Куда поступать после девятого класса со справкой. Последние просьбы о помощи Как подготовиться к пересдаче ГИА

Конечно, эта ситуация неприятная, но далеко не безвыходная. На руках у вашего сына есть аттестат об основном общем образовании (после 9 классов).

Как пояснил заместитель министра образования Нижегородской области Николай Бабанов , выпускники общеобразовательных учреждений, не имеющие школьного аттестата за 11 классов, могут поступить на базе девятилетки в учреждения начального профессионального образования (НПО) или среднего профессионального образования (СПО) (письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России № 03-1204 от 22.06.09).

Языком цифр

Сегодня в Нижегородской области подготовкой рабочих кадров занимается 86 профессиональных образовательных учреждений, заполненность которых на сегодняшний день составляет 74,8%, что на 11% больше, чем в 2008 году. В рамках областной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007 - 2010 годы» запланировано выделение 609 тыс. руб. на учреждение стипендии губернатора для лучших учащихся учреждений профессионального образования.

Три пути

В училище, колледже или техникуме человек может:

● освоить профессиональные образовательные программы по полному курсу;

● освоить профессиональные программы по индивидуальному учебному плану, пройти ускоренный курс обучения.

Поступив в учебное заведение и имея на руках справку об обучении в школе, можно подать заявление об аттестации по тем предметам, которые проходят в 10-м и 11-м классах. В первом или втором семестрах по ним зачёт (аттестация проходит обычно в форме собеседования или тестирования), а дальше - ускоренный курс обучения (сроки см. в таблице). Тем самым не тратится время на уже пройденный в школе материал, а идёт углублённое изучение профессиональных образовательных программ.

В обоих случаях есть шанс получить диплом о начальном (после НПО) или о среднем (после СПО) профессиональном образовании.

Есть, конечно, и третий вариант - пройти в училище или техникуме просто профессиональную подготовку. В этом случае достаточно быстро приобретаются прикладные навыки, необходимые для трудоустройства, но диплом - документ государственного образца об окончании учебного заведения - не светит.

Получив среднее профессиональное образование, сразу можно поступать в вуз. А если выбрать направление, соответствующее профилю полученной в техникуме специальности, вправе рассчитывать на ускоренный курс. Особенно это актуально для выпускников колледжей, которые работают при вузах.

Для тех, кто получил начальное профессиональное образование, путь в высшее учебное заведение лежит через техникум или колледж.

Справка «АиФ-НН»

Выпускники школ могут не получить аттестат о среднем (полном) общем образовании по трём причинам:

● неявка на государственную (итоговую) аттестацию (на ЕГЭ);

● количество набранных баллов ниже минимального порога, устанавливаемого Рособрнадзором в текущем году по обоим обязательным предметам – русскому языку и математике;

● количество набранных баллов ниже минимального порога в текущем году по одному из обязательных предметов, а также повторный неудовлетворительный результат в резервный день.

Разрешивший обучение ряду рабочих профессий без аттестата о среднем образовании.

Вообще в контексте этого документа говорится о том, что его действие будет распространяться на школьников, но и так понятно, что учиться ремеслам теперь смогут и более старшие “мальчики и девочки”, по каким-то причинам не получившие аттестата об окончании хотя бы 9-го класса. Ну а если судить строго по “букве” Приказа, то и вообще без школьного обучения.

Ведь если аттестат за 9 классов просить в ПТУ теперь не обязаны, а требования других документов, вроде справки о прохождении обучения в каких-то там классах средней школы, не предусмотрены – значит, можно обойтись и вообще без посещения школы.

Наверное, у этой новации немедленно появится масса критиков. Дескать, СССР, а теперь и Россия всегда отличалась высочайшим уровнем образования, а потому и первый спутник запустили, и паритет с НАТО поддерживали и т.д.

Что ж, спорить с этим не стоит. Но, с другой стороны, западные страны ведь тоже поддерживают паритет (а в ряде сфер имеют и преимущество) перед РФ. При куда более рациональном подходе к обучению детишек.

Не углубляясь в тонкости тамошней школьной системы, можно заметить, что в ряде стран “обязательное среднее” не является некой “священной коровой”, ради которой “тянут за уши” до совершеннолетия абсолютно всех мальчишек и девчонок – даже тех, кто особыми успехами в “грызении гранита науки” не отличается, равно как и желанием продолжать этот процесс.

