Подготовка ребенка к школе: тяжелый труд или увлекательная игра? Подготовка к школе: практические советы родителям Подготовка ребенка в школу дома

Подготовка к школе, занятия для дошкольников - тема, которая беспокоит многих родителей. Что должен знать малыш перед поступлением в школу? Как привить ему навыки, нужные в усвоении школьного материала? Вот об этом подробно поговорим в данной статье.

  1. Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет
  2. Подготовка к обучению в школе: с чего начать
  3. Задания для подготовки к 1 классу
  4. Основы математики – наш личный опыт
  5. Игры для готовности детей к школе

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья посвящена тем, чей малыш скоро станет первоклассником. Подготовка к школе, занятия для дошкольников - одна из главных тем для заботливых родителей. Кроме того, их беспокоит множество вопросов. Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с удовольствием, одолеет ли немалый объем программного материала? Правда, некоторые родители считают, что подготовка к школе - это лишнее, “там ведь всему научат”. Это неверно. Неподготовленный ребенок обязательно столкнется при обучении с определенными сложностями. Если вы хотите, чтобы школьная программа давалась вашему отпрыску легче, помогите ему!

В этой статье я опишу основные параметры, по ним вы сможете определить для себя, готово ли ваше дитя к шагу в школьную жизнь. Советую взять лист бумаги с ручкой и по ходу чтения отмечать для себя моменты, над которыми стоит поработать. Я с сыном занимаюсь в постоянном режиме, описываю подробно наши занятия, делюсь опытом с читателями. Поэтому в статье вы увидите ссылки на уже освещенные мною занятия, и если по данному пунктику, вам нужно поработать, не поленитесь перейти и прочитать отдельную статью. Итак, начнем!

Что необходимо знать и уметь ребенку

Есть мнение, что дитя 6-7-летнего возраста должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать собственные фамилию, имя и отчество. Необходимо также знать фамилии, имена и отчества родителей, место их работы, свой адрес и телефон;
  • знать наименование населенного пункта, где он живет, правильные названия других стран мира;
  • знать наименования животных, уметь отличать диких животных от домашних, уметь разделять их на категории (воробей - птица, акула - рыба, медведь - зверь). Кроме того, необходимо знать наименования самых распространенных растений, овощей, фруктов и ягод;
  • знать времена суток, времена года, их последовательность, а также количество месяцев в году, количество дней в месяце и неделе. Помимо этого, малышу должно быть известно, как называются дни недели;
  • нужно иметь представление об основных природных явлениях;
  • наименованиях самых распространенных цветов;
  • знать названия нескольких видов спорта;
  • ответить как называются наиболее часто встречающиеся профессии, уметь рассказать, чем занимаются люди, относящиеся к той или иной профессии;
  • крошке необходимо уметь рассказать о своих любимых занятиях;
  • в 6-7-летнем возрасте детям нужно знать правила дорожного движения и назначение дорожных знаков;
  • необходимы основы знаний для обучения чтению, письму и математике (умение выделить определенную букву в слове, писать печатные буквы, считать до 10 туда и обратно, решать легкие примеры в пределах этих чисел, пусть даже с использованием визуальных предметов).

Много? Да, немало! Задача родителей - помочь овладеть этими знаниями.

С чего начать подготовку детей к обучению в школе

Подготовка детей к обучению в школе включает самые разные задания и упражнения. Разберем основные сферы.

Развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основ общения в коллективе. Как бы там ни было, а школа - это, прежде всего, коллектив. Что же необходимо знать родителям?

  1. Учитывайте темперамент ребенка, его привычки и желания. Не торопите события. Один малыш не может обойтись без друзей, другой прекрасно проводит время в компании любимых игрушек. Разрешите дитю быть собой.
  2. Будьте примером, дети, сами того не осознавая, часто копируют поведение взрослых по отношению к другим людям. Собственный пример действует лучше, чем любые назидания.
  3. Внимательно слушайте сына или дочку, задавайте вопросы, покажите, что рассказ по-настоящему интересен.

