Эдвард де боно латеральное мышление. Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач. Что такое латеральное мышление

Дивергентное (латеральное) мышление является особым способом решения проблем. Используя его, человек старается взглянуть на проблему с различных сторон. Латеральное мышление было представлено Эдвардом де Боно. Этот выдающийся мыслитель является автором и других концепций: "6 шляп мышления", "6 медалей оценки" и прочих.

Латеральное мышление именуется также как нестандартное, нешаблонное, боковое, поперечное и так далее. Этот способ призван при необходимости дополнять обычные, традиционные, вертикальные приемы. Понимание необходимости использования нестандартных подходов пришло в первую очередь к тем людям и организациям, жизнь и деятельность которых тесно связана с творчеством, со способностью к созданию новых идей.

Гибкость мышления является основным условием при подборе нешаблонных методов. Механизм нестандартного подхода заключается в разрушении привычных, устоявшихся стереотипов. Сознание и мышление при этом тесно взаимосвязаны. Второе разрушает паттерны. Сознание, в свою очередь, принимает новые идеи. В некоторых случаях новые мысли и идеи могут показаться не очень хорошими, однако многие из них при должном структурировании обладают достаточно большим потенциалом и широкими перспективами.

Латеральное мышление может применяться в самых различных сферах деятельности. Так, нестандартные подходы можно использовать на работе, если специфика деятельности предусматривает творчество, требует постоянного обновления идей или способов выхода из самых разных кризисных ситуаций. Например, в бизнесе очень часто происходят ситуации, в которых удачно и вовремя сказанная шутка позволяет разрядить накаленную обстановку в коллективе. Латеральным мышлением можно воспользоваться на отдыхе, выбирая, например, место, куда съездить в отпуск.

Главной задачей нешаблонного подхода является, по мнению ряда авторов, преодоление поискового клише. Сознание рассматривается как система пассивная, как среда, в которой происходит самостоятельная организация информации.

Считается, что у человека весьма ограниченное внимание в единицу времени. Часто одни люди упрекают других в некоторой "зацикленности" на проблеме. Принципы латерального мышления не позволяют прочно утвердиться информации, закрыв доступ новым данным. Нестандартный подход позволяет вместе с этим комбинировать имеющиеся знания, зачастую образуя совершенно новые и неожиданные сочетания.

Нешаблонный способ решения задачи не ставит целью достичь конкретного одного результата. В латеральном мышлении факт не обладает безусловной силой. Нестандартный подход является лишь особым методом использования информации при решении проблемы, способом пробовать, искать, идти дальше.

В латеральном мышлении разделяют три основных приема: упорядочивание, соотношение и структурирование.

Нейропсихологами была выявлена связь между нестандартным (дивергентным) подходом и конвергентным (стандартным) подходом и Так, известно, что левое отвечает за а правое - за интуитивное восприятие.

Исходя из задач, человек может использовать то или другое полушарие. Так, например, у художника более активно правое, а у бухгалтера - левое.

Ассоциативность нешаблонного подхода позволяет применять внутреннюю свободу. К характерным чертам дивергентного мышления следует отнести "беглость восприятия". Она отражает способность к созданию нескольких идей одновременно. Еще одной характеристикой является гибкость. Это свойство предусматривает умение быстро переходить от одной точки зрения к другой. Немаловажно и наличие нетривиальности - способности к формированию оригинальных идей.

16 234

В большинстве случаев мы мыслим вертикально: выбираем самый многообещающий подход к решению вопроса и следуем ему. Открещиваемся от дорог, которые могут увести в сторону, действуем методом исключения, наклеиваем на предметы, людей и понятия ярлыки. За всем этим стоят психологические барьеры. Преодолев их, можно сделать жизнь интереснее, а работу продуктивнее. Научиться этому можно, освоив техники латерального - нешаблонного - мышления, предложенные психологом Эдвардом де Боно.

Гонки по вертикали

Мы часто бываем инертными, особенно в том, что касается способов мыслить, предлагать идеи и решения. Нам страшно заступить на незнакомую территорию, озвучить пришедшую в голову сумасшедшую мысль - а вдруг станем посмешищем? Куда безопаснее оставаться в привычном мирке шаблонов и схем.

