Предмет и метод экономической теории. Что изучает экономическая теория? (предмет экономики). Вопросы для подготовки к экзамену «Экономика Что изучает современная экономическая теория

Введение

Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является базовой дисциплиной для студентов экономических специальностей, в частности, включена в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Экономика организации — наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов (природные ресурсы, трудовые ресурсы и капитал) организациями, имеющими лишь ограниченные запасы этих ресурсов, и достижения наибольшего удовлетворения спроса общества на товары и услуги. Современный специалист должен уметь ориентироваться не только в экономике самого предприятия, но и определять влияние внешних и внутренних факторов на его развитие, поэтому целью дисциплины является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования предприятий.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть теоретическими основами и практическими навыками по формированию и эффективному использованию основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов, определению производственной мощности и формированию производственной программы, организации оптимального процесса производства, планированию расходов и себестоимости продукции, распределению прибыли, повышению конкурентоспособности предприятия.

При изучении дисциплины обеспечивается преемственность и тесная связь с такими учебными дисциплинами, как экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика, экономический анализ, маркетинг, финансы предприятий, ценообразование и др. Логическим окончанием дисциплины «Экономика организаций» является выполнение курсовой работы и сдача экзамена.

В пособии учтена специфика аграрного вуза. Учебное пособие содержит учебно-методические и практические материалы для овладения приемами и навыками экономических расчетов как при аудиторном обучении (на лекциях и практических занятиях), так и при самостоятельной работе, что позволяет использовать учебное пособие студентам дневной и заочной формы обучения.

1 Цели и задачи дисциплины «Экономика организации (предприятия)», ее содержание

Роль и место знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной — образовательной программы по специальности.

Цель дисциплины "Экономика организаций" – дать студентам системное, целостное представление о базовых принципах, закономерностях, механизме функционирования предприятия, обеспечить соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности экономиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Задачи дисциплины – изучение практики формирования использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рациональной организации производственного процесса, производственной мощности, формирования расходов и себестоимости продукции, путей повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой.

Тема 1.

Предприятие, фирма, отрасли национальной экономики в условиях рынка

1.1 Экономика организаций и рыночный процесс

Экономика организаций как подсистема экономической науки. Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики. Структурная перестройка экономики. Виды конкуренции. Проблемы создания конкурентной среды в экономике. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК). АПК в Удмуртии.

1.2 Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики

Предпринимательство и бизнес. Субъекты предпринимательства. Статус и права предпринимателя. Объединения предпринимателей. Хозяйственный риск: сущность, итоги, показатели риска. Предприятие – как главный субъект микро экономики. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, типам производства, размерам. Виды предприятий в различных отраслях. Организационно-правовые формы предприятий. Объединения предприятий: концерны, консорциумы, ассоциации, международные объединения. Государственные предприятия: особенности их функционирования в рыночных условиях. Арендные предприятия. МП. СП. Фирмы. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве. Риски предприятия. Виды предпринимательства.

1.3. Организация производства на предприятии. Производственная и организационная структура предприятия. Типы производства. Организация производственного процесса. Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование, диверсификация, унификация. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета

Тема 2. Ресурсный потенциал предприятия

2.1 Основные средства

Сущность, назначение и состав основных средств. Классификация и структура производственных основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация. Показатели эффективности использования основных средств (фондоотдача, фондоемкость). Фондовооруженность. Показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования. Пути повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики.

2.2 Оборотные средства

Понятие, состав, структура, классификация. Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности оборачиваемости оборотных средств.

2.3 Земля как специфический ресурс предприятий АПК. Цена земли и принципы ее определения. Классификация земельных ресурсов

2.4 Аренда, лизинг, нематериальные активы

Аренда в хозяйственной практике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой по аренде ОС. Лизинг, хайринг, рентинг. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.

2.5 Капитальные вложения, инвестиции и их эффективность

Проблемы обновления материально-технической базы предприятий в новых условиях. Структура, источники финансирования и показатели эффективности капитальных вложений, методика расчета. Дисконтирование.

2.6 Трудовые ресурсы и производительность труда

Профессионально-квалификационный состав и структура кадров предприятия. Движение кадров и показатели их оборота Виды численности работающих, ее расчет. Бюджет времени предприятия и работника (баланс рабочего времени).

Методы измерения и оценки производительности. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов на предприятии, участке, рабочем месте в рыночных условиях.

2.7 Формы и системы оплаты труда

Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Мотивация в новых условиях. Тарифная система оплаты труда. Рекомендации и пути использования ЕТС в бюджетных и коммерческих организациях. «Бестарифные варианты» организации заработной платы. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Основные элементы и принципы механизма организации премирования. Особенности выбора показателей премирования в условиях рынка. Зарубежный опыт организации оплаты и мотивации труда.

Тема 3. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность — основные показатели деятельности предприятия

3.1 Издержки производства

Издержки производства и реализации продукции (себестоимость). Себестоимость работ и услуг. Классификация затрат и себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции. Методы калькулирования. Зарубежный опыт определения издержек производства — «директ-костинг». Факторы и пути снижения себестоимости.

3.2 Ценообразование

Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая эластичность. Методы определения цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

3.3 Прибыль и рентабельность

Прибыль предприятия — основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность – показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.

Тема 4. Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

4.1 Методы расчета основных показателей работы предприятия (фирмы)

Показатели предприятия по производству продукции: натуральные и стоимостные. Валовая, товарная, реализованная продукция, специфика расчета в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Производственная мощность предприятия и производственная программа, порядок ее расчета в различных видах производства.

Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности, срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Смета затрат на производство.

4.2 Экономические показатели деятельности посреднических организаций

Объемные показатели, характеризующие деятельность посреднических организаций, их составные части. Организация рационального товародвижения. Понятие товарных (сбытовых) запасов посреднических организаций, их характеристика. Объективная необходимость создания запасов. Издержки обращения посреднических организаций. Доходы, рентабельность и прибыль посреднических организаций.

4.3 Менеджмент и маркетинг на предприятии

Основные понятия менеджмента. Сущность и виды управленческих решений, управленческая структура. Маркетинг на предприятиях различных форм хозяйствования. Конкурентоспособность продукции, продвижение товара на внешний и внутренний рынок.

Экономика организаций (предприятий).

Дайте определение понятия «экономика». Определите предмет изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте цели изучения и структуру данного курса.

Дайте определение понятия «экономика организации». Определите объект изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте задачи данного курса и его взаимосвязь с другими дисциплинами.

Экономика организации — это наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых людям материально-вещественных благ.

За пределами организации циркулирует лишь разнообразная информация о количестве, качестве и пропорциях производимой и потребляемой разнообразной продукции: пищи, одежды, жилищ, средств транспорта, связи, науки, медицины и др.

«Экономика организации» является одной из основных прикладных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных отраслей и сфер деятельности.

