы от внешних угроз, основными чертами которой являются: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина, бережное отношение к окружающему миру, грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности, наличие навыков защиты от угроз, исходящих от внешних источников и самого себя.

Для увеличения количества людей обладающих безопасным типом поведения нами проводились занятия со студентами 1-го курса обучения специальностей «Судебная экспертиза» и «Пожарная безопасность» Мурманского филиала ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ. После проведения данного цикла занятий студенты стали рассматривать опасные ситуации в более широком ракурсе, называя не только ЧС техногенного характера, но и аварийную ситуацию на производстве, нарушение норм охраны труда и т.д. Можно констатировать, что проведение дополнительных занятий способствует формированию личности безопасного типа поведения в большей мере, чем традиционное информирование об опасных ситуациях. Это свидетельствует, что создание специальных условий для формирования личности безопасного типа поведения повышает не только личную безопасность людей, но и способствует формированию потенциально безопасного общества.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. В ходе проведенного комплексного анализа литературных источников по проблеме исследования определено понятие «личности безопасного типа поведения» и показано, что сформированность данной личности определяется закреплением в сознании основных компонентов, единство и реальность которых обуславливают приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

2. Очевидна необходимость применения комплексной работы по формированию личности безопасного типа поведения, и в первую очередь, посредством специального обучения.

Литература:

  1. Лызь Н. А. Безопасность как характеристика личности / Н.А. Лызь, А.В. Непомнящий // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2002. № 5. - С. 138-142.
  2. Маралов В.Г. Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов / В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева, О.В. Нифонтова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов // Вестник ЧГУ. 2012. № 3. Т.1. – С. 145 – 150.
  3. Михайлов Л.А. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа / Л.А. Михайлов, У.З. Ахмадуллин, Е.С. Васильев // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. - С. 103-107.
  4. Челтыбашев А.А. Организационно-педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения у студентов через изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/ А.А. Челтыбашев, И.П. Карначёв, Е.Ю. Александрова // Безопасность жизнедеятельности. 2016. №9. - С. 55- 63.

К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности.

Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, исключающие получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей и не допускающие хищнического отношения к природе.

Целевые установки: постоянное продуцирование потенциала безопасности существования человека (включая самого себя), природы и общества.

Способы деятельности: минимизация внутренних угроз, произведенных (сознательно или бессознательно) самому себе, и предотвращение (ограничение) активности, содержащей опасность для людей и среды обитания.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания (природа, общество, техноген), можно выделить основные черты ЛБТП:

  • * альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения;
  • * бережное отношение к окружающему миру;
  • * грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;
  • * предвидение опасностей, влияющих на человека;
  • * организаторские способности в личной и коллективной безопасной жизнедеятельности;
  • * наличие правовых и физических навыков защиты природы, людей, самого себя от угроз, исходящих от внешних источников и от себя лично.

Выделяют следующие условия (критерии) формирования ЛБТП:

  • * осознание единства природы и человека в энергетическом плане и понимание каждым своей роли в обеспечении безопасной жизни на планете, в стране, коллективе, семье;
  • * овладение практическими навыками поведения в ситуациях взаимодействия с людьми и природой;
  • * умение использовать собственные ресурсы для безопасного существования в повседневной жизнедеятельности и в экстремальной обстановке.

Таким образом, понятие "личность безопасного типа" обозначает способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.

Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения

Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм отражательной активности мозга. Психическая деятельность - высший уровень функционирования мозга, ее специфическим признаком является отражение действительности в виде образов, понятий, эмоциональных переживаний и волевых побуждений к деятельности. Любая познавательная и эмоциональная активность, т. е. волевая регуляция поведения личности, опирается на нейрофизиологический базис и предполагает соответствующие процессы в нервной системе человека.

Для учителя БЖ обязательно и важно понимание того, что работа мозга вообще, в том числе его психическая активность, имеет рефлекторный характер. Качества ЛБТП, характеризующие состояние людей в кризисных или экстремальных ситуациях, в процессе взаимодействия с окружающей средой, общения с другими людьми и т. д., обусловлены соответствующими нейрофизиологическими процессами и свойствами нервной системы человека, обеспечивающими ему безопасную жизнедеятельность. В этой связи особое значение имеет учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. Эти знания помогают понять эксклюзивность личности, выявить причины неудач в деятельности школьника, прогнозировать опасности по отношению к себе, окружающему миру и другим людям, вовремя помочь человеку разобраться в ситуации или задаче, а самое основное - самому не быть источником опасных действий.

