Каков характер ударения в русском языке. Ударение. «Фразовое, тактовое и логическое ударение»

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением.

С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:

1) Ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным;

2) Ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называют силовым или динамическим;

3) В ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном слоге они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику.

Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на любую морфему: радуга, рука, розоватый.

Другой особенностью русского ударения помимо его разноместности является его подвижность.

Морфологически подвижное ударение в русском языке заключается в передвижении ударения с одной морфемы на другую при образовании грамматических форм слова (слово, слова).

Как пишет И.А. Федякина, большинство слов в русском языке имеют подвижное ударение. Но именно слова с подвижным ударением являются наиболее употребительными словами, составляющими основную базовую лексику русского языка.

Подвижное ударение бывает у непроизводных слов, простых слов, в основном односложных или двусложных.

Производные, многосложные, книжные, малоупотребительные слова, а также поздние заимствования имеют неподвижное ударение.

По месту ударения различаются основы ударные (стул, магазин, хорош-ий, пахну-ть, занесённ-ый) и безударные (клевет-а, удал-ой, убрал-а). Среди ударных основ различаются основы с ударением на первом слоге (ужин, маленьк-ий, пахну-ть) и с ударением не на первом слоге (магазин, хорош-ий, ослабленн-ый). Последние делятся на

1) основы с ударением на последнем слоге (магазин, хорош-ий, бесед-а, оскорблённ-ый)

2) основы с ударением на среднем слоге (инструктор, профессор, накормленн-ый).

Ударные односложные основы условно относятся к группе основ с ударением на первом слоге.

Словоформы с ударной двусложной флексией группируются по характеру ударения следующим образом.

1) Ударение на предпоследнем слоге двусложной флексии имеют: а) существительные: стол-ами, пол-ями; б) прилагательные, в том числе местоименные и счетные: больш-ому, голуб-ыми, как-ими, втор-ого; в) глаголы: нес-ёте; г) причастия: пережит-ому; д) местоимения я, мы, ты, вы, себя: мн-ою, н-ами; е) сложные количественные числительные, оканчивающиеся на -сот, и числительные двести, триста, четыреста: пятьюст-ами, двумяст-ами; ж) собирательные числительные: дво-ими, десятер-ыми.



2) Ударение на последнем слоге флексии имеют местоимения кто, что и мотивированные ими: к-ого, ч-его, ник-ому.

3) Ударение на разных слогах двусложных флексий выступает в некоторых формах следующих слов: а) местоименных прилагательных мой, твой, свой, тот, весь, сам, а также чей и мотивированных им (см. § 1352); б) счетно-местоименного прилагательного один. У этих слов ударение падает на последний слог флексии в формах род., дат., вин. п. ед. ч. муж. и сред. р. и на предпоследний слог в формах тв. п. ед. ч. жен. р. и тв. п. мн. ч.; ср. мо-его, мо-ему, одно-ого, одн-ому, но мо-ею, мо-ими, одн-ою, одн-ими.

Словесное ударение – выделение различными фонетическими средствами (усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости) одного из слогов в составе слова.

Особенности и функции ударения изучает такой раздел языкознания, как акцентология . Нормы постановки ударения иначе называют акцентологическими .

В русском языке ударный слог выделяются большей напряженностью произносительного аппарата. Такое ударение называется силовым. Ударение в русском языке выполняет несколько важнейших функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию; играет роль смыслоразличительного средства; участвует в ритмической организации речи (стихи, менее проза).

Слова самостоятельных частей речи, как правило, имеют одно ударение, но могут иметь и побочное ударение: лЕсопромЫшленный, АэрофОтосъемка и др. Побочное ударение более слабое. Его имеют сложные слова: гАла-концЕрт, чЕрносморОдинное, двухсОтпятИдесятИлЕтие. Побочное ударение есть в сложносокращенных словах: пАртбилЕт , МОсэнЕрго и др. Есть оно и в словах с многосложными приставками ультра- , супер- , анти- , архи- , после- и односложными сверх- , меж- : УльтрасовремЕнный, сУперпрИз, мЕжуниверситЕтский, АрхивАжный . Обычно ударение падает не на предлоги и частицы, а на знаменательные части речи (без цЕли ). Некоторые односложные предлоги на, за, под, по, из, без в сочетании с определенными существительными могут принимать ударение на себя: нА голову, нА воду, зА волосы и др.