Целью дисциплины является изучение теории и практики хозяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса. При этом понятие «предприятие» рассматривается с экономической точки зрения и применяется в значении «субъект хозяйство­вания».

Объекты экономики организации - производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия. Предприятие - это не только имущественный комплекс, но и организованный определенным образом коллектив.

В соответствии с обозначенной целью предметом экономики организации является научное познание хозяйственной деятельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями.

Основные объекты изучения дисциплины:

1.производственная структура предприятия, 2.типы промышленного производства, 3.организация производственного цикла, 4.организация процесса управления предприятием, 5.выбор хозяйственной стратегии, 6.разработка плана производства и реализации продукции, 7.формирование, использование капиталов и накопления доходов предприятия, 8.материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья и материалов, формирование запасов и рациональное их использование, 9.техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры,

10.формирование издержек производства, 11.калькуляция себестоимости продукции,

12.ценовая политика предприятия, 13.финансовые ресурсы предприятии, 14.эффективность хозяйственной деятельности, 15.инновационная деятельность предприятия, 16.качество продукции, 17.инвестиционная политика предприятия,

18.экологические проблемы, 19.подбор кадров, организация труда, система оплаты труда и стимулирование повышения производительности труда, 20.внешнеэкономическая деятельность предприятия.

В экономических исследованиях используются методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Эти методы дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.

Основными задачами дисциплины выступают изучение:

· функций и целей предприятия как первичного звена национальной экономики

· современных методов хозяйствования предприятий

· процессов функционирования предприятий

· ресурсов и факторов производства, методов оценки эффективности их использования

· формирования и оценки результатов деятельности предприятий

· факторов развития предприятия

Экономика организации (предприятия) тесно связана с микроэкономикой и макроэкономикой, но не тождественна им. Отличие от микроэкономики состоит в том, что микроэкономический анализ изучает влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. В рамках микроэкономического анализа рассматриваются обе стороны рынка: спрос и предложение. С позиций экономики предприятия спрос рассматривается как заданная извне величина.

Дайте определение понятия «экономика». Определите предмет изучения дисциплины «экономика организации». Проанализируйте цели изучения и структуру данного курса.

Экономика - это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика — это хозяйственный комплекс, включающий отрасли в виды производства и непроизводительной сферы. Производство, потребление и распределение экономического продукта происходит в различных границах и масштабах.

Экономика — это научная дисциплина, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путём создания необходимых жизненных благ.

Предметом изучения является экономический механизм функционирования предприятия, формирование и использование его ресурсного потенциала с целью оптимизации результатов экономической деятельности.

Процесс изучения включает в себя шесть составных компонентов:

1.изучение ключевых слов из экономики предприятия с учетом международных стандартов,

2.изучение основных принципов организации и эффективности ведения хозяйства на уровне предприятия,

3.получение необходимых практических навыков управления предприятием в конкурентной среде,

4.тренинг из управления современным предприятием с помощью ситуационных упражнений,

5.формирование умений эффективного использования ресурсного и производственно-хозяйственного потенциала,

6.прививание умения творческого поиска направлений и резервов совершенствования развития управления предприятием на основе инвестиционно-инновационной модели развития.

Цель изучения дисциплины: получить знания по обоснованию принятия эффективных управленческих решений, целостное представление об экономике организации, выработать системное экономическое мышление, научиться решать комплексные экономические задачи, овладеть и применять современные методы экономического анализа, сформировать навыки проведения экономических расчетов и использовать их для обоснования принятия управленческих решений.

Дайте определение понятия «промышленность».

Изложите значение материального производства в современных экономических условиях. Охарактеризуйте роль промышленности в национальной экономике Беларуси.

Промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества. Отраслевая структура промышленности — состав и долевое соотношение различных отраслей и видов производства, входящих в неё, а также динамика изменения этих долей.

Промышленность — совокупность предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве — производством потребительских товаров.

Материальное производство - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей.

Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать, что технико-технологическое развитие общества происходило и происходит за счёт количественного и качественного роста потребностей человека.

Материальное производство создает и преобразует экономический продукт в его материально-вещественной форме, а также вещественное богатство. В рамках материального производства существует своя инфраструктура. Инфраструктура — совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Производственная инфраструктура непосредственно обслуживает материальное производство.

Оно включает отрасли по производству материальных благ и услуг:

— промышленность;

— сельское хозяйство;

— строительство;

коммунальное хозяйство;

— бытовое обслуживание.

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

Создает материальную базу существования общества;

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

Влияет на политические процессы;

Влияет на духовную сферу - как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам:

— развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве;

— промышленность, особенно машиностроение, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех отраслей национальной экономики;

— обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности;

— от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления.

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений. Возникновение все новых и новых отраслей промышленности — это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда. В отраслевой структуре промышленности отражается уровень индустриального развития страны, ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом.

Промышленность Беларуси является наиболее крупной отраслью народного хозяйства, оказывающей существенное влияние на динамику всех показателей национальной экономики.

В республике функционирует свыше 15 тыс. промышленных предприятий и производств, на которых сосредоточено 26% от общей численности занятого в экономике населения и более 30% основных средств. В промышленности создается 26-28% национального ВВП. Последнее обстоятельство определяет значительный вклад промышленности в формирование бюджета и внебюджетных фондов. Около 90% всего объема экспорта приходится на продукцию промышленности, которая определяет место республики в международном разделении труда и обеспечивает большую часть валютных поступлений.

Таким образом, промышленность является ведущей отраслью национальной экономики Республики Беларусь, ее основой, фундаментом.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Экономическое содержание и виды затрат и расходов предприятия

Деятельность предприятия вызывает множество расходов, различающихся по экономическому содержанию, целевому назначению, источникам возмещения. Но прежде всего необходимо уяснить сущность понятий, в ряде случаев взаимозаменяемых (используемых как синонимы): «издержки», «затраты», «расходы». Следует уточнить, что существуют различия в трактовке данных терминов в экономических расчетах, бухгалтерском учете, управленческом учете, налогообложении. Поэтому в каждой конкретной ситуации следует руководствоваться определениями, приведенными в соответствующих нормативных документах, в том числе в отраслевых положениях, стандартах по бухгалтерскому учету, Налоговом кодексе, Гражданском кодексе, письмах Министерства финансов и т.д.

Понятие «издержки» связано с затратами собственных ресурсов предприятия, а концепция их исчисления - с рыночной оценкой стоимости ресурсов.

Различают бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки включают в себя только явные затраты Неявными издержками являются альтернативная стоимость услугтруда, альтернативная стоимость применения других ресурсов - земли, капитала. Экономические издержки состоят из явных затрат (бухгалтерские издержки) и стоимости неявных расходов. Между тем понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.

