Уровень образования в мире — рейтинги стран и сравнения. Лучшие страны для получения образования Топ стран с лучшим образованием

Образование является одной из самых важных составляющих нашего мира, потому что без надлежащего обучения наше новое поколение не будет иметь будущего, потому что без него они просто не смогут выжить в этом сложном мире. Удивительно, казалось бы, важность этого очевидна, но в разных странах системы образования не идентичны. Есть страны, у которых образование является приоритетной сферой жизнедеятельности, а есть такие, где ему совсем не уделяют внимания.

Хорошее образование является лучшим вложением в мире, оно возвращается к хозяевам очень медленно, но когда придет время, оно, собственно, не только окупится, но и принесет прибыль. Хорошая система образования не означает жесткую дисциплину, здесь главное качество. Все развитые страны могут похвастаться качественным образованием, которое является залогом их успеха. Остальные же страны еще работают в этом направлении, но у некоторых успехи в образовательной сфере не возможно не заметить.

ТОП-10 стран, чьи системы образования признаны лучшими в мире

✰ ✰ ✰
10

Польша

Это первая страна в мире, где было создано собственное министерство образования, которое до сих пор работает самым лучшим и надлежащим образом. Это выражается во многих образовательных успехах, но самые высокие награды страна не единожды получала в области математики и других фундаментальных наук. Польша отличается высокими показателями грамотности.

Польская высшая школа признается во многих странах благодаря стабильно высокому качеству обучения. Эта страна также является лучшим выбором для студентов-иностранцев. История образования в Польше уходит корнями в XII век. У 70% студентов этой страны преподавание ведется на английском языке.

✰ ✰ ✰
9

Система образования Ирландии считается одной из лучших, так как обучение в этой стране совершенно бесплатно. Заметьте, бесплатно на всех уровнях, включая высшее образование и колледжи. Поэтому успехи Ирландии в этой сфере признаны во всем мире, и она занимает свое почетное место в нашем списке. Сейчас акцент в образовании смещен на изучение и ведение преподавания на ирландском языке.

В этой стране образование является обязательным для всех детей, все учебные учреждения, включая даже частные, полностью финансируются правительством, чтобы дать бесплатное и качественное образование на всех уровнях всем жителям страны. Вот почему в Ирландии около 89% населения имеет обязательный уровень школьного образования.

✰ ✰ ✰
8

Население этой страны самое литературно образованное в мире, что отражает качество образования в этом регионе. И это еще одна страна с бесплатным образованием на всех уровнях, но некоторые частные школы все же требуют оплату.

Особенностью системы образования здесь является то, что до шестнадцати лет ученики обязаны полный день посвящать обучению. Далее подростки вправе выбирать — хотят ли они учиться полный или неполный день, поступать дальше или нет в высшее образование. Учебные заведения в Нидерландах делятся на религиозные и общественные.

✰ ✰ ✰
7

Канада известна тем, что благодаря высокому качеству образования множество студентов из разных стран предпочитают именно эту страну для получения высшего образования.

Правила системы образования отличаются в разных провинциях, но есть одна вещь, которая является общей для всей страны — правительство этой страны уделяет большое внимание качеству и стандартам образования, поэтому в Канаде гораздо более высокий процент школьного образования. Но желающих учиться в высших учебных заведениях значительно меньше, чем в предыдущих странах. Образование, в основном, финансируется правительством каждой отдельной провинции.

✰ ✰ ✰
6

Великобритания

Это страна, которая хорошо известна всему миру своим качеством образования не только на школьном уровне, но и на уровне высшего образования. Оксфордский университет – это университет номер один во всем мире. Великобритания известна также как пионер в сфере образования, потому история учебных учреждений и становление системы образования в целом здесь прошли очень долгий период.

Но, на удивление, Великобритания не уделяет особого внимания качеству образования на начальном и среднем уровне, хотя высшее образование получает отличную оценку по всем параметрам. Поэтому эта страна находится на шестом месте в нашем списке. Стоит отметить, что система образования Великобритании занимает второе место в Европе.

