Интроверсия — экстраверсия. Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности» АБВ Межгрупповые механизмы восприятия


^ 12. Считалось, что в детерминации темперамента осо­бую роль играют телесные жидкости:

а) до конца ХУШ века;

б) до середины XIX века;

в) до конца XIX века;

г) до середины XX века.

12. Характер

1. Совокупность устойчивых индивидуальных особен­ностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это:

а) темперамент;

б) способности;

в) характер;

г) задатки.

^ 2. Характер можно считать патологическим, если он:

а) относительно стабилен во времени;

б) имеет тотальное проявление;

в) социально дезадаптирован;

г) все ответы верны.

^ 3. Акцентуации характера:

а) крайние варианты нормальных характеров;

б) своеобразные заострения характера;

в) имеют скрытую и явную форму;

г) все ответы верны.

^ 4. Детерминанты свойств характера следует искать:

а) в особенностях генотипического фона;

б) в учете средовых влияний;

в) в суммировании генотипических и средовых вли­яний;

г) все ответы верны.

^ 5. Представления об экстраверсии / интроверсии были разработаны:

а) А. Адлером;

б) 3. Фрейдом;

в) К. Юнгом;

г) К. Роджерсом.

6. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как:

а) целеустремленного;

б) решительного;

в) настойчивого;

г) самостоятельного.

^ 7. Целостность по отношению к характеру является его:

б) чертой;

в) качеством;

г) акцентуацией.

8. К. Леонгард изучал акцентуации характера:

а) у детей младшего школьного возраста;

б) у подростков;

в) у юношей;

г) у взрослых люде

^ 13. Эмоции и воля

1. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захва­тывает человека и владеет им, называется:

а) аффектом;

б) страстью;

в) настроением;

г) чувством.

2. Состояние возрастающего эмоционального напряже­ния, которое возникает в конфликтных ситуациях, пре­пятствия, связанные с сильной мотивацией-угрозой для благополучия личности, - это:

а) аффект;

б) фрустрация;

в) настроение;

г)стресс.

^ З.Чувства человека - это:

а) эмоциональный тон процесса ощущения;

б) органическое самочувствие индивида;

в) чувствования, связанные с удовлетворением органи­ческих потребностей;

г) все ответы неверны.

^ 4. Эмоции - это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практи­ческой деятельности, как

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

^ 5. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обсто­ятельствам:

а) выражают;

б) отражают;

в) представляют собой;

г) определяют.

^ 6. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути

а) экспрессивная (выразительная);

б) сигнальная;

в) регуляторная;

г) интерферирующая.

^ 7. Эмоциональные процессы и состояния в жизни орга­низма выполняют функцию (и):

а) только приспособительную;

б) только мобилизационную;

в) только приспособительную и интегративную;

г) приспособительную, мобилизационную и интегратив­ную.

^ 8. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является (ются):

а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;

б) доминирующие (ведущие) компоненты;

в) время протекания;

г) степень глубины.

^ 9. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется :

а) интересом;

б) радостью;

в) удивлением;

г) недоумением.

10. Самое длительное эмоциональное состояние, окра­шивающее все поведение человека, называется:

а) собственной эмоцией;

б) аффектом;

в) настроением;

г) чувством.

14. Общение

1. Тенденция к сохранению однажды созданного пред­ставления о другом человеке составляет суть эффекта:

а) ореола;

б) последовательности;

в) инерционности;

г) стереотипизации.

2. В том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у другого человека и другие свойства, гармонирующие с этим качес­твом, состоит эффект:

а) первичности;

б) ореола;

в) Пигмалиона;

г) социальной фасилитации.

^ 3. Неправильное отношение в процессе общения друг к другу относится к барьерам общения:

а) физическим;

б) социально-психологическим;

в) неправильной установки сознания;

г) организационно-психологическим.

^ 4. Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в современном поиске зна­ний при стиле деятельности:

в) либеральном;

г) попустительском.

^ 5. Понимание эмоционального состояния другого чело­века относится к умениям:

а) межличностной коммуникации;

б) восприятия и понимания друг друга;

в) межличностного взаимодействия;

г) группового взаимодействия.

6. Один из главных механизмов межличностного вос­приятия в общении, характеризующийся пониманием и интерпретацией другого человека путем отождествления себя с ним, трактуется как:

б) стереотипизация;

в) эмпатия;

г) идентификация.

