Чу щу пиши с у примеры. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Работа по закреплению правила. Работа с тренажером

Урок русского языка в 1-м классе

Провела учитель начальтных классов МКОУ «Новоникольская СОШ»

Фанина Ирина Алексеевна.

Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями ча, ща.»

Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний ча-ща, и применение на письме.

Задачи:

    формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща;

    развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;

    воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

Методы обучения : продуктивный, системно-деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения : ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, картинки солнышка и теремка, лучики для солнышка, буквы щ и ч .

Технологии : игровая, сотрудничества, ИКТ.

    Организационный момент.

Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

Скажите, а у вас хорошее настроение? (Солнышко поэтому смеётся)

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями и с Солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.

Подготовим артикуляционный аппарат к работе.

Выполним дыхательную гимнастику.

Задуйте свечу.

Задуйте много свечей.

Как жужжит муха?

Как рычит собака? Молодцы!

2. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадки. И вы узнаете, какие буквы мы будем сегодня писать.

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

Одежда станет чище.

Что это? Правильно, щётка. Назовите первую букву в этом слове. Вот её мы и будем писать. Вспомните, как она пишется, напишите всю строчку маленькую букву щ.

Послушайте ещё одну загадку.

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

Что это? Мяч. Назовите последнюю букву в этом слове. Правильно, ч. Напишите всю строчку маленькую букву ч.

Какой общий элемент у этих двух букв? Палочка с закруглением внизу вправо.

3 .Повторение изученных звуков и букв.

На доске висит красочный теремок. Ребята, посмотрите на надпись и определите, какие буквы живут в теремке. Правильно, согласные. А буквы, которые мы писали, мы можем поселить в него? Тогда давайте поселим наши буквы в теремок. Кто желает?

Игра «Теремок».

Учитель начинает игру.

Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква ща . (Ученик берет в руки карточку с буквой щ и продолжает:

Буква ща обозначает согласный звук, мягкий- [Щ ], глухой,шипящий, непарный. Селит букву Щ .

Вошла буква Щ в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо еще одна буква че . (Второй ученик берет карточку с буквой ч и продолжает.

Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Первый ученик (буква ща ) отвечает:

Это я, буква Ща, обозначаю согласный звук, мягкий[Щ "], глухой, непарный. А ты кто?

Я буква Че , обозначаю согласный звук, мягкий[ч "], глухой, шипящий. Пусти меня к себе жить! -Ну что ж, заходи, будем жить с другими согласными. Стали буквы жить в теремке. Чтобы буквы в теремке жили дружно, вы должны постараться и вспомнить, какое правило с этими буквами есть в русском языке.

Ча-ща пиши с буквой а.

Подумайте и назовите слова, в которых встречаются это сочетания.

Если трудно, то моя игра «Составь слово» поможет вам.

(вывешиваю плакат, по которому составляют слова.)

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок, если мы вспомнили это правило? Правильно, сегодня мы с вами

закрепим умение правильно писать слова с сочетаниями ча – ща. С какой буквой не дружат Ч и Щ? Правильно, с я , потому что никогда с ней не пишутся.

Физминутка с роботами.

4. Работа по закреплению правила. Работа с тренажером.

Откройте тетради. Работать будем по вариантам. Перед вами слова. Каждый вариант записывает слова в столбик, вставляя пропущенные буквы.

Руки? – На месте!

Ноги? - На месте!

Локти? - У края!

Спинка? – Прямая!

Молодцы! А теперь проверьте свои работы. Подчеркните сочетания. В русском языке больше слов с сочетанием ча , поэтому их будет больше на нашем уроке.

5. Работа в группах. Разгадывание кроссворда.

Сегодня мы с вами будем работать группах. Давайте вспомним правила работы в группах:

Помогать друг другу

Советоваться

Выслушивать друг друга

Подсказка: во всех отгадках есть сочетания, написание которых мы закрепляем сегодня.

(Дети распределяются по группам и разгадывают кроссворд.)

    Горячий, сладкий я напиток, который пьют по утрам.

2. Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала

    Не сердятся, а усами ворочают,
    Не молчат, а слова не скажут,
    Идут, а с места не сдвинутся.

4. Предмет, из которого мы пьём чай.

