«Кузнецов» в Средиземноморье. Бесславный поход «Адмирала Кузнецова Потери не боевые – от неумения

После сирийского похода флагман Северного флота встанет на капремонт и модернизацию с учетом критики потенциального противника

Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России . Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы - они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.

Кроме того, по словам представителей альянса, у России не хватает подготовленных пилотов, которые могут выполнять взлет-посадку на палубу авианосца. В результате эксперт WSJ Эрик Вертхайм делает вывод о том, что «российский флот не имел опыта участия в боевых действиях в последние годы. ...И флотилия российских военных кораблей в Средиземном море необходима для демонстрации силы в поддержку сирийского режима. Однако российская группировка также явно обозначила пределы использования военной силы».

В принципе, хотя заявления WSJ и звучат не слишком приятно для уха российского обывателя, тем более военного, во многом они справедливы. Хотя, после таких «открытий» сразу хочется спросить: ну и что? О проблемах нашего авианесущего крейсера «Кузнецов» известно всем и давным-давно, в том числе в НАТО. А вы, господа, не допускаете, что у российского Минобороны на данный момент есть свой, особый резон в необходимости его присутствии у берегов Сирии?

Причем, я не говорю о том, что заявлялось нашими военными официально: «цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах мирового океана». Нахождение где-либо авиносной группировки любой из стран - всегда «обеспечение присутствия» и «демонстрация военной силы». Дело здесь может быть совсем в другом.

Во-первых, это - возможность в условиях реального похода потренировать летчиков выполнять взлет-посадку с корабельной палубы, отработать полеты над безориентирным морским пространством и многое другое, что не возможно сделать на земле. А во-вторых, - и это главное - в условиях боевых действий «протестировать» реальные возможности единственного российского авинесущего крейсера, с целью планов его дальнейшей модернизации, а так же перспектив развития (или напротив - не развития) авианосного флота в России.

Дело в том, что дискуссия – нужны нам авианосцы, или не нет – возникает в среде российских военных аналитиков с периодичностью раз в три-четыре года и затухает по мере изменения военно-политической ситуации в мире. В экспертных кругах на этот вопрос нет единого ответа. Одни доказывают: авианосцы жизненно необходимы для флота любой страны, которая считает себя великой державой. Другие говорят: время авианосцев ушло. Сейчас эпоха высокоточного оружия, которое можно размещать даже на небольших катерах.

К тому же авианосцы, кроме того, что сами имеют огромные размеры, так еще требуют для своей охраны и обслуживания большого количества кораблей обеспечения. На одном авианосце сосредоточено множество боевых самолетов, боеприпасов, авиационного топлива из-за чего он становится большой удобной мишенью - нельзя складывать такое количество яиц сразу в одну корзину.

Долгое время среди военных специалистов превалировала такая точка зрения: авианосцы – не самая необходимая вещь для обороны страны. Это – оружие нападения, но не защиты. Значит они нужны лишь тем странам, которые видят себя в роли мирового жандарма, претендуя на роль участника военного конфликта вдали от своих собственных берегов. Россия – держава сухопутная, ее основные интересы сосредоточены внутри евразийского континента, нападать она ни на кого не собирается, а потому авианосные корабли для России – это скорее символ демонстрации мощи державы, ее военных амбиций. А так как стоит этот символ крайне дорого, наличие его в системе вооружений не обязательно. (Для понимания: американский авианосец «Джеральд Форд» стоил порядка $13 млрд. Плюс еще 40–50 самолетов его авиакрыла стоимостью 75–100 млн каждый).

При этом США сегодня имеют более десятка авианосцев, каждый из которых размером с небольшой город. Потому Штаты способны одновременно развернуть в различных точках мирового океана 6-7 и более авианосных ударных группировок (АУГ), а мы со всех свои флотов наскребаем лишь одну, так как у России один авианосец, да и тот наполовину крейсер.

Этот факт у ряда российски политиков и военных обычно вызывает острое воспаление чувства патриотизма. В этом случае вполне здравый довод – Россия ни на кого нападать не собирается, и к роли мирового жандарма не стремиться, так зачем ей авианосцы – сразу вдруг перестает работать. Буквально пару лет назад среди военных в очередной раз вспыхнули жаркие споры. Некоторые адмиралы предлагали вместо 10 запланированных атомных подводных ракетных крейсеров за те же деньги построить пять авианосцев – по одному каждые два с половиной года. А 250–270 многоцелевых палубных истребителей для них взять из состава ВВС, как они утверждали, «без ущерба для боевой готовности».

Однако, предлагавшие все это, видимо забыли, что корабли такого класса у нас раньше строились только в Николаеве, на Украине. Если пытаться строить их в Северодвинске на «Севмаше», то это значит парализовать выполнение всех остальных заказов на десятки лет. В цехе, где помещается четыре корпуса атомных лодок, едва уместится корпус одного авианосца.

Другая проблема, с которой придется столкнуться – авиационная группировка. Те, кто предлагал вместо 10 подлодок сделать 5 авианосцев должны учитывать, что укомплектовать собрать сразу пять полков палубной авиации – такая задача оказалась непосильной даже мощному советскому ОПК.

К примеру, техпаспорт авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» устанавливал, что на нем могут базироваться и обслуживаться 16 самолетов вертикального взлета и посадки Як-41М (Як-141) (которых там никогда не было, так как их производство было остановлено, а вся документация по «вертикалкам» в смутные 90-е продана американцам) и 12 Су-27К, а также более двух десятков вертолетов Ка-27РЛД (радиолокационного дозора), Ка-27ПЛО (противолодочной обороны) и Ка-27ПС (поисково-спасательный). Но их не было.

В составе 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка имелось 24 самолета Су-33 (Су-27К) (к концу 2005 года их оставалось 22: один был потерян в катастрофе в июне 1996-го, другой – в катастрофе в сентябре 2005-го). Реально же «Кузнецов» отправлялся на боевую службу, имея в своем ангаре гораздо меньше самолетов. Сейчас ситуация не улучшилась.

Не выдерживало критики и предложение пересадить летчиков ВВС на палубные самолеты. Любой военный знает, что палубный летчик – это штучный специалист. В России их меньше, чем космонавтов. Подготовка и поддержание их летных навыков стоит очень дорого и требует дорогой учебной инфраструктуры на берегу, которой у России долгое время не было, и ее приходилось арендовать в тогда еще украинском Крыму.

Так что вопросов относительно того, иметь, или не не иметь в составе ВМФ авианосцы, очень много и по сей день. Вполне возможно, что на большую часть из них будет получен ответ после того, как корабли российской АУГ в Средиземном море выполнят поставленные ей задачи и вернутся в порты приписки. Итоги этого похода наверняка будут тщательно проанализированы с учетом приоритетов развития концепции дальнейшего строительства российского флота, особенно авианосного.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что до Второй мировой войны у России не было своих авианосцев. А после ее окончания в качестве трофея СССР достался недостроенный немецкий авианосец «Граф Цеппелин» и линейный крейсер «Зейдлиц», который тоже был в стадии переоборудования в авианосец. Главком ВМФ Кузнецов просил тогда Сталина завершить работы и принять их на вооружение. Но Сталин отказал – помешали амбиции победителя. «Цеппелин» использовали как мишень и потопили на Балтике, а «Зейдлиц» разрезали на металл.

Только в 1953 году главком ВМФ Кузнецов наконец добился, чтобы началось проектирование авианосца, оснащенного палубными штурмовиками «Ту-91». Но в 1955 году затонул линкор «Новороссийск» и Хрущев уволил 52-летнего адмирала, наказав его не столько за гибель линкора, сколько за «авантюризм в программах строительства флота».

Под авантюризмом подразумевались именно авианосцы. Так как советская пропаганда клеймила их как оружие агрессии. Продолжалось это довольно долго. Только в 1968 году снова было принято решение об их строительстве, после чего появились наши первые авианесущие крейсеры: «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Но все равно авианосцами их старались не называть. Во-первых, потому что это слово все еще вызывало стойкую аллергию. Во-вторых, в отличие от американских, на которых единственной ударной силой было авиакрыло более чем из 100 самолетов, наши корабли имели их порядка 30-40, зато были напичканы еще и ракетами, и зенитками, и противолодочным оружием, и торпедами… В-третьих, все они спускались на воду на Черном море - и обозначение «авианесущий крейсер» давало им возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход по которому авианосцам был запрещен по Конвенции о режиме проливов от 1936 года.

К теме в очередной раз вернулись в 1982 году, и снова генералы попытались ее зарубить. Теперь им противостоял главком ВМФ Горшков:

Если на сухопутных театрах вы требуете истребительное прикрытие войск и их боевых порядков, то почему вы отказываете флоту иметь истребительное прикрытие своих кораблей? А как же нам его иметь, если не «возить» за собой? Мы считаем закономерным и необходимым строительство полноценных авианесущих кораблей, в чем наш флот и страна недопустимо отстали. Сколько можно спорить?!

Горшков тогда победил. Закрывая совещание, Устинов сказал: «Корабль будем строить». Этим кораблем стал «Адмирал Кузнецов».