^ 7. Жесты, мимика и пантомимика - это средства обще­ния:

а) оптико-кинетические;

б) паралингвистические;

в) экстралингвистические;

г) пространственно-временные.

^ 8. Произношение, тембр, высота и громкость голоса относятся к средствам общения:

а) оптико-кинетическим;

б) паралингвистическим;

в) экстралингвистическим;

г) пространственно-временным.

9. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждени­ями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы под­вергаемся с детства;

в) с большим трудом меняются после двадцатого года жизни.

^ 10. Социальные роли связаны с:

а) социальным положением;

б) поведением, которого ждут от человека другие члены группы;

в) фактическим поведением человека.

^ 15. Малые группы

1. Процесс эмоционального проникновения во внутрен­ний мир другого человека, в его мысли, чувства, ожида­ния:

а) каузальная атрибуция;

б) социально-психологическая рефлексия;

в) эмпатия;

г) все ответы неверны.

^ 2. Межличностные механизмы восприятия:

а) ригидны;

б) консервативны;

в) имеют внеличностный характер;

г) все ответы неверны.

3. Межгрупповые механизмы восприятия:

а) тонкие;

б) гибкие;

в) индивидуализированные;

г) все ответы неверны.

^ 4. Межличностные механизмы:

а) средство обеспечения интеграции индивидуальных действий в совместной групповой деятельности;

б) обслуживает взаимодействие с другими группами;

в) все ответы верны.

^ 5. Механизм социального восприятия членами группы друг друга - это:

а) социально-психологическая рефлексия;

б) каузальная атрибуция;

в) идентификация;

г) все ответы верны.

^ 6. Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другими:

а) идентификация;

б) стереотипизация;

в) конформизм;

г) все ответы неверны.

^ 7. Межличностное социальное восприятие актуализи­руется в:

а) привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых людей;

б) непривычных условиях, при контактах с малознако­мыми и вовсе незнакомыми людьми;

в) все ответы неверны.

^ 8. Процесс приписывания причин, объясняющих пове­дение другого человека, - это:

а) физиологическая редукция;

б) каузальная атрибуция;

в) групповая идентификация;

г) все ответы верны.

^ 9. Децентрализация как механизм социального воспи­тания:

а) близок механизму идентификации;

б) тождественен физиогномической редукции;

в) противоположен конформности;

г) все ответы верны.

^ 10. Малая группа, мнение и оценка которой значимая для индивида, является группой:

а) членства;

б) неформальной;

в) формальной; >

г) референтной

^ 16. Предмет и этапы развития педагогики

1. Укажите правильное определение педагогики:

а) искусство, которое опирается на передовые достиже­ния всех наук;

б) наука о закономерностях развития воспитания, раз­рабатывающая цели, задачи, методы, содержание воспита­ния;

в) наука, имеющая свой предмет и методы изучения;

г) все ответы верны.

^ 2. Ведущим фактором в развитии личности является:

а) наследственность;

б) наследственность и среда;

в) воспитание;

3. Укажите правильное определение воспитания в узком педагогическом смысле:

б) целенаправленный систематический процесс воз­действия на личность с целью подготовки ее к трудовой жизни;

в) целенаправленный систематический процесс воздей­ствия на личность с целью формирования характера, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения.

^ 4. Предметом педагогики является:

а) процесс становления личности развивающегося человека;

б) история развития человеческого общества;

в) процесс воспитания;

г) все ответы верны.

^ 5. На исторический характер воспитания указывает изменение:

а) типов учебных заведений;

г) все ответы верны.

^ 6. Роль воспитания в жизни и развитии общества со­стоит:

а) в передаче общественно-исторического опыта от стар­шего поколения младшему;

б) в осуществлении подготовки к труду, в развитии и обучении подрастающего поколения;

в) в оказании помощи людям объединиться в борьбе за выживание, в сплачивании их в коллектив;

г) все ответы верны.

^ 7. Что определило развитие педагогики как науки?

а) процесс науки техники;

б) забота родителей о счастье детей;

в) повышение роли воспитания в общественной жизни;

г) биологический закон сохранения рода.

^ 8. Специальная педагогическая наука, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы, средства воспитания и образования детей с нарушением зрения - это:

а) тифлопедагогика;

б) олигофренопедагогика;

в) сурдопедагогика;

г) все ответы неверны.

^ 9. Кому принадлежит педагогический труд «Эмиль, или О воспитании»?