5. Пузатый, носатый

На плите сопел.

Потом вдруг нечаянно

Песню запел.

Итак, первой закончила работу 1 группа. Молодцы, вам вручается вымпел мудрой совы.

Прочитайте слова-отгадки. Что общего в этих словах?

Физминутка.

6.. Работа над предложением.

На экране – картинки. Перечислите тех, кто здесь изображен. Как можно назвать их одним словом? На какие группы можно разделить их? Назовите признаки каждой группы. Назовите детёнышей этих животных. Есть ли в этих словах сочетания, над которыми мы сегодня работаем? Закончите предложения и запишите их в тетрадь. Записать нужно только одно предложение. Выберите предложение, которое вам выполнить легче. В первом необходимо вставить только пропущенное сочетание, во втором - подходящее по смыслу слово, а в третьем – выберите нужное слово. Не забываем о правильной посадке.

У волка были вол…та.

У белки в дупле ……….

Под кустом спят ……… (зайчата, галчата)

Проверьте свои записи. Подчеркните сочетания, написание которых мы повторяем.

7. Работа со схемой.

На доске записано предложение

Бабушка была у врача.

Есть ли в этом предложении сочетания ча – ща? Назовите его. А теперь в тетради на следующей строке составьте схему этого предложения. 1 ученик у доски составит схему. Кто пойдёт?

(ученик составляет схему у доски )

Проверьте свои работы. Поднимите руки, кто не допустил ошибку.

Какую цель мы ставили себе в начале урока? (закрепить написание сочетаний). Итак, как пишутся они?

Вывешиваем плакат с правилом .

Работали сегодня на уроке вы отлично, мне понравилось. А понравилась ли вам ваша работа?

8. Рефлексия .

У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лучик, если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться – белый.

(дети выходят и прикрепляют лучики)

Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам.

Мне удалось ……..

Меня удивило ……

Мне понравилось ……

Я порадовался за …….

Я хочу поблагодарить ……. за ………

Я могу похвалить себя за ……..

Резерв. Работа в парах.

Детям, сидящим за одной партой, раздаю ребусы. Пара, которая закончит отгадывать первой, поднимает соединённые руки. Если отгадали правильно, вручается медаль.

Источники: ресурсы Интернет

ЦЕЛИ:

  • изучение орфограммы правописания гласных после шипящих (ча-ща) и закрепление её при письме слов и предложений;
  • развитие орфографической зоркости при письме слов со слогами ча-ща;
  • коррекция фонематического слуха при дифференциации слов на материале стихотворения, мышления и связной устной и письменной речи при словообразовании на материале учебника;
  • воспитание мотивации к обучению, аккуратности при оформлении записей в тетрадях и на доске, умения слушать товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • тетради для чистописания,
  • фигурки Зайчонка, Лисёнка, Бельчонка,
  • 3 пары нарисованных лыж,
  • фигурки мальчиков Ча и Ща и девочки Яны,
  • фигурки рыбок с предложениями, учебник.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

(Дежурный объявляет начало урока. Дети записывают число в тетрадях).

Учитель. Ребята, сегодня наш урок пройдёт в форме соревнования. Кто же будет участвовать?

(Распределение детей по командам болельщиков в зависимости от ряда и отгаданной загадки. За каждой командой закрепляется зверёк: Зайчонок, Бельчонок, Лисёнок).

Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (Лиса)

2. Повторение.

Внимание! Внимание!
Начинаются соревнования!
Зверушек ждёт старт,
Все построились в ряд
И слушают внимательно
Первое задание.

Стартуют Бельчонок, Зайчонок и Лисёнок. Вот и первый тур соревнований: стоят ЛЫ, а дальше точки... Нужно вставить какой-то слог, чтобы получилось слово.

Дети. Нужно добавить слог ЖИ. Получится слово ЛЫЖИ.

Учитель. Какое правило мы соблюдаем при записи этого слова?

Дети. ЖИ и ШИ пиши с гласной буквой И.

Учитель. Итак, вперёд вырвался...(например, Лисёнок), т.к. его болельщики первыми правильно выполнили это задание.

А у нас – бег с препятствиями. И вот первое препятствие: перед спортсменами - дорожки из слов. Внимание! В моих словах найдите спрятанные слова. Помогите спортсменам разобраться, запишите новые слова, объясните их правописание.