Сначала его заложили как тяжелый авианесущий крейсер «Рига», затем, когда скончался генсек, переименовали в «Леонид Брежнев». Потом стали ругать брежневский застой - и кораблю дали имя «Тбилиси». А когда развалился Союз, его назвали «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Корабль спустили на воду в 1985-м, а приняли на вооружение в 1995 году. В декабре 1995-го он в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов.

При этом уже самый первый его поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами. В биографии флагмана российского ВМФ, к сожалению, было много аварийных ситуаций. В его котлах из-за плохого металла вечно горели трубки, а потому он чаще ремонтировался, чем ходил в море. К тому же, в качестве топлива «Кузнецов» использует мазут и объем его топливных резервуаров такой же, какой имели все корабли Северного флота в 1939 году, вместе взятые. Так что «накормить» его всегда было дорогим удовольствием.

Такое удовольствие могла себе позволить только очень богатая страна. Так СССР когда-то имел на вооружении семь авианесущих кораблей. Но с упадком страны, ее авианосный флот тоже пришел в упадок. Денег на поддержание этих кораблей у реформаторов не нашлось. Корабли ржавели, их списывали, пускали на металлолом, или продавали.

Авианесущий крейсер «Новороссийск» в 90-х ушел на металлолом в Южную Корею. Китаю достались противолодочные авианесущие крейсеры «Киев» и «Минск». Один из них был переоборудован в плавучий отель, другой – в парк аттракционов. Такая же судьба ожидала ТАВКР «Варяг». Его в конце 90-х тоже продали в Китай, где, как утверждалось, его тоже хотели переделать в парк развлечений. Но потом выяснилось, что покупатели его обновили, модернизировали, оснастили современным оборудованием и в 2014 году приняли на вооружение китайского флота под именем «Ляонин».

Еще один ТАВКР «Адмирал Горшков» в 2013 году продали Индии. Долго переделывали под требования покупателя, испытывали и теперь в составе индийского флота он называется «Викрамадитья».

На сегодня единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по словам наших военных, нуждается в капремонте и серьезной модернизации. Возможно поэтому, находящийся сейчас у берегов Сирии, «Адмирал Кузнецов» стал настоящим героем соцсетей. Фотоколлажи обильно дымящего крейсера обошли весь мир, дав блогерам повод поупражняться в остроумии.

Хотя, как известно, хорошо смеется тот, кто смеется последним. А своего последнего слова «Кузнецов», в том числе у берегов Сирии, еще не сказал. И тут напомню: когда на пресс-конференции в середине октября журналисты спросили Владимира Путина, означает ли отправка «Кузнецова» к берегам Сирии, подготовку некого решающего наступления на «твердыни террористов», Путин ответил: «Сейчас я вам так и расскажу: когда наступление, во сколько, откуда начнется…».

Так что гадать о том, какие конкретно боевые задачи, кроме официально заявленных, поставлены флагману Северного флота «Адмиралу Кузнецову»в нынешнем походе к берегам Сирии, расспрашивать военных бессмысленно - у них об таком говорить не принято. Одно известно точно: по возвращении из сирийского похода, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» ждет как минимум трехгодичная пауза – он будет поставлен на ремонт и модернизацию, начало которых, по информации Минобороны, запланировано уже на 2017 год.

Интересный и весьма подробной обзор боевого похода "Адмирала Кузнецова" к берегам Сирии.

Праздник тщеславия: "Кузнецов" принял МиГи и бомбит ИГИЛ

.
Первая запись, касающаяся новой смешанной авиагруппы (с МиГами) в моём журнале датирована 16.05.2015 ( ссылка 1 ). Приурочена она была к крайней постановке авианосца в док (ПД-50) 82 СРЗ и носила, скорее, эмоциональный, нежели практический характер, ибо 14 МиГ-29К(УБ) уже были в наличии, чего нельзя было сказать о лётном опыте их пилотов, если не предположить, что пилотировать их будут лётчики-испытатели. Но мечта на то и мечта ...

1. "Кузнецов" и "Пётр Великий" на пути к Ла-Маншу, 20.10.2016 (фото ВМС Норвегии с dailymail.co.uk)

Потом (как будто ради издёвки над общественным мнением) начались бесконечные "пойдёт ‒ не пойдёт" ссылка 2 , ссылка 3 ), и длилось это безобразие не менее полугода, хотя даже ёжику было понятно, что присутствие двух мощнейших кораблей ВМФ России (по косвенным данным ТАРКР "Пётр Великий" тоже собирался в поход) в точке Мирового океана, где решаются судьбы мира, жизненно необходимо как Российской Федерации, так и её Военно-морскому флоту. По мере сил обстановку нагнетали некоторые гости журнала, которые давали 99,99 % за то, что "Кузнецов" с МиГами в Сирию не пойдёт. Всё это время я бился головой в стену непонимания, пытаясь пробить её и доказать обратное.

В конце концов, здравый смысл восторжествовал.

В целом, наряду с предсказанием ракетных атак 3М14 из акватории Каспийского моря по территории Ближнего Востока (ссылка 4 ) и с борта ПЛБ "Ростов-на-Дону" по территории, контролируемой ИГИЛ (ссылка 5 ), с учётом состоявшейся БС КАГ "Адмирала Кузнецова" в Средиземном море с МиГ-29К(УБ) на борту (пусть и с задержкой в 10 месяцев), включения в состав КАГ "Петра Великого" и "Североморска" (ссылка 6 ) и работы Су-33 по берегу (ссылка 7 ), мой статус "прорицателя" плавно перешёл из разряда "совпадение" в разряд "система". Как бы кто к этому не относился, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы напомнить о своих скромных достижениях тем, кто в курсе, и дать знать тем, кто не в курсе. Сейчас, когда я в очередной раз лишился стабильного дохода (проклятие, тяготеющее надо мной последние несколько лет), любая реклама (самореклама) будет совсем не лишней.

Smoke on the water

Шельмование "Кузнецова" западными СМИ сродни шельмованию Олимпиады в Сочи. Вот заголовок статьи из британской Daily Mail: It"s Putin"s Russian rustbucket! How the 30-year-old ageing aircraft carrier that sailed menacingly close to Britain is in a "very poor condition" and frequently plagued by breakdowns (ссылка 8 ) − "Это путинское русское ржавое корыто! О том, что 30-летний стареющий авианосец, который прошёл угрожающе близко от Британии, находится в "очень плохом состоянии" и часто страдает от поломок". И далее в тексте: Belching black smoke, the ageing aircraft carrier Admiral Kuznetsov sailed menacingly close to Britain yesterday in a provocative manoeuvre − " Изрыгая чёрный дым , стареющий авианосец "Адмирал Кузнецов" прошёл вчера угрожающе близко от Британии [рефрен] в провокационном манёвре".

"Кузнецову" вообще-то не 30, а 26 − цветущий возраст для авианосца, если за ним ухаживают. А за ним ухаживают − я не раз говорил, что он даже базируется в 35 судоремонтном заводе. А эти писатели из Daily Mail − они что, дефектоскопию проводили на предмет ржавчины? Это вряд ли. Что касается возраста, то в британском флоте есть ПЛАРБ S28 "Вэнгард", которой 23 года (невелика разница), есть 7 фрегатов типа 23 "Дюк" в возрасте от 22 до 25,5 года (тоже невелика), есть наконец четыре ПЛА типа "Трафальгар", самой младшей из которых 25 лет, самой старшей реально 30. Как там у них со ржавчиной?

Что касается дыма, то если бы в отечественных интернет-ресурсах не муссировали эту тему (невзначай подыгрывая нашим недоброжелателям), я бы даже не обратил на него внимания. У корабля не атомная и не газотурбинная, а самая что ни на есть котлотурбинная энергетическая установка, которая, хочешь не хочешь, временами будет выдавать радикальный чёрный дым. Но вот на первом фото, размещённом ниже, дым вполне приличной консистенции, на втором − да черноват, но не в этом главное. Главное в том, что в 35 СРЗ "Кузнецова" поставили на ход и он дошёл до Сирии, насколько известно, без единой поломки. У него вообще, кроме самой первой БС (23.12.95-22.03.96), с ГЭУ всё было более-менее в порядке.

Что касается "провокационного манёвра", то Ла-Манш является международными водами, хоть британцы и называют его English Channel. Нам что, из-за этого надо было идти огородами вокруг Ирландии. Шли бы они сами ...


2. " Изрыгая чёрный дым " :) "Кузнецов" проходит Ла-Манш (фото с dailymail.co.uk)

3. "Адмирал Кузнецов" на пути в Северное море (фото Dover Marina с dailymail.co.uk)

Су-33 в роли штурмовика

Официальных сообщений на сей счёт мне не попадалось, но хотелось бы верить (и я верю), что дела обстоят именно так, как утверждает коллега naval_flanker , а именно: перед походом часть Су-33 были оборудованы системой (специализированной вычислительной подсистемой) СВП-24-33 ("33" − моя фантазия, навеянная предыдущими модификациями, адаптированными к конкретным ЛА) производства компании "Гефест и Т" (г. Жуковский Московской обл.) (ссылка 9 с подачи balbesus ). Как вариант: использование "Гефеста" (неофициальное войсковое наименование модернизированного самолёта Су-24М) в качестве лидировщика, ведущего в плотном строю группу Су-33 без СВП.