а) Ж. Ж. Руссо;

б) Р. Оуэн;

в) И.Г. Песталоцци;

г) В.А. Дистервег.

10. Педагогика как самостоятельная наука возникла:

а) в XVII веке;

б) в XVIII веке;

в) в XX веке;

г) в XVI веке.

^ 11. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой:

а) исследование человеческой природы;

б) изучение проблем образования и обучения в совре­менном мире;

в) познание законов воспитания, вооружения педаго­гов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса;

г) изучение воспитания как фактора духовного разви­тия людей.

17. Образование

1. Образование понимается и описывается как:

а) уровень;

б) процесс;

в) система;

г) все ответы верны.

^ 2. Понятие «образование» впервые упоминается в педа­гогических статьях в:

а) XVI веке;

б) ХУЛ веке;

в)ХУШвеке;

г) XIX веке.

3. До середины XIX века понятие «образование» упот­реблялось как:

а) синоним воспитания;

б) синоним теории обучения;

в) родовое понятие по отношению к обучению;

г) видовое понятие по отношению к обучению.

^ 4. Примат средств над целью, задач образования над смыслом составляет суть парадигмы образования:

а) культурологической;

б) технократической;

в) педоцентристской;

г) социетарной.

^ 5. Принципы государственного управления обществом выступают в качестве эталона парадигмы образования:

а) культурологической;

б) технократической;

в) педоцентристской;

г) социетарной.

^ 6. Критерием выделения теоретического и прикладного образования выступают:

а) тип и качество освоения научных понятий;

б) вид доминирующего содержания образования;

в) вид и мастерство освоения человеческой деятель­ности;

г) тип преобладания направленности и содержания образования.

7. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры, называется:

а) моделью образования как государственно-ведом­ственной организации;

б) моделью развивающего образования;

в) традиционной моделью образования;

г) рационалистической моделью образования.

^ 8. Система образования представляет собой:

а) совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образова­тельных стандартов, сеть реализующих их образователь­ных учреждений, органов управления образованием;

б) сеть учебных заведений различного типа;

в) образовательное пространство» находящееся под цен­трализованным управлением.

^ 18. Педагогический процесс

1. В чем заключается целостность педагогического про­цесса?

а) в подчинении всех процессов, его образующих, глав­ной, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности;

б) в том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой;

в) в том, что педагогический процесс не делится на составные части;

г) в том, что все процессы, образующие педагогический процесс, имеют общую методологическую основу.

^ 2. Педагогический процесс - это:

а) направленное и организованное взаимодействие вос­питателей и воспитанников, реализующее цели образова­ния и воспитания в условиях педагогической системы;

б) единство социализации, воспитания и саморазвития;

в) процесс передачи знаний подрастающему поколе­нию;

г) все ответы верны.

^ 3. Принципы целостного педагогического процесса - это:

а) система исходных, основных требований к воспи­танию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность;

б) условия успешного обучения;

в)требования, обеспечивающие оптимальное педагоги­ческое взаимодействие;

г) все ответы неверны.

Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно: 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний, 2) снижение способности к социальной адаптации, 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность). Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нарушения психастенического, неврастенического и сензитивного вида. Дистимические, объединяющие нарушения гипертимного, гипотимного и циклоидного вида. Социопатические, внутри которых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. "Психопатические", включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.

Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близких, склонность к рассуждательству, самоанализу-самокопанию. Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях при необходимости сделать самостоятельный выбор. Однако, когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. В качестве гиперкомпенсации нерешительности могут наблюдаться самоуверенные, безапелляционные суждения, утрированная решимость (бесшабашность). Защитой от постоянной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.

Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.

Сензитив. Прежде всего отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вследствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружающих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Стремление к гиперкомпенсации принимает форму самоутверждения не в той области, где могут раскрыться способности, а там, где чувствует собственную слабость. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Часто стремится занять общественные посты, где робость компенсируется авторитетом организации, хорошо выполняет формальную часть порученных ему функций. Труднопереносимыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброжелательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.

Гипертим. Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми.