ЗАКРУЖИЛИСЬ, МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ.

(Жили, шина, ежи, чай, мыши, уши).

(Для детей 3-й педагогической группы в помощь указаны стрелки. Дети записывают получившиеся слова, объясняя их написание).

3. Сообщение темы урока.

Учитель. Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

Дети. Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.

Учитель. Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?

Дети. Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.

Учитель. Молодцы и вы, и спортсмены! Сегодня мы работаем над темой: “Правописание ЧА, ЩА”. На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.

4. Гимнастика для рук.

(Один из дежурных проводит пальчиковую гимнастику).

А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики –
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики –
Девочки и мальчики.

5. Минутка чистописания.

Учитель. Откройте тетрадочки для чистописания. Вам нужно продолжить дорожку для спортсменов, и эта дорожка будет состоять из слогов ЧА и ЩА. У какой команды дорожка будет самая ровная и красивая, та и вырвется вперёд на наших соревнованиях.

(Дети прописывают в тетрадочках для чистописания слоги ЧА и ЩА).

Учитель. Вперёд вырвалась команда... А мы продолжаем наши соревнования – работаем над темой урока.

6. Работа над темой урока.

(На доске появляются фигурки мальчиков Ча и Ща и девочки Яны).

Жили-были Ча и Ща –
Очень честные друзья:
Ча и Ща всем признавались,
Что только с буквой А писались.

Девочка Яна к ним в гости пришла,
Буковку Я с собой принесла.
Вместо А – Я она написала
(Правила нашего она не читала).

Стало грустно вдруг друзьям.
Почему, понятно вам?
А Яна двойки получает.
Отчего-почему? – не знает.

А вы, ребята, знаете?

Дети. Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.

Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,
С буквой А ты всегда их пиши!

Повторите правило, которое вам рассказали друзья Ча и Ща.

(Дети повторяют правило).

Учитель. Вспомните, какие слова повторялись в стихотворении? Объясните их значение.

Дети. Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. (Объяснение значения слов с помощью учителя. Запись слов на доске и в тетради).

Учитель. Болельщики какого спортсмена назвали больше слов? Этот спортсмен и двигается дальше. А теперь пора нашим спортсменам отдохнуть, а нам – сделать разминку.

7. Физпауза.

(Дежурный проводит зарядку для глаз и гимнастику в стихах по своему выбору из ранее выученных).

8. Закрепление темы.

Учитель. Новое препятствие для наших зверей – река. А новый этап в соревнованиях – подлёдный лов.

(Открываются фигурки рыбок, на обратной стороне которых написаны предложения. В предложениях нужно изменить слова в скобках по смыслу).

РЕШЕНА ТРУДНАЯ (ЗАДАЧИ).
РЫБАК ПОЙМАЛ БОЛЬШОГО (ЛЕЩ).
У МЕНЯ ПОГАСЛА (СВЕЧИ).

(Дети выходят к доске “ловят” рыбку, читают предложение на обратной стороне рыбы, изменяют слово по смыслу. Если ребёнок верно составил предложение, то забирает “улов” с собой и с места комментирует письмо. Для детей 3 педагогической группы выдаются индивидуальные карточки с предложениями).

Учитель. А теперь такое же задание попробуйте выполнить самостоятельно по учебнику. Откройте учебник, переверните страничку. Посмотрите на правую страницу посередине. Упражнение 13.

(Самостоятельная запись предложений. Для 3 группы – одно предложение, для 1-й и 2-й групп – два предложения).

9. Итог урока.

Учитель. Над каким правилом мы сегодня работали?

Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,
С буквой А ты всегда их пиши.

Учитель. Какие слова с этим правилом нам встречались?

Дети. Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай.

Учитель. К финишу все спортсмены добрались вместе. А болельщики получили следующие отметки...

10. Задание на дом.

Учитель. Посмотрите на упражнение 12 на этой же странице, вверху. Задание в нём такое же, как мы выполняли в классе: в данных предложениях изменить слова в скобках по смыслу. Запишите задание на дом: стр. 73, упр. 12.