Сложность русского ударения широко известна. Правильный выбор места ударения свидетельствует о культуре речи и об общей культуре человека, поэтому необходимо запоминать и правильно произносить такие слова, как агЕнт, агронОмия, апострОф, вероисповЕдание , гЕнезис, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, Иконопись, квартАл, мусоропровОд, обеспЕчение, облегчИть, предвосхИтить, принУдить, сосредотОчение, украИнский, упрОчение, факсИмиле, фенОмен, ходАтайство, экспЕрт, экзальтирОванный и др.

Трудность усвоения норм русского ударения связано с его особенностями.

1. Русское ударение разноместное , т.е. может падать на любой слог и на разные морфемы: подрОстковый, дОмик, вЫнес, облегчИть, кладовАя, позвонИшь.

2. Русское ударение может быть в разных словах подвижным и неподвижным . Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то оно является неподвижным: говорЮ, говорИм, говорИшь, говорИте, говорИт, говорЯт. Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (вЫбежать – выбегАть, травА – трАвы) .

Ударение может с течением времени меняться. Например, тенденцию к перемещению ударения к концу слова имеют слова на -ия. Не так давно считалось правильным произношение металлУргия, индУстрия, полигрАфия . Сейчас нормативным является металлургИя, индустрИя, полиграфИя .

В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский – августОвский, бунгАло – бУнгало, джИнсовый – джинсОвый, казАки – казакИ, кЕта – кетА и др. В некоторых словах встречаются профессиональные ударения: искрА (в речи шоферов), компАс, рапОрт (в речи моряков), рефлексИя (в речи психологов), эпилепсИя (у медиков).

Разноместность и подвижность – важные средства различения форм слов и слов. Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк – бЕлок, мукА – мУка, языковОй (барьер) – языкОвая (колбаса), лЕдник (погреб) – леднИк, бронИровать (закреплять) – бронировАть (дверь) и др.

Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф.

Кроме того, место ударения зависит от происхождения слова. Так, большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр , жалюзИ, кюрЕ.

Часто ударение определяется конечным сочетанием гласных и согласных звуков. Например:

Ал иноязычных словах): квартАл, пенАл, финАл;

Атай: глашАтай, завсегдАтай, соглядАтай;

лОг (неодушевленные объекты): каталОг, монолОг, некролОг;

провОд (в сложных словах): бензопровОд, мусоропровОд, водопровОд; но: электропрОвод.

Особенности ударения в разных частях речи

Имя существительное

У существительных встречается 4 разновидности передвижения ударения:

1. С окончания в формах единственного числа на основу в формах множественного числа: колбасА – колбАсы, колбасЫ – колбАс, слезА – слёзы, слезЫ – слёз.

2. С основы в формах единственного числа на окончание в формах множественного числа: слОво – словА, слОвом (Т.п.) – словАм, снЕг – снегА, снЕга (Р.п.) – снегОв.

3. С основы в формах единственного числа на окончания падежных форм множественного числа за исключением именительного падежа: нОвость – новостЕй, нОчь – ночЕй .

4. Без устойчивой схемы ударения в разных формах: землЯ, землИ, зЕмлю (ед.ч.), зЕмли, земЕль, зЕмлями (мн.ч.), щекА, щёку (ед.ч.), щёки, щёк, щекАм (мн.ч.) .

Имя прилагательное

В именах прилагательных проблемы возникают с постановкой ударения в кратких формах:

1. У многих слов место ударения сохраняется достаточно последовательно: воспИтанный, воспИтан, воспИтана, воспИтано, воспИтаны; загАдочный, загАдочен, загАдочна, загАдочно, загАдочны .

2. Перемещение ударения с основы на окончание наблюдается в формах женского рода при сохранении места ударения во всех других: дЕрзкий, дЕрзок, дерзкА , дЕрзко, дЕрзки; жАркий, жАрок, жаркА , жАрко, жАрки .

3. Существуют варианты с ударным окончанием в кратких формах множественного числа: блИзкий, блИзок, близкА, блИзко, блИзки и близкИ; глУпый, глуп, глупА, глУпо, глУпы и глупЫ. Не так давно единственно правильными формами считались прОсты, прАвы, вЕрны, сегодня происходит смещение ударения в этих словах на флексию: вернЫ, правЫ, простЫ.