О том, что Су-33 работают по берегу, стало ясно (в контексте) из видеорепортажа 15.11.2016 телеканала "Россия 1" о встрече ВВП с руководством ВС России. Шойгу тогда сказал: "Впервые в истории российского ВМФ... задействован ТАВКР "Адмирал Кузнецов", и сегодня с этого крейсера начали работать самолёты Су-33" (ссылка 10 ). Наконец, в том же репортаже (08:29) была показана приготовленная к подвеске фугасная авиабомба ФАБ-500, которая плохо подходит для "умной" СУВ МиГ-29К(УБ), предназначенной для управления высокоточным оружием, таким как КАБ-500, Х-25, Х-29, Х-31, Х-35, Х-38 и, возможно, каким-то более современным.

Кроме того, 17.11.2016 официальный представитель Минобороны России генерал-майор И. Конашенков сообщил, что боевикам террористической группировки "Джебхат ан-Нусра" нанесен серьёзный урон в ходе массированного огневого удара в минувший вторник (15.11). Как рассказал Конашенков, удар был нанесён палубными истребителями Су-33 из состава авиагруппы крейсера "Адмирал Кузнецов" (ссылка 11 ).

Наконец, в репортажах центральных телеканалов не раз говорилось об использовании вооружения с лазерным наведением Х-29Л, КАБ-500Л), которые могут использовать носители с простейшими коллиматорными прицелами для выдачи предварительного целеуказания при использовании наземной подсветки целей. Никакой ереси тут, вроде, нет − главное пустить ракету или сбросить бомбу в нужном направлении, а там она сама наведётся на отражённую от цели подсветку.


4. Фугасная авиабомба ФАБ-500 на палубе "Кузнецова" (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

Небоевые потери

Потеря первого самолёта произошла при следующих обстоятельствах (в версии Газета.ru): "Несмотря на сравнительно небольшое различие в скорости и значительно меньший посадочный вес по сравнению с Су-33, истребитель МиГ-29К гораздо чаще рвёт посадочные тросы аэрофинишёра... Это и произошло в ходе выполнения полётов 13 ноября 2016 года. В тот день с крейсера взлетело три МиГ-29К... Первый истребитель произвёл посадку без замечаний. Второй зацепился за второй трос аэрофинишёра, порвал его и в конечном итоге зацепился только за резервный четвёртый трос. Порванный второй трос запутался за третий и сделал невозможным использование его при посадке самолёта. Некоторое время посадка самолётов на авианосец была в принципе невозможна. В это время на глиссаде снижения находился третий истребитель МиГ-29К. Поскольку команде авианосца потребовалось некоторое время, чтобы привести тросы аэрофинишёров в порядок, руководитель полётов дал команду пилоту третьего самолёта уходить на второй круг. Уже во время нахождения самолёта в зоне ожидания у него отказали оба двигателя. В них, по предварительной версии, перестало поступать топливо... При этом за штурвалом машины находился опытнейший лётчик — начальник службы безопасности полётов авиации СФ" (ссылка 12 ).

Сколько именно времени потребовалось для приведения аэрофинишёров в порядок доподлинно неизвестно. Не исключено, что МиГ-29К в режиме ожидания полностью выработал аварийный остаток топлива, обеспечивающий повторный заход на посадку (предположим, что при выполнении полётного задания основной запас топлива был полностью израсходован). В этом случае мы имеем типичное чрезвычайное происшествие, вызванное отказом бортового оборудования БЧ-6.

Вторая потеря (Су-33, 05.12.2016, по другим данным − 03.12.2016) представляет из себя кальку с лётного происшествия 05.09.2005 (Су-33, б/н 82), когда самолёт совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишёра, лётчик убрал газ, в этот момент трос порвался, и самолёт медленно скатился по угловой палубе за борт.

С одной стороны − просто совпало, с другой − с аэрофинишёром надо что-то делать (будет сделано − не извольте беспокоиться). Главное, как верно отметил Д. Песков, что в обоих случаях лётчики остались живы и здоровы. Палубные лётчики − наш главный капитал на ТАВКР, а самолёты... Их у нас и без того избыточное количество − 20 Су-33 и 23 МиГ-29К(УБ) (итого 43 ), в то время как 11435 может принять максимум (в ангар и на палубу) 36 машин (ссылка 13 ). Переживём.

Представляет интерес материал РИА Новости, касающийся аварийности в ВМС США (ссылка 14 ). Он, конечно же, нуждается в доработке и корректировке (так заклинивание электроспуска "Вулкан-Фаланкса" с последующим расстрелом авиагруппы никак нельзя отнести к лётным происшествиям), но и без этого статья достаточно хороша.

Состав авиагруппы

Данные по самолётам − от коллеги Polikarpoff с forums.airforce.ru ( ссылка 15 ) и автора блога (в части подтверждения некоторых б/н), по вертолётам − от charly015 с подачи коллеги milinfolive (Военный Осведомитель) . Источники :

1 1-й канал Время 15.11.2016 youtube.com
2 ТВ Звезда 04.12.2016 tvzvezda.ru
3 Россия 1 Вести в 20:00 15.11.2016 vesti.ru
4 1-й канал Время 09.12.2016 tvtalkshow.ru
5 Сайт газеты ВС РФ "Красная звезда" 27.11.2016 (ссылка с подачи milinfolive )

Су-33 - 62 1 2 3 , 66 1 , 67 2 утрачен, 71 , 76 1 2 , 77 , 78 1 3 , 84 3 , 85 , 88 2
МиГ-29КУБ − 50? , 52 2
МиГ-29К − 41 , 47 2 , 49 4
Ка-52К 2? борта 5
Ка-27ПС − 52,55, 57,60; Ка-27ПЛ − 32; Ка-29 − 23, 75; Ка-31 − 90

Итого замечено : 10 Су-33 , 4-5 МиГ-29К(УБ) , 1-2 Ка-52К , 1 Ка-31 , 2 Ка-29 и 5 Ка-27 = 23-25 ЛА минус 2 утраченных = 21-23 ЛА.


5. Су-33. Взлёт с "Кузнецова у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

6. МиГ-29К(УБ). Взлёт с "Кузнецова у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

Аккомпанемент

15.11.2016, когда самолёты и вертолёты из авиагруппы "Кузнецова" начали работать по берегу (информация из программы "Вести в 20:00" телеканала "Россия 1"), они оказались не единственными ангелами мести за злодеяния бандитского халифата на территории Сирии. СКР "Адмирал Григорович", головной корабль пр. 11356 для ЧФ, отстрелялся по крайней мере тремя ракетами 3М14 комплекса "Калибр-НК". Одновременно произошло ещё более удивительное событие − залп комплекса БРАВ "Бастион", вооружённого, казалось бы, противокорабельными ракетами "Оникс", по наземным целям.

Оказывается ещё в феврале я пропустил сообщение газеты "Известия", к публикациям которой отношусь критически (на сей раз придраться там практически не к чему), о том, что "Бастион" научили стрелять по суше за счёт дополнительных блоков в системе наведения, благодаря которым в дополнение к противокорабельному мы получили ещё и высокоточный наземный комплекс с точностью наведения в несколько метров (ссылка 16 ).

Воистину, наши ракетостроители творят чудеса ("Редут" − досадное исключение из правила).

Заключение

Подводить итоги БС "Кузнецова" ещё рано − она в самом разгаре. Однако я бесконечно рад, что боевая служба состоялась, и КАГ благополучно дошла до Сирии в столь представительном составе (впервые с 2005 г.). Стоит напомнить, что американские авианосцы редко имеют в охранении более 3-4 крейсеров и эсминцев, но куда их "Тикондерогам" и "Бёркам" до "Петра Великого" (и это ещё до модернизации, в ходе которой он должен получить 80 "Ониксов" и "Калибров" вместо 20 "Гранитов"). А шикарные дальнобойные БПК с дальностью действия ПЛУР в 50 км?! Жаль только, что КАГ у нас одна, но это дело поправимое.

Что касается роли ТАВКР в Битве за Сирию, то, как правильно заметил коллега Алексей Ермаков , подвижки в Алеппо начались после его прибытия на ТВД (ссылка 17 ). Не исключено, что у нас просто не хватало самолётов, чтобы предотвратить снабжение и попытки деблокирования Алеппского котла, а наращивать группировку обычным путём (через Иран и Ирак) было не с руки (вывели − так вывели). Прибытие морем значительного количества ударных самолётов (до двух эскадрилий) в данном случае стало выходом из затруднительного положения.

Главной же особенностью этой БС, без сомнения, является тот факт, что Россия наконец-то получила многоцелевой авианосец, главным и, наверное, единственным недостатком которого является отсутствие самолёта ДРЛО, которое, тем не менее, можно компенсировать дальним воздушным патрулём Су-33 − 2 часа патрулирования на расстоянии 250 км от корабля (А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея, 2003, стр. 89) с дальностью обнаружения АУГ противника 350 км (ссылка 18 ), итого 600 км, что очень близко к возможностям "Хокая".