Развитие устной речи дошкольника

Вот несколько советов по речевому развитию.

Также советую послушать мнение логопеда:

Обучение чтению

Вопреки многим мифам и домыслам, умения бегло читать никто от первоклашки не потребует. Другое дело, важно, чтобы ребенок запомнил наименования букв и соответствующих им звуков. Для этого есть множество вариантов разрезной азбуки, кубики и пазлы с буквами. Есть и огромное количество компьютерных развивающих игр (ниже я посоветую нашу любимую), но слишком увлекаться ими не стоит.

Полезные упражнения при обучении дошкольника

Эти задания для подготовки к школе помогут с освоением навыков письма, рисования, разовьют умение думать и делать умозаключения.

Логические упражнения

К дошкольнику предъявляются достаточно серьезные требования в области логики. К примеру, необходимо:

  • Чтобы он умел найти лишний среди нескольких предметов;
  • составить рассказ по предложенным картинкам;
  • объединить несколько предметов по общему признаку (этот признак должен быть найден самостоятельно);
  • продолжить предложенный рассказ.

Логические упражнения помогают дошкольнику развивать самостоятельное мышление, речь, а также умение общаться со сверстниками, если задействовано несколько детей. Вот пример логических упражнений для дошкольников от компании Мерсибо . После регистрации у них на сайте, вы можете выбрать игры на нужный возраст и начать увлекательное путешествие.

Уверяю вас это интересно! Мой сын в восторге от программы, а я от игровой формы, в которой преподносятся порой сложные задачи. Не оставляйте дитя одного наедине с заданиями, если ему будет трудно, а рядом не будет того кто поможет – пропадет интерес и время будет потрачено зря. Наш опыт занятий на развивающих сайтах .

Развитие мелкой моторики

Подготовка к школе, занятия для дошкольников немыслимы без развития мелкой моторики. Формирование мелкой пальчиковой моторики тем более актуально, что к 6-7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие мелких мышц руки.

Для формирования мелкой моторики очень полезны рисование, изготовление поделок из пластилина, глины, воска, сборка конструктора, аппликация из различных материалов (ткань, спички, цветная бумага). Пусть получается не все и не всегда! Важно поддерживать ребенка в его стараниях, говорить, что все непременно получится. Малыш становится увереннее в себе, его самооценка повышается.

Ближе к 6-7 годам, мальчики и девочки, могут увлекаться лепкой по инструкции. Детям становится важен результат, они с удовольствием следуют правилам. В этом им могут помочь простые, но очень наглядные книги Веры Гроф.


Готовим фундамент для математических знаний

Математика является одним из самых сложных школьных предметов. Как правило, математика при подготовке к школе вызывает наибольшее количество сложностей. Советую ознакомиться с нашим опытом по подготовке дошкольника к первому классу. Вот несколько интересных статей, которые, несомненно, будут полезными.

Математика для дошкольников

Математика не просто нужная и сложная, но и очень интересная наука! В данной статье, я показала как заинтересовать дитя решением математических заданий. Моему сыну гораздо интересней заниматься, вообразив, что это не математические примеры на сложение и вычитание, а вкусные оладушки или волшебный цветок с лепестками заданиями и ответом в центре.


Пять веселых пальчиков

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка обвести пальчики на руке. Теперь несколько заданий:

  • Пересчитать пальчики на руке;
  • присвоить каждому определенный номер.

Ищем четырехугольники

Нарисуйте несколько геометрических фигур и попросите ребенка найти только четырехугольники. Пусть малыш сосчитает их и раскрасит, предположим, в зеленый цвет.

Запомни цифру

Заготовьте карточки с написанием различных цифр. Возьмите две карточки и попросите ребенка, чтобы он запомнил их наименования. Затем смешайте их с остальными цифрами, попросите выбрать именно те, которые запомнил.