✰ ✰ ✰
5

Эта страна известна предоставлением максимальной свободы школьникам и студентам. Образование здесь совершенно бесплатно, питание также оплачивается школьной администрацией, если ученик присутствует в школе полный рабочий день. Несмотря на это, здесь уделяется большое внимание привлечению студентов в высшие учебные заведения.

Поэтому, эта страна также известна как лидер по количеству людей, которые заканчивают любую форму образования последовательно. Здесь выделяется достаточно большой бюджет на образование. Он равен € 11,1 млрд, что позволяет стране иметь качественное образование от начального до высшего уровня. В Финляндии почти 100-процентная грамотность, что также говорит о высоком уровне образовательной системы.

✰ ✰ ✰
4

Эта страна вошла в наш список из-за того, что по данным исследований у населения Гонконга самый высокий уровень IQ на планете. По уровню системы образования и грамотности людей эта страна превосходит многие другие страны. Высокие успехи в сфере технологий также достигнуты благодаря отличной системе образования. Так что эта страна, которую еще называют бизнес-центром мира, хорошо подходит для получения высшего образования. Однако, здесь хотят добиться высоких стандартов для развития во всех областях образования. Обязательным для всех является 9-летнее обучение в школах.

✰ ✰ ✰
3

Сингапур

Сингапур — еще один лидер по среднему уровню IQ своего населения. Здесь уделяется особое внимание как объему и качеству образования, так и самим школьникам и студентам, которые учатся и получают аттестаты. Сингапур не только она из самых богатых стран, но и одна из самых образованных. И именно образование играет ключевую роль в успехе страны.

Показательно то, что на качество образования страна не жалеет средств. Каждый год в эту сферу инвестируется $ 12,1 млрд, поэтому здесь и уровень грамотности более 96%.

✰ ✰ ✰
2

Южная Корея

Вас очень удивит тот факт, что о системе образования этой страны еще десять лет назад еще мало кто говорил в мире. Но Южная Корея стремительно развивается, и уже в прошлом году она занимала первое место в подобном списке. Страна лидирует по количеству людей с высшим образованием. И это не только потому, что учиться популярно.

Обучение – основной жизненный принцип населения. Эта страна находится далеко впереди от остального мира по уровню развития технологий, что достигнуто благодаря системе образования и реформам правительства. Годовой бюджет на образование в этой стране составляет $ 11,3 млрд, поэтому показатель грамотности составляет здесь 99,9%.

✰ ✰ ✰
1

Самая известная страна мира по уровню своих технологий занимает первое место в этом списке благодаря своим реформам образовательной системы. У них получилось полностью изменить модель образования и создать эффективную систему контроля в этой сфере. После полного краха экономики этой страны образование стало единственным источником развития для Японии. Эта страна имеет очень давнюю историю образования, традиции которой сохраняются и сейчас. Уровень грамотности населения также 99,9%, хотя обязательным является только начальное образование.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья о странах с лучшими системами образования в мире.

Организация экономического сотрудничества и развития недавно выпустила доклад «Краткий обзор образования-2012» (Education at a Glance 2012), затрагивающий страны ОЭСР и «Большой двадцатки», для которых доступны данные. Согласно этому документу, рассматривающему профессионально-техническое образование как часть высшего/послешкольного образования, пять самых образованных стран в мире это:

5. Соединенные Штаты Америки
Послешкольное образование: 42% от населения
Ежегодный рост группы: 1,3%

В США, пятой по образованности страна в мире и четвертой - в ОЭСР, находятся некоторые из самых знаменитых высших учебных заведений.

Однако темп роста числа людей с послешкольным образованием в Соединенных Штатах составляет всего 1,3% в год, что очень мало по сравнению со средними для ОЭСР 3,7%. Это означает, что в дальнейшем Америку могут обогнать другие страны.

США считаются одним из мировых лидеров в области высшего образования, если говорить о людях в возрасте от 25 до 64 лет. Однако если рассматривать возрастную группу от 25 до 34 лет, Соединенные Штаты займут лишь 14-е место в мире.