7. Корабельная авианосная группа на пути к Ла-Маншу (не виден "Североморск"), 20.10.2016 (фото ВМС Норвегии с dailymail.co.uk)

8. "Кузнецов" на пути к Ла-Маншу − чёрный дым?! , 20.10.2016 (фото AFP/Getty Images с dailymail.co.uk)

9. Ка-52К над палубой "Кузнецова" у берегов Сирии (скриншот из выпуска новостей ТВ "Звезда" от 04.12.2016)

10. "Адмирал Кузнецов" у берегов Сирии (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

11. Номенклатура авиагруппы "Кузнецова"; 52 − это, конечно, перебор (максимум 46, либо вертолёты за счёт самолётов) ; перед фонарём Су-33 − оптико-локационная станция ОЛС-27К с красным защитным колпаком (как подсказывают коллеги , компьютерная графика , рендер из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

12. Залп "Григоровича" − корабль движется, интервалы между пусками неск. сек., поэтому кажется, что ракеты 3М14 были выпущены из трёх разных ПУ, в то время как на 11356 она одна (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

13. Чудо техники: ПКРК "Бастион" стреляет по берегу (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

14. Прямое попадание в объект военной инфраструктуры ИГИЛ (скриншот из программы "Вести в 20:00" от 15.11.2016, "Россия 1")

http://navy-korabel.livejournal.com/147183.html - цинк

Российская ударная авианосная корабельная группа приблизилась к сирийским берегам. Об этом сообщили ряд новостных ресурсов России. Одновременно с этим пришла и ещё одна новость: по сообщению священника РПЦ, проходящего «службу» на «Адмирале Кузнецове», на борту закончились нательные крестики. Примерно в это же время приходит ещё одна новость: более 2,2 тысяч мигрантов спасли в средиземном море. Признаться, я сразу сопоставил численность команды тяжёлого авианесущего ракетного крейсера проекта 1143, который почему-то гордо именуют «авианосцем». Впрочем, информация о беженцах пока не про команду «Кузи»: повезло африканцам и арабам, а российские моряки пока вынуждены молиться о своей судьбе и довольствоваться «нательными крестиками». Почему так - давайте разбираться от «начала начал».


ТАВКР проекта 1143

Проект тяжёлого авианесущего крейсера 1143 был разработан «не так давно» — всего лишь в 1970 году. Надо отметить, что к 1973 году были готовы и другие проекты ТАВКР — 1153 и 1160 - с ядерной силовой установкой и немного другим составом авиационной группы. Но в Советском Союзе думали о целесообразности авианосцев в принципе и поэтому выбрали самый дешёвый вариант. Так началась постройка «близнецов» «Адмирала Кузнецова». Сам «Кузя», или как он тогда назывался «Рига» был заложен в 1981 году. Но уже в 1982-м изменил имя и стал тезкой почившего в бозе генсека Леонида Брежнева. Дальше корабль строился… очень долго строился — цены на нефть падали, денег в СССР не было. Цены падали, генсеки умирали, но новое имя ТАВКР получил уже при Горбачёве. Стал крейсером «Тбилиси».

В 1991 году крейсер, если говорить прямо угнали - часть команды решила на нём «переплыть в Россию». Угнали, кстати с судостроительного завода в украинском Николаеве — денег в СССР не было и поэтому в 1991-м, через 10 лет после закладки, корабль так и не был готов. В том числе силовые установки.

Дальнейшая судьба ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (такое имя ему дали в РФ) наглядно демонстрирует справедливость народной истины «краденное не пойдёт на счастье» и фразы из известного мультфильма «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Имя мёртвого генсека, история кражи, помноженные на отсутствие у России технологий доведения до ума кораблей такого класса превратило тяжёлый авианесущий крейсер в обычное судно. Пусть военные моряки не пинают меня тем, что корабль — это корабль, а судно сами знаете где. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» — именно судно. Хоть и выглядит грозно.

Судите сами: ТАВКР «Адмирал Кузнецов» приписан не к порту, а к судоремонтному заводу. То есть сия посудина в состоянии «отстоя» и ремонта, которые в РФ называются «глубокой модернизацией» проводит большую часть своей своей трагикомичной истории. Ннечастые выходы в море сопряжены с большими проблемами. Не для русских моряков — голова болит у всех окружающих. Вот лишь несколько вех эпичной, богатой красками истории судна:
1995 год. У берегов Новой Зеландии выходят из строя более половины силовых установок. Судно чуть было не выбрасывает на берег.

Декабрь 1995 года . Поход в Средиземное море. Вновь силовые установки говорят «упс». Ну, не совсем «упс» — судно даже двигалось в турборежиме со средней скоростью 2-4 узла.

Февраль 1996 года . Тот же Средиземноморский поход. Юбилей «Флота Российского». Судно зашло на Мальту. Приём у министра обороны этой морской державы…. Здесь лучше меня расскажет российский адмирал Валентин Селиванов: «…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы. Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…»

Воспоминания адмирала, который после такого случая посчитал за лучшее подать в отставку разошлись широко. Даже попали в иллюстрированную энциклопедию «Авианосцы». Кстати, изданную в России в 2013 году. (стр. 262)

1998 год . Пульт управления стрельбой был залит… 60-ю тоннами мазута. Ошиблись «при заправке».

2000-2009 годы . 6 пожаров. Это только крупные, которые попали в СМИ.

О том, в каком состоянии находилось судно на рубеже нулевых прекрасно рассказал моряк, проходивший на нём службу. Повествование он дополнил, естественно, целой серией прекрасных фотографий. Среди прочего он описал такие банальные вещи как горячая и просто вода в трубах как явление чуда, большой трюм в качестве мусоросборника и, извините, проблему с гальюнами - туалетами по-простому. А на судне 2000 человек, которые что-то кушают и куда-то какают…

Может это, всё вражеская пропаганда? Возможно, «казачок засланный», но даже по официальной статистике ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находился на ремонте в следующие периоды: 1992-1994, 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008, 2009-2010, 2014-2016. Это не считая «текущих ремонтов» — только масштабные работы. То есть за 20 лет в составе ВМФ России его «гордость» была на плаву не более 5-6 лет. Остальное время судно пытались заставить не утонуть после первого же выхода в море.

Да и сейчас — о грозном «Адмирале Кузнецове» и его Средиземноморском походе российские СМИ сообщили в начале года. Мол, готов и вот-вот поплывёт. Как оказалось, готов да не совсем, поплыл, да не сразу. Кстати, я ещё тогда отмечал, что «Кузнецов» - страшная сила и действительно способен напугать многих. Чем - это уже другой вопрос.
Эпичный поход эпичного корыта

Итак, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вышел в море и поразил весь мир. Дым из трубы сего судна сравнили с извержением вулкана. Люди, разбирающиеся в проблеме, естественно указали на возможные неполадки с силовыми установками. Тем более, что «Кузя» шёл далеко не на максимальной скорости. Российская же «Лента», которую трудно обвинить в нелояльности к Кремлю разразилась статьёй «Огонь в небесах», где резюмировала историю судна и его состояние ёмкой фразой ««Кузнецов» не мог не быть проблемным кораблем».

Это был удар по самолюбию «великой страны», потому сразу пошли опровержения. Например, на православном канале «Царьград». Иначе и быть не могло — страна ведь скрепами скреплена. Приводят слова Адмирала Васильева о том, что дымы - морская традиция под названием «Дать шапку»: «Могли и «дать шапку». Потому что такие корабли, такие группировки нечасто в последнее время проходят такие точки».

Забыл только сказать адмирал, что традиция существовала в начале 20 века. С другой стороны, «Кузнецов» — судно традиционное. Для подтверждения посмотрите фото на российском тематическом форуме, участники которого в том числе и офицеры, служившие на ТАВКР.

Это интеллектуальное и высокотехнологичное устройство для чистки топок на «Кузе». А что вы хотели - «два солдата и лопата заменяют экскаватор» - тоже традиция.

Что было дальше без смеха воспринимать невозможно. Как оказалось, «Адмирал Кузнецов» не имеет достаточного запаса топлива для заправки. При этом его отказались запускать в порты Испании и Мальты. Ничтоже сумявшеся, российское руководство «само отозвало» запрос на заход в испанские порты. Через сутки после того, как испанцы ненавязчиво послали «Кузю»… куда подальше. И не удивительно — там пляжи, люди загорают. Но загореть не значит прокоптиться. Ну и, естественно, сама суть миссии на фоне пируэтов РФ в сирийском конфликте раздражала.

Проблема. Далее 27 октября грозная группировка ВМФ России легла в дрейф. По крайней мере про это свидетельствовали данные Vessel Finder (https://www.vesselfinder.com/). Самое забавное то, что в составе группы есть как минимум два танкера, но т.к. «Кузя» «давал шапку» - топливо закончилось.