Составь цифры

Эта игра для ребенка, который хорошо знает, как пишется та или иная цифра. Заготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Разрежьте карточки пополам и попросите ребенка составить половинки таким образом, чтобы вновь получились изображения цифр.

Вот наше видео о “сердечной математике” в канун Дня Святого Валентина:

Возможные сложности и ошибки

Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, выясним, как избежать ошибок при подготовке к школе.

  1. Полное бездействие. Как уже говорилось, некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок всему научится самостоятельно, “нечего ему мозги сушить”. Безусловно, научится, но ему придется гораздо сложнее, чем подготовленным сверстникам. Да и самооценка малыша страдает.
  2. Не менее серьезная ошибка - перекладывать всю ответственность на детсад или центр детского развития. Никто не говорит, что обучение дошкольника - простое дело, но оно доступно всем родителям, которые заинтересованы в хорошем результате.
  3. “Лучше поздно, чем никогда”. В этом случае пословица не работает. Пытаться сделать из ребенка гения за несколько месяцев до знаменательного 1 сентября, лихорадочно выполняя разнообразные задания - по меньшей мере, неразумно. Нужно, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников были регулярными и за несколько лет до первого школьного звонка.
  4. Самое распространенное заблуждение - пытаться во что бы то ни стало обучить чадо навыкам чтения, счета и письма. Конечно, это замечательные навыки, но они вовсе не гарантируют того, что малыш будет успешно усваивать школьный материал. Гораздо более ценными навыками являются умение размышлять, сравнивать предметы, прослеживать связи между явлениями, делать выводы.

Иногда бывает, что малыш никак не может понять материал или же усваивает его недостаточно хорошо. Ничего страшного в этом нет. Просто у будущего школьника не сформировались предпосылки к данному материалу. Важно, обучая ребенка, не отбить у него охоту к занятиям, не нанести вред будущему учебному процессу. Не сделать так, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников превратились в рутину. Как это сделать? Очень просто. Во-первых, заниматься регулярно. Во-вторых, выбирать такие игры и упражнения, которые не просто полезны, но и нравятся ребенку.

На сегодня у меня все, уважаемые читатели, если информация кажется вам полезной, поделитесь ею в соц. сетях с друзьями, соблюдая . А я постараюсь радовать вас не менее интересными статьями. Чтобы не пропустить еженедельную рассылку, подпишитесь, пожалуйста вверху страницы.

Светлана Владимировна Роговская
Подготовка к школе в домашних условиях

Самая актуальная тема, которая беспокоит родителей пятилетних детей – подготовка ребёнка к школе .

Подготовка ребёнка к школе должна осуществляться со всех сторон : в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома . В детском саду и в школе проводят занятия специалисты, и они сделают своё дело, но только при совместной работе с родителями.

Я как учитель начальных классов остановлюсь на самом волнуемом для вас вопросе : как в домашних условиях подготовить ребёнка к школе ? Что для этого нужно делать?

Больше общайтесь с ребенком, отвечайте на его вопросы, уделяйте ему внимание, вместе читайте.

Сделайте ваши занятия дома увлекательным и веселым времяпровождением : превратите обучение в игру, обычную прогулку – в увлекательное приключение. Помните, что в игре создаются наиболее благоприятные условия для развития вашего ребенка и общения с ним.

Идёте с ребёнком по улице – считайте вместе лужи, шишки, дома , цветы, деревья, птичек, просите его называть номера домов, читать названия улиц и магазинов, рассказывать, откуда появилась лужа, почему именно здесь много шишек, во что играют дети на детской площадке, для чего нужны скамейки в парке и т. д. Во время прогулки, используя камешки, палочки, каштаны, жёлуди, выкладывайте цифры, буквы, пишите их мелом на асфальте, т. к. запомнить информацию визуально гораздо легче. Предлагайте ребёнку несложные задачи из окружающей его жизни.Например : на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве?

Дома на занятиях с детьми считайте фрукты, овощи, конфеты, любимые игрушки, героев сказок. Раскладывайте перед ребенком игрушки, например, киндер-сюрпризы, просите запомнить, а потом, когда он отвернётся, убирайте одну или меняйте их местами. Ребенок должен найти, что изменилось.