4. Япония
Послешкольное образование: 45% от населения
Ежегодный рост группы: 2,9%

В Японии, четвертой по образованности стране мира, студенты платят за образование дороже, чем в большинстве других стран ОЭСР - в Японии четвертая по величине плата за обучение после США, Кореи и Британии. Вдобавок, государство тратит на послешкольное образование лишь 0,5% от ВВП - то есть меньше половины от среднего по ОЭСР 1,1 % от ВВП.

Послешкольное образование в Японии почти на 32 % финансируется из частных источников. Это третий по величине процент частного финансирования в мире.

3. Израиль
Послешкольное образование: 46% от населения

В Израиле, занимающем третье место по проценту обладателей послешкольного образования, примерно 37 % молодежи предположительно должны получить за свою жизнь высшее или среднее специальное образование. Средний уровень по ОЭСР составляет 39%.

Израильтяне с образованием выше среднего с меньшей вероятностью остаются без работы, чем люди с аналогичным образованием в средней стране ОЭСР. Уровень безработицы для этой части населения в Израиле составляет 4,2%, а в среднем по ОЭСР -4.7%.

2. Канада
Послешкольное образование: 51% от населения
Ежегодный рост группы: 2,4%

Канада - вторая по образованности страна в мире и самая образованная страна в ОЭСР. Больше половины канадцев от 25 до 64 лет имеют послешкольное образование. Вдобавок, Канада тратит на каждого студента по 20 932 доллара в год. Только Швейцария и Соединенные Штаты тратят больше.

Впрочем, каждый отдельный канадец платит за высшее образование почти столько же - в среднем его общая непосредственная стоимость составляет 18 094 доллара.

В Канаде женщины, закончившие колледж или университет, обгоняют менее образованных по оплате труда на 55 %. Это самый большой разрыв по оплате между уровнями образования в ОЭСР. Хотя Канада считается одним из мировых лидеров в области высшего образования, согласно экономическому исследованию ОЭСР, если она хочет сохранить свое положение в рейтинге и остаться конкурентоспособной на мировом рынке труда, ей следует увеличивать уровень участия в образовании, так как ее население стареет.

1. Россия
Послешкольное образование: 54% от населения
Ежегодный рост группы: нет данных

Россия, входящая в «Большую двадцатку», но не в ОЭСР, занимает, по сведениям ОЭСР, первое место в мире по высшему образованию. У России есть долгая история вложений в образовательную систему. 33 % взрослых в ней имеют среднее специальное или профессионально-техническое образование.

Доля иностранных учащихся на российских программах послешкольного образования также растет. За период с 2005 года по 2010 год их число увеличилось на 78%. 4% всех учащихся мира, которые получают послешкольное образование - в том числе профессионально-техническое - за рубежом, учатся в России. Обычно это люди из соседних с Россией стран. На долю учебных заведений США, Британии, Австралии, Германии и Франции приходится в общей сложности половина всех студентов мира, которые участся за рубежом.

Грамотность - ключевой навык и ключевая мера образования населения. В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет.

Несмотря на значительное расширение и на постоянное сокращение , у человечества впереди серьезные задачи. В беднейших странах мира доступ к базовому образованию таков, что широкие слои населения остаются неграмотными. Это ограничивает развитие всего общества. Например, в Нигере уровень грамотности среди молодежи (15-24 года) - 36,5%.

В Западной Экваториальной провинции Южного Судана была развернута национальная кампания «назад к обучению», ориентированная на 400 тысяч детей. 2015 г., Ямбио, Южный Судан. Фото: ООН / JC McIlwaine

Уровень грамотности в мире стабильно растет

Самые ранние формы письменности возникли пять–пять с половиной тысяч лет назад, однако грамотность на протяжении веков оставалась уделом избранных - технологией осуществления власти. Лишь в средние века вместе с развитием книгопечатания уровень грамотности людей западного мира начал меняться. Фактически амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности в 19–20 веках в раннеиндустриальных странах, отмечает OurWorldInData .

