Чем отличаются родственные слова от однокоренных? Что такое родственные слова? Какое правило есть у родственных слов
§ 1 Что такое родственные слова?
Когда говорят о важном, часто употребляют слово корень. Например, о серьёзных ошибках говорят - это в корне неправильно, а если нужно выделить самое главное - зри в корень! У слов тоже есть самое главное - корень. Корень берёт на свои плечи самый главный смысл. Но на основе одного корня могут быть образованы разные слова. Такие слова с одним корнем называются однокоренными или родственными.
Но не всегда удаётся правильно выделить корень. Потому, как если хорошо прислушиваться к словам, иногда можно услышать, что в одном слове скрывается другое. Например, Винни-Пух сочинил про себя весёлый стишок:
Ведь он же не Слон,
Поэтому он
Не может всё время
Без дела слоняться!
В слове слоняться он услышал спрятанное слово слон. Но слова слон и слоняться не являются родственными, поскольку при одинаковом написании корня, не несут одинакового главного смысла.
Чтобы не делать таких ошибок, надо знать секреты корня.
Рассмотрим группу слов: снег, снеговик, Снегурочка, снеговой. У них есть общая часть - корень, в которой заключен общий смысл и совпадает написание, - СНЕГ. Это родственные слова.
Сравним пары слов: солдат и боец; храбрый и смелый, смотреть и глядеть. Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? Да, слова в парах имеют сходное значение. А можно ли считать слова в парах - родственными? Нет, их считать родственными нельзя. Они имеют сходное значение, но у них нет общей части, которая обычно одинаково пишется. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
§ 2 Признаки родственных слов
Рассмотрим еще один пример: изба, в избе, избушка. Можно ли считать эти слова родственными? Разберёмся, руководствуясь правилом. Имеют ли они общую часть, т.е. КОРЕНЬ? Да, у них есть общая часть - ИЗБ (написание совпадает во всех словах). Хранит ли она общий смысл? Да, она хранит общий смысл. Но, слова изба, в избе отличаются лишь окончаниями, у них одинаковые основы. Получается, что это разные формы одного и того же слова. А вот слова изба, избушка - родственные слова. Во-первых, они имеют один корень - ИЗБ. Во-вторых, этот корень хранит общий смысл - небольшое деревянное строение. И, в-третьих, у слов разные основы -ИЗБ- и ИЗБУШК-.
Итак, родственные слова - это слова, имеющие ОБЩУЮ основную часть, которая хранит их общий смысл. Эта общая часть называется КОРНЕМ.
Прочитайте стихотворение:
Вот какой у нас арбуз -
Замечательный на вкус!
Даже нос и щёки
Все в арбузном соке!
Найдём в нем родственные слова и выпишем их столбиком в начальной форме:
арбузный
У слов разные основы: арбуз и арбузн-.
У слов одинаковый корень - арбуз-, который хранит их общий смысл, а ещё в обоих словах он пишется одинаково.
Итак, родственные (однокоренные) слова - это слова с разными основами, но имеющие общую часть - корень. Корень хранит общий смысл и обычно одинаково пишется.
Список использованной литературы:
- Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А.Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
- Русский язык:2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
Использованные изображения:
Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи. Так, к примеру, родственными можно назвать слова «белый», «белизна», «белеть». Продолжая разговор о том, что такое родственные слова, нельзя не отметить, что при их определении нужно учитывать ряд особенностей. Об этом и поговорим далее.
Как образуются родственные слова
Родственные слова образуются определенным набором приставок и суффиксов (постфиксов). Если же слова, имея один корень, отличаются только окончаниями (флексиями) считать их родственными нельзя. К примеру, «рек-а» и «рек-у» являются не родственными словами, а формами одного и того же слова.
В русском языке самыми распространенными методами словообразования, как известно, являются префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный. В первом случае слово образуется исключительно по средствам добавления префикса, во втором – суффикса. Что касается способа префиксально-суффиксального, используется симбиоз двух вышеупомянутых методов. Для создания родственных слов префиксальный способ не очень подходит. Действительно, слова «по-бегать», «у-бегать» и «бегать» особой смысловой разницы не имеют.
Какие слова не являются родственными
Продолжая тему того, какие слова являются родственными, нужно сказать и о необходимости помнить про омонимичные корни. То есть, слова «вод-ить» и «вод-яной» нельзя считать родственными, потому что значения этих, на первый взгляд, идентичных корней различны.