Играйте с дошкольником в слова : пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква, найдёт отличия в словах, какое из них длиннее, какое короче, какими буквами они отличаются.

Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждайте с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы. Только не ограничивайтесь односложными ответами «да» , «нет» или «не знаю» . Попросите ребёнка объяснить, почему он так думает. При этом помогайте ему строить объяснение логически и доводить мысль до конца.

Обсуждайте с детьми, что относится к предметам одежды, мебели, посуды, к фруктам и овощам, и тому подобное.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какие же способы помогут тренировать детскую руку?

1. Лепка из глины и пластилина.

2. Рисование и раскрашивание картинок.

3. Изготовление поделок из бумаги,природного материала : шишек, желудей, соломы.

4. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

5. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

6. Завинчивание и развинчивание крышек банок.

7. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

8. Перебирание круп, например, гороха, гречки и риса.

9. “Показ” стихотворения. Когда ребёнок рассказывает стихотворение, пусть показывает руками всё, о чём говорится в нём.

10. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, собирание пазлов.

Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т. д.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности,выработать определенный режим : в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать - это поможет малышу проще адаптироваться к школе .

Уже сейчас, уважаемые родители, учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

Обязательно учтите следующее :

Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него.

Развитие должно быть гармоничным. И помните, большую роль для ребёнка играет похвала.

В психологии существует точка зрения, согласно которой хвалить ребёнка нужно даже «авансом» , тогда он будет стараться соответствовать этому образу. Если говорить ребёнку «Ты – хороший» , «Ты - умный» , «Ты - способный» , «У тебя все получится» , «Я в тебя верю» , у него формируется вера в свои силы и адекватная самооценка. Неверно говорить ребёнку «Ты – самый лучший» , т. к. это подразумевает сравнение его с другими, что делать нецелесообразно. Если у человека с детских лет развивается привычка сравнивать себя с другими, он может вырасти неуверенным в себе или завистливым. Сильные личности себя с другими не сравнивают, они осознают свою уникальность и неповторимость.

С. В. Роговская, учитель СШ № 2 г. Могилёва

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях» Проводя любые процедуры закаливания,необходимо прежде всего ориентироваться на состояние вашего ребенка. Каждый ребенок индивидуален,поэтому.

Представляю вашему вниманию приемы логопедического массажа. Данный вид деятельности очень важен во время подготовительной работы по постановке.

Мастер-класс «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультация для родителей В каждом маленьком ребенке – Каждый маленький.

Памятка для родителей «Рисуем песком в домашних условиях» В современном мире очень важно, чтобы ребенок шел в ногу со временем, активно, с интересом и увлечением занимался своей деятельностью, видел.

Прежде чем говорить непосредственно о подготовке вашего малыша к школе, стоит напомнить об основных особенностях периода детства, называемого «дошкольный период». Это возрастной отрезок детства от 3 до 7 лет. До ростового скачка, который наступает в 6–8 лет и часто приходится именно на период начала школьной жизни, дети растут постепенно и стабильно. При этом функциональные возможности органов и систем активно совершенствуются. В дошкольные годы у детей происходит развитие базовых навыков, а также так называемых тонких навыков: умение кататься на двухколёсном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать.

Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания ребёнком нормам поведения как в дошкольных детских учреждениях, так и на подготовительных занятиях для будущих первоклассников, для дошкольников, которые по каким-либо причинам не посещали детские садики. Всем известно, что большая роль в социализации личности будущего школьника принадлежит детскому коллективу, и именно в формировании навыков общения. Можно, конечно, сказать, что к концу этого периода ребёнок готовится к поступлению в школу. Но хотелось бы, чтобы каждый родитель понимал, что это дело не одного месяца и даже не одного года. Практически весь дошкольный период становится периодом подготовки к школе.