Гипотим. Отличают постоянно пониженное настроение, повышенная тревожность, ожидание, что вот-вот должно случится нечто неприятное. Проблески улучшения настроения сопровождаются обострением тревожности: за радость нужно платить новыми несчастьями ("смеяться - к слезам"). Часто испытывает чувство вины, неполноценности: кажется, что в чем-то виноват, что окружающие смотрят на него свысока. От трудностей впадает в отчаяние, не способен к волевому усилию. Постоянно плохое самочувствие. После сна требуется длительный период врабатывания. Свойственны двигательная вялость, заторможенность. Объективно нуждается в создании и поддержании укрепляющего (тонизирующего) режима жизнедеятельности.

Циклотим. Определяющая черта - маломотивированные резкие колебания настроения, сохраняющегося затем в течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится циклотим в данный период, зависит все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным, и прошлое предстает то как цепь благоприятных событий, то как сплошь состоящее из неудач и несправедливостей, и повседневное окружение кажется то злонамеренным, то благожелательным.

Конформист. Выделяется сниженной потребностью в индивидуализации, отмечается низкая инициативность, тяготение к банальному, шаблонному, общепринятому, обезличенность. Стремясь всегда соответствовать окружению, не может противостоять ему. Внутренний дискомфорт наступает, когда чем-то выделяется из привычной для него среды. Свойственна немотивированная неприязнь к тем, кто не следует общепринятым стандартам.

Нонконформист. Доминирует ярко выраженная потребность действовать вопреки установленным правилам, сочетающаяся с безволием, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения императивно поставленных извне целей. Отсутствует жизненная перспектива. Социальные связи ослаблены, заметна тяга к случайным компаниям, сулящим развлечения, легкую смену впечатлений. Влечение к праздному времяпрепровождению.

Параноид. Отличается прежде всего повышенной конфликтностью вследствие настойчивого стремления к внедрению нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных. Имеет место ригидность поведения. Равнодушие или нежелание принять предлагаемые им проекты еще в большей степени настраивают на достижение своей цели. Характерна сосредоточенность, фиксированность на поставленной цели, сниженная способность к пониманию других, к эмпатии.

Шизоид. На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчеркивает впечатление холодности, черствости. Эти черты могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к межличностному взаимодействию.

Эпилелтоид. Характеристический признак - периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Асимметрия в межличностных отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда прерывают, не дают досказать, торопят. Успешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального выполнения инструкций.

Истероид. Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодование или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия. Не обладая достаточной стеничностью, способностью подчинять других, может на непродолжительное время занимать лидирующее положение в группе за счет способности выражать нарождающиеся настроения. Перед трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем облике, который весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, украшения, громкий смех, разнообразные голосовые модуляции. Социальные контакты хотя и обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию.

Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно: 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний, 2) снижение способности к социальной адаптации, 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность). Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нарушения психастенического, неврастенического и сензитивного вида. Дистимические, объединяющие нарушения гипертимного, гипотимного и циклоидного вида. Социопатические, внутри которых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. "Психопатические", включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.

Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близких, склонность к рассуждательству, самоанализу-самокопанию. Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях при необходимости сделать самостоятельный выбор. Однако, когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. В качестве гиперкомпенсации нерешительности могут наблюдаться самоуверенные, безапелляционные суждения, утрированная решимость (бесшабашность). Защитой от постоянной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.

Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.

Сензитив. Прежде всего отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вследствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружающих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Стремление к гиперкомпенсации принимает форму самоутверждения не в той области, где могут раскрыться способности, а там, где чувствует собственную слабость. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Часто стремится занять общественные посты, где робость компенсируется авторитетом организации, хорошо выполняет формальную часть порученных ему функций. Труднопереносимыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброжелательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.

Гипертим. Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми.


Изучение социально-психологического климата малых торговых предприятий.
Было проведено исследование социально-психологического климата по 4 выделенным торговым предприятиям (табл. 2-5). Табл. 2. Предприятие 1. сотрудники Социально-психол. климат Высокий Средний Низкий Неблагопр. 1. 34 2. 38 3. 29 4. 40 5. 45 6. ...

Гарри Стек Салливан
Гарри Стек Салливан – создатель новой концепции, известной как "межличностная теория психиатрии". Ее главный принцип – в том, что касается личности, – заключается в следующем: личность – это "относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека" (1953, с. 111 ...

Выводы
Целью констатирующего эксперимента была диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого были подобраны методики диагностики слуховой памяти дошкольников, отобраны детей для экспериментального исследования, проведено их обследование, сформулированы выводы об исходном уровне ра...