Затраты характеризуют в денежном выражении фактический объем ресурсов, использованных в определенных целях, независимо от источника финансирования, имеющий отношение к данному отчетному периоду. По существу, затраты - это явные издержки предприятия, которые приводят в конечном итоге к получению будущих экономических выгод.

Термин «расходы» в большей степени имеет отношение к бухгалтерскому учету затрат в целях налогообложения, поскольку не все затраты признаются расходами, а только те из них, которые: а) не указаны в ст. 270 НК РФ; б) документально подтверждены; в) направлены на получение дохода; г) экономически оправданы Термин «расходы» имеет отношение и к расходам, относящимся к будущим периодам, которые капитализируются и отражаются в активе баланса.

Таким образом, в самом общем виде различия трактовок понятий «издержки», «затраты», «расходы» можно отобразить так, как показано на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Различия в трактовках понятий «издержки», «затраты», «расходы»

Предмет и объект исследования, функции экономики

Слово «экономика» является сложным словом греческого происхождения. Первая его часть – oiko – означает дом, вторая часть – nomos – управление, закон. Буквальное значение слова – управление домом . Поскольку для древних греков слово дом имело более широкое чем сейчас для нас значение, и прежде всего, хозяйственное значение, то экономика – это управление хозяйством или наука об управлении хозяйством.

В настоящем термин «экономика» имеет три смысловых значения.

Во-первых,экономика – это хозяйственная система , обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых,экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.

В-третьих,экономика – это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

В англоязычной литературе данные значения закреплены за разными терминами.

Первый – «economy» – означает хозяйство, тогда как второй – «economics» – экономическую науку, а точнее ее фундаментальную часть (теоретическую экономику). Поскольку прямое употребление слова «economics» некорректно в отечественной науке закрепился термин «экономическая теория».

Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

Экономическая наука изучает все формы поведения человека в его борьбе против редкости материальных благ. Управление редкими ресурсами не сводится только лишь к обмену, оно также включает в себя и использование мер общественного или личного принуждения, осуществляемого обычно государством. Кроме того, нельзя забывать о дарении, т.е. о безвозмездной передаче продуктов или денег. Во время использования редких ресурсов экономические субъекты стремятся не только удовлетворить свои потребности, но и изменить свои собственные пристрастия, тем самым влияя на свое поведение, в том числе и экономическое.

Экономическая наука изучает отношения между установками человеческой деятельности и используемые при этом средства. Однако сама наука является нейтральной по отношению к этим установкам. Следует отметить, что эти установки многообразны и многочисленны по своим мотивациям. Экономическая наука не объясняет и не оценивает их, она лишь показывает их суть и то, каким образом цели подчиняют себе экономическую деятельность.

Итак, при изучении экономической науки необходимо четко различать:

сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы;

объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде;

субъект исследования – экономические агенты;

предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Экономика как наука выполняет ряд функций: методологическую, научно-познава­тельную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод.

Экономика предприятия

Экономическая наука в методоло­гическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предви­деть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест­ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функ­ция экономики позволяет открыть законы, по которым разви­вается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объектив­ную критическую или позитивную оценку экономическим яв­лениям и процессам различных форм хозяйствования. В реаль­ной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ­ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо­мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст­вующему субъекту в своих конкретных делах руководствовать­ся ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой госу­дарства, она разрабатывает социально-экономические прог­раммы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исходя из всего вышесказанного, можно четко определить цель экономической науки , которая заключается в решении проблемы по удовлетворению безграничных человеческих потребностей при ограниченных ресурсах. Цель позволяет определить и основной круг решаемых наукой задач , к которым можно отнести следующие:

Описание существующих во времени и пространстве методов управления редкими ресурсами;

Систематизация полученных результатов и накопление опыта;

Разработка концепций, поиск причин и следствия экономических явлений;

Раскрытие общих устойчивых связей, устанавливающихся во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;

Определение направлений экономической политики, которая должна быть гармонично связана с политическими и социальными целями;

Разработка правил оптимального использования экономических ресурсов и способов достижения общественного благосостояния.

Важно подчеркнуть тот факт, что основной задачей экономической науки является не просто описание экономических явлений и процессов или разработка концепций, а выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей системы экономических явлений, процессов и законов.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Определение предмета курса «Экономика предприятия» и других экономических наук. Факторы развития производства. Изучение уровня и масштабов развития экономики. Изучение задач курса и метод науки: расчетно-конструктивный, монографический, планирования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема : Предмет, метод и задачи курса «Экономика предприятия»

1. ПРЕДМЕТ КУРСА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

До настоящего времени нет общепринятого толкования понятия «экономика предприятия».

Французский филосов, физик, математик, физиолог 17 века Рене Декарт говорил: «Определяйте значения слов, и Вы избавите свет от половины заблуждений».

Последуем совету Декарта и дадим определение понятию «экономика» и «предприятие». наука экономика конструктивный

«Экономика» — слово греческого происхождения, оно означает: «oikos» — дом, домашнее хозяйство; «nomos» — закон, искусство вести. Отсюда слово «экономика» означает законы хозяйствования или искусство разумного и расчетливого ведения хозяйства.

Слово «предприятие» происходит от слова предпринимать что-либо, вести дело.

Предприятия не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создают рабочие места, то есть обеспечивают занятость населения. Выплачивая федеральные и местные налоги, предприятия участвуют в содержании государственных органов и поддержании социальных программ (образование и здравоохранение, культура и просвещение и т.д.)

Каждое предприятие самостоятельно принимает решение:

— сколько и как производить товаров;

— какие ресурсы и в каком объеме необходимы для данного производства;

— где и как реализовать произведенную продукции с наибольшей выгодой;

— как распределить полученный доход.

Интересами предприятия являются обеспечение достаточно приемлемого уровня жизни для своих работников, а так же стабильное развитие производственной базы предприятия.

Степень удовлетворения этих интересов зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. А это не только получение прибыли, но и объем применяемых производственных фондов, и содержание социальной сферы.

Таким образом, экономика предприятия — это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, прибыли, полученной в результате реализации продукции и оказания различных услуг.

Факторами развития производства являются:

1. Факторы ресурсного обеспечения — производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила и т.д.)

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.)

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

То есть уровень и масштабы развития экономики предприятия зависят от:

— ресурсного обеспечения;

— количества и качества выпускаемой продукции;

— дохода и прибыли, полученного от реализации продукции;

— управления и организации производства.

Нет и нельзя найти единого рецепта на все случаи жизни и ответа на вопрос: как правильно хозяйствовать? Но вместе с тем мировая практика работы процветающих предприятий выработала некоторые общие подходы по реализации эффективной хозяйственной деятельности.

В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дисциплина «Экономика предприятия» исследует проблемы эффективного использования ресурсов на предприятии, то есть предметом изучения данной дисциплины является деятельность предприятия.

2. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Данный курс «Экономика предприятия» тесно связан с другими экономическими дисциплинами, в частности, с микро- и макроэкономикой, но не тождественен им.

Так, микроэкономика изучает не отдельное предприятие, а влияние рынка на него. Микроэкономика не занимается исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос, и в то же время с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.

Макроэкономика изучает образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д. Для экономики предприятия это важно учитывать, так как любые перемены в национальной экономике, изменение доходов населения и структуры потребностей, демографические сдвиги, технический прогресс ведут к изменению ситуации на предприятии. И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными: которые следует учитывать в исследованиях.

Таким образом, «Экономика предприятия» представляет собой самостоятельную экономическую дисциплину, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Функционирование предприятия зависит от:

1. Экономической ситуации в стране. Это:

— доходы и покупательная способность населения;

— уровень безработицы и занятости;

— степень экономической свободы предпринимателей;

— возможности инвестирования;

— доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

2. Политической ситуации. Это:

— цели и задачи, находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в каких либо отраслях или регионах.

3. Правовой базы. Это:

— система законов и нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия;

— степень разработанности правовой базы предпринимательства, от которой зависит стабильность и устойчивость предприятия.

4. Географического положения:

— климатические и сезонные условия;

— доступность сырья, энергоресурсов;

— наличие транспортной сети (автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей).

Все эти географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия.

5. Экологической обстановки, которая отражает состояние окружающей среды. Степень экологических рисков, разработанность системы контрмер воздействия на предприятия, загрязняющих окружающую среду — все это принимается во внимание при выборе предприятием технологии производства, используемого сырья или вида производимой продукции.

6. Институциональной среды, которая характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие профессиональные различные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства и др.

Таким образом, предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими и т.д. То есть необходимо знание социальных наук и специальных экономических дисциплин для осуществления деятельности предприятия. Курс «Экономика предприятия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет», «Анализ хозяйственной деятельности», «Финансы», «Статистика».

3. ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Основными задачами курса «Экономика предприятия» являются рассмотрение и изучение:

— организационной и производственной структура предприятия;

— организации процесса управления на предприятии;

— хозяйственной стратегии, плана производства и реализации продукции;

— формирования капитала и накопления прибыли предприятия;

— материально-технического обеспечения производства;

— технической подготовка производства;

— формирования издержек производства, калькуляции себестоимости продукции, ценовой политика предприятия.

— Финансовых ресурсов предприятия, эффективности хозяйственной деятельности, оценки риска в предпринимательстве;

— Инновационной деятельности предприятия, качества продукции, инвестиционной политика предприятия, экологических проблем;

— Подбора кадров, организации труда, системы оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;

— Внешнеэкономической деятельности предприятия.

МЕТОД НАУКИ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Способы познания окружающей действительности составляют метод науки.

Для анализа экономического материала используют различные методы экономических исследований.

1. Абстрактно-логический.

Факты или явления рассматриваются с той или иной стороны, интересующей исследователя. От остальных свойств явления исследователь абстрагируется (то есть отвлекается). Рассматривает лишь одно свойство. Например, нужно выяснить перспективы развития малых предприятий. Для этого рассматриваются предприятия только по одному, но существенному признаку — наличие производственного оборудования. Далее следует вывод о перспективах развития по количеству имеющегося оборудования на предприятиях.

2. Статистико-экономические методы: статистическое наблюдение, группировки, индексы, корреляционно-регрессионный анализ.

3. Монографический метод.

Дает возможность углубленно изучать опыт успешно хозяйствующих предприятий для его распространения и применения в своей деятельности.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИКА

Это изучение публикаций, статей, монографий.

4. Экспериментальный метод.

Применяется при изучении эффективности использования новой техники, технологии, рациональной организации производственных процессов и т.д. при помощи эксперимента.

5. Метод планирования и прогнозирования лежат в основе разработки хозяйственных стратегий предприятия, применяется при принятии предпринимательских решений.

6. Расчетно-конструктивный метод.

Используется в перспективном планировании и прогнозировании развития предприятия. На основе нормативов определяется какой-то технологический процесс, его конечный результат с точки зрения экономики. Примером использования расчетно-конструктивного метода является технико-экономическое обоснование любого проекта.

Например, принимается решение о применении нового оборудования по производству какого-либо товара. Для этого рассчитываются капитальные вложения, срок их окупаемости, себестоимость, трудоемкость производства и сравнивается с базовым вариантом. Только после этого применяется новое оборудование.

Экономико-математический метод с применением ПЭВМ. Например, оптимальная структура производства. В качестве критерия оптимальности выбирают максимум прибыли и минимум затрат.

8. Графический метод — графики и диаграммы, показывающие наглядно в динамике тенденцию какого-либо явления (объем производства товара, трудоемкость, себестоимость и т.д.)

9. Метод сравнительного анализа.

Состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Предприниматель должен сопоставлять затраты своего предприятия с затратами конкурента, сравнивать различные альтернативные варианты своей деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Развитие экономики строительной отрасли

    Общая характеристика курса «Экономика строительства». Роль и значение экономической науки. Предмет экономики строительства. Экономика России в цифрах и фактах. Статистика ипотечного кредитования. Дорожное строительство. Направления развития отрасли.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2015

    Экономическая теория

    Экономика — предмет, метод и содержание курса, методы исследования. Структура национальной экономики: сферы, отрасли, сектора экономики. Межотраслевые комплексы, сущность основных производственных фондов. Состав, структура, методы учета и оценки.

    шпаргалка , добавлен 09.11.2008

    Экономика организации (предприятия)

    Основные этапы, цели и задачи изучения дисциплины «Экономика предприятия», ее разделы и темы. Примеры и методика пошагового решения типовых задач, предлагаемых в процессе изучения курса, тестовые задания. Правила оформления и содержание курсовых работ.

    методичка , добавлен 04.02.2010

    Зарождение и развитие экономики. Систематизация экономических наук

    История зарождения и развития экономики как науки, «исторический метод» Рошера. Доиндустриальная, феодальная, индустриальная и постиндустриальная экономика. Становление и эволюция промышленного капитализма. Возникновение регулируемого капитализма.

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Экономика недвижимости и ее значение

    Инновационные технологии, используемые в преподавании курса экономики недвижимости, требования к уровню освоения дисциплины, ее объем и содержание. Методические рекомендации по изучению теоретического курса, подготовке к семинарам и практическим работам.

    методичка , добавлен 01.04.2009

    Экономика Белоруссии

    Планы развития экономики государства, оценка их эффективности, основные макроэкономические показатели. Оценка уровня инфляции и борьба с ней. Динамика курса белорусского рубля. Темпы роста ВВП и внешний долг. Занятость населения и торговые партнеры.