Колебания нормы наблюдаются в полных прилагательных с суффиксом -ист- . Продуктивным считается перемещение ударения на суффикс, и в некоторых прилагательных произошло закрепление данной нормы: каменИстый, ворсИстый, басИстый. У других прилагательных наблюдаются колебания: сАхаристый и сахарИстый, мУскулистый и мускулИстый, фОсфористый и фосфорИстый . Это обусловлено тем, что ударение стремиться к перемещению на средние слоги. Прилагательные со вторым ударным слогом, как правило, не испытывают стремления к перемещению ударения на суффикс -ист- : поклАдистый, навАристый, увЕсистый, прижИмистый.

Причастия

Перемещение ударения характерно для кратких форм страдательных причастий:

1. При наличии суффикса -ённ- лишь формы мужского рода сохраняют ударения полного причастия: заплетённый – заплетён, заплетенА, заплетенЫ , восхищённый – восхищён, восхищенА, восхищенЫ; озарённый – озарён, озаренА, озаренЫ.

2. Причастия с суффиксом -т- обладают нестабильным ударением: добЫтый, добЫт и дОбыт, добЫта, добЫто и дОбыто, добЫты и дОбыты; допИтый и дОпитый, допИт и дОпит, допИта и дОпита, допИто и дОпито, допИты и дОпиты .

3. Если глагол, от которого образовано причастие, имеет ударный суффикс -о- , -ну- , то ударение в причастии переходит на первый слог: согнУть – сОгнут, колОть – кОлотый.

В глаголах затруднения с постановкой ударения возникают:

1. В формах прошедшего времени, где оно либо сохраняется на том же слоге, что и в инфинитиве: бросАть – бросАть, бросАла, бросАли; пришИть – пришИл, пришИла, пришИли ; либо перемещается на иные слоги. Чаще всего ударение переходит на окончание в формах женского рода: позвАть – позвАл, позвалА, позвАло, позвАли; убрАть – убрАл, убралА, убрАло, убрАли .

2. Во многих возвратных глаголах в формах прошедшего времени ударение располагается на окончании: принЯть – прИнял, принялА, прИняло, прИняли – принЯться, принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь .

3. В глаголах, оканчивающихся на -иться , имевших исконное ударение на корень, происходит закрепление новой нормы с ударным суффиксом -и- : искрИться, лоснИться, гнездИться .

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение (или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне... произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называетсяударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

· Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

· В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

· отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

· быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: ру́ки – руки́. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала ; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду ) безударным становится существительное.



7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

· Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).

· Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения:занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

10. Орфоэпические нормы В лекции рассматриваются особенности русского литературного произношения.

Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением. Слог, на который падает ударение, называется ударяемым или ударным. Ударение обозначается знаком « ?» над буквой, соответствующей гласному звуку.



Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá] голова, [нá(гълъву] на голову. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [дасáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка). Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] – те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса).

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериáлы, во`донепроницáемый, а`эрофо`тосъёмка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó, позолотúть, необыкновéнный. Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зáмок – замóк, нóшу – ношý, нóги – ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность. Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á – стрáн-ы, голов-á – гóлов-у;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о – дерéвь-я, óзер-о – озёр-а.

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крáсн-ый / красн-от-á.Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки русского ударения:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Нормы ударения

В рамках одной лекции невозможно рассмотреть все нормы русского ударения. мы ограничимся только основными.

1) Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например:

Бинт - бинтá, блин - блинá, боб - бобá, винт - винтá, горб - горбá, жгут - жгутá, зонт - зонтá, кит - китá, клок - клокá, клык - клыкá, ковш - ковшá, крюк - крюкá, куль - куля?, линь - линя?, плод - плодá, серп - серпá, скирд - скирдá, хорь - хоря?, цеп - цепá, шест - шестá, штрих - штрихá.

2) В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне. Ср.:

Ботвá - ботвý, веснá - веснý, деснá - деснý, золá - золý, киркá - киркý, норá - норý, овцá - овцý, росá - росý, сохá - сохý, стопá - стопý;

Горá - гóру, доскá - дóску, зимá - зúму, стенá - стéну, сторонá - стóрону, ценá - цéну, щекá - щёку.

3) С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: в горстú, на грудú, на дверú, в кровú, в ночú, на печú, в связú, в сетú, в степú, в тенú, на цепú, в честú.

4) В родительном падеже множественного числа произносятся:

С ударением на основе: мéстностей, пóчестей, прúбылей;

С ударением на окончании: ведомостéй, крепостéй, новостéй, повестéй, податéй, скатертéй, стерлядéй, четвертéй.