Кроме всего вышесказанного, нужно помнить про исторически родственные слова, которые в современном русском языке родственными быть перестали. Так, например, в прошлом слова «победа» и «беда» были родственными. На сегодняшний же день они таковыми не считаются. Поэтому к ним применяется термин «исторически родственные».
Родственные слова.Однокоренные слова.
Родственные слова.
Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.
Огород - ...
Цветок - ...
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ
Как научится подбирать родственные слова?
Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:
Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:
- Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
- Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:
- садовник - сад - садовый (однокоренные слова);
- садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
- Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
- Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
- водить - водитель - водительский.
Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
- Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
- Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
- Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок - небольшой лес; лесная - находящаяся в лесу; лесник - тот, кто следит за лесом. )
- Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина ).
- Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
- Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
- В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: |
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: |
||
замереть - замирать |
п / пл |
лупить - луплю |
|
спросить - спрашивать |
б / бл |
любить - люблю |
|
е / о (ё) |
петь - пою |
в / вл |
ловить - ловлю |
я / им |
снять - снимать |
м / мл |
кормить - кормлю |
а / ин |
сжать - пожинать |
узкий - уже |
|
ов / у |
ковать - кую |
столица - столичный |
|
е / у (ю) |
клевать - клюю |
д / ст |
сладкий - сласти |
о / ноль звука |
цветы - цвести |
||
о / ноль звука |
пустить - пускать |
||
е / ноль |
день - дня |
ст / щ |
густой - гуща |
о / ы / у |
сохнуть - засыхать - сухой |
глухой - глушь |
|
о / ы / ноль звука |
посол - посылать - послать |
т / ч / щ |
светить - свеча - освещение |
и / й / ей |
лить - лью - лей |
д / ж / жд |
водить - вожу - вождение |
и / й / ой |
бить - бью - бой |
высокий - выше |
|
к / ч / ц |
кулак - кулачок - кулацкий |
||
г / ж / з |
друг - дружба - друзья |
- В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном - это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
- Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
- Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
- В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода ).
- Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
- В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.
В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:
корень -бел- белить |
корень -берёз- березина (значение: река Березина - один из основных притоков Днепра)
|
корень -бой боевик |
корень -бол- болезненный |
корень -брат- братан |
корень -бук- азбука |
корень -весел- веселить |
корень -весн- весенний |
корень -вод- вода |
корень -вороб- воробей |
корень -ворон- ворон |
корень -голов- главный |
корень -голод- впроголодь |
корень -гор- горе |
корень -грач- грачата |
|
корень -груз- гружёный |
корень -гус- (Гусь) гусак гусиный корень -гус- (Гусли) гусельки |
корень -двор- дворец |
корень -добр- добренький |
корень -дом- бездомный |
корень -дорог- (Дорога) бездорожье -дорог- (Дорогой) дорого |
корень -друж- друг |
корень -дуб- дуб |
корень -жар- жар-птица |
корень -звезд- вызвездить |
корень -звер- звереть |
корень -звон- дозвониться |
корень -земл- заземление |
корень -зерн- зернистый (зернистый материал - мелкодробленный)
|
корень -зим- зима |
корень -зубр- (Зубр) зубрище -зубр- (Зубрить) вызубрить |
корень -игр- выигрывать |
корень -кам- каменистый |
корень -карт- карта |
корень -кож- кожа |
корень -коз- коза |
корень -кол- колокол |
корень -кольц- колечко |
корень -кон- коневод (значение: Специалист по коневодству; человек, занимающийся разведением лошадей)
|
корень -корм- (Корм) кормилец -корм- (Корма) кормило |
корень -крас- (Краса) красавица -крас- (Красный) краснеть -крас- (Краска) красильный |
корень -круг(ж)- (Круг) вокруг -круг(ж)- (Кружево) кружевница |
корень -куп- (Купать) искупаться -куп- (Купить) купец |
корень -кур- (Куры) куриный -кур- (Курить) закурить |
корень -лед- ледник |
корень -лес- лесистый |
корень -лёт- вертолёт |
корень -лист- лиственница (значение: хвойное дерево семейства сосновых с мягкой опадающей на зиму хвоей и ценной древесиной)
|
корень -лос- лосепитомник |
корень -мед- медведица |