Как минимум в Германии и Великобритании на рубеже 11 лет от роду проводится промежуточный экзамен, где “агнцы отделяются от козлищ”. “Умники и умницы” дальше идут учиться в гимназии (и их аналоги), для обучения в перспективе в университетах, а те, кто до "умников" не дотягивает - в учебные заведения попроще.

Собственно, схожая система существовала и в царской России, где с юных лет существовала специализация между “гимназистами” и “реалистами” (учащимися “реальных училищ”). Последние, правда, после окончания шли не только на производство, но и в те же Политехнические институты, обучаясь на будущих инженеров.

Понятно, что нынешняя российская специфика – учить всех детей практически до 18-летия – продиктована не только чисто прагматическими соображениями будущей профориентации. Тут ведь важен и чисто социальный момент - подростки должны быть чем-то заняты, находиться под контролем взрослых, пока папа-мама на работе. Потому что в противном случае детишки могут вместо развития в лучшую сторону пуститься во все тяжкие. Вплоть до превращения в “онижедетей” майданного образца – если зарубежные “лучшие друзья России” предоставят им такой повод.

Конечно, тех, кто не хочет постигать науки, можно было бы занять какой-то работой. Но ее-то и на взрослых не всегда хватает. С другой стороны, Кодекс законов о труде их защищает дополнительными льготами – вроде права на сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск – что тоже не вызывает энтузиазма у многих работодателей.

Так что, конечно, всеобщий охват детей школьным образованием, до того как они пойдут либо работать, либо учиться дальше в вузах – вещь нужная. Но это ж не означает, что надо запрещать работать по ряду специальностей тем, кто не имеет “бумажки” об окончании 9 классов!

В связи с этим мне вспоминается давно прочитанный рассказ итальянского фантаста Лино Альдани “ Абсолютная технократия ”. В нем автор повествует о том, как главный герой участвовал в конкурсе для получения более престижного рабочего места. Вот некоторые, особенно запоминающиеся моменты сюжета:

“Стив взял второй билет, и ему стало не по себе: требовалось вычислить орбиту вокруг Юпитера для звездолета, прилетающего с Марса (следовали данные).

Третий билет был удивительно прост. Речь шла о применении теоремы Стокса для взятия интеграла от векторной функции по замкнутому контуру. Что и говорить, задача несложная, удивительно ясная, в некотором отношении даже блестящая благодаря изяществу формулировки”.

В конце концов, соискатель в конкурсе победил. И вот последние фразы рассказа.

“И счастливчик Стив Гилмор улыбался. С работой ассенизатора покончено. Место подметальщика улиц второго разряда теперь за ним”.

Понятно, что упомянутый сюжет – злая сатира автора на многие заморочки современного ему западного общества. Но, по сути, чем он отличается от реальной ситуации, прежде наличествовавшей и в российской системе профессионального образования? Программа даже 9 классов подразумевает довольно глубокие знания по физике, химии, математике, истории. Ну и на кой они сдались дворнику, лифтеру, лесорубу, повару, сортировщику? Даже фармацевту – если он только продает готовые лекарства, а не “провизору”, от которого требуется парамедицинское образование?

А владельцы автомобилей? Да, в России “настоящим мужчинам” как-то неудобно не чесать языки на форумах по поводу лучшего выбора масла – или регулировки зазора клапанов. Но на том же Западе не только хрестоматийные “блондинки” не имеют ни малейшего представления обо всем этом, но и вполне респектабельные люди тоже. Для всего этого есть автомеханики – которых, кстати, обучают от силы несколько месяцев. Да, они не знают массу того, в чем ориентируются их клиенты – зато “железных коней” изучили от и до.

Очень многие “девайсы”, окружающие нас, – это классические “черные ящики”. То есть, предметы, которыми мы может управлять (благодаря созданному “дружескому интерфейсу”, обычно – с “защитой от дурака”) – но совершенно не обязаны знать об их устройстве. Может, это и не совсем правильно – но это факт.

А вот еще один яркий пример полуторавековой давности: знаменитый Шерлок Холмс, которого Конан Дойл писал с реального прототипа – не знал о существовании Шекспира и о том, что Земля вертится вокруг Солнца. Но при этом мог отличить грязь на подошвах обуви из разных районов Лондона и обладал глубочайшими знаниями того, что сейчас называют “судебно-криминалистической экспертизой”.