Различается произношение ступéней (в лестнице) и ступенéй (ступень развития чего-либо).

5) Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без. Например:

НА: нá воду, нá гору, нá руку, нá спину, нá зиму, нá душу, нá стену, нá голову, нá сторону, нá берег, нá год, нá дом, нá нос, нá пол, зуб нá зуб, нá день, нá ночь, нá ухо, нá два, нá три, нá пять, нá шесть, нá семь, нá сто;

ЗА: зá ногу, зá голову, зá волосы, зá руку, зá спину, зá зиму, зá душу, зá нос, зá год, зá город, зá ворот, зá ухо, зá уши;

ПOД: пóд ноги, пóд руки, пóд гору, пóд нос, пóд вечер;

ПО: пó лесу, пó полу, пó носу, пó морю, пó полю, пó уху;

ИЗ: úз лесу, úз дому, úз носу, úз виду;

БЕЗ: бéз вести, бéз году неделя, бéз толку;

ОТ: час óт часу, óт роду.

6) Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании, реже на основе. Ср.:

Бралá, былá, взялá, вилá, внялá, вралá, гналá, далá, донялá, дралá, жилá, задалá, занялá, звалá, лилá, нажилá, нанялá, началá, пилá, плылá, понялá, прибылá, принялá, рвалá, раздалá, слылá, снялá, спалá и др.;

Бúла, брúла, дýла, жáла, клáла, крáла, кры?ла, мы?ла, мя?ла, пáла, рожáла, шúла.

7) У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например:

Взят - взятá - взя?то - взя?ты; нáчат - начатá - начáто - нáчаты; прúдан - приданá - прúдано - прúданы; прúнят - принятá - прúнято - прúняты; прóдан - проданá - прóдано - прóданы; прóжит - прожитá - прóжито - прóжиты и т.д.

Но от причастий на -бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе. Ср.:

Зáбрана, нáбрана, перéбрана, úздана, прúбрана, вóбрана, дóбрана, подóбрана, разóбрана, сóбрана, отóбрана, ýбрана и т.д.;

Зáдрана, нáдрана, обóдрана, разóдрана, изóдрана, прóдрана, сóдрана, отóдранаи т.д.;

Зáзвана, обóзвана, подóзвана, отóзванаи т.д.

Нормы произношения

Орфоэпия ** – совокупность правил, которые определяют произносительные нормы устной (звучащей) речи и обеспечивают единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное (либо в виде жестко регламентируемых вариантов) произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения для литературного языка.

Правила (нормы) произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения). Таким образом, основные орфоэпические правила русского языка можно разделить на те, которые определяют:

– произношение гласных звуков (в разных позициях в слове, а также при определении места ударения);

– произношение согласных звуков (также в разных позициях в слове, в сочетаниях согласных, в сочетаниях с некоторыми гласными звуками, в разных грамматических формах).

Произношение гласных

В области гласных современное произношение связано с аканьем и иканьем.

При аканье безударные гласные, чередующиеся с ударными [ó] и [á], совпадают в первом предударном слоге после парных твердых в звуке [а]: н[а]чнóй = н[а]с ы´пать (ср. проверочные ночь и насыпь).

При иканье безударные гласные, чередующиеся с ударными [и?], [э?], [ó], [á], совпадают в первом предударном слоге после мягких в звуке [и]: ч[и]тáть = ч[и]рв я´к = ч[и]рнéть = ч[и]с ы´ (ср. проверочные прочитан, червь, черный, час).

Иной способ произношения безударных гласных, характеризующийся противопоставлением и-образного и э-образного звуков, называется эканьем: ч[и]тáть / ч[иэ]рв я´к = ч[иэ]рнéть = ч[иэ]с ы´ (в транскрипции использован значок «и, склонный к э»). Экающая норма является устаревшей и в настоящее время не используется.

В позиции первого предударного слога после твердых шипящих на месте буквы а произносится гласный [а]: ж[а]рá жара, ш[а]гáть шагать, ш[а]мпáнское шампанское. Однако есть несколько слов-исключений, в которых звучит [ы]: лош[ы]дéй лошадей, ж[ы]лéть жалеть, к сож[ы]лéнию к сожалению, двадц[ы]ти двадцати. Слова жакет и жасмин допускают двоякое произношение.