Европа переполошилась — получить застрявшее корыто в чистом Средиземном море - ещё та проблема. Прокормить две тысячи голодных русских мужиков ещё куда ни шло, но что делать с отходами их жизнедеятельности? Экологическая катастрофа, однако.

Впрочем, топливо быстро нашли — Марокко не отказало и ударная «авианосная» группа пошла дальше по средиземному морю. Пошла, но вновь удивила весь мир текущим ремонтом. Думаете, силовыми установками занялись моряки? Оно-то, возможно так, но решили они и палубу подкрасить. Светло голубой цвет заставил поперхнуться генералов НАТО, экспертов в области развития ВМС и досужих наблюдателей. Кто и по каким критериям выбирал такую краску — неизвестно.

С другой стороны, адмиралы флота российского, видимо, не рассчитывали на появление фото в СМИ: такие вещи как спутниковые снимки стали для них неожиданностью. Что касается цвета — какая краска была, такой и красили. А чем ещё занять команду во время дрейфа? Есть ведь правило «копать отсюда и до обеда». Вот и копали, ой, красили. Кстати, ручками - на снимках в хорошем разрешении можно рассмотреть «тела маляров».

Российские СМИ впали в ступор. Как объяснить такой карнавал на корыте не знал никто, но «Россия-24» решала и не такие задачи. Вот и ведущий специалист центра «Фобос» Вадим Заводченков с умным видом объяснял почему красят и почему в голубой. Оказывается этот цвет наиболее заметен лётчикам на фоне океана, он создаёт дополнительную «подъёмную силу», отражая солнечные лучи (а вы что, про солнечный ветер не слышали?!) и, естественно, уменьшает заметность судна на вражеских радарах. Вот так, господа, это глупые пендосы ломают голову над технологией Stealth. В России всё просто — голубая нано-краска! Короче, данное видео без слёз смотреть невозможно. Настоятельно рекомендую к просмотру:

Но беда не ходит одна. Имя мёртвого генсека Леонида Брежнева даёт о себе знать: буквально через день сеть взорвали новые снимки, на которых «Кузя» корма к корме в сцепке с танкером. Вновь ступор у российского ВМФ — как объяснить сию «позицию из морской кама-сутры» думали долго. В конце концов заявили, что, мол, это обычная заправка.

Да вот беда, за эти сутки с вопросом «шо это было» журналисты обращались к многим. В том числе, к редактору «Морского бюллетеня» Войтенко Михаилу - человеку, которого трудно заподозрить в отсутствии профессионализма.

Вот цитата из его комментария: «По идее, заправка должна происходить на ходу, танкер следует параллельно заправляемому кораблю. Объяснения могут быть разные, от где-то какой-то поломки, сделавшей невозможной заправку на ходу обычным путем, до необходимости держать некоторое время авианосец против ветра и волнения, а заодно и заправить, то есть авианосец мог действительно, лишиться хода.»

Для подтверждения своих слов господин Войтенко дал два фото заправки ТАВКР проекта 1143 на ходу. Так сказать, штатные варианты.

Первый — с борта когда танкер идёт параллельно крейсеру.

Второй — с кормы, но танкер идёт в том же направлении, что и ТАВКР

Последнее фото запомним — на него буду ссылаться ещё раз в данном тексте.

Тем не менее, эпичный поход судна под названием «Адмирал Кузнецов», похоже, подходит к концу. Не завершению — впереди ещё отстой у берегов Сирии и возврат на «родной» судоремонтный завод для очередной «модернизации».

Ах, да, забыл сказать — есть же ещё и тезис о «боевом применении» ТАВКР. Вот об этом подробнее.

Беспощадная и бескомпромиссная российская угроза

На этом подходим к главному: военной силе ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Ведь русский мужик, как уверены за поребриком, может по уши в дерьме жить и всех побеждать.

Оставлю в стороне проблемы с силовой установкой и скоростью — что есть, то есть. Да и вдруг случится чудо — отремонтируют нормально судно. Есть другие «но», заложенные в самом проекте.

Итак, проект 1143 разрабатывался как замена проекту вертолётоносца 1123. Так сказать, компромиссный вариант между сторонниками развития авианосного флота в СССР и противниками данной концепции. Таким образом, судно нельзя назвать авианосцем в полном понимании этого слова.

Первое и основное отличие (подаваемое российскими военным аналитиками как плюс) — отказ от катапульты в пользу трамплина. Это несомненно удешевило корабль, но сделало невозможным посадку и взлёт самолётов разведчиков-целеуказателей. Например, разработанных в 80-х годах Су-28КРЦ. Тем более речь не идёт о возможности посадки на палубу самолётов дальней радиолокационной разведки. Таким образом, «Адмирал Кузнецов» может управлять своей авиагруппой в пределах радиогоризонта. Если самолёт отлетает дальше — он работает «сам по себе» — без нормальной связи и целеуказания. Справедливости ради надо отметить, что на ТАВКР всё же есть подобного рода техника — вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. С максимальным временем полёта 2,5 часа и дальностью обнаружения самолётов на расстоянии до 150 км, надводных целей до 285 км. Всё. Про дальность сопровождения целей на 600-700 км в российском флоте не слышали.

У американцев такую функцию выполняют самолет ДРЛО Е-2С «Хокай», который способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а бортовая РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели от 270 до 740 км. Как вы понимаете, этот самолет способен взлетать и садиться на авианосец. Вот так он выглядит.

Таким образом, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» возможно эффективно использовать только вблизи своей территории — там где есть связь, системы РЛО и так далее. В противном случае это малоподвижное корыто с самолётами на борту.

Второе отличие «российского авианосца» от нормального авианосца — возможность длительного автономного плавания. Свою «автономность» данное судно уже продемонстрировало, но есть ещё одна закавыка. Россия не имеет ни одного транспортника, способного сесть на «Адмирале Кузнецове». Таковых не существует как класса, а команда в 2000 человек должна что-то кушать. Это что-то откуда-то должно браться. Я уже не говорю про боекомплект. Во всём мире для этого есть транспортная авиация. В данном случае — караван судов сопровождения на которых тоже команды, которым тоже хочется кушать. Вот такая вот гениальная инженерная находка.

Для сравнения : У американцев ранее эту функцию выполняли транспортные самолеты Grumman C-2 Greyhound, а с 2005 года ему на смену пришел конвертоплан Bell V-22 Osprey.

Вооружение . Русские говорят «авианосец» — значит оценим самолёты. Россия-24 заявила о «десятках» Су-33 и МиГ-29К на борту. Но вот незадача, буквально сегодня в сети появились снимки ангара «Кузи»…

Видите самолёты? А они, по версии «Россия-24» там есть. Наверное, голубой нано-краской покрашены….

Того же мнения придерживаются и посетители упомянутого мной форума, посвящённому «Кузе». Вот цитата активного посетителя и одного из модераторов после просмотра множества репортажей и сопоставления бортовых номеров самолётов: «опять те же 4 мига и 5 сушек- походу реально только они на борту».

Впрочем, может сами самолёты — чудо техники. Увы, Су-33 разрабатывался и создавался как ИСТРЕБИТЕЛЬ. То есть он не предназначен для ударов по наземным целям: может их осуществлять, но не особо много и не особо метко.
МиГ-29К более универсален. Но, лёгкий, с небольшим запасом боекомплекта. Что так же накладывает свой отпечаток на потенциальную эффективность.

И, наконец, самое главное — упомянутый трамплин. Увы, но такая конструкция накладывает серьёзные ограничения на массу самолёта. И Су, и МиГи взлетают или не с полными баками, или не с полным БК. Иначе никак за исключением сильного попутного ветра, максимальной скорости самого ТАВКР и чуточки везения. Но судно быстро не плывёт, ветров больших нет, а «солнечный ветер» от голубой краски ситуацию не спасает.

Но, даже если бы это всё было — всё равно много самолётов не подымешь в воздух. Сильный ветер на море — это сильное волнение. А теперь посмотрите на вторую фотографию заправки. Ничего странного? Что же, дам ещё одно фото:

Это подъёмник самолётов из ангара. У авианосцев он на палубе, но проект 1143 гениален в сути своей. Дело в том, что самолёт поднимается и опускается по борту. Кроме того, поскольку проект создавался как наследник вертолётоносца, подъёмник немного маленький. То есть хвост самолёта в любом случае «чуть-чуть торчит».

Но это теория. В реальности на борту «Кузнецова» есть то, что видим на палубе. + 1 самолёт в ангаре — ссылку давал — можете полюбоваться на фото.

Ракеты? Ах, да крейсер ракетонесущий. Действительно, ракеты есть и запустить их могут. Ракеты, разработанные чуть позже, чем сам «крейсер». Для современных систем ПВО ничего нового «Кузнецов» не несёт. К этому добавляем уже упомянутый факт отсутствия нормального целеуказания — КА-31 с его радиусом — курам на смех. То есть и «ракетный меч» может быть эффективен, если есть цели переданные с берега или других, более современных кораблей. По большому счёту, против сирийских партизан и гуманитарных конвоев вполне грозное оружие. Что касается остальных игроков… тут теоретически тоже. Угроза есть, но не самолётами и не ракетами.