: к 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.

Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов

(доля грамотных и неграмотных в мире)

Уровень грамотности постоянно рос до начала двадцатого века. Лишь в середине 20-го века, когда расширение базового образования стало всемирным приоритетом, темпы роста уровня грамотности поднялись.

Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколения

Для оценки прогресса в будущем удобно распределять оценки грамотности по возрастным группам. Следующая карта, использующая данные ЮНЕСКО, показывает такие оценки для большинства стран мира. В них видна большая разница в уровнях грамотности разных поколений (увидеть уровень грамотности для разных возрастных групп можно нажав на соответствующую кнопку сверху). Большая разница уровней грамотности отдельных поколений указывает на глобальную тенденцию роста грамотности всего населения.

Что называется грамотностью?

Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года, неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни (достижения в области образования отдельных стран см. в , 2016, стр. 230-233 ).

Важными показателями в этом отношении являются образовательный индекс, соотношение грамотности мужчин и женщин, количество учеников в средних школах, студентов в колледжах и университетах. Важно также количество университетов, школ, библиотек и посещающих их читателей. На основании этих параметров и был составлен список самых образованных стран мира.

Нидерланды

Нидерланды — замечательная страна со множеством выдающихся достопримечательностей, высоким уровнем жизни, соблюдением прав человека и медициной. Неудивительно, что она входит в список 10-и самых образованных стран мира с уровнем грамотности 72%. Высшее образование доступно для каждого гражданина страны, а с пятилетнего возраста образование для детей обязательно. В Нидерландах насчитывается 579 общественных библиотек и приблизительно 1700 колледжей.

Новая Зеландия

Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана. Страна является не только одной из самых богатых экономик мира, но и одной из самых грамотных стран. Система образования Новой Зеландии классифицирована в трех разных уровнях, включая базовую школу, старшую школу и высшее образование. На каждом из этих уровней образования школьная система Новой Зеландии базируется прежде всего на функциональных исследованиях, а не на простом заучивании материалов. Новозеландское правительство уделяет максимум внимания образовательным институтам. Именно поэтому уровень грамотности в Новой Зеландии составляет 93%.

Австрия

Центральноевропейская немецкоязычная страна Австрия — одна из самых сильных экономических систем мира. 98% австрийцев могут читать и писать, что является очень высоким показателем. Неудивительно, что Австрия входит в список самых развитых стран в мире с высоким уровнем жизни, первоклассными учебными заведениями и медицинскими услугами. Первые девять лет бесплатного и обязательного образования оплачиваются правительством, а дальнейшее образование нужно оплачивать самостоятельно. В Австрии есть 23-и известных государственных университета и 11 частных университетов, 8 из которых входят в список лучших в мире.

Франция

Франция — одна из самых красивых стран в Европе и 43-я по величине страна в мире. Образовательный индекс составляет 99%, что указывает на один из самых высоких уровней образования среди 200 стран во всем мире. Несколько десятилетий назад система образования Франции и вовсе считалась лучшей в мире, упустив лидирующую позицию лишь в последние несколько лет. Образовательная система Франции разделена на три этапа, включающие основной, средний и высший. Среди множества университетов страны, 83 финансируются государственными и общественными фондами.

Канада

Североамериканская страна Канада не только вторая по величине страна в мире, но еще и одна из самых богатых по ВВП на душу населения. Это также одна из самых образованных стран в мире. Проживая в одной из самых безопасных стран, канадцы наслаждаются здоровым образом жизни с высококачественными учебными заведениями и продвинутой медициной. Уровень грамотности в Канаде составляет приблизительно 99%, а трехуровневая канадская система образования во многом схожа с голландской школьной системой. 310 тыс. учителей преподают на базовых и старших уровнях, а приблизительно 40 тыс. преподавателей задействованы в университетах и колледжах. В стране насчитывается 98 университетов и 637 библиотек.