корень -молод- (Молодой) молоденький -молод- (Молодец) молодецкий |
корень -мороз- замораживать |
корень -нос- (Нос) длинноносый -нос- (Носить) носилки |
корень -ног(ж)- (Нога) босоножки -ног(ж)- (Нож) ножевой |
корень -овощ- овощевод |
корень -отец- отечественный |
корень -побед- непобедимый |
корень -раб- (Работа) заработок -раб- (Раб) рабовладение |
корень -рад- обрадовать радостно радостный радость радушие радушный радующий радующийся радёхонька радёшенек |
корень -рак- ракета |
корень -ран- (Рана) израненный -ран- (Рано) пораньше |
корень -реч(к)- (Речь) изречение -реч(к)- (Река) междуречье |
корень -род- породниться |
корень -руч- нарукавник |
корень -сад- зоосад |
корень -слов- злословие |
корень -снег- белоснежный |
корень -солнц- подсолнечник |
корень -сол- недосол |
корень -спорт- спортзал |
корень -стол- застолье |
корень -строй- встроенный (встроенный шкаф)
|
корень -суд- (Суд) неподсудный -суд- (Судно) судовладелец |
корень -трав- разнотравье (много разных трав)
|
корень -трен- натренированный |
корень -уш- безухий |
корень -хлеб- нахлебник |
корень -холод- охладить |
корень -ход- вездеход |
корень -цвет- первоцвет |
Словарь однокоренных слов
ветер, ветерок, ветрило, ветрище;
вода, водный, водичка, подводный;
глаз, глазки, глазной, глазок;
гора, горка, горный, гористый;
горе, горевать, горюшко;
гусь, гусак, гусыня, гусёнок;
двор, дворник, дворик, дворовый;
дождь, дождик, дождевой, дождливый;
дом, домик, домашний, домой;
ёж, ежиха, ежонок, ежовый;
звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;
зверь, зверёк, зверюшка, звериный;
звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;
зима, зимний, зимовье, зимовать;
класс, классный, внеклассный;
лес, лесной, лесник, лесистый, перелесок;
лист, листик, листок, листва;
лось, лосиха, лосёнок, лосиный;
лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;
море, морской, моряк, приморский;
мороз, морозец, морозище, морозный;
плечо, плечико, плечистый;
свет, светить, светленький, светлый, светлячок;
слово, словечко, словесный;
снег, снеговой, снеговик, снегурочка;
снегирь, снегирёк;
сор, соринка, сорняк, сорить;
тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;
хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;
цвет, цветок, цветут, цветник;
час, часок, часик, часовой, часы.
У каждого человека есть родственники. С ними его объединяет общий набор генов и один предок. У слов тоже есть родственники. Объединяет их одинаковый корень и схожее лексическое значение. Оно передается от слова к слову, как гены у человека, и принимает те или иные оттенки в зависимости от набора приставок, суффиксов и т.д.
Сегодня мы поговорим о словах с корнем "общ" . Это достаточно большая группа, куда входят различные части речи. Но сначала определимся с основными понятиями.
Что такое корень
Он есть у растений, зубов, волос. Корень - это основание, на котором все держится. У человека тоже есть корни - это его родословная, национальная принадлежность, история места, где живет он и жили его предки. То, что повлияло на формирование личности, стало ее основой. Некая неуловимая ментальная связь, передающаяся от одного поколения семьи к другому.
В лингвистике корень - общая часть родственных слов. Чтобы выделить его, нужно отбросить все аффиксы и отыскать неделимую далее основу. Именно в ней заключено основное значение слова. Например, в цепочке береза - подберезовик - березовый корнем будет "берез" .
Все родственные слова восходят к одному этимону и могут быть объяснены через него. Например, березовый - имеющий что-то общее с березой; подберезовик - гриб, растущий под березой.
Значение корня "общ"
Он произошел от праславянского слова "обьтио" , что переводится как "то, что вокруг". С течением времени значение и звучание претерпели изменения. Сейчас однокоренные слова с корнем "общ" указывают на некое объединяющее свойство, качество, действие. Примеры:
- обобщение - основанная на выявлении общих признаков предметов или явлений;
- община - организация людей, для которой свойственны коллективное владение имуществом и уравнительное распределение благ;
- общение - процесс установления контактов между отдельными личностями;
- сообщник - единомышленник, который оказал помощь в осуществлении преступления;
- приобщить - сделать сопричастным чему-то, включить в определенную группу.
Как видите, все эти слова отражают единство предметов, явлений или людей. Это следует учитывать при подборе родственных лексем.
Однокоренные слова с корнем "общ"
У многих из нас есть дети. И, конечно, родителям приходится помогать им с выполнением домашних заданий. Учителя требуют от младших школьников быстро подбирать примеры однокоренных слов, 2 класс - тот период, когда идет активное освоение этого навыка. Мамы и папы помогают своему ребенку освоить его, тренируясь дома.