В таком подходе нет ничего плохого, только сложившийся в нашей голове паттерн (схема, образ) мышления не всегда оптимальный. Складывается он под влиянием других паттернов, а также точек зрения, принятых обществом в целом и нашим окружением в частности. К тому же прямая дорога иногда заводит в тупик - тут может пригодиться умение искать обходные пути и смотреть на проблему под новым углом. Латеральное мышление (лат. lateralis - боковой) - это способность думать нешаблонно, используя максимальное количество подходов к вопросу, которые зачастую игнорируются нашим логическим мышлением.

Разминка: давайте поиграем

Считаете, что у вас нет фантазии и совершенно не развито воображение? Всему этому можно научиться.

Первый способ - игра в «Данетки» : ведущий описывает необычную ситуацию, а игроки должны в ней разобраться, задавая уточняющие вопросы, на которые можно однозначно ответить только «да» или «нет».

Пример: «16 музыкантов духового оркестра играют перед зрителями, но их никто не слушает. Почему?» (Ответ: потому что играют они в баскетбол.) Вопросы для игры можно найти в интернете или купить набор карточек.

Второй способ - логические загадки и головоломки , например: «Каких камней не бывает в реке?», «Как бросить яйцо, чтобы оно пролетело три метра и не разбилось?», «На какой вопрос нельзя ответить «да»?».

Для взрослого человека такое занятие несолидно? Играйте вместе с детьми - Эдвард де Боно считает, что латеральному мышлению нужно учить в школах, и некоторые учебные заведения на Западе поддерживают его идею.

Третий способ - придумать максимум новых вариантов, например, применения сдутого футбольного мяча, колокольчика или торшера. Отличная идея для вечера в кругу семьи и для мыслительной разминки перед совещанием.

Освоили способы попроще? Переходим к основным методам латерального мышления.

Метод 1

6 шляп мышления

Вряд ли нужно объяснять, что такое мозговой штурм. Но знаете ли вы, что в большинстве случаев штурмы проходят неправильно? Типичный сценарий: кто-то генерит идеи, а кто-то безжалостно рубит их на корню. Обсуждение заходит в тупик, все расходятся, недовольные друг другом.

Что делать? Использовать 6 шляп мышления:

Белая - информационная: чем располагаем, чего не хватает.

Зеленая - творческая: генерация идей и поиск альтернатив.

Красная - эмоциональная: чувства, связанные с выдвинутой идеей.

Желтая - оптимистическая: преимущества идеи.

Черная - критическая: проверка идеи на прочность, возможные трудности в реализации.

Синяя - организационная: чего удалось достичь и каковы дальнейшие шаги.

В начале встречи можно дать каждому из сотрудников тот или иной «головной убор» и попросить не выходить за рамки полномочий: например, Белая шляпа отвечает только за факты и не вправе критиковать. В ходе штурма можно меняться шляпами, чтобы все участники по очереди выступили в каждой роли. Такой подход научит «ворчунов» смотреть на чужие идеи под новым углом и сделает встречу более конструктивной. Пользоваться шляпами можно и в одиночку, поочередно надевая их на себя и рассматривая вопрос с разных сторон.

Метод 2

Синектический штурм

Синектика - это сочетание разнородных, зачастую несовместимых элементов. В основе этого метода лежат разные виды аналогии:

Прямая: а как обычно решают похожие проблемы?

Личная: попытка поставить себя на место субъекта (клиента, покупателя)

Обобщающая: описание задачи двумя словами.

Символическая: как бы эту проблему решил вымышленный или реальный исторический персонаж?

По мнению де Боно, это помогает привести мысли в движение, а также спасает от стереотипного мышления.

Метод 3

Случайное слово

Еще один прием, который полезно применять на мозговых штурмах, когда обсуждение буксует, а решение так и не найдено. Попросите участников назвать по одному случайному слову и попробуйте связать его с темой вашего обсуждения. На пути от абстрактного слова к вашей задаче наверняка появятся новые мысли, идеи и аналогии. Хорош метод и тогда, когда непонятно, как приступить к задаче. Пользоваться им можно и в одиночку, выписывая слова и ассоциации на бумаге.