    презентация , добавлен 03.02.2014

    Экономическое значение валютного курса

    Понятие и формы валютного курса, факторы, его определяющие, роль в развитии экономики. Специфика российской политики валютного курса. Обзор состояния внутреннего рынка. Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту. Пропорции обмена денежных единиц.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Валютный курс и его роль в экономике

    Теоретические основы формирования валютного курса. Сущность валютного курса как экономической категории. Факторы, влияющие на формирование валютного курса. Режим валютного курса, его эволюция в России. Методы государственного валютного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Цены и ценообразование

    Предмет и задачи изучения курса «Экономика предприятия», его информационная база. Экономическая сущность себестоимости, ее виды. Понятие и методы распределения прибыли. Классификация цен и правила ценообразования, порядок его реализации в строительстве.

    курс лекций , добавлен 06.12.2009

    Анализ экономических задач предприятия

    Определение главных задач предприятия и характеристика методов анализа на примере предприятия. Анализ выполнения плана объемных показателей предприятия в разрезе ритмичности производства при ухудшении анализируемых показателей. Метод элиминирования.

Предмет и метод экономической теории. Микро- и Макро- экономика.

Экономика

Следовательно предметом экономической теории является производственные отношения между людьми, которые включают в себя отношения производства, распределение объема и потребления экономических благ и услуг.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией - моделирование экономических явлений и процессов . Этот метод привел к возникновению других методов.

Метод научной абстракции - Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления

Метод функционального анализа - Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

Метод графических изображений - Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации

Метод сравнительного анализа - Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата

Метод Экономико-математического моделирования - Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов

Индуктивный и дедуктивный методы - Индуктивный метод - выведение положений, теорий и выводов из фактов - от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.

Метод позитивного и нормативного анализа - Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе

Практические мероприятия - Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

Микроэкономика - раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов (фирм, отдельных предприятий, учреждений).

Макроэкономика - раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.



Производство и его основные ресурсы и факторы. Понятие производственной и социальной инфраструктуры. Общественное производство и общественное богатство.

Производство - процесс воздействия человека на вещества и силы природы, с целью создания продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей человека.

Ресурсы - это совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.

Экономические ресурсы (Факторы производства) включают четыре группы:

Природные ресурсы (земля)

полезные ископаемые

водные ресурсы

Природный фактор производства отражает влияние природных условий на производственные процессы, использование в производстве природных источников сырья и энергии, полезных ископаемых, земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна, природной флоры и фауны.

Инвестиционные ресурсы (капитал)

сооружения

оборудование

Фактор «капитал» представляет задействованные в производстве и непосредственно участвующие в нем средства производства.

Трудовые ресурсы

Труд - совокупность всех физических и умственных способностей людей используемых при процессе производства.

Трудовой фактор представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников.

Предпринимательский талант

Предпринимательская способность - умение организовать производство, принимать решения по управлению бизнесом; быть новатором.

Фактор научно-технический уровень производства выражает степень технического и технологического совершенства производства.

Производственная инфраструктура - инфраструктура, обеспечивающая материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и т.д. В широком смысле в производственную инфраструктуру входит и управление предприятием, и финансы, т.е. всё, что необходимо для процесса производства, но технологически в него не входит.



Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения.

Общественное производство - процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества. Производство является общественным вследствие разделения труда между членами общества. Производство организуется с целью удовлетворения потребностей людей Производство предметов потребления осуществляется трудящимися с помощью средств производства. состоит из трех основных элементов: - трудящихся; - средств производства; - предметов потребления, Степень обобществления элементов производства (принадлежности обществу, а не частным лицам) является критерием прогрессивности общественно-экономической формации.

Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Это воплощенное в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих поколений.

Рентабельность продукции.

Производительность труда - это показатель эффективности труда, который определяется по количеству или объему производимой продукции в единицу времени на одного работника.

Или, производительность труда в общем случае это сколько приходится произведенной продукции в единицу времени на одного человека.

Свойства олигополии

Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм.

Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Наиболее трудно изучаемая форма отраслевых структур. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.

Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения:

Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Q0) и равновесной цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики.

Регулирование равновесной цены идет по двум основным направлениям:

Первое направление: Рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ. В таких условиях устанавливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цену, которая начинает движение к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.

Второе направление: Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров. В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену и она движется по направлению к равновесной цене.

21. Эластичность спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении (как правило, увеличении) цены на 1%.

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.

1)Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.

2)Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

3)Перекрёстная эластичность спроса - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Эластичность предложения зависит от: 1) особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); 2) временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); 3) зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

22. Что такое капитал? Современные определения капитала.

Капитал -совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.

Капитал создается за счет сбережений, которые увеличивают возможности потребления в будущих периодах из-за относительного сокращения текущего потребления. В связи с этим индивиды, осуществляющие сбережения, сопоставляют текущее потребление с будущим.

Различают две основные формы капитала :

физический капитал , представляющий собой запас производственных ресурсов, участвующих в производстве разнообразных благ; к нему относятся машины, инструменты, здания, сооружения, средства передвижения, запасы сырья и полуфабрикатов;

человеческий капитал - капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения или образования или посредством практического опыта.

В современной экономической науке капитал рассматривается как абстрактная производительная сила, как источник процента. Это означает признание того факта, что какой угодно элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени, можно рассматривать как капитал

Экономика как наука и экономика как хозяйство. Что изучает экономика и каковы её функции.

Экономическая теория (Экономика) - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

экономика - как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

экономика - как хозяйство есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Экономика изучает экономические отношения людей между собой.

Функции экономики:

Познавательная - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов.

Прогностическая - заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития

Практическая - на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика.

Критическая позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства.

Воспитательная связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

2. Основные этапы (генезис) экономической теории. Что такое "Экономикс".

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ, этапов развития экономики.

Меркантилизм (16-17 вв) - сущность учения сводится к определению источника происхождения богатства. Богатство отождествлялось с деньгами, чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний (увеличение денежного богатства законодательным путем) и поздний (необходимо продавать больше чем покупать) меркантилизм.

Физиократы (18 век)- явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Изучали влияние природных явлений на экономику общества.Источником богатства является труд только в земледелии.

Классическая политическая экономика (конец 18 - 1-я пол.19 вв) - Основная идея-идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего

Марксизм (2-я пол. 19 - 20 вв) - (теория научного социализма (коммунизма)) представлена принципами: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость. Попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра. Основная идея В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм (вторая половина 19 в)- использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя. хз надо это или нет.

Неоклассическая экономическая теория (конец 19 - начало 21 вв) - Экономическое хозяйство рассматривается как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство (20 - начало 21 вв.) - служит важнейшимтеоретическим обоснованием государственного путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

Институционализм (20 - начало 21 вв.) - Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов. Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Человек - главный экономический ресурс.