Грозен Кузя в гневе своём

Итак имеем судно с 2 тысячами экипажа, умирающей силовой установкой, без полноценного авиаотряда и кучей проблем с эксплуатацией, но страны бассейна Средиземного моря всполошились.

И тому есть причины. Вначале вновь о конструкции: 2 тысячи человек, извините, ходят в туалет и мусорят. Где это всё хранится? Это в буржуйских флотах разные там биогазовые и другие установки. На «Кузе» всё проще: или за борт, или в специальные отсеки (но система слива в них тоже работает с перебоями). Сии продукты жизнедеятельности периодически откачиваются на специальное судно (в походе) или на судоремонтный завод, где ТАВКР проводит большую часть времени.

Вот в этом основная беда. Представьте, что сие корыто потонет или даст течь. Рядом — пляжи Турции, Ливана, Израиля. Что с ними будет, если всё, что за месяц «наделал» экипаж в составе 2 тыс человек поплывёт в море. Это не считая пятен мазута и других прелестей. Вот так, подтопив одно старое корыто (и, естественно, обвинив в этом НАТО) РФ может сорвать туристический сезон 2017 сразу в нескольких государствах. Россияне всё равно попрут — уж чище, чем в «Сочах» да и дешевле будет, но другие туристы — вряд ли.

Ещё одна проблема тоже связана с экипажем из 2 тысяч. Случится что-то и всю эту братию как африканских беженцев спасать надо будет, кормить. А потом часть ещё и убежища попросит — русские любят любить Родину на расстоянии. Траты, головная боль.

Или пойдёт «Кузя» вдоль разных берегов «давая шапку». Дышать трудно, на горизонте не красиво. Вновь проблема, траты, головная боль…

Самое главное и самое страшное в другом - ТАВКР «Адмирал Кузнецов» рано или поздно поплывёт назад — в Мурманск! Сейчас все наблюдали последний месяц было проявлением «идеального состояния» судна, которое только вышло из доков. Попробуйте представить эпичность похода «домой».

Думаю, что самому экипажу крейсера страшно. Пока они благодарят Христа, Аллаха, Будду за то, что доплыли. Растёт религиозность и батюшка требует прислать на судно… не ремонтников, не технику и оборудования - нательные крестики. Но больше всего меня поразил способ передачи просьбы: «отец Сергий передал записку» сообщает сайт «Православие.ру». Не позвонил, не телеграфировал - это всё от лукавого - записку передал. Вот они скрепы в информационном мире.

Экипажу радостно и страшно. Экипаж молится. Батюшка толкает крестики. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» угрожает психическому здоровью моряков стран НАТО — ну, нельзя так много смеяться. Впрочем, скоро судно пойдет назад на судоремонтный завод в Мурманск. Нас ждет второй сезон приключений «Кузи».

По сообщению священника РПЦ, проходящего «службу» на «Адмирале Кузнецове», на борту закончились нательные крестики.

Российская ударная авианосная корабельная группа приблизилась к сирийским берегам. Об этом сообщили ряд новостных ресурсов России. Одновременно с этим пришла и ещё одна новость: по сообщению священника РПЦ, проходящего «службу» на «Адмирале Кузнецове», на борту закончились нательные крестики. Примерно в это же время приходит ещё одна новость: более 2,2 тысяч мигрантов спасли в средиземном море. Признаться, я сразу сопоставил численность команды тяжёлого авианесущего ракетного крейсера проекта 1143, который почему-то гордо именуют «авианосцем». Впрочем, информация о беженцах пока не про команду «Кузи»: повезло африканцам и арабам, а российские моряки пока вынуждены молиться о своей судьбе и довольствоваться «нательными крестиками». Почему так – давайте разбираться от «начала начал».

ТАВКР проекта 1143

Проект тяжёлого авианесущего крейсера 1143 был разработан «не так давно» - всего лишь в 1970 году. Надо отметить, что к 1973 году были готовы и другие проекты ТАВКР - 1153 и 1160 – с ядерной силовой установкой и немного другим составом авиационной группы. Но в Советском Союзе думали о целесообразности авианосцев в принципе и поэтому выбрали самый дешёвый вариант. Так началась постройка «близнецов» «Адмирала Кузнецова». Сам «Кузя», или как он тогда назывался «Рига» был заложен в 1981 году. Но уже в 1982-м изменил имя и стал тезкой почившего в бозе генсека Леонида Брежнева. Дальше корабль строился… очень долго строился - цены на нефть падали, денег в СССР не было. Цены падали, генсеки умирали, но новое имя ТАВКР получил уже при Горбачёве. Стал крейсером «Тбилиси».

В 1991 году крейсер, если говорить прямо угнали – часть команды решила на нём «переплыть в Россию». Угнали, кстати с судостроительного завода в украинском Николаеве - денег в СССР не было и поэтому в 1991-м, через 10 лет после закладки, корабль так и не был готов. В том числе силовые установки.

Дальнейшая судьба ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (такое имя ему дали в РФ) наглядно демонстрирует справедливость народной истины «краденное не пойдёт на счастье» и фразы из известного мультфильма «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».

Имя мёртвого генсека, история кражи, помноженные на отсутствие у России технологий доведения до ума кораблей такого класса превратило тяжёлый авианесущий крейсер в обычное судно. Пусть военные моряки не пинают меня тем, что корабль - это корабль, а судно сами знаете где. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» - именно судно. Хоть и выглядит грозно.

Судите сами: ТАВКР «Адмирал Кузнецов» приписан не к порту, а к судоремонтному заводу. То есть сия посудина в состоянии «отстоя» и ремонта, которые в РФ называются «глубокой модернизацией» проводит большую часть своей своей трагикомичной истории. Ннечастые выходы в море сопряжены с большими проблемами. Не для русских моряков - голова болит у всех окружающих. Вот лишь несколько вех эпичной, богатой красками истории судна:
1995 год. У берегов Новой Зеландии выходят из строя более половины силовых установок. Судно чуть было не выбрасывает на берег.

Декабрь 1995 года. Поход в Средиземное море. Вновь силовые установки говорят «упс». Ну, не совсем «упс» - судно даже двигалось в турборежиме со средней скоростью 2-4 узла.

Февраль 1996 года. Тот же Средиземноморский поход. Юбилей «Флота Российского». Судно зашло на Мальту. Приём у министра обороны этой морской державы…. Здесь лучше меня расскажет российский адмирал Валентин Селиванов:
«…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.

Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…»

Воспоминания адмирала, который после такого случая посчитал за лучшее подать в отставку разошлись широко. Даже попали в иллюстрированную энциклопедию «Авианосцы». Кстати, изданную в России в 2013 году. (стр. 262)

1998 год. Пульт управления стрельбой был залит… 60-ю тоннами мазута. Ошиблись «при заправке».

2000-2009 годы. 6 пожаров. Это только крупные, которые попали в СМИ.

О том, в каком состоянии находилось судно на рубеже нулевых прекрасно рассказал моряк, проходивший на нём службу. Повествование он дополнил, естественно, целой серией прекрасных фотографий. Среди прочего он описал такие банальные вещи как горячая и просто вода в трубах как явление чуда, большой трюм в качестве мусоросборника и, извините, проблему с гальюнами – туалетами по-простому. А на судне 2000 человек, которые что-то кушают и куда-то какают…

Может это, всё вражеская пропаганда? Возможно, «казачок засланный», но даже по официальной статистике ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находился на ремонте в следующие периоды: 1992-1994, 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008, 2009-2010, 2014-2016. Это не считая «текущих ремонтов» - только масштабные работы. То есть за 20 лет в составе ВМФ России его «гордость» была на плаву не более 5-6 лет. Остальное время судно пытались заставить не утонуть после первого же выхода в море.

Да и сейчас - о грозном «Адмирале Кузнецове» и его Средиземноморском походе российские СМИ сообщили в начале года. Мол, готов и вот-вот поплывёт. Как оказалось, готов да не совсем, поплыл, да не сразу. Кстати, я ещё тогда отмечал, что «Кузнецов» – страшная сила и действительно способен напугать многих. Чем – это уже другой вопрос.
Эпичный поход эпичного корыта

Итак, ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вышел в море и поразил весь мир. Дым из трубы сего судна сравнили с извержением вулкана. Люди, разбирающиеся в проблеме, естественно указали на возможные неполадки с силовыми установками. Тем более, что «Кузя» шёл далеко не на максимальной скорости . Российская же «Лента», которую трудно обвинить в нелояльности к Кремлю разразилась статьёй «Огонь в небесах» , где резюмировала историю судна и его состояние ёмкой фразой ««Кузнецов» не мог не быть проблемным кораблем».

Это был удар по самолюбию «великой страны», потому сразу пошли опровержения. Например, на православном канале «Царьград». Иначе и быть не могло - страна ведь скрепами скреплена. Приводят слова Адмирала Васильева о том, что дымы – морская традиция под названием «Дать шапку»: «Могли и «дать шапку». Потому что такие корабли, такие группировки нечасто в последнее время проходят такие точки».