Метод 4

Выход за рамки

Любая задача, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, ограничена рамками бюджета, времени или других ресурсов. Именно к этому часто апеллируют критики идей: «Но нам выделено на проект всего…», «А кто будет это делать? У меня все люди заняты!». Но даже если отменить или пересмотреть рамки не всегда возможно, никто не мешает мысли вырваться за их пределы. Так вы сможете расширить круг идей, и наверняка хотя бы некоторые из них удастся потом реализовать.

***

Конечно, чтобы начать развивать латеральное мышление, потребуется определенное мужество сделать первый шаг и, быть может, оказаться смешным. Но, как пишет Эдвард де Боно: «Мышление - это не только решение сложных проблем и задач. И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями над простыми задачами, к которым можете легко найти ответ. Таким образом вы разовьете в себе навык мыслить, уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие».

Об эксперте

Эдвард де Боно (Edward de Bono) - психолог, эксперт в области творческого мышления, автор книг, в том числе «Латеральное мышление», «Красота ума», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи».

Система мышления Эдварда Де Боно создана во второй половине двадцатого века и содержит революционные взгляды на структуру мышления, а также на возможности по повышению его эффективности, развитию творческого потенциала человека. Система включает научный, образовательный и прикладной аспекты.

Эдвард Де Боно — известный психолог и писатель , эксперт в области творческого мышления. Де Боно родился в 1933 году на Мальте. Создатель системы творческого мышления изучал медицину, психологию, физиологию в процессе своего обучения и работы в Оксфордском, Кембриджском, Гарвардском университетах и др.

Среди наиболее известных произведений Де Боно — "Водная логика ", "Латеральное мышление ", "Научите себя думать ", "Рождение новой идеи ", "Серьёзное творческое мышление ", "Шесть шляп мышления ", "Я прав — вы заблуждаетесь ".

В 1969 году была издана ключевая книга Эдварда де Боно, "Механизм разума ", в которой он предложил новый подход к оценке восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры. Один из ведущих физиков мира, нобелевский лауреат Мюррэй Гелл-Манн, сказал, что эта книга на десятилетие опередила работы по теории хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем .

На основе этого подхода Эдвард де Боно создал концепцию латерального мышления и практические методики его применения. Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом. В стабильном мире этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Однако в современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении — творческом, конструктивном , позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления .

Эти методики активно используются в бизнесе и были внедрены в крупнейших международных корпорациях — IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens. Тысячи школ по всему миру используют программы обучения по методикам де Боно (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее и других странах).

Де Боно констатирует, что образование до сих пор ориентировано на то, чтобы загрузить учащегося максимальным количеством знаний и фактов, но не учит его мыслить. Точнее учит мыслить однобоко, уделяя внимание в основном критическому мышлению. Критическое мышление нужно, но, не владея другими инструментами, человек попадает в ловушку, он не способен объективно рассматривать все стороны проблемы, генерировать новые идеи, ориентироваться на практический результат мышления.

Де Боно отметил важность процесса восприятия в мышлении. В школе люди привыкли абстрагироваться от восприятия — они получают задачи с готовой входной информацией. Но в жизни всё не так. Здесь решение задачи целиком зависит от начального восприятия проблемы. Особенно ценно это наблюдение при межличностных взаимоотношениях. В большинстве случаев каждый из участников дискуссии прав, но исходя именно из своего восприятия, которое основано на его принципах, ценностях, воспитании, знаниях и т.д. Учитывая это, нужно сосредоточиться не на том, чтобы переубедить оппонента, а на эффективном взаимодействии, позволяющем выработать креативныепредложения, удовлетворяющие истинныминтересам сторон.

Де Боно отмечает, что до сих пор распространённая ориентация исключительнона логические принципы, предложенные ещё древнегреческими философами, не способна эффективно решать современные проблемы. В противовес он предлагает свою — водную логику (вместо традиционной каменной). Например, согласно принятой логике, утверждение может быть либо истинно — либо ложно. А водная логика гибче — стакан может быть наполнен водой не полностью — "он наполовину полон, и он — наполовину пуст". Важно, что водная логика имеет серьёзное практическое применение. Де Боно считает, что за ней — будущее. Он справедливо замечает, что господство каменной логики привело к расцветунауки и техники, но совершенно не продвинуло вперёд человеческие взаимоотношения — до сих пор конфликты решаются посредством силы из-за неумения договориться, взглянуть на проблему шире.