Монетаризм (20 - начало 21 вв.) - Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

ЭКОНОМИКС - отрасль экономической науки, раскрывающей на макро- и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т. п. термин экономикс вытесняет термин политическая экономия. Это экономическая теория, часть экономической науки, изучающая теоретические основы экономических процессов.

Экономическая теория, как и любая наука, характеризу-
ется, во-первых, своим объектом изучения, во-вторых, рас-
смотрением специфического содержания этого объекта, что
составляет ее предмет, и, в-третьих, методом исследования
объекта и предмета.
Экономическая теория ведет свою историю от сформиро-
вавшейся в античном обществе «экономии» - науки о веде-
нии домашнего хозяйства. Термин «экономия» впервые пред-
ложен Ксенофонтом, встречается у Аристотеля (384-322 гг.
до н. э.). В 1615 г. француз Антуан Монкретьен де Ватте-
виль опубликовал «Трактат о политической экономии», где
рассматривал политэкономию как науку о правилах хозяй-
ственной деятельности в рамках национального государства.
Во второй половине XIX в. политическая экономия вытес-
няется Экономиксом (А. Маршалл). В настоящее время фун-
даментальная экономическая наука чаще всего называется
экономической теорией.
Экономическая теория изучает «человека экономического»
в отличие от других аспектов его исследования иными обще-
ственными науками. Существенной чертой и важной сферой
реализации «человека экономического» является его экономи-
ческая деятельность или экономика. Поэтому объектом иссле-
дования экономической теории выступает экономика как цело-
стная система, то есть экономика в широком смысле - сфера
общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми для
их жизнедеятельности благами (в более узком смысле «эконо-
мика» означает хозяйство страны в целом или региона).
Предмет экономической теории как науки является резуль-
татом длительного исторического развития. Политическая эко-
номия рассматривалась меркантилистами как наука о торго-
вом балансе страны. Главный источник прибыли у мерканти-
листов - неэквивалентный обмен во внешней торговле, и про-
13

I

изводите лен тот труд, продукты которого при вывозе за гра-
ницу приносили стране больше денег, чем они стоили. Физи-
ократы - представители второй школы экономической тео-
рии (от греч. - власть природы) - Ф. Кенэ, А. Тюрго,
В. Мирабо, Л. Дюпон де Немур - считали, что предметом
экономической науки должна быть политика государства по
созданию изобилия «произведений земли», то есть развитие
сельского хозяйства как главной сферы производства. /
Фритредерство - третья школа экономической теории, ко-
торая получила всестороннее обоснование у А. Смита, Д. Ри-
кардо как классическая политическая экономия, начинает рас-
сматривать поведение людей в условиях формирующейся ры-
ночной экономики, основой которой выступают законы рын-
ка, как «невидимой руки» (А. Смит), управляющей поведени-
ем всех товаропроизводителей. Предметом марксистской по-
литэкономии (К. Маркс, Ф. Энгельс) выступают производствен-
ные отношения, складывающиеся между людьми в процессе
воспроизводства, обмена, распределения и потребления мате-
риальных благ. Основой этого направления экономической
теории выступают трудовая теория стоимости и теория приба-
вочной стоимости. Политическая экономия изучает причин-
но-следственные связи в экономических процессах и явлени-
ях. Неоклассическая школа экономической теории - начала
формироваться во второй половине XIX в. как маржинализм
(А. Курно, К. Менгер, Е. Бем-Беверк, А. Маршалл, Д. Кларк,
И. Шумпетер). Маржинализм использует предельные величи-
ны для исследования экономических процессов и изучает фун-
кциональные связи между экономическими субъектами, преж-
де всего, на уровне микроэкономики.
Институционализм сформировался в 20-30 годы XX в.
(Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Д. Гэлбрейт), включа-
ет в предмет экономической теории институты - правила и
нормы, ограничивающие поведение людей (государство, кор-
порации, профсоюзы, традиции, законы). Кейнсианство -
новая школа в экономической теории, возникла в середине
30-х годов XX в. Д. М. Кейнс обосновал необходимость госу-
дарственного регулирования рыночной экономики и зало-
жил основы макроэкономики. Монетаризм - ограничивает
необходимость государственного вмешательства в хозяйствен-
ную жизнь только поддержанием стабильного темпа роста
денежной массы (М. Фридман). С конца 80-х годов, когда
14
Что изучает экономическая теория?
около 30 постсоциалистических государств начали переход
от плановой экономики к рыночной, начала формироваться
теория переходной экономики, предметом которой являют-
ся общие принципы экономического поведения людей в ус-
ловиях становления рынка в постсоциалистических странах.
Таким образом, предметом современной экономической
теории является поведение экономических субъектов в про-
цессе производства и обмена товаров и услуг в условиях огра-
ниченности ресурсов, характеризующихся многовариантно-
стью использования.
Отсюда вытекает наиболее употребляемое определение
экономической теории как науки, изучающей человеческое
поведение с точки зрения соотношения между целями и ог-
раниченными средствами, которые могут иметь различное
употребление (Менгер К, Робине Л.).
Для анализа экономики экономическая теория использует
экономические категории и понятия. Экономические катего-
рии - это абстрактные понятия, отражающие в сознании лю-
дей реально существующие экономические процессы и явле-
ния. В экономических категориях и понятиях, как определен-
ных логических формах, выделяется то общее и существен-
ное, что есть в экономических явлениях, они обеспечивают
целостное суждение о предмете. На основе анализа экономи-
ческих процессов и явлений экономическая теория выявляет
экономические законы - внутренние, сущностные, причин-
но-следственные связи экономических процессов и явления.
Выделяют позитивную и нормативную экономическую
теорию. Позитивная экономическая теория - исследует вза-
имосвязи экономических явлений, как они есть: например,
рост цен на товар ведет к уменьшению спроса на него (при
прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких
нормативных, то есть оценочных суждений. Нормативная
экономическая теория исследует то, как должно быть. Здесь
выносятся оценки - справедливо или несправедливо, пло-
хо или хорошо, допустимо или недопустимо. Микроэконо-
мика - это раздел экономической теории, изучающий эко-
номическую деятельность таких субъектов, как домашние
хозяйства и предприятия (фирмы), а также взаимодействи-
ем этих субъектов в процессе образования более крупных
структур - отраслевых рынков. Макроэкономика изучает
функционирование экономики в целом. С одной стороны,
15