Забыл только сказать адмирал, что традиция существовала в начале 20 века. С другой стороны, «Кузнецов» - судно традиционное. Для подтверждения посмотрите фото на российском тематическом форум е, участники которого в том числе и офицеры, служившие на ТАВКР.

Это интеллектуальное и высокотехнологичное устройство для чистки топок на «Кузе». А что вы хотели – «два солдата и лопата заменяют экскаватор» – тоже традиция.

Что было дальше без смеха воспринимать невозможно. Как оказалось, «Адмирал Кузнецов» не имеет достаточного запаса топлива для заправки. При этом его отказались запускать в порты Испании и Мальты. Ничтоже сумявшеся, российское руководство «само отозвало» запрос на заход в испанские порты. Через сутки после того, как испанцы ненавязчиво послали «Кузю»… куда подальше. И не удивительно - там пляжи, люди загорают. Но загореть не значит прокоптиться. Ну и, естественно, сама суть миссии на фоне пируэтов РФ в сирийском конфликте раздражала.

Проблема. Далее 27 октября грозная группировка ВМФ России легла в дрейф. По крайней мере про это свидетельствовали данные Vessel Finder (https://www.vesselfinder.com/). Самое забавное то, что в составе группы есть как минимум два танкера, но т.к. «Кузя» «давал шапку» – топливо закончилось.

Европа переполошилась - получить застрявшее корыто в чистом Средиземном море – ещё та проблема. Прокормить две тысячи голодных русских мужиков ещё куда ни шло, но что делать с отходами их жизнедеятельности? Экологическая катастрофа, однако.

Впрочем, топливо быстро нашли - Марокко не отказало и ударная «авианосная» группа пошла дальше по средиземному морю. Пошла, но вновь удивила весь мир текущим ремонтом. Думаете, силовыми установками занялись моряки? Оно-то, возможно так, но решили они и палубу подкрасить. Светло голубой цвет заставил поперхнуться генералов НАТО, экспертов в области развития ВМС и досужих наблюдателей. Кто и по каким критериям выбирал такую краску - неизвестно.

С другой стороны, адмиралы флота российского, видимо, не рассчитывали на появление фото в СМИ: такие вещи как спутниковые снимки стали для них неожиданностью. Что касается цвета - какая краска была, такой и красили. А чем ещё занять команду во время дрейфа? Есть ведь правило «копать отсюда и до обеда». Вот и копали, ой, красили. Кстати, ручками – на снимках в хорошем разрешении можно рассмотреть «тела маляров».

Российские СМИ впали в ступор. Как объяснить такой карнавал на корыте не знал никто, но «Россия-24» решала и не такие задачи. Вот и ведущий специалист центра «Фобос» Вадим Заводченков с умным видом объяснял почему красят и почему в голубой. Оказывается этот цвет наиболее заметен лётчикам на фоне океана, он создаёт дополнительную «подъёмную силу», отражая солнечные лучи (а вы что, про солнечный ветер не слышали?!) и, естественно, уменьшает заметность судна на вражеских радарах. Вот так, господа, это глупые пендосы ломают голову над технологией Stealth. В России всё просто - голубая нано-краска! Короче, данное видео без слёз смотреть невозможно. Настоятельно рекомендую к просмотру:

Но беда не ходит одна. Имя мёртвого генсека Леонида Брежнева даёт о себе знать: буквально через день сеть взорвали новые снимки, на которых «Кузя» корма к корме в сцепке с танкером. Вновь ступор у российского ВМФ - как объяснить сию «позицию из морской кама-сутры» думали долго. В конце концов заявили, что, мол, это обычная заправка.

Да вот беда, за эти сутки с вопросом «шо это было» журналисты обращались к многим. В том числе, к редактору «Морского бюллетеня» Войтенко Михаилу – человеку, которого трудно заподозрить в отсутствии профессионализма.

Вооружение. Русские говорят «авианосец» - значит оценим самолёты. Россия-24 заявила о «десятках» Су-33 и МиГ-29К на борту. Но вот незадача, буквально сегодня в сети появились снимки ангара «Кузи»…

Видите самолёты? А они, по версии «Россия-24» там есть. Наверное, голубой нано-краской покрашены….

Того же мнения придерживаются и посетители упомянутого мной форума, посвящённому «Кузе». Вот цитата активного посетителя и одного из модераторов после просмотра множества репортажей и сопоставления бортовых номеров самолётов: «опять те же 4 мига и 5 сушек- походу реально только они на борту».

Впрочем, может сами самолёты - чудо техники. Увы, Су-33 разрабатывался и создавался как ИСТРЕБИТЕЛЬ. То есть он не предназначен для ударов по наземным целям: может их осуществлять, но не особо много и не особо метко.
МиГ-29К более универсален. Но, лёгкий, с небольшим запасом боекомплекта. Что так же накладывает свой отпечаток на потенциальную эффективность.

И, наконец, самое главное - упомянутый трамплин. Увы, но такая конструкция накладывает серьёзные ограничения на массу самолёта. И Су, и МиГи взлетают или не с полными баками, или не с полным БК. Иначе никак за исключением сильного попутного ветра, максимальной скорости самого ТАВКР и чуточки везения. Но судно быстро не плывёт, ветров больших нет, а «солнечный ветер» от голубой краски ситуацию не спасает.

Но, даже если бы это всё было - всё равно много самолётов не подымешь в воздух. Сильный ветер на море - это сильное волнение. А теперь посмотрите на вторую фотографию заправки. Ничего странного? Что же, дам ещё одно фото:

Это подъёмник самолётов из ангара. У авианосцев он на палубе, но проект 1143 гениален в сути своей. Дело в том, что самолёт поднимается и опускается по борту. Кроме того, поскольку проект создавался как наследник вертолётоносца, подъёмник немного маленький. То есть хвост самолёта в любом случае «чуть-чуть торчит».

Но это теория. В реальности на борту «Кузнецова» есть то, что видим на палубе. + 1 самолёт в ангаре - ссылку давал - можете полюбоваться на фото.

Ракеты? Ах, да крейсер ракетонесущий. Действительно, ракеты есть и запустить их могут. Ракеты, разработанные чуть позже, чем сам «крейсер». Для современных систем ПВО ничего нового «Кузнецов» не несёт. К этому добавляем уже упомянутый факт отсутствия нормального целеуказания - КА-31 с его радиусом - курам на смех. То есть и «ракетный меч» может быть эффективен, если есть цели переданные с берега или других,более современных кораблей. По большому счёту, против сирийских партизан и гуманитарных конвоев вполне грозное оружие. Что касается остальных игроков… тут теоретически тоже. Угроза есть, но не самолётами и не ракетами.

Грозен Кузя в гневе своём.

Итак имеем судно с 2 тысячами экипажа, умирающей силовой установкой, без полноценного авиаотряда и кучей проблем с эксплуатацией, но страны бассейна Средиземного моря всполошились.

И тому есть причины. Вначале вновь о конструкции: 2 тысячи человек, извините, ходят в туалет и мусорят. Где это всё хранится? Это в буржуйских флотах разные там биогазовые и другие установки. На «Кузе» всё проще: или за борт, или в специальные отсеки (но система слива в них тоже работает с перебоями). Сии продукты жизнедеятельности периодически откачиваются на специальное судно (в походе) или на судоремонтный завод, где ТАВКР проводит большую часть времени.

Вот в этом основная беда. Представьте, что сие корыто потонет или даст течь. Рядом - пляжи Турции, Ливана, Израиля. Что с ними будет, если всё, что за месяц «наделал» экипаж в составе 2 тыс человек поплывёт в море. Это не считая пятен мазута и других прелестей. Вот так, подтопив одно старое корыто (и, естественно, обвинив в этом НАТО) РФ может сорвать туристический сезон 2017 сразу в нескольких государствах. Россияне всё равно попрут - уж чище, чем в «Сочах» да и дешевле будет, но другие туристы - вряд ли.

Ещё одна проблема тоже связана с экипажем из 2 тысяч. Случится что-то и всю эту братию как африканских беженцев спасать надо будет, кормить. А потом часть ещё и убежища попросит - русские любят любить Родину на расстоянии. Траты, головная боль.

Или пойдёт «Кузя» вдоль разных берегов «давая шапку». Дышать трудно, на горизонте не красиво. Вновь проблема, траты, головная боль…

Самое главное и самое страшное в другом – ТАВКР «Адмирал Кузнецов» рано или поздно поплывёт назад - в Мурманск! Сейчас все наблюдали последний месяц было проявлением «идеального состояния» судна, которое только вышло из доков. Попробуйте представить эпичность похода «домой».

Думаю, что самому экипажу крейсера страшно. Пока они благодарят Христа, Аллаха, Будду за то, что доплыли. Растёт религиозность и батюшка требует прислать на судно… не ремонтников, не технику и оборудования – нательные крестики. Но больше всего меня поразил способ передачи просьбы: «отец Сергий передал записку» сообщает сайт «Православие.ру». Не позвонил, не телеграфировал – это всё от лукавого – записку передал. Вот они скрепы в информационном мире.
Экипажу радостно и страшно. Экипаж молится. Батюшка толкает крестики. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» угрожает психическому здоровью моряков стран НАТО - ну, нельзя так много смеяться. Впрочем, скоро судно пойдет назад на судоремонтный завод в Мурманск. Нас ждет второй сезон приключений «Кузи».