Рассмотрим один из самых простых и эффективных методов мышлений, предложенный Де Боно — Шесть шляп . Достоинство данного метода в том, что он может применяться как при групповом, так и при индивидуальном мышлении, а научиться ему можно всего за полчаса. Не секрет, что человек, размышляя над какой-либо проблемой, старается "объять необъятное" — одновременно ищет новые идеи, анализирует их логичность, старается абстрагироваться от эмоций, делает выводы и т.д. Получается хаос , из которого очень трудно извлечь что-то по настоящему ценное. Де Боно выделил шесть основных типов мышления, каждый из которых он обозначил шляпой определённого цвета. Он предложил использовать эти типы последовательно в процессе размышления — по аналогии со сниманием и надеванием шляп. Описание каждой шляпы иллюстрирует её функциональность :

    Красная Шляпа. Эмоции . Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

    Жёлтая Шляпа. Преимущества . Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

    Чёрная Шляпа. Осторожность . Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

    Зелёная Шляпа. Творчество . Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

    Белая Шляпа. Информация . Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

    Синяя Шляпа. Организация мышления . Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

В групповой работе самая распространённая модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно "надевают шляпы" одного цвета, согласно определённой последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остаётся под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества метода Шести шляп (чтобы их найти нужно воспользоваться Жёлтой шляпой):

    Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать её красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;

    Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;

    Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров;

    Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным;

    Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;

    Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени;

    Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Безусловно, как и любая методика, система мышления Эдварда Де Боно требует времении терпениядля своего усвоения: необходимо сформировать привычку мыслить по правилам. Но взамен практикующий получит:

  • повышение эффективностисвоего мышления и как следствие принимаемых решений;
  • удовольствиеот процесса мышления.

Для развития творческого мышлени я Де Боно советует:

  1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления;
  2. Сомневайтесь в допускаемом;
  3. Обобщайте альтернативы;
  4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится;
  5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

«Латеральное мышление» Эдварда де Боно

В своей книге Lateral Thinking for Management Эдвард де Боно дает следующее определение вертикального мышления:

Вертикальное мышление – это традиционное логическое мышление, потому что вы из одного состояния информированности непосредственно переходите к другому. Вы словно возводите башню, помещая каждый следующий камень ровно на вершину предыдущего; или углубляете яму.

Он противопоставляет вертикальное мышление латеральному. Латеральное мышление можно рассматривать как «дискретное» мышление или «изменение ради изменения». Вероятно, лучше всего объяснить латеральное мышление в сравнении с более традиционным, или вертикальным мышлением, которое свойственно большинству людей. Де Боно приводит несколько примеров:

1. Вертикальное мышление выборочное, патеральное – более общее.

2. Вертикальное мышление развивается только тогда, когда есть направ-

ление движения, латеральное мышление развивается для того, чтобы создать направление.

3. Вертикальное мышление носит аналитический характер, латеральное – стимулирующий.

4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может быть скачкообразным.

5. Вертикальное мышление требует правильности каждого шага, латеральное – нет.

6. При вертикальном мышлении человек использует отрицание для блокировки определенных путей, в латеральном отрицаний нет.

7. При вертикальном мышлении человек концентрируется и исключает все, что не относится к делу, при латеральном мышлении человек приветствует возникающие возможности.

8. В вертикальном мышлении категории, классификации и ярлыки зафиксированы, в латеральном – нет.

9. Вертикальное мышление идет по наиболее вероятным путям, латеральное исследует наименее вероятные.

10. Вертикальное мышление – конечный процесс, латеральное мышление – вероятностный.