При успешном его прохождении можно говорить о готовности к школе. Ведь именно готовность к школе определяет то, как ваш малыш будет переносить школьные нагрузки, насколько успешно он войдёт в школьный режим.

Что такое школьная готовность?

Готовность к школе имеет четыре составляющих.

  • Личностная зрелость. У ребёнка должна быть мотивация не только на уровне «в школе у меня появятся новые друзья, красивый дневник и тетрадки, яркие пенал и рюкзак», но и должен быть достигнут уровень познавательный, когда ребёнок проявляет интерес к новым знаниям и умениям. Наверняка вы заметите у вашего малыша пробуждение желания учиться, которое, в свою очередь, приводит его к умению слушать и воспринимать новую информацию.
  • Интеллектуальная зрелость (также называется интеллектуальной готовностью) – ребёнок обладает достаточным количеством базовых знаний, соответствующих его возрасту, умением логически мыслить, имеет воображение и развитую память.
  • Социальная зрелость – один из важных аспектов, свидетельствующий о способности к адаптации к новому детскому коллективу. Это и умение находиться в коллективе, общаться как с детьми, так и со взрослыми – то, что называется «способностью к социализации». В этот период ваш ребёнок усваивает образцы (стереотипы) поведения, установленные школьным коллективом, нормы и взгляды, принятые в новом для него школьном сообществе.
  • Физиологическая зрелость подразумевает физическую готовность: наличие физического здоровья, психологической устойчивости, определённых физиологических возрастных констант.

Итак, чтобы подготовить ребёнка к встрече со школьным психологом, родителям необходимо определиться, что их ребёнку может понадобиться для успешной учёбы в школе. В особенности если ваш малыш не посещал дошкольное учреждение. Родителям детей, которые посещают детский сад, также необходимо иметь представление о том, каким уровнем знаний и необходимых навыков хорошо бы обладать их малышу, чтобы сказать о хорошей готовности к 1 классу.

Базовые навыки и знания, необходимые ребёнку

Определим набор базовых навыков и базовых знаний, который даст вам уверенность в готовности вашего ребёнка к школьному обучению.

Что малыш уже может знать?

  • Фамилию, имя, отчество – свои и родителей.
  • Свой адрес (страна, город, улица, номер дома и квартиры).
  • Наиболее известные животные, птицы и растения. Ребёнок должен ориентироваться в отличиях домашних животных от диких.
  • Время – малыш описывает отличия дня и ночи, времён года, называет месяцы, дни недели.
  • Цвета – различает основные и их оттенки.
  • Геометрические фигуры. Дети дошкольного возраста довольно легко различают круг, треугольник, квадрат. Важно, чтобы у ребёнка было развито ассоциативное мышление, позволяющее ему соотносить фигуру и предмет: крыша – треугольник, а дом – квадрат.
  • Цифры – умение считать от 1 до 20 и обратно. Дошкольник не должен знать сложные принципы сложения, вычитания, умножения и деления, но основы вы можете ему преподать.
  • Биология – конечно же, не сам предмет, но различать живое и неживое, а также ориентироваться в простейшем строении человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги, части лица).
  • Социальные знания – к примеру, известные всем праздники и их простое описание (зима – Новый год – подарки под ёлкой).

Что касается навыков, то к этому возрасту ребёнку рекомендуется уметь выполнять следующие задания:

  • Описать предложенную картинку.
  • Прочитать слова по слогам – желательно, но мы ещё раз подчёркиваем – не обязательно.
  • Пересказать прочитанный ему текст: это свидетельствует о развитых навыках речи, навыках построения предложений и умении выстраивать их в логическую цепочку.
  • Аккуратно раскрасить картинку (элементарная штриховка).
  • Вырезать простые фигуры по контуру.
  • Вылепить предмет из пластилина по заданному образцу.

Кроме вышеперечисленного, учите вашего малыша самостоятельности, усидчивости, дружелюбию и вежливости. Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, следить за своим внешним видом, переодеваться в спортивную форму, собирать школьный рюкзак. Также расскажите будущему школьнику о том, как надо вести себя на переменах, что такое школьная дисциплина и почему необходимо начатое дело доводить до конца.