Что потребуется для подбора родственных слов? Все очень просто: берем корень "общ" и подставляем к нему различные приставки, суффиксы, окончания. Например, общ-ий, общ-е-ств-о, не-общ-и-тельн-ый . Важно помнить, что однокоренные слова имеют разные лексические значения, хотя и схожие между собой. Но иногда добавление новых суффиксов, окончаний и постфиксов меняет только грамматический смысл: общий - общая - общее (род), приобщился - приобщается - приобщитс я (время), общество-общества-обществу-обществом (падеж). Это - формы одного и того же слова с одинаковым значением. Ими нельзя продолжить ряд родственных лексем.
Немного о частях речи
Среди однокоренных слов могут быть существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д. Нельзя ориентироваться на часть речи, подбирая родственные лексемы. На примере слов с корнем "общ" в этом легко убедиться. Среди них есть:
- Существительные: общение, общежитие, сообщество, обществовед .
- Прилагательные: общительный, общественный, сообщнический, общеобязательный.
- Глаголы: общаться, обобщить, разобщить .
- Наречия: сообща, обобщенно .
- Деепричастия: общаясь, приобщая .
Способы словообразования
Невозможно не вспомнить о них, говоря о подборе однокоренных лексем. Понимание того, как образуются новые слова, спасает от ошибок и облегчает выполнение задания. Итак, в русском языке наиболее распространены следующие способы:
- Суффиксальный. С его помощью от корня "общ" образовано много слов: общение, общался, общество, община, общинник, общительный .
- Префиксальный. Слово образуется путем добавления приставки к производящей основе: общительный - необщительный .
- Префиксально-суффиксальный. Тут примеров достаточно: сообщник, сообщница, разобщение, обобщение, приобщиться .
- Сложение. Берутся две основы или основа и целое слово, из которых получается новое: всеобщий, малообщительный, общежитие, общепит, общегородской, обществознание, общеупотребительный и т.д. У таких слов два корня, через значения которых их можно объяснить.
Примеры: малообщительный - тот, кто мало общается; обществознание - знание об обществе; общежитие - место, где живут сообща; общепит - общественное питание.
Как избежать ошибок
Подбирая однокоренные слова, важно не полагаться только на их схожее звучание. В русском языке существует понятие омонимии. Корни могут произноситься и писаться одинаково, но иметь разное значение. Например, гора - горе . Однокоренных слов с корнем "общ" на первый взгляд это не касается. Ведь омонимов у них нет.
Но, тем не менее, школьники умудряются допускать ошибки, включая в ряд родственных слов такие как "общипать" , "общелкивать" . Избежать этого можно, соблюдая нехитрые правила:
- Обращайте внимание на значение лексем. Мы уже говорили о том, что корень "общ" указывает на некий объединяющий признак. Общипать - значит оборвать что-то с чего-то (например, перья с тушки птицы). Общелкивать - сбивать при помощи щелчков. Как видим, уже по значению слов можно догадаться, что они лишние в родственном ряду.
- Измените слово, убирая или добавляя приставки, суффиксы, окончания, чтобы найти корень. Общипать - щипать , общелкивать - щелкать . Проделав это, мы убедимся, что "об" в этом случае - приставка, а корнями будут "щип" и "щелк" .
Умение подбирать родственные лексемы пригодится вам при поиске проверочных слов. А корень "общ" напомнит, что человеку необходимо присутствие рядом близких людей, дружеское общение и ощущение душевного единения.
Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.
Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.
Родственные слова: даем определение
Итак, родственными в русском языке называются лексемы:
- с одним и тем же корнем;
- близкие по своему значению;
- этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
- различающиеся набором приставок и суффиксов.
Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.
Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.
Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.
Родственные слова отдельно - словоформы отдельно
Важно не путать родственные слова со словоформами . Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.
Корень один - значит, родственные?
Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными . Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.
Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова , которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод . Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.
Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.
Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь , написание существительного пескарь – словом писк .
Правила подбора родственных лексем в русском языке
Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание .
Выделяем корень . Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель .
Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный . Корень здесь – сказ .
Образовываем как можно больше однокоренных слов , не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.
Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
- Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать .
- Суффиксальный . Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница .
- Префиксально-суффиксальный : вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
- Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
- Сложение . Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает - самолет, белые + зубы - белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата – зарплата.
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.
В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях . Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить - леплю . Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.
Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.
Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными» . В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика , которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.
Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас . Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.
Видео
С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.