Таким образом, латеральное мышление стремится изучить отношения между элементами, ситуациями, событиями или действиями для генерации новых уникальных идей. Эти отношения не всегда оказываются простыми, потому что мы склонны мыслить паттернами, или в некоей самоорганизующейся системе. Мыслительные паттерны крайне полезны при взаимодействии с мириадами повседневных действий, необходимых для выживания в условиях среды, но они препятствую развитию новых походов или концепций. Латеральное мышление пытается вырваться из самоорганизующихся мыслительных паттернов, чтобы получить доступ к новым, еще не исследованным отношениям. Де Боно дает такое описание латеральному мышлению:

Целью латерального мышления является создание новых идей и отказ отустаревших. Потребность в латеральном мышлении возникает из паттерновой организации работы мозга, которая не позволяет реструктурировать идеи, чтобы подвести их к актуальному ypовню требований и максимально эффективно использовать всюдоступную информацию. Традиционные способы мышления эффективно справляются с созданием идей, но сильны в ихреструктуризации. Латеральное мышление выступает в качестве дополнения традиционному и, в частности, вноситдискретность, необходимую для реструктуризации идей. Мозговый процесс латерального мышления – отказ от старых идей и стимулирование создания новых. Идеи, созданные латеральным мышлением, отбираются и разрабатываются стандартными методами мышления.

Предисловие автора

Почему деятельность одних людей всегда богата новыми идеями, в то время как у других, ничуть не менее образованных, она в этом отношении бесплодна?

Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей. Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. В данной книге предпринимается попытка исследовать этот вид мышления, показать его отличие от обычного логического мышления и его большую действенность при получении новых идей. В ходе изложения материала мы назвали этот вид мышления нешаблонное в отличие от обычного, логического мышления, которое названо шаблонное мышление.

Слово нешаблонное более понятно, чем слово латеральное как указывается в первоисточнике. При чтении можно использовать вместо русского варианта нешаблонное авторское слово латеральное без каких-либо проблем.

Для того чтобы лучше понять, что происходит в человеческом мозгу в процессе мышления, необходимо всю его деятельность представить в виде определенных паттернов возбуждений, происходящих в нервной сети мозга.

Вполне возможно предложить общую концепцию его функциональной организации. Так же как можно разобраться в схеме электрической сети жилого дома, не зная детально схемы каждой отдельной проводки или конструкции каждого выключателя, так и процесс мышления можно понять, исследуя внешние проявления разума, показывающие, какие системы лежат в его основе.

С помощью такого рода системного анализа можно было бы, например, исследовать эффект сложного взаимодействия положительной и отрицательной обратной связи.

Однако подобный взгляд на функционирование мозга может служить только более или менее удобной моделью для развития понятия нешаблонного мышления. Но в этом случае полезность нешаблонного мышления ни в коей мере не зависит от того, соответствует ли эта модель действительности или нет. Даже если она соответствует действительности, это совершенно не отразится на умении пользоваться нешаблонным мышлением, как не сказывается знание техники на умении шофера водить машину. Ведь никому же в голову не придет предположить, что правильное использование логического мышления зависит от всестороннего понимания деятельности мозга.

Следовательно, идеи, высказанные в этой книге, основаны на наблюдении и на определенном понимании функциональной организации мозга. На страницах книги использованы такие привычные термины, как мысли, идеи, восприятия. Они несут наибольшую смысловую нагрузку при разработке понятия нешаблонного мышления.

Нешаблонное мышление не является какой-то повой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума. Так, новые способы преподавания математики используют нешаблонное мышление соответствующим образом, в то время как в психоделическом культе оно явно искажено.

Ссылка на новые способы преподавания математики является в данном случае наиболее уместной, поскольку традиционные методы подхода к математике заменяются методом непосредственного развития ученика, представляющим ему возможность самому испытать чувство удовлетворения своими достижениями. Это в значительной степени развивает гибкость ума, ибо активно стимулирует ученика на рассмотрение той или иной проблемы с самых различных точек зрения и показывает, что существует множество путей получения правильного результата. Со временем те же принципы обучения, которые связаны с всеобщей основой нешаблонного мышления, могут быть распространены и на другие виды обучения.

Прочтя эту книгу, некоторые читатели узнают нешаблонное мышление, поскольку нечто подобное время от времени мелькало и в их сознании, и, вероятно, вспомнят случаи, когда на основе этих мимолетных ощущений были достигнуты блестящие результаты. Невозможно составить учебник по нешаблонному мышлению, однако на последующих страницах книги мы попытаемся показать, как можно сознательно использовать определенные технические приемы для того, чтобы помочь освободиться от сковывающего воздействия логического мышления. Основная идея книги - показать, что представляет собой нешаблонное мышление, как оно действует, а затем побудить читателя развить в себе свои собственные задатки к мышлению такого рода.