Специалистами по дошкольной педагогике разработано достаточно много методик подготовки и развития детей-дошкольников. Сегодня не будем подробно рассматривать каждую методику подготовки, мы поделимся с вами простыми и доступными методами, позволяющими не только интеллектуально подготовить к школе вашего ребёнка, но и психологически подготовить к процессу обучения:

  • Обучать в игре – проводите занятия в игровой форме, важно заинтересовать малыша.
  • Длительность вашего «урока» – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут.
  • Чередование умственной и двигательной активности – после урока математики устройте занятие физкультурой.
  • Правило постепенности – не спешите, постепенно увеличивайте сложность материала. И помните, повторение – мать учения.
  • Рисование – обязательно включайте в вашу программу подготовки занятия рисованием. Они прекрасно разовьют мелкую моторику.
  • Используйте учебные пособия с яркими крупными иллюстрациями.

Благодаря правильной подготовке будущий школьник научится думать, у него разовьются воображение, логическое мышление, память. Хочется подчеркнуть, что ваш ребёнок не обязан уметь писать, читать и считать при поступлении в школу. Хотя полученные навыки счёта, чтения и письма значительно облегчат ему процесс обучения. Но не это главное. Важно выбрать не только правильную методику подготовки дошкольника. Будет очень хорошо, если вы ознакомитесь с возможными школьными программами заранее. Формируя учебную мотивацию в процессе подготовки дошкольников, необходимо подумать о том, насколько комфортно будет вашему ребёнку учиться по выбранной программе. Когда мы говорим о комфорте, то это прежде всего создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья малыша, а также для поддержания интереса к учёбе. Так, в программе «Начальная школа XXI века» ребёнок не заучивает материал, а прежде всего учится думать и совершать открытия. Кроме того, эта программа не требует от первоклассника обязательного наличия навыков чтения, письма и счёта. Напротив, система учебников имеет более продолжительный адаптационный период в 1 классе и помогает «привыкнуть» к обучению. И ещё один совет родителям, чьи дети только готовятся идти в школу: выбирайте программу, исключающую наличие домашних заданий и имеющую сбалансированность учебных нагрузок.


Софья Рогозинская

Родителям малышей, которые посещают детский сад, не нужно волноваться о подготовке ребенка к школе. Этим занимаются воспитатели и специально подготовленные специалисты. А что делать взрослым, чьи детки не посещают дошкольных учреждений? Можно ли самостоятельно подготовить кроху к школьной жизни, и как это правильно сделать?

Когда нужно приступать к подготовке ребенка к школе?

Неопытные родители полагают, что если кроха пойдет в школу в 6 лет, то достаточно позаниматься с ним лет с пяти, и за год ребенок освоит, так сказать, курс молодого бойца. На самом деле это явное заблуждение.

Психологи утверждают, что самый благоприятный возраст для начала подготовки к школе это 3,5-4 года.

Уже к 3-м годам ваш любимый человечек сформировался как личность. Маленький почемучка с огромным интересом познает окружающий мир, а вопросы сыплются из него, как из рога изобилия. Надо пользоваться моментом, и просто направить его любопытство в нужное русло .

К трем годам у ребенка проявляется пространственное и логическое мышление, активизируется память. Он не только хочет получить ответы на свои вопросы, но и запомнить их. Поэтому не сердитесь на малыша, если он по нескольку раз спрашивает об одном и том же.

Что нужно для подготовки ребенка к школе?

Занятия с ребенком ни в коем случае не должны носить эпизодический характер. Составьте для себя четкий план, похожий на школьное расписание. Разбейте всю информацию, которую вы должны донести до крохи на отдельные темы.

При этом учтите, что, пока малыш не достигнет возраста 4,5-5 лет, один урок не должен превышать пятнадцати минут. Раскрытие одной темы должно укладываться в этот промежуток времени.