Кроме того, необходимо обратить внимание еще на некоторые нормы произношения в области гласных:

В некоторых словах как русского, так и иноязычного происхождения наблюдаются колебания в выборе [е] или [о] после мягких согласных и шипящих: манéвры - манёвры, желчь - жёлчь, блёклый, но блéклее.

Некоторые слова допускают вариантность звукового оформления корня: ноль - нуль, строгать - стругать, тоннель - туннель, обусловливать - обуславливать.

В некоторых случаях в словах иноязычного происхождения могут нарушаться соответствующие законы фонетической реализации гласных, при этом в безударных слогах возможно появление звуков [о], [е], [а]: б[о]á (боа), б[о]лерó (болеро), р[о]к[о]кó (рококо).

В некоторых случаях в первых основах сложных и сложносокращенных слов могут нарушаться законы поведения гласных, при этом в безударных положениях возможно появление звуков [о], [е], [а]: г[о]сзакáз (госзаказ), [о]ргтéхника (оргтехника).

В некоторых безударных приставках как иноязычного, так и русского происхождения могут нарушаться соответствующие законы фонетической реализации гласных, при этом в безударном положении могут произноситься звуки [о], [е], [а]: п[о]стмодернúзм (постмодернизм), пр[о]ислáмский (происламский).

В некоторых безударных предлогах, местоимениях, союзах и частицах, примыкающих к ударному слову, могут нарушаться соответствующие фонетические законы реализации гласных: н[о] я (но я), н[а]ш учáсток (наш участок).

Произношение согласных

Необходимо разграничивать орфоэпические нормы в сфере согласных относительно их звонкости/глухости и твердости/мягкости.

1. По звонкости/глухости.

1) В русском литературном произношении звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими озвончаются. Не происходит позиционного изменения согласных по глухости– звонкости перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’]: [зу?п], [п’ьр’иэво?скъ], , [во?ды], [сл’о?т], [сва?т].

2) Перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’] произносится звонкий взрывной согласный [г]. При оглушении на конце слова и перед глухими согласными на месте звонкого [г] произносится глухой [к]: [п’ирLга?], [гра?т], [гро’с’т’], [п’иро?к]. Только в междометии господи, в слове бог сохраняются фрикативные [γ] и [х]:

По твердости/мягкости.

1) В современном языке перед [э] возможно появление как твердых, так и мягких согласных: мо[д]ель, ти[р]е, ан[т]енна, но [д’]еспот, [р’]ельс, [т’]енор. В ряде слов допускается вариативное произношение, например: прог[р]есс / прог[р’]есс, к[р]едо / к[р’]едо и т.д.

2) Сочетанию букв чн в одних случаях соответствует последовательность [шн], в других – [ч’н]. Так, например, конечно, скучный, яичница произносятся с [шн], а точный, отличник, вечный – с [ч’н]. В некоторых словах правильными оказываются оба варианта: порядочный, булочная, молочник. Есть и такие примеры, в которых выбор между [шн] и [ч’н] зависит от смысла: друг серде[шн]ый, но серде[ч’н]ый приступ; шапо[шн]ое знакомство, но шапо[ч’н]ая мастерская.

3) Согласный [ж:’] является очень редким звуком. Он произносится на месте букв жж, зж в таких словах, как дрожжи, вожжи, езжу, брызжет, дребезжать, позже и некоторые другие. Однако и в этих словах мягкий [ж:’] постепенно утрачивается, заменяясь твердым [ж: ]. В случае с дожди, дождик согласный [ж:’] вытесняется звуковым сочетанием [жд’].

4) В современном языке правила позиционного смягчения согласных перед мягкими характеризуются особой вариативностью и неустойчивостью. Последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш¯’]: дива[н’ч’]ик диванчик, обма[н’ ш:’]ик обманщик. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (ла[фк’]и лавки, тря[пк’]и тряпки), или оно связано с выбором позиций, с представленностью в речи не всех носителей языка. Так, большинство людей смягчает зубные перед зубными не только в середине слова (ко[с’т’] кость, пе[с’н’]я песня), но также в начале слова и на стыке приставки с корнем, т.е. в «неустойчивых» позициях: [с’т’]ена стена, ра[з’н’]ести разнести. Смягчение же согласного в других сочетаниях скорее исключение, чем правило: [дв’]ерь дверь (реже [д’в’]ерь), [сj]ем съем (реже [с’j]ем), е[сл’]и если (реже е[с’л’]и).