Цели:

  • закреплять правило написания слов с сочетаниями ча – ща в словах;
  • упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами;
  • повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Оборудование:

рисунки-портреты Незнайки и Мальвины, демонстрационные карточки (<Рисунок 2>), плакаты с заданиями (<Рисунки 5,6,7>), д/игра “Поезд” (<Рисунок 4>), папка почёта “Красиво писать – красоту творить”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, обозначим в тетрадях дату на средине строки.

(В это время должны поднять руки те дети, которые не получили тетради)

И верно, ваши тетради очень понравились Мальвине. (Открывает её портрет) Она их положила в папочку почёта, которая называется “Красиво писать – красоту творить”.

Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. (Учитель вручает под аплодисменты товарищей лучшие тетради ученикам)

Все дети записывают в тетрадях дату.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

а) цветного мелка;
б)мокрой тряпочки.

У доски работают два ученика. (<Рисунок 1>)

Задание 2. А в это время (фронтально) проводится игра “Угадайка”.

Дети узнают букву и её называют (например, “Это буква “А” прописная.”, “Это буква “в” строчная”). (<Рисунок 2>).

Задание 3. Что лишнее? (Запись на доске).

а)р,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква “ш” - она печатная.)
б)е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква “и” - она не обозначает 2 звука.)
в)д, м, п, щ, х; (Лишняя буква “щ” - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы “ч” и “й”.)

3. Сообщение цели урока.

Загадка.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква “й” обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву “й”.

Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв “ч” и “щ” в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов – значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

(<Рисунок 3>)

5. Физминутка.

Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.

Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают “паровозиком”, двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу -
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. (В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ

Дети проговаривается хором правило:

“ЧА-ЩА – пиши с буквой А.
“ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У.”

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Загадка.

Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.

Какое ошибкоопасное место встретилось в слове щука ?

(<Рисунок 4>)

Слово щука приехало к нам на поезде и просит составить с ним предложение.

(В пруду щука ловит леща.)

Учитель ставит вагончики в нужном порядке.

Какие правила нужно вспомнить, прежде, чем записать это предложение?

(Дети повторяют правила заглавной буквы в начале предложения, раздельного написания слов друг от друга в предложении и правило написания щу и ща.)

Проговорим предложение и запишем его на следующей строчке в тетрадь.

Упражнение 3. Д/ игра “Отремонтируй слово”. (<Рисунок 5>)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слов буквы откусили
К себе в норку утащили.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Работают с комментированием у доски.
б) Индивидуальная проверка написанного в тетрадях.

Физминутка.

Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

Упражнение 4.

Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

Яхочуугоститьвасчаем.

(Ребята смеются.)

Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

Запишите предложение, сверяя его со схемой.

Упражнение 5.

Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие. (<Рисунок 6>)

Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А .)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

Составьте по плакату (<Рисунок 7>) слова и запишите их.

Проверим друг друга в парах.

7. Итог урока.

Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме

Задачи:

    актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

    развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;

    воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.

Оборудование : карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), проектор.

Ход урока

I .Организационный момент:

Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

II .Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Жж Шш Чч Щщ

Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч"] и [щ"] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные - глухие. )

Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу-щу ).

III .Актуализация опорных знаний учащихся

а) Словарная работа.

Загадка №1:

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её : (машина)

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век (ужи)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесена в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4:

Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Загадка № 6:

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша (щука)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

IV . Определение темы урока

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

V .Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Физкультминутка:

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

2. Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

3. Составление деформированного предложения:

в, щука, жила, озере

Какое предложение получилось?

Жила в озере щука.

В озере жила щука.

В озере щука жила.

Щука в озере жила.

Вывод: жи пиши с буквой и, щу пиши с буквой у

4. Игра "Фотограф"

Описание игры: на доске 10 слов с буквосочетаниями ча-ща:

чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча.

Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

5. Физкультминутка для глаз.

VI .Закрепление и осмысление изученного материала

1.Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

В ч...ще ж…вут стриж... и чиж... .

Мама купила ч...йные ч...ашки и блюдца.

У Маш... и Миш... цветные карандаш... .

У Серёж... ч...десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ...велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

VII .Подведение итогов урока

1.Игра "Подскажи словечко"

Дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2.Рефлексия:

Какова была тема нашего урока?

Какие правила мы повторили?

Что нового узнали?

Кому понравился урок?

Кому скажем спасибо?

Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.