Некрасов как поэт новатор. В чем новаторство Н. А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии? (ЕГЭ по литературе). Основные задачи исследования

Ярчайшей новаторской чертой лирики Некрасова является то,что оона приобретает эпический характер.Музыка сердца у него становится живописью сердца-таково свойство его поэтического мировосприятия, свойство его памяти, его художественных приемов. Это не значит что поэзия уступает и сдает позиции прозе,прозаируется. Нет, поэзия и здесь у остается высочайшей лирической поэзией, но это поэзия Некрасова. Эпическое начало в его стихотворениях невозможно истолковывать только как средство преодоления романтической риторики.. Это его худ. Стихия, где он мог высказаться с наибольшей силой как поэт. Выразительные картины деревенской жизни, зарисовки природы, «рассказы» в стихах, городские сценки, урбанистические пейзажи, портреты уличных типов-такого традиционная лирика не знала. Он открывал новые жарновые просторы, и пути для нее, это был гениальный прорыв в поэзию 20 века, когда дерзкие новаторские его открытия становятся нормой.

Некрасов добивается в поэзии того что происходит позднее – 60 70 годы в прозе, где совершается перестройка романной формы. Он же значиально раньше добивается того же эффекта в области форм поэтических. Поэзия благодаря ему теперь соперничает не только с муыкой но и с прозой,и даже с живописью. Правда назвать его первооткрывателем таких лиро-эпических приемов нельзя, так как у него был гениальный предшественник – Пушкин с его болдинским стихотворением «Румяный критик мой..» 1830 .Проклятая хандра и тоска, навеваемые русской деревней, жанровые зарисовки,тусколый осенний пейзаж, крестьянская нищета- Некрасов словно весь вырос из этогопушкинского стихотворного наброска. Но у него подобные картины впервые стали доминировать в поэзии, они постоянны в его обширном наследии,это не исключени а правило.

Важнейшей особенностью поэзии будничных,сниенных жанровых картин заключалась в том, что это не раздумья по поводу деревенской жизни,бедных селений,и скудной природа, рождающие волну рефлексии-медитации в душе лирического героя – лермонтовско-тютчевская традиция, а сама жизнь в безжалостной правде ее изображения.

В поэтической манере можно отметить два типологических ряда.1ый заключается в том,что лир герой дистанцирует себя от картины. Он несет в себе живописные и эмоциональнве краски, не привносимые в нее сознанием героя наблюдателем жизни. Это свойство самого изображаемого мира. Острокритичноеавторское отношение к изображаему объективируется, что является характерной чертой эпического рода творчества. Здесь важен выбор сюжетной ситуаци,жизненного тппа, пейзажного фрагмента.Одна из особенностей поэтического мира Некрасова – слияние тенденции с картиной. Нет риторики по поводу изображениястощего перед иглазами читателя, оно в себе несет авторскую оценку и авторское чувство. (псовая охота).
Другой тип изображения жизни,тоже очень частый у Некрасова, сопровождается открытой лирической рефлексией. «Родина».
Нередко слово передается не лирическому а персонажному герою. Такой прием чаще всего используется в стихотворениях из народной жизни(в деревне, в дороге, огородник) в 1867 в стихотворении «Выбор»звучит не один а три голоса- Водяной, воевода-мороз, леший.

Творчество Н. А. Некрасова всегда откликалось в каждом человеке по-разному и подчас вызывало противоречивые суждения, как читателей, так и критиков. Но одно неоспоримо точно: он внес в поэзию новую систему художественных приоритетов. Некрасов был первым поэтом, который показал необычный взгляд на роль и задачи поэта и акцентировал внимание на народе.

Он пришел в поэзию с новыми идеям, принципами, концепцией, которые не все готовы были принять.

Огромное количество стихотворений в лирике Некрасова посвящено теме поэта и поэзии, которая всегда тесно переплетается с взаимодействием лирического героя с народом. Самым ярким примером служит произведение, написанное во время общественного подъема в 1855, «Поэт и гражданин». В образе двух действующих лиц воплощена двойственность отношения Некрасова к цели поэта. Чувства, которые испытывает автор, вложены как в уста творца, так и в продавца. «Пора вставать! Ты знаешь сам,/ Какое время наступило…» , «Проснись: громи пороки смело…». Так звучат слова продавца, который пытается пробудить патриотические чувства в лирическом герое. Однако гражданин не только противопоставлен поэту, он наоборот стремится объединяет эти понятия в одно целое так:

«Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений, подчиняя чувству

Всеобнимющей Любви»

Немаловажную роль в творчестве каждого писателя играет Муза, которая для Некрасова была простая женщина-крестьянка. Образ «изувеченного» идеала предстает в стихотворении, написанном в 1848 году, « Вчерашний день, часу в шестом..». Творческий путь автора был непрост, его проблемы с критиками, цензорами, преследователями отразились в образе «крестьянки молодой», которая пережила это вместе с поэтом. Именно сцена, как «били женщину кнутом» обличает ужасы идеалов крепостнического строя. Автор, указывая на девушку, кричит Музе: «Гляди!/ Сестра твоя родная!».Такой образ вдохновительницы Некрасова олицетворяет родство лирического героя с человеком из народа.

В стихотворении «Элегия» тема поэта и поэзии хоть и является ключевой, но, тем не менее, автор обращает наше внимание на «страдания народа». Лирический герой, обеспокоенный будущей судьбой людей, когда же толпе безразлично все, она «ликует и поет». Совесть лиричекого героя остается чиста, потому что он считает, что выполнил свое высшее предназначение, как поэта. Он говорит:

« Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен»

Таким образом, для Некрасова идеал поэзии заключался в том, что поэт должен воспевать жизнь людей. Все стихотворения пропитаны новаторством, которое заключается в пре-возношении, как Музы, так и самого народа

Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, “в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между “гражданской” и “чистой” поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом”. Лирика Н. А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа. А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими “гражданами”, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Главное для Н. А. Некрасова - социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова “поэзия не ночевала”.

Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов “Мечты и звуки” - факт символический. Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некрасов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, “другом лени”. Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать... -

становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.

Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики:

Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю,

Тускло смотрит месяц медный

В колыбель твою.

И скучно, и грустно, и некого в карты надуть...

Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы находим, например, в стихотворении “Извозчик”, которое выдержано в старой балладной форме:

Парень был Ванюха ражий,

Рослый человек, - Не поддайся силе вражей,

Жил бы долгий век!

Н. А. Некрасов широко использует прием переиначива-ния старых жанров, придания им нового содержания. “Элегия” у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, “Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения”. Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация “священной” поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык.

Но Н. А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи “на злобу дня”, на социальные темы. Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится “печаль народная”, при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Н. А. Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения “Орина, мать солдатская”, он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще.

В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно “из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия”. Такая мысль возникла у Некрасова не случайно. В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения “Из-возчик” взят из очерка Погодина “Психологическое явление”. Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Некрасова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как

Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Байт кучер, Иваныч Торопка... -

надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций “высокого языка” поэзии.

Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл. Отсюда - завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении “Рыцарь на час” являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее. В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - “тихий плач и жалобы детей”; вместо великолепия Петербурга он видит его “день больной”. Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин.

Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: “сивка”, “молодая бабенка ревет” и т. д. Широко используется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, пословица “Как у Христа за пазухой” приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещиков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице “Чья сила, того и правда” Некрасов противопоставляет свою:

Сила с неправдою

Не уживается...

Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы (“Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь...”), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей (“Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...”), характерные эпитеты (“белая рученька”, “буйная голова”), повтор предлогов (“по торговым селам, по большим городам”) и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы “Кому на Руси жить хорошо” вводятся загадки (“Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет”), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения:

А бабы свеклу дергают,

Такая свекла добрая!

Точь-в-точь сапожки красные

Лежит на полосе.

Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н. А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку.

Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и гражданин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта – служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ликующей толпы» к его трагической судьбе:

…Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные, но правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь-Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином, «высоком» назначении поэзии:

…С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных стихотворений – «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию-. Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами…

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчеркнуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека, любящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в формирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлиявшего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

Своей Музе, своему призванию защитника народа Некрасов не изменил до конца жизни.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт остался верен до конца.



Сочинение

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному.
Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный образ богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза – родная сестра крестьянки, истязаемой на площади кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творчества поэта и определяет новизну его задач.
Поза созерцательного поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова. Он утверждает необходимость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…
Такова главная тема поэтической декларации Некрасова – стихотворения «Поэт и гражданин».
Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…». Некрасов «незлобивому поэту» противопоставляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой задачи требует от поэта огромного мужества и стойкости.
Сам Некрасов, порой, сомневался в своих силах, что нашло отражение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печали!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что, Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и поэт мог с гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».
Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в этом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, отвечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том, чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.