Чаще всего при встрече с различного рода опасностями, сложностями, неудачами человек впадает в состояние аффекта или стресса. Впервые термин "стресс" ввел в медицину Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния организма при воздействии на него какого-либо раздражающего фактора. Если создаются неблагоприятные условия, организм пытается восстановить утраченное равновесие - возникает адаптационный синдром. Наряду с классическим стрессом, причинами которого могут быть травма, ожог и т. д., различают эмоциональный стресс, являющийся следствием воздействия на психику. Различие между ними достаточно условно: при классическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, в то время как адаптация к эмоциональному (психологическому) стрессу может наступить заблаговременно. Так, например, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, можно на сознательном уровне контролировать такую эмоцию, как страх. Ответ на вопрос, как этого добиться, ищут все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, сохранять спокойствие при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой - спутниками страха?

Влияние на человека страха или опасности определяется действием трех психофизиологических механизмов.

  • 1. Безусловно-рефлекторный механизм проявляется в том, что некоторые раздражители (темнота, появление чувства страха перед другим человеком, незнание, как действовать в ситуации, и т. д.) служат безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени. По мере адаптации к такого рода воздействиям безусловные рефлексы ослабевают, эмоции страха тормозятся, а затем полностью исчезают.
  • 2. Условно-рефлекторный механизм действует тогда, когда человек получил некоторый отрицательный опыт и у него выработался условный рефлекс на те элементы ситуации, которые сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее действию реальной опасности. Если страх раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности, то он может вызываться практически любым фактором. Учитель БЖ должен использовать в своей практике процесс торможения данного рефлекса у школьника, создавать компенсаторные педагогические условия для исключения его влияния.
  • 3. Действие интеллектуального механизма проявляется в том, что чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т. д. Внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление - все это факторы, усугубляющие небезопасное поведение человека.

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно. Человек же, наученный правильно действовать в ситуациях, способных вызвать страх, в состоянии адаптироваться, превозмочь его. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.

Сталкиваясь с различными обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, которые могут быть как обыденными, так и ситуациями экстремального характера (временными, требующими большого напряжения силы воли), неподготовленный человек может попасть в сложное положение, его поведение трудно предугадать, он может совершить опасные действия по отношению к себе самому, людям, природе и обществу.

Таким образом, отличительными особенностями личности безопасного типа поведения являются гарантирующая безопасность жизнедеятельности психологическая устойчивость и психологическая готовность к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическая устойчивость предполагает:

  • * наличие стойких альтруистических общинно-коллективистских мотивов поведения;
  • * знание особенностей окружающего мира;
  • * безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе;
  • * знание физических основ окружающих опасностей;
  • * знание особенностей своей психики и соматики (от гр. soma - тело);
  • * способность видеть особенности психики и соматики другого человека.

Для того чтобы человек был психологически готов адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, он должен, помимо специфических личностных качеств (собранность, быстрота реакции и т. д.), обладать необходимыми знаниями и умениями.

Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

  • * рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;
  • * умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;
  • * умением гармонично общаться с другими людьми;
  • * постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

  • * осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;
  • * понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;
  • * знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;
  • * овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;
  • * приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;
  • * умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

  • * предвидение опасности;
  • * избежание влияния опасности;
  • * преодоление опасности;
  • * создание ресурсов безопасности.

Предвидение опасности предполагает:

  • * знание опасностей, окружающих человека;
  • * знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;
  • * правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);
  • * предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);
  • * предвидение опасности от собственного "я" (себе, среде обитания, другим людям);
  • * планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

  • * оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);
  • * формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП - выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

  • * приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;
  • * формирование экологического мировоззрения;
  • * обучение действиям в условиях природных катаклизмов;
  • * развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;
  • * формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и са­мооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в поведе­нии человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофизиоло­гическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом , или стороной, личности безопасного типа выс­тупает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и био­логического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напря­жения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным дейст­виям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизнен­ных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осо­знанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активнос­ти человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореали­зации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранитель­ными органами и др.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания (природа, об­щество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать :

    общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

    бережное отношение к окружающему миру;

    грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

    наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

    предвидение опасности;

    уклонение от опасности;

    преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает:

    правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовлен­ность);

    предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социаль­ной), военных действий;

    предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде оби­тания, другим людям).

Осознавая возможность уклониться от опасности , человек должен знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций, знать свои силы и возмож­ности преодоления опасности, уметь правильно оценить ситуацию. Кроме того, необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все жеспособен преодолеть ее последствия. Человек должен уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать способы защиты и владеть навыками их применения (укры­тие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с послед­ствиями опасностей), владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выра­ботке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профи­лактику опасностей, окружающих человека в современном мире.

Контрольные вопросы

1. Что такое личность безопасного типа?

2. Назовите содержание уровней психологической устойчивости личности безопасного типа?

3. Определите содержание деструктивного поведения.

4. Что такое виктимное поведение"

5. Назовите условия повышения уязвимости личности.