И что, это обстоятельство мешало великому сыщику быть уникальным в своем роде специалистом? В отличие от многих выпускников российских вузов, которые после получения диплома идут в “менеджеры базарной торговли”, ну или даже просто в менеджеры. Ну, пусть даже в систему госуправления, где по неизвестной причине кандидаты обязаны иметь высшее образование – но не обязательно профильное. То есть, будь ты хоть геологом – можешь устроиться в госадминистрацию каким-нибудь “заведующим общим отделом”.

Одним словом, инициатива министра Ливанова давно назрела и перезрела. На всеобщее среднее образование в России никто не покушается – но дать “зеленую улицу” тем, кто хочет просто работать по не самым сложным специальностям, не имея возможности (или желания) получать для этого полноценное среднее образование – очень правильное решение.

Ну чтож, сегодня был ГИА (9 класс) по математике, и всё пошло плохо с самого начала экзамена. Я потратил уйму времени на подготовку и всё в пустую. В пустую всмысле мне ничего не пригодилось сегодня из всего того к чему я готовился все эти дни до экзамена. И я его завалил, как мне кажется. Я многое слышал о том что завалив экзамен и не получив аттестата, жизнь напрасно прожита и будущего не будет. И теперь, зная что я завалил, и увидев задания которые там были, я уже чувствую как на пересдаче всё будет так-же. Я сам по себе очень весёлый и жизнерадостный человек, но меня всё ровно частенько посещает мысль о самоубийстве. Ну потому что не получив аттестат жизни не будет и будущего тоже. Надеюсь на вашу помощь, спасибо!
Поддержите сайт:

Игорь, возраст: 16 / 27.05.2015

Отклики:

Может вы просто накручиваете себя, переживаете, а на самом деле все вы нормально написали. Не паникуйте раньше времени, решайте проблемы по мере их поступления. Если придётся пересдавать, то вы теперь хоть примерно знаете какие задания будут, уже плюс. Верьте в лучшее.

Ирина, возраст: 27 / 27.05.2015

А как ты учился все эти годы? Если нормально и отношения с учителями были нормальные, то значит - не завалил. Заваливают те, кто творил что-то из ряда вон выходящее. Но даже если и получил два и что? Будешь пересдавать, все равно сдашь. Не волнуйся, удачи тебе)

Анна, возраст: 48 / 27.05.2015

Аттестат ты получишь. Иначе быть не может.
Возможно ты боишься реакции родителей. Родители хотят, чтобы у их детей было хорошее будущее. И да, для этого нужно учиться. Но совершив самоубийство-будущее точно перечеркнешь. Зачем родителям такое? Успокойся. Отдохни. Наберись сил и опять начни готовиться к пересдаче. Школьники, студенты сталкиваются с несдачей экзаменов. Но потом успешно пересдают.

Олеся, возраст: 35 / 27.05.2015

Да нормально всё будет! Молодец, что учишься. Если чего-то не знаешь, то это нормально. Всё знать невозможно. Аттестат-это не главное. Не нужно торопиться. Бывает, что люди учатся на пятёрки, поступают в элитные вузы а потом... ничего. Либо не могут найти работу, либо понимают, что это не ихнее дело. Так что не стоит расстраиваться. ГИА можно перездать. Подготовься пока нормально, повтори учебники с 6-го по 9-й класс по алгебре и геометрии и обязательно сдашь. Удачи!

Alex , возраст: 19 / 27.05.2015

Игорь, это все не главное. Важно понимать, что жизнь от оценок не зависит совсем. Почитайте в интернете о знаменитых троечниках, и вы убедитесь, что школьные оценки часто не являются объективным показателем знаний. А каких-то препятствий для того, чтобы в жизни любимым делом заниматься - их нет. Не надо так зацикливаться на результатах экзаменов. Все можно пересдать, или пойти каким-то другим путем. Можно поступить в колледж, лицей, и также готовиться к сдаче ЕГЭ, а потом поступить уже не на первый курс института. Можно пойти в школы, где программу 10-11 класса проходят за 1 год, а дальше просто готовятся к ЕГЭ. Да и пересдать еще вы можете. ГИА - это же промежуточный результат, он не так важен.
Да и какие бы оценки ни были - все это не стоит мрачных мыслей. Поверьте, жизнь гораздо шире, и не замыкается этими результатами.
Относитесь проще к экзаменам. Вы делаете, что можете, а там - как Бог даст. Не переживайте.