5) Прилагательные на -кий, -гий, -хий произносятся с мягкими заднеязычными согласными: русс[к’]ий русский, стро[г’]ий строгий, ти[х’]ий тихий.

6) В подавляющем большинстве случаев мягким оказывается согласный и в постфиксах -ся / -сь глаголов: учу учусь, поднимал[с’]я поднимался.

Ударение - фонетич. выделение одного из слогов неодносложного слова. (в рус.яз.стремится к середине слова).Акцентология - наука, изуч. ударения. Ударение в рус.язе динамическое: ударный слог выделяется большей напряженностью артикуляции(дольше и громче).Оно свободное (подвижное): (вода, воду, воды) ,бывает неподвижное (книга, книгу, книге )-таких 96% и подвижное(город,городам)

Бывает сильное (основное): древнер у сская и слабое (побочное):др е внерусская. Побочное возникает: 1.- двух - трехсложных предл.(п е ред отходом ), 2.в союзах(потому чт о ), 3.в союзных словах(роман, кот о рый написал )

4.числительных(дв а романа ),5.некотор.местоим(о н приехал ),6.связки

(утро б ы ло ясное ),6.в слож.словах(Л и тинститут ),7.интернац.приставках(-супер, -контр ). Ги дроэле ктростанция-2 побоч.’безударные(служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение:зА город)и слабоударяемые (двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов)

Также, кроме словесного, есть тактовое(в реч.такте), фразовое(в фразе), логическое ударение

Функции ударения :

Разграничение раз.форм одного слова(н о ги-ног и )

Разгран.формы разных слов (п и ща- пищ а (деепр))

Разгран.стилистич.варианты:

лит.и диалект.варианты (нач а ть-н а чать )

лит. и простая речь (краси вее - ве е)

лит.нейтрал. и разговор.произношение (зв о н и шь )

лит. и народнопоэтич.(д е вица-дев и ца )

современ.вар-т и устар. (кл а дбище-кладб и ще )

Причины нарушений:

Влияние диалектных уд-ий; межязыков.контакты; внутр.причины язык.хар-ра - явлен.формал.аналогии(отдельно шел ж.р.кратких причастий(жес то ка-жесто ка );потеря словообр.удар-я.

12. История русской графики. Современный русский алфавит. Принципы русской графики. Основные этапы развития письма. Графики и алфавиты.

Устной речи - 500тыс.лет; буквен.письму - 3 тыс.

Язык и письменность - символ нации. (представ-ие о божеств.языка)

Символы - предметные сообщения (хлеб-соль - дружелюбие )

Пиктография - «пишу рисунками» рисунки=их прмое значение

Идеография - графич.знак. Отличие от пикт:не рисунок, а сивол - обозначает отвлеченные значения(глаз- глаз,зрение и пр)

Иероглиф. письмо: шумеры, китайцы, египтяне.(схематич. знаки)

Фонография - письменный знак передает звук. (шумеры и египт)

Консонантное письмо - приоритет согл. над глас.(глас. не писали)

3 вида алфавита (различ. обозначением гласных):.для гласн.отдельные буквы, гласн.звуки не имеют букв, передаются диалектич.знаками(консонант), силабическое- слоговое

Финикийцы познаком.греков со своим семитским письмом в 10в.

Классич.греч.алфавит - 24 буквы (17-7).

Метод бустрофедона (быка) - если первая строка пишется справа налево, то вторая - слева направо

Латин.алфавит 1 века - 23 буквы.Использ.в Италии(латины,этруски)

Кирилл и Мефодий направ.из Византии в Моравию перев. свящ.тексты.

=>первый письм.старослав.яз. 1708-10 - устранены дублетные буквы.

1735 - появ. Й; 13 букв исчезло. Я вместо Ѩ

Принципы :

- Многозначность в обозначении : (с - с (сон), с’ (сено), з (сбор), з’ (сделка), ш (сшить), ж (сжать))

- Деление букв по количеству обозначаемых звуков :

1) буквы, лишенные звукового значения(Ъ, Ь)

2) буквы, обозначающие два звука(я , ю , е , ё )

3) буквы, обозначающие один звук (остальные)

Однозначные(«ц»-только тв, «ч»- только мягк.)

и двузначные буквы (парн.по тв-мягк.)

- Слоговой принцип - в опред.случаях в качестве ед. письма выступает не буква, а слог.

Отсутствие в рус.алф. отдельн.букв для парных по тв-мягк согл.зв компенсируется наличием двояких начертаний гласн.зв.