Что изучает экономическая теория?
экономика - как производство, обмен, распределение и по-
требление материальных благ и услуг, необходимых для
жизнедеятельности человека, является объектом исследова-
ния экономической теории, но, с другой, она, как экономи-
ческая практика, выступает воплощенной в экономической
деятельности теорией, результатом теории.
Метод экономической теории - это средство, способ по-
знания ее предмета. При исследовании экономики исполь-
зуется формальная логика с ее категориями (понятие-суж-
дение-умозаключение), методами (анализ, синтез, индукция,
дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза) и законами (тож-
дества, противоречия, исключенного третьего, достаточного
основания), а также диалектика с ее принципами (взаимо-
связи и развития), категориями (единичное и общее, часть
и целое, причина и следствие, сущность и явление, содер-
жание и форма, необходимость и случайность, возможность
и действительность) и законами (взаимопереход количества
и качества, единство и борьба противоположностей, отрица-
ние отрицания). Индукция - это логическое умозаключе-
ние от частных случаев к общему выводу, от отдельных фак-
торов к обобщениям, то есть выведение принципов из фак-
тов. Дедукция - это логическое умозаключение от общего
к частному определению.
В исследовании экономики используются общенаучные
методы (математический, статистический и др.), а также ме-
тод абстракции, историко-генетический подход, субъектно-
объектный и сравнительный анализ, экономический экспе-
римент. Научно обоснованные эксперименты дают возмож-
ность выбрать оптимальные экономические решения. Метод
научной абстракции очищает объект исследования от случай-
ного, временного и выявляет постоянные, типичные, харак-
терные черты. Он формирует научные категории, выражаю-
щие существенные стороны исследуемого объекта, на основе
которых создаются экономические модели. Совокупность
методов той или иной науки образует ее методологию. Мето-
дология - это наука о принципах построения, формах и спо-
собах научного познания или, точнее, - совокупность пра-
вил научного мышления, приемов и средств отражения зако-
номерностей объективного мира.
В зависимости от преобладающих методов формируется
эмпирическое или теоретическое знание, ориентированное на
16
Что изучает экономическая теория?
изучение внешних явлений и зависимостей между ними.
Предметом эмпирического исследования являются поверхно-
стные отношения экономической действительности, приори-
тетные методы эмпирического исследования - обобщение яв-
лений и факторов, их анализ и синтез, индукция и дедукция.
Теоретическое знание направлено на выявление единства фак-
торов, внутренних структур, отношений между категориями
и законами. Предметом теоретического исследования высту-
пают внутренние фундаментальные закономерности экономи-
ческой деятельности.
Система экономических наук включает следующие уровни:
фундаментальную, теоретическую экономическую науку - эко-
номическую теорию; организационные или функциональные
науки - бухгалтерский учет, экономика труда, маркетинг,
экономика сельского хозяйства и т. д.; науки, относимые к
управлению экономической деятельностью - менеджмент,
информационные технологии и т. д. Организационно-функци-
ональные и управленческие науки, изучая эмпирические фор-
мы экономической деятельности, принципы, способы и фор-
мы организации и управления общественным производством,
образуют экспериментальную и информационную базу для те-
оретических дисциплин.
Функции экономической теории: познавательная, (она со-
стоит в том, что позволяет глубоко и всесторонне изучать про-
изводство, распределение, обмен и потребление материальных
благ и услуг на уровне исторического процесса, вскрывать за-
коны и тенденции экономического развития); критическая -
позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм
производства; практическая, в соответствии с которой теория
не только формулирует экономические проблемы, но и указы-
вает направления их решения, определяет основы экономи-
ческой тактики, стратегии, политики как для предприятий
(фирм), так и для государства в целом; прогностическая -
прогнозирование экономических событий, явлений, будущих
форм и содержания экономических процессов.

Развитие экономической теории


а) законы экономического развития;
б) бухгалтерский учет;
в) механизм функционирования экономических систем;
г) принципы делового общения;
д) экономическую политику государства;
е) функционирование отраслей хозяйства;
ж) экономику бизнеса;
з) экономическую статистику?
  1. Какое из следующих положений учитывается общей экономической теорией:
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) оптимальное использование наличных ресурсов;
г) материальные и духовные потребности?
  1. Предметом экономической теории является:
а) выяснение законов экономического развития;
б) анализ механизма функционирования экономических систем;
в) разработка принципов экономической политики;
г) изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.
  1. В каком из перечисленных направлений экономическая наука имеет, прикладное значение:
а) каждый человек вынужден использовать свои знания и опыт для того, чтобы зарабатывать деньги и рационально их тратить. Теоретическая экономика учит людей «умению жить»;
б) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, в которых невозможно разобраться без знания экономической теории;
в) знакомство с экономической наукой позволяет успешнее осуществлять предпринимательскую деятельность;
г) каждый человек находится во власти экономических процессов и стихийно воздействует на них?
  1. Что характерно для экономического образа мышления:
а) способность правильно понимать тенденции экономического развития общества;
б) умение разбираться в сущности и способах осуществления экономической политики государства;
в) правильная оценка места своей деятельности в общем экономическом развитии страны;
г) умение реально оценивать суть и последствия конкретных экономических процессов и явлений;
д) все положения правильны?
  1. Экономическая модель является:
а) инструментом для экономических прогнозов;
б) комплексом экономических принципов;
в) объяснением того, как функционирует экономика и ее конкретные сферы;
г) тем количественным и качественным уровнем развития экономики, к которому следует стремиться.
  1. Какая из указанных целей имеет точное количественное измерение:
а) полная занятость;
б) экономическая гарантия;
в) справедливое распределение дохода;
г) уровень валового внутреннего продукта (ВВП);
д) экономическая свобода?
  1. Если утверждается, что две экономические цели или тенденции взаимоисключают друг друга, то это означает:
а) невозможность одновременного достижения обеих целей;
б) отказ от стремления к достижению одной из целей;
в) необходимость поиска оптимального решения, которое отдаляет достижение обеих целей, но отдает приоритет одной из них;
г) реализация одной из целей является условием достижения другой;
д) обе цели имеют значение только в определенных временных границах;
е) обе цели имеют количественное выражение.
  1. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
  1. Какова экономическая цель, если общество стремится повысить эффективность функционирования народного хозяйства, располагающего ограниченными производственными ресурсами:
а) достижение полной занятости;
б) ускорение экономического роста;
в) повышение уровня потребления;
г) экономическая безопасность?
11* Какие из перечисленных законов изучает раздел экономической теории «Макроэкономика»:
а) закон стоимости;
б) закон спроса;
в) закон накопления;
г) закон предложения;
д) закон денежного обращения;
е) закон падения производительности факторов производства?
  1. Какие из перечисленных в п. 11 законов изучает раздел экономической теории «Микроэкономика»?
  2. Отметить утверждения, относящиеся к макроэкономике:
а) конкуренция среди компьютерных фирм привела к снижению цен на их продукцию;
б) одним из способов приватизации является ваучеризация;
в) курс доллара на Московской межбанковской валютной бирже достиг самой высокой отметки за неделю;
г) правительство повысило заработную плату в бюджетных сферах экономики;
д) общая сумма налогов на прибыль предприятий в России составляет более половины получаемых доходов;
е) повышение цен на бензин в Литве привело к увеличению издержек в хлебопекарной промышленности этой страны.
  1. Научный анализ установил, что можно преодолеть экономическое отставание страны посредством радикальных структурных изменений, обусловленных преимущественным развитием наиболее приоритетных отраслей. Какой вид науки призван сформулировать такую рекомендацию:
а) позитивный;
б) нормативный?
  1. Макроэкономика изучает нижеперечисленные вопросы за исключением:
а) механизма инфляции;
б) ценных бумаг Газпрома и Сбербанка;
в) роста совокупного производства в России;
г) импортно-экспортных операций между Россией и Японией.
  1. Фундаментальный вопрос экономики - это:
а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля;
б) перераспределить доходы и устранить нищету;
в) понизить безработицу;
г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.
  1. Хорошая экономическая модель:
а) учитывает возможности, которые действительно существовали в прошлом;
б) имеет только реалистичные допущения;
в) может иметь некоторые нереалистичные допущения для того, чтобы избежать включения второстепенных деталей.
  1. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется:
а) абстракция;
б) маржинальный анализ;
в) рациональный выбор;
г) контролируемый эксперимент.