После каждого урока делайте перерыв на 15-20 минут. Чтобы кроха не уставала и не теряла интерес к обучению, проводите не больше 3-х занятий в день. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Заниматься с ним нужно спокойно и терпеливо.

Оборудуйте удобное место для занятий, выделите ему полочку в шкафу, где ваше чадо будет хранить все учебные принадлежности. С первых дней приучайте его содержать свое рабочее место в порядке, не раскидывать по столу ручки, тетрадки или книжки.

Порой не так сложно привить навыки чистописания или умение считать, как приучить ребенка к усидчивости и соблюдению распорядка дня, который ожидает его в школе.

Какие занятия необходимы для подготовки к школе?

В подготовку малыша входят такие занятия, как:

  • чтение;
  • чистописание;
  • математика;
  • творческие занятия (лепка, рисование, аппликация);
  • один из иностранных языков.

Чтение

Этот предмет стоит на первом месте. Чем быстрее кроха освоит буквы и научится складывать их сначала в слоги, а затем в слова, тем быстрее пойдет весь процесс получения новых знаний. Идти надо от простого к сложному. Любое слово состоит из букв, поэтому первоначальная задача родителей — выучить с ребенком алфавит.

Найдите в интернете или в детских книжках стихи про буквы. Слушая описание каждой буковки в стихотворной форме, кроха быстрее их запомнит. Кроме того, будет стараться повторять отдельные фразы из стиха.

Вот неплохие стихи Бориса Заходера:

Всем известна буква А,
Буква очень славная.
Да, к тому же, буква А
В алфавите главная.

Вот пример четверостишия другого автора:

Б похожа на трубу,
Что гудит «Бу-бу, бу-бу»,
И немного на утюг,
Говорит мой лучший друг.

Согласитесь, что в такой форме учить буквы маленькому любознательному человечку будет очень интересно.

После того, как малыш освоит буквы, покажите ему, как из них складываются слоги. Называйте согласные буквы так, как произносится звук, то есть не «мэ» или «бэ», а «м» и «б». Иначе слово мама, сложенное из букв, кроха может произносить мэа-мэа.

Приобретите в книжном магазине великолепный красочный плакат с алфавитом. Повесьте его над рабочим столом малыша. Когда взгляд ребенка наталкивается на изображение, у него активизируется пассивная память. Разглядывая знакомые буквы, он будет лучше их запоминать.

Чтобы обучение складыванию слогов не затянулось надолго, купите малышу магнитную азбуку. Деткам нравится перемещать по доске красочные буквы. Ваша задача — помочь крохе выбрать из них те, которые нужны для складывания того или иного слога или слова. Обратите процесс разучивания алфавита и обучения чтению в завлекательную игру .

Сегодня в продаже имеется огромное количество красочного материала по чтению. Это могут быть кубики, карточки или пазлы с отдельными буквами или слогами. Поищите картинки, на которых наглядно показано, как буквы соединяются в слоги. Подобной информации много в интернете, в детских книжках и красочных дидактических материалах.

Обучение чистописанию

В возрасте 3,5-4 лет малыш еще не совсем уверенно держит в руках карандаш или ручку. Поэтому ожидать, что ребенок быстро научится хорошо писать не стоит. В этом возрасте ему подвластны лишь палочки и небольшие крючочки. Давая крохе несложные задания, загляните в школьные прописи. Даже первоклашки не начинают сразу писать буквы. Обучать малыша писать буквы лучше с пяти лет . При этом начинать нужно с печатных букв.

Не нужно сразу требовать от малыша хороших результатов. Задатки к обучению тому или иному предмету разные у всех детей. Если у ребенка хромает мелкая моторика, научить его красиво писать будет сложно. Сначала нужно показать малышу, как правильно держать ручку.

На почерк может оказывать влияние и поза, в которой кроха корпит над своим заданием. Следите за правильной осанкой ребенка, когда он занимается чистописанием. Спина у него должна быть выпрямлена, а стол — на уровне груди. Локти малыша должны лежать на столе.