Швеция

Эта скандинавская страна входит в пятерку самых образованных стран в мире. Бесплатное образование для детей в возрасте от 7 до 16 лет является обязательным. Образовательный индекс Швеции составляет 99%. Правительство очень старается предоставить равное бесплатное образование каждому шведскому ребенку. В стране насчитывается 53-и общественных университета и 290 библиотек.

Дания

Дания может похвастаться не только самой сильной экономической системой в мире. Это также одна из самых счастливых стран на планете с уровнем грамотности 99%, что делает ее одной из самых грамотных в мире. Датское правительство тратит огромную сумму от их ВВП на образование, которое является бесплатным для каждого ребенка. Школьная система в Дании предлагает высококачественное образование всем детям без исключения.

Исландия

Республика Исландия — красивая островная страна, расположенная в Североатлантическом Океане. С уровнем грамотности 99.9%, Исландия входит в тройку самых грамотных стран мира. Система образования Исландии разделена на четыре уровня, включая дошкольный этап, начальную, старшую школу и высшее образование. Образование с 6 до 16 лет обязательно для всех без исключения. Большинство школ финансируется правительством, предоставляющим детям бесплатное образование. Высшее образование имеют 82.23% граждан страны. Исландское правительство тратит значительную часть своего бюджета на образование, обеспечивая высокий индекс грамотности.

Норвегия

Норвежцев можно назвать самыми здоровыми, богатыми, а также образованными людьми в мире. С уровнем грамотности 100%, Норвегия славится самыми высококвалифицированными специалистами в мире. Значительная часть налоговых поступлений в бюджет расходуется на систему образования страны. Здесь очень любят читать книги, что подтверждается количеством общественных библиотек — в Норвегии их 841. Школьная система в Норвегии разделена на три уровня: базовый, средний и высший. Образование с шести до шестнадцати лет для детей является обязательным.

Финляндия

Финляндия — красивая европейская страна. Она по праву занимает лидирующие места в списках самых богатых, а также самых грамотных стран мира. Финляндия много лет совершенствует свою собственную, уникальную систему образования. Девятилетнее обучение обязательно для детей в возрасте от 7 до 16 лет и является абсолютно бесплатным, включая субсидируемое правительством полноценное питание. Финнов можно назвать лучшими читателями в мире, если судить по количеству библиотек в стране. Уровень грамотности в Финляндии составляет 100%.

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям:

Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).

Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Эти два измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже таблицу по странам), и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее - низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют для большинства стран. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчеты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Рейтинг лучших университетов мира (THE World University Rankings) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших высших учебных заведений мирового значения. Рассчитан по методике британского издания Times Higher Education (THE) при участии информационной группы Thomson Reuters. Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. Рейтинг разработан в 2010 году Times Higher Education совместно с Thomson Reuters в рамках глобального проекта Global Institutional Profiles Project и пришел на смену популярному рейтингу World University Rankings, который выпускался с 2004 года Times Higher Education совместно с компанией Quacquarelli Symonds. В свою очередь Quacquarelli Symonds с 2010 года выпускает рейтинг лучших университетов мира под названием QS World University Rankings, который также считается одним из ведущих в этой области.

Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа их деятельности, аудированных данных, а также результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Опросы охватывают десятки тысяч ученых из большинства стран мира. Критериями отбора экспертов для опроса служит наукометрический анализ продуктивности и цитируемости, а также преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях более 16 лет, наличие не менее 50 опубликованных научных работ и другие критерии. В ходе опросов эксперты выбирают из шести тысяч учреждений только лучшие, по их мнению, высшие учебные заведения, а также сильнейшие университеты для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях. Данные глобального опроса составляют основу субрейтинга научной репутации университетов мира (THE World Reputation Rankings), который выпускается в рамках проекта отдельным изданием.

Анализ деятельности высших учебных заведений складывается из 13 показателей. Основными оценочными критериями служат международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и так далее. Все оценки нормированы по максимуму и приведены к 100-балльной шкале. Ниже представлены количественные и качественные показатели, по которым проводится оценка деятельности университетов.