а-ы - указ. на тв-сть предш.согл, я-и - на мягкость (рад - ряд, был - бил ). Т.е, без учета последующей буквы нельзя опред, тв. или мягк. явл. парн. по тв-мягк согл.звук.

Фонемы, являясь минимальными звуковыми единицами, которые служат для образования различения звуковых оболочек слов и форм слов, служат для создания линейной речевой цепи, где один элемент следует за другим. Однако к звуковым средствам языка относятся не только такие линейные единицы, но и способы объединения этих единиц в более крупные звуковые единицы: слова, синтагмы, предложения. Каждая из этих единиц не является простой суммой единиц предшествующей группы: слово не является последовательностью звуков не только с точки зрения внутренних, языковых характеристик, но ив чисто фонетическом плане. Для слова обязательны организация звуков в слоги и специальные характеристики этих слогов, определенные способы их объединения. О том, что слог, являясь минимальной произносительной единицей, обусловливает тем самым тесную связь артикуляционных и акустических характеристик своих компонентов, уже было сказано,

Как же слоги объединяются в слово при помощи словесного ударения?

В слове, если оно фонетически самостоятельно, есть обязательно один ударный слог, который определенным образом выделен среди остальных слогов слова. Таким образом, хотя функция ударения -- объединять слоги в слово, способ реализации ударения -- это выделение ударного слога, вокруг которого группируются безударные слоги.

Выше уже говорилось, что в современном русском языке основной признак ударности -- это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов. Отношения между ударным и безударным слогом по длительности могут быть самыми различными. В одном и том же слове ударный гласный всегда обладает большей длительностью, чем безударный.

Как фонетическая единица слова представляет собой некоторую ритмическую структуру? Безударные слоги, обладающие меньшей длительностью, чем ударный слог данного слова, можно разделить на две большие группы по их фонетическим характеристикам и по их функции: предударные слоги образуют своеобразный подход, подступ к реализации ударного слога, а заударные -- отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их фонетических характеристиках; предударные, как мы знаем, меньше редуцируются, чем заударные. Под редукцией будем понимать и изменение длительности гласного в слоге (количественная редукция), и изменение качества гласного (качественная редукция), и ослабление контраста между согласным и гласным, приводящее к меньшей расчлененности слога.

Надо помнить при этом, что наиболее важными являются относительные характеристики ударного слога, его большая выделенность на фоне безударных слогов. Так, если мы рассмотрим характеристики ударного слога в слове леса, произнесенного в быстром темпе, то может оказаться, что он ничем не отличается от предударного слога в слове сады, произнесенного в нормальном или медленном темпе, и только на фоне окружающих слогов, произносимых в том же темпе, каждый из этих слогов воспринимается как ударный или неударный.

Важно, что ударный слог может объединять вокруг себя ограниченное количество безударных -- в среднем не больше пяти-шести. Если число слогов в слове велико, то возникает так называемое побочное или второстепенное ударение. Особенно хорошо его слышно, когда мы произносим сложные слова: одиннадцатиэтажный, сверхпроводимость и т. д. В определенной мере возникновение этого второго ударения в слове связано с тем, что «сфера действия» ударного слога, связывающего безударные в одно целое, небезгранична: человек не может произносить подряд слишком много безударных слогов.

Кроме ударения как объединяющего фактора, фонетическую целостность слова создает еще и определенная временная организация: из какого бы числа звуков ни состояло слово, длительность его стремится всегда к некоторой постоянной величине. Конечно, этого практически не бывает, но имеется строгая закономерность: чем больше число звуков в слове, тем меньше длительность каждого из звуков.

Все эти признаки фонетического единства слова в наиболее ярком виде выступают при анализе изолированно произнесенных слов. В более крупных речевых отрезках эти характеристики значительно ослабляются. В первую очередь здесь нужно упомянуть перераспределение слогов, связанное с ритмической структурой высказывания: если в изолированно произнесенном слове люди слог ди является заударным, то в выражении Люди мира и труда слог ди получает характеристики предударного, поскольку следующий за ним слог -- ударный (мира), а межсловная граница не препятствует этому изменению фонетических характеристик.

Это явление приводит к очень интересным фонетическим последствиям, так как в результате перераспределения слогов исчезает различие между предударными и заударными слогами, которое существует при произнесении изолированных слов.