Обратите внимание на расположение тетради на столе. Она должна размещаться чуть под углом, а нижний левый угол — лежать по центру груди ребенка.

Изучаем математику

К моменту поступления в школу будущий первоклашка должен уметь бегло считать до 10 туда и обратно, складывать и вычитать в пределах этих чисел.

С чего же начать обучение крохи?

  • Сначала малыш должен усвоить такие количественные понятия , как меньше, больше, равно. Научите его сравнивать между собой 2 группы предметов. К примеру, разложите на столе разное количество машинок и кубиков. Кроха должна разобраться, каких предметов больше, а каких меньше и что нужно сделать, чтобы их стало поровну. Таким образом, ребенок познакомится с такими терминами, как прибавить и отнять.
  • Кроме этого, он должен научиться оперировать такими понятиями, как близко — далеко, высоко — низко . Еще до знакомства с цифрами малышу нужно рассказать о геометрических фигурах, научить отличать круг от овала, квадрат от прямоугольника или треугольника.
  • На следующем этапе с помощью мелких игрушек, карандашей или счетных палочек с ребенком изучают цифры . Возьмите один кубик и покажите маленькому ученику цифру 1. Затем добавьте еще кубик и познакомьте малыша с цифрой 2.

При этом не стоит перегружать ребенка информацией. За один день достаточно ознакомления с двумя цифрами.

Когда малыш запомнит, как выглядят все цифры, и будет знать, что рядом с цифрой 3 нужно положить 3 палочки, а с цифрой 5 — ровно 5 палочек, можно переходить к обучению крохи сложению и вычитанию.

Любые занятия нужно проводить в игровой форме. Чтобы заниматься математикой, не совсем обязательно усаживать кроху за стол. Считать можно все что угодно — деревья на улице, машины на стоянке, детишек на детской площадке. Первое, что начинают считать малыши, так это пальчики на руке. Главное, не перегружать ребенка большим объемом информации . К примеру, если вы куда-либо идете, не надо заставлять его пересчитывать все предметы, которые попадаются на пути. Достаточно услышать от малыша 2-3 ответа и перейти к другой теме, например, вспомнить любой стишок.

Изучая новый материал, не забывайте повторять с малышом то, что он выучил раньше.

Занимаемся изобразительным творчеством

На уроках творчества можно закреплять пройденный по другим предметам материал. Купите малышу раскраски с буквами и цифрами, учите его рисовать геометрические фигуры. Помогите крохе научиться пользоваться линейкой, чтобы чертить прямые линии.

Когда ребенок рисует, обращайте его внимание на то, что солнышко похоже на круг, а крыша домика — на треугольник. Учите его раскрашивать рисунки аккуратно, чтобы краска не заходила за контур рисунка. Между делом объясняйте малышу, что небо синее, а трава зеленая.

Не нужно заставлять маленького художника рисовать то, чего хотите вы. Дайте ребенку проявить свою фантазию, пусть он выражает свои чувства и эмоции через свои рисунки.

Изучаем иностранный язык

Если вы решили научить своего ребенка иностранному языку еще до школы, начинайте изучение с красочной азбуки с картинками. Не стоит расстраиваться, если вы сами не знаете один из иностранных языков в совершенстве. Для малыша, который пойдет в обычную школу, без углубленного изучения английского, французского или другого языка, достаточно хорошо знать алфавит и иметь небольшой словарный запас.

Выучите с ребенком несколько коротких стихов и повторяйте их на прогулке или во время домашних игр. Следите за произношением малыша. Если он привыкнет говорить иностранные слова неправильно, переучивать его в школе будет сложно.

Самостоятельно подготавливая своего малыша к школе, наберитесь терпения. Не ругайте маленького ученика, если у него что-то не получается. Если малыш устал и невнимателен на занятиях, отложите урок. Обучение должно доставлять ребенку радость, в противном случае можно надолго отбить у него охоту к учебе, что скажется на его знаниях в школе.