Получить вышку без аттестата? Или об изъянах нашей системы

Вы когда-нибудь слышали про способы ? Например, поесть в ресторане и подложить в тарелку волос, тем самым выбив себе бесплатный обед. Или ездили ли когда-нибудь зайцем на такси, просто уходя домой, якобы за кошельком, и не возвращаясь? Я могу вам рассказать том, как я получала высшее образование без аттестата. Это, конечно, не совсем «на халяву», но в данном случае разговор идет про бесплатное время. По сути, можно и в школе то не учиться, но получать себе вышку - главное платить в институте деньги. В данной статье будет две истории, потому что так получилось, что одна без другой была бы невозможна.

Начнем по порядку. Как получилось так, что у меня, при поступлении в университет, не оказалось на руках аттестата о получении школьного образования. История банальная, поступать я решила уже довольно в зрелом возрасте, школу окончила давно, переехала жить в другой город, и аттестат постоянно переезжал со мной от одной съемной квартиры на другую в куче документов-бумажек-выписок. В один из таких глобальных переездов я его просто-напросто потеряла. Подошло время, когда мне захотелось учиться, и понадобился документ. Дорога к его восстановлению, естественно, лежала через мою школу. Я выкроила на работе пару выходных, чтобы уехать в родной город и вплотную заняться данной проблемой. Зашла в учительскую и увидела все те же самые знакомые лица. Наверное, государственные учреждения, такие как школы, институты, детсады, короче, все, что кормится от государства - это места, где мир стоит на месте и никакая сила не может его изменить. Там даже лица не меняются. Ну, суть не в этом. Я приехала с конкретной просьбой - получить из архива какую-либо ксерокопию аттестата или что-либо, подтверждающее, что я училась в данной школе. Прошло всего 5 лет, как я закончила получать образование, поэтому меня немало удивил отказ директора. Она была крайне удивлена моей просьбе и ответила, что никаких архивов у них нет, и подобные данные не сохраняются. Понимайте, это пришел человек в первый класс, отучился 10 лет - про него благополучно забыли, пришел следующий, 10 лет - до свидос! Моя реакция: «Что мне делать?!»

Директриса оставила меня наедине со своими мыслями и вернулась через 10 минут с какой-то бумажкой в руке. Она была размером с обычный тетрадный лист и представляла из себя нечеткую ксерокопию моих аттестационных оценок. Это все, что они мне могли дать. Ну, тоже неплохо, хоть что-то.

Пунктом «Б» в моей пути к восстановлению аттестата была администрация города, в которой мне нужно было обратиться в министерство образования или как там они называются. Я зашла в кабинет и нашла женщину средних лет, заполняющую какую-то тетрадку. Я изложила свою проблему.

Ответ женщины:

Дайте мне что-либо, подтверждающее, что у вас был аттестат.

Нужен какой-либо клочок

КЛОЧОК????? Это что значит? Разные же бывают ситуации - собака съела, в пожаре сгорел...

Да, но должен же остаться хоть какой-то КЛОЧОК

Честно сказать, она меня озадачила… Потом посоветовала действовать иначе. Нужно было и написать заявление о краже. Потом в местную газету подать объявление об утере аттестата. Эти формальности, по ее утверждению, были просто необходимы. Я не верила своим ушам. То и дело я посматривала на шкаф в кабинете - мне казалось, что вот-вот должна была выбежать съемочная группа и закричать: «РОЗЫГРЫШ»!!! Но, к сожалению, она говорила на полном серьезе.

Все еще сомневаясь, что та женщина не пошутила, я покинула ее кабинет. Краснея от стыда, я зашла в местное отделение полиции и сказала, что мне нужно подать заявление о краже аттестата. Честно говоря, я ожидала самую нормальную реакцию на мои слова: в полиции все дружно смеются, давясь истерикой, показывают на меня пальцем, а вечером, придя домой, рассказывают эту дурацкую историю в семьях за общим столом.

Да, давайте паспорт, вот вам форма и ручка.

Ни тени улыбки на лицах блюстителей порядка не было. Они отреагировали так, как будто они только и занимаются целыми днями делами о краже чужих аттестатов, автобусных проездных, скидочных карт и прочей ненужной в жизни макулатуры.