Ритмизующая функция словесного ударения

Объединение фонологического слова вокруг ударного слога обусловливает необязательность совпадения его со словом как лексической единицей. Как правило, фонологическое слово длиннее словоформы, оно включает в себя так называемые проклитики и энклитики, состав которых при наличии общих черт достаточно специфичен в языках.

В русском языке проклитическими элементами являются,личные местоимения.

В немецком языке проклитиками являются: артикль, предлоги, союзы, относительные местоимения и наречия, вопросительные местоимения и наречия, частицы so и zu; как проклитиками, так и энклитиками могут быть: вспомогательные, модальные, связочные и фазисные глаголы, личные местоимения, возвратные местоимения, местоимения es и man, модальные частицы, а также послелоги (например: meiner Meinung nach) и отрицание nicht.

Уже из этого перечня видно, что немецкое фонологическое слово в среднем длиннее русского, а число ударных слогов в немецкой фразе меньше, чем в русской.

Разумеется, безударность проклитик и энклитик относительна: как самостоятельные лексические единицы они всегда могут быть ударными при логическом выделении. Это свойство присуще обоим языкам. Однако в русском простые предлоги в ряде случаев ударны и без логического выделения, а следующие за ними полнозначные слова безударны. Чаще всего ударны предлоги на, за, под, по, из, без. Аналогично обстоит дело с частицами не и ни (например: не был, к чему, нехотя, не во что, где бы я ни был).

Организуя фонологическое слово, ударение создает определенную ритмику речи, обнаруживающуюся в соотношении силы ударных и безударных слогов. Наиболее очевидно ритмизующая функция обнаруживается у так называемого второстепенного ударения. Его особенности различаются в немецком и русском языках в двух основных отношениях.

Во-первых, в немецком языке главное ударение чаще всего бывает первым, а второстепенное - вторым (это относится как к сложным словам типа Halstuch, так и к производным со слабоударными суффиксами типа Verschiedenheit). При большей или равной ударенности второго элемента по сравнению с первым обычно реализуются некоторые лексические различия (ср.: ґblutarm, ґblutґarm). В русском второстепенное ударение, как правило, бывает первым, а главное -- вторым (например: дальневосточный, идолопоклонник, миролюбивый).

Во- вторых, за редкими исключениями, наличие второстепенного ударения в немецком сложном слове обязательно. В русском языке многие широкоупотребительные сложные слова (типа водовоз, паровоз, миномет) с малопротяженным первым элементом второстепенного ударения не имеют. Более того, наличие второстепенного ударения в русских сложных словах обусловлено не столько их структурой, сколько книжным характером, то есть причиной стилистической (ср., с одной стороны, машиностроение, сельскохозяйственный и, с другой, гальванопластика, киносценарий).

Трудности, возникающие при обучении немецкому произношению.

Ниже перечислены главные трудности, с которыми сталкиваются русскоязычные учащиеся при овладении немецким произношением.

Во-первых, трудно усваивается фиксированный характер немецкого ударения и его тяготение к началу слова. Ошибки особенно многочисленны при произношении интернационализмов.

Во-вторых, -- и это значительно труднее преодолевается -- комбинированный (динамически - квантитативно - квалитативный) характер русского ударения переносится на немецкую речь, затрудняя овладение не только немецким ударением, но и признаком длительности (напряжённости) гласных, а также особенностями их редукции.

В-третьих, достаточно трудны для русских длительные последовательности безударных слогов в немецком языке (по аналогии с ритмикой русской речи в них появляются избыточные ударные слоги), постоянная безударность некоторых классов слов (наиболее часто отмечается ошибочное ударение отрицания nicht), особенности немецкого второстепенного ударения.

В последнем случае трудности усугубляются тем, что подлежащий усвоению в рамках школьного курса немецкого языка круг сложных слов в основном исчерпывается бытовой лексикой (слова типа Tischlampe, Schriebtisch, Esstisch), то есть как раз теми единицами, для которых в русском языке второстепенное ударение нехарактерно. Интерферирующее влияние оказывает также и различие в месте главного и второстепенного ударений немецкого и русского языков.

Во всех случаях профилактика и преодоление ошибок являются достаточно трудоемкой работой и невозможны без хотя бы минимальных комментариев и разъяснений. Опоры на родной язык в силу значительности расхождений при этом лучше избегать. Так, при обучении немецким сложным словам целесообразно отталкиваться от немецких производных слов со слабоударными суффиксами, но никак не от соответствующих единиц русского.