1 К каким теориям темперамента относиться теория У.Шелдона

гуморальным
+конституциональным
поведенческим
нейродинамическим

2 Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым
не свойственно:
повышение ранимости
снижение способности к социальной адаптации
+повышение способности к социальной адаптации
нарушение мотивационной сферы с доминированием амбивалентных состояний

3.Не высокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна:
сангвинику
холерику
флегматику
+меланхолику

4. Черты личности: скромность,самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности:
к другим людям
к деятельности
+к себе
к общественной и личной ответственности

5. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для:
флегматика
+сангвиника
холерика
меланхолика

6. Впервые психологическое описание «портретов» различных темпераментов дал:
Аристотель
+Гиппократ
И. Кант
Платон

7. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для:
+холерика
сангвиника
сангвиника
флегматика
меланхолика

8. Умение ставить цели,действовать по собственной инициативе и находить пути их решения, характеризует человека как:
решительного
+ целеустремленного
настойчивого
самостоятельного

9. Крэчмер говорил,что замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость свойственна для:
+астеников
пикников
атлетиков
диспластиков

10. Понятие об экстраверсии и интроверсии было разработано:
3. Фрейдом
+К. Юнгом
А. Адлером
К. Роджерсом

11. Тип темперамента, что характеризуеться легкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям,характерен для:
+меланхолику
холерику
сангвинику
флегматику

12. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
отношение другим
отношение личности к вещам
+систему отношений человека к самому себе
особенности протекания деятельности

13. Тип темперамента, что отличился подвижностью, общительностюи отзывчивостью, характерен для:
холерика
+сангвиника
холерика
флегматика
меланхолика

14. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют;
диспластика
пикника
астеника
+атлетика

15. Аккуратность, бережливость и щедрость - это:
черты, что проявляються по отношению к другим
+ черты, характеризующие отношение личности к вещам
система отношений человека к самому себе
черты, проявляющие отношение к деятельности

16. Формально-динамическую сторону поведения характеризует(ют):
+темперамент
направленность
настроение
способности

17Возможно ли изменить тип темперамента
Да
+Нет
Нужно приложить много усилий
В раннем возрасте

18. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из черт характера потребует от него наименьших усилий:
решительность
+доверчивость
инициативность
импульсивность

19. Устойчивые индивидуальные особенности личности, что складываються и проявляються в деятельности и общении -это:
способности
+характер
темперамент
задатки

21. А. – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?
+общительность
дисциплинированность
отзывчивость
трудолюбие

22. Чуствительная реакцияв ответ на силу внешнего воздействия является показателем:
реактивности
+сензитивности
активности
пластичности и ригидности

23 Природная основа темперамента:
головной мозг
+тип нервной системы
динамический стереотип
нервные процессы

24 Тип темперамента, что характеризуеться повышенной впечатлительностью и обидчивостью:
холерик
сангвиник
флегматик
+меланхолик

25 Тип темперамента, что характеризуеться вспыльчивостью и поспешностью в действиях:
+холерик
сангвиник
флегматик
меланхолик

26 Что характеризует темперамент:
+быстрое включение в работу
Вежливость
аккуратность
трудолюбие

27 Какой признак характер для меланхолического темперамента:
реактивность и активность
+эмоциональная возбудимость
пластичность и ригидность
сензитивность и чувствительность

28 Учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента принадлежит:
+Павлову
Ильину
Гиппократу
Ухтомскому

29 Процесс, противоположный возбуждению, что ведет к замедлению или задержке проведения импульсов в нервных центрах:
+торможение
динамичность
меланхолия
лабильность

30 Характер – это
+Устойчивые черты личности,что определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе

Совокупность свойств,что характеризуют динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение

Генетически обусловленое явление

И практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений . Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного . Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии , Зидмунда Фрейда и Альфреда Адлера , Юнг полагает, что в сущности схожие концепции этих авторов различаются по причине экстраверсированности их авторов. Если первый, по Юнгу, обладает интроверсией, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо . Экстраверсия-интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления , чувства , ощущения , интуиции .

Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как "Большая Пятерка" (John et al., 2008) или HEXACO (Ashton et al., 2004).

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс , в соционике , в психософии , и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.

Экстраверты

  • общению с людьми,
  • вниманию со стороны окружающих,
  • участию в публичных выступлениях,
  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверты получают стимул к существованию от внешнего мира - от действий, людей, мест и вещей. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее, даже экстравертам необходимо перемежать периоды лихорадочной активности с отдыхом. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются , сконцентрированы на результатах, предпочитают находиться в толпе и действовать.