1Калифорнийский технологический институтCalifornia Institute of TechnologyСША2Гарвардский университетHarvard UniversityСША3Оксфордский университетUniversity of OxfordВеликобритания4Стэндфордский университетStanford UniversityСША5Кембриджский университетUniversity of CambridgeВеликобритания6Массачусетский технологический институтMassachusetts Institute of TechnologyСША7Принстонский университетPrinceton UniversityСША8Калифорнийский университет в БерклиUniversity of California, BerkeleyСША9Имперский колледж ЛондонаImperial College LondonВеликобритания9Йельский университетYale UniversityСША11Чикагский университетUniversity of ChicagoСША12Калифорнийский университет в Лос-АнджелесеUniversity of California, Los AngelesСША13Швейцарский федеральный технологический институт в ЦюрихеSwiss Federal Institute of Technology ZürichШвейцария14Колумбийский университетColumbia UniversityСША15Университет Джонса ХопкинсаJohns Hopkins UniversityСША16Пенсильванский университетUniversity of PennsylvaniaСША17Мичиганский университетUniversity of MichiganСША18Университет ДьюкаDuke UniversityСША19Корнеллский университетCornell UniversityСША20Университет ТоронтоUniversity of TorontoКанада

Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики.

Интерес мирового академического сообщества к проблемам и перспективам развития образования продолжает возрастать столь стремительно, что возникают трудности по переработке, обобщению и анализу растущего потока информации. С учетом этого для определения мировых тенденций развития высшего образования целесообразно провести классификацию образовательных систем по ряду признаков, отражающих наиболее существенные стороны системы. При рассмотрении таких системообразующих факторов важно определить круг вопросов, с ними связанных, выделить крайние и промежуточные позиции, соотнести векторы их развития с социально-экономическим уровнем разных стран.

Данные международной образовательной статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.

Наиболее обширная база данных по высшему образованию стран мира - WHED (World Higher Education Database) - создана Всемирной Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities)4. В ней содержатся сведения по 180 странам, имеющим сформировавшиеся системы образования. Однако эти сведения носят в основном описательный характер, поэтому при сопоставительном статистическом анализе образовательных систем различных стран могут использоваться лишь в качестве дополнительного источника информации. В основе анализа должны лежать данные образовательной статистики, сгруппированные по системообразующим международным показателям. Признанными источниками такой информации являются:

ежегодные всемирные доклады по образованию Института статистики ЮНЕСКО (Global Education Digest);

материалы Организации экономического содружества и развития (ежегодные отчеты по образованию по странам ОЭСР и партнеров: Education at a Glance - OECD Indicators);

доклады Всемирного банка.

Для сопоставления данных образовательной статистики разных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО) утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. Схема МСКО-1997 предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней образования.

Основные критерии выбора стран-лидеров:

Для рассмотрения различных аспектов развития систем высшего образования важно выделить группу стран, наиболее продвинутых в этой области. При выборе ведущих стран в сфере образования мы исходили из трех основных критериев:

Уровень охвата населения высшим образованием.

Индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны.

Количество студентов высших учебных заведений, характеризующее масштаб развития высшего образования в стране.

Уровень охвата населения высшим образованием представляется целесообразным оценивать с учетом двух показателей:

доли лиц с высшим образованием во взрослом населении (25-64 года),

доли студентов высших учебных заведений в населении страны.

Первый из этих показателей относительно статичен (характеризует результаты многолетнего функционирования образовательной системы), второй позволяет оценить динамику развития образовательной системы и перспективы изменений в уровне образования населения. Следует подчеркнуть, что здесь и в дальнейшем речь идет о высшем образовании по российской классификации.

Индекс образования является составной частью общего показателя - индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика расчета которого разработана специалистами ООН. Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны. Вес в две трети приходится на индекс грамотности взрослого населения и вес в одну треть - на индекс общего показателя поступивших в учебные заведения.