Я заполнила форму в двух экземплярах, вроде там было что-то типа: «Когда вы в последнее время видели ваш аттестат?» «В каком месте?» «Есть ли у вас подозреваемые?» Смешно? Это было в реальности. Я расписалась - они поставили печати и отправили меня ждать письма о результатах следствия. Следующий шаг - местная газета объявлений. Тут уж никаких форм - мне самой предоставлялось проявить свою творческую жилку. Мое объявление звучало примерно так: «Люди! Помогите! Со мной поступили не по-христиански - украли аттестат. У меня срочная потребность получить вышку! Ищите! Восстановим справедливость!»

Меня не покидало чувство, что я попала в дурдом. Но, тем не менее, все, что от меня требовалось, я сделала. Оставалось только ждать официального ответа от полиции, чтобы с ним уже прийти в министерство образования и восстановить свой аттестат.

Тогда мы вас отчислим и не отдадим вам документы…

Вот так вот. Хотите верьте, хотите нет - история случилась в реальной жизни со взрослыми людьми в одном из уважаемых госучреждений нашей страны.

Лично я смеялась еще долго, и эта история гуляла из уст в уста по моим друзьям и знакомым. К слову сказать, высшее образование я так и не получила, вот думаю после всего произошедшего: нужно ли это кому-нибудь, кроме толстого кошелька российской бюрократической системы? Лично я за пару лет обучения не стала умнее и образованнее ни на йоту, зато точно беднее на кругленькую сумму.

Россияне, не имеющие документа о завершении школьного обучения, даже девяти классов, с этого года получили возможность профессионального обучения. Соответствующий приказ подписал глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов.

Приказ вносит изменения в уже утвержденный порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, пишут «Известия». Согласно документу, к обучению по профессиям рабочих, на должности служащих отныне допускаются лица в независимости от наличия или отсутствия общего или среднего общего образования. Ранее предъявлялось обязательное требование о наличии школьного аттестата.

«Программы профессионального обучения позволяют приобрести первоначальные профессиональные компетенции и не относятся к уровню среднего профессионального образования. В процессе обучения учащиеся смогут приобрести навыки по профессиям, требования к которым, согласно профессиональным стандартам, ограничиваются освоением программ профессионального обучения и не требуют уровня среднего профессионального и высшего образования», - заявили изданию в пресс-службе Минобрнауки.

Само по себе профобучение предполагает получение компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Организовывается оно зачастую центрами занятости населения и компаниями, заинтересованными в подготовке кадров определенной квалификации. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное образование, состоит из нескольких сотен наименований, среди которых: кладовщик, охранник, грузчик, дворник, сортировщик, лесоруб, повар, официант, курьер, кучер, лифтер, младший воспитатель, фармацевт, бортпроводник и т.д.

Утвержденные изменения не отменяют действующих норм трудового законодательства, а лишь призваны дать возможность начать раньше осваивать необходимую сферу будущей деятельности молодого специалиста. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что изменения являются шагом навстречу ребятам, которые в силу каких-то причин испытывают трудности в освоении программ основной школы.

«К программам профобучения отнеслись как к программам, дающим профессию, которая может базироваться на любом уровне образования. Было сочтено целесообразным не привязывать профобучение к наличию аттестата, считая, что любой человек, даже если у него раньше не получилось или имеются сейчас проблемы с окончанием школы в силу различных обстоятельств, сможет пройти программу профобучения и как-то не остаться за бортом и приобрести профессиональные навыки», - считает Абанкина.

Академик Российской академии образования доктор педагогических наук Анатолий Цирюльников уверен, что получение образования непосредственно на практике имеет право на существование: «Надо смотреть по каждой профессии. Некоторые из них могут быть освоены практическим путем. Хочу привести в пример голландский проект по агрообразованию, где применяются практические школы, в которых доля практики очень высока. У немцев дуальное обучение, сочетающее теорию и практику, когда компании готовят специалистов под себя и предоставляют им рабочие места. Доля практического обучения в ряде стран значительно выше, нежели в России. Мы сами знаем, что по жизни люди получают чаще образование из жизни».

Он добавил, что есть формальное образование (школы, вузы), неформальное (во время практики), и есть информальное (образование из жизни). «Необходимо сочетать все три похода, но есть люди, которые занимаются самообразованием, - и такие примеры есть на каждом шагу», - отметил Цирюльников.