Игорь Тышкевич

Тэги: адмирал кузнецов

Российский «авианосец» — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии из Североморска вместе с кораблями сопровождения, включая ядерный ракетный крейсер «Петр Великий». На переход ушел почти месяц, а средняя скорость была меньше 9 узлов. Тысячу с лишним лет назад викинги на драккарах быстрее проходили тот же маршрут при попутном ветре. Тихоходный «Кузнецов» будет в Средиземном море практически бесполезен и уж точно никак не сможет повлиять на ситуацию с блокадой и возможным штурмом Алеппо: чтобы запускать самолеты с полной боевой загрузкой, авианосец должен идти полным ходом против ветра. Конечно, для телекартинки «Кузнецов» может запускать самолеты, но без боекомплекта, фактически ради понтов.

Российская эскадра может обстреливать Сирию крылатыми ракетами с надводных кораблей и с подводных лодок, но у НК «Калибр» дальность больше 2000 км, так что не было смысла тащиться к сирийским берегам и тем более загонять туда «Кузнецова» и «Петра Великого», у которых старые сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит» для ударов по крупным кораблям (американским авианосцам). Использовать «Гранит» по наземным целям в принципе можно, но малоэффективно. Впрочем, высокоточные НК «Калибр» также дороги (до 6 млн долл. штука) и предназначены для уничтожения стационарных, заранее выявленных целей в условиях мощной ПВО противника, когда бомбардировщику и штурмовику не прорваться. Использовать НК «Калибр» для ударов по боевикам сирийской оппозиции на пикапах с пулеметами — безумно дорогой фейерверк, вроде Олимпиады в Сочи.

«Кузнецов» строился в советское время в Николаеве не для того, чтобы ходить в дальние походы, как американские авианосцы, а чтобы, например, в Баренцевом море в качестве плавучего аэродрома истребительной авиации прикрывать район развертывания стратегических подводных атомных крейсеров-ракетоносцев. Предполагалось, что все наземные аэродромы могут быть уничтожены ядерными ударами, а сравнительно мобильный «Кузнецов» может уцелеть и противостоять наглому американскому флоту и его авианосцам, которые к концу первой недели мировой войны могли подойти совсем близко к российским берегам. Основа авиагруппы «Кузнецова» Су-33 (Су-27К) — чистые истребители. У «Кузнецова» нет катапульты, Су-33 взлетают с трамплина за счет тяги и не могут нести много вооружения или горючего — только сравнительно легкие ракеты для воздушного боя.

На «Кузнецове», конечно, есть несколько новых МиГ-29К и ударных Ка-52К, которые может даже нанесут пару-другую ударов по отрядам сирийской оппозиции, но это ни на что не повлияет. Похоже, командование ВМФ и Генштаб не верят в то, что сирийский кризис может привести к «большой» войне с США и с НАТО и можно выпендриваться, изображая ударную авианосную группу, как у американцев. То, что «Кузнецова» с мощным сопровождением без особой военной надобности послали в Сирию, по сути оголив Баренцево море, — это добрый знак.

Похоже, командование ВМФ и Генштаб не верят в то, что сирийский кризис может привести к «большой» войне с США и с НАТО и можно выпендриваться, изображая ударную авианосную группу, как у американцев

Крейсеру «Петр Великий» также нечего делать в средиземном мелководье. В отличие от «Кузнецова» — это океанский рейдер с двумя ядерными реакторами и безбрежной дальностью хода, реально ограниченной только запасом картошки и капусты на борту. В особом периоде перед войной с США и НАТО «Петр Великий» должен изготовиться к самоубийственной одиночной атаке-перехвату трансатлантического войскового конвоя, везущего в Европу американскую механизированную (танковую) дивизию.

А так — «Кузнецов» кое-как дойдет до Сирии и потом вернется домой, встанет в большой многолетний ремонт и переоборудование под МиГ-29К вместо Су-33, которых осталось всего 10 штук и больше не производится. С «Кузнецова» также должны снять ракеты «Гранит», которые тоже больше не производятся. И «Петр Великий» должен вскоре встать на большой ремонт — менять те же «Граниты» на более универсальные пусковые установки «Калибр».

Прощальный вояж «Кузнецова» и «Петра Великого» фактически мало связан со штурмом Алеппо, и можно понять наше искреннее возмущение «позицией отдельных стран» (Испании, Мальты и, похоже, Алжира), которые отказались пускать боевые корабли в свои порты. Дело, конечно, не столько в американском давлении (Вашингтону из-за выборов вообще не до того), сколько в нарастающем общественном возмущении в Европе и в мусульманском суннитском мире, которое в конечном итоге может поставить Москву в не меньшую изоляцию, чем во время афганской войны в восьмидесятые.

Но у военных моряков, наших и западных, другие конкретные проблемы. У английского адмиралтейства не осталось ни одного авианосца на ходу: последний легкий HMS Illustrious был в этом году продан на металлолом. Новый HMS Queen Elizabeth уже практически построен, и другой — HMS Prince of Wales — строится, но американские F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки начнут поступать лишь после 2018-го. В условиях бюджетного и финансового кризиса из-за Brexit британская судостроительная программа может быть скорректирована, и парламент может счесть слишком высокими операционные расходы, связанные с авианосцами. Если главный враг — террористы на пикапах, зачем дико дорогой могучий флот? А тут «Кузнецов» вовремя дымит по Ла-Маншу. Адмиралтейство сразу выслало эскорт из боевых кораблей и выразило «обеспокоенность», и многие другие западные ВМФ выслали в море корабли — у всех свои бюджетные проблемы. Лондон принял окончательное решение построить два новых больших авианосца в 2014-м, после Крыма, на саммите НАТО — такая удача выпала Адмиралтейству, а то бы сидели на старых лаврах, глядя на исторические картины великой трафальгарской победы 1805-го. Слава и почет «зеленым человечкам».

Постройка и вооружение одной новой атомной подлодки стоит примерно как дать каждому пенсионеру по 5 тыс. руб., и планируется таких лодок не один десяток, а еще фрегаты...

У нашего ВМФ свои задачи: к июлю должна быть окончательно сверстана новая (до 2025 года) программа вооружения, а разрыв между запросом Минобороны и предложением Минфина — 10 трлн руб. Постройка и вооружение одной новой атомной подлодки — что стратегической «Борей-А», что многоцелевой «Ясень» — стоит примерно как дать каждому пенсионеру по 5 тыс. руб., и планируется таких лодок не один десяток, и еще фрегаты, и сторожевики-корветы, и новые базы, и все остальное. Танковые генералы, что традиционно (и сейчас) руководят Генштабом, всегда, с советских времен, считали запросы ВМФ чрезмерно завышенными и просто вредными в условиях ресурсного дефицита. Особенно раздражали генералов программы строительства мощного океанского надводного флота: все равно американцев не переплюнуть, и они этот флот гарантированно потопят за полчаса. Потому адмиралы так ухватились за повод вывести в Средиземноморье все что можно и нельзя, чтобы впечатлить одного человека в Кремле. А с Алеппо пусть армейские генералы и ВКС разбираются.

Осаждающие Алеппо отряды иностранных (шиитских) добровольцев-наемников из Ирака, Ливана и Афганистана под иранским руководством и обломки сирийской армии, и еще какие-то местные разношерстные ополченцы — либо плохо подготовлены, либо деморализованы, либо то и другое сразу. Союзнички безынициативны и неохотно идут вперед, но быстро отступают, когда отчаянные сирийские боевики наносят чувствительные контрудары, пуская вперед начиненные тоннами взрывчатки бронированные грузовики или бэтээры с водителями-самоубийцами. Такое своеобразное управляемое оружие по эффективности не хуже дорогущих НК «Калибр».

Когда бомбить плохо и не бомбить — нехорошо, временами кажется, что Москва готова на любые условия, лишь бы боевики ушли из Алеппо или, еще лучше, переметнулись (пусть хоть формально) и стали частью некоего «национального примирения», как «кадыровцы» в Чечне. Москва, похоже, готова отдать Анкаре зону влияния и оккупации в Северной Сирии, лишь бы турки договорились как-то вывести или «перекрасить» бойцов оппозиции в Алеппо, но пока без особых успехов. В сентябре российские военачальники (при поддержке Дамаска) выкинули в урну стратегически очень выгодное соглашение о перемирии и политическом урегулировании, которое Сергей Лавров выторговал у госсекретаря Джона Керри. Генералы, похоже, обещали, если им не мешать бомбить, Алеппо будет зачищен за неделю, но не вышло. Конечно, нашим начальникам был нужен не столько Алеппо, сколько срочное обострение конфликта с США, и все получилось: под разговоры о третьей мировой окончательный вариант оборонного бюджета на 2016 год был утвержден новой Думой почти на 4 трлн (6% ВВП).