Еще по теме Тесты:

  1. Приложение 4 Тесты для изучающих финансовый менеджмент
  2. Раздел: Теория управления. Рекомендации к решению тестов
  3. Раздел: Аналитический менеджмент. Рекомендации к решению тестов
  4. Раздел: Инновационный менеджмент. Рекомендации к решению тестов
  5. Раздел: Инвестиционный менеджмент. Рекомендации к решению тестов
  6. Раздел: Финансовый менеджмент. Рекомендации к решению тестов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

Лекция 1. Экономическая теория как наука

1.Предмет и функции экономической теории

2.Методы экономической теории

1.Предмет и функции экономической теории

Экономика – это, прежде всего, особая сфера деятельности людей. С ней мы сталкиваемся с самого детства. Уже когда слышим такие слова как цены, заработная плата, дешево, дорого и т.п. Затем узнаем, что значит трудиться и как важно, чтобы была работа.

Реальную экономическую жизнь изучает наука, которая называется экономикой. Сложность экономики как науки предопределяется тем, что объект ее изучения – экон. жизнь непрерывно ежедневно изменяется.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория структурно включает микроэкономику, макроэкономику, мезоэкономику, супермакроэкономику (мировую экономику).

Микроэкономика – часть ЭТ, изучающая отдельные обособленные экономические единицы – предприятия, фирмы, отдельные субъекты хозяйствования, отдельные рынки

Макроэкономика - часть ЭТ, которая изучает экономику как целостность, как совокупность и взаимозависимость всех экономических процессов, т.е. национальную экономическую систему в целом

Мезоэкономика – часть ЭТ изучает поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства

Мировая экономика – изучает экономические взаимосвязи между странами, регионами, международными объединениями

Предметом ЭТ является поведение и деятельность человека, предприятия и общества в целом по производству, распр., обмену и потреблению.

Объектом – реальная экономика, представляющая особую сферу жизнедеятельности людей, в которой создаются блага и услуги

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т.д.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т.д.)

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др.

Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности без претензий на монополию истины. Знание ведет к предвидению, предвидение – к правильному действию.

От экономической теории следует отличать экономическую политику: экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства, направленная на укрепление национальной экономики.

В экон. науке насчитывается около 30 различных эконом. наук, но фундаментом служит ЭТ.

Структура системы экономических наук и их связи

Различают несколько блоков в этом «здании». Ближе всего к фундаменту располагается блок межотраслевых ЭН (теория экон. управления (менеджмент), экон. кибернетика, маркетинг, экон. статистика, экономика труда и др.

Блок функциональных экономических наук: денежное обращение и кредит, бух. учет, аудит и др.

Как сама экономика тесно связана с другими сферами жизни, так и ЭН тесно связана с другими науками. Прежде всего история. Без связи с ней, без изучения истории возникновения и развития каких-то экон. явлений или процессов невозможно их научное раскрытие.

Экон. наука тесно связана с системой количественных наук – математикой, статистикой, кибернетикой, теорией вероятности и др.

Невозможно изучение экономики и без связи с демографией – наукой о народонаселении и его законах, поскольку люди создают экономику.

Очень тесно ЭН связана и с комплексом правоведческих наук : трудовое право, налоговое право и др. Это все означает, что если вы хотите стать высококвалифицированным специалистом в области экономики, то д.б. разносторонне образованным человеком.

Но особенно тесно она связана с политикой . Это объясняется ее функциями, особенно прогностической. Политики ждут рекомендаций экономистов по многим вопросам: как снизить инфляцию, как уменьшить безработицу и т.д.

Функции ЭТ

1. Познавательная – ЭТ как наука служит людям для того, чтобы познать сложные процессы экономического развития, не различимые для поверхностного наблюдения, для простого глаза. Облегчает понимание сложных вещей и явлений.

2. Методологическая . Методология есть учение о методах познания. Открывая законы и закономерности общих экономических процессов, ЭТ дает всем частным экономическим наукам общие знания об экономике и вооружает их различными методами.

3. Прагматическая т.е. практическая. Это означает, что ЭТ напрямую служит практике, обществу, людям. Эта нука открывает наиболее полезные и эффективные направления их деятельности (экон. перспективы, прогнозы, оценка и просчеты и т.п.)

4. Прогностическая – создает основы для обоснованного прогнозирования возможных изменений в той или иной сфере экономики, в определении перспектив ее дальнейшего развития

2.Методы экономической теории

Метод – инструмент, прием исследования. Один и тот же метод может применяться в различных методологических подходах. При изучении экономических явлений используются следующие методы.

    Метод научной абстракции .

Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия – производство вообще, потребности, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Ими являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, зарплата, прибыль и многие другие.

Экономические законы – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление или выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи, свойственной данному явлению.

Экономические законы делятся на:

    специфические – законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования;

    особенные – законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия (например, закон стоимости);

    общие – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общества. Например, закон возвышения потребностей, роста производительности труда и т.д.

2. Анализ и синтез.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Синтез – это воссоздание единой, целой картины.

3. Индукция и дедукция .

Индукция – переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция – переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

4. Исторический и логический методы .

Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое исследование не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если исторически они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к экономической теории это означает, что в анализе экономических явлений необходимо выделить прежде всего наиболее простые из них, возникшие раньше других, и являющиеся основой возникновения наиболее сложных (например, в анализе рынка наиболее простое явление – обмен товаров).

5. Метод экономико-математического моделирования

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления. При этом широко применяется функциональный анализ.

Вопросы для самопроверк и и повторения:

    Как изменялись взгляды на предмет экономической науки исторически?

    Какие современные направления экономической теории вы знаете? В чем заключается разница между политической экономией, «экономикс», экономикой, микро- и макроэкономикой?

    Охарактеризуйте метод исследования общей экономической теории. В чем принципиальная разница между индукцией и дедукцией? Как проявляется сочетание исторического и логического?