Экстраверт может быть превосходным тамадой , организатором (часто на общественных началах), чиновником , руководителем, артистом или конферансье .

Интроверты

Интроверты - тип личности, ориентированный "внутрь" или "на" себя. Интровертность - совсем не то, что застенчивость или отчужденность, это не патология. Кроме того, это свойство личности не подлежит изменению, даже если вы очень сильно захотите. Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. В типологии Леонгарда, экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, в то время как интроверт - наоборот, личность волевая. Интроверты сдержанны, педантичны, пунктуальны, немногословны. Это категория людей, которые прежде чем сказать, все тщательно обдумывают, и только потом может быть решаются вербализировать информацию. Благодаря своей вдумчивости, рассудительности и спокойствию интроверты предпочитают вникать в суть вещей.

Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вызывает у них неприятные ощущения. Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновешивать свои энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию. Такова их естественная экологическая ниша. Нередки случаи, когда интроверты из-за социального неприятия переступают через себя и надевают «маску», становясь веселым, общительным человеком, но как только у человека появляется возможность отдохнуть от своей роли, и погрузится в свои мысли, интроверт становится таким, какой он есть - ориентированным на свой внутренний мир. Напротив, типичный интроверт спокоен, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве. Интроверт может быть превосходным учёным, психологом, исследователем или писателем.

Амбиверты (диаверты)

Так как частотное распределение в нормальной популяции центрировано на среднем участке шкалы интроверсии - экстраверсии, то большинство людей можно отнести к амбивертам. Амбиверт - это личность со средними показателями по этой шкале.

Классификация

Дмитрий Мария Марк Илья Сергей
Я душа компании. Да Да Да Нет Нет
Мне нравится быть центром всеобщего внимания. Да Нет Да Нет Нет
Я способен взять под контроль общественную ситуацию. Да Да Да Нет Нет
Я люблю активный образ жизни. Да Да Нет Да Нет
Я легко завожу друзей. Да Да Нет Да Нет
Я молчалив в чужой компании. Нет Нет Да Нет Да
Я не люблю привлекать внимание. Нет Да Да Да Да
Я не люблю ходить на вечеринки по выходным. Нет Нет Да Да Да
Мне нравится работать самостоятельно и независимо. Нет Да Нет Да Да
Я наслаждаюсь одиночеством. Нет Нет Нет Да Да
Результат 100% Экстраверт 70% Экстраверт 50% Экстраверт
50% Интроверт
(Амбиверт )
70% Интроверт 100% Интроверт

См. также

Концепция психологических типов Юнга

Примечания

Литература

  • Айзенк Г.Ю. Структура личности. - СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. - 464 с - ISBN - 5896920148.
  • Юнг К.Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.
  • Ashton, M.C., Lee, K., Perugini, M., Szarota, P., de Vries, R.E., Di Blas, L., et al.(2004). A six-factor structure of personality-descriptive adjectives: Solutions from psycholexical studies in seven languages. Journal of Personality and Social Psychology, 86, 356-366.
  • Eysenck, H. J. Dimensions of Personality. London. 1947.
  • John, O.P., Naumann, L.P., & Soto, C.J. (2008). Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy. In O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.), Handbook of personality: Theory and research (pp. 114-158). New York, NY: Guilford Press.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тельняшка
  • Гаттака (фильм)

Смотреть что такое "Интроверсия - экстраверсия" в других словарях:

    интроверсия и экстраверсия - (интроверсия и экстраверсия) характеристика различий индивидуально психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного… …

    интроверсия - экстраверсия - характеристика различий индивидуально психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и… … Большая психологическая энциклопедия

    Интроверсия / экстраверсия (introversion / extraversion) - В 1921 г. Карл Юнг в своей книге «Психологические типы» (Psychologische Туреп) ввел в обиход термины «интроверсия» и «экстраверсия». Для Юнга интроверсия означала обращение либидо внутрь, а экстраверсия направление либидо вовне. Один из самых… … Психологическая энциклопедия

    Интроверсия - экстраверсия распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.… … Википедия

    интроверсия - 1. Обращенность сознания к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие экстраверсия. 2. Согласно З. Фрейду… … Большая психологическая энциклопедия